Методика разработки концепции туристического кластера. Туристские кластеры

Статья посвящена проблемам формирования туристских кластеров как особой формы территориальной организации производства турпродуктов в условиях рыночной экономики. В этой связи кластер рассматривается как система, способная создать особую инновационную среду, благоприятствующую повышению конкуренции и развитию региона.

Появление в научном обиходе новых понятий отражает процесс усложнения реальной жизни, возникновения новых объектов исследований и взаимосвязей между ними, а также накопления научных знаний. Одним из таких понятий, которое в последнее время все шире входит в научный оборот в региональной экономике и экономической географии, стало понятие кластера как особой формы территориальной организации (самоорганизации) производства в условиях рыночной экономики. Впервые оно было использовано американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером (1990 г.) для определения сообщества сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга (рис. 1).

Рис. 1. Обобщенная схема кластера

Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих единиц. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм производственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности. Географические масштабы кластеров могут варьироваться от одного города или области до страны или даже ряда соседствующих стран.

В концепции М. Портера акцент сделан на связях внутри кластера между его участниками - основными компаниями-производителями, вспомогательными (сопутствующими) производствами, а также разными институтами, такими как университеты, исследовательские организации и государственные структуры. Кластер - значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной маркетинговой деятельности или проведения согласованной политики закупок. Он предполагает более глубокую их технологическую кооперацию на основе участия в системах накопления стоимости. При этом фирмы не только включаются в процесс кооперирования, но, что очень важно, продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктового и технологического обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона. «Таким образом, - пишет М. Портер, - кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» .

Традиционно кластерный подход использовался применительно к промышленному производству. Сравнительно хорошо изучены индустриальные округа в электронике и автомобилестроении США, химической промышленности Германии, обувной промышленности Италии, лесной и деревообрабатывающей промышленности Швеции и др. В индустрии туризма, так же как в других секторах сферы услуг, кластерные исследования практически отсутствуют. Между тем кластеры играют решающую роль в формировании туристских центров, привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности.

Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы отдыха и путешествий. Индустрию туризма отличает широта межотраслевых связей, фрагментарная структура, что дает некоторым исследователям основание ставить под сомнение правомерность отнесения туризма к отраслям экономики, преобладание малого и среднего бизнеса, нематериальный характер туристского продукта, неодинаковое его восприятие производителями и потребителями и др. Все это обусловливает особую важность появления и развития туристских кластеров. Они помогают каждому их участнику осознать себя частью целого.

Туристские кластеры представляют собой глобальное явление. Они присуши в первую очередь развитым странам, но также наличествуют в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Вот лишь некоторые примеры успешно работающих и перспективных туристских кластеров в мире. В США, в долине Нала функционирует кластер винного туризма, в Австралии сформировался экотуристский кластер штата Квинсленд. В ЮАР в 1999 г. была принята национальная стратегия развития туристских кластеров. В Мексике в качестве туристского кластера можно рассматривать курорт Канкун, а в Индонезии - курорт на о. Бали. О создании туристских кластеров объявили Македония и Ямайка, Шри-Ланка и Казахстан. Хорватия и Словения договорились о создании трансграничного туристского кластера.

В индустрии туризма находят подтверждение общие закономерности образования и функционирования кластеров, как и специфика их проявления в этой сфере. Как уже отмечалось, сущность кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него фирм, которые предстают в виде цепочек добавленной стоимости. Добавленная стоимость - это часть стоимости товаров и услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Каждый вид производительной деятельности на предприятии создает добавленную стоимость. Выстроенные в определенной последовательности -один в продолжение другого - они образуют внутрифирменные цепочки добавленной стоимости. Для достижения конкурентного преимущества фирма должна оптимизировать как собственную цепочку добавленной стоимости, так и внешние цепочки, связывающие ее с поставщиками и потребителями. Динамично развивающийся кластер заключает в себе много различных цепочек добавленной стоимости, совокупность которых М. Портер назвал системой накопления стоимости (value system, часто переводится как «система ценностей» ) .

В туристском кластере система накопления стоимости включает четыре типа цепочек добавленной стоимости поставщиков (прежде всего транспортных компаний), средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов (туроператоры, турагенты), а также самих покупателей-туристов (рис. 2).


Рис. 2. Система накопления стоимости в туристском кластере
Источник: Pudlic-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness / WTO Business Council. - Madrid: WTO, 2000. - P.88.

По данным , во время семидневного пребывания посетителя в отдаленном туристском центре работает от 10 до 20 цепочек. В них задействовано 30-50 разных фирм, начиная с экскурсионного бюро, специализированных магазинов туристской литературы и страховых компаний до сувенирных лавок, пунктов обмена валюты, такси и др. .

Другая сущностная черта кластера состоит в сочетании кооперации и конкуренции. Несмотря на кажущуюся противоречивость утверждения, исследования подтверждают его справедливость. Компании, производящие одинаковые или сходные продукты и относящиеся к одному и тому же звену в цепочке добавленной стоимости, являются прямыми конкурентами, но в то же время они часто образуют совместные стратегические альянсы.

