Реформы витте. Денежная реформа С.Ю.Витте


Введение…………………………………………………………………………3

    Предпосылки проведения реформы………………………………………4

    Подготовка к реформе: задачи и пути их достижения…………………..6

    Хронология и суть реформы………………………………………………9

    Итоги реформы…………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………..17

Введение

Конец XIX – начало XX вв. ознаменовался динамичным развитием российской промышленности. Успехи в развитии отечественной промышленности в частности объясняются денежной реформой 1895-1897 гг. Проведение данной реформы было обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости российского рубля. Это привлекло бы иностранные инвестиции, которые были так нужны промышленности в условиях нехватки внутренних капиталов. Она отразила острую потребность государства преодолеть архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и, в первую очередь, самого рубля. Несмотря на некоторые недостатки, реформа признана успешной. Денежная реформа Витте явилась локомотивом, который потащил и ускорил модернизацию России.

Я выбрала данную тему потому, что меня как будущего финансиста заинтересовал вопрос: как возможно с помощью реформы в денежной сфере воздействовать на экономическое развитие страны. Реформа Витте наглядно показывает, что компетентные изменения в денежной системе во многом помогают ускорить процесс модернизации экономики.

Цель данной работы – анализ условий проведения реформы, раскрытие ее сути и значения для экономики страны. Актуальность темы заключается в бесценности исторического опыта для современных экономических процессов. Анализ прошлого опыта страны в проведении реформ существенно облегчает задачу эффективного решения современных проблем.

  1. Предпосылки проведения реформы

Развиваясь в русле мировых тенденций экономического развития, русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв вступил в империалистическую стадию. Этому способствовал промышленный подъем 90-ч гг XIX в, который наблюдался в большинстве развитых государств того времени. В 90-е годы XIX века в экономике России занимают прочные позиции монополистические объединения - картели и синдикаты, возникает много акционерных коммерческих банков. Для обеспечения устойчивого развития экономики необходима была стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Провал попыток укрепления кредитного рубля в 60-е-80-е годы XIX века заставил правительство полностью отойти от дефляционной политики, то есть отказаться от восстановления прежней покупательной способности рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения. С начала 80-х годов XIX века в России все более настойчиво звучали голоса сторонников перехода к золотой валюте.

«Во второй половине XIX века по мере развития капиталистических отношений в Европе, увеличения торговых и промышленных оборотов, размеров платежей роль золота в денежном обращении западноевропейских стран становилась все более значительной. Первой золотомонетный стандарт ввела Великобритания в 1816 году. В начале 70-х гг к золотому денежному обращению перешли Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Франция, Италия, Бельгия и Греция» 1 .

Вхождение России в мировой рынок вызывало настоятельную потребность в создании денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых странах. Неразменность кредитного рубля была причиной очень резких колебаний его валютного курса. Несмотря на то, что рубль был полностью конвертируемой валютой, продажа иностранной валюты за рубли внутри страны была свободной, и разрешался неограниченный вывоз кредитных рублей за границу, - эти колебания препятствовали интенсивному развитию внешней торговли и соответственно уменьшали доходы бюджета. Кроме того, они мешали притоку в страну иностранного капитала, так как делали будущие прибыли (в золотой валюте) неопределенными, а сами инвестиции - рискованными. В связи с этим основными причинами денежной реформы 1895-1898 гг. стали фискальные интересы, заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Что же такое система золотого монометаллизма или «золотой стандарт»? Под «золотым стандартом» понимается такая денежная система, когда золото официально признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Данная денежная система обладает многими преимуществами, важнейшая из них - режим золотомонетного стандарта по сути дела был не подвержен инфляции, что представляло собой уникальное явление в истории мировой экономики. В случае падения деловой активности и сокращения потребности в наличных деньгах золотые монеты уходили из обращения и оседали на руках у населения в виде сокровищ, а при расширении потребности в деньгах золото вновь пускалось в обращение. При этом в отличие от предыдущих веков государство не занималось порчей монет и золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость. Золотой монометаллизм значительно упрощал оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Однако, несмотря на явные преимущества новой денежной системы, реформа встретила довольно активную оппозицию со стороны дворянско-помещичьих кругов. Это объяснялось тем, что в отличие от набиравшей силу отечественной торгово-промышленной буржуазии и зарубежных капиталистов, для которых стабильная и современная денежная система давала возможность широкого развития торговых связей и приток иностранных капиталов, представителей крупного землевладения больше устраивали неустойчивые, падающие деньги, которые позволяли увеличивать свои доходы от экспорта хлеба, одновременно снижая реальную сумму задолженности по ипотечному кредиту за заложенные имения.

