Порядок получения полиса осаго. Страхование автомобиля: как правильно оформить осаго и какие документы для этого нужны

28 апреля 2017 года вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Они будут касаться только тех договоров, которые подписаны после указанной даты. Президент уже одобрил изменения, которые предусматривают замену денежной компенсации ремонтом транспортного средства.

До 28 апреля автовладельцы могут требовать денежную компенсацию, как это было и раньше. Если ОСАГО было оформлено до этой даты, то и после нее автовладельцу выплатят денежное возмещение. Так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса начнут действовать уже обновленные правила. Страховые компании самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля, а деньги выплачивают только в крайнем случае.

Через полгода вступают в силу и другие нововведения. Они разрешают получать прямое возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали большее двух автомобилей.

Обязательная денежная компенсация

Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях:

  • Восстановление автомобиля невозможно.
  • Установлена обоюдная ответственность участников ДТП.
  • Страховая сумма не покрывает расходы на ремонт.
  • Потерпевший является инвалидом и управляет специальным транспортным средством.
  • Потерпевший в результате ДТП погиб, а родственники отказываются ремонтировать автомобиль.
  • Потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред и он отказывается ремонтировать автомобиль.
  • Страховая компания и потерпевший пришли к соглашению относительно денежной компенсации.
  • Пострадавший не желает делать ремонт в автосервисе, не имеющем договора на гарантийное обслуживание с производителем транспортного средства.

Таким образом, просто по желанию получить деньги на руки не выйдет. Если случай не входит в вышеуказанный список, можно разве что попробовать договориться со страховой компанией.

Старые условия

Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.

Проблема второго способа - высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.

Нововведения

После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.

Возмещение ущерба

В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.

Ремонт

Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.

После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.

На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт - 6 месяцев.

Выбор автосервиса

Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.

Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.

Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.

Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.

Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.

Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.

Некачественный ремонт

Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.

Доплата за ремонт

Согласно методике Центробанка при оценке запчастей принимается во внимание степень износа. Учитывается и ряд других показателей. Страховая компания анализирует данные экспертизы, оценивает состояние автомобиля перед ДТП и устанавливает максимальную сумму, выделяемую на ремонт. Если ее не хватает, покрывать разницу должен автовладелец.

Для экономии можно договориться со страховой компанией об установке бывших в употреблении запчастей. Старые детали вполне реально найти на разборах, авторынках, а то и в собственном гараже. Договоренность должна быть оформлена в письменном виде.

Теперь также можно потребовать доплату с виновника ДТП, и в таком случае износ не учитывается.

Для владельцев действующих полисов

До 28 апреля все условия полисов ОСАГО остаются старыми. Когда нужно будет заключать новый договор, постарайтесь выбирать страховую компанию как можно более тщательно. Раньше можно было просто забрать деньги. Теперь нужно учитывать, с какими сервисами у страховой заключены договоры.

Закон предписывает каждой страховой компании выкладывать список своих автосервисов на официальном сайте. В этом списке можно будет увидеть адреса сервисов, марки ремонтируемых автомобилей, сроки работ. Все это нужно прочитать до подписания договора, чтобы затем избавить себя от неудобств.

Если у вас уже есть надежный проверенный сервис, узнайте, с какими страховыми компаниями он сотрудничает.

На все заменяемые самостоятельно детали нужно сохранять чеки. Они могут понадобиться в суде.

Даже небольшая ошибка может стать поводом для отказа в компенсации. Поэтому следите, чтобы после ДТП все документы были оформлены правильно.

Будущим автовладельцам

При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.

При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены. Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому. Подумайте, сможете ли вы сделать это.

Было внесено несколько изменений. Некоторые из них коснулись только водителей, которые покупают новый полис, другие действуют для всех владельцев машин.

Основные изменения ОСАГО в 2017 году

1. Приоритет ремонта . 28 апреля вступили в силу поправки к Федеральному закону об ОСАГО, которые ограничивают получение страхового возмещения в виде денежной компенсации в случае причинения вреда легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина. Теперь это можно сделать только в нескольких случаях.

