Жалоба в налоговый орган. Федеральная налоговая служба

(2 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Налоговая — государственная служба, которая работает с доходами граждан и денежными средствами, собирая финансы для государства. Её работа крайне важна, а большинство сотрудников считается должностными лицами, имеющими определенные полномочия и обязанности. И поэтому любая ошибка в работе этой службы может привести к серьезным последствиям.

В этой статье мы расскажем о том, как вы можете защитить свои интересы при незаконных действиях налоговой с помощью прокуратуры. Мы отметим причины для подачи жалобы, расскажем о ходе разбирательства и его возможных результатах.

Когда можно жаловаться?

И у граждан, и у юридических лиц есть огромное количество поводов для подачи жалобы на налоговую в прокуратуру. В их число входят:

  • Распространение личной информации;
  • Передача документов третьим лицам без письменного согласия владельца;
  • Неправомерные или ошибочные постановления налоговой;
  • Значительные ошибки в работе, несущие ущерб гражданам и нарушающие их интересы;
  • Противоправные действия со стороны налоговых органов;
  • Мошенничество или иные подобные действия;
  • Отказ руководства налоговой идти на мирное урегулирование конфликта.

Инфо

Как видите, у каждого человека имеется возможность подать жалобу на налоговую в прокуратуру, но только в том случае, если конфликт возник из — за нарушения гражданских прав заявителя. Это значит, что можно пожаловаться только на преступления — претензии на плохое обслуживание и подобные малозначительные недостатки прокуратура не примет.

Как составить?

Для того, чтобы жалоба на налоговую в прокуратуру была принята и рассмотрена, её потребуется правильно подготовить. Для начала рассмотрим правила обращения. Всего их три:

  • Пишите вашу претензию в деловом стиле, четко формулируя жалобу;
  • Не используйте оскорблений, ненормативной лексики;
  • При составлении жалобы используйте только правдивые факты — клевета на работника госслужб уголовно наказуема.

Перейдем к тексту обращения. Подготовить его можно либо самостоятельно, либо (средняя цена подготовки — от 1000 до 2000 рублей). Однако сделать это не так уж сложно, так как в претензии имеется всего три части:

  1. Заголовок. В него прописываются стороны конфликта. В первую очередь указываются сведения о прокуратуре: полное название, адрес, ФИО и звание руководителя. Затем идут сведения о заявителе — ФИО, адрес регистрации, контакты для связи. Последними идут данные отделения налоговой, нарушившее ваши права;
  2. Информационная часть. В ней вам нужно максимально кратко описать вашу проблему. Начинается информационная часть с максимально точного описания событий, которые привели к конфликту, а так же самой сути проблемы. Далее нужно указать на действия, которые были предприняты вами для досудебного решения вопроса. В завершении нужно указать вашу просьбу к суду и обосновать её;
  3. Заключение. В качестве завершения жалобы на налоговую в прокуратуру нужно привести опись документов, которые будут позже приложены к обращению, а так же поставить подпись и дату подачи обращения.

Образец

Как начать разбирательство?

Для того, чтобы по вашей жалобе началось разбирательство, её нужно сначала подать. У вас есть три варианта того как это сделать:

  • Передать обращение лично . Самый удобный вариант, так как можно будет прямо в отделении решить некоторые вопросы и исправить неточности;
  • Передать обращение через представителя. Так же удобно, но потребуется нотариально заверенная доверенность, которая стоит 2000 рублей;
  • Передать обращения с помощью «Почты России». Для этого нужно воспользоваться заказным письмом с оповещением о вручении.

Инфо

После этого вам останется только ждать. В первые 5 дней сотрудники прокуратуры будут обязаны изучить ваше обращение, установить, уполномочены ли они разбирать жалобу и приступить к её изучению. На решение конфликта и проведение всех экспертиз у неё есть ровно 30 дней, по прошествии которых вам должны предоставить отчет с результатом. При этом срок может быть увеличен вдвое, но только при наличии обоснований и после оповещения заявителя.

