Способы финансирования социальной работы. Управление финансовыми ресурсами в социальной работе

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда – обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

3. оплату коммунальных услуг;

4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6. создание дополнительных рабочих мест.

7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

2. формируют внебюджетные государственные фонды;

3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) – на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально- экономического развития регионов.

Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.

При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет

трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения,

поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3. негосударственные, профессиональные системы – размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;

2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;

3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;

4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте звенья государственных финансов.

2. Что представляет собой государственный бюджет?

3. Перечислите направления расходования бюджетных средств.

4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов

5. Раскройте функции налогов.

6. Что представляет собой «кривая Лаффера»?

7. Что является основой финансирования социальной работы?

8. Перечислите источники финансирования социальной работы.

9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?

10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.

11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной работы.

12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.

13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?

14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.

Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д.

С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.

С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов.

Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:

По отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внутренние и внешние ресурсы;

По форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;

По возможности применения - это реально существующие и потенциальные ресурсы;

С точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;

Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нормальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ресурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в социальной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работник в каждой проблемной ситуации должен направлять процесс, ведущий к ее изменению, выявляя причины, по которым те или иные ресурсы не в состоянии обеспечить потребности людей.



Существует такая организационная составляющая в использовании ресурсов, как их мобилизация. Мобилизация ресурсов - меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиента в конкретных ресурсах. Главная задача специалистов - мобилизовать ресурсы клиента на самостоятельное решение социальных проблем, чтобы в трудной жизненной ситуации они использовались непосредственно самим субъектом, благодаря чему им преодолевались бы жизненные кризисы. В случае невозможности самостоятельного разрешения проблемы социальный работник должен увеличить ресурсы клиента. Для этого он, прежде всего, должен обладать ресурсами, черпая их, в частности, из возможностей профессиональной деятельности.

Существует два варианта увеличения ресурсов в социальной работе - это, во-первых, дополнение ресурсов клиента (например, предоставление ему необходимых и легитимных льгот и услуг); во-вторых, возмещение отсутствующих ресурсов (например, трудоустройство, предоставление жилья и пр.). Однако выделяют и трудности, связанные с увеличением ресурсов социальной работы. Эти ресурсы могут быть недостаточными, неизвестными субъекту и (или) объекту, неприемлемыми в конкретной ситуации социальной работы, они могут быть плохо организованными, недоступными с точки зрения стоимости и пр., поэтому необходимо изыскивать и создавать новые формы и способы выявления ресурсов, способствовать взаимодействиям между людьми и ресурсными системами. Это может заключаться в привлечении новых субъектов социальной работы, в реализации изменяющих программ, в освоении новых технологий социальной помощи, в пропаганде идей социальной работы в обществе и пр. (88).

Можно выделить четыре основных этапа выявления ресурсов в социальной работе. Это выяснение обстановки, составление плана действий, мобилизация ресурсов, координация ресурсов. По завершению последнего этапа создается благоприятная обстановка для влияния с помощью ресурсов социальной работы, индивидуальные и групповые участники получают возможность действовать в интересах решения проблемы. Следовательно, ресурсы социальной работы обеспечивают преобразовательную деятельность в соответствии с потребностями клиентов и позволяют разрешать трудности в их жизненных ситуациях.

* Для того, чтобы перевести ресурс из пассивного состояние в действующее, очень важно употребить силу. Она может быть как внутренней, так и внешней. Конечно, в первую очередь ее характер зависит именно от особенностей и основных характерных черт самих ресурсов, но также от направленности в деятельности социальных работников, социальных служб и организаций; от обстоятельств, в связи с которыми человеку потребовалась социальная помощь и защита, а также в зависимости от степени трудности жизненной ситуации человека.

Внутренними ресурсами социальной работы принято называть конкретные ресурсы клиента, который оказался в трудной жизненной ситуации, и нуждается в помощи извне. Такие ресурсы рассматриваются, в первую очередь, с точки зрения природы их возникновения, ключевых источников и степени пользы в той или иной ситуации.

Внутренние ресурсы человека или отдельной социальной группы включают в себя такие элементы, как: возможности индивида, его индивидуальные способности, уровень развития (причем, как физического, так и интеллектуального). Также к внутренним ресурсам принято относить: жизненную позицию человека, его мировоззрение, приобретенные в ходе жизнедеятельности, социальный опыт, материальный уровень и возможности, временной потенциал. Такие ресурсы можно измерить физическими возможностями человека (так называемый «физический ресурс»), то есть уровень его состояния здоровья, наличие заболеваний, врожденных или приобретенных увечий, врожденных травм. Очень важную роль играет выносливость человека, причем она касается не только его физического состояния: немаловажным выступает еще и эмоциональный фон. Безусловно, как физический ресурс важен уровень физической силы индивида.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Курс лекций

Управление финансовыми ресурсами в социальной работе

Преподаватель:

Дранишникова Вера Васильевна

Лекция № 1 «Финансовая политика и её виды. Сущность финансов. Финансовые ресурсы»

Лекция № 2 «Финансовая система Российской Федерации»

Лекция № 3 «Сущность социальной политики»

Лекция № 4 «Формирование финансовых ресурсов организаций социальной сферы»

Лекция № 5 «Особенности финансирования социальной сферы»

Лекция № 6 «Меры экономической поддержки отдельных секторов социальной работы»

Лекция № 7 «Государственное регулирование финансирования социальной сферы»

Лекция № 8 «Источники финансирования социальной работы»

Лекция № 9 «Способы и источники финансирования социальной работы»

Лекция № 10 «Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресурсами»

Лекция № 1. Финансовая политика и её виды. Сущность финансов. Финансовые ресурсы

Деньги - товар, финансы, имеющие распределительную и контрольную функции; это отношения, регулируемые государством.

Фонды оплаты труда (отчисления):

ѕ фонд обязательного медицинского страхования;

ѕ фонд социального страхования;

ѕ пенсионный фонд России.

Понятие «финансы» появилось в 16 веке в Италии - окончание платежа, денежный платёж. Его возникновение связано с развитием централизованных государств.

