Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Телематика в автостраховании: что об "умной" страховке думают участники рынка13.04.2015 

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ). Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя. Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле

Сегодня для развития «умного» страхования появляются новые возможности в связи с идущими, во многом революционными, изменениями на транспорте, среди которых появление «умных», а в ближайшей перспективе и беспилотных автомобилей, развитие новой отрасли беспилотных летательных аппаратов, изменение модели использования автомобилей за счет развития сервисов краткосрочного проката автомобилей и каршеринга. Такое мнение выразил Андрей Ионин, директор аналитической службы НП «ГЛОНАСС» на IV Международной конференции «Умное страхование», которая состоялась 7 декабря в Москве, в Центре международной торговли (ЦМТ).

Умное страхование - российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь). В России эта система уже работает, и сегодня известны результаты пилотных проектов страховых компаний в этой области, на основе которых видны новые возможности развития умного страхования. На конференции обсуждалась необходимость большей ориентированности на клиента, но для этого необходима совместная работа над созданием системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

Система «умное страхование» заключается в использовании информации о стиле вождения автовладельца, пробеге транспортного средства и других характеристик при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. Эта информация собирается специальным устройством, установленным в автомобиле. Владельцам автомобилей такие системы помогают не только значительно экономить при оформлении полиса КАСКО, но и разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Одной из новых возможностей умного страхования для автовладельцев стало оформление ДТП в рамках Европротокола. Страховые компании, в свою очередь, получают возможность «профилирования» клиентской базы и разработки более таргетированных тарифных планов. Кроме того, водитель, как только за ним начинают следить, становится намного аккуратнее и дисциплинированнее, повышая при этом свою безопасность движения и сокращая издержки страховых компаний.

Игорь Хереш, директор по развитию компании T-One Group (ГК «Ренова»), так оценил развитие страховой телематики в России: «В этом году произошел серьезный рывок, связанный с государственными инициативами в законодательном поле. Появилось такое слово как телематика в тех или иных продуктах. Например, Европротокол, где четко показано, что можно фиксировать расширенный Европротокол при помощи средств навигации, ГЛОНАСС и GPS. Это говорит о том, что если в предыдущие годы страховая телематика развивалась от желания страховщика быть инновационным и привлечь к себе клиентов, то теперь понятно, что страховая телематика неизбежна и об этом говорит государство. Все сообщество чувствует заинтересованность к этой теме, об этом свидетельствуют и мощные выступления на прошедшей, уже четвертый год подряд, Международной конференции «Умное страхование».

Рассматривая процедуру оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции - Европротокол, Андрей Маклецов, начальник управления европейского протокола Российского Союза Автостраховщиков, рассказал об использовании телематического оборудования: «В стандартном Европротоколе есть лимит выплаты - 50 000 рублей на сегодняшний день. Закон допускает, что если ДТП произошло в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях, то страховщик может заплатить больше в пределах общего лимита по ОСАГО (а это 400 000 рублей), если он получил данные о ДТП, зафиксированные определенными техническими средствами контроля. В ОСАГО не используются все сложности страховой телематики: обработка данных, стиль вождения, нарушения правил дорожного движения. В системе Европротокола есть сам факт ДТП и данные об ускорении или торможении за 3 секунды до него и 3 секунды после, чтобы можно было понять, что это настоящий удар, в котором имел место какой-то резкий контакт автомобилей. Эта «часть страховой телематики» приходит в соответствующую подсистему АИС РСА. По данным, которые похожи на данные страховой телематики, мы можем четко отличить настоящее ДТП от его имитации. К этому мы дополняем другую группу данных, которая касается фотографирования на месте события автомобильных повреждений, а следующим шагом будет автоматическая интеграция и проверка данных. Допустим, если данные об ускорении показали, что удар был с левой стороны, а при фотографировании показаны поврежденные детали с правой стороны, то, наверное, у страховщика будут вопросы. Это очень легко автоматически отследить, потому что в наших средствах, которые используются при фотографировании, предусмотрены подсказки в виде того, что нужно отмечать поврежденные детали. Мы близки к практическому воплощению нашей концепции для целей Европротокола».

«Для решения задач, стоящих перед автостраховщиками на современном уровне требуется некорректируемая информация о движении автомобиля и об обстоятельствах ДТП, все это может дать терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» с расширенным функционалом - сообщил на конференции советник генерального директора АО «ГЛОНАСС» Павел Бунин. «В настоящее время в автомобилях устанавливается целый ряд дополнительных устройств. Так, спутниковая навигация требуется для перевозок пассажиров и опасных грузов. Междугородние перевозки требуют установки тахографов, которые позволяют проводить мониторинг режима труда и отдыха водителя. Для проезда по платным дорогам транспортное средство должно быть оснащено платежными системами. Автостраховщики в свою очередь предлагают водителям устанавливать устройства, которые следят за стилем езды водителя для расчета страховки по системе «умного» страхования. С целью решения этих задач, планируется расширить возможности терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», - пояснил Павел Бунин.

