Характеристика видов институциональных единиц. Институциональные единицы

Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.


Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

Характеристика видов институциональных единиц

Система рыночной экономики включает комплекс институциональных единиц: корпорации и квазикорпорации, органы государ-
ственного управления, домашние хозяйства, некоммерческие учреждения. Они соответствуют международному стандарту – системе национального счетоводства (СНС).

Корпорация – это корпоративное предприятие, т. е. предприятие с долевой формой собственности держателей акций.

Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие, не зависящее от других институциональных единиц (органов государственного управления, домашних хозяйств и др.). Эти другие институциональные единицы могут быть держателями акций данной корпорации, но непосредственно сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм соб-
ственности (ЕГРПО).

В отличие от корпоративных, некорпоративные предприятия, создаваемые домашними хозяйствами и государственными органами управления, неотделимы от своих учредителей. Поэтому корпоративные и некорпоративные предприятия принадлежат к разным секторам экономики.

В связи с тем, что корпорация находится в коллективной соб-
ственности держателей акций, доход (прибыль), полученный в результате хозяйственной деятельности, распределяется между акционерами пропорционально стоимости приобретенных ими ценных бумаг. В случае ликвидации корпорации акционеры получают свою долю имущества, оставшуюся после погашения долгов и обязательств. Ответственность по непогашенным обязательствам несет руководство корпорации. Участие акционеров в деятельности корпорации ограничивается размером вложенного капитала.

Семейства корпораций нескольких поколений называются конгломератами . Корпорация-конгломерат, которая включает в свой состав корпорации нескольких стран, носит название транснациональной корпорации .

Существует два вида корпораций-конгломератов:

1. Корпорации производственного типа, которые создаются с целью производства продукции и сами являются производителями.

2. Холдинговые корпорации или холдинговые компании, которые не занимаются производством, а осуществляют лишь функции управления.

В системе национального счетоводства наряду с корпорациями рассматриваются квазикорпорации.

Квазикорпорация – некорпоративное предприятие, управление в котором осуществляется по аналогии с корпорацией.

По СНС квазикорпорации приравниваются к корпорациям. Они независимы от тех институциональных единиц, которым принадлежат юридически. Фактически отношения квазикорпораций с учредителями имеют форму отношений между корпорациями и акционерами.

К квазикорпорациям относятся следующие:

· филиалы и представительства зарубежных фирм и компаний, занятых производством продукции в пределах национальной экономики;

· некорпоративные предприятия, находящиеся в ведении органов государственного управления, занятые производством рыночной продукции;

· некорпоративные предприятия домашних хозяйств, обладающие признаками корпораций (составление бухгалтерского баланса и др.). Этот последний вид квазикорпораций встречается редко и не обязательно должен присутствовать в странах в отличие от первых двух.

Органы государственного управления представлены несколькими видами институциональных единиц:

1. Центральное правительство (центральные органы управления).

2. Органы управления областей.

3. Местные органы управления.

Органы государственного управления на всех уровнях отвечают требованиям институциональной единицы. Они являются юридическим лицом и осуществляют формирование доходов за счет налогов, пошлин и других платежей, т. е. контролируемых источников. Они имеют право привлекать заемные средства, распоряжаются фондами и т. д.

Центральное правительство по СНС – уникальное юридическое лицо, которое образовалось в результате политических процессов и обладает законодательной, исполнительной и судебной властью.

Расходы правительства осуществляются в трех направлениях:

1) на услуги коллективного пользования (оборона, здравоохранение, образование и т. д.);

2) обеспечение товарами и услугами домашних хозяйств бесплатно или по сниженным ценам (в Республике Беларусь различные дотации);

3) трансферты (субсидии, льготы, гуманитарная помощь) некоторым категориям граждан и отдельным институциональным единицам (помощь чернобыльцам, бесплатный проезд ветеранам и т. д.).

