Отрасли специализации китая кратко самое главное. Промышленные центры китая

, Цзянси , Чжэцзяне , Фуцзяне, Аньхое, Цзянси и др., а также в Шанхае , Тяньцзине , Чунцине и Гонконге . Для Китая характерна кластерная организация промышленного производства. Так, большая часть производителей печатной и канцелярской продукции сконцентрированы в двух уездах провинции Чжэцзян к югу от Шанхая: Цаннань города Вэньчжоу и в Нинхай города Нинбо . В том же Вэньчжоу располагаются многие производители замков (район Оухай), а в уезде Пиньян производят упаковочные пластиковые пакеты. В уездах в окрестностях Вэньчжоу действует крупнейший в мире обувной кластер. Уезд Гучжэн города Чжуншань провинции Гуандун недалеко от Гонконга известен производством светильников. В районе Хуаду на севере Гуанчжоу образовался автомобильный кластер, а в уезде Шилин - мировой центр производства сумок.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций . Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

История

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов . Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23 % промышленного производства и 40 % экспорта Китая.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступление в ВТО . Вследствие чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги .

Лёгкая промышленность

Добывающая промышленность

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча также нефти, газа, урана . В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден , ванадий , сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х годах прошлого века в добычу этих ископаемых сегодня Китаю принадлежат 95 % их мировой добычи .

Нефтедобыча

Китай - 2-й в мире (после США) потребитель сырой нефти (349,8 млн т в 2006; 223,6 млн т в 2000), а также её нетто-импортёр (с 1993). Чистый импорт (импорт минус экспорт) нефти 159,3 млн т (2007), или ок. 46 % всего объёма потребления; по прогнозам, к 2020 степень зависимости от внешних поставок возрастёт до 60 %. Основные поставщики нефти - Иран , Саудовская Аравия , Ангола , Россия , Оман .

Добыча газа

Добыча природного горючего газа (в том числе попутно из нефтяных месторождений) 117,1 млрд кубометров (2007; 27,2 млрд кубометров в 2000). Предпринимаются значит. усилия для ускоренного роста объёмов добычи с целью повышения доли природного газа в структуре энергопотребления страны (до 5,3 % в 2010; 10 % в 2020).

Основные районы добычи:

  • Провинция Сычуань (40 %),
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район (28 % общего объёма в 2006; Таримский нефтегазоносный бассейн и др.),
  • Шэньси (14 %) и др.;

Природный газ добывают также на шельфе Южно-Китайского моря. Главная проблема отрасли - территориальный разрыв между основными районами добычи горючих газов (на западе страны) и потребления (главным образом в восточных районах Китая). Для решения проблемы дефицита горючих газов (возник в 2008) началось создание припортовых комплексов приёмки и регазификации импортного сжиженного природного газа. По использованию горючих газов угольных шахт (метана и др.) Китай уступает лишь США.

Добыча угля

Металлургия

В 2016 году КНР - крупнейший в мире производитель стали.

металлургический завод в КНР

Машиностроение

Быстрыми темпами развивается машиностроение : общее , тяжёлое , энергетическое, станкостроение , производство промышленного оборудования, транспортное, сельскохозяйственное, судостроение, автомобильная, электронная, авиационно-космическая промышленность. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Харбин, Пекин, Шэньян, Тяньцзинь, Далянь, Чунцин, Нанкин, Гуаньчжоу, Циндао, Чжэнчжоу, Сиань, Чэнду и др.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3 % (2000) до 13 % (2012) (доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17 %, а Японии - с 21 до 16 %, лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37 % глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 года).

Судостроение

К 2018 г. Китай освоил производство (получив технологии от России) турбинных лопаток, важнейший и высокотехнологичный компонент газовых турбин , которые теперь могут быть использованы в самых современнх кораблях.

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она развивается очень высокими темпами. С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире, ежегодно выпускающем в последние годы автомобилей больше, чем следующие два автопроизводителя (США и Япония) вместе взятые, или больше, чем все страны Евросоюза вместе взятые .

Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Потребности внутреннего рынка Китая в автомобилях в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9-10 % от объема продаж, хотя еще в начале 90-х рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством.

Аэрокосмическая промышленность

Авиапром см. Список самолётов и вертолётов Китайской Народной Республики Космическая промышленность

С 2003 года Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой , самостоятельно проводящей пилотируемые полёты . С 2010 года, уступая только России, Китай ежегодно производит больше космических запусков, чем США. Китай стал третьей страной, пославшей на Луну луноход (2013), также - вернувшей на Землю с Луны КК (2014).

Высокие технологии

Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США

В районе Хайдянь , севернее Пекина , создана китайская «Силиконовая долина », а в ряде крупных городов - также современные национальные индустриально-технологические парки . с 2005 года Китай уверенно лидирует в мире в целом по объёмам

Промышленность

До революционный Китай был полуфеодальной страной с не национализированной системой экономики и неразвитым производством. Но после 1949 года в короткие сроки в республике была осуществлена индустриализация, многократно выросло производство промышленной продукции, расширялась ее отраслевая структура.

Дореволюционная промышленность занимала второстепенное место в экономике Китая. В 1946 году в национальном доходе на ее долю приходилось немногим более 10%. В 1949 году страна уже занимала 9 место в мире по добыче угля, 23 по выплавке чугуна, 26 по выплавке стали и 25 по производству электроэнергии.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разве данные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходится на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находится вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходится 21% производства топливо энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа.

Тем не менее, в Китае до сих пор ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходится более 21% всей производимой промышленной продукции. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того, в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная, тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Сельское хозяйство

В 1949 году в структуре общественного производства и национального дохода Китая на сельское хозяйство приходилось около 70%. За годы послереволюционного развития относительное значение сельского хозяйства уменьшилось, но его положение как базовой отрасли экономики сохранилось, оно остается главным поставщиком сырья для легкой промышленности (70%). Число занятых в сельской местности составляет 313 млн. человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики вместе взятых.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя.

Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того, в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.

В условиях Китая важное значение имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рабс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).

Не последнее место занимает Китай и по выращиванию чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века он становится общепринятым напитком.

Высокая плотность населения и интенсивное использование земельного фонда отражаются, прежде всего, на развитии животноводства, роль которого в целом незначительна. В Китае исторически сложилось два типа животноводства. Один тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер; в земледельческих равнинных районах разводят преимущественно свиной, тягловый рабочий скот и птицу. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство.

Основные показатели экономического развития

Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином (Deng Xiаорing), уже приносят зримые плоды.

По данным китайской статистики, с 1978 по 2002 годы ВВП страны в текущих ценах вырос в 28 раз (с 362,4 до 10.267,2 млрд. юаней, или с 43,8 до 1.240 млрд. долл. - в среднем за год на 9,8%). Фактически намеченное удвоение ВВП на 1980-2000 годы было выполнено на 5 лет ранее, а к 2001 году намеченный показатель был превышен более чем на 50%. В соответствии с обычными методиками подсчета, страна имеет шестую по величине экономику в мире. Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют (Рurchаsing-роwer Раrity) - методику, уменьшающую искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, - то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США (китайское правительство не признает данный факт из тактических соображений). ВВП на душу населения увеличился в 21 раз (с 379 юаней в 1978 году до 7.977,6 юаней в 2002 году, или с 45 до 964 долл.). Тем не менее, по данному показателю Китай отстает и от развитых, и от многих развивающихся стран: например, только в 1997 году этот показатель в Китае составил 740 долл., тогда как в Японии, США и Австралии в 1993 году он равнялся 34.211, 25.385 и 15.044 долл. соответственно, причина чего состоит в большой численности населения Китая при относительно низком уровне экономического развития и высоком удельном весе сельского населения.

