Статистика безработицы в россии. Гончарова Е., Колесник В.С

Согласно плану Минтруда на каждого сотрудника региональных центров занятости должно будет приходиться и определенное количество вакансий, заявленных работодателями в центры. Лидером по этому показателю должна стать Еврейская автономная область, от каждого из специалистов которой ждут по 400 вакансий. На втором и третьем местах должны оказаться Краснодарский край и Волгоградская область — с 310 и 300 свободными рабочими местами на каждого из работников служб занятости. Москва, как ожидается, в этом списке будет только восьмой.

Наименьшего количества вакансий в расчете на одного сотрудника региональной службы занятости ждут от Чечни — 20. Чуть лучшая ситуация прогнозируется на Чукотке (ожидается регулярное появление 35 вакансий для безработных), в Ингушетии (30 предложений работы) и Калмыкии (60).

Существенное различие в целевых показателях для разных регионов, в частности, объясняется разницей в их социально-экономической ситуации, количестве граждан, которые обращаются в центры занятости, и численности зарегистрированных безработных, следует из пояснения Минтруда в ответ на запрос РБК. Также при определении показателей учитывались штатная численность службы занятости в разных регионах и фактические показатели регионов в предыдущие годы, уточнило министерство.

Ситуация с трудоустройством в Чечне и Ингушетии резко испортилась в течение 2015 года, видно из отчета Минтруда об исполнении госпрограммы занятости населения. В Ингушетии в 2015 году центрам занятости удалось трудоустроить лишь 4,5% от общего количества обратившихся за помощью, тогда как еще годом ранее работу через центры находили больше трети (33,9%) граждан, а в 2015 году долю успешно трудоустроенных планировалось довести до 40%. В Чечне доля трудоустроенных за 2015 год сократилась с 35 до 19,7%, хотя планировалось довести ее до 53%.

В большинстве регионов, от которых федеральные власти ждут лидерства, центры занятости и сейчас работают хорошо: в Липецкой области доля трудоустроенных в 2015 году превышала 84%, в Чувашии — 82%, в Саратовской области — 79,3%.

Безработные регистрироваться не хотят

По оценкам Росстата, на 1 августа 2016 года безработными в России были 4,1 млн человек, или 5,3% от всего экономически активного населения. Но зарегистрировано в качестве безработных было гораздо меньше — лишь 900 тыс. человек. Это обычный показатель зарегистрированной безработицы в России — официальный статус в последние годы решают получить лишь 23% от тех, кто остался без работы, следует из отчета Минтруда за 2015 год. Причина этого — недовольство величиной пособия по безработице, отмечено в отчете. Размер этого пособия не менялся с 2009 года, сейчас оно варьируется от 850 до 4900 руб. в месяц; за год (с 2014 по 2015 год) его доля в прожиточном минимуме сократилась с 56 до 47%, хотя планировалось довести ее до 100%.

Но в ряде регионов даже официальная безработица в разы выше общероссийского показателя реальной безработицы (5,3%), следует из отчета Минтруда за 2015 год. Наихудшая ситуация в Чечне, где официальный статус безработных имели 14,9% трудоспособных граждан, и Ингушетии — 14,4%. Реальная безработица в этих регионах в 2015 году оценивалась в 16,7% (в Чечне) и 30,8% (в Ингушетии). В тройке самых безработных регионов оказалась Тува — 20,8% реальных безработных (при официальном уровне безработицы в республике — лишь 4,5%).

За региональные центры занятости отвечают региональны власти: с 2007 года полномочия в области содействия занятости населения были переданы на региональный уровень, а с 2012 года регионы самостоятельно определяют и штатную численность своих центров, напомнил Минтруд в пояснении для РБК. В результате в ряде регионов численность служб занятости существенно сократилась, документы, которые регулировали бы штаты центров занятости в зависимости от ситуации на рынке труда в конкретном регионе, отсутствуют, следует из комментария министерства.

Результаты исполнения заданных министерством показателей будут доводиться до сведения губернаторов «с целью принятия ими управленческих решений». Усиление ответственности самих губернаторов за исполнение этих показателей сейчас обсуждается, следует из комментария Минтруда.

После публикации статьи в нее было внесено исправление. В первоначальной версии говорилось, что средняя доля успешного трудоустройства по всей стране должна составить 59% от общего количества обратившихся за помощью граждан. Правильная цифра — 63%. Редакция приносит извинения.​

Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы. Сущность безработицы, её виды, причины и последствия. Формы безработицы. Динамика безработицы в РФ с 2000 по 2016 годы. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы. Уровень безработицы по регионам России в 2016-2017 годах. Борьба с безработицей в России: направления, способы, результаты. Меры борьбы с безработицей, принимаемые Правительством РФ в 2016-2017 годах.

Курсовая работа на тему:

Безработица в России в 2016-2017 годах

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы.

1.1 Рынок труда, его понятие и сущность

Глава 2. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы.

2.1 Анализ безработицы в России в 2000-2016 годах

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Экономическое благосостояние любой страны зависит от темпов экономического роста. Существует несколько детерминант или факторов экономического развития. Например, такие как индустриализация, сельское хозяйство, население, занятость и т. д. Одним из основных показателей экономического роста является уровень занятости, поскольку его снижение оказывает неблагоприятное воздействие на всю экономику. Всякий раз, когда наблюдается высокий уровень занятости, производство совершенствуется, тем самым повышая уровень жизни.

Высокий уровень безработицы в стране приводит к социальным и экономическим проблемам в обществе в целом. Экономические проблемы приводят к снижению производства товаров и услуг, снижению распределения доходов, потере налоговых поступлений, снижению уровня ВВП и т. д.

Безработица является серьезнейшей проблемой, с которой сталкиваются государства во всём мире. Политики и учёные стараются изо всех сил решить эту проблему. Усугубление проблемы занятости грозит ухудшением экономической ситуации, а впоследствии, и социальной революцией.

Проблемам занятости и безработицы уделяется наиболее серьёзное внимание во всех странах мира. Как развивающиеся так и развитые государства ищут пути решения сложной задачи - создания достойных и постоянных рабочих мест, так как достойная занятость это - единственный способ избавления от бедности и предпосылка устойчивого экономического развития страны. И не случайно в ряду задач, предусмотренных в рамках Целей развития тысячелетия, появилась новая - обеспечение полной и производительной занятости и достойного труда для всех.

В современной России безработица сохраняется на удовлетворительном уровне. Хотя в 90-х годах имели место и катастрофические показатели. С начала 2000-х властям удалось обуздать безработицу, выведя её на адекватный экономическому развитию страны уровень.

Тем не менее, проблема занятости не теряет свою актуальность. Особенно учитывая демографическую ситуацию в России, где критически высок % населения пенсионного возраста.

Сохранение международных санкций и невнятный не способствуют увеличению числа рабочих мест. А уход ряда крупных зарубежных компаний с отечественного рынка дополнительно усугубляет ситуацию.

Для достижения поставленной цели буду решены следующие задачи :

1. Рассмотреть рынок труда, его понятие и сущность.

2. Определить сущность безработицы, её виды, причины и последствия.

3. Проанализировать динамику безработицы в России в 2000-2016 годах.

4. Оценить состояние безработицы в России в 2017 году.