Подтверждением тому служит развитие экотуристского кластера Тропический Северный Квинсленд, шт. Квинсленд, Австралия. В этом быстро растущем районе Австралии туризм дает свыше 24% валового регионального продукта. Большой барьерный риф и влажные тропические леса, занесенные в Список объектов Всемирного природного и культурного наследия, культура аборигенов, а также комфортные климатические условия привлекают широкие потоки посетителей. Популярность Тропического Северного Квинсленда как места отдыха начала возрастать в 1980-е гг. во многом благодаря совместным усилиям местной индустрии туризма и регионального бюро по продвижению района на внутреннем и международном рынках путешествий. На этой ранней стадии развития немногочисленные туристские компании тесно сотрудничали друг с другом. Относительно малые размеры индустрии туризма и географическая близость предприятий способствовали кооперации с очень низкими трансакционными издержками - косвенными, сопряженными затратами на организацию дела, получение информации, ведение переговоров, поиск поставщиков, заключение и оформление контрактов, обеспечение юридической защиты и установлению доверительных отношений между ними. Только сообща они могли достичь роста и конкурентоспособности. Согласованная позиция, например по вопросам развития отдельных видов туризма, в частности – свободного спуска на лыжах или на сноуборде по склону горы вне подготовленных трасс, была движущей силой партнерства.

В конце 1980-х гг. на подъеме туризма в Тропическом Северном Квинсленде потребность в сотрудничестве ослабла. Новые туристские компании, появившиеся в районе, привели к росту конкуренции. Их конкурентная стратегия строилась на продвижении собственных туристских продуктов, а не района, что подрывало позиции местных компаний и основы существования кластера.

В 1989-1990 гг. по Австралии прокатилась волна забастовок на воздушном транспорте, способствовавшая временному усилению кооперации. Предприятия не только индустрии туризма, но и сопутствующих отраслей приняли участие в широкой международной кампании по продвижению Тропического Северного Квинсленда как туристского направления. Она оказалась очень успешной.

Начало 1990-х гг. было отмечено стремительным ростом внутреннего и въездного туризма в районе и превращением Тропического Северного Квинсленда в международный туристский центр. Туристский бизнес процветал, заинтересованность в сотрудничестве уменьшилась. Однако спад деловой активности в Юго-Восточной Азии в 1997 г. и сокращение спроса на туристские поездки вынудили туристский бизнес Тропического Северного Квинсленда вновь кооперироваться.

Туристские компании сотрудничают во многих областях, главными из которых являются маркетинг и защита окружающей среды. Их начинания поддерживает специализированное региональное агентство, в задачи которого входит продвижение Тропического Северного Квинсленда на туристском рынке. Укреплению государственно-частного партнерства способствовала совместная разработка маркетинговой стратегии развития, привлекательного образа туристской территории, а также ряда экологических программ.

История развития австралийского туристского кластера убеждает в том, что коллективный подход необходим для достижения устойчивого роста и поддержания конкуренции (табл. 1).

Таблица 1

Основные этапы развития туристского кластера Тропического Северного Квинсленда (по Т. Гайбергу, Дж. Беннетту, 2000)

Конкурентные отношения складываются как внутри туристского кластера, между входящих в него фирмами, так и вне его с другими кластерами. Рис. 3 показывает, как кластеры соперничают в однородных сегментах туристских продуктовых рынков.


Рис. 3. Конкуренция между туристскими кластерами
Источник: Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness / World Tourism Organization Business Council. - Madrid: WTO, 2000. - P.70.

Кластеры функционируют в определенной экономической обстановке (среде), от которой во многом зависит их конкурентоспособность. Она оказывает разное воздействие на кластеры, в одних случаях препятствуя их развитию, в других, наоборот, способствуя росту. Влияние экономической обстановки обусловлено действием четырех сил - составных успеха в конкурентной борьбе. Они представлены графически в виде ромба, известного как ромб конкурентных преимуществ М. Портера (рис. 4).


Рис. 4. Ромб конкурентных преимуществ М. Портера

Ромб образуют следующие элементы:

- условия для факторов производства. Обеспеченность природными и культурными туристскими ресурсами, планирование устойчивого их использования, уровень развития туристской инфраструктуры, доступ к современным технологиям, а также капитальным и качественным трудовым ресурсам и пр.;
- состояние спроса. Количественные и качественные параметры спроса на туристский продукт: объем и сезонность туристских потоков, демографические и социально-экономические характеристики туристов, страны (районы) их происхождения, туристские мотивации и поведение, степень удовлетворенности предложенным туристским продуктом, изначальная информация о туристском центре, образ туристской территории у посетителей и др.;
- устойчивая стратегия, структура и конкуренция, то есть общеэкономический контекст, в котором работают компании. Это условия входа на рынок и выхода из него, острота конкурентной борьбы и наличие у компаний согласованной стратегии ее ведения, экономическая политика, система налогообложения и др.;
- родственные и поддерживающие отрасли. Наличие (отсутствие) конкурентоспособных поставщиков и родственных отраслей.

На эти детерминанты конкурентоспособности влияют две независимые силы: правительство и случай.

При оценке конкурентоспособности туристского кластера ЮАР использовался ромб конкурентных преимуществ М. Портера. Он позволил охарактеризовать среду, в которой складывался и действует кластер, сравнить ее с условиями конкурентоспособности на мировом рынке и наметить комплекс мер по повышению конкурентоспособности туристского кластера с привлечением всех заинтересованных сторон (табл. 2).

