Экономическая социология: основные концепции, понятия и структура. Предмет и методы экономической социологии

СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - I. Относительно самостоятельная отрасль социологической науки, исследующая экономику как часть социетальной системы, неэкономические факторы развития экономики, мотивы и социальный смысл экономического поведения людей. Основные задачи социологии экономической: 1) выработка научно обоснованных представлений о характере и результатах взаимовлияния экономических и социальных процессов; 2) разработка рекомендаций по оптимизации социально-экономического управления обществом с учетом имеющихся экономических и неэкономических ресурсов.

Понятие «социология экономическая» вошло в научный оборот в конце 19 - начале 20 века. Э. Дюркгейм в основанном и издаваемом им журнале «Социологический ежегодник» выделил раздел «Экономическая социология». В 1903 году бельгийский социолог Г. де Грееф издал первую монографию «Экономическая социология», где сформулировал свое понимание предмета и метода экономической социологии. В учебнике по социологии В. М. Хвостова (1917) был выделен раздел «Экономическая социология».

Становление социологии экономической было подготовлено интеграцией экономического и социологического знания, вызвано объективными общественными потребностями. Исторические предпосылки формирования социологии экономической связаны, во-первых, с активным развитием капиталистического способа производства и рыночными принципами регулирования экономики; во-вторых, с формированием институтов гражданского общества. Теоретические предпосылки созданы развитием экономической теории, социальной философии и социологической науки. Во 2-й половине 18 века представители классической школы политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо) выдвинули идеи о социальной природе экономической жизни, социальных функциях экономики, проблемах и противоречиях хозяйственной жизни. Теоретико-методологические предпосылки социологии экономической создаются в середине 19 - 1-й половине 20 века. Существенный вклад в этот процесс внес К. Маркс . Применив диалектико-материалистический метод к анализу капитализма, он выявил глубокую взаимосвязь экономики и гражданского общества. Объяснение природы этой взаимосвязи привело Маркса к выводам, которые легли в основу социолого-экономического знания. В их числе: взгляд на экономику как одну из сфер общества, тесно взаимодействующую с другими сферами: идеологией, политикой, правом и на этой основе оказывающую определяющее влияние на социальные процессы, которые, в свою очередь, оказывают обратное влияние на экономику; обоснование социальной формы труда как единства идеальной и материальной деятельности людей; социальная интерпретация экономических законов и категорий; анализ сознания и поведения реально функционирующих экономических субъектов в причинно-следственной связи с их жизненными потребностями и коренными (в том числе классовыми) экономическими интересами.

Развитие социологии как науки обусловило идеи «социологизации» экономического знания за счет применения позитивного метода к анализу экономических явлений (О. Конт). Дюркгейм дал обстоятельный социологический анализ экономического процесса разделения труда, создал теорию общественной солидарности. М. Вебер исследовал влияние социальных институтов (религии, политики) на экономическую жизнь, взаимодействие хозяйственной идеологии и экономической организации. Г. Зиммель дал социологическую интерпретацию такой экономической категории, как деньги.

В 1920-е годы в США изучение социальных механизмов промышленного производства обусловило активное развитие индустриальной социологии, постепенно эволюционирующей в социологии экономической.

Во 2-й половине 20 века американские социологи Т. Парсонс и Н. Смелзер в работе «Экономика и общество» обосновали экономическую социологию как отдельную научную отрасль на «стыке» экономической теории и социологии, исследующую воздействие социальных институтов - политических, правовых, религиозных и других на экономическую жизнь общества. Методологически важным представляется и вопрос выявления факторов и способов интеграции личности в экономику.

В России социология экономическая возникла как под влиянием западноевропейской и американской социологической культуры, так и в результате длительного процесса эволюции отечественных социолого-экономических идей. Большой вклад в формирование теоретических и эмпирических предпосылок социологии экономической внесли работы по социологическому изучению села (А.Н. Энгельгардт, Д.А. Столыпин, К.Р. Качоровский, В.М. Чернов и др.). Научные традиции, заложенные этими авторами, дают возможность современным исследователям углубить представления о крестьянстве и методологии его изучения, лучше понять истоки проблем и противоречий в аграрной сфере. Исследования социально-трудовой сферы базируются на трудах российских экономистов: П.Б. Струве , М.И. Туган-Барановского, Н.Д. Кондратьева , А.В. Чаянова и других, теоретически обоснованно поставивших вопрос о необходимости расширения аналитических границ политэкономии в свете социологической концепций. На эти подходы опираются современные исследователи (Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, Ж.Т. Тощенко, В В. Радаев, В.И. Верховин, В.И. Добреньков и др.), разрабатывающие данную область социологического знания.

Теоретическое обоснование объекта экономической социологии как области взаимодействия экономических и социальных процессов в контексте взаимосвязи двух сфер общества: экономической и социальной дано в работах Заславской и Рыбкиной. Ими выделено теоретическое ядро социологии экономической - «социальный механизм развития экономики». Эмпирическое изучение специфики данного взаимодействия в реальной политической среде и духовной сфере, включающей культуру, общественную идеологию и психологию, конкретизировало данный подход. По определению В.Э. Бойкова, объект изучения социологии экономической можно представить как механизм взаимодействия экономических и социальных процессов на различных уровнях организации общества и производства, функционирующий в контексте доминирующих экономических укладов, сложившейся социальной стратификации и политической системы общества.

В определении предмета социологии экономической продуктивным является обоснование Заславской и Рыбкиной положения о человеческом факторе социально-экономического развития (социальных групп) как ядре системы связей между экономикой и социальной сферой общества и активной силе эволюции общества. Предметная область включает изучение экономических потребностей и интересов различных социальных групп, слоев и общностей, доминант их экономического сознания и поведения и других качественных характеристик.

Экономико-социологические исследования в этом направлении могут способствовать научному обоснованному решению управленческих задач. Существенными из них представляются следующие: определение реальных человеческих ресурсов системных преобразований в обществе, социального потенциала развития конкретных регионов и отраслей экономики, предупреждение социальных конфликтов в сфере производства, становление социального партнерства как способа взаимоотношений труда и капитала.

Л.Д. Чернышова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 488-489.

Литература:

Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Соц-я экон. жизни. Новосибирск, 1991; Радаев В.В. Экон. соц-я. М., 1997; Рывкина Р.В. Экон. соц-я переходной России. Люди и реформы. М., 1998; Заславская Т. И. Совр. росийское об-во. Соц. механизм трансформации. М., 2004; Соц-я / Под ред. В.М. Бойкова. М., 2004; Экон. соц-я / Отв. ред. В.И. Верховин. М., 2006; Parsons Т., Smelser N. Economy and Society. N.Y., 1965; Economy and Society: Overviews in Economic Sociology / Ed. by A. Martinelli, N. Smelser. Bristol, 1990.

Экономическая социология отрасль социологической науки, изучающая взаимоотношения между экономической и социальной сферами жизни общества, а также их взаимосвязь с другими сферами.

Экономическая социология – одна из подсистем общей социологии. Ее основными задачами являются: выявление того, как, в какой мере экономика удовлетворяет социальные потребности людей; какое влияние оказывают экономические факторы на социально‑экономическое поведение людей и функционирование социальных институтов; какое влияние оказывают социальные качества людей на развитие экономической сферы общества и трудовое поведение.

Поэтому предметом исследования экономической социологии является взаимодействие и взаимовлияние экономического и социального.

Чтобы лучше представить предмет исследования экономической социологии, необходимо сравнить (сопоставить) такие понятия, как «экономика» и «экономическая социология».

Этимология (происхождение) понятия «экономика» (от греч. – управление хозяйством) наилучшим образом раскрывает сущность экономического – это эффективность управления хозяйством (рабовладельческим, феодальным, капиталистическим, частным, государственным и др.). Основными категориями в экономике являются: прибыль, рентабельность, окупаемость затрат, добавочная стоимость, рента, кредит и т. д. Цель экономики заключается в достижении максимально возможного результата в производстве и реализации продукции при минимальных затратах различных ресурсов. При этом человек в экономических отношениях также является одним из видов ресурсов. Например, в Советском Союзе при строительстве гигантов индустрии (Магнитки, Днепрогэса, Беломорканала и др.) широко использовался рабский труд заключенных, так как себестоимость этих работников была весьма низкой, а стоимость человеческой жизни правящим режимом не учитывалась совсем.

