Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету: что главнее, как их применять

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней :

1. Первый уровень ¾ законы, указы Президента, постановления Правительства. Основным документом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.69 г. № 129 (в редакции ФЗ от 23.07.98 г. № 123). Этим законом определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, регулирование бухгалтерского учета, его организация, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушения законодательства РФ.

2. Второй уровень ¾ положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету содержат основные правила методологии и организации учета по отдельным его разделам. Они регулируют общие и частные вопросы построения учета и формирования учетной политики. Применение стандартов позволяет избежать ошибок при ведении учета и повышает его качество.

3. Третий уровень ¾ методические указания, инструкции, рекомендации и т.д. Эти документы разрабатываются в дополнение к учетным стандартам.

4. Четвертый уровень ¾ учетная политика организаций. Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний, инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие их учетную политику.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», учетная политика – это совокупность конкретных методов, норм ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.



Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в виде соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа. При этом они применяются всеми подразделениями организации независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности., но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) методы оценки активов и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями;

7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организация должна раскрывать такие способы ведения бухгалтерского учета , как:

ü способы амортизации основных средств, нематериальных активов;

ü оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, работ, услуг;

ü и другие способы.

Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики может производится в случаях:

1) изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей документацией. Изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменений учетной политики, оценку последствий изменений в денежном выражении.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения.

В учетной политике организации отражаются следующие направления:

I. Методика бухгалтерского учета:

1) метод определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения: по оплате или по отгрузке;

2) способы оценки основных средств и нематериальных активов;

3) сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств и нематериальных активов;

4) способы оценки материально-производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции);

5) оценка незавершенного производства;

6) порядок учета и распределения общехозяйственных расходов;

7) резервы предстоящих расходов и платежей;

8) распределение прибыли или нераспределение ее и т.д.

II. Техника ведения бухгалтерского учета:

1) разработка рабочего плана счетов;

2) определение формы бухгалтерского учета;

3) определение порядка составления отчетности;

4) установление сроков и порядка проведения инвентаризации и т.д.

III. Организация бухгалтерской службы:

1) права и обязанности главного бухгалтера;

2) порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;

3) организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.


Список литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций».

3. План счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций.

4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. Ростов н/Д, 2001.

5. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. М., 2002.

6. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации. М., 2001.

7. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.,2002.

8. Кашаев А.Н., Островский О.М. О принципах бухгалтерского учета. М., 2001.

9. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2001.

10. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. М., 2001.

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М., 2002.

12. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. М., 1999.

13. Русалева Л.А. Теория бухгалтерского учета. Ростов н/Д, 2001.

14. Палий В.Ф., Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета. М., 2001.

15. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность. М., 2001.

16. Толковый словарь бухгалтера. М., 1999.

17. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Д. Теория бухгалтерского учета. М., 2000.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Бухгалтерия - это не только дело каждой конкретной организации, но и государственное. Именно поэтому существует многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, представленная множеством нормативно-правовых актов. Учесть все законодательные требования поможет эта статья.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ на законодательном уровне имеет четкую структуру и иерархию. Во главе всего стоит, правда, не кодекс, как во многих других сферах, а «О бухгалтерском учете». В соответствии с его требованиями, должны действовать абсолютно все хозяйствующие субъекты в России. Но на его основе разработано также большое количество подзаконных актов, которые также должны применять все организации при ведении бухучета.

Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 . Рассмотрим, как это наглядно выглядит на схеме, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Итак, мы видим, что все нормативные документы по бухгалтерскому учету поместились в одну пятиуровневую систему. На каждом из уровней достигается отдельная цель. В частности, федеральный закон регламентирует только общие нормы и требования, а вот Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н , которое находится ниже по важности, регулирует частности. Именно в нем руководители и бухгалтеры могут найти ответы о практическом применении требований ФЗ № 402 и других нормативно-правовых актов. С этими двумя документами все более-менее понятно, но вот дальше идут базовые документы, с которыми бухгалтерам приходится иметь дело практически ежедневно:

  • план счетов;
  • многочисленные ПБУ;
  • положение о документообороте.

Для того чтобы лучше понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.