Хотя рынок неизменно движется вперед, перед игроками рынка стоит еще достаточно нерешенных вопросов. Игорь Ямов, заместитель генерального директора, член Правления компании «Ингосстрах», высказал свое мнение о сдерживающих факторах для качественного скачка на российском рынке умного страхования: «На рынке страховой телематики существует несколько важных моментов. Первое - это крайне низкий кредит взаимного доверия между клиентами и страховым компаниями. Второе - очень быстрая динамика развития технических решений: только перешли от стационарных блоков к OBD 2, как появились смарт-телефоны. Если научиться их использовать, то будет снят первоначальный барьер инвестиций, и рынок уже развивается в эту сторону. Третий момент - это предоставление страховыми компаниями клиенту четкой модели ценностей, которую несет умное страхование. Как только решение этих проблем будет найдено, произойдет качественный прорыв».

Также насущной проблемой остается отсутствие единых стандартов рынка. Заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов, так выражает свое мнение по этому вопросу: «Никаких стандартов не существует! У каждой страховой компании своя скоринговая модель, свое оборудование. В этом, в том числе, существует проблема широкого выхода на потребительский рынок. Клиент (страхователь) получив услугу от одной компании и решив перейти в другую, вынужден будет опять покупать (или переустанавливать) оборудование и подстраиваться под новые критерии скоринга».

Андрей Коженков, заместитель генерального директора по маркетингу и коммуникациям «Важно. Новое страхование», видит решение вопроса о единых стандартах: «Определяющими станут 2017-2018 годы, когда умное страхование перейдет из практики использования новаторами и ранними последователями, доля которых не превышает 15%, в практику использования раннего большинства. Как показывает практика, именно этот этап становится определяющим и является двигателем для органического развития рынка. Возможен альтернативный сценарий, когда государственные службы возьмут на себя большую роль в законодательном закреплении статуса умного страхования, в этом случае процесс введения единых стандартов ускорится на год».

Много внимания на конференции было уделено моменту недоверия клиентов страховым компаниям и страховому оборудованию, что подтверждал и вопрос автовладельца из зала. Все эксперты сошлись во мнении, что это направление, над которым нужно много работать.

«В условиях кризиса многие страхователи хотят сэкономить на стоимости полиса, а телематика дает непосредственную экономию, несмотря на то, что человеку приходится себя ограничивать. Мы, со своей стороны, провели исследование рынка и выпустили новое приложение - розничный продукт Drive Jornal. Нашим приложением мы даем клиенту не только информацию о том, где его автомобиль, о его здоровье и том, как он водит, но и на регулярной основе даем рекомендации по стилю вождения. В нашем прямом канале продаж, когда люди приходят к нам без полиса КАСКО, мы видим очень здоровый отклик от них. Соответственно, чем больше будет тарифов у страховых компаний по телематическому КАСКО, тем больше людей будет застраховано, и тем быстрее мы пройдем рубеж недоверия не только к страховщикам, но и к телематическим устройствам. Перспективы здесь очень большие. Мы ждем всплеска в 2016 году, прежде всего драйверами, будут дополнительные функции, которые дает приложение клиенту», - комментирует Алексей Касаткин, коммерческий директор R-Telematica. По вопросу о страхе автовладельцев устанавливать в автомобиль телематическое устройство он сказал, что последние нововведение со стороны его компании - это предложение экономии на автозаправочных станциях, автомобильных мойках и сервисах, а также при покупке автомобильной электроники. Таким образом, клиент начинает экономить от 3000-3500 рублей в месяц только благодаря тому, что он установил телематику, и тогда решение об установке становится очевидным.

В свою очередь страховые компании представили свои результаты пилотных проектов по «Умному страхованию», также говорящие о развитии этого вида услуг: «С момента запуска проекта «Важно. Новое страхование» реализовало уже более 13,5 тыс. полисов «Каско - Страховая телематика». По итогам 2015 года мы планируем реализовать 15 тыс. телематических полисов. В 2016 году «Важно. Новое страхование» планирует реализовать 20 тыс. полисов «Каско. Страховая телематика», доля «умного страхования» в портфеле автокаско по нашим подсчетам должна составить порядка 75%. Мы рассчитываем к концу 2016 года вывести данное направление в рентабельную зону. Сделав ставку на развитие направления страховой телематики и запуская проект, мы рассматривали 2015 год, как год стартапа, в рамках которого нам необходимо было сформировать существенный портфель по данному продукту, что в свою очередь позволит нам, реализовав программу оптимизации ряда бизнес-процессов, снизить стоимость для нас самих устройств, добиться новых более выгодных условий взаимодействия с производителями телематического оборудования и других дополнительных сервисов, а также операционных затрат, связанных с процессами урегулирования страховых случаев. Могу отметить, что относительно начала нашей работы по телематическому направлению мы уже существенно продвинулись в части снижения для нас стоимости формируемого телематического портфеля» - поделился Андрей Коженков.

По оценкам экспертов, 10-15% - это возможный прирост развития рынка страховой телематики в России на ближайшие 2-3 года. По мнению Петра Халипова, заместителя генерального директора Раксел Телематикс, у крупных игроков рынка этот процент может достигать более высоких значений, а основным технологическим драйвером развития станет «умное страхование» через мобильные приложения. «Как только в России появятся компании, предлагающие телематику без какого-либо оборудования - т.е. клиент скачивает приложение, устанавливает и дальше ему предоставляется скидка либо иные льготы от страховой компании - то это сразу будет иметь потенциальный рост», - говорит Петр.