Позже этот термин получил широкое распространение по всему миру.

Финансы - совокупность экономических денежных отношений, организованных государством, в процессе которых формируются, распределяются и используются финансовые ресурсы.

И если финансами являются экономические отношения, то их материальным основанием являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - это централизованные денежные фонды, которыми государство распоряжается самостоятельно для реализации своих функций (экономической, политической, управленческой, социальной).

Различают:

ѕ Собственные ресурсы. Источники: часть национального богатства, вовлечённого в хозяйственный оборот, национальный доход. (На уровне предприятий источниками является прибыль от основной деятельности, от прочей деятельности, амортизационный фонд и выручка от реализации имущества).

ѕ Заёмные и привлечнные.

Финансовые ресурсы по источникам образования классификации:

ѕ Собственные (внутренние);

ѕ Внешние, которые могут быть мобилизованы на финансовом рынке или поступающие в порядке распределения (дотации, бюджетное ассигнование): а) собственные (бюджетные ассигнования, которые выделяются предприятиями, выполняющими государственный заказ, производящим социально значимые работы и услуги, рентабельность которых низкая) б) заёмные (кредиты и займы) в) мобилизованные на финансовом рынке (средства от продаж ценных бумаг - акции, облигации) г) поступающие в порядке перераспределения (дотации, собсидии, субвенции).

Финансовые ресурсы используются для развития и инвестиционной деятельности, они находятся в постоянном движении.

Хозяйственные субъекты, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильности, распределяют свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляются в двух формах:

ѕ Фондовой (так часть финансовых ресурсов предприятие использует на образование денежных фондов целевого назначения - фонд оплаты труда, резервный фонд, и др.)

ѕ Нефондовой (использование финансовых ресурсов на выполнение своих платёжных обязательств перед банками, бюджетом осуществляется в нефондовой форме).

Объектом государственного финансирования ресурсов являются финансовые отношения, в результате действия которых образуются целевые денежные фонды.

Объём финансовых ресурсов государства зависит от объема создаваемого в стране ВВП.

Основные направления использования финансовых ресурсов:

ѕ расходы по управлению государством;

ѕ расходы, связанные с экономической политикой;

ѕ финансирование социальной политики.

Эти финансовые ресурсы концентрируются в централизованных фондах:

ѕ В бюджетные страны;

ѕ В территориальных бюджетах (бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты).

Доходы бюджетов формируются за счёт:

ѕ налоговых платежей,

ѕ неналоговых доходов,

ѕ прочих доходов.

Контрольные вопросы:

1. Какие финансовые ресурсы различают?

2. В каких формах осуществляется формирование и использование финансовых ресурсов?

3. Что является объектом государственного финансирования ресурсов?

4. Каким образом (за счёт чего) формируются доходы бюджетов?

Лекция № 2. Финансовая система Российской Федерации

Многообразие экономически-денежных отношений, которое формируется между тремя основными субъектами (государство, хозяйствующие субъекты и население) можно представить в виде схемы.

Центральным звеном финансовой системы является бюджетная система, состоящая из трёх уровней:

ѕ Федеральный бюджет (бюджет государства);

ѕ Бюджеты субъектов федерации (бюджет краёв, областей);

ѕ Многочисленные бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Бюджет каждого уровня обеспечивает финансовыми ресурсами жизнедеятельность определённых территорий и финансирование общих задач. Оттого, насколько полно и своевременно сформированы бюджеты, зависит развитие экономики, социально-экономическая ситуация в регионе и в целом государстве.

Средства бюджетов являются основным источником финансирования социальной сферы и социальной политики.

Контрольные вопросы:

1. Какие уровни включает в себя финансовая система?

2. От чего зависит развитие экономики, социально-экономическая ситуация в регионе и в целом государстве?

3. Что является основным источником финансирования социальной сферы и социальной политики?

Лекция № 3. Сущность социальной политики

Понятие социальной политики относится к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства.

Центральным объектом социальной политики является государство, а его неотъемлемый атрибут - власть, обеспечивающая способность и возможность оказывать определяющее воздействие на жизнедеятельность людей и в целом общество.

Социальная политика основана на ряде принципов, выражающих характер требованиё к её содержанию, формам и методам, начиная от разработки основных положений социальной политики до её реализации.

Основные принципы социальной политики:

ѕ гуманизм;

ѕ социальная справедливость;

ѕ системность;

ѕ непрерывность;

ѕ преемственность;

ѕ сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики как по времени, так и по ресурсам;

ѕ открытость (свободное выражение суждения всех групп и слоёв общества по социальной политике);

ѕ наличие обратной связи органов управления социальной политикой с массами;

ѕ демократизм выработки и реализация социальной политики (открытое обсуждение проектов, всестороннее выявление общественного мнения по вопросам социальных преобразований);

ѕ действенный контроль над реализацией социальной политики;

ѕ адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи малообеспеченным семьям.

1. Выражение, защита и согласование интересов социальных групп и слоёв общества, отдельных его членов.

2. Оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление диалога между гражданами и обществом.

3. Интеграция различных слоёв населения, гармонизация их интересов, поддержание ценностей общественной системы, сохранение стабильности и порядка.

4. Социальная защита населения.

5. Прогностическая функция.

6. Управление социальными процессами.

С помощью реализации этих функций обеспечивается главная задача социальной политики, которая заключается в гармонизации общественных отношений и в управлении социального развития общества.

В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока или направления:

1. Социальная политика в широком смысле слова, затрагивающая все сферы жизни, включая обеспечение необходимыми товарами, жильём и услугами, социальной инфраструктурой, рабочими местами, денежными доходами. Это направление должно обеспечивать расширение и укрупнение материальной базы, охрану и сохранение здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных соц.условий для жизнедеятельности человека.

2. Собственно социальная политика (узкий смысл), элементами которой является политика в области социальной защиты. Её конкретные виды: семейная политика, молодёжная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов.