В состав правительственных органов разного уровня включаются такие некорпоративные предприятия, как государственные типографии, вычислительные центры, правительственная связь и другие, которые обслуживают органы управления. Они не являются самостоятельными институционными единицами и рассматриваются в составе того органа управления, который они обслуживают.

Что касается государственных производителей так называемых бесплатных «общественных благ», предоставляемых по номинальным ценам (государственная безопасность, правопорядок и т. д.), то они являются нерыночными производителями и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. К оказанию других услуг, таких как образование, здравоохранение и т. д. правительство может привлекать и рыночных производителей, в том числе и частные фирмы с оплатой их услуг по рыночной стоимости.

Правительство может выступать организатором производства товаров с исключительной целью извлечения доходов (производство алкогольных и табачных изделий). Но эти производители, являясь государственными корпорациями, рассматриваются в СНС как самостоятельные институциональные единицы и независимы от органов государственного управления.

Домашнее хозяйство как институциональная единица представляет собой группу лиц, объединивших свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг.

Домашние хозяйства создаются и функционируют прежде всего как потребительские единицы, однако могут заниматься и производственной деятельностью для собственного потребления и продажи товаров на рынке.

Наиболее характерным признаком для домашнего хозяйства являются общие ресурсы и потребление этих ресурсов. Вследствие этого семья как носитель этой общности является одновременно и домашним хозяйством. Кроме того, члены нескольких семей могут объединить свои ресурсы для организации их совместного потребления.

Наемные работники не относятся к домашним хозяйствам, даже если они получают не деньги, а натуральную оплату. Исключение составляют родственники домохозяев, входящие в состав их семей, являющиеся домашними работниками.

Члены домашних хозяйств, временно отсутствующие сроком до
одного года (нахождение в тюрьме, на лечении и т. д.), рассматриваются в составе своих домашних хозяйств. Если они отсутствуют более года, то относятся к тем заведениям, в которых они находятся на момент регистрации.

Производственная деятельность домашних хозяйств неотъемлема от самого домашнего хозяйства и не образует самостоятельную институциональную единицу. Производственная деятельность определяется статусом некорпоративного предприятия, которое неотделимо от домашнего хозяйства, которому оно принадлежит. Материальными ценностями владеет не собственно предприятие, а его владелец, который и несет ответственность по долгам и обязательствам. Наемные работники такой ответственности не несут.

Владелец некорпоративного предприятия одновременно является и предпринимателем и работником. В результате его доход носит смешанный характер: вознаграждение за труд плюс предпринимательский доход. В СНС он носит название «смешанный доход».

Некоммерческие учреждения (НКУ ) представлены субъектами экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг, не преследующие целей извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпорациями, органами государственного управления и домашними хозяйствами. Предприятия-учредители контролируют деятельность НКУ, однако не имеют права присваивать себе доходы последних.

Уставные цели создания НКУ самые разные. В основном, это производство товаров и услуг коллективного потребления всего общества (корпораций, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц). Кроме того, НКУ могут создаваться в интересах социальной защиты определенных слоев населения, в благотворительных целях, на основании каких-либо политических мотивов и т. д.

В отличие от корпорации, НКУ не имеют держателей акций и в связи с этим их члены не имеют права претендовать на получение каких-либо дивидендов и не могут иметь каких-либо выгод из экономической деятельности НКУ.

Некоммерческие учреждения являются юридическим лицом и самостоятельной институциональной единицей.

Так как НКУ создаются институциональными единицами, принадлежащими к разным секторам экономики, они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством.

Некоммерческие учреждения, занятые рыночным производством, возмещают при реализации товаров и услуг полностью или частично свои затраты и могут иметь прибыль от своей деятельности (университеты, больницы и другие организации, взимающие плату за услуги). Полученная прибыль остается в распоряжении этих учреждений. Прибыль и изыскиваемые дополнительные средства вкладываются в финансовые активы, что приносит доходы. Это позволяет устанавливать более низкие цены за услуги. Таким образом, целью в данном случае является не получение прибыли как таковой, а повышение качества услуг и снижение платы за них.