  • При полной гибели ТС (т. е. в случае, когда ремонт ТС превышает его стоимость на момент аварии).
  • Стоимость ремонта поврежденного автомобиля превышает максимальный размер страховой суммы (при ДТП, оформленном без сотрудников полиции, он составляет 50 тыс. рублей, при ДТП, оформленном с участием полиции, – 400 тыс. рублей) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания.
  • Между страховщиком и потерпевшим было достигнуто письменное соглашение об осуществлении страхового возмещения в виде страховой выплаты.
  • Страховщик не имеет возможности направить поврежденное ТС на СТО, которая соответствует требованиям Центрального банка РФ.
  • Потерпевший погиб при ДТП.
  • Потерпевший является инвалидом 1-й или 2-й группы и имеет специальный автомобиль и в заявлении о страховом возмещении выбрал форму страхового возмещения в виде получения денежной компенсации.
  • В результате ДТП потерпевшему причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью и в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал форму страхового возмещения в виде получения денежной компенсации.

Во всех остальных случаях поврежденное легковое ТС, находящееся в собственности гражданина, будет ремонтироваться на СТО, с которой у страховщика заключен договор. При этом допускается использование только новых деталей.

Введение приоритетного ремонта ТС в автостраховании призвано бороться с мошенническими схемами отъема денег у страховщиков. Эти правила будут действовать для всех водителей, которые приобрели полисы ОСАГО после 28 апреля.

2. Неустойка за превышение сроков ремонта . Новая редакция закона устанавливает предельную продолжительность восстановления автомобиля – не более 30 рабочих дней. Если этот срок будет превышен, страховщик должен выплатить неустойку в размере 0,5 % от суммы ущерба за каждые сутки просрочки, но не более суммы ущерба.

3. Обязательное соответствие СТО требованиям ЦБ РФ . Одним из них является расположение СТО не далее, чем в радиусе 50 км от места пребывания пострадавшего. Если этот критерий нарушен, водитель вправе отказаться от ремонта и получить денежную компенсацию.

4. Увеличение выплат по европротоколу . Максимальная сумма ущерба при оформлении ДТП без участия полицейских составляет 50 тыс. руб. При этом в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях она может достигать 400 тыс. руб. Правила оформления ДТП по европротоколу едины для всей территории страны.

5. Электронные полисы . В 2017 году водители получили право не только рассчитать полис ОСАГО онлайн , но и купить его не выходя из дома. Такая схема удобна и, как правило, не занимает много времени. Электронный полис имеет такую же силу, как и бумажный, при этом для его получения не нужно никуда ехать.

От каких факторов зависит стоимость полиса

Для расчета ОСАГО в 2017 году используются те же страховые тарифы, что и в 2016-м. Стоимость формируется исходя из базовой ставки, которая умножается на несколько различных коэффициентов. Цена ОСАГО зависит от нескольких факторов:

  • мощности двигателя авто . Для машин до 50 л. с. предусмотрен понижающий коэффициент, а для транспорта с двигателями от 70 л. с. – несколько повышающих;
  • возраста водителя и его стажа . ОСАГО стоит больше для лиц моложе 22 лет и тех, кто впервые получил права менее 3 лет назад. Если в страховку включено несколько водителей, принимается во внимание самый младший и неопытный;
  • региона . В мегаполисах риск попасть в ДТП выше, чем в сельской местности или небольших городах. Поэтому, например, для Москвы действует повышающий коэффициент 2, для Санкт-Петербурга – 1,8;
  • количества водителей, включенных в страховку . Если полис предусматривает допуск неограниченного круга лиц к управлению автомобилем, стоимость страховки умножается на 1,8;
  • коэффициента «бонус-малус » . Он позволяет уменьшить стоимость полиса и определяется по запросу в АИС РСА. За каждый год без аварий водитель получает скидку 5 % (максимум – 50 % за десять лет);
  • возможности использования прицепов . Применяется в случае использования автомобиля в составе с прицепом, за исключением прицепов к принадлежащим гражданам легковым автомобилям.
  • периода использования автомобиля . Если машина используется только 9 месяцев в году или менее, предусмотрен понижающий коэффициент.