5. Сформулировать направления, способы и результаты борьбы с безработицей в России на современном этапе.

Структура работы , обусловленная её целью и задачами, состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы

1.1 Рынок труда, его понятие и сущность

Прежде чем изучить безработицу, важно понять - где именно имеет место данное явление и каковы особенности его функционирования. Безработица возникает и развивается на специфическом рынке - рынке труда.

Рынок труда - это комплекс экономических взаимоотношений по поводу оборота специфического товара - рабочей силы. Это рынок, на котором происходит обмен способностей к труду на соответствующую оплату.

На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают, с одной стороны, предприниматели - крупные монополии, средние и мелкие бизнесмены, государство, а с другой - отдельные работники или их ассоциации (профсоюзы). Складывающиеся на рынке труда цены представляют собой ставки заработной платы, являющиеся денежной формой стоимости рабочей силы. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудоспособными гражданами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма. Причем рынок труда занимает центральное положение в структуре рыночного хозяйства, выступает своего рода основой, на которой строится вся рыночная система, ибо без рынка труда практически немыслимо оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики.

В макроэкономике принято выделять национальный и мировой рынки труда. Национальный функционирует в экономике страны в целом, мировой - в мирохозяйственных масштабах и существует в форме международной трудовой миграции.

Рынок труда, будучи одним из основных компонентов общеэкономического рыночного механизма, реализует специфическую функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификации согласно действию закона спроса и предложения. Рынок труда по ряду принципов механизма своей работы представляет собой рынок специфического рода, имеющий множество существенных отличий от прочих товарных рынков. Регуляторами рынка труда выступают факторы не только макро и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические аспекты, не всегда прямо соотносящиеся с заработной платой.

Динамика рынка труда характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются следующие:

1. Производительность труда работников в отличие от других факторов производстваможет существенно изменяться исходя из того, сколь оптимально организован трудовой процесс, а также от уровня личной мотивированности человека в работе.

2. Работа, как правило, производится коллективами работников, которые независимо друг от друга устанавливают нормы выработки для них.

3. На рынке труда пересекаются собственник средств производства и владелец рабочей силы, между которыми происходит торг относительно конкретного вида труда (труда слесаря, повара, строителя, инженера и т. д.), а также условий и продолжительности использования работника.

4. Типичной особенностью рынка труда является постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

5. На рынке труда происходит конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места. В этой борьбе побеждает тот, кто может обеспечить своим трудом работодателю наибольшую прибыль.

Рабочая сила:

А) способность человека к труду;

Б) комплекс физических и умственных навыков человека, которые применяются им в процессе труда;

В) общее количество работников в стране;

Г) часть населения, включающая занятых, самозанятых и ищущих работу (безработные).

Реально рабочая сила функционирует, развивается и обогащается в процессе осуществления человеком трудовой деятельности. Социально - экономические условия функционирования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа коммуникации производителя с условиями производства.

Половозрастная и профессионально - квалификационная структура рабочей силы, как и её численность, значительно влияют на трудовой потенциал государства. В тех странах, где доля молодых работников значительна, имеется обширный потенциал их переквалификации, что является ключевым преимуществом с точки зрения внедрения достижений НТП.

1.2 Сущность безработицы, её виды, причины и последствия

Безработица - это сложное и многогранное социально-экономическое явление, проявляющееся в отсутствии занятости у определенной части работоспособного населения, готовой и способной осуществлять трудовую деятельность.

Для объективного понимания сущности безработицы нужно определить, кого можно считать безработным. Критерии для определения человека безработным обычно устанавливаются законом или соответствующими документами. При этом в разных странах эти критерии могут немного отличаться друг от друга.

В США безработными считаются лица, которые не имеют работы в течение недели, активно ищут работу в течение предыдущих четырёх недель, кто является временно уволенным или нанятым на новую работу и должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработными считаются люди, которые в течение недели не работали ни одного часа. Размещено на сайт

В Великобритании безработные - это лица, не имеющие работы в течение недели, ищущие работу в это время или не имеющие возможность её искать из-за болезни или те, кто ждёт результатов переговоров об устройстве на работу.

В РФ безработными признаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации».

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

1.улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

2.формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

3.повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

4.наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Формы безработицы и их характеристика

Форма безработицы Характеристика
Причины возникновения безработицы
Фрикционная Обусловлена добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр.
Институциональная Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы
Добровольная Появляется, когда часть трудоспособного населения по тем или ᴎʜым причᴎʜам просто не желает работать
Структурная Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства
Технологическая Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда
Циклическая Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризᴎсом
Региональная Имеет региональное проᴎсхождение и формируется под воздействием сложной комбᴎʜации ᴎсторических, демографических, социально-психологических обстоятельств
Экономическая Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе
Сезонная Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях

Маргинальная
Безработица среди слабо защищенных слоев населения
Продолжительность безработицы в месяцах
Краткосрочная До 4
Продолжительная 4-8
Длительная 8-18
Застойная Более 18
Внешняя форма проявления безработицы
Открытая Включает всех незанятых лиц, ищущих работу
Скрытая Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех, чей труд не является нужным.

Логическим продолжением данной классификации форм безработицы является се структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим факторам:

1.пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин);

2.возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста);

3.трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие);

4.уровень образования;

5.уровень доходов и обеспеченности;

6.причины увольнения;

1) Завышенная стоимость рабочей силы (зарплата), которую требует продавец или профсоюз. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы, определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от её ᴎспользования в течение определённого периода времени, с теми затратами, которые он понесёт в связи с покупкой оборудования, заменяющего рабочую силу, и того результата, который прᴎʜесёт ему эта машᴎʜа. Научно-технический прогресс и повышение технологического уровня производства по-прежнему одна из причин роста безработицы в современных условиях.

2) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает работодатель. Зависит от степени сформированности рынка труда, его гибкости и иных характеристик. Например, в трудоизбыточных регионах работодатель может диктовать цены на труд. В этом случае продавец (наёмный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определённого времени он может оказываться без работы и относиться к категории безработных.

3) Отсутствие стоимости, соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает её приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.д. Данная категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду её найти и попадает в разряд застойных безработных. Следовательно ключевой причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Такое неравновесие особенно нарастает во время экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д.

Последствия безработицы .
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

1.недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества.

2.значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

3.снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

4.увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

1.усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

2.обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

3.повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;

4.деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Социально-психологические и экономические последствия безработицы явственно демонстрируют, что это весьма опасное для общества и отдельного человека явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого значения.

Глава 2. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы

2.1 Анализ безработицы в России в 2000-2016 годах

Кризисная ситуация в экономике России с 2014 года тесно взаимосвязана с сферой занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы. Показатели официальной статистики отличаются от реальных показателей безработицы. Поэтому, обратим внимание на некоторые моменты, которые Росстат отмечает в примечаниях, сносках, объяснениях подсчётов.

Статистика строится на основе анализа выборочной части населения, а не всех граждан страны. В официальном источнике сообщается о подведении итогов «выборочного обследования населения по проблемам занятости».

Не учитывается статистика по Крыму. Цитата из официального источника: «в целях обеспечения статистической сопоставимости данных рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю».