Экономическая социология исследует социальные механизмы развития экономики и способы наиболее полного удовлетворения различных потребностей людей. Основными областями исследования являются: мотивация труда, удовлетворенность трудом, уровень жизни, прожиточный минимум, доход на душу населения, жилищные условия, занятость, безработица, социальные гарантии, экономическая и профессиональная мобильность, социально‑экономические механизмы распределения благ в обществе, экономическая и социальная стратификация, социально‑трудовое поведение, экономические факторы социального поведения и др. Кроме того, экономическая социология исследует социально‑экономические отношения, возникающие между различными социальными группами, а также между государством и обществом. Значительное место в экономической социологии уделяется анализу экономической культуры общества, т. е. тем ценностям, ценностным ориентациям, традициям, обычаям, нормам морали, посредством которых и регулируется экономическое поведение людей.



Целью экономической социологии является сам человек – его потребности, интересы, образ жизни. Подмена приоритетов с социальных на экономические в экономической социологии и в политике государства может оказать негативное влияние и на научную теорию и на реальную жизнь общества. Например, стремление правящей элиты в бывшем СССР любой ценой «догнать и перегнать» США по производству стали, машин, вооружения и др., без учета интересов и потребностей большинства своих граждан, в значительной степени способствовало развалу великой страны.

Экономическая социология – это человеческое измерение экономических процессов. Развитие экономики в ней является лишь средством всестороннего развития личности и общества.

Теоретические истоки экономической социологии восходят к трудам таких представителей классической экономики, как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, К. Маркс, Д.М. Кейнс и др. Социологическую интерпретацию экономическая теория получила в трудах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Веблена и других представителей западной социологии. Например, Дюркгейм в 90‑е годы XIX в. выступил с идеей создания экономической социологии как отрасли обществознания. Он считал, что общественное разделение труда является главной интегрирующей силой общества. Вебер рассматривал экономическую социологию как науку интегрирующую экономику, историю и социологию. Он внес значительный вклад в развитие теории влияния социокультурных факторов на мотивацию труда и экономическое поведение людей.

Среди российских ученых конца XIX – начала XX в., внесших значительный вклад в развитие экономической социологии, можно назвать таких как: М.М. Кавалевский, С.Н. Булгаков, В.И. Ленин, П.Б. Струве, М.И. Туган‑Барановский и др.

После победы социалистической революции (1917), в России (СССР) наблюдался спад в развитии экономической социологии, который продлился до 60‑х годов XX в. В 60 – 70‑е годы, благодаря трудам таких ученых как Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, В.Я. Ельмеев, социально‑экономическая наука в России (СССР) вышла на качественно новый уровень развития.

Новый подъем в развитии экономической социологии начинается в 90‑е годы ХХ в. Он связан с работами таких, уже названных выше ученых как Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и новыми – В.В. Радаев, А.В. Дорин (Минск), В.И. Верхов и др.

Как самостоятельное направление научного исследования экономическая социология оформляется сравнительно недавно, в 50-е годы ХХ века, хотя ее проблематика затрагивалась в работах многих видных социологов и экономистов ХIХ и ХХ вв. Существенный вклад в ее становление и развитие внесли Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, В.Зомбарт, К.Маркс, Т.Парсонс, Н.Смелзер. Экономическая социология тесно связана с экономической теорией, социальной психологией, индустриальной социологией, социологией организаций, социологией труда и другими отраслевыми социологическими теориями, включающими в поле своего внимания отдельные аспекты экономической жизни.

Экономическая социология – это не экономика социальных процессов как ее иногда понимают. По М.Веберу – это социология экономического действия, по Н.Смелзеру – социология экономической жизни. Ориентация на изучение экономического поведения именно в социальных обстоятельствах отличает экономическую социологию от теории экономики, которая ограничивается рассмотрением отношений, овеществленных в движении материальных, финансовых ресурсов, продукции и услуг. К тому же человек в рамках экономической теории рассматривается без учета воздействия на него социальных общностей, институтов, норм и ценностей.

От классиков политической экономии идет представление об экономическом человеке как индивиде независимом, с устойчивыми предпочтениями, эгоисте, стремящемся к собственной выгоде, информированном о своих нуждах и способах их удовлетворения, рационально выбирающем цели и рассчитывающим издержки. Но реальный человек не всегда таков. Он часто действует произвольно, импульсивно, нерационально. Сумма его поступков осознанно или неосознанно воспроизводит те культурные программы, которые приняты и одобрены социальными группами, институтами, обществом.

Экономисты, понимая недостаточность такого представления о человеке, в дальнейшем вносили уточнения и поправки в классическую схему, варьировали состав качеств. Например, усиливали рациональность так, что обычный потребитель превращался в экономиста-профессионала, придавали особую значимость склонности к сбережениям и ликвидности, под сомнение ставили эгоизм, рациональность, степень информированности. Однако этими усилиями не было изменено главное – человек в понимании экономистов оставался изолированным от комплекса социальных отношений, так же как и мир хозяйства продолжал существовать отдельно от мира культуры, что снижало объяснительную и прогнозирующую функцию экономической теории.

Социологи изначально стремились преодолеть оторванность мира хозяйства от социума и абстрактность натуры экономического человека.


К.Маркс связывал экономические действия с интересами больших социальных классов.

В.Зомбарт объяснял возникновение капиталистического уклада из «недр западно-европейской души», из фаустовского духа беспокойства, предприимчивости, совмещенного с жаждой наживы. Он же утверждал, что нет «общих моделей» капитализма или любых других хозяйственных укладов, что капитализм специфичен для каждой страны, различного политического устройства и национальной культуры.

М.Вебер связывал становление капитализма и предпринимательства с религиозными принципами протестантизма. Отмечал, что религиозные меньшинства, в силу периферийности своего социального положения в хозяйственном отношении, оказываются более активными, чем большинство населения. По его мнению, именно протестантская субкультура придала капиталистическому хозяйствованию рациональность и индивидуализм.

Т.Веблен соотносил экономическое поведение с нормами социальных групп. На примере класса собственников или «праздного класса», он показал, что их потребительское поведение, ориентированное на показательную роскошь и чрезмерные траты, не вписывались в рамки экономической разумности и рациональности, но прекрасно вписывалось в рамки внутригрупповых представлений о своем особом социальном положении. Часто именно внеэкономические мотивы высокостатусных и высокодоходных групп влияют на рост спроса на потребительские товары при увеличении их цены. Такая ситуация получила название «эффект Веблена».

Т. Парсонс представлял экономику как одну из подсистем общества, выполняющую функцию адаптации.

Современная социология призывает различать человека социологического и экономического. Первый не должен вмещаться в узкие рамки экономической рациональности, его поведение санкционировано обществом, он исполняет социальные роли. Иначе отличие экономического подхода к человеку от социологического выражается формулой: «Экономическая теория изучает, как ведет себя рациональный человек, а экономическая социология изучает, почему человек не ведет себя рационально».

Экономическая теория и экономическая социология различаются не объектами исследования и не методами сбора данных. Они представляют специфические подходы к анализу хозяйственных отношений и пытаются решить разные типы исследовательских задач. Экономическая социология изучает хозяйственную жизнь, а не узко экономическую как это делает теория экономики.

Российский исследователь В.В. Радаев определяет предмет экономической социологии в духе М.Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. И далее уточняет, что "экономическое действие" представляет собой осу­ществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей, а "социальное действие" осуществляется осознанно, осмысленно и на основании этого смысла соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия. В таком понимании социальное действие выступает основанием и одновременно внутренним элементом экономического действия .

Прямые экономические действия направлены часто не только на достижение экономических целей, вызваны не только чисто экономическими мотивами. Мотивы и цели экономических поступков - это следствие влияния на субъекта социальных общностей, институтов, норм и ценностей. Любая экономическая система укоренена в определенной культуре, поэтому нет однотипной экономики.