Как узнать цену полиса


Чтобы узнать цену полиса, заполните предложенную форму:

  • Укажите необходимую информацию об автомобиле (марку, модель, год выпуска и т. д.). Некоторые поля заполнятся автоматически, если вы войдете на сайт через «Личный кабинет» или портал государственных услуг.
  • Выберите подходящие условия страховки. На этом этапе вам потребуется указать свой адрес, дату начала действия договора, мощность машины и данные водителей, которые будут управлять автомобилем. Если вам нужно продлить полис, обратите внимание на указанный в нем срок страхования и период использования транспортного средства.
  • На этом этапе потребуется внести в форму регистрационные данные автомобиля (государственный номер и идентификатор), а также личную информацию собственника машины (Ф.И.О., дату рождения и т. д.).
  • Чтобы рассчитать страховку ОСАГО-2017 онлайн, нажмите на соответствующую кнопку. После этого вы сможете увидеть итоговую цену и купить полис.

Как оформить ОСАГО

Изменение базовых ставок ОСАГО в апреле 2019 сказалось на общей стоимости автострахования.

Удорожание обязательного автострахования подтолкнуло собственников машин детальнее изучать не только действующие тарифы, но и возмездные будущие корректировки. Важным вопросом остается, сколько будет стоить ОСАГО в 2019 г и грядут ли значимые для автолюбителей изменения.

Почему нужна реформа в сфере обязательного автострахования

За все время действия обязательного автострахования в России наблюдается лавинообразное формирование проблем и сложностей, которые испытывают не только водители, но и страховые компании. Точечная корректировка некоторых моментов не приводит к должному результату. Для решения проблем необходимо глобальное изменение системы.

В 2019 г намечается ряд нововведении в ОСАГО, которые должны положительно отразиться на обязательном автостраховании и частично решат следующие проблемы:

  • Получение информации о КБМ. Зачастую некорректное значение бонус-малус является причиной завышения стоимости ОСАГО. В 2019 г эту проблему должны решить;
  • Возможность оформления электронных полисов.
  • Повышение выплат по Европротоколу. Текущая максимальная сумма 50 тыс. рублей давно не является актуальной.
  • Борьба с мошенниками и поддельными полисами.

Для решения этих проблем был разработан пакет изменений. Кардинальные корректировки в 2019 не планируют вводиться, так как это потребует значительных финансовых вложений со стороны страховых компаний.

Перечень изменений в ОСАГО в 2019 г

Во второй половине августа 2019 г Министерство Финансов РФ официально опубликовало перечень изменений в законодательной базе относительно обязательного автострахования. Работа по формированию этого документа длилась больше года и внесение корректировок должно положительно отразиться на отношениях страховых компаний и автовладельцев.

  • Приоритет ремонта автомобиля. Это означает, что владелец поврежденной машины будет получать направление на СТО для восстановления. Срок гарантии должен быть не менее 2-х месяцев . Выплата денежной компенсации возможна только в крайнем случае.
  • Увеличение лимита при оформлении ДТП по европротоколу до 100 тысяч рублей . Изменение максимальной суммы в 400 тыс. рублей для Москвы и Санкт-Петербурга не оговаривается.
  • Появится новый вид штрафа – за отсутствие «зеленой карты» при выезде за пределы РФ. Это будет контролировать Таможенная служба.
  • Регресс. Изменился перечень оснований, предъявляемых к виновнику ДТП. Запрещено требовать дополнительные выплаты в отношении виновников-пешеходов, получивших травмы во время происшествия.
  • Заполнение электронного полиса ОСАГО должен выполнять только его будущий владелец. Однако пока неясен механизм контролирования этого процесса.
  • Появится возможность получения личных данных из базы РСА. В настоящее время это осуществляется только по запросу страховых компаний.

Ориентировочное время вступления этих изменений в силу — июль 2019 г.

Как видно, нет никаких сведений об изменении стоимости ОСАГО в 2019 г. Но окончательное утверждение законопроекта состоится только 14 октября 2019 г или позже. Поэтому говорить об окончательной ситуации с тарифами обязательного автострахования еще рано.

Эти изменения носят лишь общий характер и не будут сильно влиять на действующие принципы обязательного автострахования. Но положительные тенденции относительно сервиса дают надежду на постепенное улучшение ситуации с ОСАГО в 2019 г.

Фактически неизвестно, с какого года существенно изменятся расценки обязательного автострахования. Дополнительно необходимо учитывать степень подготовки страховщиков к подобным нововведениям. Поэтому большая их часть не была опубликована в официальном перечне изменений.