Базовые НПА

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н . Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок, а также их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют свой план счетов, для банков также действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в Положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер документа

Наименование ПБУ

Реквизиты Приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

«Учетная политика организации»

«Учет договоров строительного подряда»

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

«Бухгалтерская отчетность организации»

«Учет материально-производственных запасов»

«Учет основных средств»

«События после отчетной даты»

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

«Доходы организации»

«Расходы организации»

«Информация о связанных сторонах»

«Информация по сегментам»

«Государственная помощь»

«Нематериальные активы»

«Расходы по займам и кредитам»

«Информация по прекращаемой деятельности»

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

«Финансовые вложения»

«Информация об участии в совместной деятельности»

«Изменения оценочных значений»

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

«Отчет о движении денежных средств»

«Затраты на освоение природных ресурсов»

от 06.10.2011 № 125н

То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ.

Нормативная база бухгалтерского учета предполагает также использование МСФО, они введены в действие на территории России Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н . При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования По-ло-же-ния о до-ку-мен-тах и до-ку-мен-то-обо-ро-те в бух-гал-тер-ском учете, утвержденного еще Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.

Методички и внутренние нормативные акты

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о ме-то-ди-че-ских ука-за-ниях и ре-ко-мен-да-циях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают Письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие Пись-ма Мин-фи-на и не яв-ля-ют-ся НПА (п. 2 Пра-вил, утвержденных ), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.

Все они должны быть составлены с соблюдением требований «вышестоящих» ФЗ и НПА. Их целью является определение по-ря-дка ве-де-ния бух-гал-тер-ско-го учета в конкретной организации. Ведь действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.

В своей повседневной работе вы вполне можете столкнуться с ситуацией, когда нужно отразить в бухучете какую-то нестандартную операцию. Начнете изучать нормативку по бухучету и обнаружите, что норм, регулирующих учет этой операции, нет. Или, наоборот, документы, которые вам попались, содержат противоречащие друг другу требования. В попытке срочно найти нужное решение вы кинетесь обзванивать коллег или перечитывать «мегабайты» информации в Интернете. Но не факт, что и это поможет.

Мы решили написать для вас небольшую шпаргалку, которая поможет найти правду в нормативных правовых актах (НПА), регулирующих бухучет, и решить разногласия между различными бухгалтерскими правилами.

Система НПА, регулирующих бухучет

Сначала давайте посмотрим, какими нормативными актами нужно руководствоваться при организации и ведении учета и составлении отчетност истатьи 3 , 5 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ . Для наглядности мы «построили» из них пирамиду, расположив НПА по их юридической силе от вершины пирамиды (бо´ льшая юридическая сила) к основанию (меньшая юридическая сила).

1Законы от 21.11.96 № 129-ФЗ , от 06.12.2011 № 402-ФЗ ; 2Закон от 27.07.2010 № 204-ФЗ ; 3Закон от 29.10.98 № 164-ФЗ ; 4Приказ Минфина от 01.07.2004 № 180 ; 5Приказ Минфина от 29.07.98 № 34н ; 6; 7Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н ; 8Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н

* План счетов бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином, содержат лишь технические вопросы ведения бухучета и составления отчетност ип. 2 ст. 5 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ . Правил самого учета в них нет.

А вот разъяснения (письма) Минфина по вопросам регулирования бухучета нормативными правовыми актами не являютс яп. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.97 № 1009 . Поэтому решайте самостоятельно, учитывать выраженную в них позицию контролирующего органа или нет.

Кстати, если у вас есть сомнения, как проводить ту или иную операцию, вы можете попробовать сделать официальный запрос в Минфин России. Но, как правило, оттуда приходит отписка типа «в компетенцию Министерства финансов не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета» или «обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов не рассматриваются».

Два нормативных акта в одной и той же ситуации предписывают поступать по-разному? Применяйте тот документ, который имеет бо´ льшую юридическую силу

С другой стороны, если вы встречаете минфиновское письмо, хотя и адресованное не вам, но со стопроцентно вашей ситуацией и с выгодным для вас ответом, то используйте его. Например, по мнению Минфина России, организации-продавцу на период регистрации перехода права собственности на недвижимость, переданную покупателю, надо отразить выбытие объекта из состава ОС. Для этого объект можно учитывать на счете 45 «Товары отгруженные», отдельный субсчет «Переданные объекты недвижимости »Письмо Минфина от 22.03.2011 № 07-02-10/20 . А это означает, что налог на имущество по этому объекту в период регистрации можно будет не платить. Кстати, с этим согласен и ВАС РФПостановление Президиума ВАС от 29.03.2011 № 16400/10 .

Что касается международных стандартов отчетности (МСФО), то на сегодняшний день они уже вошли в действующую систему регулирования российского бухучета. Минфин России придал им официальный статус, издав Приказ о введении в действие МСФО и разъяснений МСФОПриказ Минфина от 25.11.2011 № 160н ; пп. 7 , 23 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.02.2011 № 107 .