На основе анализа развития современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики:

ѕ социальное обеспечение;

ѕ социальная помощь;

ѕ социальная защита;

ѕ социальная работа.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема, поскольку она затрагивает интересы населения, органов государственной власти, научную среду, которая занимается исследованиями в социальной сфере и концентрирует своё внимание на экономических механизмах реализации социальной политики.

В условиях рыночной экономики к наиболее действенным механизмам в реализации социальной политики следует отнести формирование доходов и поддержание занятости населения.

Таким образом, под социальной политикой следует понимать совокупность форм, методов и мероприятий, включающих перераспределение доходов различных групп общества, макроэкономическое регулирование, призванное обеспечивать социальную стабильность общества и создавать одинаковые «стартовые» условия для всех граждан.

Контрольные вопросы:

1. Что является центральным объектом социальной политики?

2. Перечислите основные принципы социальной политики?

3. Какие направления выделяют в социальной политике?

4. Какие элементы социальной политики можно выделить?

Лекция № 4. Формирование финансовых ресурсов организаций социальной сферы

Государство для выполнения возложенных на него функций (в первую очередь социальной) должно располагать определённым объёмом финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения национального дохода, часть этого дохода образует фонд денежных ресурсов, предназначенных для обеспечения расширенного производства, управления, стимулирования и развития отраслей экономики, удовлетворения потребностей населения в социальных услугах.

Государство сосредотачивает в своих руках этот фонд, перераспределяет его на несколько целевых фондов, выделяя фонд финансового обеспечения, из которого финансируются организации и учреждения, оказывающие социально-культурные и коммунальные бытовые услуги. Экономическая основа создания такого фонда - национальный доход в созданной сфере материального производства.

Распределение финансовых ресурсов этого фонда осуществляется по двум направлениям:

1. Финансирование расширенного воспроизводства.

2. Финансирование мероприятий, связанных с удовлетворением потребности населения в социальных услугах.

Следует отметить, что в течение многих веков экономика России развивалась в основном экстенсивно, при этом подавляющая часть ресурсов направлялась в сферу материального производства и, главным образом, на производство средств производства, то есть на производство товаров группы А. Это было вызвано необходимостью ускоренного наращивания производственного потенциала для преодоления экономического отставания.

Такая политика привела к диспропорции в развитии сфер материального производства и социально-бытовой инфраструктуры.

В настоящее время при распределении финансовых ресурсов необходимо учитывать и количественные, и качественные аспекты, которые позволяют перераспределить ресурсы таким образом, чтобы обеспечить выравнивание социально-экономического развития в различных регионах.

В этом случае необходимо учитывать как отраслевые, так и территориальные особенности различных регионов.

В советский период преобладал ведомственный или отраслевой подход при распределении финансовых ресурсов, который использовался предприятиями в рамках решения производственных задач. При таком подходе порядка 70-80% ресурсов в социальную сферу выделялось за счёт прибыли крупных промышленных предприятий.

В настоящее время доля такого финансирования значительно сократилась, и оснавная часть финансовых ресурсов на предприятии социальной сферы поступают из бюджетной системы.

Таким образом, роль бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы значительна, и она в будущем должна возрастать. При этом важно решить вопрос о том, какие звенья бюджетной системы в большей степени приспособлены для такого финансирования и будут способствовать получению необходимого экономического и социального эффекта.

Эффективность использования общественных фондов потребления в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Этот вопрос нельзя решить в пользу одного или даже двух звеньев бюджетной системы. Его решение зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению, роль отдельных территориальных органов власти в экономически-социальном развитии региона и ряд других факторов.

В настоящее время за счёт общественного фонда потребления население обеспечивается некоторыми бесплатными услугами учреждений просвещения, здравоохранения и спорта, социального обеспечения и на льготных условиях услугами жилищных предприятий. Эти средства поступают населению по каналам федерального, регионального и местного бюджета.

Из общего объёма бюджетных ресурсов, направляемых государством в социально-бытовую структуру, большая часть проходит через местные бюджеты.

Контрольные вопросы:

1. Что образует часть национального дохода в процессе его распределения и перераспределения?

2. Какие аспекты следует учитывать при распределении финансовых ресурсов?

3. От чего зависит эффективность использования общественных фондов потребления?

Лекция № 5.Особенности финансирования социальной сферы

Особенностью предприятий социальной сферы в настоящее время является то, что часть услуг они предоставляют населению на платной основе, а часть на бесплатной или льготной. Бесплатное распределение материальных благ и услуг позволяет обществу более направленно реализовать свои цели (у общества цель, чтобы человек был образованный, культурный и имел активную гражданскую позицию, активно вмешиваться в формирование структуры потребления).

Бесплатные услуги в основном предоставляются за счёт общественных фондов и направляются населению по каналам местного бюджета. В перспективе будет увеличиваться количество и стоимость платных услуг.

Цели социальной работы:

ѕ обеспечить единство интересов общества, социальных групп и отдельных личностей;

ѕ смягчить различия в уровне доходов (связанных с нетрудовыми причинами).

Основные задачи социальной работы:

1. Создание правовых условий для создания самообеспечения (защита собственности, поощрение предпринимательства и др.);

2. Помощь тем, кто не может создать себе нормальный уровень жизни (инвалиды и престарелые прежде всего);

3. Поддержка материнства и детства;

4. Стимулирование благотворительности.

Социальная работа представлена:

ѕ Социальной защитой - это обеспечение конституционных прав и минимальных гарантий личности (права и гарантии на собственность, гарантии свободы, личной неприкосновенности и т.д.);

ѕ Социальным страхованием - материальное обеспечение граждан, предусмотренных законом случая, которое осуществляется за счёт страховых взносов;

ѕ Социальным обеспечением - денежная или иная поддержка тем гражданам и семьям, которые по объективным причинам не могут себе обеспечить достойный уровень жизни.

К учреждениям в социальной отрасли относятся: государственные комитеты, управление и отделы социальной защиты, негосударственные милосердные и благотворительные организации, приюты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие заведения. Помимо специализированных учреждений в социальной работе участвуют предприятия-организации всех отраслей экономики.