Невошедшее в законопроект

Появление слухов об увеличении стоимости ОСАГО обусловлено постоянными корректировками предложений на законодательном уровне. Часть парламентариев выдвинули проект о временной «заморозке» тарифов как минимум на 1 год. Но он пока не прошел стадию окончательного утверждения. Большая часть подобных проектов была направлена на изменение стоимости ОСАГО в 2019 г.

К ним относятся следующие корректировки:

  1. Коэффициент мощности силовой установки должен быть отменен. Цена полиса стала бы немного ниже.
  2. должен составлять не 800 рублей, а минимум 8000 р . Дополнительно предлагалось лишать водительского удостоверения при выявлении поддельного полиса.
  3. Ввод нового коэффициента для нарушителей ПДД. С его помощью планировалось улучшить ситуацию на дорогах, повысить ответственность каждого участника движения.
  4. Формирование лимитов для отдельных типов полиса – «Эконом», «Стандарт» и «Премиум». Разница между этими пакетами услуг пока не была объявлена.
  5. Применение новых коэффициентов за опасное вождение.
  6. Возможность оформления полиса ОСАГО сроком на 3 года .
  7. Отмена региональных коэффициентов.

Насколько актуальны эти корректировки для водителей – еще не ясно. Но несомненно, что система обязательного автострахования должна быть реформирована. В первую очередь это должно касаться не повышения стоимости ОСАГО в 2019 г, как было сделано в апреле 2019 г. Важно оптимизировать отношения страховых компаний с их клиентами и уменьшить вероятность мошеннических действий как с одной, так и с другой стороны.

Это же должно положительно повлиять на исключение ошибок. В особенности это касается применения коэффициента бонус-малус. Его размер существенно сказывается на стоимости ОСАГО и применение устаревших данных могут искусственно завысить цену полиса.

Изменения коэффициента бонус-малус

Помимо вышеперечисленных корректировок планируется применить другой принцип расчета КБМ. В настоящее время он присваивается автовладельцу и на машину. То есть фактически при наличии выплат по страховке происходит изменение коэффициента бонус-малус для всех лиц, прописанных в полисе.

Это влечет за собой безосновательное увеличение стоимости при переоформлении ОСАГО.

Какие позитивные моменты будут от этого новшества?

С 1 января 2019 г КБМ будет присваиваться каждому водителю индивидуально. При этом возникают следующие положительные факторы:

  • Появляется возможность улучшать собственный коэффициент бонус-малус без привязки к конкретному автомобилю.
  • Перерасчет КБМ будет выполняться не после завершения договора, а один раз в год – 1 января. Это может создать путаницу при оформлении краткосрочных договоров автострахования. Но такой подход в совокупности с возможностью лично узнать КБМ на сайте РСА сделает процесс формирования стоимости прозрачнее.
  • Упростится процесс оформления групповых видов ОСАГО. Но пока неизвестно, по какому принципу будет начисляться бонус-малус.

В целом эти возможные изменения должны положительно повлиять на принципы гражданского обязательного автострахования. В первую очередь это относится к формированию стоимости полиса. Но на практике подобный законопроект пока находится на стадии рассмотрения.

Конечный результат может существенно отличаться от вышеописанного. Поэтому рекомендуется периодически проверять изменения в действующем законодательстве. Любое изменение на законодательном уровне сначала проходит стадию рассмотрения, затем утверждение. После этого требуется минимум полгода, чтобы постановление или указ вступили в действие.

Проблемы автострахования

На практике каждый автолюбитель сталкивался с определенными ограничениями при оформлении ОСАГО. Страховые компании стараются получить максимальную прибыль и поэтому разрабатывают схемы своеобразной «фильтрации» потенциальных клиентов.

Максимальный доход возможен при повышенных значениях коэффициентов ОСАГО.

Поэтому нередко действуют следующие негласные ограничения:

  • минимальная мощность двигателя – от 100 л.с. ;
  • возраст водителя — от 30 лет ;
  • иное место регистрации автомобиля.

В итоге это сказывается на стоимости ОСАГО. В 2019 г ситуация скорее всего не изменится, потому что у РСА и Центробанка нет надежных механизмов контроля за подобными действиями. По большей части эти нарушения относятся к дилерам страховых компаний. Аргументами в оспаривании зачастую выступают отсутствие очередей и упрощенная процедура оформления автострахования, чем в центральных офисах.

В идеале страховые компании должны контролировать отсутствие подобной деятельности у своих дилеров. Но на практике это затруднительно, так как будет отнимать значительную часть ресурсов.