Но составлять отчетность по международным стандартам в обязательном порядке должны не все - пока это только кредитные и страховые компании, а с 2015 г. к ним присоединятся компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран. А обычные организации применяют правила международных стандартов, если российскими ПБУ способ учета какой-либо операции не установле нп. 7 ПБУ 1/2008 .

Как принять решение, если есть вопросы

Итак, как же найти ответ на свой вопрос по учету той или иной операции, актива или обязательства? Предлагаем применять следующий алгоритм.

А теперь на примере ответов на вопросы читателей покажем, как применять этот алгоритм на практике.

Для арендатора неотделимые улучшения - это основные средства

Е.О. Муравицкая, г. Новотроицк

Мы арендуем помещение, в котором сами перенесли межкомнатные стены. Не знаем, как нам учесть затраты на ремонт. В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» сказано, что их можно учесть в составе основных средств. А вот в Методических указаниях по учету ОСутв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н говорится, что неотделимые улучшения арендованного имущества можно учесть как ОС, только если по условиям договора эти капитальные вложения являются нашей собственность юп. 3 Методических указаний по учету ОС .

: Учитывайте капвложения как свои основные средства.

Обратимся к нашей схеме. У нас имеются две противоречащие друг другу нормы: одна из ПБУ, вторая - из Методических указаний. Как мы показали в нашей пирамиде, ПБУ обладают большей юридической силой по сравнению с методичками. Поэтому применяем правило ПБУ, согласно которому можно учесть капвложения в арендованное имущество в качестве ОС независимо от наличия права собственности на капвложения. Минфин России придерживается такой же позици иПисьмо Минфина от 03.11.2010 № 03-05-05-01/48 .

К тому же по гражданскому законодательству право собственности на неотделимые улучшения всегда находится у арендодател яст. 623 ГК РФ . То есть правило, сформулированное в Методических указаниях по учету ОС, к неотделимым улучшениям просто никогда нельзя применить.

Проценты по займам - в расходы

Н.П. Андреева, г. Плесецк

Мы взяли кредит и приобрели на него товар. Как нам теперь учесть проценты по кредиту, начисленные до момента принятия МПЗ к учету? В разных ПБУ разные правила - они противоречат друг другу! Так, в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» написано, что проценты надо относить на стоимость МПЗ. А вот ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» предусматривает, что проценты надо учитывать в расходах.

: Проценты по займам в первоначальную стоимость МПЗ включать не нужно. Их надо учесть в составе прочих расходов текущего период апп. 3 , 7 ПБУ 15/2008 .

В вашей ситуации противоречия норм нет. Перед вами акты одной юридической силы, принятые в разное время, - здесь конкуренция нормы общей и специальной. Напомним, общая норма регулирует определенный род отношений, специальная норма регулирует вид отношений данного рода, детализирует общую норму или делает изъятия из нее.

В рассматриваемом примере вы подбираете правило для организации учета процентов по займам, поэтому правила ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» будут для вас специальной нормой, а правила ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» - общей. А вот если бы вы искали правило для формирования стоимости МПЗ, то специальным было бы ПБУ 5/01. Закрепите в учетной политике, какая из норм в каждой конкретной ситуации у вас является специальной. И применяйте именно ее, так как она имеет приоритет перед общей.

Вместе с тем помните, что если специальная и общая нормы содержатся в правовых актах разной юридической силы, то применять надо норму из акта большей юридической силы.

Для учета электронных денег подойдет счет 55 «Специальные счета в банках»

Л.Н. Юденко, г. Москва

Мы недавно открыли интернет-магазин (розничная торговля детской одеждой) и завели так называемый электронный кошелек для расчетов с покупателями-«физиками». Но как отражать в бухучете операции по электронному счету? Есть ли какие-либо правила для учета электронных денег или их еще не придумали?

: Действительно, специальных правил ведения бухучета для операций с электронными деньгами пока не установили. Можно говорить о пробеле в нормативном регулировании бухучета в этой сфере. Но не пугайтесь - нужно просто подобрать в действующих нормативных правовых актах нормы, регулирующие учет сходных операций (если хотите блеснуть знаниями среди коллег, скажите, что вы применили аналогию закона).

Так, деньги, которые вы перевели в электронный кошелек, можно учесть на счете 55 «Специальные счета в банках», на счете 57 «Переводы в пути» или на счете 51 «Расчетные счета »п. 18 ст. 3 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ . Все эти счета подходят для обобщения информации о наличии и движении денег.