Кроме того, социальная работа по месту проведения подразделяется на:

1. Социальную работу в специализированных государственных учреждениях. В России специализированные государственные учреждения представляют наибольший удельный вес, и в этом случае государственные органы управления определяют учреждениям этого сектора категории обслуживания, ассортимент услуг, объёмы финансирования, материальные и кадровые ресурсы.

2. Социальную работу на предприятиях всех отраслей экономики. Заключается в создании рабочих мест и благоприятных условиях труда, проведении жилищного строительства, социально-бытовом обслуживании работающих и материальной поддержки (социальный пакет).

3. Социальную работу по месту жительства.

4. Социальную работу в исправительно-трудовых учреждениях.

5. Социальную работу в учреждениях социального попечительства: в домах престарелых, детских домах, домах для инвалидов.

Социальная работа по сфере приложения подразделяется на:

1. Социальную работу в сфере здравоохранения: обеспечение социальных гарантий на охрану здоровья и медицинская помощь.

2. Социальную работу в сфере здравоохранения.

3. Социальная работа в сфере образования: выработка федеральных государственных стандартов.

Социальная работа в сфере труда:

1. В сфере труда. Обеспечение права на труд, на нормальные условия труда, на доход от своей деятельности, на обеспечение гарантий работникам частных и кооперативных предприятий, поддержка безработных, совершенствование трудового законодательства.

2. Социальная работа в сфере быта. Выделение бесплатных квартир, обеспечение доступности кредитов молодым и малоимущим семьям, государственные гарантии выполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретение жилья в рассрочку, предоставление жилищных субсидий, определение федеральной нормы жилья, уровня платежей граждан, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья в семейном бюджете.

Контрольные вопросы:

1. За счёт каких фондов предоставляются бесплатные услуги?

2. Какими аспектами представлена социальная работа?

3. Что относится к учреждениям в социальной отрасли?

Лекция № 6. Меры экономической поддержки отдельных секторов социальной работы

Социальные гарантии представляют собой предусмотренное законом обяязательство государства перед всеми гражданами. Основные социальные гарантии представлены минимальными социальными стандартами в области занятости, оплаты труда, пенсий, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания, а также прожиточного минимума.

Особое значение в социальной защите имеет обеспечение гарантий для социально уязвимых слоёв населения. В области занятости устанавливаются гарантии защиты от безработицы, которые обеспечиваются следующими мерами:

1. Создание экономических условий для максимальной занятости населения (поддержка малого и среднего бизнеса, самозанятости населения и надомного труда);

2. Использование тех, кто состоит на учёте в службе занятости;

3. Переквалификация работников, подлежащих сокращению;

4. Расширение в регионах сети бюро содействия занятости;

5. Обеспечение населения земельными участками;

6. Возмещение затрат в связи с переселением в другую местность по предложению службы занятости;

7. Денежная помощь безработным государственными программами содействия занятости;

8. Разработка и реализация федеральной целевой программы «создание рабочих мест».

В области социального обслуживания государственные гарантии определены законами «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Социальное обслуживание - деятельность по оказанию разного вида социальных услуг бесплатно или на льготных условиях.

Социальные услуги оказываются в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и других видов помощи в стационарных или нестационарных условиях.

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой социальные гарантии?

2. Какими мерами обеспечиваются гарантии защиты от безработицы в области занятости?

3. Что представляет собой социальное обслуживание?

4. В виде какой помощи оказываются социальные услуги?

Лекция № 7. Государственное регулирование финансирования социальной сферы

финансовый экономический социальный

1. Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания.

2. Источники финансирования.

Государство как основной субъект социальной работы.

Система социальной защиты населения осуществляет управленческое воздействие на экономику социальной сферы с помощью проводимой финансовой политики и её финансовых регуляторов. Следует учитывать, что финансовая система социальной сферы достаточно разветвлена, и управлять ею сложно, поэтому применяют такие финансовые регуляторы, как процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, материальных благ, ценового регулирования. Финансы в социальной сфере является важнейшими составляющими всей финансовой системы страны.

Организация и расходование средств в этой сфере осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип использования всех финансовых экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов. Этот принцип означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы в социальных целях (приватизация, совершенствование налоговой системы, льготное кредитование).

2. Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов, выделение денежных средств с учётом инфляции, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости, трудоспособного населения, увеличение материальных ресурсов социальной защиты.

3. Принцип дифференцированного подхода - при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.

4. Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законом.

5. Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объёмом социальных расходов и отчислением на их финансирование, которые должны соотноситься с такими макроэкономическими показателями, как ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения.

6. Учёт государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства на основные социальные позиции: наука, культура, медицина, образование, экология, уровень жизни.

7. Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими бюджетными расходами.

Контрольные вопросы:

1. На основе каких принципов осуществляется организация и расходование средств в социальной сфере?

2. Что включает в себя каждый из принципов?

Лекция № 8. Источники финансирования социальной работы

Финансирование социальной работы отличается особой сложностью, обусловленной неоднородностью объектов (и коммерчески, и некоммерческие организации), различной формой собственности на финансовые ресурсы (государственная, частная и личная форма), многообразием финансовых методов и финансовых инструментов, отложенными во времени эффектов финансовых новаций.

Базовые формы финансирования социальной работы (государственная, частная и личная) имеют значительный потенциал развития за счёт увеличения государственных финансовых ресурсов, расширения числа частных инвесторов, трансформации финансовых методов и использования комбинированных возможностей софинансирования социальной сферы в рамках государственно-частного партнёрства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия является социальным государством, в котором охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты. Каждый гражданин имеет право на труд и защиту от безработицы.

Приведённые конституционные обязательства государства требуют соответствующих финансовых ресурсов и продуманную социальную политику.

В последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального бюджета к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам.