Также на окончательную цену влияют дополнительные услуги, которые предоставляются вместе с основными. Тарифы по ним превышают базовые и, соответственно, прибыльность от реализации подобного пакета выше. Поданные жалобы рассматриваются Центробанком слишком долго, от одного месяца и более, что является неприемлемым для автовладельца. В итоге приходится приобретать полный пакет, что значительно повышает стоимость ОСАГО.

Цены на электронные полисы ОСАГО

Для решения вышеизложенных проблем Центробанк России постановил ввести обязательную услугу по оформлению электронных полисов автострахования. Это поможет избежать контакта с сомнительными дилерами страховщиков и приобрести ОСАГО по оптимальной стоимости. С 1 января 2019 г подобная функция должна быть у всех страховых компаний на их официальных сайтах.

Однако перед оформлением полиса необходимо продумать следующие нюансы:

  1. Формирование нового полиса возможно только для водителей заключивших ранее договор со страховщиком. Как будет выполняться регистрация для нового автовладельца пока неизвестно.
  2. Вероятность ошибки. Заполнение полиса в бумажном виде выполняется работниками страховой компании. Они же отвечают за корректность вводимой информации. В электронной форме поля редактируются непосредственно автовладельцем. Даже малейшая ошибка может послужить причиной отказа в страховой выплате.
  3. Разработка системы контроля за алгоритмом формирования стоимости ОСАГО в 2019 г со стороны Центробанка. С целью получения дополнительной прибыли страховые компании могут включить скрытые услуги, отказаться от которых пользователь не сможет. На данный момент подобного механизма нет.
  4. Обеспечение круглосуточной работы системы. Это необходимо не только для оформления страховки, но и с целью своевременной корректировки данных. Сделать это на практике будет затруднительно средним и небольшим страховым компаниям, так как потребует значительного вложения средств.


Ценовой разницы между бумажным и электронным полисом нет. Поэтому любые внутренние траты страховщика не будут отражаться на стоимости ОСАГО. В 2019 г она должна остаться на прежнем уровне, но с обеспечением большей прозрачности и упрощением процедуры оформления.

С 22 марта 2017 года закон об ОСАГО изменился и уже как год работает по-новому. Что поменялось в работе этого закона об ОСАГО и какие нововведения ждут автовладельцев в 2018 году? Давайте попробуем разобраться. Скажем сразу - закон об ОСАГО уже с самого начала 2019 года начнет работать по-новому для автолюбителей, в том числе благодаря свежему Постановлению Верховного суда РФ, которое разъяснило такие спорные вопросы, как оплата износа деталей при ремонте страховщиком и возможность получить деньги вместо ремонта. Но об этом мы поговорим ниже в этой статье.

Ремонт вместо выплаты денежных средств по ОСАГО

Замена денег ремонтом на СТО – это, пожалуй, самое ожидаемое изменение в закона об ОСАГО, которое полностью переписало заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. В настоящее время закон о замене денежной страховой выплаты ремонтом на СТО работает только для полисов, которые получены после 28 апреля 2017 года.

Итак, по новой страховке ОСАГО водителю-потерпевшему, попавшему в ДТП и обратившемуся в свою страховую компанию с полисом ОСАГО, после оформления документов и осмотра автомобиля теперь вручается направление на ремонт автомобиля на СТО. Причем станцию технического обслуживания выбирает далеко не сам автомобилист, так как ограничивать выбор несколькими СТО (дружественными) при оформлении водителем полиса имеет возможность именно страховая компания. Понятно, что таким образом законодатель защитил страховые компании от возможной попытки автомобилиста договориться со своим дружеским автосервисом по ремонту автомобиля с последующим денежным «откатом» части страховой выплаты. Дружеские сервисы теперь будут только у страховых компаний!

В конце 2017 года автодилеры пролоббировали поправки в закон об ОСАГО, которыми они хотели обязать автовладельцев производить ремонт по ОСАГО новых автомобилей возрастом до 2-х лет исключительно в дилерских автоцентрах. Данная поправка была принята. Однако, при одобрении обязанности ремонта по ОСАГО на СТО у дилера стоимость такого ремонта будет не всегда покрываться страховкой ОСАГО, так как цены на ремонтные работы от дилера всегда выше среднерыночных. В этом случае можно получить деньги вместо ремонта.