Алия Валиуллина, руководитель направления разработки продуктов и клиентской лояльности INTOUCH, отметила, что рынок умного страхования развивается, но ему еще только предстоит стать общепринятой практикой: «По нашей оценке, рынок подобных услуг может вырасти в разы в течение ближайших 4-5 лет. Если говорить о страховании, то можно предположить, что это в первую очередь страхование жилья (телематические технологии уже активно применяются в "умных домах"), а также страхование жизни и здоровья, страхование от несчастных случаев (телематика может отслеживать местонахождение детей, пенсионеров, инвалидов). Однако пока это в большей степени предположения. Активно телематика используется скорее в логистике (перевозки грузов, мониторинг общественного транспорта)».

Про активное использование телематики на транспортных средствах и получение прибыли от этого сказал заместитель генерального директора СпейсТим холдинга Андрей Платонов: «Страховая телематика (Умное страхование) - это дополнительная прибыль автостраховщиков и, возможно, автострахователей. Более широкий смысл заложен в термине «Умная» навигация на основе принципа pay-how-you-drive, который верен не только для сегмента страхования автотранспорта, но и для всего рынка транспортных средств. Стиль вождения существенно влияет на расходы по конкретному транспортному средству и всему автопарку, если говорить о коммерческих компаниях, становится дополнительным потенциальным источником прибыли, независимо от темы страхования».

Все участники конференции пришли к мнению, что рынок умного страхования ждет рост, но для масштабного развертывания необходима работа по ориентации услуг на клиента и создание системы ценностей этого вида услуг для страхователя.

В конце мероприятия Юлия Морозова, директор по развитию компании-организатора события «ПрофКонференции», дала следующие комментарии:

«По итогам ежегодных Международных конференций «Умное страхование» мы видим, как развивается рынок страховой телематики в России. Если еще несколько лет назад это было инновацией в сфере автомобильного страхования в принципе, то сегодня мы видим переход к этапу внедрения услуги в широком масштабе. Многие представители компаний, запустивших пилотные проекты по умному страхованию, представили и обсудили их результаты на конференции 7 декабря. Теперь перед игроками рынка открыты пути совершенствования и модернизации своих продуктов и предложений для широкого распространения».

В работе конференции приняли участие более 250 человек - представители 112 компаний.

  • Новые требования к специалистам пенсионного страхования
  • Первый рейтинг финансовой грамотности регионов представили на сессии в рамках Российского инвестиционного форума
  • Итоги II Всероссийской онлайн-олимпиады по финансовой грамотности для учащихся 5-11-х классов
  • Медицинская компания «Доктор рядом» подвела итоги 2018 года в области цифровой медицины
  • В Минфине России состоялось первое заседание Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности

По прогнозам, к 2020 году в России будет продано два миллиона «умных» полисов автострахования. При этом уже сейчас достоинства телематики оценили 100 миллионов водителей по всему миру.

Смысл «умного КАСКО» – в том, чтобы определить манеру вождения каждого владельца авто и в конечном счёте снизить цену полиса для самых аккуратных из них.

Кому и зачем может пригодиться услуга «умного» страхования в России и какие компании предлагают подобные услуги.

Кто в России работает с телематикой

«АльфаСтрахование» . Компания позиционирует предложение как «Очень умное КАСКО». Сотрудники устанавливают телематическое устройство в автомобиль, после чего отслеживается манера вождения в течение 3-6 месяцев. В зависимости от результатов компания может снизить стоимость полиса КАСКО на величину до 55%. К слову сказать, это самая большая скидка, которую предоставляют компании, указанные в статье.

«Либерти Страхование» . На сайте компании можно найти страницу, где говорится, что если в вашем авто уже есть телематическое оборудование, компания готова предоставить скидку на полис КАСКО (размер скидки не указан). Но на самом деле этой услуги больше нет – в последний раз она была активна в 2016 году.


«Ингосстрах» . С этой компанией необходимо заключить договор страхования с опцией «М-Телематика». Компания бесплатно подключает телематическое устройство к автомобилю и также принимает в работу авто с уже подключенными устройствами. Договор заключается на три месяца, но при желании его можно продлить еще на три, чтобы был поправочный коэффициент к премии. За аккуратное вождение можно получить скидку до 30%, но только по риску «Ущерб» (ДТП, наезд на препятствие, разбитое стекло и так далее). На угон это не распространяется.

«Тинькофф Страхование» . Здесь вам предложат на выбор четыре тарифа, каждый из которых дает свою скидку на месячный полис КАСКО. Тариф «S» сэкономит 35%, но только если вы проедете за месяц не более 500 км. Тариф «M» – 20% и 1000 км. Тариф «L» даст скидку 10% при 1500 км в месяц, а «XXL» лишь 5% скидки, зато ездить можно без ограничений. Если вы проезжаете больше установленного лимита, то за каждый километр придется платить по отдельному тарифу, который рассчитывается в зависимости от модели авто. А считывать эти километры будет устройство, который компания бесплатно установит вам. Кстати, скидки, как и в случае с «Ингосстрах», распространяются только на риск «Ущерб».