Безработица сокращается не за счёт трудоустройства ранее безработных граждан, а за счёт уменьшения числа экономически активного населения. Другими словами: становится больше стариков и молодых, а населения трудоспособного возраста становится меньше.

В стране много безработных граждан, о занятости которых нет официальных сведений либо они неточны. Таким образом, они не учитываются в отчётах Росстата и могут исказить реальное положение по безработице в отдельных субъектах Российской федерации и в стране в целом.


Таблица 1. Уровень безработицы в РФ в 2000-е годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
10,6 9,0 7,9 8,2 7,8 7,1 7,1 6,0 6,2 8,3

Таблица 2. Уровень безработицы в 2010-е годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,8
На рисунке 1. показана в графическом виде динамика уровня безработицы в России с 2000 по 2016 год.

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 год.

В 2016 г. уровень безработицы уменьшился до 5,3 % от рабочей силы (с исключением сезонного фактора - до 5,2 % от рабочей силы). В среднем за 2016 год безработица составила 5,5 % от всей рабочей силы (в методологии баланса трудовых ресурсов, по оценке Минэкономразвития России, - 5,8 % от рабочей силы), что меньше чем в 2015 году на 0,1 п.п.

Таблица 1. Рынок труда России в 2016 году.


В конце года имело место незначительное увеличение численности рабочей силы за счёт роста численности занятого населения в таких видах деятельности как Образование, Транспорт и связь и Сельское хозяйство. В среднем за 2016 г. численность рабочей силы и численность занятого населения продемонстрировали символический рост на 0,1 процента. Регистрируемая безработица конец 2016 года составила 895 тыс. человек (5,5 % м/м).

Позитивным моментом на рынке труда можно считать снижение неполной занятости в конце 2016 г. Так, согласно показателям мониторинга Минтруда России, численность работающих неполное рабочее время, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках по соглашению сторон, по состоянию на конец 2016 г., составила 258,8 тыс. человек, т.е. на 2,3 тыс. человек меньше, чем было в начале декабря 2016 года.

В результате снижения количества вакансий и роста регистрируемой безработицы, коэффициент напряженности увеличился с 81,5 человек на 100 вакансий в ноябре до 86,8 человек на 100 вакансий в декабре.

В целом безработицу в России в 2016 году можно признать удовлетворительной, особенно с учётом экономической ситуации в стране.

2.2 Анализ безработицы в России в 2017 году

С января 2017 г. Росстат выборочно обследует состояние занятости рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. По результатам исследования в июне 2017 г. численность рабочей силы составила 76,2 млн.человек, что составляет 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,3 млн. человек были заняты в экономике и 3,9 млн. человек не имели работы, но активно её искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше зафиксировался на отметке 59,5%, уровень безработицы - 5,1%.

До 2017 г. обследовалось население в возрасте 15-72 лет. В целях продолжения динамического ряда последующая информация приводится по численности и составу работников в указанном возрасте.

Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в июне 2017 г. составила 75,9 млн.человек, из них 72,1 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в июне 2017г. составил 5,1% (без исключения сезонного фактора).


Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в 2017 г. составил 65,5%.

Таблица 2. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет.

(без корректировки сезонных колебаний)

II квартал 2017г. 2017г. II квартал 2016г. II квартал
2017г. ко

II кварталу 2016г.,
(+, -)

апрель май июнь
Тыс.человек
Рабочая сила в возрасте
15-72 лет
75843 75763 75816 75950 76558 -715
занятые 71896 71713 71871 72104 72225 -329
безработные 3947 4050 3945 3846 4333 -386
В процентах
Уровень участия в
рабочей силе
(рабочая сила к
численности населения
в возрасте 15-72 лет)
68,8 68,8 68,8 68,9 69,5 -0,7
Уровень занятости
(занятые к численности
населения в возрасте
15-72 лет)
65,3 65,1 65,2 65,5 65,5 -0,2
Уровень безработицы
(безработные к численности рабочей силы)
5,2 5,3 5,2 5,1 5,7 -0,5

Количество занятого населения в июне 2017г. увеличилась по сравнению c маем 2017 г. на 232 тыс.человек, или на 0,3% и уменьшилась по сравнению с июнем 2016 г. - на 570 тыс.человек, или на 0,8%.

Численность безработных в июне 2017г. по сравнению с маем 2017г. уменьшилась на 99 тыс.человек, или на 2,5%, по сравнению с июнем 2016г. - на 331 тыс.человек, или на 7,9%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2017г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 816 тыс.человек, что на 3,2% меньше по сравнению с маем 2017г. и на 15,7% - по сравнению с июнем 2016 года.

Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в июне 2017г. составила 47,8%, городских жителей - 64,7%, молодежи до 25 лет - 21,8%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 27,3%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,6%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,3%). В июне 2017г. это превышение составило 1,8 раза.

В июне 2017г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 14,9%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,6% (в июне 2016г., соответственно, 18,5% и 25,3%).

Безработица по федеральным округам. Рассмотрим уровень безработицы по регионам России в 2016-2017 годах.


Россия безработица 2016 курсовая работа

В целях повышения информативности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.


Таблица 3. Численность и состав рабочей силы в субъектах РФ.

В возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований рабочей силы в среднем за II квартал 2017г.)