Есть у замены денежной выплаты по ОСАГО ремонтными работами на СТО и свои плюсы. Так, например, износ транспортного средства при принудительном ремонте по ОСАГО теперь не будет учитываться страховой компанией . Ради проталкивания принудительного ремонта страховщики согласились даже на такой шаг в пользу автомобилистов. Ремонт без учета износа по ОСАГО будет, конечно же, положительно воспринят автомобилистами. Но в 2019 году всё еще не так легко отремонтировать автомобиль на СТО страховщика без учета износа.

Замена денежной выплаты ОСАГО принудительным ремонтом позволит так же отсечь с этого спорного рынка автоюристов, перекупщиков долгов по ОСАГО, которых в стране с каждым годом становилось все больше и больше. Автоюристы и адвокаты по ДТП с 2019 года будут больше заниматься делами по страховым случаям ОСАГО в части взыскания ущерба, морального вреда и 50% штрафа в случае некачественного или не полного ремонта автомобиля.

Качество ремонтных работ наших автосервисов вызывает большие вопросы и нарекания, поэтому автомобилисты, конечно же, будут использовать Закон «О защите прав потребителей» в свою пользу и с придиркой проверять полноту и качество проведенного в рамках ОСАГО ремонта, а при наличии погрешностей в ремонте – смогут возместить свой ущерб и вполне справедливо неплохо заработать на страховом случае. В настоящее время в судах слушается не так много судебных споров между автовладельцами и автосервисами по вопросу качества проведенного ремонта истца после получения им страховой выплаты. И это вполне понятно. Сегодня подавляющее большинство граждан, получивших деньги по ОСАГО от страховой компании или посредника-автоюриста, сознательно обращается в дешевый автосервис с одной лишь целью – сделать недорогой ремонт автомобиля, при котором от полученных по ОСАГО денег осталась хоть какая-то маржа.

С заменой денежной выплаты по СОАГО ремонтом на СТО страховщика всё, конечно же, поменяется, и суды столкнуться с наплывом истцов, требующих возмещения вреда по некачественному ремонту своих автомобилей. С начала 2019 года уже заметен всплеск таких исковых заявлений от автолюбителей.

Ремонт вместо денег по ОСАГО имеет ряд исключений. В некоторых случаях, гражданин может получить денежную выплату и отказаться от ремонта автомобиля на СТО . Давайте рассмотрим эти случаи:

  • В результате аварии произошло полное уничтожение автомобиля и чинить уже нечего (тотальная гибель);
  • Если стоимость ремонтных работ и запчастей получается выше суммы предполагаемой страховой выплаты (например, стандартные 400 тысяч рублей или разница в износе деталей) и автовладелец не желает доплачивать недостающую для производства ремонта денежную сумму;
  • Если страховая компания не сможет по каким-то причинам организовать ремонт автомобиля в СТО, которую изначально выбрал гражданин при заключении договора страхования из предложенных страховой компанией станций технического обслуживания;
  • Страховая компания не может, не успевает организовать ремонтные работы в соответствии с требованиями правил Банка России (к примеру, не успевает организовать ремонт машины в течение 30 дней после обращения клиента в страховую компанию);
  • Автовладелец не хочет делать ремонт на СТО, а хочет получить деньги, и специальная комиссия РСА, рассмотрев заявку этого гражданина, пошла ему навстречу, например, из-за его тяжелого материального положения;
  • Страховая компания и автовладелец письменно пришли к соглашению о выплате денег вместо ремонта по ОСАГО и гражданин согласен с предложенной (конечно же - существенно заниженной) денежной суммой, которой, по его мнению, хватит для самостоятельного ремонта машины.
Положительным моментом новых изменений на рынке ОСАГО в виде замены выплаты денег ремонтом автомобилей может стать постепенное принудительное улучшение качество работы автосервисов, с целью исключения последующего ремонту спора с автовладельцем относительно качества проделанной работы. Однако, как это скажется на цене такого ремонта, в том числе как отразится на стоимости ремонта отсутствие конкуренции принудительных ремонтных работ по ОСАГО – покажет время. Возможно, изменения ОСАГО в 2019 году станут наконец полезны и для автовладельцев, а не только для страховых компаний.