«Ренессанс страхование» . Компания, как она сама пишет, предоставляет «отличный способ сэкономить до 50%» на страховании по полису КАСКО с телематикой. К сожалению, этот отличный способ распространяется строго на водителей до 35 лет, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге. Если водители накопят за первые три месяца балл от 7,5 до 10, то компания вдобавок полностью отменит франшизу по КАСКО, а от 6,5 до 7,4 баллов – уменьшит ее в 2 раза.

«Согласие» . Все стандартно: скидка максимум до 30% на полис, но есть одна деталь. Водителю придется платить 5300 рублей в год за обслуживание телематической системы. Не вполне понятно, что имеется в виду под «обслуживанием». Специалисты страховой компании также затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, по договору предусмотрена обязательная франшиза в размере 5% от страховой суммы, но не менее 25 тысяч рублей.

«Росгосстрах» . 7 ноября 2017 года компания заявила о «скором запуске телематики». В настоящее время эта услуга не предлагается.


«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»). Компания предлагала установить телематические устройства автовладельцам для уменьшения стоимости полисов КАСКО. Но 21 ноября 2016 года была признана банкротом и не имеет права осуществлять страховую деятельность.

Телематика и страхование в цифрах

Согласно исследованию консалтинговой фирмы J’son & Partners Consulting, к 2020 году проникновение «умного» автострахования (по КАСКО) на российском рынке увеличится примерно на 50%. Это значит, что автовладельцы куда охотнее станут приобретать такие полисы.

Другая консалтинговая компания – Ptolemus Consulting Group – также предоставила отчет, согласно которому в России существенно возрастут продажи полисов по телематическому страхованию. Их исследование охватывает весь мир, но аналитики оформили отдельный график по странам Европы. Львиная доля от общего числа приходится на Великобританию, Италию и Германию. При этом Россия выделена в списке отдельно, поскольку ее доля также оценивается высоко. Если присмотреться, то в 2020 году аналитики спрогнозировали, что в нашей стране будет продано примерно 2 миллиона «умных» полисов.



Что касается Северной Америки, то компания Berg Insight собрала статистику и спрогнозировала, что в 2020 году страны этого региона продадут более 40 миллионов полисов телематического страхования.


Прогноз по Азиатско-Тихоокеанскому региону подготовила компания Future Market Insights. Правда, в ее цифрах содержатся данные не конкретно о страховании, а обо всем рынке автомобильной телематики. Он принесет странам этого региона ежегодный доход в $50 млрд. Прогноз по темпам роста можно назвать сдержанным, но этого не скажешь о цифре дохода.


Если смотреть на рынок страховой телематики глобально, то J’son & Partners Consulting считает, что он будет расти в среднем на 81%. Она прогнозирует, что в 2018 году услугами такого страхования будет пользоваться 107 миллионов человек по всему миру. Что касается страховых премий, рассчитанных при помощи телематики, то они также покажут существенный прирост.

Проблемы телематики в России


Как сообщает нам консалтинговая компания Ptolemus Consulting Group, наиболее популярные параметры, которые влияют на рейтинг вождения автовладельца (а, следовательно, и на скидку по полису страхования), – ускорение, торможение и пробег. Даже скорость движения оказалась вторичной. Не говоря уже о данных с различных блоков автомобиля, которые получает устройство, подключенное к OBD.

Адекватность оценки

Стоит ли говорить, что каждая страховая компания по-своему рассчитывает показатели ускорения? К тому же вряд ли кто из них захочет для удобства водителя повысить максимально допустимый темп разгона.

Руководитель проекта «Умное страхование» в компании StarLine (производит телематические устройства) Роман Шафеев о том, какие именно параметры считывает прибор.


«Телематические устройства оснащены акселерометрами, некоторые могут быть оснащены гироскопами. Сам прибор подключается к OBD-разъему в автомобиле. Он считывает показатели одометра, спидометра, параметры работы двигателя и информацию из других блоков авто.

Каждые 10 миллисекунд математический аппарат анализирует показания ускорений по трем осям, учитывая резкие торможения, ускорения и повороты. Фиксируются все отклонения от нормы. А при помощи актуальной карты дорожных знаков дополнительно анализируется превышение скорости», – сообщает Роман Шафеев.


Строгие ограничения

Кто-то скажет, что нужно не лихачить и ездить медленно. Спешу «обрадовать»: превышение даже на 1 км/ч будет учитываться. Поэтому даже очень аккуратный и спокойный водитель рискует снизить свой рейтинг спокойной езды. Но здесь есть еще одна загвоздка: когда вы едете гораздо медленнее скорости общего потока, то автоматически становитесь не только эпицентром ненависти, но и источником аварийных ситуаций на дороге. Это к слову о том, что телематика призвана уменьшить аварийность.

Плохие дороги

А как насчет качества дорожного покрытия? Даже в городах-миллионниках российские автолюбители нередко сталкиваются с плачевным состоянием дорог. Вы едете спокойно, со скоростью 55 км/ч, дорога абсолютно пустая, но вдруг замечаете, что прямо на вашем пути зияет большая яма. Колеса терять не хочется, и вы спешно выворачиваете руль, чтобы избежать аварии. Поздравляю, вы совершили опасный маневр и понизили свой рейтинг.