Согласно статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны. Если в 1978 году на первичную сферу приходилось 29,8%, на вторичную - 48,2% и на сферу услуг - 23,7%, то в 2001 году 49,2, 18 и 32,8% соответственно.

За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83.700 государственных предприятий в городе и 264.700 колхозов в деревне, производивших 80,8 и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118.000, производили 33,9, коммерческие фирмы - 36,6, частные предприниматели - 12,9 и совместные предприятия - 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1.000 человек.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, величина которого была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 году до 3,3% ВВП в 2002 году, в стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции: например, если в 2002 году наблюдалась дефляция 99,2%, то в следующем году - инфляция 0,6%.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения иностранных инвестиций, достигнувшим в 2000 году 47 млн. долл.

Номинальный располагаемый доход на душу городского населения, составляющего 36% китайцев, увеличился от 1.510 юаней в 1990 году до 8.472 юаней в 2003 году, а с учетом роста цен - в 2,6 раза. Номинальный располагаемый доход на душу сельского населения вырос со 686 юаней до 2.622 юаней, в реальном же исчислении - в 3,8 раза.

В связи с необходимостью трудоустройства новых абитуриентов и миграции в поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в город положение с занятостью является крайне напряженным: в частности, с 1978 по 2002 годы число зарегистрированных безработных увеличилось от 5.300 до 7.500 тыс. чел., а безработица выросла от 5,3 до 7%.

Несмотря на явные экономические успехи, КНР предстоит разрешить противоречие между среднедушевыми и абсолютными показателями экономического развития страны и проблему экстенсивного типа экономического роста, что в настоящее время обуславливает низкую по международным критериям эффективность экономики.

Основные отрасли производства можно представить в виде "Китайской модели экономики" (см. Приложение 2).

Транспорт

Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине ж/д путей Китай занимает 3 место в мире, протяжённость железнодорожной сети Chinа Rаilwаys составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км).

В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу ж/д сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана.

Размер колеи 71 898 км ж/д путей - 1435 мм (18 115 км из которых электрифицированы), 3 600 км промышленных путей имеют размер 1000 и 750 мм. В 2004 году на балансе Chinа Rаilwаys числилось 15 456 локомотивов.

Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км). Среди известных дорог - Каракорумское шоссе и Бирманская дорога.

В Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли. Крупнейшие 16 портов Китая имеют оборот в 50 млн тонн в год. Суммарный оборот Китая превышает 2890 млн тонн. По оценкам к 2010 году 35 % мировых водных перевозок будет производиться в Китае. В 2004 году торговый флот Китая составил 3497 судов.

Длина китайских рек, озёр и каналов доступных для навигации оценивается в 140 тыс. км, по которым в 2003 году было перевезено около 1,6 трлн т груза и 6,3 трлн пассажиров на км в более чем 5100 внутренних портов.

В результате бурного роста гражданской авиации (CААC) к 2007 году Китай располагал примерно 500 аэропортами, 400 из которых имели асфальтированные ВПП. С увеличением числа аэропортов, увеличилось и число авиаперевозчиков.

Общее количество воздушных судов в континентальном Китае оценивается в 1580 единиц в 2010 году (в 2006 году их было 863). К 2025 году цифра возрастёт до 4000.

Туризм

Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

Центром туризма Китая можно назвать Пекин. Столица Китайской Народной Республики - город центрального подчинения. Пекин - это важнейший политический, экономический, культурный, исторический и туристский центр страны.

В настоящее время Китай превратился в ведущий туристский центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов страна вышла на четвертое место в мире.

В последние годы столицу Китая ежегодно посещают свыше двух миллионов иностранцев. В городе насчитывается около 200 основных объектов туризма, однако большинство туристов знакомится лишь с самыми известными достопримечательностями.