Результат ведения дела

К чему же может привести разбирательство, проведенное налоговой? На самом деле решения всего два — положительное и отрицательное. С отрицательным решением все просто — дело будет закрыто, а вам придет официальный ответ — уведомление, в котором будет рассказано на каких основаниях действовала налоговая, якобы нарушая ваши права и интересы. Принимать ли такой ответ или же обращаться дальше

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

(Пока оценок нет)

Не обязательно быть предпринимателем, чтобы столкнуться с нарушениями в работе налоговых инспекций, эта проблема так же может возникнуть и у простых граждан. Нарушения могут быть совершенно различные: неправомерное начисление налогов, незаконное вынесение штрафов, задержка налогового вычета и прочие итоги налоговой инспекции, включая её отсутствие. Причём, причины подачи могут быть как перед самой инспекцией, так и после нее.

В этой статье мы рассмотрим само содержание жалобы, какие к ней могут быть требования, а в последствии и то, куда же её можно направить. Вариантов достаточно, но все зависит напрямую от того что же именно Вам не посчастливилось пережить во время общения с налоговой инспекцией.

Сами жалобы в налоговую можно составить и в произвольной форме, однако, любые заявления граждан должны отвечать установленным требованиям. К примеру, многие из них обозначены в Федеральном законе от 02.05.06 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Жаловаться Вы можете как непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС - выбор остаётся за Вами (ст. 138 НК РФ) . К тому же, Вы можете направить сразу несколько жалоб: непосредственному руководителю и в УФНС, в УФНС и\или ФНС.

Как должна выглядеть письменная жалоба на налоговую?

Должно быть указано наименование госоргана, куда будет отправлена жалоба (ИФНС, его номер, а так же регион), или же ФИО сотрудника, которому она направляется. Во втором случае должна быть указана его должность, ИФНС, его номер и регион (город, область);

  • ФИО того, кто обращается;
  • Почтовый адрес, по которому должен поступить ответ на обращение;
  • Само обращение (жалоба на налоговую инспекцию) в произвольной форме. Изложение может быть достаточно свободным, однако, лучше всего подчеркивать суть своей проблемы конкретными статьями, указывая на неправомерные действия или же отсутствие необходимых действий со стороны налоговой инспекции;

Помните, что содержание должно быть максимально информативным!

  • Личная подпись обращающегося;
  • Дата, когда было написано данное обращение.

Составленное письмо направляется в Федеральную налоговую службу (территориальный налоговый орган) . Так же её можно отправить по факсу или придти лично , сдав её в экспедицию. В таком случае Вы еще получите штамп о приёме на втором экземпляре описи.

Обращение через интернет

На официальном сайте Федеральной налоговой службы Вы можете отправить свое обращение онлайн. Чтобы составить такую жалобу на налоговую инспекцию Вам предоставят отдельную услугу, где есть первоначально выбор. Обратиться вы сможете как юридическое лицо, физическое лицо или ИП. Помимо выбора госоргана, куда будет направлена жалоба, а так же Ваших данных, Вы сможете указать обращались ли ранее в органы государственной власти.

На само обращение дается 4 тысячи символов, чего должно определенно хватить, учитывая, что можно так же приложить и файлы к обращению (фотографии, текстовые документы или же иные файлы). Это обращение будет рассмотрено в течение 30 дней. На сайте так же можно подать именно и конкретно жалобу, но для этого необходима регистрация на сайте.

Направить жалобу сразу в суд

Если действия или же бездействия налоговой инспекции затрагивают финансовые интересы организации, это этот способ будет более предпочтительным. К тому же, если проблема возникла с выставлением инкассо на счет или отказано в возврате долга, то писать вышестоящему начальству, как правило, пустая трата времени. Подготовку и проверку самого заявления в суд доверьте . Это избавит Вас от вполне возможных и вероятных ошибок, которые только затянут дело или и вовсе станут причиной проигрыша. Если же в организации нет своих специалистов, то лучше не скупиться на .

Данный способ восстановления справедливости является наиболее затратным, поскольку помимо оплаты юридических услуг и консультаций еще потребуется, к примеру, оплатить госпошлину за обращение в суд. Хотя именно обжалование госпошлиной не облагается.

Направить жалобу на налоговую в прокуратуру

Обращение в прокуратуру необходимо в случаях грубого нарушения прав налогоплательщиков, злостных нарушений, очевидного выхода за рамки полномочий, предусмотренных законом. Заявление в таком случае так же пишется в свободной форме, с подробным пояснением какие именно действия со стороны налоговых органов Вы считаете неправомерными, в идеале с указанием отсылок к конкретным статьям. По этому заявлению будет проводиться проверка, поэтому так же следует подготовить и документы, выступающие подтверждением описанного в заявлении.

