Каким видам людей угрожает фрикционная безработица. Виды безработицы

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158-159

С1

С2

С4

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.


С6


Ключи Вариант 5 .

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
А3 А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20
№ задания Ответ
В1
В2
ВЗ
В4

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) основные типы безработных; 2) естественный уровень безработицы; 3) оценка безработицы как экономического явления. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Максимальный балл

С2 . Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

С4 . Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) характеристика естественного уровня безработицы: количество ищущих работу равно числу свободных мест 2) два примера ситуаций, при которых уровень безработицы выше естественного, допустим: - экономический кризис в странах Запада в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, - радикальная перестройка в экономике восточноевропейских стран в 1990-е годы. Могут быть приведены другие примеры.
Дана характеристика, приведены два корректных примера
Дана характеристика, приведен один корректный пример, ИЛИ приведены два корректных примера без характеристики
Дана характеристика, ИЛИ приведен один корректный пример
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5 . В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» - 5%, а в возрастной группе 16-19 лет - 23%. Какое положение текста иллюстрируют эти данные? Опираясь на обществовед ческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из при чин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: «распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения»; 2) причина высокого уровня безработицы среди молодых, например: - недостаток опыта; - низкая квалификация; - активные поиски лучшей работы; - завышенные ожидания. Могут быть указаны другие причины.
Приведено положение, указана причина
Приведено положение текста ИЛИ указана причина
Ответ неверный- или отсутствует
Максимальный балл

С6 . В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - конкуренция на рынке труда заставляет работников повышать свою квалификацию. - утрачивая одну работу, человек может найти другую, более привлекательную для себя; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - наличие большого количества людей, незанятых в производстве, снижает темпы его роста, ведет к экономическим потерям; - люди, которые долгое время не могут найти работу, теряют свою квалификацию; - состояние безработного отрицательно влияет на настрой человека, отражается на отношениях с близкими. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Любая рыночная экономика имеет тенденцию к колебаниям и нестабильности. Одним из ключевых критериев, оказывающих влияние на ее развитие и функционирование, представляет собой экономически активное население, которое в свою очередь делится на:

  • занятых;
  • безработных.

Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гласит: под занятыми понимаются граждане, осуществляющие трудовую деятельность по договору, подразумевающему выполнение работы за финансовое вознаграждение на принципах полной либо частичной трудовой занятости, а также располагающие любой другой работой, в том числе носящую периодический характер.

Безработными гражданами признается часть экономически активного населения, одновременно соответствующая следующим факторам:

  • отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы (без учета пособия по безработице или социальных выплат предприятия при его ликвидации);
  • наличие регистрации в социальном фонде как безработного;
  • постоянный поиск рабочего места;
  • готовность незамедлительно приступить к работе.

Международная организация труда (МОТ) имеет несколько другую точку зрения и считает, что безработные — это часть населения, не имеющая работы, способная к работе в настоящий период времени, а также ищущая работу в исследуемый период. МОТ в своем расчете использует данные о населении в возрасте от 10 до 72 лет, Росстат в своей методологии учитывает возраст от 15 до 72.

В понятие «безработное население» МОТ и Росстат не включают учащихся вузов дневной формы обучения, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, работников, задействованных на неполную ставку.

Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что безработица – это ситуация, когда трудоспособная часть населения прилагают усилия по поиску заработка, но не в состоянии найти работу или не хочет работать, так сказать считают условия труда, предлагаемые рынком рабочих мест, несоответствующими их требованиям.

Безработица – это не абстрактное экономическое понятие, а проблема, оказывающая влияние на каждого гражданина и экономику страны в целом. В большинстве случаев потеря постоянного места приводит к эмоциональной травме, ухудшению уровня жизни и стабильности человека. Для населения возможность иметь стабильный доход является одним из главных показателей успешности экономической деятельности правительства. А во время предвыборной гонки политические партии используют эту проблему для привлечения внимания электората, как наиболее острую.

Меню статьи

Показатели уровня безработицы

Уровень безработицы — это доля безработного населения в показателе величины рабочей силы

Рабочая сила – это способность гражданина к труду, общий показатель физиологических и моральных сил, которыми он оперирует и использует в процессе создания материальных благ.

Рабочая сила — ключевой фактор производства в любом современном обществе.

Уровень безработицы принято рассчитывать по формуле:

Рисунок 0

где: U’ — уровень безработицы; U — количество безработных; E – количество занятых; U+E – количество рабочей силы.

