Страховые взносы во внебюджетные фонды плательщики. Отчисления в государственные внебюджетные фонды

Обязательные отчисления в фонды в 2017 году производятся по новому порядку в связи с отменой Закона № 212-ФЗ от 24.07.09 г. и введением в действие главы 34 НК. Какие изменения произошли в расчетах? Куда перечислять начисленные суммы взносов? И в каком порядке отчитываться, чтобы не перейти в категорию недобросовестных налогоплательщиков – все подробности и примеры ниже.

Дефицит бюджета РФ и снижение отчислений в резервный фонд вызвали необходимость проведения налоговой реформы социальных взносов. Законодательство, регулирующее правоотношения государства и налогоплательщиков в части обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, в этом году переработано кардинальным образом. Указ Президента под № 13 от 15.01.16 г. повлек за собой принятие 2 Законов: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ. Согласно разработке этих нормативных документов передача администрирования страховых взносов в ФНС сегодня стала реальностью. Отныне налогоплательщики обязаны исполнить обязанности по начислению и уплате взносов (ЕССС далее) по новым требованиям.

Что же ждет страхователей по отчислениям на соц нужды? Сразу необходимо отметить, что основные положения 2016 года сохранены. Так, остались на прежнем уровне ставки налога, объекты налогообложения, расчет базы, категории налогоплательщиков, отчетные периоды, сроки уплаты, льготируемые тарифы. Не изменился порядок определения взносов на травматизм, включая представляемую отчетность и реквизиты для уплаты.

Соц отчисления – нормативные положения 2017:

  1. Передача страховых взносов в ФНС – администрирование и контроль по уплате и отчетности ЕССС в части ОПС, ОМС и ФСС ВНиМ переданы в территориальные налоговые органы по месту учета/регистрации налогоплательщиков.
  2. Отчисления на травматизм – производятся в прежнем порядке, основной контролирующий орган – ФСС.
  3. Страхователи – категории перечислены в стат. 419 НК: работодатели, ИП, самозанятое население и пр.
  4. Необлагаемые суммы – полный перечень содержит стат. 422 НК: различные государственные пособия; выходные пособия; годовая матпомощь до 50000 руб. при рождении детей, до 4000 руб. на сотрудника; возмещаемые ипотечные проценты; командировочные 700/2500 руб. для внутрироссийских/зарубежных поездок и пр.
  5. Дополнительные и сниженные процентные ставки – в целом также сохранены на старом уровне, введены новые условия для начала и прекращения применения тарифов.
  6. Предельная база для расчета ЕССС – отчисления в пенсионный фонд с зарплаты производятся по общему тарифу до достижения максимального лимита, утвержденные суммы приведены ниже. Это же правило действует в отношении отчислений в соц страх. Медицинские налоги рассчитываются по единому тарифу.
  7. Натуральные доходы – размер определяется на уровне рыночных цен, а не договорных, как было ранее.
  8. Отчетность – взносы в пенсионный фонд в 2017 году сдаются по новому порядку: за ПФР остается функция по приему форм СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, за ФСС – 4-фсс в части травматизма. Все остальные начисления отражаются в новом бланке единого расчета, который представляется вместо существовавшей ранее РСВ-1.
  9. Оплата ЕССС – отчисления в пенсионный фонд в 2017 году не производятся. Уплату сумм следует выполнять по реквизитам налоговых органов с указанием новых КБК. Это правило распространяется на расчеты с 1.01.17 г., даже если погашаются взносы за 2016 г.
  10. Проверки – камеральные и выездные мероприятия отчислений в соц фонды ВНиМ, отчислений в фонд обязательного медицинского страхования и проверку полноты уплаты страховых взносов в ПФР с 2017 г. будут проводить сотрудники ФНС.

Отчисления в фонды в 2017 году – таблица

Актуальные ставки собраны в таблице ниже. При этом тарифы указаны для общих категорий работодателей, включающих как предприятия, так и предпринимателей. Отдельно выделены ИП, работающие «на себя» наравне с самозанятыми физлицами. Также указаны пределы лимитов и основные компании, имеющие право на использование пониженных ставок.

Тарифы ЕССС, актуальные в 2017 г.:

Лимиты для работодателей в 2016-2017 гг.:

Отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения по сниженным ставкам вправе производить следующие категории страхователей:

  1. Предприятия на УСН, а также ИП, основным видом работы которых является льготируемая деятельность при соблюдении лимита.
  2. Фармацевтические, аптечные компании, включая ИП.
  3. Предприниматели на ПСН.
  4. Упрощенцы-НКО, а также благотворительные фонды и компании, внедряющие объекты интеллектуальной деятельности.
  5. IT-структуры.
  6. Участники «Сколково».
  7. Участники некоторых СЭЗ (особых экономических зон).
  8. Резиденты особых территорий.

Полный список компаний, имеющих право рассчитывать отчисления в соц фонды по пониженным ставкам, содержится в стат. 427 НК. Кроме того, для предприятий, получивших класс по результатам СОТ (специальная оценка трудовых условий), законодательно установлены дополнительные тарифные ставки. Размер зависит от уровня опасности и варьируется в пределах от 0 % для оптимального класса, до 8 % для самого опасного.