    Подготовка к реформе: задачи и пути их достижения

Реформе предшествовала огромная работа по подготовке к самой реформе. Подготовительные мероприятия начали проводиться с 80-х гг. XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским. Главной целью подготовительного этапа была замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта.

Период подготовки к данной реформе был довольно длительным. Это было обусловлено, прежде всего, необычностью и сложностью цели реформы. России предстояло не просто вернуться к металлическому обращению и восстановить размен бумажных денег на металл: требовалось принципиально изменить основу денежно-валютного устройства, перейдя от серебряного стандарта к золотому.

Подготовка к реформе шла по трем основным направлениям:

    достижение положительного сальдо платежного баланса и накопление золотого запаса;

    ликвидация бюджетного дефицита;

    стабилизация валютного курса с помощью девизной политики.

Первая задача решалась за счет увеличения экспорта, в первую очередь хлеба, ограничения импорта, а также заключения внешних займов.

Основным методом ограничения импорта служила протекционистская тарифная политика. Повышая таможенные тарифы, правительство преследовало три цели: ограничение импорта, прямое увеличение доходов бюджета и золотого запаса (с 1877 г. таможенные пошлины взимались золотом или золотой иностранной валютой) и поощрение отечественной промышленности.

Обеспечивался приток иностранного капитала в различных формах государственных займов, гарантированных государством займов железнодорожных и других компаний, прямыми и портфельными инвестициями в промышленность и другие отрасли хозяйства. Общая сумма иностранных капиталов в акционерных предприятиях России увеличивалась в среднем на 69,6 млн. руб. в год. За 1881-1897 гг. поступления от реализации государственных займов на внешнем рынке составили 700 млн. золотых рублей.

Эти меры позволили добиться равновесия платежного баланса (за 1889-1894 гг. среднегодовое положительное сальдо составило 27,7 млн. золотых рублей) и увеличить золотой запас. На 1 января 1896 г. золотой запас достиг 659 млн. руб., на 1 января 1897 г. - 814 млн. рублей.

Следующим направлением подготовки денежной реформы была ликвидация бюджетного дефицита. В 70-е - начале 80-х гг. XIX в. он составлял свыше 100 млн. руб. ежегодно. Реорганизация налоговой системы, проведенная в период, когда министром финансов был Н.Х. Бунге, значительное повышение косвенных налогов и умеренный рост государственных расходов позволили резко сократить превышение расходов над доходами. Это давало возможность использовать заграничные займы на текущие расходы, а в государственной казне накапливать золото.

«Наибольшие трудности в подготовке реформы создавали резкие колебания валютного паритета кредитного рубля. Эти колебания объяснялись рядом причин. Во-первых, русский кредитный рубль не пользовался доверием биржевых и банковских кругов Запада, так как в России в течение 40 лет были расстроенное денежное обращение и пассивный платежный баланс. Во-вторых, рубль представлял идеальный материал для валютной спекуляции на европейских валютных биржах. В-третьих, во второй половине 80-х гг. колебания курса усилились из-за валютной политики, проводимой министром финансов И.А. Вышнеградским». 2

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. В качестве основного метода воздействия на курс рубля стала широко применяться девизная политика. Суть девизной политики состояла в том, что Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту (тратты) и таким образом не позволял курсу кредитного рубля упасть, а также скупал всю сумму предложения девиз, не допуская резких повышений курса.

В результате применения административных и экономических мер удалось значительно сократить масштабы спекуляции. Разница между высшим и низшим курсом сократилась до 5,36% в 1893 г., 2,08% в 1894 г. и 1,59% в 1895 году.

Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала благоприятные предпосылки для проведения денежной реформы - то есть для фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

«Прежде чем приступать к реформированию, необходимо было окончательно решить, в каком направлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (серебро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра, накопленные в стране. Вдобавок ко всему цена золота отличалась стабильностью, и это послужило чрезвычайно важным аргументом для сторонников реформы» 3 .