Отношения разделения труда, обмена деятельностью, занятости, хозяйственной самостоятельности в каждом обществе имеют свои особенности, так же как и культурные представления о допустимом и недопустимом в финансовых операциях, о занятости в производстве мужчин и женщин, о богатстве и бедности, о труде и его мотивах.

В архаических и традиционных обществах семейные, кровно-родственные, дружеские отношения играют гораздо более существенную роль, чем отношения, вызванные соображениями экономической пользы, целесообразности. Еще в 20-е гг. известный американский антрополог Б.Малиновский на примере из жизни племен Новой Гвинеи показал, что люди могут трудиться, побуждаемые, в первую очередь, кровно-родственными обязанностями, а не экономическими факторами. Например, при строительстве лодки наглядно проявлялось распределение труда между вождем племени и остальными его членами. Члены племени трудились бескорыстно, не ради денег. После работы им выдавалась пища, но её не считали платой за труд. Ведь она не соответствовала тем усилиям, которые затрачивались работниками. В итоге лодка становилась собственностью вождя, а соплеменникам разрешалось ей пользоваться. Также в племени трудились по обязанностям родственников жены, которые должны помогать мужу, если он нуждается в помощи.

Давление внеэкономических факторов на экономическую жизнь носит постоянный характер, проявляется по-разному. Например, в современных восточных мусульманских странах свои представления о ссудном проценте (“риба” - арабское название ростовщичества). Коран однозначно запрещает мусульманам практиковать риба: “Аллах разрешил торговлю и запретил риба” (сура II, стих 276), “Аллах искореняет риба и взращивает милостыню”(II, 227). Ростовщический капитал считается характерной чертой западного или еврейского бизнеса. Вместо этого исламисты разработали сложную систему беспроцентных ссуд, многосторонних финансовых сделок, в том числе возможность прямого участия кредитора в будущих прибылях кредитуемого дела.

Такие внеэкономические факторы, как общинные и клановые связи (например, на Кавказе и в Средней Азии), важны при приеме на доходную и престижную работу. Здесь профессиональные и личностные характеристики кандидата могут и не иметь особого значения, так как отбор осуществляется по неформальным критериям или должность может быть куплена, причем весьма высокая вносимая сумма через некоторое время окупается вступившим в должность, разумеется, не за счет своей официальной заработной платы.

Подобные социокультурные влияния на экономическое поведение варьируются в разных обстоятельствах от сильного до слабого. Задача экономической социологии состоит в том, чтобы выяснить значимость и меру социального воздействия, воплощенного в экономическом поведении, в конкретном обществе и в конкретный период. Это необходимо не только в познавательном и прогностическом плане, но и в практическом. Успех экономических начинаний зависит от учета массы внеэкономических моментов, от понимания того, что экономика - это социальный процесс. Следует сказать, что экономическая социология не ставит под сомнение ценность экономической теории. Она лишь подчеркивает, что в такой сложной системе, как общество, экономика не может быть объяснена с позиций одной науки.

Одной из центральных тем экономической социологии является тема труда, к ней и обратимся в первую очередь.

План лекции:

  1. Предметная область экономической социологии
  2. Этапы становления экономической социологии, и основные теоретические направления экономической социологии
  3. Основные направления исследований в области экономической социологии
  1. Предметная область экономической социологии

На прошлой лекции рассматривались трудовые конфликты, как один из аспектов трудовых отношений, относящихся к предмету социологии труда. Но трудовые отношения являются частью социально-экономических отношений, которые выступают в качестве объекта экономической социологии и включают в себя поведение людей в сфере экономики. Труд выступает общей частью объекта как социологии труда, так и эк. социологии. В социологии труда труд представляет интерес в той мере, в которой проявляется в производственных отношениях, как отношениях, возникающих по поводу производства, потребления, распределения материальных благ, и характеризуется преобразованием субъекта труда, т.е. самого человека. В экономической социологии трудовая деятельность является составной частью экономической деятельности, когда любое экономическое действие рассматривается как часть социального.

Экономическая социология относится к отраслевому социологическому знанию, и представляет собой теорию среднего уровня наряду с такой отраслью как социология труда.

Экономическая социология носит междисциплинарный хар-р, так как находится на стыке экономики и социологии. В связи с этим при определении предметной области той или иной научной дисциплины возникает вопрос о границах науки. Так экономика изучает экономического человека, главная характеристика которого – максимизация полезности. Т.е. изучается все то, что связано с поведение людей в экономической сфере. Но экономическое поведение - одна из форм социального поведения человека в об-ве. Поэтому возникает необходимость изучения социологического человека, главная характеристика которого иррациональность поведения с точки зрения экономики, то есть в своем поведении он руководствуется прежде всего неэкономическими мотивами, а собственными ценностями, установками и принятыми в обществе нормами.

Пример: Покупка дорогого костюма мужу. С позиции экономического человека это действие основано, прежде всего, на максимизации полезности, в том смысле, что дорогой костюм прослужит дольше, чем обычный, так как сделан из хорошего, качественного материала, а следовательно не нужно будет тратиться на покупку нового в ближайшее время. С позиции социологического человека это действие основывается на представлении о том, что в данной социальной группе, к которой относится этот человек, принято ходить в дорогих костюмах, это является показателем определенного статуса, т.е. при выборе костюма стремятся следовать существующим нормам.



С выделением эк. социологии как самостоятельной отрасли возникает модель экономсоциологического человека. При этом если экономический и социологический человек в основании своем противоположны и представляют собой крайние полюса, то экономсоциологический человек не просто находится между ними, а находится в постоянном движении, склоняясь то к одному, то к другому, хотя в основе этой модели лежит социологического понимание действительности.

Попробую теперь дать исходную формулировку предмета экономической социологии, определяя его в духе М. Вебера: экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. Напомним, "экономическое действие" представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей. А "социальное действие" - это форма деятельности, которая внутренне мотивирована и ориентирована на действия других людей.

Пример: экономическим действием будет брак по расчету, с целью получения какой-либо выгоды, социальным действием – брак по любви.

Эк. социология изучает эк. действия, учитывая, что у экономического агента существуют ценности, установки, не носящие экономического характера.

Пример: Поведение при покупке товаров на рынке и в супермаркете. Каждый руководствуется своими мотивами при выборе места покупки одного и того же товара. Покупка товара – экономическое действие, осуществляемое в определенной социальной среде. Так, согласно существующим нормам на рынке можно договориться о цене товара, в то время как в супермаркете такой практики нет. При этом выбор места покупки во многом определяется не только материальным фактором, но и личными установками, ценностями.

Д.з. составить таблицу, в которую необходимо занести характеристики каждой модели: экономический, социологический, экономсоциологический человек.

Эк. социология стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, предметной областью эк. социологии является изучение:

  • экономических действий различных социальных групп как части социального действия;
  • экономических институтов в их взаимосвязи с социальными институтами;
  • социальных следствий экономических процессов, и их влияние на характер социальной стратификации общества;
  • личности как носителя определенных типов экономического сознания и экономической культуры.
  1. Этапы становления экономической социологии, и основные теоретические направления экономической социологии

Итак, мы рассмотрели предметную область эк. социологии, теперь рассмотрим этапы становления данной научной дисциплины.

Парадокс эк. социологии заключается в том, что эта дисциплина и старая, и молодая одновременно. Так, с одной стороны, она имеет давнюю историю, уходящую как минимум в начало 19 века, когда первые развернутые системы понятий были предложены классиками социологии (М.Вебером). С другой стороны, превращение эк.социологии в целостное направление – явление не столь далекого прошлого. Долгое время она существовала под другими именами, а ее развитие шло по ряду разнородных направлений (индустриальная соц-ия, теория организаций, эк.антропол-ия, социальная стратификация и др.), к-рые, как правило, не идентифицировали себя с эк. соц-ией как таковой.