Чтобы разобраться во всем законодательных изменениях, приведем подробный пример расчетов по отчислениям в соц фонды за 1 кв. 2017 г. Перед вычислением страхователю необходимо убедиться, к какой категории налогоплательщиков он относится и по каким ставкам рассчитывается ЕССС (общим, пониженным и дополнительным). При наличии исключаемых сумм требуется сделать корректировку налогооблагаемой базы, а все начисления по доходам суммировать и сравнить с предельной величиной. После этого начисляются взносы и делаются типовые проводки.

Пример расчета взносов за 1 кв. 2017 г.:

Предприятие ООО «Восход» начисляет 2 работникам зарплату в общем размере 70000 руб. в месяц, за 1 квартал сумма дохода составляет 210000 руб. Компания применяет общие тарифы, пониженные/дополнительные не используются. Исключаемых сумм в этом периоде нет. Отчисления в фонд социального страхования составляют:

  • В ОПС – 46200 руб. = 210000 х 22 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.2.
  • В ФСС – 6090 руб. = 210000 х 2,9 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.1.
  • В ОМС – 10710 руб. = 210000 х 5,1 %. Проводка – Д счетов затрат (20, 44, 25, 26, 23) К сч. 69, субсчет страхования 69.3.

Уплату начислений за март необходимо выполнить до 15.04 в адрес ФНС. Взносы по присвоенному профклассу на травматизм перечисляются в органы ФСС.

Страховые взносы в ПФР и ФСС – отчетность

В юрисдикции сотрудников ПФР остается контроль за персонифицированными данными, включая суммы доходов физлиц и страхового стажа. Цель отчетности – последующее назначение пенсионных выплат гражданам. В связи с этим налогоплательщики обязаны представить в фонды 2 отчета:

  1. СЗВ-М – сдается в ПФР каждый месяц до 15-го числа.
  2. СЗВ-СТАЖ – сдается в ПФР каждый год до 1 марта. Дополнительно действуют формы СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР.
  3. 4-ФСС – сдается в ФСС каждый квартал до 20/25-го числа при представлении «на бумаге»/в электронном формате.

Обратите внимание! Перечисленная информация относится к периодам с 2017 года, более ранние временные промежутки попадают под действие старых форм отчетов.

Проверки по взносам ЕССС

Правильность исчисления и уплаты платежей по взносам с 2017 г. будет проверять ИФНС. При выявлении расхождений в пользу государства инспекторы могут сделать доначисления сумм. Выявления нестыковок будут производиться на основании данных о заработке, отображаемых налогоплательщиками в отчетности по НДФЛ.

При этом в проверке больничных пособий необходимо участие работников ФСС. Запрос в пенсионный фонд об отчислениях, образец здесь, могут сделать работодатели при расчете сумм пособий. Сведения необходимы в случаях, когда у сотрудника отсутствуют данные по его доходам. Также и физлица вправе подать заявление о начисленных пенсионных взносах путем личного посещения отделения ПФР или через портал государственных услуг.

Нередко у застрахованных лиц возникает вопрос: Проверяют ли банки отчисления в пенсионный фонд? Интерес может быть вызван при оформлении кредитов различного назначения, в том числе при указании в справке о зарплате неофициальных доходов. Волноваться не стоит, проверить отчисления в ПФР финансово-кредитное учреждение не может, поскольку законодательно такая процедура не предусмотрена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования - налогами не являются. Правила исчисления и уплаты взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Страховые взносы начисляются на вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаемые в базу для их начисления. При заключении гражданско-правового договора взносы уплачиваются, если в нем предусмотрена соответствующая обязанность страхователя.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, осуществляемые на основании следующих видов договоров:

  • ? трудового договора;
  • ? гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг (за исключением выплат в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов);
  • ? договора авторского заказа;
  • ? договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
  • ? издательского лицензионного договора;
  • ? лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, перечисленных в ст. 58 и 58.1 Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов:

  • ? Пенсионный фонд РФ - 22, 0%;
  • ? Фонд социального страхования РФ - 2, 9%;
  • ? Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяется тариф взносов в Пенсионный фонд РФ - 10%.

В течение отчетного периода (квартал, год) по итогам каждого календарного месяца производятся ежемесячные авансовые платежи не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем погашения.

Порядок исчисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Федеральным законом от 08.12.2010 № 331-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Закон устанавливает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Тарифы по взносам устанавливаются в процентах в зависимости от класса профессионального рынка.

Для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию в учете организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому могут быть открыты субсчета:

  • 1 «Расчеты по социальному страхованию»;
  • 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
  • 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Приведем бухгалтерские записи по расчетам с бюджетом и с фондами социального страхования и обеспечения.

Д 08,10,41 - К 60 - оприходованы основные средства, материалы, товары, поступившие от поставщика.