Прокуратура может переадресовать жалобу в вышестоящий налоговый орган, поскольку он уже занимается работой с претензиями. То есть если речь идет о простых нарушениях, то обращение в прокуратуру будет определенно лишним. Это нужно иметь в виду, если Вы все же пожелаете подавать жалобу в органы прокуратуры.

Срок рассмотрения такой жалобы точно так же составляет 30 дней, хотя, если не потребуются дополнительные проверки, то он может составлять и 15 дней.

Кому надо знать: руководителю, бухгалтеру, юристу.

С введением института обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за налоговые правонарушения налогоплательщик уже привык к тому, что до направления заявление в суд, необходимо подготовить соответствующую жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Применительно к обжалованию решений можно сказать, что в сознании рядового налогоплательщика сформировалось представление о том, что вышестоящими налоговыми органами могут быть только Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации. Данные представления основаны и на текстах решений налоговых инспекций, в которых разъясняется право налогоплательщика обжаловать указанное решение в конкретное управление.

Вместе с тем, вышестоящим по отношению к любому налоговому органу городского, районного или межрайонного уровня (далее - ИФНС), а равно по отношению к Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) является Федеральная налоговая служба, то есть ее центральный аппарат.

Таким образом, налогоплательщик вправе последовательно обжаловать неустраивающее его решение налогового органа низового уровня в УФНС и далее - в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России).

К подаче жалобы в ФНС России применимы все правила, установленные ст.138 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе касающиеся сроков подачи жалобы и ее рассмотрения.

Ниже рассмотрим два случая исчисления сроков в зависимости от того, было ли решение нижестоящего налогового органа обжаловано в УФНС в апелляционном порядке или нет.

Допустим, что налогоплательщик пропустил десятидневный срок обжалования решения в УФНС, тогда вступившее в силу решение налогового органа по усмотрению заинтересованного в обжаловании лица можно обжаловать в течение одного года в УФНС или ФНС либо также в годичный срок написать жалобу в УФНС, дождаться ответа на нее и не позднее трех месяцев обжаловать данный ответ в ФНС России.

Если же налогоплательщик воспользовался правом апелляционного обжалования, то вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа и решение УФНС по жалобе, которым было утверждено решение ИФНС, могут быть обжалованы в трехмесячный срок в ФНС России.

Срок рассмотрения обращения налогоплательщика в ФНС России составляет один месяц со дня регистрации соответствующего обращения и может быть продлен еще на 15 дней в случае необходимости запроса документов от ИФНС.

Жалобу налогоплательщику следует подавать непосредственно в ФНС России (127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23). Для контроля срока получения жалобы ФНС России мы рекомендуем направлять жалобу с уведомлением о вручении либо отлеживать движение регистрируемого почтового отправления с помощью сервиса сайта www.russianpost.ru.

О результатах рассмотрения жалобы налогоплательщика можно узнать, получив входящий номер в экспедиции ФНС России - подразделении, отвечающим за прием и регистрацию обращений, и затем обратившись в соответствующий отдел, которому поручено подготовка ответа на обращение.

Стоит обратить внимание на то, что ФНС России по телефону не сообщает налогоплательщику, удовлетворена его жалоба или нет, ограничиваясь указанием даты направления ответа в адрес обратившегося. Данное «молчание» ФНС можно, как правило, преодолеть, сделав звонок в отдел досудебного аудита соответствующего УФНС, до которых центральный аппарат доводит информацию по жалобам в оперативном порядке с использованием электронной почты. По крайне мере так дела обстоят в Свердловской области.

Теперь о выгодах обжалования решений в ФНС России на примере одного из дел, в котором принимали участие специалисты нашей компании.

Налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки были начислены налоги, пени и штрафы. Представление индивидуальным предпринимателем возражений привело к назначению дополнительных мероприятий налогового контроля с целью проверки информации налогоплательщика и подтверждения первоначальных выводов ИФНС.

После проведения дополнительных контрольных мероприятий налоговый орган направил предпринимателю уведомление о назначении места, времени и даты рассмотрения материалов проверки (с учетом дополнительно полученных сведений). Посчитав, что налогоплательщик был надлежаще уведомлен, ИФНС вынесло решение о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик направил апелляционную жалобу в УФНС, а затем, когда УФНС полностью в своем решении поддержало нижестоящий налоговый орган, и в ФНС России.