К НКУ с рыночным характером производства относятся и некоммерческие учерждения, обслуживающие деловые предприятия, – торговые палаты, рекламные бюро научно-исследовательских институтов и др. Они создаются для успешной деятельности своих учредителей и содержатся за счет их взносов. Эти взносы рассматриваются как плата за услуги.

Нерыночные НКУ ориентируются не столько на возмещение затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы, пожертвования, бюджетное финансирование.

Среди нерыночных НКУ выделяют некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства и финансируемые правительством.

К первым относятся нерыночные НКУ, обслуживающие собственных членов товарами и услугами, – союзы, политические партии, научные общества и т. д. Они содержатся за счет членских взносов и услуги предоставляют бесплатно. Ко вторым относятся НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью для обеспечения товарами и услугами граждан, не являющихся членами этих организаций. Содержатся за счет взносов членов, пожертвований со стороны и государственного финансирования.

      В этой главе рассматривается определение институциональных единиц и метод, с помощью которого они группируются в секторы и подсекторы в СНС. Другая важная концепция, которая должна быть обсуждена, касается резидентства, так как вся экономика страны представляет собой полную совокупность всех резидентских институциональных единиц.

    Институциональные единицы

      Институциональная единица – это экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельност и и вступать в операции с другими единицами. Главныехарактеристики институциональных единиц могут быть описаны следующим образом:

      1. Институциональная единица имеет право владеть товарами и активами от своего имени; она, следовательно, может обмениваться товарами и активами в операциях с другими институциональными единицами;

        Она может принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую она несет прямую ответственность и подотчетна по закону;

        Она способна принимать обязательства от своего имени, принимать обязательства другого рода и обязательства, связанные с будущей деятельностью, и заключать контракты;

        Институциональная единица должна иметь полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, или должна существовать возможность составить содержательный с экономической точки зрения набор счетов, если они потребуются.

      Существует два рода единиц в реальном мире, которые могут рассматриваться как институциональные единицы, а именно, физические лица или группы физических лиц в форме домашних хозяйств и юридические лица или общественные организации.

      В СНС домашнее хозяйство определено как группа лиц, которые живут в одном и том же жилище, объединяют частично или полностью свои доходы и имущество и потребляют коллективно некоторые виды товаров и услуг, главным образом, жилищные услуги и продукты питания. Наряду с отдельными домашними хозяйствами существуют единицы, которые называются институциональными домашними хозяйствами; они включат группу лиц, которые остаются в течение длительного периода времени в больницах, домах престарелых, монастырях, тюрьмах и т.д.

      Отдельные члены домашнего хозяйства, которое состоит из нескольких лиц, не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Многие активы являются собственностью двух или более членов того же самого домашнего хозяйства, и обязательства также могут приниматься несколькими членами того же самого домашнего хозяйства; в то же время доход, полученный отдельными членами того же домашнего хозяйства, может быть использован всеми членами домашнего хозяйства. Более того, многие решения по вопросу о расходах, в особенности те, которые относятся к расходам на продукты питания и оплату жилищных услуг, могут приниматься коллективно для домашнего хозяйства в целом. Поэтому может оказаться невозможным составить баланс активов и пассивов и другие счета для отдельных членов домашнего хозяйства, которые содержали бы полезную с экономической точки зрения информацию. По этой причине домашнее хозяйство в целом, а не отдельные его члены, должно рассматриваться как институциональная единица.

      Второй тип институциональной единицы - это юридическое лицо или общественная организация, которые занимаются экономической деятельностью и от своего имени вступают в операции с другими единицами. К ним относятся корпорации, некоммерческие организации (НКО) и органы государственного управления. Юридическое лицо или общественная организация - это такая единица, существование которой признано законом или обществом, независимо от физических лиц или других юридических единиц, которые, возможно, являются их собственниками или контролируют их. Такие единицы ответственны или подотчетны за экономические решения или действия, которые они предпринимают, хотя их автономность может быть ограничена в некоторой степени другими институциональными единицами; например, корпорации в конечном итоге контролируются их акционерами. Поведение некоторых некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам или органам государственного управления, аналогично поведению корпораций, и поэтому такие предприятия рассматриваются как квазикорпорации, если у них есть полный набор счетов.

