Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики.

24.08.2017 08:13

В конце июля 2017 года был утвержден окончательный вариант программы «Цифровая экономика», которая определяет цели и задачи нового экономического уклада до 2025 года. Этот уклад характеризуется переходом на качественно новый уровень использования технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.

Чтобы понять, где мы находимся сейчас и с чего вести точку отсчета, обратимся к докладу «Глобальные информационные технологии» за 2016 год, который был представлен на Всемирном экономическом форуме. Данные свидетельствуют о том, что Российская Федерация пока занимаетлишь 41-е место по готовности к цифровой экономике. Причем мы значительно отстали от Сингапура, Финляндии, Швеции,Норвегии, США, Нидерландов, Швейцарии,Великобритании, Люксембурга и Японии. При этом по программе «Цифровая экономика» Россия планирует уже через 8 летзанять верхние позиции (топ-20) рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов.

Что касается конкретно подготовки кадров, то в качестве основных направлений работы программа обозначает:создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики.

В ИТ-сообществе программа вызвала немало бурных дискуссий. Однако интересно посмотреть, насколько цели и задачи, обозначенные в ней,в принципе реалистичны для российского рынка труда. И как Россия собирается готовить специалистов, которые будут работать с новыми технологиями не хуже, а может быть даже и лучше финнов, шведов, норвежцев и американцев?

Итак, давайте попробуем представить рынок труда будущего, руководствуясь текстом документа.

Кадры и образование в 2025 году: идеальная картинка

Подготовка квалифицированных кадров и образование - одно из восьми направлений программы «Цифровая экономика» (остальные направления: «Государственное регулирование», «Информационная инфраструктура», «Исследования и разработки», «Информационная безопасность», «Государственное управление», «Умный город» и «Цифровое здравоохранение»).

Конкретно в рамках направления «Кадры и образование»государство ставитдо 2025 года ряд целей. Так, согласно программе, уже через несколько лет страна должна достичь следующих результатов:

  • Научные организации, вузы и компании активно участвуют в международных альянсах в сфере фундаментальных и прикладных исследований.
  • В России живая научная среда . Это проявляется в функционировании сети центров коллективного пользования цифровым оборудованием и научных установок, а также создании как минимум 10 новых «полигонов» для отработки «сквозных» технологий. Кроме того,развернута система makerspace в области цифровой экономики для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний.
  • Россия - привлекательное место для работы ИТ-специалистов . Чтобы прийти к такому результату, стране придется проработать вопросы не только правовой, но и технологической и организационно-экономической поддержки труда и привлечения таких специалистов. Еще одна задача - упростить и научиться эффективно привлекать в цифровую экономику зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обладающих необходимыми компетенциями.
  • К 2025 году в России решены проблемы переподготовки кадров и повышения квалификации . То есть к этому периоду уже имеются все необходимые для этого механизмы, включая механизмы вовлечения в цифровую экономику государственных служащих, лиц старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов, высвобождающихся граждан.
  • Система аттестации компетенций цифровой экономики вариативна , она согласовывается с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций.
  • Система основных образовательных программ обеспечивает формирование компетенций для цифровой экономики с индивидуальной поддержкой талантливых, высокомотивированных обучающихся . Главные принципы образования: персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий. Обучающиеся, начиная с основной школы, вовлекаются в трудовой процесс в сфере ИТ.
  • Трудовая и учебная деятельность человека фиксируется в его цифровой персональной траектории развития . Данные из нее используются при прохождении аттестации, планировании продолжения образования, трудовой деятельности.

Подготовка кадров с 2018 года: что изменится

Очевидно, что высококвалифицированные специалисты, за которыми охотятся все приличные работодатели, не появляются на пустом месте. Эти люди формируются в образовательном контексте, под влиянием научных и технологических тенденций. Поэтому такой мощный блок, как «Исследования и разработки», заложенный в программу «Цифровая экономика», нельзя рассматривать отдельно от направления «Кадры и образование». Но здесь нужно ответить на пару вопросов.

  • В какой среде будут появляться высококвалифицированные специалисты?

В рамках создания институциональной среды для развития исследовательской инфраструктуры планируется организовать центры компетенций покаждому из направлений«сквозных» технологий ,координирующие всоответствующих предметныхобластях все проводимые в странеисследования и подготовку кадрови отвечающие за достижениемировых показателей поисследованиям и образованию. Так, например, на 2018 год намечено создание сетевогофорсайт-центра по технологическим направлениям на базе ведущего вуза или научных центров, а также интернет-площадки для генерации новых идей .