Так как эк. соц-ия носит междисциплинарный хар-р и возникает на стыке и экономики и социологии, то этапы развития эк. соц-ии можно рассмотреть сквозь призму этапов становления этих 2 наук:

  1. Период первоначального синтеза (конец XVIII - середина XIX века)

Классический этап в политической экономии (от А. Смита до Дж.С. Милля) сопровождается становлением соц-ии как «позитивной науки» (О. Конт). Экономические вопросы социологией не рассматриваются. Проблемами экономической социологии занимаются неклассические экономисты (социалисты, старая немецкая историческая школа, Ф. Лист). Между экономической теорией и эк. соц-ией еще отсутствуют четкие границы, происходят произвольные междисциплинарные переходы и заимствования.

  1. Период профессионального расхождения (конец XIX - начало XX века).

Начинается неоклассический этап в экономической теории (австрийская школа, А. Маршалл). Происходит обособление экономики как профессиональной отрасли знания, создание ее рабочего аппарата. Одновременно закладываются классические основы экономической социологии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Несмотря на попытки синтеза наук (М. Вебер со стороны социологии, Й. Шумпетер со стороны экономической теории), тенденция к методологическому и профессиональному размежеванию оказывается сильнее.

  1. Период взаимного игнорирования (1930-е - середина 1960-х годов XX века).

Время зрелости экономической теории, разделение ее основных отраслей (макро- и микроэкономика), теоретических направлений. Оформление эк. соц-ии как профессиональной отрасли, создание ее рабочего аппарата (Т. Парсонс). Ни экономисты, ни социологи по большому счету не интересуются тем, что происходит в соседнем лагере, и редко вторгаются в чужие области.

  1. Период "экономического империализма" (середина 1960-х - 1980-е годы).

Экономическая теория переживает пору кризиса, связанную с частичным пересмотром теорий. Осуществляются попытки экспансии в смежные области социальных наук (Г.Беккер, К. Эрроу и др.). Между тем экономическая социология вступает в период профессиональной зрелости. Появляется "новая экономическая социология" (М. Грановеттер) и "социо-экономика" (А. Этциони).

  1. Этап "социологического империализма" (1990-е годы).

Происходит переоформление экономической теории. Реинтерпретация экономических концепций и категорий со стороны экономической социологии.

Таким образом, экономическая теория и экономическая социология проходят через сходные этапы, однако вторая отстает от первой на один условный шаг, т.е. каждый раз находится на предшествующем этапе.

Наиболее активное развитие и институционализация эк. соц-ии началось - в 1980-90-е годы.

Основные теоретические направления эк. соц-ии:

Социология рационального выбора (Дж. Коулмен)

Социальная среда, социальная ситуация структурируют альтернативы, стоящие перед индивидами или группами, и оказывают решающее влияние на принимаемые ими решения.

Сетевой подход (Х. Уайт, М. Грановеттер)

Современное хозяйство представляет собой совокупность социальных сетей - устойчивых связей между индивидами и фирмами. Экономические отношения тесно переплетаются с социальными.

Новый институционализм (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт, Н.Флигстин)

Рассматривает сети через институты. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, которые ранее в социологии часто выдавались за побудительные мотивы действия, а формальные и неформальные правила. Они регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками.

Культурно-исторический и этнографический подходы (М.Аболафия, В.Зелизер).

Тоже уделяют внимание сетевым связям и институтам, но погружают их в контексты привычек, традиций, культурных навыков. Сама рациональность действия выступает здесь как локальная культурная форма.

О специфике каждого из этих направлений вы мне подробнее расскажите на семинаре.

Несмотря на разнообразие различных теоретических направлений исследования, эк. соц-ия в нашей стране находится на стадии становления, ввиду до конца не оформившейся теоретической и методологической базы.

  1. Основные направления исследований в области экономической социологии

Основные направления исследований в области экономической социологии дают возможность понять различные формы эк. поведения и объяснить их хар-р и закономерности, именно такие исследования позволяют понять структуру и уровень эк. сознания людей и на основе этого определить хар-р экономической культуры, как составной части общей культуры.

Скоцентрируем основное внимание на эк. поведении, эк. сознании и эк. культуре.

Первая проблема, которая является областью ЭС = изучение экономической ориентации, предпочтений в той или иной модели экономической системы общества, тем более эта проблема актуальна в условиях переходного периода российского общества. Система рыночных отношений может проявляться в любых формах, можно говорить об американской, японской, шведской модели и именно различия в моделях нуждаются в экономическом анализе.

Что касается российского общества, то сейчас стоит говорить о выяснении отношения предпочтения к трем типам модели: *планово=директивная, *дикий рынок, *цивилизованный рынок (как они проявляются в сознании).

В каждой модели попробуем выделить базовые элементы и как они воспринимаются. Системообразующий элемент каждой модели – собственность.

Планово-директивная Дикий рынок Цивилизованный рынок
Собственность Государственная Дикая приватизация, которая совсем не соответствует соединению технико-технологических, экономических и социальных процессов. Смешанная экономика, в основе которой воспроизводится идея равенства всех форм собственности (социально-ориентированная экономика).
Цель производства План любой ценой! Первоначальное накопление капитала, включая криминальное. Прибыль любой ценой! Прибыль соотносится с социальным развитием общества. Социально-ориентированная экономика!
Наемный труд Процесс найма – формальный характер, но идеологически: «работники = собственники» → отрицание эксплуатации как способа взаимодействия, 2 стороны одного явления. Государство = эксплуататор. В соответствии с целью нещадная эксплуатация. Эксплуатация не снимается, но достаточно высокая оплата труда и внимание к работнику.
Конкуренция Отрицание конкуренции. Вместо неё состязательные отношения в социалистических соревнованиях. Внешние стимулы повышения производительности Борьба без правил за передел собственности. Конкуренция при соблюдении определенных правил, распределительные отношения.
Распределитель-ные отношения Формальная: *оплата труда – «уравниловка», *независимость з.п от квалификации, *к з.п добавляли соц. выплаты. Жесткое неравенство в доходах → большая социальная неоднородность и отсутствие социальной защищенности людей. Неравенство в доходах с созданием условий социальной защищенности и определенных гарантий для наемного труда.
Характер социальной дифференциации Формальное равенство. Поляризация, быстрое расслоение. Для оценки расслоения используют децильный коэффициент = соотношение доходов 10% самых богатых и самых бедных (у нас 20 (200)). Есть расслоение, социальное неравенство, но оно включает и возможность социальной защищенности компонентов социальной среды.

По совокупности этих критериев можно определить как различ.с.группы общества относятся к той/иной эк.моделиàв социол.плане очень важно исследовать, почему в эк.сознании разных групп существуют такие различия. Ответ на данный вопрос можно получить, если обратить свое внимание на то, насколько безболезненно населению удается адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, мнение о необходимости экономической реформы до 1994 г. разделяло больше половины населения, однако, в процессе самой реформы доля, придерживающихся такого мнения начала значительно снижаться (66% в 1994 г. и 55% в 1998 г.). И в 2005 г. на вопрос «Насколько вы согласны с тем, что дела в стране идут в правильном направлении» только 15% опрошенных полностью и 42% - отчасти согласились с этим утверждением. В то время как численность отрицающих необходимость реформы из года в год продолжала возрастать (18% в 1990 г., 26% в 1994 г., 28% в 1998 г., 38% в 2005). Что же касается отношения населения к частной собственности , то по данному критерию можно выделить три группы : первая группа выступает сторонником института частной собственности (примерно 20% опрошенных ) - их условно можно отнести к группе рыночников, для которых рынок – это простор для инициативы, предпринимательства; вторая группа – противником приватизации (также примерно 20% ) – к группе антирыночников, для которых рынок – это усиление неравенства, падение жизненного уровня; третья группа (около 40% опрошенных ) занимает промежуточную позицию и в зависимости от ситуации примыкает либо к первой, либо ко второй группам – их можно отнести к пассивным рыночникам, для которых рынок – это реальность, к которой остается только приспособиться. По сравнению с 1992 г. ситуация довольно-таки изменилась: сторонниками института частной собственности являлись 51% опрошенных, противниками - 28%, не смогли отнести себя к той или иной группе - 21% опрошенных. Т.е. отношение населения к такому институту как частная собственность с преимущественно позитивного было изменено на противоположное.

Таким образом, экономическое сознание может исследоваться на вербальном уровне через адаптацию к определенной модели экономического поведения.