Таблица 2

Анализ среды функционирования туристского кластера ЮАР

Условия конкурентоспособности на мировом туристском рынке Среда функционирования туристского кластера ЮАР
Условия для факторов производства
Природно-климатические условия повышенной комфортности, уникальные культурно-исторические ресурсы Условия соответствуют мировым требованиям - наличие уникальных природных комплексов, богатой и разнообразной культуры, объектов всемирного наследия, известных в мире туристских образов
Доступность для широких слоев и/или состоятельной части населения Потенциально условия соответствуют мировым требованиям - наличие хорошо развитой системы международного транспортного сообщения
Отдаленность страны от основных регионов, генерирующих туристские потоки, сдерживает развитие туризма в ЮАР
Удобный подступ к объектам туристского интереса, разви­тые системы коммуникаций и финансовая инфраструктура Условия не соответствуют мировым требованиям. Неразвитая сеть дорог и их плохое состояние, затрудняющие доступ к объектам туристского интереса. Плохие коммуникации вне крупных урбанизированных зон. Сложные финансовые инструкции
Состояние спроса
Изучение туристского спроса Существует необходимость создания системы непрерывного изучения рынка, системы сбора, обработки и анализа статистической информации
Фокус на определенных груп­пах потребителей Отсутствие сфокусированного подхода применительно к комбинированным туристским продуктам и ясности в понимании целевых сегментов
Учет меняющихся потребительских предпочтений на рынке В ЮАР преимущественно развивается туризм с целью отдыха и развлечений. Однако европейский рынок путешествий с целью отдыха, генерирующий широкие туристские потоки в ЮАР, достиг насыщения. Туристские продукты, предлагаемые на рынке, должны меняться со временем под влиянием моды, с учетом требований безопасности и на основе знаний в области маркетинга и рекламы
Информационная поддержка туристов в месте пребывания Существует необходимость создания информационной системы в туризме
Устойчивая стратегия, структура и конкуренция
Острая конкуренция между предприятиями обслуживания, ведущая к:
- росту числа фирм, профессионально работающих на рынке;
- углубленному сегментированию рынка;
- повышению качества обслуживания
Степень остроты конкурентной борьбы варьируется в зависимости от рынка туристских продуктов. Она практически отсутствует среди немногочисленных крупных отелей категории пять «звезд» или фирм по прокату автомобилей. Высокая степень конкуренции отмечается между средствами размещения, ра­ботающими по схеме В&В (bed and breakfast, «размещение с завтраком»), в туроператорском секторе и в игорном бизнесе. Ограниченный вход новых фирм на рынки гостиничных услуг, проката автомобилей, перевозок и развлечений имеет следствием медленный рост качества предоставляемых услуг и слабую диверсификацию предложения на вновь возникающих продуктовых/рыночных сегментах.
Родственные и поддерживающие отрасли
Наличие критической массы предприятий родственных и поддерживающих отраслей В гостиничном хозяйстве ЮАР каждые 10 лет количество койко-мест возрастает более чем на 10 тыс. При этом процент загрузки гостиничного фонда снижается. Быстро растет количество гостевых домов, средств размещения, работающих по схеме «Bed&Breakfast», а также точек общественного питания. Увеличивается число игорных заведений. Появляются новые курорты, для которых особую значимость приобретает подготовка кадров. В результате дерегулирования воздуш­ного транспорта снизились цены на авиаперевозки. Около 500 туроператоров нуждаются в специализации. Обостряется конкуренция среди турагентств. Связи между предприятиями индустрии туризма и поддерживающими секторами неразвиты.
Превосходные базовые услуги и инфраструктура Туризм в ЮАР носит элитарный характер и рассчитан на высокодоходные слои населения. Вместе с тем сервис даже самого высокого качества по местным меркам не отвечает международным стандартам. Культура обслуживания в поддерживающих отраслях крайне низкая. В периферийных районах общая инфраструктура недостаточно развита
Легкость передвижения по стране Низкое качество транспортных услуг

Источник: The Cluster Consortium Strategy in Action Report, 1999. - P.53-58.

Кластеры образуются и функционируют на принципах государственно-частного партнерства. Государство играет важную роль в процессе формирования туристского кластера и его развития, особенно на начальном этапе, но делает это в тесном, более того, стратегическом альянсе с туристским бизнесом. Существуют разные формы, модели и механизмы взаимодействия государственного и частного секторов, показавшие эффективность на практике. Государство помогает развитию кластерных инициатив на местах путем создания платформы для диалога разных акторов кластера, повышения квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров, создания бренда региона для привлечения иностранных посетителей и др.

В США, в долине Напа (шт. Калифорния) - главном винодельческом районе страны - индустрия туризма начала развиваться на рубеже 1970-1980 гг. как вспомогательное производство. С открытием виноградников для посещений и проведения дегустационных мероприятий район стал привлекать туристов. Появились первые средства размещения, работающие по схеме «Bed&Breakfast». Большое значение для формирования туристского тематического кластера в долине Напа имел опыт успешной кооперации виноделов. Начиная с 1960-х г., они обменивались методами выращивания винограда, участвовали в совместной маркетинговой деятельности и пр. Их консолидация стала хорошим примером того, как достичь конкурентоспособности.