Как было уставлено в ходе рассмотрения жалоб, уведомление налогоплательщику, во-первых, вручено не было, а, во-вторых, было подписано не начальником или заместителем начальника налогового органа, а инспектором, проводившим проверку. Что интересно, указанные нарушения порядка рассмотрения материалов налоговой проверки были оценены УФНС как несущественные и не влекущие автоматическую отмену решения нижестоящего налогового органа, тогда как, по мнению ФНС России, допущенные ИФНС отступления от установленной Налоговым кодексом процедуры настолько серьезны, что решение налогового органа, а также решение УФНС по апелляционной жалобе следует признать незаконными в полном объеме и отменить.

Иными словами, несмотря на желание УФНС всеми способами сохранить честь мундира, закрыв глаза на явные нарушения нижестоящего налогового органа, центральный аппарат ФНС России все же имеет в определенных случаях смелость рассмотреть дело объективно, чем необходимо пользоваться каждому налогоплательщику, настроенному на свою активную защиту.

Индивидуальному предпринимателю по роду своей деятельности доводится постоянно:

  • Платить денежные взносы.
  • Принимать в своей фирме проверяющих из налоговых органов.
  • Составлять и отправлять по интернету заполненные декларации и другие отчетные документы.
  • Вносить изменения в учетные записи в связи со сменой рода деятельности. Запрашивать выписки из Единого реестра юридических лиц.
  • Проводить реорганизацию фирмы или .

Во всех этих случаях вы будете контактировать с низшими звеньями налоговых органов России на местах. Люди, призванные помогать вам в решении проблем, не должны грубить или отказываться принимать заявление или отчет, удовлетворять запрос или ходатайство. Когда такое происходит, индивидуальный предприниматель вправе обратиться с жалобой на организацию или должностное лицо.

Жалоба в налоговую инспекцию заполняется согласно образцу. Соответствующая форма этого документа находится на сайте ФНС. Образец поможет правильно написать информативную жалобу с указанием норм и законов, которые нарушали, в частности, в отношении вас отдельные органы или должностные лица.

Чтобы обратиться к налоговикам, можно отослать письмо с жалобой через интернет (воспользуйтесь сервисом по ссылке выше), передать лично или отправить по почте. Рассмотрение обращения, согласно законодательству, происходит в срок не более 30 календарных дней.

Чтобы обратиться к налоговикам, можно отослать письмо с жалобой через интернет.

Как выглядит письмо с жалобой

Если такой документ, как заявление, служит исключительно удовлетворению интересов заявителя, то жалоба содержит информацию об ущемлении законных прав и должна обязательно заканчиваться просьбой об устранении таковых.

Чтобы корректно составить письмо в налоговую инспекцию, нужно включить в нее такие основные положения:

  1. Ф.И.О. должностного лица или название организации, в которую направляется жалоба.
  2. Данные ИП: фамилия, имя и отчество, почтовый адрес и индекс, электронный адрес и номера телефонов.
  3. ИНН. Кроме того, указываются паспортные данные, место проживания и информация о гражданстве.
  4. Наименование налогового органа, принявшего решение, подлежащее обжалованию, или имя и занимаемая должность лица, действия которого обжалует заявитель.
  5. Перечень требований со ссылкой на нормативные акты и законы РФ.
  6. Если оспариваются денежные суммы, следует указать их и расчеты (пени, штрафы и вычеты, в которых было отказано).
  7. Изложение обстоятельств, при которых произошло правонарушение, с доказательствами в виде прилагаемых документов.

Если вы хотите сообщить об известных вам фактах нарушений в отношении непорядочного партнера по бизнесу, следует также жаловаться в налоговые органы. Теневой бизнес и отсутствие правильного ведения финансовых операций позволяет недобросовестным конкурентам увеличивать прибыль, что существенно отражается на ведении вашей предпринимательской деятельности.

Постарайтесь привести как можно больше фактов, не прибегая к угрозам или неуважительному тону, иначе ваша жалоба рассматриваться не будет.

Когда все обстоятельства изложены, не забудьте написать, о чем вы просите налоговый орган. Как правило, это проверка и принятие соответствующих мер. Копии документов в виде файлов или в бумажной форме прилагаются согласно перечню с указанием количества листов. Вы вправе просить прислать на ваш адрес письменный отчет о результатах проверок. ФНС как орган существует на отчисления со стороны налогоплательщиков, поэтому отвечать вам – их прямая обязанность.