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России существовало немало проблем, требовавших неотложного решения. Одной из таких проблем были финансы - а точнее, стремительное обесценивание ходившей в то время бумажной валюты.

Жители Российской империи могли расплачиваться как серебряными монетами, так и ассигнациями - однако два этих платежных средства никак не зависели друг от друга, и к тому же бумажных денег было намного больше. С каждым годом их число возрастало, и соответственно, ценились они все меньше и меньше.

Суть реформы Витте

Сергей Витте, бывший в то время министром финансов, решил обратиться к опыту других стран - Франции, Англии, Греции. В перечисленных странах функционировала двойная система валют - бумажные деньги поддерживались золотом или серебром, а во Франции обоими металлами одновременно. И количество ассигнаций строго зависело от количества реальных драгоценных запасов - поэтому и обесценивания при такой системе не происходило.

В 1895 году проект был представлен на рассмотрение самому императору - и получил высочайшее одобрение. Надо отметить, что такую финансовую реформу пытались провести и до Сергея Витте. Однако его предшественники не добивались успеха из-за ослабленных резервов империи. Витте повезло - на тот момент, когда он предложил свой законопроект, золотые запасы страны находились в стабильном, уверенном состоянии.

В ходе реформы, продолжавшейся с 1895 по 1897 год, в финансовой системе изменилось следующее:

  • госбанки получили право свободно приобретать золото, как и некоторые частные финансовые конторы;
  • золото беспрепятственно принималось к оплате во всех государственных учреждениях, причем касалось это как недавно отчеканенных, так и старых золотых монет;
  • были введены «ходовые» золотые монеты десятирублевого и пятирублевого достоинства;
  • государство установило четкий обменный курс - одна монета достоинством в пять рублей стоила ровно 7 бумажных рублей и 40 копеек.

Результат денежной реформы С.Ю. Витте.

Реформу и её итоги можно оценивать положительно. В результате проведения денежной реформы Витте за два года количество бумажных ассигнаций приблизительно сравнялось с объемами золотого запаса - и таким образом, финансовая система стала абсолютно стабильной . Это взбодрило как внутреннюю экономику, так и иностранные вливания. Важно отметить, что инновации Витте не сказались негативно на жизни простых граждан империи - потрясений из-за девальвации не произошло, качество жизни людей осталось прежним.

15 января 1897 года 119 лет назад император Николай II издал указ о чеканке золотой монеты. Тем самым было положено начало денежной реформы министра финансов Сергея Витте.

Промышленный подъем, начавшийся в 1893 году, требовал средств, а свободная наличность в кассе Госбанка не превышала 20 миллионов рублей.

В конце 1895 года Витте изложил Госсовету основные положения денежной реформы, державшиеся до того в строгом секрете: ввести золотое обращение и стабилизировать рубль с помощью девальвации. Однако большинство Госсовета выступило против, считая девальвацию «унижением достоинства государства». Противодействовали введению золотого обращения и иностранные финансовые круги, которые боялись потерять средства от биржевых спекуляций с рублем.

Поняв, что свою реформу ему через Госсовет не провести, Витте обратился непосредственно к Его Величеству, и в начале января 1897 года Николай II собрал финансовый комитет под своим председательством. «На этом заседании и решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте, которое во всех отношениях укрепило Россию», - вспоминал потом Витте. Он хотел также ввести и золотую разменную монету - русь, были даже отчеканены ее образцы, но чтобы избежать путаницы с мелкой монетой, от этого проекта отказались.

За основу денежной системы был принят золотой рубль, содержавший 0,77 г чистого золота. В обращение вводились золотые монеты 5- и 10-рублевого достоинства, имевшие свободное хождение наравне с бумажными деньгами. Финансовая стабильность обеспечивалась устойчивым соотношением между общей массой бумажных денег и золотым запасом страны.

Финансовая система России была подорвана недавней русско-турецкой войной. Объем импорта рос более быстрыми темпами, чем размер экспорта. Государственный банк для погашения бюджетного дефицита печатал необеспеченные казначейские билеты. Темпы инфляции были вполне сопоставимы с темпами инфляции времен экспериментов наших младореформаторов.

Витте не просто "привязал" рубль к золоту. Даже доход с внешних кредитов был гарантирован в граммах этого драгоценного металла. И для заемщиков главным вопросом стало уже не то, сколько занять, а как преумножить состояние после возврата долга, стимулировать спрос населения, расширить внутренний рынок, развить национальные производительные силы.