Экономическое поведение – это ряд целенаправленных действий человека, ориентированных в своей совокупности на реализацию определенной модели хозяйственной активности. Основными видами эк. поведения являются сберегательное и потребительское поведение.

Сберегательное поведение – это действия направленные на превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, денежных средств, с целью удовлетворения будущих потребностей.

Наблюдаемый в последнее время повышенный интерес к проблеме сбережений населения России обусловлен увеличением влияния финансового поведения населения на состояние социально-экономической среды в целом. Сбережения домашних хозяйств являются одним из важнейших потенциальных источников для успешного экономического развития страны. В странах, показывающих быстрый экономический рост, обычно наблюдаются высокие значения совокупной нормы сбережений, который является основным источником национальных накоплений. Россия же в этом отношении представляет достаточно уникальную картину, где при высокой норме сбережений для экономики в целом, в секторе домашних хозяйств они крайне незначительны. Данные социологических исследований позволяют не столько определить количественные параметры величи­ны личных сбережений населения, сколько представляют богатый материал для изучения отношения населения в проблеме личных сбережений, оценок респондентами ус­ловий для их накопления, тем самым позволяют предви­деть, как сложится в ближайшем будущем динамика лич­ных сбережений населения.

В условиях рыночной экономики накопленные домохозяйствами сбережения выполняют две основные функции: во-первых, обладают инвестиционно - воспроизводственным потенциалом; во-вторых, обеспечивают потребительские нужды населения. В России в сберегательном процессе произошли три крупных обвала (в 1992-1993 гг., в результате дефолта 1998г. и в результате мирового финансового кризиса 2008 г.).

С началом экономических преобразований уровень жизни населения России резко снизился вследствие освобождения цен и высокой инфляции. Перед населением встала задача адаптации к новым условиям, но для одних это была задача выживания, для других – восстановления обычного уровня, для третьих – достижение более высокого, чем прежде, жизненного стандарта. Это и послужило базой формирования различных стратегий сберегательного поведения

В конце 1991 г., непосредственно перед либерализа­цией цен в январе 1992 г. около 70% семей жителей Рос­сии имели денежные сбережения.

За первый год введения свободных цен доля таких семей сократилась более чем в 2 раза и к концу 1992 г. около 1/4 опрошенных имели сбережения. В 1993 г. доли таких от­ветов еще понизилась (до уровня порядка 16-13% опро­щенных). Все последующие годы изменения в этом пока­зателе были менее значительные. снижение доли респондентов, имеющих сбережения, было временно приостановлено в 1994 г. - начале 1995 г.

Именно в этот период наметился, было, рост благосостоя­ния населения России, Госкомстат РФ отмечал рост ре­альных доходов населения страны. Следующий относи­тельно благоприятный период, когда доля семей, имею­щих сбережения, продлил­ся со второй половины 1996 г, и вплоть до финансового кризиса 1998 г. В результате финансового кризиса авгус­та 1998 г. доля населения, имеющего сбережения, умень­шилась незначительно - в сентябре этот показатель со­ставил 13,9% опрошенных, однако существенно измени­лись сберегательные намерения населения. Гораздо более важные и долговременные последствия последнего фи­нансового кризиса лежат именно в этой сфере. С точки зрения формирования долговременных тенденций потре­бительского и сберегательного поведения сама по себе по­теря личных накоплений у части населения (меньшей части населении страны) по своим пос­ледствиям менее разрушительна, чем общая потеря на­чавшейся формироваться положительной динамики сбе­регательных настроений жителей страны.

В настоящее время явно прослеживается положительная тенденция наличия сбережений у населения, то есть растет число людей, отметивших, что они имеют накопления. на протяжении последних трех лет этот показатель колеблется в пределах ото 21% до 25%

Итак, объем сбережений населения за рассматриваемый период изменялся неравномерно. Так, в результате кри­зиса 1998 г. произошло снижение тем­пов его роста, но в 1999-2008 гг. наме­тилась устойчивая тенденция к повы­шению. За годы наблюдений доля россиян, оценивающих текущее время как плохое для сбережений, устойчиво снижалось, а доля тех, кто считает, что время для сбережений не плохое, напротив, росла.В последние два года наблюдается стабилизация в этих оценках. Доли тех, кто считает, что время плохое, и тех, кто считает противоположным образом, примерно равны и находятся в пределах 40% .Высокая инфляция в конце 2007 и в начале 2008 годов, а также интенсивный рост потребительских расходов привели к снижению склонности населения к

сбережению. За I полугодие 2008 г. на сбережения во вкладах и ценных бумагах было использовано всего 4,9% денежных доходов населения против 6,6% за аналогичный период 2007 г. Достаточно устойчивая ситуация наблюдается с расходами на покупку валюты. В I полугодие 2008 г. населением было потрачено 5,7% доходов на приобретение валюты (5,3% за I полугодие 2007 года).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов. Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями.

В целях исследования потребительского поведения используется ряд индикаторов: динамика среднедушевых денежных доходов семьи; источники их формирования; структура домашнего имущества (число и состав предметов длительного пользования, имеющихся в семье); текущее потребление в соответствии с оценками, даваемыми самими респондентами об объеме и качестве семейного потребления основных товаров и услуг.

Изменения в потребительском поведении за последние годы показывают, что эти изменения находятся на уровне сохранения прежних стандартов потребления, но с некоторой тенденцией к ухудшению положения. За исключением питания, по которому фиксируется устойчиво высокая (относительно) оценка, по остальным произошло определенное ухудшение (в порядке возрастания ухудшающих моментов): приобретение одежды, поддержание здоровья (лечение, лекарства, диагностика), приобретение товаров длительного пользования и, наконец, хуже всего, затраты на отдых, включая отпускной. По соц-профессиональным группам позитивно оценили изменения в потребительском поведении руководители, к ним примыкают служащие-специалисты и ИТР, меньше всего склонны к позитивной оценке перемен рабочие. При этом руководители и ИТР более положительно, чем другие работники, оценили перемены в стандартах потребления по такой позиции, как приобретение товаров длительного пользования (3-е место по сравнению с 4-5-м у других), а рабочие – в отдыхе (3-е место по сравнению с 5-м у других).

Понятие экономической культуры отражает крайне сложное переплетение и взаимодействие экономики и культуры как относительно самостоятельных сфер человеческого жизни, проникновение общечеловеческой культуры во все поры и ниши хозяйственной жизни, внутреннее и крайне тонкое регулирование экономического поведения людей. Эк.культуру можно определить как совокупность экономических знаний, способностей по их применению и ценностей, регулирующих экономическое поведение человека.

Экономическая культура отражается в таких поведенческих характеристиках как образ жизни, структура свободного времени, стиль жизни. Рассмотрим исследования различных типов стилей жизни россиян в поле досуга. Можно выделить следующие способы досугового поведения:

1) «классический» отдых: посещение театров, оперы и балета, кинотеатров, концертов классической музыки и других концертов;

2) «развлекательный» отдых: посещение кинотеатров, концертов современной музыки, казино, ночных клубов, дискотек, кафе, пивных и других баров;

3) «домашний» отдых: коллекционирование, рисование, игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки и просмотр видеофильмов дома;

4) «спортивный» отдых: занятия спортом самостоятельно или в спортивной секции, походы, спортивно-развлекательные игры (боулинг, шахматы и т.д.);

5) «хозяйственный» отдых: различные прикладные занятия (шитье, вязание, вышивка и пр.), а также дрессировка домашних животных;

6) «в отпуске»: поездки за рубеж и по России, посещение ресторанов;

7) «читательский» отдых: предпочтение отдается чтению.

Соответствующий каждой группе людей и их стилю жизни (СЖ) набор практик позволяет интерпретировать их следующим образом:

1 – «пассивный» СЖ;

Среди занятых более половины работает на государственных предприятиях, пятая часть – на негосударственных. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие в этой группе составляют 43% – это самая высокая доля среди всех групп, еще 29,1% – служащие и технические работники. Специалистов всего 14,5%. Еще одна особенность этой группы – самые низкие, по сравнению с другими группами, доходы: чуть больше 1000 р.Это самая низкообразованная группа: лишь 22% имеют высшее образование, а 18% – не имеют даже полного среднего образования.