Последние новости ОСАГО 2019 года

Познакомьтесь с практикой работы в 2019 году обновленного закона об ОСАГО о замене денежной выплаты принудительным ремонтом на СТО. Когда можно получить деньги вместо ремонта и надо ли платить за износ деталей при ремонте, как того может потребовать страховщик?

Электронный полис ОСАГО

Итак, еще одни изменения в ОСАГО - с 1 января 2017 года в России вступили в законную силу поправки в закон об ОСАГО, и теперь все без исключения страховые компании обязаны выдавать электронные полюсы ОСАГО и заключать договоры ОСАГО через интернет в электронном виде с любым обратившимся по сети клиентом.

Теперь, после того, как клиент по интернету подаст заявку о заключении договора страхования, страховая компания направляет на электронный адрес клиента страховой полис ОСАГО и размещает в личном кабинете клиента на сайте копию полиса ОСАГО, которую пользователь сможет скачать в любой момент. После оформления электронного полиса ОСАГО, его можно распечатать и возить с собой в автомобиле, либо, при недоверии современным технологиям, можно обратиться в страховую компанию и получить привычный бумажный бланк оформленного по интернету страхового полиса ОСАГО.

Несомненно, выдача страховыми компаниями полисов ОСАГО сможет устранить нарушение прав граждан по навязыванию недобросовестными страховыми компаниями дополнительных услуг при оформлении договоров страхования. Как известно, почти все страховые компании весь 2017 год ухищрялись и придумывали всяческие способы навязать допуслуги своим клиентам. Для того, чтобы получить полис ОСАГО без дополнительно навязанных услуг страховых компаний гргражданам в 2017 году приходилось отстаивать большие и искусственно созданные страховщиками очереди в их офисах или ждать появление якобы дефицитных бланков полисов ОСАГО. В 2019 году эти препоны со стороны страховых компаний по оформлению договоров ОСАГО уйдут в прошлое, в том числе благодаря новому рассматриваемому изменению и появлению возможности получить полис ОСАГО через интернет. Уже с начала года можно констатировать, что в 2019 году оформление полисов через интернет стало еще более популярным у автолюбителей.

Стоит заметить, что в 2017 году эксперимент по выдаче электронных страховых полисов ОСАГО проводился в нескольких регионах РФ, в том числе в Ростовской области. Нехотя и со скрипом, страховые компании наладили данную электронную услугу в экспериментальных регионах, в результате чего за полгода клиентам было выдано несколько десятков тысяч электронных страховых полисов ОСАГО. Однако, в прошлом году страховые компании не обязаны были заниматься выдачей электронных страховых полисов ОСАГО, и осваивали эту процедуру в добровольном порядке в качестве эксперимента. С 1 января 2019 года выдача электронных страховых полисов ОСАГО стала обязанностью для страховщиков, за нарушение которой им грозит приличный штраф и отзыв лицензии. Эти изменения ОСАГО 2019 года однозначно идут на пользу автомобилистам.

Адвокат - автоюрист Геннадий Ефремов

Изменения в ОСАГО с 2017 года – одна из наиболее обсуждаемых среди автомобилистов тем. Существовало несколько вариантов поправок в действующее законодательство по данному вопросу, но не все они вошли в итоговый документ. Например, не прошел повышающий коэффициент для злостных нарушителей ПДД, хотя этот пункт бал одним из наиболее обсуждаемых.

Нововведения

Хотя еще существует шанс внедрения новых поправок, но пока стоит ориентироваться на уже опубликованный документ, регулирующий деятельность страховых компаний, оформляющих полис ОСАГО водителям. Принятые поправки в закон об ОСАГО 2017 коснулись разных сфер деятельности страховых компаний. Им остается провести необходимую корректировку в своей работе для дальнейшего оказания услуг по оформлению полисов гражданской ответственности автомобилистов. Изменения в ОСАГО с 1 января 2017 касаются следующих пунктов:

  • Электронные полисы;
  • Срок действия базовых ставок;
  • Экспертиза авто после ДТП.

Ознакомиться с текстом Закона об ОСАГО с последними изменениями от 23.06.2016, а также с документом, внесшим изменения в этот Закон, можно далее.

Рассмотрим более подробно поправки ОСАГО 2017 года.

Электронные полисы

Несмотря на утверждения страховых компаний об увеличении случаев мошенничества при оформлении полисов онлайн , в основном изменения коснулись данного пункта.