Численность
рабочей
силы, тыс.
человек
В том числе Уровень, в %
занятые безработные участия в рабочей силе занятости безработицы
Российская Федерация 75843,1 71896,2 3946,9 68,8 65,3 5,2
Центральный
федеральный округ
21184,5 20496,3 688,2 71,0 68,7 3,2
Белгородская область 823,3 790,9 32,4 70,2 67,4 3,9
Брянская область 606,1 584,5 21,5 65,9 63,5 3,6
Владимирская область 741,9 709,4 32,5 70,5 67,4 4,4
Воронежская область 1173,3 1122,0 51,3 66,4 63,5 4,4
Ивановская область 529,8 504,5 25,3 68,3 65,1 4,8
Калужская область 529,1 507,1 22,0 69,2 66,3 4,2
Костромская область 318,3 301,9 16,4 65,7 62,4 5,1
Курская область 571,7 548,1 23,6 67,9 65,1 4,1
Липецкая область 603,3 579,5 23,8 69,5 66,7 3,9
Московская область 4074,5 3936,8 137,7 72,8 70,4 3,4
Орловская область 376,7 350,3 26,4 65,6 61,0 7,0
Рязанская область 529,7 512,1 17,6 62,3 60,2 3,3
Смоленская область 509,4 479,5 29,9 69,1 65,0 5,9
Тамбовская область 517,7 493,5 24,2 65,0 62,0 4,7
Тверская область 678,2 646,0 32,1 69,4 66,1 4,7
Тульская область 789,9 761,2 28,7 69,0 66,5 3,6
Ярославская область 651,4 608,6 42,8 68,5 64,0 6,6
г.Москва 7160,3 7060,3 100,0 75,0 73,9 1,4
Северо-Западный
федеральный округ
7559,3 7251,9 307,4 71,3 68,4 4,1
Республика Карелия 320,9 296,5 24,4 67,6 62,5 7,6
Республика Коми 450,0 419,4 30,6 69,2 64,5 6,8
Архангельская область 588,9 551,7 37,2 66,9 62,6 6,3
в том числе
Ненецкий авт.округ
21,1 19,4 1,7 65,9 60,4 8,3
Архангельская область
без авт.округа
567,7 532,3 35,4 66,9 62,7 6,2
Вологодская область 591,3 563,7 27,6 66,9 63,8 4,7
Калининградская область 508,9 482,1 26,8 68,1 64,5 5,3
Ленинградская область 996,6 950,9 45,7 72,2 68,9 4,6
Мурманская область 441,0 411,0 30,0 74,6 69,5 6,8
Новгородская область 318,7 304,1 14,7 69,6 66,4 4,6
Псковская область 314,5 293,4 21,1 64,7 60,4 6,7
г.Санкт-Петербург 3028,5 2979,1 49,3 74,7 73,5 1,6
Южный
федеральный округ
8109,7 7618,5 491,2 66,3 62,3 6,1
Республика Адыгея 200,1 182,5 17,6 60,2 54,9 8,8
Республика Калмыкия 133,5 121,7 11,7 65,0 59,3 8,8
Республика Крым 909,3 851,1 58,2 63,9 59,8 6,4
Краснодарский край 2748,7 2589,4 159,3 67,0 63,1 5,8
Астраханская область 533,8 495,2 38,6 71,0 65,9 7,2
Волгоградская область 1238,0 1162,4 75,6 64,8 60,9 6,1
Ростовская область 2141,6 2020,2 121,4 67,0 63,2 5,7
г.Севастополь 204,7 196,0 8,6 64,7 62,0 4,2
Северо-Кавказский
федеральный округ
4537,7 4031,6 506,1 65,2 57,9 11,2
Республика Дагестан 1356,1 1190,0 166,1 63,0 55,2 12,2
Республика Ингушетия 244,4 177,7 66,8 75,2 54,7 27,3
Кабардино-Балкарская
Республика
436,9 394,7 42,2 68,9 62,3 9,7
Карачаево-Черкесская
Республика
208,8 179,9 28,9 60,8 52,4 13,9
Республика Северная
Осетия - Алания
327,9 288,1 39,7 64,7 56,9 12,1
Чеченская Республика 621,5 534,2 87,3 68,5 58,9 14,0
Ставропольский край 1341,9 1267,0 75,0 64,1 60,5 5,6
Приволжский
федеральный округ
15153,7 14430,2 723,4 68,1 64,9 4,8
Республика Башкортостан 1950,2 1842,5 107,7 65,0 61,4 5,5
Республика Марий Эл 344,3 322,8 21,5 67,0 62,8 6,2
Республика Мордовия 438,4 419,8 18,6 70,3 67,4 4,2
Республика Татарстан 2047,7 1972,2 75,5 71,0 68,4 3,7
Удмуртская Республика 794,5 753,1 41,4 70,5 66,8 5,2
Чувашская Республика 627,5 595,2 32,3 68,1 64,6 5,2
Пермский край 1265,5 1183,2 82,3 64,7 60,5 6,5
Кировская область 664,9 629,1 35,8 68,5 64,8 5,4
Нижегородская область 1772,4 1697,1 75,3 71,9 68,8 4,3
Оренбургская область 1014,9 969,5 45,4 69,0 65,9 4,5
Пензенская область 677,2 646,6 30,7 66,1 63,1 4,5
Самарская область 1716,5 1645,3 71,1 70,4 67,5 4,1
Саратовская область 1208,2 1150,3 58,0 64,2 61,2 4,8
Ульяновская область 631,4 603,4 28,0 65,8 62,9 4,4
Уральский
федеральный округ
6357,1 5992,8 364,3 69,1 65,2 5,7
Курганская область 402,9 367,4 35,5 64,0 58,3 8,8
Свердловская область 2153,8 2029,3 124,5 66,7 62,9 5,8
Тюменская область 1943,2 1866,8 76,4 71,1 68,3 3,9
в том числе:
Ханты-Мансийский
авт.округ - Югра
910,3 881,5 28,8 73,4 71,1 3,2
Ямало-Ненецкий
авт.округ
312,4 301,6 10,8 76,5 73,8 3,5
Тюменская область
без авт.округов
720,5 683,6 36,9 66,5 63,1 5,1
Челябинская область 1857,2 1729,3 127,8 71,3 66,4 6,9
Сибирский
федеральный округ
9600,5 8913,8 686,7 66,8 62,0 7,2
Республика Алтай 97,8 87,3 10,5 65,9 58,8 10,8
Республика Бурятия 443,2 401,2 42,0 62,7 56,7 9,5
Республика Тыва 122,0 101,5 20,5 59,3 49,4 16,8
Республика Хакасия 260,9 249,9 11,0 65,9 63,2 4,2
Алтайский край 1122,0 1050,4 71,6 63,3 59,2 6,4
Забайкальский край 535,1 477,7 57,4 67,2 60,0 10,7
Красноярский край 1496,8 1414,9 81,9 69,2 65,4 5,5
Иркутская область 1199,2 1095,3 103,9 67,5 61,7 8,7
Кемеровская область 1337,1 1241,8 95,3 66,0 61,3 7,1
Новосибирская область 1406,2 1329,0 77,2 67,4 63,7 5,5
Омская область 1032,1 960,4 71,8 69,6 64,8 7,0
Томская область 548,1 504,4 43,6 66,8 61,4 8,0
Дальневосточный
федеральный округ
3340,6 3161,1 179,6 70,7 66,9 5,4
Республика Саха (Якутия) 499,7 467,0 32,7 70,8 66,2 6,5
Камчатский край 179,1 172,8 6,3 72,3 69,7 3,5
Приморский край 1030,2 974,3 55,9 69,3 65,5 5,4
Хабаровский край 734,5 702,8 31,7 71,7 68,6 4,3
Амурская область 417,6 392,3 25,3 68,8 64,7 6,0
Магаданская область 90,0 85,0 5,0 77,8 73,5 5,6
Сахалинская область 273,5 257,6 15,9 72,5 68,3 5,8
Еврейская авт.область 85,2 79,6 5,6 68,7 64,2 6,6
Чукотский авт.округ 30,9 29,6 1,3 79,6 76,4 4,1
В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением цифровых данных.

Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Таковы статистические данные по безработице в России в 2016-2017 годах.

2.3 Борьба с безработицей в России: направления, способы, результаты

Приоритетную роль в борьбе с безработицей играет государство. Для регулирования рынка труда в целях обеспечения занятости государство работает в различных направлениях, ключевыми из которых можно считать:

Государственная поддержка частным предпринимателям;

Социальное страхование безработицы;

Разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;

Программы по стимулированию роста занятости;

Выделение средств на различного вида пособий по безработице;

Предоставление обучения;

Переквалификация безработных;

Предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);

Международное сотрудничество (миграция);

Организация общественных работ.

Теперь рассмотрим конкретные практические меры, принятые Правительством РФ в 2016-2017 годах для борьбы с безработицей.

В 2016 году правительство РФ выделило 17 регионами России на борьбу с безработицей 776 миллионов рублей.

Эти средства позволили обеспечить занятость более 25,8 тысячи работников, находившихся под риском увольнения, и людей, ищущих работу.