Важно и то, что Витте точно просчитал момент для начала денежной реформы, провел большую подготовительную работу. Вот что он писал царю:

"Настоящее время, сравнительно с теми, когда бывшими министрами финансов были возбуждаемы вопросы о разрешении сделок на металлическую валюту, представляется наиболее удобным для принятия некоторых мер в области денежного обращения ввиду:

а) спокойного политического положения дел,

б) достигнутого в течение ряда лет равновесия между государственными доходами и расходами,

в) благоприятного настроения публики и большинства биржевых кругов к финансам России,

г) значительной устойчивости курса кредитного рубля,

д) значительного размера золотой наличности Государственного казначейства и Государственного банка".

Увы, российские младореформаторы не могут похвастаться тем, что они подгадали свои преобразования под аналогичные условия. А ведь надо учесть еще и то, что во времена Витте не было столь масштабной глобализации мировых рынков и высокой технологичности производства.

Царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года. Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на "старые" с разницей 1 к 1.5. Был введен свободный размен золота на кредитные билеты.

"Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было... И не единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей", - писал в своих воспоминаниях Витте.

Согласитесь, исторические параллели напрашиваются тут сами собой. В связи с этим небезынтересны для всех нас некоторые мысли Витте, не потерявшие за 100 лет своей актуальности:

"Наш государственный долг, вследствие расстройства и неустойчивости денежной системы, потерял всякую определенность. Действительный размер его - не есть величина постоянная" . Это выдержка из речи министра финансов в Общем собрании Государственного совета, произнесенной Витте 28 декабря 1895 года.

"Неустойчивость денежной системы порождает прежде всего крайнюю неустойчивость товарных цен, притом неустойчивость весьма беспорядочного, неравномерного и случайного характера". И эта фраза была произнесена в том же 1895 году.

Витте вошел в историю не только как отец денежной реформы конца XIX века. Ему принадлежит почин в устройстве Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде и русского отдела Всемирной выставки в Париже, наглядно знакомивших современников с экономическим состоянием России.

Прочность российских финансов позволила ослабить негативные последствия промышленного кризиса начала ХХ века и относительно спокойно пережить русско-японскую войну 1904-1905 годов. Даже поражение в этой войне и начавшаяся революция не поколебали уверенность иностранных банкиров и промышленников в твердости российского рубля: в сентябре 1905-го Витте заключил заем на колоссальную по тем временам сумму - 2,5 млрд франков (один млрд. золотых рублей).

Характерно, что даже в эти годы продолжался обмен бумажных денег на золото, он прекратился лишь с началом первой мировой войны. Удачно проведенная реформа и сбалансированный бюджет позволили России накопить к началу войны более 500 млн. свободной наличности.

Может быть, уже назрела необходимость снова воспользоваться этим опытом?

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.

В XIX в., особенно в последней его четверти, большинство стран перешло к золотовалютной системе в связи с громадным ростом товарного обращения и развитием кредита. Англия фактически перешла к золотой валюте в конце XVIII в., а официально золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г. В 70-х годах он был введен в Германии, в скандинавских странах, в странах латинского монетного союза (Франции, Италии, Бельгии и Швейцарии), а также в Греции и США, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 9.. Таким образом, на данном принципе основывалась вся мировая экономика. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - С. 248..

Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наи-большего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия тако-го режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Коми-тетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правитель-ства в области валютной политики, ограничения в пользовании золо-той валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2 / 3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложивше-гося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государствен-ным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 15..

Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. "Его Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

Первый закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты -империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Нако-нец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения се-ребряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В сво-их воспоминаниях С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами".

В результате подготовительных мер денежная реформа проводи-лась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотноше-нию между казначейскими билетами и их золотым содержанием. По-этому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспре-деления доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось" Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 16.. Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.

Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комис-сия, созданная 6 октября 1895 г. "для разработки с юридической сторо-ны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, про-фессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992. - С. 30 - 31..

Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредито-рами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской эконо-мики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направ-ленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но умень-шила стоимость заимствования. Задолженность государства возро-сла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного иму-щества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 17.

Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны". Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.

Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета.

Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д. Лутохиным: "Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты" Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4. - С. 18..