Д 20, 25, 26, 44 - К 60 - отражается стоимость оказанных работ, услуг.

Д 19 - К 60 - отражается НДС по полученным ценностям, оказанным работам, услугам.

Д 68 - К 19 - возмещение НДС из бюджета.

Д 62, 76 - К 90-1- отражены доходы от продажи товаров, продукции, оказания услуг, выполнения работ.

Д 90-3 - К 68 - начислен НДС в бюджет по доходам по основным видам деятельности.

Д 62,76 - К 91-1 - отражены доходы от продажи материалов, внеоборотных активов, прочих оказанных услуг, выполненных работ. Д 91-2 - К 68 - начислен НДС в бюджет по прочим доходам.

Д 99 - К 68 - начислен налог на прибыль.

Д 26,44 - К 68 - начислен налог на имущество.

Д 26,44 - К 68 - начислен земельный налог.

Д 70 - К 68 - начислен НДФЛ.

Д 68 - К 51 - перечислены налоги с расчетного счета.

Д 20, 25, 26,44 - К 69-1 - начислены взносы в ФСС России.

Д 20, 25, 26,44 - К 69-2- начислены взносы в ПФР.

Д 20, 25, 26,44 - К 69-3 - начислены взносы в ФФОМС.

Д 69-1, 69-2, 69-3 - К 51 - перечислены взносы в ПФР, ФСС России, ФФОМС с расчетного счета.


Платежи производятся в следующие внебюджетные фонды:
а) пенсионный фонд:
б) фонд социального страхования;
в) фонд занятости;
г) фонд медицинского страхования.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально–технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды – это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во–первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения) и, во–вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. На федеральном уровне внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России, на региональном уровне – по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и на муниципальном уровне – по решению органов местного самоуправления.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) – оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право:
на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41, п.1);
на защиту от безработицы (ст. 37, п. 3).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
всеобщность – охват всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
необлагаемость налогом;
общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника – обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд – еще и взноса работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателя 38,5% начисленной оплаты труда (включается в себестоимость продукции) и 1,0% заработной платы – для работника. Тарифы устанавливаются Федеральным Собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Тарифы страховых взносов работодателей–организаций в государственные внебюджетные фонды (%)

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц: платежные поручения на перечисление страховых взносов представляются в банк одновременно с платежным поручением (чеком) на получение средств на выплату заработной платы.
Часть тарифа в размере 3,6% с 1993 г. выделена в качестве самостоятельного страхового взноса в фонды обязательного медицинского страхования.
С 1 июля 1994 г. по страховым взносам платежи с расчетных счетов юридических лиц осуществляются в следующем порядке: в первую очередь в Пенсионный фонд, а в остальные – в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов. Штрафы и пени по платежам относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Плательщики (кроме работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30–дневный срок со дня учреждения. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ – по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Плательщики страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Плательщики (юридические и физические лица) ПФ ФСС ГФЗН ФОМС
Работодатели – российские и иностранные юридические лица х х х Х
Крестьянские (фермерские) хозяйства х х х Х
Родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования х х х Х
Предприниматели без образования юридического лица ^ х х Х
Граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы) х х х Х
Граждане, использующие труд наемных работников х х х Х
Работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды х
Общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей*


Х
Общественные организации пенсионеров и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей
х х Х
Религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей х х
Х

* При условии, что численность работающих в них инвалидов – не менее 50% общей численности работающих.
Не являются плательщиками отдельных страховых взносов:
в ПФ – общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей;
в ГФЗН – общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово–кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени, (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве, – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того. Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.
Страховые взносы – преобладающие доходы ПФ РФ.
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, – доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19 .02. 1996г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ:
выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви, других средств индивидуальной защиты;
компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды, платят страховые взносы в ПФ РФ в размере 1% от начисленной оплаты труда. Работодатели перечисляют эти взносы за работающих граждан одновременно с подоходным налогом с физических лиц.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей – один раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5 –го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФ РФ относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФ РФ (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции. Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС.
Средства ПФ РФ используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматривают в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 .08. 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 .02. 1994 г.
Основные задачи Фонда:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно–курортное лечение – оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
доходов от инвестирования части временно свободных у его средств;
добровольных взносов граждан и юридических лиц;
ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС был установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно–курортное лечение и физкультурно–оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетньгх документов.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 .04. 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением, Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. Средства ГФЗН направляются на:
программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
программы материальной поддержки безработных – пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
информационную поддержку программ занятости;
страховой резерв;
содержание служащих Фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования, оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово–кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
добровольных взносов юридических и физических лиц;
доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно–правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0,2% направляются в Федеральный фонд, а 3,4% – в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
Плательщик, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу, определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5–го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации, не позднее 25–го числа текущего месяца.
Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

С 2001 года вводится единый социальный налог вместо разрозненных выплат в социальные внебюджетные фонды.

Каких правил стоит придерживаться при отчислении страховых взносов во внебюджетные фонды? Рассмотрим, какие тарифы и формулы действительны в 2019 году, когда и куда производится оплата.