2 – «спортивный» СЖ; Среди представителей этого досугового типа работают или работают и учатся 72%, преимущественно на государственных предприятиях (на негосударственных – чуть больше 20%). Должностное распределение близко к среднему по выборке. Доход представителей этой группы несколько выше, чем «пассивных» – почти 1500 руб. на члена семьи и около 1750 руб. – личный доход, хотя оценки своего уровня жизни у них все же не слишком высоки. Среди «спортивно-ориентированных» людей примерно по 45% людей с высшим или не законченным высшим и средним общим или средним специальным образованием.

3 – «постмодернистский» СЖ (мозаичность и высокая активность);

примерно половина из них свободны. Это также стиль жизни образованных слоев – тех, кто имеет высшее или незаконченное высшее, здесь почти 62%. Незанятых здесь лишь 14%, сравнительно много учащихся – 17%, еще 13% работают и учатся одновременно. В этой группе относительно высока доля занятых на негосударственных предприятиях (27,5%), а по должности – квалифицированных специалистов, руководителей подразделений, наемных менеджеров. Их доход близок к группе «спортсменов», а вот оценки собственного благосостояния выше.

4 – «развлекательный» СЖ;

Это выбор самых молодых – средний возраст в этой группе менее 25 лет. Эту группу отличает повышенная доля занятых на негосударственных предприятиях (28,4% всех занятых), предпринимателей и ИТД – 14,8% занятых, собственников – руководителей и заместителей руководителей предприятий – 6,9%. Здесь самые высокие личные доходы (2000 руб.), что имеет значимое влияние на вероятность попасть в эту группу, и самые высокие оценки материального благополучия (более 12% считают, что они могли бы приобрести любую бытовую технику).

5 – «читательский» СЖ;

Это люди более образованные, чем «пассивные», однако преимущество за теми, кто имеет среднее или среднее специальное образование (почти 50% всей группы). Здесь не так мала доля незанятых – 30%, в том числе более 20% – пенсионеры. Работающие в большинстве своем заняты в госсекторе.Доход не является значимым признаком принадлежности группе.

6 – «хозяйственный» СЖ;

Этот тип определенно характерен для женщин (их 64%) чаще всего со средним или средним специальным образованием (57,2%), относительно невысокими доходами.

7 – «классический» СЖ (посещение театров, музеев);

Это женщины высокообразованные. Они преимущественно работают, однако есть и учащиеся (больше, чем среди «читателей» и «досуго-хозяйственных»). 40% занятых – это специалисты высокого уровня, еще почти 18% занимают руководящие должности разного уровня. Заработки этой категории относительно высоки и почти достигают группы «развлекающихся» (треть получала больше 3000 руб. в месяц).

8 – «домашний» СЖ. Дамы эти в основном достаточно высоко образованы (45,3% имеют высшее образование), но доходы их довольно низки, особенно (значимо в регрессионной модели) – доходы других членов семьи. Из тех, кто работает, 58,2% заняты в госсекторе, где зарплата невысока. «Унификация» образа жизни и стирание различий между социальными группами для России не характерны. Как можно заметить, за исключением «развлекательного» и «постмодернистского», остальные стили жизни (или близкие к ним) выделялись и в советское время. В то же время такое явление, как «постмодернистский» стиль жизни, наблюдается и в России, хотя оно и не приобрело широкого масштаба. Стили жизни в поле досуга дают возможность «различения» социальных групп. В то же время ряд практик, характерных для этих стилей жизни, являются «знаковыми», символизирующими принадлежность агентов к определенному статусу.

Поскольку предметная область эк. соц-ии достаточно широка в ее поле зрения включаются следующие проблемы:

  • Соотношение экономической и социальной политики: проблемы интернационализации капитала.
  • Как происходит м/народное разделение труда.
  • Проблема становления рыночного общества.
  • Стратификационные проблемы общества: роль материально-экономических факторов в определении с.статуса, виды неравенства, формирование гос. и частных предпринимательских институтов.
  • исследования в области хоз. мотивации и типов рациональности.
  • культурные и властные основания эк. действия
  • Роль субъектов эк. деятельности т.е. что собой представляют предприниматели и наемные работники, на чем выстраиваются взаимоотношения этих субъектов, с акцентом на взаимосвязи эк. и соц. функций. При этом изучается та соц.среда, в рамках формируются различные виды предпринимательских действий, действий наемных работников (социальный портрет представит. данных групп)
  • структура занятости и рынок труда, стратегии поведения

Беляева Л. А., Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования 2001 № 6 с. 43-53

Иванов В.Н., Приватизация: итоги и перспективы (по результатам одного исследования) // Социологические исследования 2007 г. №6, с. 48-60

Красильникова М. Личные сбережения// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.-1999.-№2.-С. 36.


ВВЕДЕНИЕ

1. Социальные институты: сущность, виды и функции

2. Система современных социальных институтов

3. Экономика как социальный институт и социальный процесс

4. Роль социальной структуры как элемента предметного поля экономической социологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Введение


Экономическая социология не является самодостаточной научной дисциплиной, собой представляя конкретизацию принципов исследования процессов взаимодействия социальной и экономической сфер общества, а также общесоциологических теорий. Данная отрасль знаний органично включается в целостную развивающуюся систему современного социологического знания в качестве чрезвычайно важного компонента.

Таким образом, на почве социологии и экономической теории возникает в ответ на насущные социальные проблемы новая отрасль знаний - экономическая социология, которая наиболее тесно связана с общей социологической теорией. Из последней экономическая социология впитала методологию исследований, арсенал социологических категорий, теоретические концепции и прочее.

Экономическая социология обладает достаточно сложной структурой, поскольку является органично включенной в качестве значимого компонента в динамически развивающуюся систему социологического знания.

Определенная социальная структура общества складывается в процессе экономической деятельности и развития неразрывно связанных социальных отношений людей, а также социальных групп. Таким образом, современная структура общества собой представляет сложную систему, состоящую из самых разнообразных социальных групп, которые не равны между собой в социальном плане, отличаются социально-экономическим положением.

Специфика экономической социологии, её отличие от экономической теории состоит в том, что она исследует экономику в качестве специфического социального процесса, который неразрывно связан с остальными социальными сферами. Данная связь с экономической теорией осуществляется благодаря многообразию деятельности самых разнообразных социальных групп в таких обширных и многогранных сферах, как

экономика;

политика;

культурные, демографические и другие социальные процессы.

Социальным институтом может выступать как исторически сложившаяся, так и целенаправленно созданная определенная форма организации совместной жизнедеятельности людей.

Само существование социального института диктуется необходимостью удовлетворения различных потребностей общества (социально-экономических, культурных, политических и др.).


Социальные институты: сущность, виды и функции


Общество, его структура создается и развивается в дальнейшем на основе сложной системы социальных институтов. Данная система собой представляет весьма сложную совокупность самых различных социально-экономических, политико-правовых, культурных, духовных, а также многих других отношений, которые обеспечивают целостность общества как социальной системы.

В социологической интерпретации, то есть, в широком понимании, понятие «социальный институт» рассматривается в качестве исторически сложившейся, устойчивой формы организации совместной деятельности различных общественных групп.

В более узком смысле под социальным институтом подразумевается организованная система норм и социальных связей, которая призвана удовлетворить основные потребности общества в целом, личности и различных социальных групп.

Другими словами, социальными институтами называются ценностно-нормативные комплексы, состоящие из систем ценностей, правил, норм, установок, стандартов и образцов поведения в различных ситуациях, а также из различных организаций, которые обеспечивают их претворение в жизнь в обществе.

Все многообразие элементов общества между собой связано общественными связями. Последние выступают в качестве отношений, которые возникают среди различных социальных групп, а также внутри них в процессе экономической, а также политико-правовой и культурной деятельности.

Общество развивается динамично и поэтому в процессе его развития некоторые социальные связи могут появляться, а некоторые - наоборот отмирать. Социальные связи, уже доказавшие свою неоспоримую пользу для общества, со временем, в силу своего развития, упорядочиваются, становясь общезначимыми, чтобы потом, в дальнейшем повторяться, передаваясь из поколения в поколение. Общественные связи консолидируют общество и поэтому, чем стабильнее данные связи в обществе, тем устойчивее будет само общество.