До 2010 года, Китай будет усиленно стремиться достичь уровень прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма должен достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира. Уровень развития внутреннего туризма должен достичь 1,69 миллиарда человека-раз, прирост 8% в среднем ежегодно. Доход от внутреннего туризма должен достичь уровня 850 миллиарда китайских юаней (примерно 106 миллиарда долларов США), ежегодный прирост должен составить 10%. Обобщенный доход от туризма в Китае должен достичь уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDР (обобщенного национального продукта). Достичь уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов человек косвенной занятости в туризме.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

Кто бы мог подумать, но практически до середины XX века Китай был не очень развитой с экономической и промышленной точки зрения страной. В экономике прослеживалась сильная сырьевая и аграрная ориентация. С 1949 года, когда была создана КНР, ситуация стала меняться в лучшую сторону. За несколько следующих десятков лет в Китае появилось около четырехсот новых предприятий, а объем производства за полвека вырос в 39 раз.

Активное развитие экономики и промышленности Китая началось еще в далеком 1978 году. Именно тогда руководство страны начало проводить в жизнь либеральные экономические реформы, тот самый «новый курс», способствующий естественному стабильному развитию Китая. И прежде всего преобразования коснулись основных отраслей промышленности: в страну стали привлекать инвестиции, многие производства переориентировали на экспорт, создавали особые экономические зоны с благоприятным деловым климатом, налоговыми льготами и упрощенным администрированием. В итоге к сегодняшнему дню Китай стал одним из мировых лидеров по производству многих товаров. Также сегодня Китай - одна из ведущих стран по количеству заводов. В стране представлено свыше 360 отраслей производства. Самые крупные центры промышленности Китая сконцентрированы преимущественно в восточных провинциях (Ляонин, Шанхай, Цзянсу, Гуандун и т. д.).

Легкая промышленность

25 ТЫСЯЧ

текстильных компаний рассредоточены по всему Китаю

Легкая промышленность - одна из системообразующих отраслей Поднебесной, так сложилось исторически, еще с дореволюционных времен.

В структуре экономики страны на пищевую и текстильную отрасли приходится примерно пятая часть всей промышленной продукции.

25 ТЫСЯЧ

текстильный компаний рассредоточены по всему Китаю

Всего на территории Поднебесной насчитывают около 25 тысяч текстильных компаний, они рассредоточены по всей стране.

Пищевая промышленность и сельское хозяйство

И без того многочисленное население Китая постоянно растет, что приводит и к росту потребления продовольствия. В связи с этим пищевая промышленность и аграрная отрасль также являются ключевыми в Китае и признаны системообразующими на уровне государства.

Предприятия пищевой промышленности располагаются в основном на юго-западе страны. На северо-западе сосредоточены компании, занимающиеся животноводством, на северо-востоке - масломолочные и сахарные производства. Всего в Китае работает около 65–70 тысяч предприятий пищевой индустрии.

Кроме того, в КНР всячески поддерживают фермеров на государственном уровне, например, крестьяне освобождены от сельскохозяйственного сбора, налогов на продукцию, забой скота и других сборов. Также фермерам доступны субсидии, дотации, льготные кредиты и даже безвозмездная помощь. Помимо всего прочего, государство гарантирует фермерам закупку урожая, то есть крестьяне могут не беспокоиться о поиске рынка сбыта, сезонности, скоропортящейся продукции (например, если они производят молоко и фрукты). Все эти меры поддержки привели к тому, что в Китае очень сильная селекционная наука: китайцам удалось вывести ряд сельскохозяйственных культур с урожайностью, в разы превышающей показатели по подобным сортам.

Нефте- и газодобыча

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

В Китае располагаются большие залежи сырьевых ресурсов, нефти, газа, угля, однако страна нацелена больше на развитие перерабатывающих производств, нежели на добычу.

Китай - крупный производитель нефти. В стране добывают около 4 млн баррелей в сутки. Нефть разная - от легкой малосернистой до тяжелой парафинистой.

4 МЛН БАРРЕЛЕЙ

нефти в сутки добывают в Китае

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газа. Объем запасов природного газа Китая, по разным оценкам, составляет более 4000 млрд тонн. Причем всего 4% месторождений разработаны.