К применяемому счету заведите субсчет «Электронные деньги», указав это в рабочем плане счетов. Аналитический учет можно вести по каждой платежной системе или по виду электронных денег. Такой способ учета электронных денег пропишите в своей учетной политик еп. 8 ПБУ 1/2008 .

Итак, предположим, вы выбрали счет 55 «Специальные счета в банках». Тогда у вас будут следующие проводки.

Содержание операции Дт Кт
На дату перевода денег с расчетного счета в электронную платежную систему (ЭПС)
Введены в ЭПС деньги с расчетного счета 51 «Расчетные счета»
На дату поступления денег от покупателя
Получен аванс от покупателя 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
или
Получена выручка от розничной продажи 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» 90 «Продажи», субсчет «Выручка»
На дату перевода денег из электронного кошелька на банковский счет
Деньги выведены из ЭПС на расчетный счет 51 «Расчетные счета» 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги»
Списана плата за вывод денег на банковский счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги»
Учтена в расходах плата за вывод денег на банковский счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Учтен НДС, предъявленный платежной системой в составе платы за услуги 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Инвестиции в искусство - внеоборотные активы

Е.С. Никонова, г. Екатеринбург

Наша организация приобрела дорогостоящую картину с инвестиционной целью - для получения дохода от роста ее стоимости при последующей продаже. В российских нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухучета произведений искусства, приобретенных на срок более года с инвестиционной целью. Можно ли нам воспользоваться правилами МСФО, чтобы отразить такую операцию в бухучете?

: Зачем вам использовать МСФО, если можно опираться на общие требования российского бухгалтерского законодательств апп. 6, 7 ПБУ 1/2008 . Давайте поразмышляем.

Ваше приобретение - явно не текущий расход, а актив, то есть хозяйственное средство, над которым организация получила контроль и которое должно принести ей экономические выгоды в будуще мп. 7.2 Концепции бухучета, утв. Минфином 29.12.97 . Причем актив внеоборотный, поскольку вы не планируете его продавать ранее чем через год. В бухгалтерском балансе стоимость картины можно отразить:

  • <или> по отдельной дополнительной строке (например, «Инвестиционное имущество») в разделе I «Внеоборотные активы», если пользователям вашей отчетности нужно четко знать, какие именно активы имеются у организации;
  • <или> по строке «Прочие внеоборотные активы», если пользователям вашей отчетности достаточно знать общую стоимость внеоборотных активов, но не важна их классификация.

В бухучете для отражения картины более всего подойдет счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Амортизировать этот актив не нужно, поскольку это предмет искусств аабз. 5 п. 17 ПБУ 6/01 .

В любом случае выбранный вами способ ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности закрепите в учетной политике.

Как учесть возвращенное лизингополучателем имущество, которое будет продано

А.Л. Кожевникова, г. Мурманск

У нас закончился срок договора лизинга, и лизингополучатель вернул нам автомобиль. Теперь мы решили продать этот автомобиль, начали искать покупателя. Как нам учесть этот объект? Ведь он уже не является имуществом, предназначенным для передачи в лизинг, и не может числиться у нас на счете 03, так?

: Действительно, автомобиль в вашей ситуации перестал быть внеоборотным активом. Но в имеющемся Приказе Минфина об отражении в бухучете операций по договору лизинг аПриказ Минфина от 17.02.97 № 15 не сказано, как учитывать лизинговое имущество, готовящееся к продаже. Загляните в нашу схему: раз в действующем законодательстве нет нормы, регулирующей такую операцию или сходную с ней, то вам надо руководствоваться общими принципами и требованиями российского законодательства о бухучете. Поэтому учтите автомобиль, предназначенный для скорой продажи, как оборотный актив. Например, переведите его на счет 41 «Товары».

Помните, что правильное применение норм, регулирующих бухучет, поможет избежать искажений в бухгалтерской отчетности. Кроме того, правильное ведение и организация бухучета позволят без ошибок рассчитывать налоги, которые напрямую связаны с бухучетом (в частности, НДС, налог на имущество), а значит, исключат вероятность ошибок и в налоговой отчетности.

Нормативный акт - это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Закон - нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции РФ и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин "законодательство" применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином "правовой акт" принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин "подзаконный акт" ("акт законодательства") применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

    Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

    Составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности. В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т.п. Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы

– методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49, типовые формы бухгалтерской отчетности. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. 3 Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности. В качестве примера приведем Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций». 4

Один из важнейших документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель г регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства; британо-американская модель г доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов). До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели). В последнее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства. Какова иерархия нормативного законодательства, регулирующего бухгалтерский учет?