Если заглянуть дальше, то по плану на 2019 год - внедрение механизма адресной поддержки инновационного предпринимательства в сфере создания цифровых ресурсов и активов, в том числе на базе вузов, научных организаций и институтов развития. К 2025 году можно ожидать появления открытых лабораторий , проводящих исследования в области «сквозных» технологий, привлеченияне менее 30 лидирующих иностранных и российскихорганизаций для 3 пилотных цифровых платформ в качестве партнеров центров компетенций для трансфера технологий.

  • Какие механизмы поддержки системы подготовки высококвалифицированных специалистов возможны?

Если следовать плану программы, то уже в 2018 году будет внедрен механизм поддержки двухстороннего обмена сотрудниками между научно-исследовательскими организациями и вузами с компаниями в области цифровой экономики (sabbatical). Вторая цель на ближайший год - оптимизация механизма обучения перспективных сотрудников по необходимым для развития российских цифровых платформ темам и технологиям за рубежом с их возвратом в Россию .

К 2025 году намечено создание не менее 5 аспирантских и магистерских школ по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций.

База для развития рынка труда в условиях цифровой экономики

Программа «Цифровая экономика» обозначает различные направления, которые включают и вопросы, связанные с компетенциями, и проблемы общего, профессионального и дополнительного образования. Остановимся подробнее на задачах в рамках каждого направления.

Компетенции и траектории развития

  • Разработка и апробирование модели компетенций

По плану планируется выбрать организацию, которая будет ответственна за разработку и тестирование модели компетенций. На основе этой организации предполагается создать рабочую группу из экспертов из бизнес-среды, системы образования и органов власти.

Эта группа экспертов будет заниматься разработкой типовой расширяемой структурой модели компетенций и перечнем компетенций для цифровой экономики, определять базовые компетенции.

Также планируется пилотное внедрение модели компетенций, а для этого необходимо определиться с минимальным набором доступных форматоваттестации.По итогам пилота будут внесены уточнения в систему аттестации. К концу 2020 года должен быть готов механизм непрерывного обновления (актуализации) модели компетенций.

  • Независимая оценка компетенций

Уже в I квартале 2018 года будет определена организация, отвечающая за выбор операторов по аттестации граждан по отдельным компетенциям. К концу следующего года чиновники намереваются запустить интернет-сервисы по самооценке гражданами своих компетенций, в том числе бесплатные для оценки базовых компетенций.

По итогам тестирования механизма независимой аттестации будут разработаны правила и нормативные правовые акты подтверждения результатов аттестации. Еще одна важная задача - определить операторов, осуществляющих независимую аттестацию компетенций.

Индивидуальные профили компетенций и траекторий их развития

Цифровая экономика требует создания индивидуальных профилей компетенций граждан определенного формата и траекторий их развития. Причем фиксировать в профилях планируется запись о результатах учебной и трудовой деятельности. Программа предусматривает, что нововведения появятся уже к концу 2018 года.

В рамках реализации проекта с профилями будет создана система их учета, выработаны правила предоставления доступа к ним, определен и нормативно закреплен новый формат, на конкурсной основе определены операторы более 50 000 профилей компетенций.

  • Требования к базовым компетенциям для каждого уровня образования

Первое, с чего начнется работа, - это с разработки требований к сформированности базовых компетенций для всех выпускников и обучающихся системы общего образования, а также профессионального и дополнительногообразования. К IV кварталу 2019 года федеральные государственные образовательные стандарты планируется актуализировать с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования. Уже через год будут обновлены и образовательные программы всех уровней образования в целях использования в учебной деятельностиобщепользовательских и профессиональных цифровых инструментов.

В образовательных организациях намечены создание профиля компетенцийдля каждого обучающегося и фиксация персональной траектории развития.

Система общего образования в условиях цифровой экономики

Для поддержки перспективных образовательных проектов к концу 2018 года будет запущен венчурный фонд на условиях частного и государственного софинансирования.

Используя ,эксперты предложат систему рекомендаций для профессиональной ориентации обучающихся. Также будет создано облачное решение, поддерживающее пилотный проект, реализующий персональный образовательный маршрут обучающихся.

Проект «Цифровая экономика» предусматривает и подготовку программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, непрерывного профессионального развития педагогических кадров.