Тяжелая промышленность

Высокими темпами развивается и тяжелая промышленность Китая. Это не только системообразующая для производства сфера, но и социальный сектор: на предприятиях тяжелой промышленности работают около 60% «производственников».

Наиболее развитые направления - станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение.

В последние годы прослеживается тенденция сокращения объемов производства в этой сфере, однако этот тренд характерен для многих стран. Во всем мире происходит замедление темпов роста потребления, поэтому избыточные мощности приходится перераспределять или ликвидировать.

Сегодня в Китае насчитывается, например, около 60 заводов в сфере машиностроения, 1500 металлургических заводов (преимущественно черной металлургии).

В Китае производится более 1000 видов стали, в том числе с высокими техническими характеристиками (например, сплавы для авиационной отрасли, отличающиеся высокой жаропрочностью, сплавы для добывающих предприятий, устойчивые к работе в сложных температурных условиях, и др.). Также активно развивается цветная металлургия: в недрах Китая располагаются залежи меди, марганца, цинка, серебра, золота, свинца и других руд.

Считается, что по числу промышленных предприятий Китай - мировой лидер. Кроме того, КНР - ведущая страна по внедрению инноваций, технологий энерго- и ресурсосбережения.

Автомобильная индустрия

Для экономики Китая вообще важную роль сегодня играют технологические отрасли, например автопром. Эффективность курса на технологии, взятого властями страны некоторое время назад, довольно высока, что отражается и на отдельных отраслях, например на автопроизводстве.

Дело в том, что все иностранные автопроизводители, желающие производить машины в Китае, согласно принятому порядку, должны создавать совместные предприятия и передавать технологии местным компаниям. Поэтому примерно половина произведенных авто - это местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автобрендами (Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota). При этом в Китае до конца 2016 года отменен налог на продажи 70% авто, что также стимулирует развитие индустрии.

В отличие от США, Европы и других стран, где продажи авто продолжают снижаться, спрос на них в Китае остается стабильным. К примеру, Китайская ассоциация автопроизводителей подсчитала, что в августе 2016 года иностранные и отечественные автопроизводители продали 1,8 млн авто, на 26% больше, чем за аналогичный период 2015 года. В текущем году уже продано 14,4 млн машин, темпы явно превышают прошлогодние. Объем продаж 2015 года - 24,5 млн авто. Спрос на внутреннем рынке обеспечивается собственным производством, импорт составляет около 10% от объема продаж.

В автомобильной индустрии Китай нацелен не только на преемственность технологий, но и на развитие инноваций. Например, власти рассматривают электрические транспортные средства (электрокары) в качестве стратегически важных для экономического роста Китая. Планируемое ежегодное производство электрокаров к 2025 году - 3 млн. Сегодня в Китае продается 330 тысяч таких авто, что больше, чем в США. С помощью электрокаров в стране планируют повысить экономию топлива на 30% к 2020 году. Пока большинство электрокаров местного производства, но Китай нацелен и на расширение международного сотрудничества, к примеру, на днях стало известно, что Volkswagen создал совместное предприятие по разработке новых моделей электрокаров с китайской государственной компанией.

Девелопмент

В строительной отрасли Китай известен производством цемента, керамической плитки и кирпича. На территории страны располагаются гигантские запасы гипса, графита, кварца, высококачественных глин, асбеста, известняка и слюды.

Государство в этой отрасли, как и во многих других системообразующих отраслях, обеспечивает застройщикам львиную долю рынка сбыта. Оно заказывает строительство производственных объектов, дорог, жилых домов и тем самым обеспечивает занятость и экономический рост в индустрии.

В последние 20 лет строительная отрасль Китая также добилась существенных прорывов в применении новых технологий. Например, бетон изготавливается по современным технологиям на химических и минеральных добавках, что улучшает его состав, делая его более плотным и прочным. Кроме того, Китай - лидер по производству стальных конструкций для высотных домов.