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2.

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" - основной документ, на котором зиждется весь бухгалтерский учет в Российской федерации.

Но на текущий момент они не утверждены. Поэтому до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти до вступления в силу нового закона о бухгалтерском учете. Речь идет о ПБУ.

ПБУ – положение о бухгалтерском учете. В настоящий момент их насчитывается 24 штуки.

ПБУ - это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности.

Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Представители малого бизнеса могут не применять некоторые ПБУ.

Сразу отметим, что начинающий бухгалтер, начав изучать Положения столкнется с достаточно «сухим» нормативно-правовым языком, и самое главное не найдет в ПБУ бухгалтерских проводок.

В нормативно-правовом регулировании предполагается, что Положения о бухгалтерском учете описывают порядок учета отдельных активов (обязательств, операций), а само отражение их на счетах бухгалтерского учета исходит из другого документа – Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, который утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н. К нему утверждена и Инструкция по его применению.

На основании данного документа (плана счетов и инструкции) начинающий бухгалтер сможет отразить возникшую хозяйственную операцию (факт хозяйственной жизни) на счетах бухгалтерского учета, но обязательно с учетом требований установленных соответствующими ПБУ.

ПБУ, которые действуют в 2015 году:

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/01 Учет основных средств

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/99 Доходы организации

ПБУ 10/99 Расходы организации

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию

ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений

ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

ПБУ, которые могут не применять малые компании (субъекты малого предпринимательства):

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (п. 3 ПБУ 8/2010) – если отказаться от ПБУ 8/2010, компании не нужно будет создавать резервы предстоящих расходов;

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда (п. 2.1 ПБУ 2/2008) – если отказаться от ПБУ 2/2008, компания сможет учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя специальные корректировки;

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль (п. 2 ПБУ 18/02) – если отказаться от ПБУ 18/02, компании не нужно будет выявлять в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы и формировать такие показатели, как постоянные налоговые активы и обязательства и отложенные налоговые активы, и обязательства;

ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности (п. 3.1 ПБУ 16/02) – если отказаться от ПБУ 16/02, компании не нужно будет раскрывать в годовой бухгалтерской отчетности информацию по прекращаемой деятельности. Это ПБУ могут не использовать в работе все малые предприятия, за исключением эмитентов, публично размещаемых ценные бумаги;

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008) – если отказаться от ПБУ 11/2008, компании не нужно будет отражать в годовой отчетности сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на вашу фирму. Могут не применять все малые компании, за исключением тех, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично;

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам (п. 2 ПБУ 12/2010) – если отказаться от ПБУ 12/2010, компании не нужно будет отражать в годовой бухгалтерской отчетности информацию по сегментам (видам деятельности, продукции);

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств (п. 2 ПБУ 23/2011) – если отказаться от ПБУ 12/2010, компании не нужно будет раскрывать в годовой отчетности информацию о движении денежных средств.

Не входят в состав так называемых ПБУ следующие регулирующие документы, имеющие статус Положений:

«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»(Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010))

«Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160)

Рекомендации по ведению бухгалтерского учета относятся к документам, которые устанавливают правила организации и ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах. Однако ни одни рекомендации не имеют юридической силы нормативно-правового акта, они носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.

Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" - фонд издает толкования и разъяснения, которые можно найти на его официальном сайте.

Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), например, он разработал Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (одобрены 17 сентября 2013 г. Экспертной группой Минфина России по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности СМП).

Статьи отдельных специалистов, опубликованные справочно-информационных системах и в различных бухгалтерских журналах к рекомендациям в понимании Закона 402-ФЗ не относятся. Они отражают точку зрения авторов и документами в области регулирования бухгалтерского учета не считаются.

К третьему уровню регулирования в настоящее время можно отнести методические указания Минфина, выпущенные еще во время действия старого закона о бухгалтерском учете (Закон № 129-ФЗ). К ним относятся:

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н);

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н);

Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15);

Стандарты экономического субъекта разрабатываются организациями самостоятельно и по своему усмотрению. Но в случае их принятия - носят обязательный характер для всех его подразделений, включая филиалы и представительства.

Перечень документов, которые регулируют бухгалтерский учет очень обширен. Кроме того, среди них встречаются документы не на один десяток листов. Это может отпугнуть начинающего бухгалтера.

Но при этом с основными документами лучше ознакомится подробнее. Среди обязательны следующие документы:

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49);

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н);