Каждая страна рассчитывает и публикует официальные данные по допустимым для уровня ее экономического развития размеры безработицы, которые являются естественными или предельно допустимыми. В течение года этот коэффициент может меняться под влиянием циклического характера развития экономики и изменением курса национальной валюты.

Естественный или предельно допустимый уровень — это уровень безработицы при полной занятости населения, в результате которого отсутствует избыточный спрос и излишнее предложение на рынке. Это состояние описывается как равновесие на рынке труда. Оно образует запас рабочей силы, способной в предельно короткие сроки совершать экономические и географические перемещения в зависимости от изменения спроса и вызванных им нужд производства. Подобный запас рабочей силы позволяет стабильно функционировать экономической системе государства.

Предельно допустимый уровень в развитых странах представляет собой следующую динамику: от 1,5-2% в Японии и Скандинавских странах до 6-8% в странах Северной Америки. Опираясь на эти статистические данные, экономисты пришли к мнению, что предельно допустимый уровень безработицы варьируется в пределах 4-6 %.

Согласно представленным в начале 2017 года Росстатом данным, уровень безработицы в России в конце 2016 года составил 5,3%, что даже превосходит ожидание Правительства РФ, заявлявшего уровень в пределах 6%.

Рисунок 1

Но рассматривая данные Росстата, необходимо учитывать, что его методология, в отличие от МОТ, учитывает только население официально ищущее работу на момент выборки. И строится на исследовании анализа отдельных категорий граждан нашей страны. Также в статистической выборке исключены данные по республике Крым. Поэтому, истинная цифра может разительно отличаться от официальной версии Росстат. Все данные по выборкам можно узнать на сайте www.gks.ru.

Формы, виды безработицы и их характеристика

Для наглядности формы, виды безработицы и их характеристика приведены в таблице.

Рисунок 2

Виды безработицы

1. Фрикционная безработица

Вызванный естественной миграцией тип безработицы, основной причиной которого является переход гражданина с одной работы на другую. Вследствие такого перемещения (в период подбора или ожидания другой работы) эти работники как бы выпадают из занятого населения.

Основными причинами фрикционной безработицы принято считать:

  • географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;
  • изменение жизненных и профессиональных интересов: переобучение, получение высшего образования, переквалификация;
  • новый этап в личной жизни: рождение детей.

Большинство специалистов по экономике считают, что в стабильной рыночной ситуации существование умеренного уровня фрикционной безработицы является, если не желательным, то, по крайней мере, естественным фактом, так как подобный переход в большинстве случаев обусловлен желанием человека получить более высокооплачиваемое или интересное место работы. А это в перспективе несет более качественное и экономически обоснованное размещение своих человеческих ресурсов.

Однако на практике соискатели работы имеют свои требования и наклонности, а существующие вакансии требуют конкретных навыков и профессиональных знаний. Это приводит к дисбалансу между ними. К тому же, не всегда информация о наличии рабочих мест появляется своевременно. А свободные места могут оказаться в другом регионе, требуя аллокацию рабочей силы. Это приводит к задержке трудоустройства и росту безработицы.

Фрикционная безработица как кратковременное явление будет полезным элементом в таком формате рынка труда, который предполагает точное соответствие свободного сотрудника предложениям рынка вакансий. В реальном мире такое равновесие невозможно, и временно нетрудоустроенные граждане приводят к росту безработицы.

2. Структурная безработица

Этот вид возникает по причине несоответствия квалификации или специальности граждан, ищущих работу с предложенными вакансиями. То есть спрос на рынке труда расходится с предложением.

Структурная безработица зачастую возникает в результате усовершенствования производства или переходе с ручного труда на автоматизированный. Также в случае переноса производства в другой регион. В результате такой оптимизации высвобожденные сотрудники вынуждены искать работу в других отраслях экономики.

Этот вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы. Человек вынужден не просто искать себе место, но и новое направление деятельности.

3. Сезонная безработица

Сезонная безработица предопределена тем, что часть отраслей экономики пребывает в непосредственной взаимосвязи с природными условиями. Наиболее ярким примером такой отрасли, является сельское хозяйство. В сфере строительства и туризма сезонность тоже влияет на количество занятых. Например, владельцы кафе в курортных зонах принимают на работу только на период май-октябрь, держать лишних сотрудников «не в сезон» для них очень затратное дело.