      В юридическом смысле слова корпорации могут выступать под различными названиями: корпорации, корпорированные предприятия, государственные компании, государственные корпорации, частные компании, компании с ограниченной ответственностью, партнерства с ограниченной ответственностью, компании с акционерным капиталом. С другой стороны, некоторые юридические лица, которые являются некоммерческими организациями, могут иногда называть себя корпорациями. Статус институциональной единицы не всегда может быть определен исходя из ее названия, он определяется ее функциями и целями. В СНС термин «корпорация» охватывает корпорации, учрежденные как юридические лица, а также кооперативы, партнерства с ограниченной ответственностью, условные резидентские единицы и квазикорпорации. Описание этих различных типов институциональных единиц приведено в разделе B.

      Некоммерческие организации (НКО) – это юридические лица или общественные организации, создаваемые с целью производства товаров и услуг, чей статус не позволяет им быть источником дохода, прибыли или другой финансовой выгоды для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют. На практике их производственная деятельность должна создавать либо доход, либо убыток, но любой доход, который они могут получить, не может быть присвоен другими институциональными единицами. Устав организации, в соответствии с которым они учреждены, сформулирован таким образом, что институциональные единицы, которые их контролируют или управляют ими, не имеют права на получение доли в любых прибылях или других доходах, которые они получают. По этой причине они нередко освобождены от уплаты налогов. Описание трактовки различных НКО в СНС дано в разделе C.

      Органы государственного управления (государственные единицы) представляют собой уникальные типы юридических лиц, учрежденные в результате политических процессов, которые обладают законодательной, судебной или исполнительной властью в отношении других институциональных единиц в пределах данной территории . Основные функции органов государственного управления как институциональных единиц состоят в том, чтобы принимать ответственность за предоставление товаров и услуг обществу в целом или отдельным домашним хозяйствам и финансировать предоставление этих товаров и услуг за счет налоговых поступлений или других доходов; перераспределять доход и богатство с помощью трансфертов; и осуществлять нерыночное производство.

    Резидентство

      Резидентство каждой институциональной единицы – это экономическая территория, с которой она имеет наиболее тесную связь, другими словами, на которой находится центр ее преобладающего экономического интереса. Концепция экономической территории в СНС совпадает с этой концепцией в Руководстве по платежному балансу, 6-ое издание – РПБ6 (Balance of Payments Manual , 6 th edition - BPM 6 ). Некоторые ключевые характеристики изложены ниже. В широком смысле, экономической территорией может быть любая географическая территория или подведомственная область, в отношении которых необходима статистика. Связь институциональных единиц с определенной экономической территорией определяется на основе таких признаков, как физическое присутствие и подчинение юрисдикции правительства на данной территории. Наиболее распространенная концепция экономической территории - это территория, находящаяся под фактическим контролем одного правительства. Однако экономическая территория может быть шире или уже этого определения, например, как в случае валютного или экономического союза, или части страны, или мира.

      Экономическая территория включает площадь земли, воздушное пространство, территориальные воды, включая юрисдикцию на права рыболовства и права на энергетические ресурсы и ресурсы других полезных ископаемых. В случае морской территории экономическая территория включает острова, принадлежащие данной стране. Экономическая территория также включает территориальные анклавы в остальном мире. Они представляют собой четко отграниченные участки земли, расположенные на территории других стран (на которых находятся такие учреждения, как посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные и иммиграционные офисы, агентства, занятые предоставлением помощи, представительства центральных банков, имеющие дипломатическую неприкосновенность и т.д.) и используемые правительствами стран, которые являются их собственниками или арендуют их, для дипломатических, военных, научных или других целей на основе соглашений с правительствами стран, на территории которых они физически находятся.