Химическая отрасль

Эта индустрия представлена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения.

По производству минеральных удобрений КНР занимает одно из первых мест в мире. По другим направлениям Китай пока не занимает лидирующие места, но стремительно развивается.

Существенное влияние на химическую сферу оказывает активный темп развития страны и масштабная урбанизация - люди и предприятия нуждаются в огромном количестве топливных и химических ресурсов.

Финансовая отрасль

И, конечно, одной из ключевых и системообразующих отраслей экономики Китая, которая оказывает влияние и на другие сферы, а также определяет их развитие, является финансовый сектор.

Финансовой базой для развития этой отрасли стала поддержка со стороны государства и наличие национальной платежной системы UnionPay. Таким образом, был задан стратегический вектор развития системы, ориентированный на международный рынок.

Масштабы и темпы развития системы обоснованы ее структурой, она учреждена государством совместно с крупнейшими китайскими банками, однако сегодня ее участниками являются финансовые институты по всему миру. При этом сегодня UnionPay – одна из крупнейшых платежных систем мира по объему транзакций и числу выпущенных карт.

В связи с динамичным развитием промышленного производства сталь, уголь, нефть, цемент и другие сырьевые материалы, которые одно время были в дефиците, стали поставляться с избытком. Это привело к наращиванию экономического потенциала Китая, обеспечило и стимулирует поступательный и стремительный рост народного хозяйства. Одновременно с этим рынок Китая как никогда изобилует одеждой, бытовой электротехникой, пищевыми продуктами и другими товарами легкой промышленности.

Ганьсу – цветная металлургия, электроэнергетическая, нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов.

Гуандун - бытовая техника, производство пластмассовых изделий, продуктов, одежды, текстиля, электроники, электроэнергетика и металлургия.

Тяньцзинь - автомобилестроение и оборудование для механической промышленности, микроэлектроника и оборудование для связи, химическая промышленность на базе ресурсов морского дна и нефтехимическая промышленность, качественные стальные трубы и качественный стальной прокат.

Аньхой – металлургия, сельскохозяйственное машиностроение, угледобывающая промышленность, мукомольная, рисоочистительная, маслобойная, табачная, чаеобрабатывающая, хлопчатобумажная, бумажная промышленность.

Гуйчжоу – металлургическая, химическая промышленность, промышленность по добыче золота, электроэнергетика, пищевая индустрия, лесная промышленность, гидроэнергетика.

Ляонин – машиностроение, нефтехимическая и горнодобывающая промышленность, металлургия.

Сычуань – электроника, металлургия, химическая промышленность, фармацевтика, пищевая промышленность.

Фуцзянь – электроника, нефтехимия и машиностроение, легкая промышленность.

Хайнань – машиностроение, туризм, добыча полезных ископаемых, сахарная промышленность, стройматериалы и пищевая промышленность.

Хубэй – автомобилестроение, электромеханика, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, строительная индустрия.

Хунань – пищевая и текстильная промышленность, производство электроники, стройматериалов, фармацевтика и металлургия.

Хэбэй – химическая (фармацевтическая), металлургическая, машиностроительная, пищевая промышленность, производство строительных материалов.

Хэйлунцзян – нефтяная промышленность, база производства зерновых, угледобывающая, лесная, химическая промышленность и база производства крупного оборудования для электростанций.

Хэнань – угольная, нефтяная, химическая, пищевая, текстильная промышленность, стройматериалы, машиностроение, энергетика, фармацевтика.

Цзилинь – автомобилестроение, нефтехимия, пищевая, фармацевтическая, электронная промышленность.

Цзянси – автомобилестроение, машиностроение, электроника, химическая промышленность, производство стройматериалов, фармацевтика, текстильная и пищевая промышленность.

Цзянсу – текстильная промышленность и индустрия продуктов питания, добыча и обработка каменной соли, серы, фосфатови мрамора, химическая промышленность, производство строительных материалов, нефтяная промышленность.