Представьте себе, зима

Еще один момент: вы едете зимой по дороге, которые не чистят. Жители Москвы, возможно, удивятся, но не везде в России регулярно убирают снег с дорог. О том, чтобы покрывать их реагентами, в некоторых регионах даже речи не идет. Так вот, вы едете по гололеду. Впереди светофор, который сменил цвет на красный. Вы жмете на тормоз, колеса слегка шлифуют ледяную поверхность, срабатывает ABS, и вы благополучно останавливаетесь перед стоп-линией. Думаете, ничего не произошло? Как бы не так – вы только что применили экстренное торможение, сработала система антиблокировки колес, и вам понизили рейтинг.

Неточность данных

Доходит до курьезов. Дело в том, что телематические устройства оснащены GPS и ГЛОНАСС. Но спутниковая навигация порой не отличается точным определением координат. И некоторые владельцы, проснувшись рано утром, включают приложение на смартфоне и обнаруживают, что их автомобиль сам по себе катался по крайне странному маршруту – по газонам, гаражам, крышам домов… Да, оказывается, датчики сами по себе могут врать из-за сбоев или технических особенностей.

На вопросы журналиста отвечает президент группы компаний «Геолайф» Анатолий Курманов

В чем заключаются основные принципы умного страхования? Каким образом строится архитектура данной системы?

«Умное страхование» - российская версия относительно нового принципа европейских страховых компаний «Pay-as-you-drive» (плати, как ездишь).

Суть принципа в оригинале «плати, как ездишь» заключается в том, что автомобиль оснащается специальным электронным блоком, который устанавливается на борту транспортного средства и отслеживает действия водителя за рулем. В зависимости от стиля вождения автомобилист может рассчитывать на значительное или незначительное снижение стоимости полиса КАСКО. Основные функции данного оборудования - это, в первую очередь, оценка безопасности вождения при определенном стиле езды. Кроме того, специальное оборудование на борту автомобиля позволяет записывать сообщения о действиях и маневрах, а также систематизировать данную информацию для получения общей картины стиля поведения водителя на дороге.

В Европе принцип «Pay-as-you-drive» работает еще с начала 2000-х годов. Приблизительно в 2002 году он стал востребованным и в США. На Западе число договоров по системе «Pay-as-you-drive» растет в среднем на 25% в год. Европейский и американский опыт говорит о том, что распространение технологии «плати, как ездишь» благоприятно сказывается на манере вождения. Как только человек понимает, что его стиль езды контролируется, а потом еще и поощряется в денежном эквиваленте, он становится значительно дисциплинированнее. Для водителей подключение к умному страхованию - это шанс сократить расходы на покупку полиса, для страховых компаний - способ избежать мошенничества. Пример успешных компаний в США - Progressive, предлагающая устройства Snapshot и Metromile . Полученная в ходе поездок за определенный период информация систематизируется и передается в страховую компанию для хранения и подсчета размера скидки или стоимости следующего полиса автострахования.

Как эта система работает в России? Если проанализировать предложения по «умному КАСКО» на российском рынке, мы видим, что размер скидки колеблется в среднем от 20 до 35%. И она соответствует размеру вознаграждения страховому брокеру или агенту, которое выплачивает страховая компания при заключении договора на КАСКО. Но умное КАСКО можно приобрести только в центральных офисах страховых компаний, агенты не работают с таким видом страхования. Как же так? Получается, что «умное страхование» в России сегодня - это маркетинговый ход.

Каковы на сегодняшний день основные проблемы, тормозящие активное развитие умного страхования?

Сегодня услуга «умное КАСКО» присутствует во многих страховых компаниях, например, «Ингосстрах», «Уралсиб», «Либерти Страхование», «Важно. Новое страхование», «Интач страхование», «АльфаСтрахование» и других. Условия предоставления скидки у всех компаний различны. Например, клиентам компании «Интач» для получения скидки на «умное КАСКО» достаточно месяца аккуратной езды. «В Уралсибе» период несколько дольше - три месяца, но и скидка уже 50%, а не 20%, как в «Интач». Можно ли за такой короткий промежуток времени дать объективную оценку манере вождения? Скорее, нет, чем да. К тому же, в некоторых страховых компаниях активно используется практика изъятия телематического блока после прохождения контрольного срока. Промежуток времени для обязательного использования контрольного оборудования устанавливается индивидуально.

Самый продолжительный период обязательного применения блока - в «АльфаСтраховании». Он составляет 6 месяцев. По истечении этого срока страховая компания принимает решение на основе данных с телематического блока. Действительно ли водитель управляет автомобилем аккуратно и получит ли скидку на КАСКО 35%. Он составляет шесть месяцев.

По словам технических специалистов группы компаний «Геолайф», объективные данные с телематического оборудования можно получить при его стационарной установке с последующей калибровкой и тестированием. Кроме того, для получения достоверной информации с борта контролируемого транспортного средства необходимо опломбирование навигационного и/или телематического блока. Все вышеперечисленные работы должны производиться специализированными и сертифицированными станциями обслуживания. Речь о стационарной установке, калибровке и опломбировании может идти, если оборудование принадлежит страховой компании и устанавливается автовладельцу бесплатно, как это делают в США и Европе. В случае самостоятельной установки телематического оборудования клиентом не дает гарантии достоверности предоставляемой информации. Помимо этого существует риск того, что информация, которая считывается с телематического блока, может быть доступна третьим лицам, соответственно график передвижения станет известен заинтересованным в этом лицам со всеми вытекающими последствиями.