Следует отметить и значительную роль финансирования социальной работы федерального фонда социальной поддержки населения. Этот фонд был создан в 1992 году и предназначен для финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Основная функция фонда заключается в обеспечении дополнительного финансирования, федеральных и территориальных программ по социальной поддержке населения. Средства федерального и территориального фондов расходуются на:

1. Предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам.

2. Оказание социальных услуг, в том числе на дому.

3. Организация бесплатного питания.

4. Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг.

5. Оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат.

6. Обеспечение ночного проживания бездомных граждан.

7. Развитие социально-бытовой реабилитации и ориентации, создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и производство предметов первой необходимости.

8. Содействие в предоставлении кредитов на строительство и приобретение жилья, оказание материальной помощи в приватизации жилья.

9. Оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

10. Обеспечение текущей деятельности фондов.

11. Другие мероприятия, направленные на социальную защиту населения.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей части из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Так федеральные власти:

1. Устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий.

2. Формируют государственные внебюджетные фонды.

3. Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении.

4. Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные органы власти:

1. Разрабатывают и реализуют региональные социальные программы;

2. Обеспечивают социальную поддержку граждан;

3. Создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. Финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Кроме того, в 1994 году был создан Фонд финансовой поддержки региона. Средства этого фонда направляются в виде трансфертов, то есть денежной помощи из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи слабых с экономической точки зрения регионов. Эта дотация минимально обоснованных расходов (минимального бюджета).

Средства в виде субвенций так же направляются для финансирования федеральных социальных программ и для выравнивания социально-экономического развития региона. Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, а те в свою очередь направляют их в социальную сферу.

Основное назначение и субвенций, и трансфертов - это выравнивание уровня доходов как региона, так и отдельных категорий населения. Для подтягивания текущих доходов субъектов Российской Федерации до 95% среднедушевых доходов по Российской Федерации используют поправочный коэффициент, который определяется как отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району среднедушевому расходу на одного человека по всем регионам в целом по России.

Финансирование социальной работы опирается на следующие принципы:

1. Плановости (финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, бизнес-планов коммерческих предприятий, в сметах организаций социальной сферы, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур).

2. Целевой направленности средств (использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и методы).

3. Безвозвратность ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней (предоставляемые регионом предприятия, организации, финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, и именно в этом состоит отличие бюджетного финансиорования от кредитования).

4. Расходование средств в соответствии со сметой организации (выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученных средств\сумм).

5. Соблюдения режима экономии (правильное, эффективное и рациональное расходование денежных средств).

6. Целевого использования средств (соблюдение дисциплины и установленных норм и нормативов).

Контрольные вопросы:

1. С какой целью был создан фонд социальной поддержки населения?

2. В чём заключается основная функция фонда социальной поддержки населения?

3. Из каких бюджетов финансируется государственная система социальной защиты населения?

4. Выделите основное назначение субвенций и трансфертов?

5. Перечислите принципы финансирования социальной работы?

Лекция № 9. Способы и источники финансирования социальной работы

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

1. Прямое финансирование. В этом случае денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы.

2. Косвенное финансирование. Осуществляется в виде уменьшения изъятия денежных средств с помощью льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на некоторые товары и услуги.

На финансирование социальной работы используются как бюджетные средства, так и средства внебюджетных фондов и различные частные фонды.

Государственный бюджет.

Финансирование социальной работы за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и муниципальных бюджетов. Постоянно ведётся работа по перераспределению средств почти по всем статьям расходов федеральных к территориальным фондам и внебюджетным фондам.

Среди регионов Российской Федерации есть региональные доноры, их больше десяти, и регионы, которые нуждаются в финансировании. Перераспределение средств происходит следующим образом: более сильные регионы помогают слабым.

Для этих же целей был создан фонд финансовой поддержки регионов, средства которого перераспределяются по двум каналам в виде трансфертов, то есть денежной помощи из федерального бюджета на оказание текущей финансовой помощи, и в виде субвенций, которые направляются на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня.

Основной же объём бюджетных средств на социальную защиту проходит для регионального и местного бюджета. За счёт средств этих бюджетов осуществляется строительство и содердание домов-интернатов, домов для престарелых и инвалидов, часть средств направляется на обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезирования, на обучение и трудоустройство инвалидов, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим и многодетным семьям, одиноким матерям и другое.

Из федерального бюджета средства выделяются на финансирование различных социальных программ, таких как «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети с севера», на выплаты пенсий военнослужащим и др.

За счёт средств внебюджетных фондов осуществляется финансирование социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды - это финансово-кредитные институты, поскольку часть средств этих фондов используется на коммерческой основе. В настоящее время таких фондов три: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд пенсионного страхования.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями.

Средства федерального и территориальных фондов поддержки населения используются на следующие формы социальной работы.

Финансирование из этих источников осуществляется так же в виде прямого финансирования и косвенного финансирования.

Негосударственные источники.

В настоящее время всё большую роль в финансировании социальной работы играет негосударственное финансирование. Частные или общественные благотворительные фонды становятся всё более важным источником финансирования. Их средства формируются за счёт следующих источников:

1. Взносы учредителей благотворительных организаций;

2. Членские взносы;

3. Благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц в денежной форме;

4. Поступления от деятельности по привлечению ресурсов различных развлекательных, культурных, спортивных мероприятий;

5. Доходы от разрешённой законом предпринимательской деятельностью;

6. Доходы от деятельности хозяйственных обществ, учреждённых благотворительной организацией;

7. Труд добровольцев;

8. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями, и их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Такие предприятия имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей.

Формируемые центры платных социальных услуг могут оказывать следующие услуги:

ѕ Ежедневное приготовление пищи на дому;

ѕ Выполнение любой домашней работы;

ѕ Оказание помощи в ремонте.

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

ѕ Одиноким пенсионерам и инвалидам, проживающим отдельно от трудоспособных родственников, обязанных содержать их;

ѕ Пенсионерам и инвалидам, получающим надбавки к пенсии на уход и проживающим в семьях, в которых подушевой доход ниже минимального уровня.