Страховые взносы платятся всеми лицами, что ведут предпринимательскую деятельность, как за себя, так и за своих сотрудников.

Но не каждый знает, что относят к таким платежам, сколько стоит перечислить, какие сроки для этого предусмотрены.

Рассмотрим информацию, что содержится в законодательной базе о страховых взносах, кратко обрисуем особенности уплаты.

Что же такое внебюджетные фонды, которые находятся на слуху у каждого предпринимателя и организации. Что собой представляют взносы?

Определения

Основной источник финансовых ресурсов государственного социального внебюджетного фонда – платежи обязательного характера. Они формируют сами фонды, содержат программы.

Здесь также стоит уяснить, что понимается под специальными обязательными страховыми взносами. Это суммы:

  • что зачисляются в ПФ России на пенсионное страхование;
  • что направлены на обязательное страхование от несчастного случая при производственном процессе и профзаболевания, перечисляемые в ФСС;
  • что направляются на медстрахование и т. д.

Целью является пополнение ресурса внебюджетных фондов. Такие суммы вносятся в бюджет в соответствии с регламентированными тарифами. Страховые взносы носят добровольный характер.

Под таким выражением понимают обязательные платежи, что взимаются с предприятий и физлиц по тарифу в соответствии с правилами, отраженными в нормативной документации.

В системе могут быть включены не только обязательные налоговые суммы, но и другие средства, что являются обязательными страховыми платежами, нюансы уплаты которых регулируются законодательством РФ.

Характеристика страховых взносов

Рассмотрим виды страховых взносов:

Вид Описание
ЕСН Единый социальный взнос. Это налог федерального уровня, что уплачивается на территории всех субъектов России. Зачисления осуществляется в установленных нормативными актами долях в федеральную казну и два внебюджетных фонда: ФСС и ФОМС. Такой взнос не изменяет способов формирования и применения средств фондов. Они формируются страховыми методами
На медицинское страхование обязательного характера
На обязательный вид пенсионного страхования Что уплачивается в Пенсионный фонд. Это самостоятельный источник. Платежи осуществляются в индивидуальном порядке на возмездной основе. Назначение – обеспечить права граждан на получение пенсионных выплат в тех размерах, что являются эквивалентными суммам страховых взносов, и которые учитывались на индивидуальных лицевых счетах. Этот вид платежа не может считаться страховым в полной мере – он имеет характеристики и налога, и сбора
На обязательный вид страхования от несчастного случая на производстве и профболезней Это взнос, что рассчитывается с учетом тарифов, скидок и надбавок к тарифам, которые страхователи должны перечислить страховщикам

Кто плательщики?

Плательщиком страховых взносов может быть:

  • компания со статусом юридического лица;
  • физическое лицо;
  • физлицо, что имеет статус ИП.

Условие – такие лица перечисляют средства в виде вознаграждений, зарплаты и других платежей своим работникам.

Перечислять такие суммы могут также предприниматели, в том числе те, что занимаются частной практикой – нотариус, адвокат, которые не производят выплат физическому лицу.

Нормативная база

Порядок уплаты страховых взносов оговорен в . Платежи осуществляются в отдельности в каждый из фондов.

Объект начислений страховых сумм, что перечисляются работодателями и лицами, что платят только за себя, один и тот же.

Все перечисления работникам будут облагаться взносом в том случае, если начисление осуществлено в соответствии с:

Уплату стоит производить относительно того вида страхования, по которому лицо застраховано согласно нормам документа от:

Базу определяют нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 8, 10 закона № 212-ФЗ). При превышении установленного лимита средства от суммы, что сверх пределов, не будут взиматься.

Каждый год доход индексируется в соответствии с постановлениями властей, исходя из роста заработка. В базу будут включены средства, что платятся физлицам, не учитывая тот факт, относятся ли они на затраты, что уменьшают базу по налогу на доход.

К налогооблагаемым относятся такие выплаты:

  • компенсации за неиспользованные отпуска;
  • матпомощь, что платится семье погибшего работника;
  • средства, что уплачиваются работникам, которые имеют тяжелые условия труда;
  • цена спецодежды;
  • цена проездных льгот, что были предоставлены тем, что учится и воспитывается.

Таблица ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

В 2019 году действуют такие тарифы:

Условие ПФР ФОМС ФСС
Предельные нормы установлены ст. 58 частью 1 закона № 212-ФЗ и составляют 670 тыс. рублей в ФСС, 711 тыс. – в ПФР 22% 5,1% 2,9%
Тариф, что установлен сверх лимита 10% 0% 0%
IT-компании 8% 4% 2%
Фирмы, что платят зарплату или вознаграждения члену экипажа судна (пункт 9 той же статьи) 0% 0% 0%
НКО, аптечные сети, предприятия-упрощенцы 20% 0% 0%
Участники проекта «Сколково» 14% 0% 0%
Участник свободной экономической зоны 6% 0,1% 1,5%
Резидент в рамках опережающего социального экономического развития 6% 0,1% 1,5%

Доптарифы в ПФР устанавливаются с учетом класса условия работы (после проведения специального оценивания).