      Экономическая территория определяется как с точки зрения физического расположения, так и с юридической точки зрения. Концепции экономической территории и резидентства разработаны таким образом, чтобы отвечать требованию, в соответствии с которым каждая институциональная единица является резидентом одной экономической территории. Использование понятия экономической территории, определяющего охват экономической статистики, означает, что каждый член группы филиалов предприятий является резидентом той страны, на территории которой он находится, а не резидентом той страны, в которой находится головной офис.

      В принципе, институциональная единица является резидентом одной и только одной страны, что определяется центром преобладающего экономического интереса единицы. Исключения могут быть сделаны в отношении многотерриториальных предприятий, которые осуществляют операции более чем в одной стране. Хотя предприятие может проводить значительные операции в нескольких странах, оно не может быть подразделено на отдельные филиалы или на материнское предприятие и его филиалы, так как оно управляется как одна единица, в отношении которой нет отдельных счетов или решений. Такие предприятия обычно заняты трансграничными видами деятельности и включают компании, занятые морскими перевозками, авиакомпании, гидростанции на пограничных реках, компании, осуществляющие эксплуатацию трубопроводов, мостов, тоннелей и подводных кабелей. Если не представляется возможным идентифицировать материнское предприятие и его отдельные филиалы, необходимо пропорционально отнести часть общего итога операций предприятия к отдельным странам. Более подробная информация об этих специальных случаях содержится в РПБ6 .

      Институциональная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории, на которой имеется определенное место, жилой дом, производственный участок или помещение, на котором или с которого единица осуществляет или намерена продолжать осуществлять экономическую деятельность и операции в значительных размерах, либо в течение неопределенного времени, либо в течение определенного, но длительного периода времени. Место пребывания не должно быть обязательно постоянным, пока единица остается на экономической территории данной страны. Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического определения; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы избежать неопределенности и содействовать достижению международной согласованности.

      Концепция резидентства в СНС та же самая, что и в РПБ6 . Некоторые ключевые моменты изложены ниже:

      1. Резидентство отдельных лиц определяется резидентством того домашнего хозяйства, частью которого они являются, а не местом их работы. Все члены того же самого домашнего хозяйства имеют тот же самый статус резидентства, который имеет домашнее хозяйство в целом, даже если они могут пересекать границу для работы или просто проводят некоторое время за границей. Если они работают за границей столь продолжительное время, что приобретают центр экономического интереса за границей, они перестают быть членами их первоначального домашнего хозяйства;

        Некорпорированные предприятия, которые не являются квазикорпорациями, не являются отдельными институциональными единицами, и, следовательно, они имеют то же самое резидентство, что и их собственники;

        Корпорации и НКО обычно имеют центр экономического интереса в стране, где они юридически учреждены и зарегистрированы. Корпорации могут быть резидентами стран, отличных от стран резидентства их акционеров, и дочерние корпорации могут иметь резидентство в странах, отличных от резидентства материнской корпорации. Если корпорация или некорпорированное предприятие имеет филиалы, офис или место производства в другой стране для осуществления производства в течение длительного периода времени (обычно в течение года или более), не создавая для этой цели дочернюю корпорацию, то филиал, офис или место производства рассматриваются как квазикорпорация (то есть как отдельная институциональная единица), являющаяся резидентом той страны, в которой она находится;

        Собственники земли, зданий или недвижимых сооружений на экономической территории данной страны или единицы, являющиеся держателями договоров аренды на любой из этих активов на длительный период времени, всегда рассматриваются как единицы, которые имеют центр экономического интереса в этой стране, даже если они не занимаются экономической деятельностью или операциями в этой стране. Вся земля и здания поэтому принадлежат резидентам данной страны;

        Добыча полезных ископаемых может осуществляться только резидентскими институциональными единицами. Предприятие, которое будет заниматься добычей полезных ископаемых, будет рассматриваться как получившее статус резидента, когда выданы требующиеся лицензии или заключены договоры аренды, если оно не получило этот статус раньше;

        Для единиц, таких как многие единицы специального назначения, в отношении которых мало или вообще нет данных об их местонахождении, местонахождение определяется по месту их инкорпорирования.