Плата за надомное обслуживание взимается по прейскуранту, утвержденному местными органами самоуправления. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых бюджетных ассигнований.

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи:

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. В первую очередь это касается различных министерств и комитетов, действие которых не всегда скоординировано.

2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ.

3. Более равномерно распределять время расходов между государством, работодателем и трудящимся.

4. Ограничить командную роль государства.

5. Повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.

6. Развивать программу «Целевое финансирование».

7. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно определять лишь приоритеты реализации социальных программ.

Контрольные вопросы:

1. Какие способы финансирования социальной работы существуют?

2. Какие средства используются на финансирование социальной работы

3. Что представляют собой внебюджетные фонды?

4. Что обеспечивает фонд социальной поддержки населения?

5. Из каких источников формируются средства частных или общественных благотворительных фондов?

Лекция № 10. Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресурсами

В настоящее время анализ эффективности исполнения бюджетных смет невозможно провести без оценки деятельности бюджетных учреждений. Такая оценка должна проводиться на основе данных мониторинга. Предметом анализа и оценки является качество управления финансовыми ресурсами в бюджетном учреждении.

В рамках разработки и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных расходов по всем уровням, внедрение процедур мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений позволяет:

1. Проводить на основании утвержденного перечня показателей мониторинга сравнительную характеристику качества планирования и исполнения бюджетными учреждениями в зависимости от их полномочий и возложенных функций.

2. Выявлять и предотвращать финансовые нарушения, создавать основу для принятия конкретных управленческих решений.

3. Корректировать деятельность бюджетных учреждений в целях усиления контроля за результативностью расходования бюджетных средств.

4. Установить взаимосвязь объёмов бюджетного финансирования учреждения на очередной финансовый год с результативностью его деятельности.

Органы государственной власти и органы власти местного самоуправления осуществляют формирование правовой базы процедуры мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами по соответствующим уровням (федеральный, региональный, муниципальный).

Следует отметить, что большинство показателей мониторинга и оценки складываются из показателей финансовой деятельности подведомственных им учреждений и получателей бюджетных средств, в том числе и бюджетных учреждений.

Мониторинг и оценка качества управления финансовыми ресурсами являются необходимыми элементами комплексной системы управления финансовыми ресурсами (на федеральных, региональных, муниципальных уровнях и на конкретном бюджетном учреждении).

Мониторинг качества управления финансовыми ресурсами - это регулярное измерение и регистрация текущих значений финансовых показателей (доходы и расходы бюджетного учреждения в динамике и в сравнении с планом, кассовые расходы, анализ исполнения сметы бюджетного учреждения по статьям затрат и по статьям доходов).

Мониторинг сопровождается такими процедурами как сбор и обработка данных, упорядочивание (систематизация) входящих данных и другое.

При мониторинге качества управления финансовыми ресурсами, фактические данные сравниваются с плановыми и выявляются отклонения. Оценка качества управления финансовыми ресурсами представляет собой сопоставление собранных в процессе мониторинга данных с критическими значениями показателей, выбранных для оценки. Такая оценка осуществляется для того, чтобы насколько эффективно исполняется смета бюджетного учреждения и что можно сделать для улучшения финансовых результатов. В ходе этого анализируются причины достижения или недостижения запланированных результатов.

Понятия «мониторинг» и «оценка качества» связаны между собой.

Данный мониторинг служит исходными данными для проведения оценки качества управления финансовыми ресурсами. В то же время результаты оценки, как правило, являются основой для принятия управленческих решений и внесения изменений в ту или иную сферу деятельности, что означает необходимость внесения изменений и в процедуру мониторинга для последующей оценки.

Система мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждениями может состоять из следующих компонентов:

1. Нормативные и правовые акты, регулирующие процедуру мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений.

2. Субъект мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений.

3. Объект мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений.

4. Внутренние и внешние пользователи системы мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений.

5. Организационно-процедурная схема проведения мониторинга (алгоритм) и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, в том числе процедуры и регламент взаимодействия между субъектами и объектами, регламент взаимодействия процедур мониторинга и оценки качества с другими процедурами, например с процедурой принятия решения.

6. Методика проведения мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений.

7. Входные и выходные продукты\показатели\результаты.

Рассматривая систему мониторинга и оценки качества, следует определить, что в качестве объекта управления выступают финансовые ресурсы бюджетных учреждений. Под финансовыми ресурсами бюджетных учреждений следует понимать денежные доходы, накопления и поступления, которые используются бюджетными учреждениями в своей деятельности (в том числе и для расширения уставной деятельности).

В качестве субъекта управления финансовыми ресурсами помимо самого учреждения активно выступает главный распорядитель или распорядитель бюджетных средств.

В целях проведения мониторинга и оценки качества управления финансовых ресурсов оцениваться должны только те показатели, результаты которых непосредственно зависят от действия или бездействия самого учреждения.

В качестве субъекта управления финансовыми ресурсами мы будем рассматривать только бюджетные учреждениями.

Контрольные вопросы:

1. Что позволяет внедрение процедур мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений?

2. Какие органы осуществляют формирование правовой базы процедуры мониторинга и оценки качества управления финансовыми ресурсами по соответствующим уровням?

3. Что представляет собой мониторинг качества управления финансовыми ресурсами?

4. Какие показатели должны оцениваться в целях проведения мониторинга и оценки качества управления финансовых ресурсов?

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические вопросы управления финансовыми ресурсами. Анализ эффективности управления финансовыми ресурсами. Мероприятия по совершенствованию управления финансовыми ресурсами предприятия ОАО "Армхлеб". Безопасность жизнедеятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2005

    Состав и структура финансовых ресурсов. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами на примере "ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия". Общая характеристика Пенсионного фонда России.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Сущность, состав, структура финансовых ресурсов предприятия. Управление финансовыми ресурсами. Направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Анализ эффективности управления финансовыми ресурсами. ОАО "Армхлеб".