Цинхай – машиностроение, текстильная, химическая промышленность, производство строительных материалов, металлургия, легкая и пищевая промышленность.

Чжэцзян – фармацевтика, электроника и химическая промышленность.

Шаньдун – энергоресурсы, химическая промышленность, металлургия, строительные материалы, машиностроение, электроника, текстильная, пищевая промышленность.

Шаньси – угольная промышленность, металлургия, механическая промышленность, электроэнергетика, химическая, легкая и текстильная промышленность.

Шэньси – электроника, механическая промышленность, фармацевтика, химическая промышленность, энергетика, пищевая промышленность, туризм.

Юньнань – цветная металлургия, машиностроение, производство электроэнергии, текстильная, кожевенная, пищевая, химическая промышленность, стройматериалы, полиграфическая промышленность, приборостроение.

Тайвань – текстильная, химическая промышленность, машиностроение, электронная промышленность.

Шанхай – автомобилестроение, оборудование электроники и связи, металлургия, нефтехимическая промышленность, комплектное оборудование для электростанций, хлопчатобумажная промышленность, судостроение.

Тибетский автономный район – энергетика, горная промышленность, легкая и текстильная промышленность, традиционные ремесла.

АР Внутренняя Монголия – переработка продукции сельского хозяйства и животноводства, энергетика, металлургия, химическая промышленность.

Гуанси-Чжуанский автономный район – металлургия, машиностроение, производство сахара, пищевая промышленность.

Синьцзян-Уйгурский автономный район – черная металлургия, нефтяная, угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство кожи и текстиля, сахарная промышленность.

Нинся-Хуэйский автономный район – угледобывающая промышленность, электроэнергетика, нефтепереработка, добыча известняка, слюды и асбеста.

Пекин – сталелитейная промышленность, машиностроительная и текстильная промышленность, автомобилестроение и нефтехимия, торговля.

Чунцин – машиностроение, металлургия, легкая, пищевая, химическая промышленность, электроника, электротехника, производство стройматериалов, оборудования для охраны окружающей среды.

Гонконг – текстильное и швейное производство, электротехническая и электронная промышленность, часовое производство, изготовление изделий из пластмассы и игрушек, полиграфическая промышленность. Макао– швейная и текстильная промышленность, радиоэлектроника, оптика, пищевая промышленность, традиционные ремесла.

Особенности промышленности Китая

Промышленность Китая представляет собой важный и очень динамично развивающийся сектор экономического мирового пространства. Промышленный потенциал Китая приносит около 50% валового внутреннего продукта государства.

На начало 21 века Китай становится первой мировой индустриальный сверхдержавой в области объема промышленного производства. Китай является космической и ядерной державой.

Если рассматривать количество фабрик, то Китай занимает первое место в мировом рейтинге. На сегодняшний день в Китайской Народной Республике представлено 360 отраслей. Вместе с традиционно развитыми отраслями, такими как текстильная, угольная, возникают новые сферы промышленности.

Развитие получила нефтедобывающая, химическая, фармацевтическая, авиационная и космическая, автомобильная и электронная промышленность. В последние годы в Китае было построено более 370 000 новых предприятий промышленности.

Основная часть фабрик и заводов в Китае располагается в основных индустриальных центральных частях государства, включая восточные и приморские провинции. Промышленность Китая в большей мере развивается с помощью иностранных инвестиций. Иностранная помощь заключена в налоговых каникулах, льготных импортных тарифах, облегченных правилах приема и увольнения иностранных сотрудников.

Отрасли промышленности

Замечание 1

Ведущую роль в Китае играет легкая промышленность, которая включает текстильную и пищевую отрасль. На эту промышленность приходится более 20% всей промышленной китайской продукции.

Текстильная промышленность включает более 20 000 предприятий. Пищевая промышленность функционирует с помощью более 65 000 предприятий, большая часть сконцентрирована на юго-западной части государства.