Скидки автовладельцу предоставляются после истечения срока страхования, т.е. после проверки водителя. Некоторые страховщики все же автоматически делают скидку сразу после установки телематического устройства. В надежде на то, что водители под контролем будут управлять автомобилем аккуратно. Если водитель соблюдает требования к стилю вождения, прописанные в договоре КАСКО, скидки при пролонгации полиса сохраняются. Если нет - условия пересматриваются. Что касается долгосрочной перспективы в части системы лояльности - ситуация не очень понятна. Будут ссылки суммироваться, если водитель управляет автомобилем в соответствии с правилами и нормативами, прописанными в договоре «умного страхования» или нет? В США, например, «умное страхование» выгодно и водителю – чем дольше ездишь «правильно» - тем выше скидка на следующий год. Автомобиль становится старше, КАСКО становится дешевле. Страховая компания, в свою очередь, получает лояльного клиента, готового на долгосрочное сотрудничество.

Каким образом страховой рынок будет развиваться в ближайшие пять лет?

На протяжении всего 2016 года в России рынок «Умного страхования» проходит через стадию становления. Что касается перспектив развития, то оценки экспертов кардинальным образом различны.

Одни считают, что данная технология может стать одним из трендов в связи с огромным ростом и объемом. По оценкам экспертов , количество автомобилей на российском рынке сопоставимо с другими крупными европейскими рынками - около 38 млн легковых машин в 2013 году, а к 2017 году их число вырастет до 45 млн. По предварительным оценкам экспертов, рост количества страховых полисов на основе «Pay-as-you-drive» в России в 2023 году составит 4,7 млн.

Другая часть экспертов полагает, что «умное страхование» никогда не станет массовым явлением. На Skoda Oktavia 2011 года или другой бюджетный автомобиль ставить телематический блок вряд ли будут. А доля рынка автомобилей среднего и низшего ценового сегмента на данный момент значительна.

Какие выгоды получают автовладельцы и страховые компании от внедрения «умного страхования»?

Со страховыми компаниями все более или менее понятно - они, во-первых, получают прозрачного клиента, во-вторых - реальный инструмент борьбы с мошенниками, т.е. серьезно снижают уровень таких выплат по таким случаям. Кроме того, у страховщиков появляется дополнительный серьезный аргумент для диалога с представителями нашей судебной системы, которая отнесла вопросы страхования под общую юрисдикцию Закона о защите прав потребителей, что конечно является весьма спорным решением.

Что касается автовладельцев, то я бы здесь уточнил - добросовестных пользователей. Таким пользователям все возможные выгоды очевидны. Снижение страховых взносов, во-первых. Дополнительные услуги от охраны автомобиля, сервисных телематических услуг до снижения амортизации собственного ТС, во-вторых, третьих и т.д. А также гарантированное преимущество по уменьшению вреда здоровью, а зачастую и вообще - сохранению их драгоценной жизни. Как в случаях разбойных нападений, так и в случаях ДТП с тяжкими последствиями.

Недобросовестному пользователю первая выгода будет не просто недоступна, а я подозреваю - ситуация сложится прямо наоборот, т.е. размер страховых взносов может вырасти и серьезно. Как показывает зарубежная практика - разница может быть в разы, а не на проценты.

В 2014 году страховой рынок России "загудел" о новых технологиях автомобильного страхования. Названий у них несколько: UBI-страховка, "умное КАСКО", телематическое страхование. Суть же нововведений – пилотных проектов от крупных страховых компаний – сводится к попытке снизить убыточность популярных программ.

"Умное страхование": как это работает?

Что это сулит страхователю? Чтобы ответить, надо разобраться в практике телематической технологии в принципе. Слово "телематика" – производное двух понятий "телекоммуникации" и "информатика". Телематический прибор – электронное устройство размером с мобильный телефон, которое монтируется в салон автомобиля с целью отслеживания места нахождения машины, поведения водителя (манера езды), состояния основных узлов автомобиля.

Функционал телематического устройства может быть разным, как и технологии передачи информации. Опробованы две модели:

  • передачи данных через спутниковую систему GLONASS;
  • мониторинга посредством технологий сотовой связи (проект МТС и Intouch).

По итогам собранного материала страховщик может снизить базовый тариф для страхователя или повысить его (все зависит от качества езды).

В погоне за Европой

Объединение телематики и страхования – попытка угнаться за продвинутой Европой. На Западе такая практика используется уже не первый год, и все исследования говорят об успехе ее применения. Почему? Ответ – сам алгоритм действий: на первом этапе страховщик за свой счет ставит телематический прибор в машину, по прошествии определенного периода анализирует качество ее езды (после демонтажа устройства) и предлагает соответствующий тариф.