    дипломная работа , добавлен 03.04.2006

    Порядок формирования, распределение и использование финансовых ресурсов. Экономическая характеристика, управление собственными и заемными финансовыми ресурсами СПК "Луч". Финансовый леверидж как фактор повышения эффективности управления ресурсами.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2010

    Проблемы и механизмы финансирования учреждений здравоохранения. Анализ управления финансовыми ресурсами областного бюджетного учреждения МУЗ "Золотухинская ЦРБ". Анализ динамики доходов и расходов. Система обязательного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Анализ организации и эффективности управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Аэро". Особенности системы управления финансовыми ресурсами и анализ процедуры их трансформации.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2010

    Основные направления реализации стратегии управления финансовыми ресурсами. Анализ финансовых показателей ОАО "Лениногорский завод АвтоСпецОборудование". Принципы стратегии развития предприятия. Механизм финансирования инвестиционной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2010

    Теоретические аспекты управления финансовыми ресурсами малого бизнеса в Республике Казахстан и за рубежом. Характеристика предприятия ТОО "Mike Naimann": его внешняя среда, анализ хозяйственной деятельности и перспективы развития финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Понятие и принципы управления финансовыми результатами деятельности организации. Информационное обеспечение управления финансовыми результатами организации. Анализ и оценка основных технико-экономических показателей управления деятельностью организации.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Разработка и осуществление единой финансовой политики. Сущность и значение финансов в деятельности современной организации. Основные показатели, характеризующие эффективность управления финансовыми ресурсами. Оценка и анализ конкурентоспособности.

В современных условиях понятие "финансы" определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий - это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения - это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях: государство - предприятие и наоборот; государство - население и наоборот; государство - государство и т. п.

Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.

Государственные финансы представляют собой форму организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Это совокупность экономических связей, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Главным звеном государственной финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • o федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • o бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • o местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет - это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.

Консолидированный бюджет Российской Федерации - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Он не подлежит утверждению, используется для анализа.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые, как правило, и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ включают в себя: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов состоят из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основными функциями государственного бюджета являются:

  • 1. Перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта.
  • 2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
  • 3. Финансовое обеспечение социальной политики.

Организация бюджета предполагает бюджетное устройство

и бюджетный процесс. Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета - доходной и расходной частей бюджета.

Доходы бюджета состоят из налоговых и неналоговых, а также безвозмездных поступлений. Главным методом формирования доходной части бюджета являются налоги.

Расходная часть бюджета - это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

  • - общегосударственные вопросы;
  • - национальная оборона;
  • - национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • - национальная экономика;
  • - жилищно-коммунальное хозяйство;
  • - охрана окружающей среды;
  • - образование;
  • - культура, кинематография;
  • - здравоохранение;
  • - социальная политика;
  • - физическая культура и спорт;
  • - средства массовой информации;
  • - обслуживание государственного и муниципального долга;
  • - межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В 2011 г. в консолидированном бюджете РФ и бюджете государственных внебюджетных фондов доля расходов на социально-культурные мероприятия составила более 56%.

Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль , который заключается в деятельности по надзору за использованием финансовых ресурсов государства.

Органы государственного финансового контроля можно подразделить на две основные группы: органы финансового контроля по линии законодательной власти и органы финансового контроля исполнительной власти. Законодательные органы осуществляют предварительный контроль (при обсуждении проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам); текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов); последующий контроль (при утверждении отчетов об исполнении бюджетов). В системе органов исполнительной власти финансовый контроль, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства. Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.

Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:

  • 1) спад производства;
  • 2) массовый выпуск "пустых" денег;
  • 3) многочисленные социальные программы;
  • 4) огромный оборот "теневого" капитала и др.

Дефицит можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; осуществлять дополнительную эмиссию денег.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:

  • 1. Приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами - будут отменены нефинансируемые или частично финансируемые обязательства.
  • 2. Ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач.
  • 3. Обеспечение бездефицитности бюджета.
  • 4. Четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами.
  • 5. Обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой - их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, социальные и экологические проблемы.

Бюджетная политика - направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием федерального бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство.

Следует отметить, что финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального бюджета к региональным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей части из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:

  • 1) устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
  • 2) формируют внебюджетные государственные фонды;
  • 3) финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
  • 4) определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

  • 1) разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
  • 2) обеспечивают социальную поддержку гражданам;
  • 3) создают условия для деятельности благотворительных фондов;
  • 4) финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ - косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

  • 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ;
  • 2) предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
  • 3) негосударственные, профессиональные системы, в которых размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и федерального бюджета в качестве дотаций.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

  • 1. Финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств.
  • 2. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств.
  • 3. Недостаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней.
  • 4. Статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Существуют два способа финансирование социальной работы:

Прямое – денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

Косвенное (уменьшение изъятия денежных средств). Осуществляется за счет:

а) льготного налогообложения (предприятий, использующих труд людей с ограниченными возможностями и пр.),

б) льготного кредитования (приобретение жилья многодетным семьям и пр.),

в) льготное ценообразование на социально – значимые виды товаров и услуг (для ветеранов, детей и малообеспеченных семей и пр.)

В прямом финансировании активно используется программно – целевое финансирование. Федеральные и региональные целевые программы направлены на обеспечение адресной помощи семьям, пожилым и иным гражданам социально – уязвимых категорий. За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий:

За счет централизованных пенсионного Фонда и Фонда социального страхования

За счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов поддержки,

Негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и страхования, где размер страховых выплат зависит только от страхового взноса граждан.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местного бюджета и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Размер дотаций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования социальной работы все чаще становятся негосударственные фонды – благотворительные, фонды местных сообществ, фонды развития и пр. Эти фонды включены в сектор НКО, который также является мощным источником финансирования социальной работы. Так, например, его доля в валовом национальном продукте США составляет более 4%. В России вклад сектора НО в социально – экономическое развитие государства не рассчитывается

3.1.4.Фондрайзинг в системе материально – финансового обеспечения социальной работы

ФАНДРАЙЗИНГ (англ. fundraising) - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей. Некоторые виды современного фандрайзинга: сбор средств в местных сообществах; сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающиеся благотворительной деятельностью, участие в конкурсах на получение грантов со стороны благотворительных фондов; индивидуальный фандрайзинг. При разработке стратегии сбора средств важно реалистично оценить к каким источникам обращаться в том или ином случае и как выгодно подать свой проект. Таким образом, ключевым словом для многих технологий фандрайзинга является проект. Проект всегда направлен на решение проблемы, в которой оказались целевые группы, реальные и потенциальные пользователи, общественность. Проект - это инструмент решения проблемы, определенная деятельность с определенным сроком, бюджетом, механизмом реализации. У проекта всегда есть результат. Для исполнения проекта всегда есть квалифицированная и сплоченная команда.