Уровень ее нагрузки зависит от того, насколько другие сферы экономики готовы принять освободившихся граждан. А также от желания и возможности последних пройти профессиональную подготовку или переехать в другой регион.

Тем не менее, это вид имеет одну важную отличительную черту – его можно спрогнозировать.

4. Циклическая безработица.

Возникает во время депрессии, кризиса или стагнации в экономике государства. Сокращается потребность в товарах и объемах услуг, впоследствии чего падает общий объем производства. Происходит сокращение затрат предприятий за счет урезания численности рабочих мест. Наиболее заметно проявляется в большом количестве поиска работы и малым предложением во всех структурах и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

Ее размеры высчитываются следующим образом: число занятых на данный период времени в экономике граждан минус численность работников, которые могли бы иметь рабочие места при нормальном уровне производства, то есть в условиях стандартной нагрузки всех имеющихся в производстве мощностей.

5. Институциональная безработица.

Этот вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы.

Сюда относятся:

  • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
  • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
  • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Виновником в подобной ситуации является неэффективная работа рынка труда. Отсутствие актуальной информации о наличии вакансии не позволяет работнику быстро ее занять. Или предпринять попытку переезда в другой регион. В свою очередь фирмы не видят резюме кандидатов на предлагаемые ими должности.

Высокие социальные льготы и пособия неработающим гражданам, позволяющие вести вполне нормальный образ жизни, приводят несознательную часть трудоспособного населения к решению о тунеядстве. А пониженная ставка налога на социальные пособия может оказаться привлекательней, чем достаточно ощутимый подоходный налог с заработной платы.

Формы безработицы

1. Открытая безработица.

Делится два типа:

  • регистрируемый тип (часть населения, обратившаяся за поддержкой в поиске работы к социальным фондам, то есть встала на учет в центр занятости и получает от него ежемесячно социальное пособие);
  • нерегистрируемый тип (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Росстат при составлении выборки учитывает только регистрируемых безработных, поэтому его данные могут разительно отличаться от реальных. Технология оценки МОТ предполагает учет всех категорий и является наиболее эффективной.

2. Скрытая безработица.

Это трудно определимый тип, подразумевающий под собой ситуацию, когда сотрудник официально числится в списке работающих, но фактически не участвует в производстве или участвует в сильно усеченной форме.

Скрытая безработица появляется в результате следующих факторов:

  • Содержание предприятием по разным факторам избыточного числа сотрудников, получающих полную заработную плату. И как следствие внесение расходов на их содержание в себестоимость изготавливаемой продукции.
  • Невозможность обеспечения предприятием сотрудников работой на полный рабочий день с соответствующей зарплатой, но сохранение их как сотрудников с «частичной» занятостью. В данном случае учитываются только работники, желающие, но не имеющие возможность работать на полную ставку, сотрудники, сознательно приходящие на половину дня, в расчет не берутся.
  • Оформление части сотрудников в отпуск без оплаты.
  • Регулярный простой в работе оборудования предприятия по ряду технических причин.

Причины ее возникновения:

  • администрация предприятия проводит политику сохранения численности с расчетом на скорое изменение экономического положения, вводя половинный рабочий день;
  • сохранение работников позволяет руководству рассчитывать на получение ряда льгот от государства;
  • зачастую, у предприятия нет материальной возможности выплачивать сотрудникам пособия по безработице, поэтому сотрудников принуждают уходить сотрудника, создавая плохие условия труда;
  • нежелание работников из малых населенных пунктов уходить с работы при сохранении частичного заработка, в связи с отсутствием другой работы;
  • для сотрудников предпенсионного возраста важен непрерывный стаж;
  • маленький, но стабильный доход в неполной занятости играет для сотрудника более весомую роль, чем возможность увеличения дохода при поиске нового места.

Развитие экономических отношений и конкуренция на рынке сбыта товаров и услуг вынуждает предприятия оптимизировать свою численность. Это несет в себе сокращение уровня скрытой безработицы. Главная задача на данный момент видится в том, чтобы в процессе развития рыночной экономики скрытая безработица не превратилась в открытую.

3. Текучая безработица.