Более подробное рассмотрение пограничных случаев содержится в главе 26 и в РПБ6 .

    Группировка по институциональным секторам и экономическое поведение

      Институциональные секторы в СНС представляют собой группы схожих по типу институциональных единиц. Корпорации, НКО, органы государственного управления и домашние хозяйства существенно отличаются друг от друга в отношении их экономических целей, функций и поведения.

      Институциональные единицы относятся к соответствующему сектору в соответствии с характером их экономической деятельности. В СНС отражаются три основных вида экономической деятельности: производство товаров и услуг, потребление, удовлетворяющее желания и потребности человека, и накопление в различных формах капитала. Корпорации заняты либо производством, либо накоплением (либо и тем, и другим), но не конечным потреблением. Органы государственного управления заняты производством (но другого типа по сравнению с корпорациями), накоплением и конечным потреблением от имени населения и общества в целом. Все домашние хозяйства осуществляют потребление и могут быть также заняты производством и накоплением. НКО многообразны по своим характеристикам. Поведение некоторых из них аналогично поведению корпораций, некоторые практически являются частью органов государственного управления, а некоторые занимаются видами деятельности, которые аналогичны видам деятельности органов государственного управления, но функционируют независимо от них.

      Основное различие между корпорациями и органами государственного управления связано с различиями в целях, для достижения которых осуществляется производство. Корпорации производят продукты для рынка и стремятся продать их по экономически значимым ценам. Экономически значимые цены - это такие цены, которые оказывают существенное влияние на количество продуктов, которые производители готовы поставить, и на количество продуктов, которое покупатели хотели бы приобрести. Эти цены обычно формируются, когда у производителя есть стимул скорректировать поставку товаров с целью получения прибыли в длительной перспективе (или как минимум возмещения затрат капитала и других расходов), а у потребителей есть свобода выбора покупать или не покупать товары и делать выбор на основе предлагаемых цен. Более подробное обсуждение определения экономически значимых цен и содержания рыночного и нерыночного производства представлено в главах 6 и 22.

      Корпорации подразделяются на те, которые, главным образом, предоставляют финансовые услуги, и те, которые, главным образом, производят товары и другие услуги. Эти две группы корпораций называются финансовыми и нефинансовыми корпорациями, соответственно. Это различие проводится ввиду особой роли, которую играют финансовые корпорации в экономике.

      Экономические цели, функции и поведение органов государственного управления существенно другие. Они организуют и финансируют обеспечение товарами и услугами отдельных домашних хозяйств и общества в целом и несут расходы на конечное потребление. Они могут производить большую часть этих товаров и услуг сами, но продукты обычно предоставляются либо бесплатно, либо по ценам, которые определяются на основе решений, не связанных с рыночными механизмами. Органы государственного управления обычно имеют дело с распределением и перераспределением дохода и богатства с помощью налогов и других трансфертов. Органы государственного управления включают фонды социального обеспечения.

      Экономические цели, функции и поведение домашних хозяйств также имеют свою специфику. Хотя, прежде всего, они являются потребительскими единицами, они также могут заниматься производством. Очень часто эта производственная деятельность осуществляется в относительно небольших размерах и включает неформальную деятельность или деятельность личных подсобных хозяйств. В том случае, если производственные единицы домашних хозяйств не являются юридическими лицами, они рассматриваются как некорпорированные предприятия. Они остаются частью той же самой институциональной единицы (домашнего хозяйства), к которой они принадлежат.