Средства распределялись для жителей Бурятии, Ингушетии, Карелии, Коми, Чувашской Республики, Алтайской, Забайкальской краев, Ивановской, Калининградской, Курганской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Челябинской и Ярославской областей.

Регионы направляли деньги на реализацию программ занятости. А именно - на опережающее профессиональное обучение и стажировку работников, попавших под риск увольнения;

На компенсации работодателям, реализующим программы развития предприятия, в том числе по импортозамещению, инновациям развитию персонала, расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из других организаций, ребят, окончивших профессиональных образовательных учреждений и безработных;

На организацию временной занятости людей, находящихся под риском увольнения; на возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов.

В 2017 году меры борьбы с безработицей в России включают:

1.ВВЕДЕНИЕ ограничительных квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях трудоустройства).

2.Содействие вводу дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего бизнеса.

3.Выработка пятилетнего прогноза спроса на рабочую силу со средним профессиональным образованием по стране и регионам.

4.Массовое внедрение частных и государственных платформ онлайн-обучения. Перечень программ для переквалификации в сфере цифровой экономики будет определяться с участием ВУЗов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы и образовательные разработки.

На 2017 год планируется продолжение реформирования действующей модели регулирования безработицы, т.е. сокращение неэффективных рабочих мест. Этот процесс требует реструктуризации градообразующих предприятий, создание специальных программ по повышению квалификации, освоения новой специальности.

Также в 2017 году предполагается разработка систем стимулирования позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.

Ключевыми детерминантами снижения безработицы в России в 2017 году могут стать как внешние, так и внутренние явления и обстоятельства. К внешним относятся дальнейшее развитие сотрудничества с приоритетными торгово-экономическими партнерами, в том числе в сфере строительства газопроводов в Турцию и Китай. Среди внутренних факторов, наряду с прочими, также необходимо включить погодный фактор, от которого зависит, к примеру, и рост числа занятых в АПК. Сюда же относится реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов, таких как возведение Керченского моста, строительство объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года, разработка энергетических месторождений в Арктике и т.п.

Обновление:

По последним статистическим данным в России наблюдается самый низкий уровень безработицы за последние три года, сообщил Банк России в августе 2017 года.

Её уровень снизился до 4,9%, что весьма типично для конца лета и начала осени. Но именно такого показателя не наблюдалось с 2014 года.

Регулятор отмечает, что в этом году снижение в августе по сравнению с июлем оказалось максимальным за последние пять лет, так как в июле уровень безработицы повысился вопреки сезонности. Это было обусловлено смещением сроков сбора урожая из-за холодной первой половины лета, которая имела место в большинстве российских регионов.

Заключение

Безработица - это социально экономическое явление на рынке труда, при котором некоторая часть трудоспособного населения не имеет работы из-за отсутствия платежеспособного спроса со стороны работодателей на труд, как фактор производства.

Безработица сохраняет актуальность на протяжении всей истории. Несмотря на социальный, экономический и технологический прогресс, проблема безработицы не теряет актуальности, и даже наоборот - набирает темпы.

Для оценки безработицы в экономической науке применяются различные показатели, но общепринятым признаётся норма безработицы. Она определяется отношением общего числа безработных к количеству трудоспособных граждан в процентом выражении.

Основные виды безработицы: институциональная, структурная, сезонная, фрикционная, циклическая. Каждый вид безработицы обуславливается своими специфическими причинами и обстоятельствами. При этом в западной макроэкономической теории принято выделять три основные причины безработицы - экономические условия, новые технологии и растущее население.

  • ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ
  • РЫНОК ТРУДА
  • ЗАНЯТОСТЬ
  • БЕЗРАБОТИЦА
  • УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

На основе информации Федеральной службы государственной статистики, а также по данным информационных сайтов рассмотрена весьма актуальная в настоящее время проблема безработицы. Дается определение терминов «безработица». Показаны естественные уровни безработицы в России, которые сопоставляются с текущими показателями за 2016 год. Сделаны выводы за 2015-2016 год.

  • Неопределенность прогнозов транспортного предприятия. Общие понятия
  • Прогнозирование, основа успешного функционирования автотранспортного предприятия
  • Экономические и социальные аспекты внедрения беспилотных автомобилей
  • Определение рентабельности исходя из ресурсных возможностей автотранспортного предприятия

Одной из самых насущных и достаточно актуальных тем на сегодняшний период остается вопрос о безработице.

«Безработица – это социально- экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее» .

Люди ошибочно судят об уровне безработицы исходя из общей численности населения страны, которая составляет более 140 млн. человек. Это не верно, так как при расчете безработицы учитывается только численность экономически активного населения, которая составляет примерно половину общей численности населения страны.

Кризисная ситуация в России с 2014 года тесно взаимосвязана с сферой занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы. Показатели официальной статистики отличаются от реальных показателей безработицы. Поэтому, обратим внимание на некоторые моменты, которые Росстат отмечает в примечаниях, сносках, объяснениях подсчётов .

  1. Статистика строится на основе анализа выборочной части населения, а не всех граждан страны. В официальном источнике сообщается о подведении итогов «выборочного обследования населения по проблемам занятости» .
  2. Не учитывается статистика по Крыму. Цитата из официального источника: «в целях обеспечения статистической сопоставимости данных рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю» .
  3. Безработица сокращается не за счёт трудоустройства ранее безработных граждан, а за счёт уменьшения числа экономически активного населения. Другими словами: становится больше стариков и молодых, а населения трудоспособного возраста становится меньше.
  4. В стране много безработных граждан, о занятости которых нет официальных сведений либо они неточны. Таким образом, они не учитываются в отчётах Росстата и могут исказить реальное положение по безработице в отдельных субъектах Российской федерации и в стране в целом .

Таблица 1. Уровень безработицы в 2000-е годы

На рисунке 1. показана в графическом виде динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 год .

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 год

Уровень безработицы за 2016 год составил 5,8 %, а число безработных – 4,3 млн человек .

По данным Росстата в таблицах 3, 4, итоги выборочного обследования рабочей силы (обследования населения по проблемам занятости) .

Таблица 3. Численность и состав рабочей силы за январь-май 2016 год

Май 2016г. к маю 2015г., (+,-)

Тыс.человек:

безработные

В процентах:

Таблица 4. Численность и состав рабочей силы за июнь-сентябрь 2016 год

сентябрь

Сентябрь 2015

Тыс.человек:

Рабочая сила в возрасте 15-72 лет

безработные

В процентах:

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы)

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 862 тыс.человек, что на 5,2% меньше по сравнению с августом и на 6,2% - по сравнению с сентябрем 2015 года.

Среди безработных доля женщин в сентябре 2016г. составила 46,5%, городских жителей - 66,8%, молодежи до 25 лет - 23,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 27,1%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,3%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,6%). В сентябре 2016г. это превышение составило 1,6 раза .

В сентябре 2016г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,2%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 26,0% (в сентябре 2015г., соответственно, 18,3% и 24,8%) .

Таблица 5. Численность и состав рабочей силы за три квартала 2016 года

Общий уровень безработицы в РФ в октябре 2016 года составил 5,4% от экономически активного населения страны после 5,2% в сентябре и августе, 5,3% в июле, 5,4% в июне, 5,6% в мае, 5,9% в апреле и 6% в марте. Такие предварительные данные приводит сегодня Федеральная служба государственной статистики .