Как уже говорилось ранее, социальными институтами называются элементы социума, которые представляют собой стабильные формы организации общественной жизни. К примеру, существование таких стабильных социальных образований, как государство, система медицинского обслуживания или образования, институт семьи и т. п., значительно упорядочивают социальные отношения, регулируя деятельность людей, а также их поведение обществе.

Основной целью существования социальных институтов является достижение стабильности процесса развития общества.

В контексте данной цели выделяют такие основные функции институтов:

удовлетворение потребностей;

регуляция общественных процессов.

Потребности, удовлетворяемые социальными институтами, весьма многообразны. К примеру, социальная потребность в безопасности поддерживается институтом обороны, духовные же потребности могут удовлетворяться церковью, а гносеологические (познавательные) потребности - наукой.

С другой стороны, институт часто способен удовлетворить сразу несколько потребностей. Так, к примеру, церковь может удовлетворять не только религиозные, но также культурные и моральные потребности. И наоборот, одна и та же потребность может удовлетворяться различными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться посредством науки, искусства, религии и т. п.).

Что касается самого процесса удовлетворения потребностей (к примеру, потребление благ) очень часто может институционально регулироваться. Так, могут существовать правовые ограничения на покупку целого ряда экономических благ, таких как, скажем, к примеру, алкоголь, оружие или медикаменты. Другой пример: удовлетворение потребности социума в образовании регламентирован институтами начального, среднего, а также высшего образования.

В наиболее общем виде структура социальных институтов состоит из:

социальных групп и социальных организаций, которые призваны удовлетворять различные потребности личности и социальных групп;

системы социальных ценностей, норм, шаблонов поведения, обеспечивающих также удовлетворение определенных потребностей;

системы символов, которая регулирует отношения в экономической сфере (ими могут являться, к примеру, флаг, логотип, торговый знак, и т.п.);

идеологических основ деятельности социального института;

социальных ресурсов, которые используются в деятельности социального института.

К признакам социального института следует отнести:

совокупность социальных групп и организаций, целью которых является удовлетворение определенный общественных потребностей;

систему культурных норм, ценностей, устоев, традиций, символов;

система поведения в контексте этих ценностей, норм и т. д.;

человеческие и материальные ресурсы, которые необходимы для решения задач;

социально значимая, общепризнанная идеология, цель, миссия.

Если рассмотреть наиболее значимые признаки социального института на примере среднего профессионального образования, то заметим, что оно включает в себя:

преподавателей, администрации учебных заведений, государственных служащих отделов образования или министерств и т. п.;

нормы, ценности и традиции поведения студентов, отношение общества к системе образования;

укоренившуюся практику взаимодействия между студентами и преподавателями;

аудитории, корпусы учебных заведений, учебная литература;

миссию, которая заключается в удовлетворении социальной потребности в высококвалифицированных специалистах.

В контексте основных сфер жизни общества можно выделить четыре основные, наиболее значимые группы институтов. Ими являются:

экономические институты: собственность, рынок, кооперация, специализация (разделение труда), заработная плата, прибыль, рента, торговля, фондовый рынок, банковская система, маркетинг, менеджмент, страхование и т.п.;

политические институты - армия, государство, правоохранительные органы, президентство, парламентаризм, судебная система, гражданское общество, общественные организации, партии и т. д.;

институты родства и стратификации - семья, брак, материнство, класс, каста, сословие, расовая сегрегация, половая дискриминация, дворянство, социальное обеспечение и т. д.;

институты культуры - школа, ВУЗы, профессионально-технические училища, музеи, клубы, театры, церковь, библиотеки и т. д.

Социальные институты весьма разнообразны и многочисленны, как по своим проявлениям, так и по формам. Понятно, что их классификация не ограничивается вышеприведенным списком.

Часто крупные институты могут в себе содержать институты более низкого уровня. К примеру, институт образования содержит в себе институты высшей, профессиональной и начальной школы. Судебная система состоит из институтов прокуратуры, адвокатуры, судейства, а институт семьи включает в себя институты материнства, отцовства, усыновления и т.п.

Процесс формирования социального института называется институционализацией.

Другими словами, институционализация - это процесс упорядочения социальных отношений, формирования стабильных шаблонов социального взаимодействия. Данный процесс может основывать при помощи системы четких правил, законов, образцов или ритуалов. К примеру, процесс институционализации науки - это, по сути, процесс превращения науки из деятельности ученых-одиночек в гармоничную и развитую систему отношений, которая включает в себя систему исследовательских институтов, ученых степеней, званий, академий и т.п.

Среди наиболее важных социальных институтов следует выделить, в первую очередь:

семью и государство;

экономику и политику;

промышленность;

науку и культуру;

общественное мнение и СМИ;

образование и право.

Социальные институты, соответственно своей специфике, в процессе своего функционирования выполняют общие и отдельные функции.

Общие функции состоят, в свою очередь из:

функции закрепления и воспроизводства социальных отношений. (любой институт стандартизирует и закрепляет поведение членов социума благодаря установленным правилам, ценностям, нормам поведения):

регулятивной функции, которая обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества посредством регламентации их действий и выработки определенных шаблонов поведения.

интегративной функции, включающей в себя процесс взаимоответственности и взаимозависимости членов общества;

функции социализации, содержанием которой является приобщение к ценностям, нормам данного общества и передача социального опыта общества.

Отдельные функции:

социальный институт семьи реализует воспроизводственную функцию членов общества;

социальный институт здоровья заботится о поддержании здоровья общества (посредством системы поликлиник, госпиталей и др. здравоохранительных учреждений, а также специальных государственных органов);

политические институты ориентированы на организацию и координацию политической жизни;

социальный институт права, которые выполняет функцию соблюдением законов и правовых норм, а также разработки различных нормативно-правовых актов;

социальный институт образования с имманентной ему функцией образования, социализации членов общества;

социальный институт религии, который способствует удовлетворению духовных потребностей общества.


2. Система современных социальных институтов


Как утверждает подавляющее число социологов, каждому общество имманентно наличие по крайней мере пять основных групп социальных институтов:

экономические институты, которые регламентируют производство и распределение экономических благ (товаров и услуг);

политические институты, прерогатива которых заключается в отношениях в связи с борьбе за власть и в связи с её осуществлением;

институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе доходов и статусных позиций;

институты родства, которые организовывают отношения между родственниками, родителями, супругами, детьми, обеспечивая воспроизводство населения, а также передачу традиций из поколения в поколение;

институты культуры, включающие в свой состав образовательные, религиозные, а также, собственно, культурные институты, которые отвечают за социализацию общества, и, помимо того, за сбережение и передачу социальных ценностей.

Традиционно, к основным социальным институтам большинство людей относят государство, семью, систему образования, науку, церковь, право. Приведем ниже краткую характеристику этим социальным институтам:

Семья является наиболее важным социальным институтом родства, который связывает вместе индивидов общностью быта, а также совместной моральной ответственностью. Для каждой семьи присущ рад функций, таких как:

экономическая (которая раскрывается в совместном ведении домашнего хозяйства);

репродуктивная (воспроизводство населения);

воспитательная (через передачу норм, ценностей, шаблонов поведения) и т.п.

Государство является основным политическим институтом, основная функция которого - управление обществом и обеспечение его безопасности.

Наиболее свойственные внутренние функции государства:

экономическая (суть которой раскрывается в государственном регулировании экономики);

стабилизационная (раскрывающаяся в функции поддержания стабильности в обществе);

координационная (суть которой состоит в обеспечении общественного согласия и консенсуса);

обеспечения защиты населения (защита законности, права, социальное обеспечение) и др.

Есть также внешние функции, такие как, к примеру оборона территории или, к примеру, международное сотрудничества (участие в международных наднациональных организациях).

Институт образования традиционно включает в себя институт культуры, которые обеспечивает воспроизводство и развитие общества посредством организованной передачи социального опыта в виде знаний, навыков и умений.