      НКО являются институциональными единицами, созданными с целью производства или предоставления товаров и услуг, но не с целью производства какого-либо дохода или прибыли для единиц, которые их контролируют или финансируют. Тем не менее, некоторые НКО предоставляют товары и услуги потребителям по экономически значимым ценам, и, когда они делают это, эти НКО отражаются в СНС так же, как корпорации. Другие НКО, которые контролируются и финансируются органами государственного управления, рассматриваются как органы государственного управления. Остающиеся НКО, которые производят товары и услуги, но не реализуют их по экономически значимым ценам, рассматриваются как особая группа единиц, называемая некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства (НКОДХ). Они фактически являются неправительственными общественными организациями.

- это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору Финансовые учреждения относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.
Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.
Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.
Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г.) на 39,7%, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г., полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.
Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыноч-ной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП - это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.
По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период - это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г., Польше - 8 лет, а Венгрии - 11 лет.
На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония - 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономии! Молдова, Грузия и Украина.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.
Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январеЧсентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4% больше, чем за соответствующий период 2005 г., вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.
еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.
Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия бу-дет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.
Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.
На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. е. ускоренно растет, прежде всего, торговля.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4%. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январьЧоктябрь обработка приросла на 4,7%, в то время как за соответствующий период прошлого года - на 5,3%).
Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8% за январьЧоктябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7%); производство кожи, изделий из кожи, обуви - на 13,2% по сравнению со снижением на 2,4% в 2005 г.; производство резиновых и пластмассовых изделий - на 11,1% по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8%.
В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5% за январь - октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1% прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.
Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности - электрооборудования, электронного и оптического оборудования - оказались и вовсе меньше на 1,5% за январьЧоктябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3% за соответствующий период 2005 г.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Подводя итоги 2006 г., можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. - хорошие показатели.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рас-сматриваются различные варианты сочетания упомянутых пока-зателей.
Один из вариантов исходит из следующих предположений:
процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;
падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных
мировых валют стабилизируются;
цена российской нефти достигнет необходимого уровня.
Так как мировая экономика влияет на развитие российской
экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предпо-ложить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.
Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номини-рованных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. е. он сократится.