В 1980-е гг. в районе складывается туристский кластер, который достигает расцвета в 1990-е гг. В это время Корпорация экономического развития долины Нала, созданная на принципах государственно-частного партнерства, приступает к реализации стратегического плана диверсификации местной экономики. В нем предусматривается государственная поддержка туристского кластера. Она осуществлялась по четырем направлениям:

Маркетинг долины Напа. Создание положительного образа территории и ее продвижение на американском рынке одновременно в двух качествах, как центра виноделия и как района туризма, были сильным маркетинговым ходом. Выполнение этой задачи возлагалось на специально образованную государственно-частную структуру - конвеншн-бюро долины Напа, которая была одним из пионеров в области электронного маркетинга;
- подготовка и переподготовка кадров;
- совершенствование транспортной инфраструктуры;
- упрощение порядка лицензирования винодельческой и гостиничной деятельности.

Развитие туристского кластера сдерживалось нехваткой квалифицированных кадров. Эта проблема решалась поэтапно и комплексно. Широко освещались возможности карьерного роста в индустрии туризма, был составлен перечень должностных обязанностей, определен уровень знаний и навыков, необходимых для их выполнения, проведена аттестация работников отрасли и разработан учебный план профессиональной подготовки и переподготовки кадров при непосредственном участии турбизнеса. В 2001 г. в долине Напа открылась школа гостиничного дела. Установление прочных связей предприятий индустрии туризма с профильным образовательным учреждением было одним из факторов роста туристского кластера в Калифорнии.

Дальнейшее развитие кластера шло в направлении диверсификации туристского предложения. Оно включало посещение ресторанов с кухней для гурманов, горячих минеральных источников и др.; большое внимание уделялось внесезонным туристским продуктам. Но его основой по-прежнему оставались винные туры. Развитие индустрии туризма в долине Напа шло настолько быстрыми темпами, что в скором времени она оттеснила виноделие и превратилась в главную отрасль местной экономики.

В иной форме осуществляется государственно-частное партнерство на курорте Канкун - мексиканском туристском кластере. Курорт находится на полуострове Юкатан. Он расположен на песчаной косе, напоминающей цифру семь, шириной 400 м и длиной 30 км. Инициатива превращения небольшой рыбацкой деревушки в престижный центр купально-пляжного отдыха исходила от Банка Мексики. Ее реализация была возложена на государственную организацию Национальный фонд развития туризма (ФОНАТУР), которая выступила в роли разработчика проекта, менеджера и инвестора. Ее первым шагом стала покупка земель (13,2 тыс. га) в районе создания курорта. На втором этапе при строительстве базовой инфраструктуры широко использовались заемные средства Мирового банка (27 млн. долл.). Для привлечения инвесторов в Канкун, тогда еще неизвестный район, государство профинансировало строительство первых девяти отелей, которые позднее были выкуплены частными фирмами. На третьем этапе благодаря эффективным маркетинговым кампаниям ФОНАТУР возросла инвестиционная привлекательность Канкуна, и в середине 1980-х гг. начался строительный бум с участием иностранного капитала. ФОНАТУР продала земельные участки, которые она приобрела на начальной стадии проекта, мексиканским и иностранным гостиничным фирмам-застройщикам. Вырученные средства были реинвестированы в инфраструктуру. Сегодня Канкун входит в число лучших курортов мира. Ежегодно здесь регистрируется 2,4 млн. туристских прибытий, что составляет треть туристских потоков в Мексике .

В заключение рассмотрим еще одну форму государственно-частного партнерства на примере туристского кластера ЮАР. Индустрия туризма в ЮАР начала развиваться недавно, с падением режима апартеида. После демократических выборов 1994 г. международные туристские прибытия в страну стали стремительно расти. По данным , с 1993 по 1998 г. их число увеличилось почти в два раза, с 3,1 до 5,9 млн. ЮАР, обладающая богатым туристским потенциалом - протяженной береговой линией, природным и культурным разнообразием, комфортными климатическими условиями, аттрактивными ландшафтами, превратилась в перспективное туристское направление. Однако в конце 90-х гг. рыночная конъюнктура ухудшилась: рост числа международных туристских прибытий прекратился. Перед угрозой потери туристских рынков государство и частный сектор перешли к стратегии партнерства и выступили с совместной инициативой создания туристских кластеров, которые рассматривались как один из инструментов повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке. Было принято решение об образовании одного кластера на национальном уровне, двух тематических и четырех локальных кластеров.

На национальном уровне процесс кластерообразования вылился в создание хорошо продуманной структуры. Он протекал под контролем со стороны представителей бизнеса, государства и трудовых коллективов, вошедших в состав управляющей группы (рис. 5).


Рис. 5. Южно-Африканская модель создания туристского кластера

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Условия и проблемы развития внутреннего туризма. Модель туристских кластеров и составляющие ее элементы. Примеры территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для их формирования и развития. Кластерный подход к организации туризма в России.