В России кроме добровольной страховки "умные" технологии планируется использовать еще и в обязательном страховании авто . Цель:

  • сокращение стоимости автострахования для прилежных водителей;
  • снижение риска угона (место дислокации авто всегда можно отследить);
  • сокращение рисков и поддержка работоспособности машины.

Модели телематического страхования

Такую практику ценообразования в автостраховании европейские страховщики окрестили PAYD (Pay As You Drive – плати, как ездишь). В режиме PAYD страховщик следит за временем, которое машина проводит на дороге, популярными местами ее пребывания, качеством дорог, где она чаще бывает.

Есть и другая модель телематической страховки, нацеленной на сокращение убытков по автострахованию, – PHYD (Pay How You Drive). В целом обе модели похожи, даже переводятся одинаково. Отличаются только зоны внимания телематических приборов. В формате PHYD отслеживаются данные по качеству торможения, скоростным режимам, времени разгона, нарушению ПДД.

Что о телематике думают сами страховщики?

Обе модели действуют на российском рынке КАСКО и ОСАГО . Правда, без особого отклика со стороны страхователя. Большинство страховых компаний приостановили проекты по "умному страхованию" еще под занавес 2014 года. Но есть и те, кто продолжает попытки внедрить инновационную программу.

Чем страховщику так нравится эта идея?

  • Риск хищения авто де-факто становится безубыточным.
  • Считается, что наличие "ока слежения" будет дисциплинировать водителей.
  • Телематика действительно позволяет снизить стоимость КАСКО на объективных основаниях – через управление рисками.

Готов ли российский рынок к переходу на "умную автостраховку"?

Но, как показывают результаты опросов, страхователю идея "экзаменовки" его стиля вождения не понравилась. Если точнее, наотрез от телематической страховки (за 65-80% от стоимости ОСАГО или КАСКО) отказались больше 40% водителей.

Еще 30% выразили сомнение в полезности контроля для них самих. И только 20% выказали готовность опробовать на себе страхование со скидкой. Правда, 10% из них согласны, что за ними будут следить, только если скидку им предоставят сразу (раз страховщик может контролировать во время работы прибора убытки по КАСКО, он уже экономит, значит, и его клиент должен экономить). Еще 10% оставили вопрос без ответа. И все 100% респондентов подчеркнули, что платить за установку оборудования и за сам прибор не намерены.

Поскольку позволить себе парк телематических устройств страховщики пока не могут, многие из них отказываются от практики мониторингового ценообразования. Такие компании считают достойной альтернативой телематики (в рамках снижения тарифов):

  • пересмотр франшизы по договорам;
  • детализацию рискового содержания (с ее актуализацией для конкретных страхователей);
  • иная форма поощрения аккуратной езды – предоставление скидок на договоры страхования машины при условии безубыточной страховой истории.

Причиной отказа многих страховых компаний от телематики стала не только реакция клиентов. Проблема состоит еще и в "сырости" самой технологии. С одной стороны, гарантий конфиденциальности полученной информации пока никто предоставить не может. С другой, имеет место еще и ограничение действий автовладельцев. Что против изначальной цели (снижение аварийности) создает опасные ситуации.

По мнению страховщиков, в свое время РФ придет к инновационным технологиям мониторинга. Но – только после того, как модели PAYD и PHYD трансформируются в MHYD (Manage How You Drive – управляй своим вождением). По оптимистичным прогнозам, это случится лет через 5-7. До того же сэкономить на покупке КАСКО или ОСАГО можно с нашей помощью.

Мы работаем с лучшими страховщиками на условиях минимальных тарифов. У нас на сайте каждый может посчитать стоимость страхования , задав свои параметры, чтобы подобрать оптимальную программу. Обращайтесь, мы расскажем вам обо всех новинках страховых компаний, но не станем навязывать того, что может вас ограничить.

Январь 2018 года

Российский рынок «умного» страхования находится в стадии становления. По оценкам J’son & Partners Consulting по итогам 2017 года проникновение «умного» страхования автокаско в России составило не более 3% (от количества действующих полисов автокаско), основной рост сегмента UBI ожидается после 2018 г. на основе использования встроенных телематических решений «ЭРА-ГЛОНАСС» и продуктов автопроизводителей.

Телематические решения в автостраховании

Рынок автострахования претерпевает серьезные изменения. Традиционная модель страхования, основанная на оценке риска, когда учитываются демографические характеристики водителя, такие как пол, возраст, платежеспособность, стаж вождения, вытесняется новой моделью страхования, где риск рассчитывается в зависимости от индивидуального стиля вождения каждого клиента. Данный вид страхования называется «умным» страхованием или «страхованием на основе фактического использования» (Usage-Based Insurance, UBI), которое помогает водителям сократить расходы на страховые премии, следить за безопасностью своего вождения, а страховым компаниям более точно и эффективно рассчитывать стоимость страхового взноса, оценивая риск с минимальными погрешностями, а также сократить количество ДТП.

«Умное» страхование помогает водителям сократить расходы на страховые премии, разрушив сложившиеся стереотипы о стиле вождения, в зависимости от социально-демографических признаков. Для страховых компаний отход от традиционной модели позволит более точно и эффективно рассчитывать стоимость страхового взноса, оценивая риск с минимальными погрешностями.