Важная ступень в реализации плана - создание системы раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых обучающихся на основе профиля компетенций и персональных траекторий развития. Это сопровождение в том числе включает и грантовую поддержку педагогов и организаций, работающих с талантами.

К IV кварталу 2020 года для образовательной деятельности по предмету «Технология»будет создан отдельный правовой режим функционирования (он будет непрерывно обновляться с учетом изменений требований к базовым компетенциям цифровой экономики). К этому же периоду дистанционные образовательные технологии и электронное обучение станут неотъемлемой частью образовательных организаций.

Для стимулирования деловой активности обучающихсяи развития предпринимательских навыковпредполагается сформировать необходимую инфраструктуру. По результатам динамики персональных траекторий развития будут присуждаться рейтинги образовательных программ.В образовательных организациях будут созданы условия для реализации обучающимися персональных образовательных маршрутов.

В идеале Россия должна войти в число 20 лучших стран мира в международном рейтинге PISA.

Система профессионального образования

К концу 2018 года в рамках программы намечены следующие цели:

  • Предоставление госзаказа по перечню специальностей и направлениям подготовки в системе высшего образования, критически важным для развития цифровой экономики.
  • Изучение отечественных и зарубежных разработок.
  • Участие высокотехнологичных отечественных компаний в формировании стратегий развития вузов, которые готовят специалистов для цифровой экономики.

Предполагается, что к концу 2019 года уже будут созданы комфортные условия для привлечения действующих работников ИТ-индустрии для преподавания в системе профессионального образования по информационным технологиям.

По результатам на 2020 год в образовательный процесс должны быть внедрены персональные траектории обучения, позволяющие обучаемым выбирать индивидуально способы формирования базовых компетенций; образовательные учреждения должны перейти к независимой аттестации обучаемых в отношении уровня сформированности базовых компетенций цифровой экономики как одного из результатов своей деятельности, результаты фиксируются в профиле компетенций обучающегося и в его траектории развития; должна появиться возможность быстрого освоения базовых компетенций цифровой экономики путем разворачивания системы «элитного» среднего профессионального образования.

Согласно программе, количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2020-му году составит 150 000 человек, к 2025-му году - 500 000 человек. Количество выпускников высшего образования - профессионалов в сфере ИТ, к 2020-му году будет 60 000 человек, к 2025-ому году - 100 000 человек.

Система дополнительного образования

В I квартале 2018 года будет разработан механизм независимой экспертной оценки результативности системы дополнительного и профессионального образования. Далее эксперты планируют определить потребности по переподготовке сотрудников 100 крупнейших компаний, а также потенциальныхбудущих работодателей и необходимые им ключевые компетенции сотрудников.

К IV кварталу 2020 года планируется запуск программы по обеспечению «цифровой грамотности» старшего поколения с привлечением инициатив школьников. Операторами по переподготовке кадров будут реализованы программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, субсидируемые государством посредством предоставления индивидуальных ваучеров гражданам, в том числе людям старшего возраста и гражданам с ограниченными возможностями здоровья.

Изменения на рынке труда: ключевые термины

На фоне изменений в системе образования предполагаются и различные изменения на рынке труда.

1. Персональная траектория развития заменит трудовые книжки

По программе к 2022 году не менее 60% компаний будут использовать персональную траекторию развития вместо трудовых книжек. К 2020 году компаниям будет обеспечен доступ к профилям компетенций и персональным траекториям развития их сотрудников и кандидатов на открытые позиции, а также внедрен механизм отражения в профиле компетенций и персональных траекториях развития результатов их деятельности на месте работы (профили компетенций уволившихся сотрудников будут передаваться новым работодателям).

Доля трудоспособного населения, имеющая цифровую запись персональной траектории развития, к 2020-му году будет составлять 10%, к 2025-му году - 80%.

2. Гибкие трудовые отношения будут законодательно регулироваться

К концу 2019 года будут выявлены барьеры, затрудняющие формирование гибких трудовых отношений, и приняты нормативные правовые акты, которые обеспечат их регулирование.

3. Появится индивидуальный цифровой ваучер на обучение

Государство планирует сформировать систему стимулирующих выплат на обучение детей и взрослых компетенциям цифровой экономики. Сроки реализации этой задачи - IV квартал 2020 года.

4. Будет предложен цифровой аналог нормативов ГТО

Для отдельных профессий к концу 2020 года будет введена система аттестационных нормативов уровня сформированности компетенций, которая дает преимуществапоступающим в вузы.