    статья , добавлен 12.05.2013

    Концепции развития туристской отрасли, обеспечивающие соответствующий уровень качества туристских услуг. Значение и роль туризма, состав и структура мирового и российского рынков туристических услуг. Прогнозы развития внутреннего и внешнего туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2012

    Особенности развития туризма в Республике Бурятия. Экономико–географическое положение, климатические условия Кабанского района. Развитие туристической отрасли в районе. Методика расчета статистических показателей туризма. Рентабельность туристических баз.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Экономическая сущность и специфика туризма, понятие, виды и особенности туристических услуг. Оценка современного состояния сферы туризма Вологодской области. Проект расширения спектра туристических услуг региона. Этапы реализации и результаты проекта.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Комплексный анализ проблем и тенденций развития международного туризма в Российской Федерации и отдельных регионах. Правовые основы и система государственного регулирования туризма. Рассмотрение специфики туристско-рекреационных зон Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Общенациональные и региональные факторы, влияющие на развитие сферы туризма в Тверской области. Природные лечебные ресурсы. Развитие рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры области. Разработка долгосрочной программы развития туризма.

    реферат , добавлен 19.11.2009

    Изучение истории становления и развития международного туризма, его основные типы и виды. Анализ посещения туристами разных частей света. Выявление проблем развития международной туристической индустрии. Развитие международных туристических организаций.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Роль туризма в международной экономике и современные тенденции его развития. Состояние и основные направления туризма в Беларуси, региональная туристическая политика государства. Развитие и перспективы туристических связей между Беларусью и Польшей.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2009

Кластеры - группы организаций (компаний, предприятий, объектов инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и др.) - (структура кластера представлена на рис. 5), связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства продукции (услуги), ее реализации или потребления ресурсов, - в последнее время заняли особую нишу в пространстве объектов экономического анализа и синтеза.

Рисунок 5 - Структура кластера

Особенностью применения современного кластерного подхода при планировании развития туризма в российских регионах состоит в том, что внимание акцентируется на развитии единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала, в то время как многие другие части региона остаются за пределами проектов.

В туристские проекты должна быть вовлечена вся территория региона без исключения. За счет единичных, даже очень ярких туристских объектов невозможно выйти на качественно новый уровень туристского движения. Включить регион в международные туристские процессы можно только с помощью возможностей всего региона. Через развитие системы туристских объектов, выражающих возможности всех территорий, можно выйти на принципиально иные масштабы этой деятельности. Для этого можно использовать кластерный подход.

Главное отличие кластера в туристской сфере от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) - в его маршрутной территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер. Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера - это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Яркими примерами возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки.

Таким образом, туристский кластер формируется в пределах туристского района и характеризуется наличием бизнес-компоненты (туристских предприятий), имеющей тесные связи. Принимается во внимание возможность развития специализированного туристского предпринимательства в каждом кластере для сбалансированного развития всей туристско-рекреационной системы. Каждый кластер должен иметь возможность создания особенных туристских брендов. Каждый кластер должен выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, выделяться своими видами туризма и рекреации.



Исходя из того, что регионов, одинаково богатых рекреационными ресурсами, нет в природе, то неправильно будет полагать, что имеется единая рекомендация по разработке соответствующей структуры. Одновременно с этим можно говорить о принципиальном подходе к решению данной проблемы, который можно было бы использовать в каждом конкретном случае.

Существует несколько принципов размещения предприятий сферы туризма в регионе:

● развитие и размещение предприятий сферы туризма по всей территории региона, богатого рекреационными ресурсами;

● выравнивание уровней экономического развития отдельных районов;

● рациональное разделение труда между составляющими частями региона;

● приближение предприятий сферы туризма к источникам рекреационных ресурсов и энергии или трудовых ресурсов;

● специализация и комплексное развитие предприятий сферы туризма в районах с учетом их рекреационных климатических условий.

Отдавая предпочтение развитию той или иной отрасли в определенном районе, необходимо учитывать, во-первых, особенности туризма каждой отрасли, а во-вторых, факторы размещения.

При разработке оптимальной структуры туризма для каждого конкретного региона, богатого рекреационными ресурсами, можно опираться на последовательность действий, приведенную ниже.

1) определение экономического потенциала региона;

2) распределение всех действующих отраслей на группы по признаку обеспечения рекреационными ресурсами (сырьевому);

3) выявление взаимосвязей между отраслями с целью выделения блоков приоритетного развития (точек экономического роста). Отдельное внимание при этом следует уделить взаимосвязям отраслей, работающих на местных рекреационных ресурсах и частично на привозных рекреационных ресурсах, а также традиционно сложившимся направлениям деятельности региона.



На практике в экономике, как правило, существует несколько групп взаимосвязанных производств или отраслей (кластеров), развитие которых ведется не по всем составляющим, а только по наиболее устойчивым и перспективным.

Так, в качестве определяющих можно назвать такие принципы, которые используются при построении любых кластеров, в том числе туристских:

● использование услуг или продукции одних отраслей региона в деятельности других;

● возможность взаимоотношений с одними и теми же поставщиками;

● наличие единых технологий;

● совместное использование ограниченных ресурсов разными отраслями (преимущественно местными).