Тариф взноса с перечислений иностранному работнику:

За какое лицо осуществляется платеж ПФР ФОМС ФСС
За лицо, что считается резидентом страны и не является высококвалифицированным специалистом 22% 5,1% 2,9%
За лицо, что проживает на временной основе в рамках страны и не является квалифицированным специалистом 22 5,1 2,9%
За лицо, что временно находится в России и не относится к категории высококвалифицированного персонала 22 01 1,8%
За высококвалифицированного работника-резидента 22 0 2,9%
За иностранцев, что временно проживают в России и считаются высококвалифицированными сотрудниками 22 0 2,9%
За временно пребывающих иностранцев, относящихся к высококвалифицированным специалистам 0 0 0%

Тарификация и правила перечисления страховых сумм на обязательный вид страхования от несчастного случая и профболезней установлены с 2006 года (согласно ).

Величина взносов будет зависеть от того, какой класс деятельности осуществляется (утверждено ).

Льготы по страховым взносам в отношении сотрудника-инвалида в пределах 60% от общего тарифа, могут использоваться и ИП ().

Общая сумма отчислений во внебюджетные фонды – 30%.

Как производится расчет (формула)?

Расчетную базу определяют по такой формуле:
Полученные результаты должны округляться. Страховой взнос, что должен быть перечислен в фонд в расчетном периоде рассчитывают так:

Сумму отражают в рублях с копейками. Главное при расчете суммы страховых взносов – подсчитать в пропорциональном соотношении месяцам и дням, когда деятельность велась.

Если деятельность велась неполные месяцы, то ориентируйтесь на такую формулу:

Пример

Ситуация 1. Компания использует основные тарифы. В начале 2013 году работник Смирной Л.Ф. (1975 г.р.) получил зарплату в размере 30 тыс. рублей.

Суммируем показатели:

6,2 тыс. + 1530 + 870 = 9 тыс.

Ситуация 2. Фирма использует общие тарифы. В начале 2013 года сотруднику Иванову (1970 г.р.), который занят в деятельности, относящейся к категории вредных, начислено зарплату в размере 20 тыс.

Дополнительно работодатель должен начислить 2%. Проведем расчеты:

Общая сумма перечислений во внебюджетные фонды:

Ситуация 3. За 2012 год работнику, который имеет оклад 40 тыс., начислено 3 премии, общая сумма которых составляет 50 тыс., материальную помощь при использовании отпуска – 10 тыс., материальную помощь при рождении ребенка – 60 тыс.

Рассчитаем годовой доход по зарплате:

Доля материальной помощи, что облагается взносами – 6 тыс. (10 тыс. – 4 тыс.).

База налогообложения по матпомощи на ребенка:

Суммируем показатели:
Сумма взносов во внебюджетные фонды социального назначения будет рассчитываться по ставке 2,9% (в ФСС) с лимита 512 тыс. (это 14 848 рублей) и 10% с остатка (546 тыс. – 512 тыс. = 34 тыс., то есть 3,4 тыс.).

Проводки при перечислении сумм

Необходимо использовать счет 69:

По дебету открываются такие счета:

Видео: семинар «Страховые взносы во внебюджетные фонды»

Актуальны такие проводки:

Сдаваемая отчетность по страховым взносам

Платежи во внебюджетные фонды должны осуществляться в сроки, установленные государственными структурами. Но если последним дней оказался выходной, то уплату можно произвести в первый рабочий день после выходного.

Это же касается отчетной документации. Отчетными периодами являются квартал, 6 мес., 9 мес.; налоговый период – календарный год.

Оплата же производится ежемесячно, не позже 15 числа в следующем месяце после отчетного. Работодатели должны в отношении каждого работника вести учет средств страховых начислений.

Отчетность предоставляется в ПФР и ФСС. Расчеты по пенсионному страхованию должны подаваться до 1 числа во втором месяце, что следует за отчетным.

Отчетная форма, которую работодатели должны заполнять – , что была утверждена . Форма, что предоставляется в фонд по соцстрахованию – .

Дополнительно компании, у которых есть сотрудники, должны подавать .

Если предприятие прекращает вести свою деятельность, то расчет по страховым взносам необходимо подать одновременно с заявлением о снятии с учета (часть 15 ст. 15 закона № 212-ФЗ).

Для того чтобы не пропустить срок подачи отчетности и уплаты страховых сумм, можете ориентироваться на такой календарь:

Период Вид отчета Сроки предоставления отчета в бумажном виде Сроки для электронной отчетности
1-й квартал 4-ФСС 20.04.2015 25.04.2015
2-й 4-ФСС 20.07.2015 25.07.2015
3-й 4-ФСС 20.10.2015 25.10.2015
4-й 4-ФСС 20.01.2016 25.01.2016

Особенности исчисления во внебюджетные фонды

Еще с 2010 года вступил в силу закон № 212-ФЗ, в котором описаны правила начисления и перечисления в государственные внебюджетные фонды страховых взносов.