Это хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, и которыми могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.
Сектор представляет собой совокупность институциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.
Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.
Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
По итогам 2006 г. можно уверенно говорить, что сильнейший экономический спад, сопровождавший переход к рыночной экономике, оказался полностью преодолен.
Напомним, что объем ВВП к 1998 г. в России сократился по сравнению с 1991 г. (экономические реформы начались в России с января 1992 г.) на 39,7%, в 1998 г. российская экономика была в сильном упадке, и продолжалось это падение семь лет. Только с 1999 г. начался экономический рост, который через восемь лет, включая 2006 г., полностью восстановил российскую экономику по показателю объема ВВП.
Таким образом, пятнадцатилетний период перехода к рыноч-ной экономике в России завершился по итогам 2006 г. Из этого следует, что экономика полностью восстановилась по сравнению с дореформенным уровнем. Учитывая, что объем ВВП - это основной макроэкономический показатель, можно делать такие выводы.
По сравнению со странами Восточной Европы, 15-летний период - это недопустимо много. Для преодоления спада при переходе к рыночной экономике Словакии и Чехии понадобилось всего лишь 2 г., Польше - 8 лет, а Венгрии - 11 лет.
На постсоветском пространстве лидером оказалась Эстония - 9 лет, а вот Латвии понадобилось 14 лет. Армения и Белоруссия уложились в 12 лет. Далеки до восстановления экономии! Молдова, Грузия и Украина.
Инфляция по итогам 2006 г. составила около 9%, что означает самый низкий уровень за последние 15 лет. Основанием для этого является продолжающийся экономический рост, но также срабатывают и усилия правительства по ограничению денежного предложения: работает Стабилизационный фонд. Для дальнейшего снижения инфляции в 2007 г. еще остаются резервы.
Важнейшим индикатором инвестиционной активности в экономике России являются иностранные инвестиции. Накопленный иностранный капитал на конец сентября 2006 г. составил 130 млрд долларов США, а поступило в экономику России в январе-сентябре 2006 г. 35,3 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 31,7% превышает соответствующий показатель 2005 г.
Стоит отметить, что 34,6 млрд долл. США составил объем инвестиций за рубеж. Это на 51,4% больше, чем за соответствующий период 2005 г., вероятнее всего, что эти цифры по итогам 2006 г.
еще вырастут. Следует сделать вывод, что из России инвестируется столько же средств, сколько и в Россию.
Рост инвестиций из России превосходит динамику инвестиций в Россию. То есть в самом ближайшем будущем Россия бу-дет больше инвестировать за рубеж, чем привлекать иностранные инвестиции. Из этого следует, что мы становимся мировым донором.
Россия сама очень нуждается в инвестициях, поэтому необходимо внимательно отслеживать процессы инвестирования, уделять должное внимание задаче повышения инвестиционной привлекательности России.
На общем фоне неплохих макроэкономических показателей качество экономического роста таких показателей не очень хорошее, так как двигателем этого роста выступает потребительский спрос, т. е. ускоренно растет, прежде всего, торговля.
Что касается промышленного производства, то его прирост сохранился примерно на уровне 2005 г. и составляет чуть более 4%. Но обеспечивался этот прирост в первую очередь производством и распределением энергии, воды и газа. Показатели улучшились по добыче полезных ископаемых, а вот показатели роста обрабатывающих производств за 2006 г. немного ухудшились по сравнению с 2005 г. (за январь-октябрь обработка приросла на 4,7%, в то время как за соответствующий период прошлого года - на 5,3%).
Особенно интересно рассмотреть сравнительный анализ прироста по отдельным обрабатывающим производствам. В 2006 г. очень хорошо росло текстильное и швейное производство (на 7,8% за январь-октябрь, а в 2005 г. за те же периоды спало на 2,7%); производство кожи, изделий из кожи, обуви - на 13,2% по сравнению со снижением на 2,4% в 2005 г.; производство резиновых и пластмассовых изделий - на 11,1% по сравнению с приростом за 2005 г. на 3,8%.
В то же время производство машин и оборудования практически не росло: на незаметные 0,5% за январь - октябрь 2006 г. по сравнению с 6,1% прироста за соответствующий период 2005 г. Причем до октября минувшего года динамика и вовсе была отрицательная.
Показатели по другому ключевому производству обрабатывающей промышленности - электрооборудования, электронного и оптического оборудования - оказались и вовсе меньше на 1,5% за январь-октябрь 2006 г. по сравнению с приростом на 17,3% за соответствующий период 2005 г.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Подводя итоги 2006 г., можно сказать, что в этот период проходило накопление негативного потенциала структурных перекосов. Так что без неприятностей все-таки не обошлось. Но, несмотря на это, общий результат 2006 г. - хорошие показатели.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рас-сматриваются различные варианты сочетания упомянутых пока-зателей.
Один из вариантов исходит из следующих предположений:
процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут;
падение доллара прекратится, и взаимные курсы основных
мировых валют стабилизируются;
цена российской нефти достигнет необходимого уровня.
Так как мировая экономика влияет на развитие российской
экономики, то рассмотрим ее некоторые особенности. Приток мировых сбережений в США в несколько раз сократился. Этому способствовало относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибыли американских компаний. Благодаря давлению обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно могут снизить ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций стабилизируется. Угроза дефляции в Германии и Японии не может позволить повысить базовые ставки по евро и иене. В то же время вполне вероятно повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США. Доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и, естественно, можно предпо-ложить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.
Очень важно обратить внимание, что стабилизация курса доллара по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номини-рованных в долларах. В конечном счете, все это будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях. Естественно, это повлияет и на чистый приток портфельных инвестиций в Россию, т. е. он сократится.