Основу для решения практических проблем развития организационных форм территориально-туристической интеграции составляют теория территориально-туристических комплексов и теория туристских кластеров, основанных в свою очередь на теории кластеров и теории территориально-производственных комплексов.

При этом основной задачей кластера является, не что иное, как развитие региона за счет рационализации использования существующего доступного ограниченного ресурса (возможностей), что в свою очередь является базисом для туристических инноваций. Концепция кластерного подхода к организации распределения деятельности туристических структур региона, базирующаяся на рациональном использовании ограниченного рекреационного ресурса, на сегодняшний день в полной мере соответствует принципам обеспечения надежности реализации предпринимателями инноваций в сфере туризма. Причем реализация кластерного подхода обязана рассматриваться по таким направлениям, как:

● создание кластеров в транспортной сфере как части инфраструктуры, которая обеспечивает эффективное функционирование туристических структур в области обеспечения материально-технического снабжения и каналов распределения услуг и сопутствующей продукции;

● создание кластеров, базирующихся на различных инновационных типах использования ограниченных рекреационных ресурсов (возможностей), находящихся в текущий момент времени в конкретном регионе.

Эти оба направления должны лежать в основе организации туристической деятельности в регионе. Именно сочетание доступности ключевых инноваций, построенных на ограниченном ресурсе, а также доступность каналов сбыта и снабжения обеспечивают снижение предпринимательских рисков для хозяйствующих субъектов в регионе. При этом мы можем говорить о снижении рисков как в производственной, так и в снабженческо-сбытовой деятельности туристических структур.

Практический опыт создания туристских кластеров в РФ невелик. Одним из первых считается кластер «Красная Изба» в Великом Новгороде, который развивался посредством создания информационно-туристического центра. Этот центр объединял и координировал действия около 30 предприятий, занимался продвижением региона на туристском рынке.

Еще один пример активной кластерной политики - это Республика Карелия. Создание нескольких туристских кластеров на этой территории должно привести к более равномерному распределению дестинаций, снятию нагрузки с основных мест посещения туристами, таких как Кижи, Валаам, Петрозаводск.

Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются:

Культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России);

Рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озера Байкал;

Территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай).

Формирование кластера способствует увеличению внутреннего туризма. Однако на сегодняшний день существуют препятствия на пути формирования туристского кластера: в неразвитость инфраструктуры и транспорта, что является проблемой большинства регионов РФ; длительный период формирования кластера, т.е. не моментальное получение выгод от кластера; нехватка туристских кадров.

В этих условиях пересмотр выбора объекта стратегического планирования вкупе с пересмотром методологии и методики разработки и реализации стратегии определяют необходимость создания новых схем и процедур стратегического процесса применительно к кластерам в туристско-рекреационной сфере. Один из способов развития кластеров - экономические и социальные программы региональной администрации (рис. 6). Рассмотрим это на примере Краснодарского края.

Для создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа необходимо провести SWOT-анализ, результаты которого показаны на рис. 7.

Рисунок 6 – Система форм и методов государственного управления туристско-рекреационного комплекса региона

Несмотря на проблемы, стоящие перед регионом, Краснодарский край вполне способен стать одним из конкурентоспособных и благополучных в стране. Необходимо обратить внимание на выгоды геополитического, экономико-географического, транспортно-географического положения края. Помимо транспортного комплекса весьма перспективен рекреационный комплекс региона. Кроме того, Кубань - это один из наиболее крупных и недостаточно освоенных региональных потребительских рынков России. Развитая инфраструктура, приморское положение и достаточное количество трудоспособного населения являются существенными предпосылками для создания на Азово-Черноморском побережье курортов мирового уровня.

Алгоритм кластерного подхода применительно к формированию стратегии развития туризма в регионе заключается в следующем:

Рисунок 7 – Результаты SWOT-анализа Краснодарского края

1. Необходимо определить основные конкурентные туристские преимущества региона среди других в России, возможно, и мире, и обозначить территории, где выделенные преимущества проявляются наиболее ярко;

2. Затем следует провести туристское районирование, при котором необходимо интегрировать подходы и принципы природного и социально-экономического районирования. Одним из основных принципов туристского районирования должен быть принцип завершенности туристских маршрутов, а также учет выделенных конкурентных туристских преимуществ.

Далее в пределах выделенных районов необходимо наметить территории, которые отличались бы выражением какого-либо основного преимущества. В таком случае каждый район мог бы предлагать особенные турпродукты и взаимодополнять друг друга в региональной системе. Туристский район при таком подходе является протокластером, т.е. территорией потенциально способной выполнять туристские функции.

3. На следующем этапе в каждом протокластере необходимо выделить доминанту - объект, который способен своим появлением и развитием структурировать пространство вокруг себя. В таком случае на основе туристских районов складываются или могут сложиться в перспективе территориальные сочетания предприятий - туристские кластеры. В связи с этим на основе сетки туристских районов следует определить пространственную структуру будущих туристских кластеров.

В пределах протокластера выделяются три зоны. Первая - центральная зона, ядро, своеобразный генератор туристских инноваций, распределитель туристских потоков. Вторая зона базовая, опорная. Это территория-концентрация основных туристских объектов и маршрутов. Третья зона - ареал перспектив туристского бизнеса. Третья зона кластера может выходить за пределы административных границ региона, охватывая территории межрегионального туристского сотрудничества. Это дальняя зона влияния кластера, распространяющаяся на области перекрытий с соседними подобными системами.