Данная форма обнаруживается при высвобождении работников интеллектуального и физического труда, имеющих ключевые навыки, соответствующие всем нормам. Данная ситуация возникает по разным причинам, основные из них:

  • непропорциональное развитие отраслей промышленности в регионах;
  • периодически повторяющиеся спады, депрессии и стагнации в экономике;
  • скачкообразный спрос на рабочие кадры (недостаточный во время спада и депрессии, излишний во время производственного проста).

4. Застойная безработица.

Застойная или долгосрочная безработица – это форма отсутствия занятости гражданина в течение длительного периода. Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения, как материальных возможностей, так и эмоционального состояния безработных.

Статистически доказано, что возможность получить работу снижается, если затягивается период без постоянной работы. Отчасти это случается потому, что после достаточно продолжительных безуспешных поисков работы соискатель предпочитает оставаться на пособии как на привычном для себя обеспечении. Застойная безработица подразумевает под собой необходимость помощи с переквалификацией персонала или переездом в другой регион, где данное направление деятельности более востребовано.

5. Добровольная безработица.

Под эту форму попадают граждане, которые по различным субъективным факторам не находят нужным осуществлять какую-либо трудовую активность.

Причины могут быть разными:

  • политические и социальные взгляды на труд;
  • религия и традиции (особенно выражено в республиках Кавказа, где бытует мнение о невозможности реализации женщиной себя в профессии);
  • желание женщин посветить себя семье и ведению домашнего хозяйства;
  • нежелание работать на условиях, предлагаемых рынком труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня);
  • выпадение гражданина из социума, вызванное его образом жизни, например, бездомные, бродяги и т.д.

В любом социуме существуют такие люди. Даже в США и Европе ученые определяют их число в 14-16%. Попытки влияния, давления, перевоспитания или призывы к чувству долга и ответственности каких-либо значимых результатов не принесли. В советское время была попытка борьбы с тунеядцами, но она вполне успешно не реализовалась.

Экономические и социальные последствия безработицы

Увеличение доли физически здоровой, но не осуществляющей какой-либо экономической активности, части социума ведет к негативным результатам в различных государственных сферах. Несмотря на это, при внимательном рассмотрении у этого явления можно заметить свои плюсы и минусы.

Среди отрицательных экономических факторов выделяют:

  • расходы, которые несут государственные фонды на социальные выплаты оформленным безработным;
  • потери по недополученному фонду оплаты труда безработных;
  • потери налоговых органов от недополучения налоговых сборов в бюджет по налогам, взимаемым с физических лиц;
  • снижение уровня дохода граждан приводит к сокращению потребления товаров и их производству;
  • обесценивание полученных знаний при обучении;
  • общее снижение уровня жизни населения.

К положительным экономическим факторам относятся:

  • создание резерва рабочих групп различной квалификации для масштабного изменения структуры экономики;
  • сокращение рабочих мест провоцирует сотрудника более активно проявлять себя как необходимого предприятию специалиста, подталкивая его к повышению уровня знаний и стремлению к профессиональному росту;
  • в период вынужденного прекращения трудовой деятельности высвобождается время на переобучение, повышение квалификации или получение образования по более востребованному профилю;
  • стимулирование роста эффективности и производительности труда.

В отрицательных социальных факторах стоит отметить:

  • ухудшение криминогенного климата в регионе;
  • увеличение финансового разрыва и напряженности между различными социальными группами;
  • возрастание физических и душевных заболеваний, вызванных стрессом от потери рабочего места;
  • увеличение социальной апатии;
  • снижение уровня трудовой активности и желания к ней вследствие долгого поиска нового рабочего места.

Положительные социальные факторы:

  • изменение отношения в сознании работника о социальной ценности его рабочего места;
  • увеличение личного свободного времени для общения с семьей и творческого роста;
  • свобода выбора места работы, ограниченная только требуемыми начальными навыками;
  • изменение отношения общества к социальной значимости и ценности труда.

Основной экономический ущерб от безработицы — непроизведенный продукт. Что приводит к уменьшению общего объема производимых в стране материальных благ и оказанных услуг. Рост безработного населения ведет к сокращению потребительского спроса. Ведь заработная плата — это единственный источник заработка для большей части граждан. Ликвидация данного источника заставляет население урезать свои расходы до минимально необходимых потребностей, таких как: коммунальные услуги, питание и медикаменты. Все это препятствует росту производства менее необходимых товаров и снижению объемов изготовления товаров первой необходимости. В результате, это приводит к общему ухудшению уровня жизни населения страны в целом.