При этом в октябре общая численность безработных в России увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 85 тыс. человек и достиг 4,103 млн. человек.

«В октябре 2016 года, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, 4,1 млн. человек классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда), уровень безработицы составил 5,4%», - говорится в материалах Росстата.

В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 0,8 млн. человек, в том числе 0,7 млн человек получали пособие по безработице.

Как отмечает ведомство, численность рабочей силы, по предварительным итогам выборочного обследования рабочей силы, в октябре составила 76,6 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны .

Численность безработных в России в 2015 году, по предварительным данным Росстата, составила 4,264 млн. человек, что на 7,4% больше, чем в 2014 году.

Уровень безработицы за 2016 год составил 5,8 %, а число безработных – 4,3 млн. человек .

Список литературы

  1. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет изд-ва "Экономика"; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", 2014. – 1055 с.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/
  3. Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. Итоги года. / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации – 11.04.2013 г.
  4. Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. Январь-июнь 2013 года. / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации – 09.10.2013 г.
  5. Экономика труда: экономическая теория труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 400 с.

Занятость населения страны определяет уровень её экономического развития. Другими словами, чем больше человек в государстве трудоустроены, тем выше уровень экономического развития и благополучия республики.

Занятость населения – это термин, который определяет деятельность резидентов, направленную на удовлетворение личных или общественных потребностей. Другими словами, это количество официально трудоустроенных и не трудоустроенных граждан РФ трудоспособного возраста.

Структура занятости населения в России формируется только из . Напомним, что до 2018 года в Российской Федерации мужчины считались трудоспособными до 60 лет, женщины — до 55 лет. С 2019 года возраст выхода на пенсию начнётся постепенно увеличиваться. С 2023 года представители сильной половины человечества будут работать до 65 лет, дамы – до 60 лет. Тем самым правительство рассчитывает на увеличение численности трудоспособного населения.

Составляющие структуры занятости:

  • Резиденты, которые осуществляют трудовую деятельность по найму.
  • Резиденты РФ, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. К ним относят индивидуальных предпринимателей и людей, занимающихся фермерским хозяйством.
  • Военнослужащие, которые проходят службу.
  • Резиденты Российской Федерации, которые находятся на обучении в среднеобразовательных школах, производственно-технических училищах, колледжах или высших учебных заведениях.
  • на территории Российской Федерации.
  • Резиденты РФ, которые заняты в домашнем хозяйстве. К таким гражданам можно отнести женщин, которые сидят в декретном отпуске или людей, которые осуществляют уход за больными или престарелыми людьми.

Россия стоит на пороге сокращения численности трудоспособного населения. Подробнее об этом — в следующем видеоматериале.

Статистика по стране

Согласно данным Росстата в 2018 году было зарегистрировано 76 000 000 граждан трудоспособного возраста , 72 300 000 из которых являются официально трудоустроенными. Безработными зарегистрированы 3 700 000 резидентов РФ.

Незанятость равна 4.9%.

В 1 квартале 2018 года зарегистрировано 75 901 000 человек в критерии рабочей силы в возрасте от 15 лет. Из них трудоустроенными были 72 056 000 граждан. Безработных в 1 квартале 2018 года было 3 845 000 граждан РФ.

В феврале 2018 года численность трудоспособного населения составила 75 770 000 человек, 71 963 000 из которых официально работали и исправно вносили налоговые платежи в бюджет. В этом месяце согласно статистическим данным количество безработных уменьшилось по сравнению с январём на 37 человек.

Повышение пенсионного возраста поспособствует росту численности трудоспособного населения

В марте количество трудоспособного населения составило 76 085 000 человек, 72 277 000 из которых зарегистрированы как экономически активные лица. В марте 2018 года количество безработных равнялось 3 808 000 человек.

Если сравнивать динамику численности трудоспособного населения в 2018 году и 2019 году, то можно сделать вывод, что в 2019 году экономически активного населения стало больше на 89 человек, а численность безработных уменьшилась на 338 человек.

Уровень участия в рабочей силе в 2018 году был равен 62.6%. В 2017 году данный показатель равнялся 59.1%, а это означает, что рабочая сила к количеству населения в возрасте от 15 лет и старше увеличилась на 0.3%.

Занятость населения России составила 59.4%. В 2017 году уровень занятости населения России был на отметке в 59.1%. Данный показатель за календарный год вырос на 0.5%.

Статистика по регионам

В Центральном федеральном округе численность составила 21 314 100 трудоспособных человек, 20 661 200 из которых имеют постоянное место работы.

Таблица: занятость населения по регионам в ЦФО

Республика/город Процент занятости
Белгород 823 600 790 500 33 100 63,0% 60,5%
Брянск 600 200 573 100 27 100 58,6% 55,9%
721 100 684 000 36 800 61,5% 58,3%
Воронеж 1 183 700 1 139 800 43 900 59,4% 57,2%
Иваново 522 100 497 300 24 700 60,4% 57,5%
Калуга 536 600 515 000 21 600 62,7% 60,1%
Курск 574 300 550 100 24 200 60,7% 58,1%
Липецк 593 400 569 900 23 500 61,1% 58,7 %
Московская область 4 123 200 4 008 400 114 800 66,3% 64,5%
Орёл 366 100 347 700 18 400 57,3% 54,5%
Рязань 514 300 490 100 24 200 53,5 % 51,0 %
Смоленск 512 000 481 100 30 900 63,0% 59,2%
Тамбов 509 000 487 200 21 800 57,0% 54,5%
Тверь 680 100 650 100 30 000 62,2% 59,5%
Тула 788 200 757 100 30 900 61,1% 58,7%
Ярославль 667 600 629 100 38 500 62,6% 59,0%
Москва 7 276 800 7 184 200 92 500 68,3 % 67,5%

В Северо-Западном федеральном округе количество экономически активного населения равно 7 509 400 человек. Официально трудоустроено только 7 200 400 резидентов России. Согласно статистическим данным за 2018 год в статусе безработных находится 309 000 резидентов.

Таблица: занятость по СЗФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Карелия 305 800 277 100 28 800 58,9 % 53,4 %
428 800 396 700 32 100 62,3 % 57,7 %
Архангельск 583 000 545 200 37 800 60,9 % 56,9 %
Калининград 528 900 502 300 26 600 64,3 % 61,0 %
Ленинградская область 975 000 933 600 41 400 63,4 % 60,7 %
Мурманск 427 700 399 700 28 000 68,4 % 64,0 %
Новгород 311 000 294 200 16 700 60,8 % 57,6 %
Псков 311 400 291 600 19 800 57,4 % 53,8 %
Санкт-Петербург 3 058 400 3 012 200 46 200 67,6 % 66,5 %

Уровень занятости в СЗФО

В Южном федеральном округе количество трудоспособных граждан по состоянию на начало 2018 года равно 8 233 400 человек. 7 751 400 резидентов РФ Южно-федерального округа имеют постоянное место трудоустройства, а 482 000 человека считаются безработными, то есть состоят на учёте в центре занятости.