Можно сделать вывод, что, во-первых, туристический кластер - это принципиально новый элемент в структуре конкурентоспособности региона, богатого рекреационными ресурсами, во-вторых, неформальное объединение организаций, в-третьих, из всей совокупности взглядов можно выделить ряд базовых характеристик любого кластера, среди которых - территориальная общность предприятий, их специализированная направленность и взаимосвязанность.

Несмотря на то что теория кластеров является еще в недостаточной степени изученной и на многие вопросы отвечает неоднозначно, раскрытие в ней ряда проблем позволяет ощутить пока что нераскрытый потенциал регионов, богатых рекреационными ресурсами, использование которого и позволит обеспечить рост эффективности хозяйства этих регионов, а также уровней их конкурентоспособности.

В эпоху высокой международной конкуренции туристский спрос претерпевает значительные динамичные изменения. В этой связи необходима разработка новых принципов и подходов к формированию и продвижению туристского продукта Республики Казахстан со стороны заинтересованных структур в целях создания наиболее эффективной системы туристского «опыта» для внутреннего и международного посетителя. Следует принять во внимание, что, несмотря на уникальность и качество туристского продукта, отсутствие высокоразвитой инфраструктуры (транспортной инфраструктуры,

телекоммуникационных каналов связи, бытового обслуживания и т.д.) снижает степень удовлетворения от путешествия, что, как следствие, приводит к сокращению количества туристских прибытий и снижению уровня конкурентоспособности территории на внутреннем и мировом туристских рынках.

В связи с этим необходима разработка новых подходов в организации туризма на различных территориальных уровнях (страны, области, района, города). Одним из таких методов является кластерный подход.

В настоящее время для отечественного туризма задача формирования кластеров с целью повышения конкурентоспособности соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной.

Туристский кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с индустрией туризма и рекреационными услугами.

Цель создания туристского кластера – повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе:

повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,

стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений.

Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование положительного имиджа региона, что в целом создаст высоко интегрированные туристские предложения и конкурентоспособные туристские продукты. В Казахстане возможно создание пяти туристских кластеров: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Южный Казахстан и Западный Казахстан.

Кластер Астана - это кластер, который включает город Астана, Акмолинскую область, юго-западную часть Северо–Казахстанской области, западную часть Павлодарской и северо-восточную часть Карагандинской областей. Город Астана будет являться центром кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:


"Кокшетау";


Государственный национальный природный парк
"Бурабай";

Государственный национальный природный парк
«Буйратау»;

город Караганда;

Каркаралинский государственный национальный
природный парк;

Баянаульский государственный национальный природный парк.

В будущем кластер может быть дополнен новыми местами туристского интереса, включенными в предварительный список ЮНЕСКО: курганы с расщепленными валунами Тасмолинской культуры, относящиеся к периоду мегалита могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры, а также объекты, включенные в Серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Бозок).

Астана, с окрестностями и Боровской курортной зоной станет центром кочевой культуры и разнообразия степи. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере это MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.

Кластер Алматы - это кластер, включающий г.Алматы и часть Алматинской области. Город Алматы будет являться центром кластера, в котором определены следующие ключевые места туристского интереса:

археологический ландшафт Тамгалы с петроглифами (объект ЮНЕСКО);

Государственный национальный природный парк "Алтын-Эмель", включенный в предварительный список ЮНЕСКО;

Чарынский каньон на территории Чарынского
государственного национального природного парка;

Водохранилище Капчагай;

горнолыжные зоны вблизи города Алматы с Иле-Алатауйским
государственным национальным природным парком, включенным в предварительный список ЮНЕСКО;

туристский центр «Жана-Иле».

В будущем кластер может расширяться и включать другие части Алматинской области, а также представлять новые места туристского интереса - озеро Балхаш и горная цепь Жетысуского Алатау с петроглифами Ешкиольмес, включенными в предварительный список ЮНЕСКО, а также Иссыкские курганы и объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Талгар, Боралдайские сакские курганы).

Алматы станет центром международного горного, делового и горнолыжного туризма и будет позиционироваться как кластер «Развлечения в городе и в горах». К основным туристским продуктам, которые будут представлять данный кластер, относятся MICE-туризм, культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых.

Кластер Восточный Казахстан включает северные и восточные части Восточно-Казахстанской области. Город Усть-Каменогорск будет являться центром кластера, в котором определены шесть ключевых мест туристского интереса:

объекты Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел»;

водохранилище Бухтарма;

река Ертис - озеро Жайсан;

Катон-Карагайский государственный национальный природный парк;

Калжирский каньон;

Риддер - Анатау и Ивановские горы;

озеро Алаколь;

город Семей.

В будущем кластер может расширяться, включая оставшиеся части Восточно-Казахстанской области.

Кластер Восточный Казахстан будет позиционироваться как «Мир чудес природы» и являться центром развития экологического туризма. К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся активный и приключенческий туризм, отдых в горах и на озерах.