Для общества, социальных фондов и институтов, а также отдельных граждан важна социальная составляющая безработицы. Гражданин теряет не только основной источник дохода, но и в процессе длительного поиска нового места, квалификацию. А с ней уверенность в дальнейшем удачном трудоустройстве.

Социальная помощь от государства не способна обеспечить удовлетворительный уровень жизни в условиях постоянного увеличения цен на товары. А большое количество нуждающихся в нём, значительно истощает социальные фонды.

Безработица - это тяжелое и эмоциональное бремя для самого гражданина. Он выпадает из привычной среды, теряя убежденность в необходимости своих профессиональных знаний окружающим, своей квалификации и востребованности себя как специалиста в дальнейшем. Нередки случаи ухудшения физиологического и морального состояния безработного.

Для молодого поколения, у которого нет достаточного опыта работы или необходимого уровня профессиональных навыков, отсутствие рынка труда с вакансиями без опыта работа может стать тяжелым испытанием. Такие трудности приводят к обесцениванию образования.

Многолетняя практика стран с сильной и конкурентоспособной экономикой в области контроля занятости населения выявила, что рынок труда не самостоятелен, и не обеспечивает решение вопросов трудовой занятости населения без вмешательства государства.

Меры, проводимые Правительством РФ по борьбе с безработицей

Государственная политика занятости – это научно обоснованный процесс, включающий в себя меры, реализуемые органами власти в отношении рынка труда.

Её параметры:

  • совершенствование трудовых резервов, увеличение скорости их аллокации, защиту интересов участников российского рынка труда;
  • защиту и предоставление равнозначных возможностей для свободного труда всем категориям трудоспособного населения без учета их политических, социальных и религиозных взглядов;
  • предоставление условий, дающих возможность на достойную жизнь и саморазвитие гражданина;
  • всестороннюю помощь населению в развитии трудовой, производственной, творческой и финансовой деятельности, проводимой в соответствии с существующим законодательством;
  • проведение государственными фондами мероприятий, направленных на помощь гражданам, испытывающим затруднения в самостоятельном поиске рабочего места;
  • принятие превентивных мер для исключения массовой и уменьшения затяжной безработицы;
  • разработку системы льгот для предприятий, сохраняющих действующий штат сотрудников и предоставляющих в приоритетном порядке вновь создаваемые рабочие места гражданам, пребывающим в их длительном поиске;
  • законодательную координацию всех участников рынка труда для согласования их действий;
  • обеспечение взаимосвязи между государственными органами власти, профессиональными союзами предприятий, любыми другими объединениями, представляющими интересы сотрудников и администрации предприятий в выработке и исполнении актов по улучшению ситуации в занятости населения;
  • межгосударственное взаимодействие при устранении вопросов о трудовой деятельности граждан России за ее территорией и граждан сторонних государств на нашей территории, выполнять функцию контроля за исполнением международных трудовых правил.

: структурная, фрикционная, циклическая, скрытая, добровольная, вынужденная, продолжительная, застойная.

Структурная безработица – характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения труда. Ее причиной являются экономические процессы функционирования рынка , когда в какие-то периоды возникает спрос на некоторые профессии различной квалификации в отдельных регионах при отсутствии там соответствующего предложения труда, и наоборот.

Фрикционная безработица – связана с естественным постоянным движением населения. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, то он использует это право . Одни добровольно меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения. Некоторые теряют временную работу, сезонную работу и т. п. Часть людей из этой категории трудоустраивается, часть продолжает искать работу. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более высокооплачиваемую и содержательную работу.

Циклическая безработица – связана с фазами циклов воспроизводства. Она вызывается спадом производства, снижение инвестиций в экономику . Работодатели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников.

Скрытая безработица – характеризуется ситуацией в обществе , когда работник вынужден соглашаться на работу в условиях неполной занятости (неполных дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан и с наличием незанятого населения в обществе по причине экономической нестабильности, когда спрос на труд меньше предложения. Скрытую безработицу разделяют на официальную и неофициальну. К официальной скрытой безработице относится регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени . В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно.

Добровольная безработица – означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату или по предлагаемой специальности на предприятии , ожидая более подходящей работы.

Вынужденная безработица – означает, по сути, любой вид безработицы, кроме добровольной. Этот вид безработицы характеризует такую ситуацию, когда предприятии в соответствии с коллективным договором установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работника. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Продолжительная безработица наблюдается при отсутствии работы в течении 4–8 месяцев. Для такой безработицы характерны начало деквалификации работника, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно.