В основном, к основным функциям образования относят:

адаптационную (которая заключается в подготовке к жизни и труду в социуме);

профессиональную (связанную с подготовкой специалистов);

гражданскую (подготовка гражданина);

общекультурную (выражающуюся в приобщении к культурным ценностям);

гуманистическую (которая заключается в раскрытии личностного потенциала) и т.д.

Церковь является религиозным институтом, который формируется на основе единого вероисповедания. Членов церкви объединяют общие нормы, догмы, установки, правила поведения. Для церкви имманентны такие основные функции:

мировоззренческая;

компенсаторная (предлагает примирение и утешение);

интегрирующая;

общекультурная и т. д.

Наука выступает в роли особого социокультурного института которому свойственно производство объективных знаний. Основные функции науки:

познавательная (гносеологическая);

объяснительная (заключается в интерпретации полученных знаний);

мировоззренческая (формирует систему взглядов на мир);

прогностическая (заключается в выстраивании прогнозов);

социальная и т. д.

Право является социальным институтом, системой общеобязательных отношений и норм, которые охраняются государством. При помощи права государство прибегает к регулированию поведения индивидов и социальных групп, закрепляя, при этом, определенные отношения в качестве обязательных. Основными функциями права являются:

регулятивная (выражается в регулировании общественных отношений);

охранительная (охраняет наиболее значимые для общества отношения).


Экономика как социальный институт и социальный процесс


Сфера экономики, являющаяся экономической подсистемой общества, с точки зрения социологии, является важнейшей подсистемой общественной жизни. Её функциональное предназначение - это процесс производства, распределения, а также обмена материальными благами.

Выдающийся ученый американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) рассматривал, к примеру, экономическую подсистему в качестве важнейшего адаптационного механизма общества в целом. Он считал, что по большому счету для общества, для основным социальных групп, нет особого дела к ценам на нефть, а также на то, богат ли этот год урожаем основных сельскохозяйственных культур. Это можно объяснить тем, что пенсии для пенсионеров, зарплата бюджетникам, стипендии для студентов, а также денежное довольствие для военных в любом случае будет стабильно выплачиваться. Таким образом, именно экономическая подсистема должна быть ответственна за принятие мер, обеспечивающих стабильное и устойчивое развитие общества в целом.

К экономическому поведению относятся такие поведенческие акты индивидов, как малых, так и крупных социальных групп, а также иных общностей, которые связаны с процессами, которые возникают в экономической подсистеме общества.

Экономическое поведение связано, в первую очередь, с приобретением определенных навыков и методов создания материальных благ, а также с процессами обмена ими и их распределения. Также, экономическое поведение индивидов и социальных групп органично встроено в сферу производства, во все его процессы. Именно с экономическим поведением связана вся основная активность человека. И, наконец, экономическое поведение выражается в процессе распределения материальных благ, а следовательно, и в их потреблении.

К группе фундаментальных экономических социальных институтов относят, в первую очередь:

собственность;

разнообразные хозяйственные объединения, образующие в своей совокупности многогранную систему производственных связей, соединяющую экономическую жизнь с остальными сферами бытия.

Именно благодаря развитию социальных институтов:

функционирует вся система экономических отношений, а также общества в целом;

Происходит процесс социализации личности в социально-трудовой сфере;

происходит передача моральных ценностей, а также норм экономического поведения.

Если попытаться выделить четыре основных признака, общих для всех социальных институтов в финансово-экономической сфере, то ими будут являться:

взаимодействие между участниками общественных связей и отношений;

наличие подготовленных профессиональных кадров, благодаря которым обеспечивается деятельность социальных институтов;

определение функций, прав и обязанностей каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

контроль и регламент эффективности процесса взаимодействия в экономической системе.

Развитие экономической системы в качестве социального института регламентируется как экономическими, так и социальными законами. Функционирование этого института экономики, его целостность в качестве системы обеспечиваются благодаря функционированию различных социальных институтов и социальных организаций, следящих, в свою очередь, за работой социальных институтов в финансово-экономической сфере и контролирующих поведение их членов.

Базовыми институтами, тесно связанными с экономической сферой, являются семья, политика, право, образование, и т. п.

Наиболее значимыми функциями экономики в качестве социального института выступают:

согласование социальных интересов субъектов экономической системы;

удовлетворение потребностей общества;

укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными институтами;

поддержание порядка, а также предотвращение недобросовестной конкуренции среди субъектов экономической системы.

Устойчивость экономической системы в качестве социального института обуславливается в первую очередь такими объективными факторами, как:

климатические и территориальные условия;

развитие человеческого капитала;

уровень развития промышленности;

уровень развития реального сектора экономики и сферы услуг;

степень интегрированности страны на мировой рынок;

уровень развития экономической инфраструктуры;

законодательная база функционирования экономической системы;

особенности социальной структуры общества.

Политику и экономику чаще всего считают социальными институтами, которые, оказывающими наибольшее влияние на развитие общества, а также его стабильность в качестве социальной системы.

Как социальный институт, экономическая система создает материальный базис для развития социальных отношений, потому как бедное и нестабильное общество чаще всего бывает не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство общества, а также интеллектуальную развития социальной системы.

Таким образом, практически все, без исключения социальные институты в той или иной мере связаны с институтом экономики, являясь, в то же время мощными стимуляторами экономического прогресса, а также развития политической системы.

В качестве социального института политика создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создании духовного капитала государства.

Как бы ни были сильно развиты рыночные отношения, какого бы размаха ни достигала конкуренция, всегда в обществе действуют определенные социальные механизмы, регулирующие экономическую деятельность, такие, в частности, как государство, культура, религия, мораль. Их регулирующее, стимулирующее или, напротив, ограничивающее влияние на экономическую сферу общества тоже входит в предметную область экономической социологии.


Роль социальной структуры как элемента предметного поля экономической социологии


В процессе экономической деятельности, а также развития неразрывно связанных с нею социальных отношений людей и социальных групп складывается вполне определенная социальная структура общества. Эта социальная структура собой представляет совокупность социально неравных и различающихся социально-экономическим положением в системе общественных отношений общностей, социальных групп, социальных институтов и взаимодействий между ними.

Вследствие социальной стратификации (различного имущественного положения, связанного с делением на бедных и богатых, места и роли в обществе (подчиненные или управляющие), в системе распределения власти (господствующая верхушка и лишенное властных функций большинство) данные группы оказывают различное влияние на развитие социально-экономических процессов. Из этого следует, что они характеризуются различными видами экономической деятельности, а также различным экономическим поведением. Таким образом, одним из наиболее важных компонентов предметного поля экономической социологии является изучение социальной структуры общества и ее влияния на развитие экономики.


Заключение


Принимая во внимание все сказанное, мы можем констатировать, что в центре предметного поля экономической социологии находится экономическое поведение (и его ядро - экономическая деятельность) индивидов и социальных групп, действующих в качестве активных социальных субъектов, связанных определенными социальными отношениями и взаимодействиями и включенных в конкретные социально-экономические процессы. В этих процессах вычленяются для исследования специфическими социологическими методами их социальные аспекты.

Например, изучая динамику и тенденции потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителей), но и таких субъективных факторах, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействиях. Но последние регулируются действующими в обществе стандартами поведения, нормами и ценностями культуры, социальными институтами, системой управления, которые в своей совокупности составляют систему социальных механизмов развития экономики.

На основании всего изложенного можно сформулировать развернутое определение рассматриваемой отрасли социологического знания.

Экономическая социология - это система научных знаний об экономическом поведении и социальных отношениях людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей - в коммуникации, производстве услуг, распределении благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержании порядка и контроля.


Список использованных источников

экономическая социология институт

1. Кривошеев В.В. Основы социологии: Учебное пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Калининград: БИЭФ, 2012 г.

Верхович В.И., Зубков В.И. социология. М., 2012

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2010. Гл.З. Экономическая социология.

Радаев В.В. Экономическая социология М., 2012.

Силласте Г. Основы экономической социологии. М., 2011.

6. Экономическая социология (электронный журнал), сайт: http:// www.ecsoc.msses.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.