С середины восьмидесятых годов достигается обеспечение общества продовольствием, которой включает, прежде всего, фрукты, рыбу, морепродукты. Большая часть продуктов экспортируется, при этом рынок сбыта продовольствия представлен странами СНГ, в большей мере дальневосточным регионам Российской Федерации.

Помимо этого ведущим является сельскохозяйственный экспорт хлопка. Большее число китайских предприятий, занимающихся переработкой хлопка и продукции животноводства, располагаются на северо-западной части государства, фабрики и заводы по бумажной, сахарной промышленности сконцентрированы в основном на северо-востоке Китайской Республики.

Замечание 2

Экономика Китая характеризуется общемировой тенденцией снижения доли сельскохозяйственной продукции в валовом внутреннем продукте государства. Если рассматривать добывающую промышленность, то Китай - лидер в мире по добыче угля, железных, свинцово-цинковых, марганцевых, вольфрамовых руд, а также дерева.

Китай сконцентрировал 37% мирового запаса редкоземельных металлов, которые представлены молибденом, сурьмой и ванадием. Так, в ходе больших инвестиций в конце XX века, добыча данного вида ископаемых составила 95% мировой добычи.

Нефтедобывающая промышленность Китая обеспечивает примерно 16% экспортных валютных поступлений. В Китае главным образом добывается малосернистая нефть и около 1/5 тяжелой нефти. Основной объем добычи приходится на северо-восточный северо-западный регион государства, примерно 15% нефти добывается залива Бохай в Жёлтом море, а также в Южно-Китайском море.

В государстве функционирует около 30 предприятий добычи нефти, при этом общий запас составляет около 64 млрд. тонн. Китай после США является вторым в мире потребителем сырой нефти, также нетто-импортер. Чистый импорт нефти по прогнозам может составить до 60%.

Основными поставщиками нефти для Китая являются Саудовская Аравия, Иран, Россия и др.

Добыча газа в Китае заключается в добыче природного горючего газа и попутных нефтяных месторождений. Усилия предпринимаются для увеличения роста объема добычи для повышения роли природного газа в общей структуре энергетического потребления государства. Природный газ добывают на шельфе Южно-Китайского моря.

Главные проблемы отрасли заключаются в разрыве территории между основными районами добычи и потребления. Для решения вопроса дефицита горючего газа создали припортовые комплексы по приемке и регазификации импортного сжиженного природного газа.

Что касается использования горючих газов угольных шахт, то в этой сфере Китай уступает только Соединенным Штатам Америки.

В индустриальном секторе основным источником энергии является уголь, в первую очередь при выпуске стали. Основная проблема, состоящая в удовлетворении внутреннего спроса в энергетических ресурсах через уголь, заключается в рассредоточении его месторождений по всему государству.

Развитие промышленных отраслей

Развивающейся отраслью промышленности Китая является нефтепереработка и металлургия. Высокими темпами развивается машиностроение, включая:

  • общее, тяжелое, энергетическое станкостроение,
  • выпуск промышленного оборудования,
  • судостроение в транспортной сфере,
  • автомобильную и авиационную, космическую и электронную промышленность.

Позиции Китая были усилены в качестве ведущей машиностроительной державы и именно из-за повышения удельного веса в мировой торговле продукции в этих отраслях.

Аэрокосмическая промышленность представлена авиационной и космической промышленностью.

Аviation Industry Company of China является государственным промышленным гигантом, обладающим сотнями тысяч сотрудников и большими интересами в смежных промышленных отраслях. Большая потребность наблюдается и в пассажирском авиастроении, которая является перспективной отраслью Китая.

В 2003 году Китай становится космической сверхдержавой, занимает третье место в мире. Китайцы самостоятельно осуществляют пилотируемые полеты, с 2010 года они уступают только России и производят большее количество космических запусков, чем в США.

Китай становится третьей страной, которая послала на луну Луноход, также вернувшийся с земли на луну.

Китай развивается в сфере высоких технологий, электронной промышленности и военно-промышленного комплекса.