Длительной считается безработица продолжительностью 8-18 месяцев. В этих условиях у работника начинается общая деквалификация, потеря трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени.

Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. В этих условиях наступает деградация трудового потенциала человека. Для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим индивидуальный подход.

Кроме указанных различают безработицу среди наиболее незащищенных слоев населения, например женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов, а также сезонную безработицу.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

Свобода выбора как качество личности – способность определять своё поведение сообразно собственным, ответственным желаниям сегодняшнего дня; умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение.

Бедный крестьянин совершил преступление. Его поймали и привели на суд к правителю. За его деяние в тех землях полагалась смертная казнь, но правитель предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо войти в большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник чуть подумал и выбрал виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг обратился к правителю: — Мне не даёт покоя мысль: что там, за той дверью? Правитель удивился дерзости крестьянина, но рассмеялся: — Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор - и все выбирают виселицу. — А за дверью-то что? — допытывается преступник. Я всё равно уже никому не скажу, - добавил он, криво улыбаясь и указывая на петлю. Помолчав, король ответил: — Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.

В отличие от материи у любого живого существа есть относительная свобода. Какая у дивана свобода? Он не сможет от вас ускакать, как посуда в басне Сергея Михалкова «Федорино горе». Сели на него, всё, никакой свободы. Нет выбора. Попробуйте сесть на тигра, на змею или на пассажира в автобусе. Все начнут сопротивляться. Все сделают физическое замечание.

Айр Рэнд в романе «Атлант расправил плечи» пишет: » Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора».

Свобода выбора невозможна без ответственности. Свобода говорит: — Сделал выбор добровольно, помни, что сразу за этим возникает ответственность. Свобода выбора и ответственность неразделимы. Это два сапога – пара. Говорим свобода – подразумеваем ответственность, произносим ответственность – осознаёт, что возникла она он основе свободы выбора.

Например, человек женится. Его в ЗАГС никто под автоматом не вёл, в брачное ложе с бензопилой «Дружба» не укладывал. Всё было добровольно, по взаимному согласию, по свободному выбору. Выбор сделан, Рубикон перейдён. Теперь у каждого возникает ответственность, соответствующая мужской и женской природе. Мужчина уже несет ответственность за безопасность каждого члена семьи, за материальное её обеспечение, за эмоциональную защиту женщины, за духовное развитие жены и детей.

Словом, последствием свободы выбора всегда является ответственность. Она, как тень, следует за ним. Поэтому у дивана, как материи, нет кармы. Кирпич, свалившийся нам на голову, никакую карму не получает, то есть не несёт ответственности за последствия. Никто не осудил пулю, топор или нож, с помощью которых был убит человек. У них не было выбора. Ответственность несёт, тот, кто ими, сделав для себя выбор, воспользовался.

В сериале «Сыны анархии» герой говорит: — Наступят дни, когда вам придется принимать решения, которые повлияют на жизнь всех, кого вы любите. Сделанный выбор изменит вас навсегда. Повзрослев, вы поймете, что значит быть мужчиной. Это не значит добиться уважения или силы. Это означает отвечать за свои поступки. Дети думают о себе, следуя за своими эгоистичными желаниями. Мужчины думают о других и действуют, исходя из их потребностей.

Могущество человека состоит в возможности делать свободный выбор. Умение пользоваться свободой выбора – есть разумность, неумение делать правильный выбор – есть глупость. Юрий Бондырев в «Выборе» пишет: «Вся жизнь - бесконечный выбор. Каждый день - от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера - с какой женщиной встретиться, куда пойти, каким образом убить проклятое время. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство. В последние годы я часто думаю, что управляет нашим выбором при жизни? Но кто знает, есть ли выбор после смерти? Ад? Рай? Сон? Что там будет за краем?»

Есть отличная притча о свободе выбора: - Господи, убери этого человека с моего жизненного пути, ибо он делает меня несчастным, - молил человек.

Не он в этом виноват, а твои чувства, - ответил Господь. - Я каждому дал свободу воли. Он свободен выбирать, как поступать, впрочем, как и ты. А ты свободен выбирать, как относиться к происходящему. Ты можешь отказаться от гнева и осуждения, и, отдав их мне, взамен получить любовь, прощение и счастье. Но знай, если вдруг тебе надоест твое счастье и тебе вновь захочется осуждать, обвинять, обижаться и страдать, то ты всегда можешь вернуть свои обиды, но при этом мои мир, любовь и счастье покинут тебя. Тебе выбирать, что для тебя важнее.