Но таким нормативным актом не регулируется исчисление и уплата суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев.

Для расчетов страховых перечислений прибыль по , что связана с интеллектуальной собственностью, может уменьшаться на затраты, которые подтверждаются документами.

Если такие доказательства отсутствуют, то прибыль может уменьшаться на нормативные вычеты. Взносы платятся в установленном размере, что ежегодно индексируется чиновниками.

Со средств, что превышают допустимые нормы, страховые суммы не перечисляются. В базе при начислении сумм не будут включаться средства, что получены по договору гражданско-правового, лицензионного, авторского типа.

В этом году плательщикам не нужно разделять сумму на накопительную и страховую часть – уполномоченные органы самостоятельно выполнят такую процедуру. А значит, вы можете предоставить один расчет.

Стоит помнить и о том, что физические лица со статусом ИП, которые платят за себя, не должны исчислять суммы в ФСС. Остальные платежи осуществляются на общих основаниях.

Такие лица должны рассчитывать размер страховых взносов, учитывая стоимость страхового года. Это произведение МРОТ и тарифов. Результат должен умножаться на 12 месяцев.

Страховые взносы во внебюджетные фонды – это платежи, от которых никуда не деться.

А значит, в ваших интересах, разобраться в нормативной документации, которая содержит правила исчисления и уплаты таких сумм в уполномоченные органы.

Внимательно проводите расчеты взносов и своевременного перечисляйте средства за сотрудников а, при необходимости, и за себя.

Страховые взносы во внебюджетные фонды в 2017 году собирает ФНС и ФСС. Каждый вид страхового взноса нужно посчитать отдельно, а затем перечислить разными платежками. Основные правила вы найдете в статье.

Виды страховых взносов и сроки уплаты

В 2017 году компании должны ежемесячно перечислять три вида страховых взносов в ФНС:

  • страховой взнос на обязательное пенсионное страхование,
  • страховой взнос на обязательное медицинское страхование,
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

По каждому виду страхования оформляется отдельная платежка (п. 6 ст. 431 Налогового кодекса РФ). Четвертым платежным поручением в фонд социального страхования отправляют взнос на случай производственных травм и профессиональных заболеваний.

Страховые взносы во внебюджетные фонды — это платежи, гарантирующие работникам пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и страховое возмещение (пособия из фонда).

Все эти взносы нужно отправить в бюджет не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены обязательные ежемесячные страховые платежи. Если срок уплаты взноса приходится на выходной или праздничный день, то окончание срока переносится на ближайший рабочий день. Такой порядок установлен в пункте 7 статьи 6.1, пункте 3 статьи 431 Налогового кодекса РФ и пункте 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с того момента, когда компания предъявила в банк платежное поручение. Конечно, при условии, что на расчетном счете организации достаточно средств для перечисления взносов в ФНС и ФСС (подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ, подп. 1 п. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Расчет взносов во внебюджетные фонды

  • выплаты, которые облагаются взносами;
  • страховой тариф, по которому начисляют каждый вид страховых взносов .

Объект обложения

Страховыми взносами на пенсионное, социальное и медстрахование, а также взносами «на травматизм» облагаются выплаты, начисленные:

  • в рамках трудовых отношений (в т. ч. руководителям - единственным учредителям организаций, у которых нет трудовых договоров);
  • по гражданско-правовым договорам, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг;
  • по авторским договорам.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

На выплаты по гражданско-правовым и авторским договорам не начисляют взнос на обязательное социальное страхование (п. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ). Взнос «на травматизм» по таким договорам компании платят в том случае, если взяли на себя соответствующие обязательства (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

По иностранным работникам страховые взносы во внебюджетные фонды (в ФНС) не начисляют в двух случаях:

  • по высококвалифицированным специалистам, временно пребывающим в России (подпункта 15 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ);
  • по работающим за границей по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 5 ст. 420 Налогового кодекса РФ).

Облагаемая база

Страховые взносы в ФНС начисляют со всех выплат, которые не названы среди необлагаемых в статье 422 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 421 Налогового кодекса РФ). По взносам «на травматизм» правила похожие (п. 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Перечень необлагаемых выплат по травматизму — в статье 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Облагаемая база по взносам в ФНС и ФСС во многом схожа. Но есть и различия. Например, суточные облагаются взносами в ФНС, если превышают 700 руб. в день для командировок по России, 2500 руб. в день - для зарубежных поездок (п. 2 ст. 422 Налогового кодекса РФ). «Несчастный» взнос платить не нужно, если размер суточных не превышает установленный в локальных актах (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ)

Нужно ли начислять разные виды страховых взносов с распространенных выплат, смотрите по таблице (ниже).