Таблица: занятость населения ЮФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Адыгея 200 600 182 700 17 900 54,1 % 49,3 %
Калмыкия 137 900 124 900 13 000 62,7 % 56,8 %
908 800 849 600 59 200 57,2 % 53,5 %
Краснодарский край 2 807 100 2 651 800 155 300 61,1 % 57,7 %
Астрахань 521 100 481 100 39 900 63,3 % 58,5 %
Волгоград 1 296 400 1 222 300 74 100 61,0 % 57,5 %
Ростов 2 151 300 2 038 400 113 000 60,5 % 57,3 %
Севастополь 210 300 200 600 9 700 58,2 % 55,5 %

В Северо-Кавказском федеральном округе 4 630 300 людей трудоспособного возраста, 4 121 400 из которых работают и 508 900 числятся безработными.

Таблица: занятость в СКФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Дагестан 1 377 800 1 215 700 162 100 60,1 % 53,1 %
Ингушетия 259 100 190 700 68 400 74,7 % 55,0 %
Кабардино-Балкарская 458 900 409 000 49 800 66,7 % 59,5 %
Карачаево-Черкесская 219 200 191 600 27 700 58,5 % 51,1 %
Северная Осетия – Алания 345 300 302 300 42 900 61,3 % 53,6 %
Чеченская 630 400 542 100 88 200 66,1 % 56,9 %
Ставропольский край 1 339 700 1 269 900 69 800 58,0 % 55,0 %

В Приволжском федеральном округе проживает 14 942 300 экономически активных граждан. Большая часть из них, а именно 14 267 200 официально трудоустроены, а 675 100 безработные.

Таблица: занятость в ПФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Башкортостан 1 957 700 1 852 100 105 700 59,6 % 56,4 %
Марий Эл 324 000 307 900 16 100 58,1 % 55,2 %
Мордовия 413 500 394 600 18 800 59,7 % 57,0 %
Татарстан 2 023 400 1 955 300 68 100 63,6 % 61,5 %
Удмуртская 780 200 746 900 33 300 63,8 % 61,1 %
Чувашская 605 000 573 200 31 800 59,7 % 56,6 %
Пермский край 1 257 500 1 189 700 67 800 59,0 % 55,9 %
Киров 657 300 622 200 35 100 61,3 % 58,0 %
Оренбург 986 700 939 100 47 600 61,2 % 58,3 %
Пенза 671 600 642 200 29 400 58,9 % 56,3 %
Самара 1 697 500 1 637 200 60 300 63,2 % 61,0 %
Саратов 1 187 200 1 125 300 61 900 56,8 % 53,8 %
Ульяновск 617 600 593 000 24 700 58,3 % 56,0 %

В Уральском федеральном округе численность населения, способного работать достигла 6 393 500 человек. На сегодняшний день 6 084 500 граждан данного округа трудоустроены, а 309 100 находятся в статусе безработных.

Таблица: занятость в УФО

В Сибирском федеральном округе количество трудоспособных граждан равно 9 593 900. 8 941 700 работают, а 652 200 находятся в статусе безработных.

Таблица: занятость в СФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Алтай 94 800 84 400 10 400 59,8 % 53,2 %
Бурятия 455 400 412 100 43 300 60,2 % 54,5 %
Тыва 119 500 106 000 13 500 55,9 % 49,6 %
Хакасия 256 000 243 600 12 400 60,0 % 57,1 %
Алтайский край 1 140 100 1 065 400 74 700 58,7 % 54,9 %
Забайкальский край 533 100 477 500 55 600 63,0 % 56,4 %
1 489 000 1 419 200 69 800 63,6 % 60,6 %
Иркутская 1 171 000 1 092 300 78 700 61,1 % 57,0 %
Кемерово 1 309 300 1 225 500 83 800 59,3 % 55,5 %
Новосибирск 1 436 500 1 334 300 102 200 62,6 % 58,1 %
Омск 1 032 700 958 800 74 000 64,1 % 59,5 %
Томск 556 600 522 800 33 800 62,8 % 59,0 %

В Дальневосточном федеральном округе проживает 3 331 500 граждан трудоспособного возраста, 3 144 800 из которых работают, а 186 700 находятся в поиске места трудоустройства.

Таблица: занятость в ДФО

Республика/город Количество граждан трудоспособного возраста Количество граждан, имеющих постоянное место трудоустройство Количество резидентов, не имеющих постоянного места работы Процент участия в рабочей силе Процент занятости
Саха 495 800 460 800 34 900 67,3 62,6
Камчатка 178 700 169 600 9 100 69,0 % 65,5 %
Приморский край 1 039 900 981 600 58 300 64,9 % 61,2 %
Хабаровск 741 800 711 200 30 600 67,5 % 64,7 %
Амурская 403 700 378 000 25 700 62,3 % 58,4 %
Магаданская 85 400 80 700 4 700 71,3 % 67,4 %
Сахалинская 275 000 259 100 15 900 69,0 % 65,0 %
Еврейская автономная 80 500 74 000 6 500 61,2 % 56,3 %
Чукотский автономный округ 30 700 29 800 1 000 78,6 % 76,1 %

Процент занятого населения в ДФО

По данным Росстата, численность экономически активного населения, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, в ноябре 2016 года составила 76,7 млн человек или 52% от общей численности населения страны. 4,1 млн человек или 5,4% экономически активного населения классифицировались как безработные. Численность безработных в ноябре 2016 года по сравнению с ноябрем 2015 года уменьшилась на 321 тыс. человек или на 7,2%. В конце ноября 2016 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 848 тыс. человек, что на 9,9% меньше по сравнению с ноябрем 2015 года. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 1,0 человека на одну вакансию в конце ноября 2015 года до 0,8 человека на одну вакансию в конце ноября 2016 года.

Легализация неформальной занятости

Сегодня проблемы, связанные с легализацией занятости, представляются одними из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.

Сложилась ситуация, при которой значительное число граждан, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоят ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях, не имеют статуса предпринимателя, соответственно, не уплачивают налоги и иные обязательные платежи, но при этом пользуются в полном объеме всеми имеющимися социальными благами фактически за счет законопослушных граждан, что не отвечает принципам справедливости и солидарности.

Наличие нелегальной занятости приводит не только к низкой собираемости налогов, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сфере оплаты труда и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного страхового стажа негативно влияет на формирование пенсионных прав этой категории работников.

Кроме того, наличие неформальной занятости населения создаёт негативную среду для возникновения недобросовестной конкуренции, подрывающую основы нормальной рыночной экономики.

По оценке, численность таких граждан составляет на сегодняшний день около 15 миллионов человек (без учета детей, пенсионеров, многодетных семей, военнослужащих и приравненных к ним лиц).

Под руководством Минтруда России в каждом субъекте Российской Федерации созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены планы мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, включающие в себя:

  • выявление сфер и видов экономической деятельности, для которых на территории того или иного региона характерно наличие нелегальной занятости;
  • проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами, имеющими признаки наличия неформальных трудовых отношений с работниками;
  • оперативные рейдовые мероприятия с привлечением контрольно-надзорных органов;
  • создание механизмов стимулирования легализации трудовых отношений путем внесения изменений и дополнений в региональные законодательные акты;
  • формирование превентивных мер разъяснительного и предупредительного характера, направленных на стимулирование хозяйствующих субъектов к соблюдению трудового законодательства Российской Федерации;
  • проведение информационно-разъяснительных мероприятий, направленных на информирование населения о негативных последствиях неформальной занятости;
  • организацию «горячей линии» для приема обращений граждан по вопросам легализации трудовых отношений, нарушении трудовых прав работников.