Южный Казахстан является кластером, который включает центральные и восточные части Кызылординской области, южную часть Южно-Казахстанской области и юго-западную часть Жамбылской области. Город Шымкент будет являться центром кластера, в котором представлены ключевые места туристского интереса:

объекты древнего Туркестана и Государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан» (объект ЮНЕСКО);

археологические объекты средневекового городища Отрар и отрарского оазиса, включенные в предварительный список ЮНЕСКО;

археологический комплекс Сауран;

Каратауский государственный природный заповедник с палеолитическими участками и геоморфологией; петроглифы Арпа-Узень, включенные в предварительный список ЮНЕСКО;

Сайрам-Угамский государственный национальный природный парк;

космодром Байконур;

города Кызылорда, Сарыагаш, Тараз.

В будущем кластер может расширяться, включая остальные части всех трех областей, а также представлять новые места туристского интереса, такие как тюркская святыня Мерке, включенная в предварительный список ЮНЕСКО, а также объекты, включенные в серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (памятники Джетыасарского оазиса, городище Сыганак).

Кластер Южный Казахстан будет позиционироваться как «Сердце Великого Шелкового пути». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся культурный туризм и турне.

Западный Казахстан является кластером, который включает в себя всю Мангистаускую область и часть Западно-Казахстанской области. Город Актау будет являться центром данного кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:

подземные мечети Бекет-Ата, Шопан-Ата и Караман-Ата, мавзолей Омара и Тура;

некрополи полуострова Мангышлак;

гора Шеркала;

Каракия - Каракольский государственный природный заказник;

комплекс памятников «Бокеевская Орда»;

курорт «Кендерли».

Кластер Западный Казахстан будет позиционироваться как «Каспийская Ривьера». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся пляжный туризм, культурный туризм и турне.

В рамках реализации «Международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай» предполагается создание современной туристской инфраструктуры для размещения, отдыха и получения необходимых сервисных услуг туристами с привязкой к уникальным объектам туризма регионов и с соответствующими условиями на западных и восточных «пограничных воротах» республики.

Другие части Казахстана. Для регионов, не вошедших в кластер, а также на районном уровнях необходимо определить перспективные туристские продукты для развития, преимущественно, внутреннего туризма. В данном случае целесообразно разрабатывать и реализовывать небольшие проекты по развитию соответствующей инфраструктуры.

Для всех регионов Казахстана к одним из наиболее привлекательных турпродуктов можно отнести экологический туризм, являющийся одним из приоритетных видов туризма, включающего путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности.

При этом подобные посещения не должны нарушать целостности экосистем и создают условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.

С учетом намеченного курса страны на переход к принципам «зеленой экономики» показателен пример агротуризма не только в качестве генератора альтернативной занятости сельского населения, обеспечения финансовой поддержки экономики регионов и развития экологически «чистого» сельхозпроизводства. Агротуризм является мощным инструментом охраны окружающей среды, способствующим вовлечению в этот процесс местного населения, для которого бережное отношение к природе станет экономически выгодным.

Поскольку перспективы развития сельского туризма велики во всех регионах Казахстана местным исполнительным органам по туризму необходимо обеспечить модернизацию существующей, а при необходимости, создание новой туристской инфраструктуры, определить механизмы государственной поддержки для становления и развития МСБ региона, занятых в туризме, обеспечить разработку методических пособий, оказание консультативной помощи предпринимателям, открывающим гостевые дома, определить действенный инструмент для информационной поддержки и продвижения гостевых домов на местном и региональном уровнях.

Для гарантирования высокого качества предоставляемых услуг необходимо решить вопрос по разработке единой классификации сельских домов отдыха, определить критерии этой классификации и выделить единые стандарты для сельских гостевых домов.

Для приграничных областей Казахстана также существуют большие перспективы для развития туризма. Целесообразно углублять международное сотрудничество, создавать и развивать совместные туристские маршруты, в том числе одно/двухдневные экскурсии для граждан сопредельных стран, проведение фестивалей культуры.

В целом, местным исполнительным органам необходимо укреплять взаимодействие с центральным уполномоченным органом в сфере туризма, пересмотреть/разработать региональные мастер-планы развития туризма на краткосрочную/долгосрочную перспективы, постоянно обновлять базы данных, содержащие перечень функционирующих туристских организаций, объектов туристской инфраструктуры, включающий места размещения по типам, развлекательные и прочие объекты.

Необходимо усилить работу с предпринимателями в сфере туризма, а также смежных сфер деятельности, определить рычаги, способствующие действенной работе инструментов государственной поддержки на местах. Определить подготовку туристских кадров в регионе одним из приоритетов, поддерживать тесный контакт с учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров туризма.

Также одним из приоритетных направлений деятельности для всех областей является развитие социального туризма, обеспечивающего возможности для удовлетворения потребностей в туристских услугах внутри страны определенных категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями. В партнерстве с частным сектором и отраслевыми ассоциациями необходимо активизировать работу по продвижению инсентив-туризма и внедрению механизма поощрения работников путевками для отдыха внутри страны. Меры по развитию социального туризма будут включать экономические стимулы для организаторов социального туризма и льготы для его участников при оказании и получении туристских услуг, создании, реконструкции и эксплуатации объектов социального туризма.