От большого выбора вожделенный ум может ненароком слететь с катушек. Чем больше предложение, тем сложнее сделать выбор. В маленький магазин горного села заходит альпинист и спрашивает: — Пряники свежие? – Свежие. – А вафли? – Бери лучше пряники. В большом супермаркете сложнее сделать выбор.

Свобода выбора – превосходное средство очищения и развития разума. Выбирая, мы замечаем некоторую внутреннюю борьбу в сознании. Голос ума говорит: — Мне это нравится. Голос разума возражает: — Мало, что нравится. Это вредно, дорого и совершенно мне не нужно. Словом, идёт мотивация выбора. Николай Аосский пишет: «В случае столкновения мотивов выбор всегда совершается в сторону сильнейшего мотива».

Иными словами, при выборе происходит борьба чувств, ума и разума. Возникают сомнения, и разумный человек говорит себе: — Надо посоветоваться с профессионалом. Это уже развитие, стремление к полному знанию. Выбор требует воспользоваться в полном объёме имеющимися знаниями. Выбор разумного человека при этом делается с позиций, правильно это или неправильно, полезно или вредно, нужно это или не нужно, чисто или грязно, нравственно или безнравственно. Разум понимает, что за свободным выбором следует ответственность, поэтому тщательно выбирает и, следовательно, развивается, совершенствуется.

Свобода выбора – есть понимание, что за внешним выбором, стоит внутренний рост или падение личности. К примеру, женатый мужчина оказался в СВ с женщиной, которая не вербально показывает, что не против заняться с ним сексом. Насильно его к сексу не склоняет. Есть свобода выбора. Можно нарваться на клофелинщицу или заразиться венерическим заболеванием. Потом заразить жену и стоять, виновато лыбясь, перед венерологом.

Муж возвращается из командировки и говорит жене: — А вот и мы! – Кто это мы? – Я и лобковые вши.

Словом, без внутреннего роста или падения внешний выбор не сделаешь. В жизни есть только одна дорога – либо вверх, либо вниз. Выбор ограничен, но, главное, он есть. Делая выбор, разумный человек стремится осознать, ЗАЧЕМ он это делает. Если знаешь зачем, сможешь ответить на вопрос «Как я это должен сделать». Свобода выбора предполагает ясность в связке «Зачем и как».

Глупец озабочен вопросом «Как?», поэтому у него и получается всё каком. Он не думает, зачем я это делаю, для чего. Мудрость – думать и понять сначала о «зачем», а лишь потом о «как». При таком подходе происходит саморазвитие и самосознание, человек личностно растёт, развивается его разум.

Философ Вячеслав Рузов говорит, что для решения правильного выбора, необходимо понять зачем. Если мы понимаем зачем, мы понимаем как. Если не понимаем зачем, как тоже не возможно. Поэтому, если мы понимаем, зачем живём, тогда становится понятно, как надо жить. Всё очень просто, никаких вопросов не возникает, не о чем спорить. Мир сложный и загадочный, но если мы понимаем зачем, сразу понятно как.

Свобода выбора – есть возможность отречься от наших плохих, дурных желаний. Желание человека является самой большой силой, которая влияет на его судьбу. Желание, которое приносит счастье окружающим людям, делают нас счастливыми. Желание, которое приносит страдания окружающим людям, делают нас несчастными. Если человек ставит перед собой высокие жизненные цели, его желания напрямую связаны с реализацией данных целей.Поэтому свобода выбора заключается в том, чтобы человек научился желать того, что соответствует его главным жизненным целям.

— Мастер, что такое свобода выбора? — Это когда, из двух зол выбираешь меньшее.

Свобода выбора – умение выбрать правильный путь, принять оптимальное решение. Люди, находящиеся под влиянием энергии страсти и особенно невежества, понимают свободу выбора в контексте, что хочу, то и ворочу, где хочу, там и топчу, что стукнуло в дурную голову, то и надо делать. Словом, свободен тот, кто потакает своим дурным желаниям: — Я свободный человек, поэтому гуляй, рванина, от рубля и выше. Могу пить, курить, сношаться, ходить голым в общественных местах, жрать, что хочется и вволю.