Среди основных преимуществ «умного» страхования для страховых компаний:

  • Приобретение конкурентных преимуществ, повышение клиентской лояльности и удовлетворенности обслуживанием;
  • Повышение операционной эффективности;
  • Минимизация страхового мошенничества

Основные преимущества «умного» страхования для клиентов/приобретателей страхового полиса:

  • Экономическая выгода и повышение собственной безопасности;
  • Многофункциональность телематического оборудования.

С технологической точки зрения одним из главных элементов системы «умного» автострахования является телематический модуль. Данное оборудование собирает данные о стиле вождения с помощью замера скорости передвижения, угла и резкости совершения маневров и другим параметрам. Полученная информация хранится в базе данных компании, на основе которой выносится решение о цене страхового полиса.

Весь спектр существующих телематических модулей, применяемых для «умного» автострахования, можно разделить на следующие типы:

  • устройства, подключаемые к диагностическому разъему автомобиля (OBD-донглы);
  • телематические модули, встраиваемые производителем транспортных средств (OEM-устройства);
  • модули, реагирующие на вибрации лобового стекла (windscreen);
  • смартфоны (некоторые современные модели смартфонов в сочетании со специализированными приложениями могут быть использованы в качестве самостоятельных телематических модулей);
  • «черные ящики» (в это понятие входят все типы телематических модулей, устанавливаемых в транспортное средство, которые не относятся к вышеперечисленным).

Наибольшая доля устройств в сегменте страховой телематики в мире принадлежит OBD-донглам (в 2016 г, по оценке Ptolemus Consulting Group- 56%).

Мировой рынок «умного» страхования

По оценке Berg Insight в 2015 г. в Европе и Северной Америке насчитывалось 11,6 млн полисов «умного» страхования (5,3 млн в Европе и 6,3 млн в Северной Америке), в 2015-20 гг. европейский и североамериканский рынки достигнут 25,8 млн и 42,1 млн, соответственно.

Игроки рынка «умного» страхования

Цепочка создания ценности полиса «умного» страхования охватывает несколько отраслей: страховые компании, поставщиков телематического оборудования в сфере страхования, мобильных операторов, а также производителей автомобилей.

Страховые компании взаимодействуют со всеми звеньями цепи создания стоимости и находятся ближе всех к конечному потребителю. Они тесно сотрудничают с поставщиками телематического оборудования в сфере страхования как напрямую, так и через операторов сотовой связи.

Страховые компании

В мире: Progressive, Allstate Corporation, Liberty Mutual идр.

В России: «Альфастрахование», «Ингосстрах», «Либерти Cтрахование» и др.

Телематические сервис - провайдеры (TSP, Telematics Service Provider)

В России: 3S-Telematica, SpaceTeam и др.

Технологические провайдеры (TTP, Telematics Technology Provider)

В мире: MetaSystem, Xirgo и Danlaw и др.

Мобильные операторы

В мире: Telefónica, Verizon и др.

В России: МТС, ВымпелКом.

Производители автомобилей

В мире: BMW, Fiat, Citroen, Renault-Nissan и др.

Российский рынок «умного» страхования

Рост российского рынка «умного» страхования характеризуется невысокими темпами, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией, вызвавшей снижение российского рынка автокаско в 2016 г как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В 2017 г отрицательная динамика была преодолена, однако одновременно произошло снижение средней страховой премии автокаско и совокупный объем премий.

Участники рынка страхования вынуждены искать новые пути развития, оптимизации расходов и повышения рентабельности. Существенный импульс рынку «умного» страхования может дать использование модернизированных терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» и встроенных решений от автопроизводителей, а также активное использование мобильных приложений, заменяющих OBD-донглы, «черные» ящики и другие телематические устройства.

В перспективе 5 лет проникновение «умных» полисов в сегменте aftermarket может достичь 350 тыс. (не более 10% от количества действующих полисов автокаско), а за счет использования встроенных телематических решений на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» (в том числе в сегменте обязательного страхования) - 3,25 млн.

Среди драйверов роста рынка «умного» страхования:

  • Возможность предоставления дополнительных услуг, например, противоугонных, E-Сall, B-Сall и других услуг с добавленной ценностью;
  • Общая мировая тенденция к росту числа внедренных телематических решений в автостраховании.

К основным барьерам развития рынка «умного» страхования в России J’son & Partners Consulting относит:

  • Отказ от любого вида добровольного страхования в связи со снижением располагаемого дохода;
  • Консервативность страхователей, недоверие к страховым компаниям, опасения по необеспечению конфиденциальности данных.

Авторское право 2016-2018 , J’son & Partners Consulting. СМИ могут использовать текст, графики и данные, содержащиеся в данном обзоре рынка, только с использованием ссылки на источник информации - J’son & Partners Consulting или с активной ссылкой на портал

™ J’son & Partners [зарегистрированная торговая марка]

Информационный бюллетень подготовлен компанией J"son & Partners Consulting. Мы прилагаем все усилия, чтобы предоставлять фактические и прогнозные данные, полностью отражающие ситуацию и имеющиеся в распоряжении на момент выхода материала. J"son & Partners Consulting оставляет за собой право пересматривать данные после публикации отдельными игроками новой официальной информации.