Оформление е-ОСАГО стало обязательным для всех страховщиков, предлагающих свои услуги в сфере автогражданской ответственности. Отсутствие данного сервиса на сайте компании ведет к запрету деятельности.

Более того, страховщик обязан обеспечивать работу своего интернет-ресурса 24 часа в сутки 7 дней в неделю, т.е. постоянно. А значит у граждан, которые не смогли оформить электронный полис из-за технических неполадок сайта, появилась возможность подать жалобу на работу организации в ЦБ или РСА. Повлияют ли эти изменения на качество и скорость выдачи документов — покажет время.

Также поправки в Закон об ОСАГО 2017 закрепили обязанность страховых выгружать сведения о выданных полисах в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Поправки в закон об ОСАГО предполагают обязательное внесение в общую базу данных полной и достоверной информации, которая содержится в информационной системе (общей) обязательного страхования гражданской ответственности, в РСА.

Изменения в области е-ОСАГО затронули и страхователей. Если указание неверных данных при оформлении полиса онлайн привело к удешевлению стоимости страховки , то при наступлении страхового случая водителю предстоит покрывать часть убытков из собственных средств. (Регрессное требование возмещения убытков). Этот пункт вызывает много вопросов, так как существует множество вариантов моделирования таких ситуаций.


Другие важные поправки

После наступления страхового случая страхователь обязан предоставить автомобиль на осмотр в страховую компанию. Если он, минуя этот пункт, организует независимую экспертизу и предоставит заключение на ее основе — последует отказ в выплате . Проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля следует только в случае несогласия с основной экспертной оценкой.

Некоторые поправки выносились на рассмотрение, но пока не были приняты. Рассмотрим самые важные из них. Ведь в недалеком будущем возможно их воплотят в жизнь.


Изменения НЕ вступившие в силу в 2017 году

Компенсация ущерба

Важным изменением является порядок восстановления авто при наступлении страхового случая. Это положение утверждают внесенные поправки ОСАГО. Натуральные выплаты заменят денежные, что означает компенсацию ущерба ремонтными работами в мастерских, куда страховщик направляет ТС.

Если на данный момент в большинстве случаев после ДТП страховщики возмещают ущерб денежным эквивалентом, то эти изменения предполагают полное замещение натуральными выплатами по ОСАГО.

Предусмотрен ряд случаев, когда денежную компенсацию будут выплачивать. Так, несоответствие СТО, на которую направлен автомобиль, таким требованиям как сроки ремонта, обязательное сохранение заводской гарантии и т.д. Также наличные будут выплачены при невозможности восстановления авто или при необходимости более дорогостоящего ремонта (не покрываемого страховкой).


Другие рассматриваемые поправки

Коснулись поправки ОСАГО 2017 лимитов денежной компенсации по ДТП, оформленное по европротоколу . Максимальная сумма при этом увеличилась до 100 тыс. руб. вместо 50 тыс. руб. максимального лимита, установленного ранее.

Реформа ОСАГО МинФином предполагает штрафные санкции за попытку выезда за рубеж без оформления специального полиса под названием «Зеленая карта». Контролировать данный пункт будут таможенные службы — теперь данный вопрос будет в их компетенции.

Новые поправки ОСАГО уточнили список лиц, подлежащих регрессивным искам со стороны страховщиков для получения компенсационных выплат с виновников ДТП. Например, действующий закон напрямую запрещает подавать регрессивные иски к пешеходам, виновным в ДТП, при условии, что ими были получены увечья или ДТП закончилось смертельным исходом для пешехода. Также запрещается требовать возмещение ущерба с наследников или родственников погибшего.

Реформа ОСАГО 2017 предполагает обязательное предоставление свидетельства ТО при заключении страхового договора владельцами тракторов, самоходных дорожно-строительных автомобилей и другой аналогичной техники. Полный перечень имеется в законопроекте.

Выводы

Это основные изменения в ОСАГО с 2017 года, которые были приняты в 2016 году. Опубликованный закон четко регламентирует деятельность страховых компаний, желающих оформлять полисы обязательной ответственности. Часть поправок не вошли в итоговый документ, хотя они довольно активно обсуждались. Для ознакомления с окончательной версией принятых изменений можно скачать Закон на данной странице.

Видео о возможных изменениях в ОСАГО в 2017 году