Человек свободен делать глупости. Только должен знать, что за них придётся страдать. Жизнь – бумеранг. За всё глупое и низменное придётся платить страданиями. Поэтому, свобода выбора состоит в том, чтобы порвать, как Бобик тряпку, свои дурные желания, своё разбухшее «Я хочу», обычно идущее из прошлого, и утвердить то, что хочет сейчас разум. Именно разум, а не чувства и изменчивый ум.

Человек думает, что желания к нему пришли сейчас и в этом состоит его свобода выбора. Заблуждение. Желания, в основном приходят из прошлого и заставляют человека превращаться в животное: пей, гуляй, развратничай, занимайся всяким непотребством. Словом, продолжай делать глупости. Разумный человек делает выбор между желаниями прошлого и разумными желаниями сегодняшнего дня.

Счастлив тот человек, кто осознал, что его свобода выбора, его счастье состоит в борьбе со своими прошлыми желаниями. Кто побеждает свои прошлые желания, становится счастливым и свободным, ведь он имеет право жить, как положено, как советует ему душа, совесть и разум. Раб своих прошлых желаний лишает себя свободы выбора. Свобода выбора находится внутри, а не снаружи. В силу плохой кармы к нам наведываются глупые желания. Нужно дать им от ворот поворот, и они уйдут не солоно хлебавши.

Сколько времени уходит на выбор? Иногда между возникшей ситуацией и реакцией на неё есть всего лишь одно мгновение. Этого достаточно, чтоб стать трусом, предателем, непорядочным человеком. А можно, сделав правильный выбор, ещё больше утвердиться во мнении, что ты благородный и порядочный человек.

У каждого мгновенья свой резон,

Свои колокола, своя отметина.

Мгновенья раздают — кому позор,

Кому — бесславье, а кому — бессмертие!

Иными словами, из любых негативных обстоятельств нужно выходить благородно, с достоинством и честью, с человеческим лицом, так, как будто Бог на тебя смотрит в тот момент, когда ты делаешь выбор. Благородный человек всегда делает выбор в унисоне с совестью.

Нужно быть благодарным Богу за то, что он подарил нам промежуток времени, пусть даже мгновение, за которое мы можем попытаться сделать правильный выбор. Выбирает разумный, неразумный отдаётся во о власть ненасытных чувств и вожделенного ума. Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.

К примеру, трамвайный хам баламутит пассажиров. Как поступить. Раздражитель – хам. Есть время для выбора, как себя вести. Можно постараться его перехамить, дать ему по наглой, противной морде, потребовать остановить трамвай и призвать пассажиров совместными усилиями сделать хаму несколько физических замечаний и дать пинка для ускорения при вылете в дверь, попытаться его усовестить, проигнорировать и многое другое. Словом, всегда есть свобода выбора, как пространство между возникновением раздражающего фактора и реакцией на него. Словом, человек получил величайший подарок Бога – время на выбор.

У человека можно отнять практически всё, кроме свободы выбора. Кто, к примеру, может отнять у человека свободу, как реагировать на поведение подлеца или на самую неблагоприятную ситуацию? Австрийский психолог Виктор Франкл автор книги « Скажи жизни «Да». Психолог в концлагере», будучи евреем, прошел с начала войны все ужасы фашистских концлагерей и своей жизнью доказал даже изумленным палачам, что можно, не унижаясь, принять жизнь в самых страшных ее формах. Над ним ставили психологические и физиологические опыты. Ученый с мировым именем должен был голый стоять на холодном цементном полу в камере пыток в лучах прожектора. Голодный, измученный он не чувствовал себя униженным, потому что знал, что «моя способность реагировать на это и желать чего-то, они не могут у меня забрать».

Позднее он вспоминал: «Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

Франкл организовал в концлагере службу информации, и, когда кто-нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение покончить с собой, ему тут же сообщали об этом: «Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»».

Притча в тему.

Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была словно бы исполнена ароматом праздника… И даже на смертном одре он продолжал весело шутить и смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг – озадаченные, растерянные – и недоумевали. И наконец, один из них не вытерпел и спросил: -Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но, что же в этом смешного?! И старик ответил: — Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем – измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как Вам это удается?» И он ответил: « Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня – блаженство или страдание?» И так получается, что с тех пор, и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!

Петр Ковалев 2015 год