Выплаты, которые облагаются страховыми взносами в 2017 году

Вид вознаграждения

Взносы в ФНС

Взносы в ФСС на травматизм

Зарплата

Доплата за вредные условия труда

Доплата за работу в ночное время

Зарплата за работу в выходные и праздники

Материальная помощь

Нет, в пределах 4000 руб. в год на человека

Отпускные

Компенсация за неиспользованный отпуск

Вознаграждение подрядчику — физическому лицу

Пенсионные, медицинские — да; в соцстрах — нет

Нет, если это не предусмотрено договором

Вознаграждение подрядчику-предпринимателю

Донорские за день медосмотра, сдачи крови и отдыха

Производственная премия

Премия к юбилею или празднику

Безопаснее начислить

Больничное пособие

Пособие по беременности и родам

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Ежемесячная компенсация 50 руб. сотрудникам в отпуске по уходу за ребенком до трех лет

Оплата медицинской страховки за сотрудника (ДМС)

Нет, если страховка действует больше года

Оплата экзамена по профстандарту

Безопаснее начислить

Компенсация расходов на служебные звонки по личному телефону

Компенсация за личный автомобиль сотрудника

Компенсация сотруднику процентов по ипотеке

Суточные

Нет, в пределах 700 руб. в поездках по России и 2500 руб. за границей

Нет, в пределах суммы, которую компания установила в локальном акте

Суточные разъездным работникам

Расходы на проезд и жилье в командировке (подтверждены документами)

Выходное пособие при сокращении работников

Нет, в пределах трех средних заработков

Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

Безопаснее начислить

Страховой тариф

На страховой тариф по взносам в ФНС влияют:

  • вид деятельности;
  • система налогообложения;
  • статус человека - гражданин России или иностранец, лицо без гражданства - с учетом того, проживает он или временно пребывает в России.
  • размер выплат сотруднику в течение года - превышает ли предельные суммы.

Если у компании нет права на пониженный страховой тариф, она считает:

  • страховой взнос на пенсионное страхование — по ставке 22 процента. С выплат, превышающих 876 000 руб. с начала года на одного работника, пенсионный взнос начисляют по ставке 10 процентов.
  • страховой взнос на медицинское страхование — по ставке 5,1 процента;
  • страховой взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по ставке 2,9 процента (1,8 процента — по временно пребывающим иностранцам). С выплат, превышающих 755 000 руб. с начала года на одного работника, социальный взнос не начисляют.

Такой порядок следует из статьи 421 и 426 Налогового кодекса РФ.

Размер страхового тарифа по взносам «на травматизм» зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности (ст. 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Причем свой вид деятельности нужно ежегодно подтверждать. Чем выше класс профессионального риска, тем больше страховой тариф взноса.

Платежка по страховым взносам во внебюджетные фонды

Чтобы у организации не образовалось задолженности перед инспекторами и внебюджетными фондами, бухгалтер должен заполнить платежное поручение на страховой взнос без ошибок.

Если в платежке по взносам в ФНС будут неправильно указаны номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, то денежные средства не дойдут до бюджета. Как следствие у компании образуется недоимка, на которую будут начислены пени (подп. 4 п. 4 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

В платежке по взносам «на травматизм» к критичным ошибкам относят не только наименование получателя и номер счета Федерального казначейства, но еще и неточности в КБК. Об этом говорится в подпункте 4 пункта 7 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Поэтому обратите внимание на то, как правильно заполнить платежное поручение на страховой взнос.

Общие правила по оформлению платежек

При оформлении платежного поручения на уплату страховых взносов нужно руководствоваться:

  • Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»;
  • приказом Минфина России 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

В первом вы найдете перечень и описание реквизитов платежного поручения, во втором — специфические правила для платежек в бюджет.

Информация о компании

В поле 101 указывается статус плательщика. Если перечисляете страховые взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, ставьте такой же код, как и по налогам, — «01». В платежках по взносам на случай производственных травм отмечайте статус плательщика кодом «08».

В поля 60 и 102 заносится информация об ИНН и КПП организации. Данные берутся из свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. В поле 8 компания пишет свое наименование, которое значится в учредительных документах.

Код ОКТМО муниципального образования заносится в поле 105 в соответствии с Общероссийским классификатором, утвержденным приказом Росстандарта от 14 июня 2013 № 159-СТ. Эти коды бывают 8-значными (по муниципальным образованиям округов) и 11-значными (по населенным пунктам, которые входят в состав муниципальных образований региона). 11-значные коды в поле 105 указывать не надо.

Вид и тип платежа

В платежном поручении по взносам в ФНС не может быть указано больше одного показателя основания платежа и типа платежа. Значение основания платежа (поле 106 ) состоит из двух знаков.

Если перечисляется взнос текущего года, то в этом поле проставляется значение "ТП". При добровольном погашении задолженности по взносам, бухгалтер должен указать значение "ЗД", а при уплате задолженности по требованию ИФНС - значение "ТР". Если задолженность по взносам перечисляется акту проверки, который составили в налоговой инспекции или территориальном органе внебюджетных фондов, - проставляется значение "АП", если же по исполнительному листу - "АР".