По данным мониторинга Роструда по состоянию на 22 декабря 2016 года выявлено более 2 млн 328 тыс. человек, находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано - более 2 млн 179 тыс. работников. Наиболее эффективно данная работа ведется в Белгородской, Липецкой, Ростовской, Тамбовской областях, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, республиках Татарстан, Башкортостан и Мордовия.

Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда

В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного 1 марта 2016 года, предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 155 бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены субсидии на софинансирование следующих мероприятий:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан;
  • возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан:

в течение срока, не превышающего 6 месяцев, - при условии принятия таких работников на постоянную работу;

в течение срока, не превышающего 3 месяцев, - при условии принятия таких работников на временную работу;

  • обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
  • возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

Межведомственной рабочей группой по рассмотрению и отбору региональных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, одобрены региональные программы 34 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Бурятия, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Карелия, Чувашской Республики, Алтайского края, Красноярского края, Забайкальского края, Брянской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Нижегородской, Курганской, Ульяновской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областей.).

Участниками мероприятий региональных программ, в основном, стали работники крупнейших системо- и градообразующих предприятий, осуществляющих экономическую деятельность, имеющую ключевое значение как для экономики региона, так и в целом для отрасли (транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, автомобильная промышленность, легкая промышленность, добыча энергетических ископаемых). В организациях приняты и реализуются программы модернизации производства по проектам импортозамещения, переход на новые виды выпускаемой продукции, реализующиеся в несколько этапов и, как следствие, носящие долгосрочный характер и требующие постепенного внедрения.

По состоянию на 1 декабря 2016 года в реализации дополнительных мероприятий принимают участие 126 214 человек или 128,7% от запланированной численности, в том числе:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировку проходят 25 336 человек;
  • трудоустроены 7 209 работников, из числа уволенных из иных организаций и выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках мероприятия по возмещению работодателям затрат на частичную оплату труда принятых работников;
  • во временных работах заняты 92 541 работник, находящихся под риском увольнения;
  • оказано содействие в трудоустройстве 721 инвалиду с привлечением 427 наставников.

Размер субсидий из федерального бюджета составил 2,3 млрд рублей.

Реализация дополнительных мероприятий положительно сказывается на рынке труда: позволяет снизить риски высвобождения работников предприятий, стимулирует переток работников на более эффективные предприятия, в том числе других видов экономической деятельности, уменьшает масштабы безработицы, сохраняя стабильность в социальной сфере.

Программа повышения мобильности трудовых ресурсов

Важным фактором эффективного использования трудовых ресурсов и источником роста инвестиционной привлекательности регионов является повышение внутренней трудовой мобильности населения.

В целях повышения трудовой мобильности в 2015 году начата реализация проектов по стимулированию работодателей к привлечению из других регионов.

В настоящее время перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включает 16 субъектов Российской Федерации: Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Калужская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Сахалинская и Ульяновская области, Чукотский автономный округ.

В 2016 году в рамках реализации региональных программ предполагается привлечь более 1000 граждан.

Развитие портала «Работа в России»

В целях совершенствования информирования населения о возможностях трудоустройства за пределами места постоянного проживания в постоянном режиме проводится работа по совершенствованию Общероссийской базы вакансий «Работа в России».

В настоящее время на ресурсе доступно свыше 1,1 млн предложений о трудоустройстве по всей стране, из которых 170 тысяч - с возможностью предоставления жилья. Соискателям доступны вакансии крупнейших работодателей страны, в числе которых «Газпром», «Российские железные дороги», «Почта России», «Сбербанк России», «Ростелеком», «Росгосстрах», «Дальспецстрой». Кроме того, успешно функционирует раздел, содержащий сведения о вакансиях в организациях оборонно-промышленного комплекса, в том числе в ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ПАО «РКК «Энергия», ГК «Ростех», АО «Росэлектроника», АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей», АО «ОСК» и другие.

Пользователям портала «Работа в России» также доступны вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов - они собраны в отдельном разделе. Теперь, обратившись за поиском нужной вакансии, соискатель сможет не только получить список соответствующих предложений о трудоустройстве, но и ознакомиться с информацией о том, какую поддержку при переезде оказывает тот или иной работодатель.

На портале также содержится специальный раздел для людей с ограниченными возможностями здоровья, в котором размещено свыше 76 тыс. вакансий для инвалидов. Так, наряду с вакансиями представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать граждане, ухаживающие за инвалидами.

Кроме того, пользователям портала стал доступен фильтр «Квотируемое рабочее место», отражающий количество у работодателя свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов.

Еще одним нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность выбрать вакансию с учетом определенного ограничения функции жизнедеятельности (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.).

С момента обновления портала «Работа в России» в 2015 года более 18,5 млн человек стали его пользователями.

В общероссийской базе вакансий представлены различные предложения о трудоустройстве как для высококвалифицированных специалистов и руководителей, так и для работников без опыта. Среди наиболее востребованных профессий - медицинские и строительные специальности. Российским медучреждениям требуются более 46 тыс. врачей и медсестер. В базе вакансий содержится более 58 тыс. предложений о работе для каменщиков, бетонщиков, монтажников, штукатуров и плотников. Также высоким спросом на рынке труда пользуются швеи и повара.

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2017 год

Потребность на 2017 год в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, имеет тенденцию к снижению.

Минтрудом России подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 1288 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2017 год».

Потребность на 2017 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с Постановлением потребность на 2017 год определена в размере 177 043 человека, что составляет 82,7% от потребности на 2016 год.

Потребность имеется преимущественно в замещении рабочих мест, требующих наличия профессиональной квалификации. Так распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся потребностью в привлечении квалифицированных рабочих кадров, которые составляют 94,8 % от потребности на 2017 год.

Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты.

Минтрудом России также подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 года №1315, которое установило на 2017 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.

Установление на 2017 год допустимых долей сформировано на основании предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минпромторга России, Минстроя России, Минсельхоза России, Минспорта России, Минздрава России и Минтранса России.

В некоторых сферах экономической деятельности сохранена установленная на 2016 год допустимая доля иностранных работников, в ряде видов экономической деятельности - снижена. Так, снижена допустимая доля иностранных работников в сфере деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта - с 40 до 30% общей численности работников, в сфере деятельности автомобильного грузового транспорта - с 35 до 30%.

Важно отметить, сохраняется запрет (доля - 0%) на использование труда иностранных работников в организациях следующих видов экономической деятельности: торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках); торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках; торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков.

Установленная допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50% распространяется на хозяйствующие субъекты, действующие на территории России, за исключением Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Московской, Ростовской, Саратовской областей.

Установление допустимых долей позволяет более полно использовать имеющуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации рабочую силу, а также стимулировать хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в свое производство, организовывать замещение рабочих мест, на которые привлекаются иностранные работники российскими гражданами, стимулировать участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.