Среди отличительных особенностей проекта можно выделить:

Наличие проблемы (потребности), для решения которой предпринимается какая-либо последовательная деятельность. При этом важно понимать, что проектная проблема, как правило, шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации или группы физических лиц. Она относится к разряду социально-экономических или гражданских проблем, таких, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, снижение уровня бедности определенных социальных групп, необходимости развития определенных услуг и т.п.;

Четкие сроки начала и окончания работ;

Специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;

Предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

Структура и содержание проекта в значительной степени определяются грантодателем или иным спонсором идеи. Однако существует типовое описание проекта. Его разделы позволяют достаточно полно описать суть проекта и необходимые ресурсы. Как правило, проект включает в себя:

I. Титульный лист

Полное название учебного заведения

Наименование темы проекта

Список слушателей, разработавших проект

Год выполнения работы

II. Введение (паспорт и аннотация проекта)

Название темы проекта

Паспорт проекта (география проекта - где будет проходить работа по проекту; целевая социальная группа (кто получит помощь или поддержку); Партнеры-участники проекта; Cрок и продолжительность проекта (месяцев); Стоимость проекта (требуется, имеется, волонтерская работа); аннотация проекта (15 строк)

III. Структура проекта

Обоснование актуальности темы проекта – 0,5-1 стр.

Цели и задачи проекта – 0,5 стр.

Проектное решение (метод реализации идеи) – 0,5-1 стр.

5.Календарный план проекта. – 1-2 стр.

6. Процедура и содержание оценивания проекта (детализация ожидаемых результатов и средств их верификации) – 0,5 -1 стр.

7. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов -1-2 стр.

Список ресурсов

Бюджет (смета) проекта

8. Риски проекта и меры по их преодолению -0,5-1 стр.

Приложения (опционально)

Особая роль фандрайзинга, как эффективной системы финансирования в современных условиях развития социальной работы, требует от будущего специалиста навыков участия в социально – проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения.

3.2. Организационно-экономические основы социальной работы3.2.1. Секторальная классификация субъектов социальной работы

Как и любая деятельность, социальная работа реализуется различными субъектами в рамках определенных структур, призванных в данном случае обеспечить задачу улучшения качества жизни людей за счет производства нематериальных услуг. Организационно эти структуры представлены предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно - правовых форм. которые представлены тремя секторами: государственный и муниципальный, коммерческий, некоммерческий. Эта группировка определяет право собственности, целевые установки работы, особенности налогообложения, финансирования, систем взаимоотношений с государством, специфику социальной работы. Каждый из этих секторов вносит свою лепту в социальную работу.

Коммерческие предприятия реализуют определенный круг социальной работы, определяемый уровнем их социальной ответственности. Базовый уровень – социальные программы для сотрудников предприятий, ветеранов, пенсионеров. Второй уровень - социальные программы для семей своих сотрудников. И, наконец, для предприятий, активно реализующих социальную ответственность - социальные программы в территориях своего присутствия и в целом для России. Государственный (муниципальный) сектор представлен бюджетными (государственными, муниципальными) учреждениями. Эти учреждения имеют постоянное гарантированное финансирование, которое практически привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. Бюджетные учреждения располагают пусть зачастую устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили и пр. При этом важно отметить, что в последнее время в таких сферах, как здравоохранение, образование наметилась тенденция к развитию инфраструктуры в рамках различных национальных проектов и программ, активно проводятся реформы, призванные обеспечить качество предоставляемых услуг. В рамках реформы бюджетной системы, основанной на новых подходах к развитию государственного управления и направленной на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, введено новое понятие – казенное учреждение. Это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

В конце ХХ столетия во всем мире стал стремительно развиваться некоммерческий сектор. Одну из причин этого прорыва исследователи видят в росте активности граждан и в переосмыслении традиционной двухфакторной модели «рынок» - «государство». идея некоммерческого негосударственного сектора возникла в результате поиска «срединного пути» между государством и рынком в вопросах производства и распространения социально значимых благ. Некоммерческий сектор – это эффективный поставщик социально значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, инновациями в социальной сфере.

3.2.2. Организационно - правовые формы субъектов социальной работы

Деятельность, порядок создания, реорганизация и ликвидация любого предприятия осуществляется на основании гражданского кодекса РФ и специальных ФЗ. Деятельность предприятий коммерческого сектора ориентирована на получение прибыли, которая распределяется, после всех обязательных платежей, по усмотрению учредителей. Часть ее может быть использована на реализацию социальной ответственности предприятия. Некоторые затраты на социальные программы могут включены в затраты предприятия. Существуют разнообразные организационно – правовые формы коммерческих структур, которые определяют порядок взаимоотношений учредителей, степень их ответственности за эффективность работы, систему управления и пр. (Закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество и пр.).

Государственные (муниципальные) предприятия, реализующие социальную работу в различных социальных сферах - казенные учреждения - учреждаются государством или муниципалитетом, его деятельность финансируется соответствующим бюджетом. Решение о создании вправе принимать учредитель (Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация муниципального образования). Учредительным документом казенного учреждения будет устав (либо положение), утвержденный соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Каждая из них имеет особенности по своему учреждению, формированию имущества, управлению, реорганизации и ликвидации. Согласно ст. 2 п.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и отвечает целям ее создания. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.