Период уплаты страхового взноса

Для отражения этой информации предусмотрено поле 107 , которое имеет 10 знаков. Первые два знака указываются в виде "МС" - ежемесячные платежи. Далее ставится точка, а после нее вписывается номер месяца (от 01 до 12), опять ставится точка и фиксируется год. Например, организация перечисляет ежемесячный взнос в ФНС за июль 2017 года. В этом случае бухгалтер заполнит поле 107 следующим образом: "МС.07.2017".

Если организация добровольно погашает задолженность по уплате взноса по состоянию на 1 января 2017 года, поле 107 будет выглядеть так: "ГД.00.2016".

В случае, когда компания покрывает задолженность по требованию ИФНС, на основании акта проверки или же по исполнительному документу, в этом поле ставится значение "0".

Документ-основание для страхового платежа

В поле 108 указывается номер документа, на основании которого во внебюджетные фонды . Например, если перечисляется задолженность по требованию инспекции, то нужно проставить номер соответствующего требования. Дата такого документа заносится в поле 109 : первые два знака обозначают календарный день, четвертый и пятый знаки - месяц, последние четыре знака - год. В третьем и шестом знаках ставятся точки.

При уплате текущего взноса эти поля не заполняются. В них бухгалтер должен проставить нули.

Назначение платежа

В последнем поле платежного поручения бухгалтер должен отразить информацию о взносах (либо штрафных санкциях), которые перечисляются в ФНС или ФСС. Так, при уплате текущего взноса нужно указать его назначение и период, за который начислен. В платежках по взносам «на травматизм» нужно также указать регистрационный номер компании в Фонде социального страхования.

Код бюджетной классификации

Особое внимание обратите на порядок заполнения поля 104 , в котором указывается код бюджетной классификации. Это связано с тем, что для взноса на обязательное пенсионное, обязательное медицинское и обязательное страхование с 2017 года установлены новые КБК.

В 2017 году компании проставляют коды КБК с учетом приказа Минфина России от 1 июля 2013 № 65н (в ред. от 01.01.2017). Все значения, которые пригодятся при оформлении платежных поручений, мы отразили в таблице (ниже).

КБК по страховым взносам в 2017 году

ВИД ПЛАТЕЖА

КБК ЗА ПЕРИОД

Пенсионный взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 101 0 160

182 1 02 02010 06 2100 160

182 1 02 02010 06 211 0 160

182 1 02 02010 06 3000 160

182 1 02 02010 06 301 0 160

Взнос на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 101 0 160

182 1 02 02090 07 2100 160

182 1 02 02090 07 211 0 160

182 1 02 02090 07 3000 160

182 1 02 02090 07 301 0 160

Медицинский взнос по общим и пониженным тарифам

текущий платеж

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

182 1 02 02101 08 2011 160

182 1 02 02101 08 2013 160

182 1 02 02101 08 3011 160

182 1 02 02101 08 3013 160

Взнос в ФСС РФ на случай травматизма

текущий платеж

393 1 02 02050 07 1000 160

393 1 02 02050 07 2100 160

393 1 02 02050 07 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ


- не зависит;

182 1 02 02131 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02131 06 1020 160

182 1 02 02131 06 2100 160

182 1 02 02131 06 3000 160

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам для работ из пунктов 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ

От результатов спецоценки условий труда доптариф:
- не зависит;

182 1 02 02132 06 1010 160

Зависит

182 1 02 02132 06 1020 160

182 1 02 02132 06 2100 160

182 1 02 02132 06 3000 160

Обратите внимание: 14-17 разряды КБК могут принимать различные значения:

  • при уплате страховых взносов указывается значение "1000";
  • если платятся пени, то проставляется значение "2000";
  • для штрафных санкций предусмотрено значение "3000".

Если компания в 2017 году будет перечислять страховые взносы, пени или штрафы за предыдущие периоды, нужно указывать специальные коды.

Уплата взносов за плательщиков

Вместо плательщиков страховых взносов платежи в бюджет могут перечислять третьи лица. Они тоже обязаны заполнять платежки по правилам приказа Минфина России от 12 ноября 2013 № 107н. Порядок оформления таких поручений приведен в таблице:

Как заполнять

«ИНН» плательщика

ИНН организации, за которую перечисляют страховые платежи

«КПП плательщика»

Код организации, за которую перечисляют страховые платежи

«Плательщик»

Сведения о том, кто перечисляет взнос за плательщика:
- для юрлиц - наименование организации;
- для физлиц - Ф. И. О.

«Назначение платежа»

Первая информация в поле «Назначение платежа» - ИНН и КПП того, кто перечисляет платеж в бюджет. Только ИНН (без КПП) указывают физлица. ИНН и КПП разделяйте знаком «//».

Затем после ИНН и КПП через знак «//» укажите информацию о компании, за которую перечисляете платежи (наименование).

Затем через знак «//» укажите дополнительную информацию, связанную с перечислением средств в бюджет (наименование платежа, период и т. д.)

«Статус плательщика»

Статус того, за кого перечисляете платежи (юридическое лицо - «01»).

Образец платежного поручения по страховым взносам во внебюджетные фонды