5. Появится бесплатный онлайн-сервис непрерывного образования

Ресурс будет доступен для широких слоев населения, его суть - в формировании базовых компетенций по цифровой экономике.

6. Введение в оборот карты молодого профессионала

Речь идет о документе, который предоставит иностранным высококвалифицированным специалистам, свободно владеющим русским языком, право работать на территории РФ и ряд других дополнительных преференций.

7. Создание механизма выдачи грантов и льгот

Государство намерено поощрять компании, обучающие и трудоустраивающие людей с базовыми для цифровой экономики компетенциями. Также в планах - разработка и запуск механизма стипендий для привлечения перспективных иностранных абитуриентов и специалистов, предполагающих осуществлять трудовую деятельность на территории России.

8. Развитие системы поддержки деловых связей с иммигрантами

Государство всерьез задумывается о том, как создать культурно-деловой мостик, который соединит нашу страну с уехавшими за рубеж соотечественниками, которые профессионально задействованы в сфере цифровой экономики.

Как думаете, по силам ли нашей экономике до 2025 года реализовать намеченное? Оставляйте свои комментарии ниже.

Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


Цифровая трансформация должна происходить прежде всего в головах. Причем непрерывно и пожизненно. Таков один из лейтмотивов обсуждений на октябрьском форуме «Открытые инновации», посвящённых современным формам образования и новым стратегиям подготовки кадров. «В своих научных исследованиях я вывел четкую закономерность между способностью усваивать новые знания и темпами роста экономики разных стран», - заявил, в частности, профессор Института Гувера при Университете Стэнфорда Эрик Ханушек.

Мысль о том, что надо постоянно учиться, далеко не нова и в общем-то очевидна. Менее очевидно то, что чем выше темпы научно-технического прогресса, тем быстрее устаревают знания. По некоторым , период полураспада знаний ныне исчисляется уже месяцами, а то и неделями. Да, есть списки профессий (см., например, ), которые будут востребованы в среднесрочной перспективе и к которым есть смысл присмотреться тем, что не хочет остаться без работы в ближайшее время. Однако, по мнению многих спикеров «Открытых инноваций», сейчас нельзя сказать, какие профессии будут востребованы в ближайшие 10-15 лет.

Обратите внимание: есть много вещей, которым можно учиться. Но надо понимать, зачем вам нужны те или иные знания. Проще говоря, необходимо знать, чему учиться. «Научить человека учиться значительно сложнее, чем дать ему конкретные знания», - считает Базми Хусейн, главный технический директор ABB Switzerland.

Года два тому назад на одном международном HR-форуме меня поразил огромный интерес топ-менеджеров средних и крупных предприятий к докладу, автор которого призывал принимать на ключевые должности специалистов не только с учетом уже имеющихся у них знаний и навыков, но и с учетом их способностей быстро находить и усваивать новые знания и применять их на практике. Причем призывами дело не ограничивалось. Автор доклада предлагал методику (и даже компьютерную программу), позволяющую достаточно быстро выявлять такого соискателей.

Похоже, интерес работодателей к специалистам, у которых есть генетическая предрасположенность к непрерывному обучению, с каждым годом растет. И будет расти в обозримом будущем. Во всяком случае, именно такое мнение сложилось у меня под впечатлением ряда докладов, прочитанных в рамках «Открытых технологий». В то же время многие спикеры подчеркивали, что строителям цифровой экономики нужно обладать не только (а может даже не столько) ИТ-знаниями, сколько креативными способностями и коммуникационными навыками. Проще говоря, умением работать в коллективе, умением убеждать коллег и партнеров в своей правоте.

Но мало обладать эффективной системой образования. Надо сделать так, чтобы талантам было комфортно работать в стране. На это, среди прочего, обратила внимание ведущий консультант Всемирного банка Ася Рудковская во время презентации доклада о развитии цифровой экономики в России. Из доклада следует, что в нашей стране ситуация с человеческим капиталом (в смысле его готовности к цифровой экономике) не так уж плоха. Во всяком случае лучше, чем ситуация с законодательством, а также бизнеса, цифровой трансформацией госсектора и многими другими областями.

Неплохо смотрится ситуация с отечественным человеческим капиталом и на международном уровне. Так например, Россия занимала среди 130 стран мира довольно высокое 28-е место в Индексе человеческого капитала Всемирного экономического форума за 2016 год. В докладе Всемирного банка отмечается, что «высокие места в международных рейтингах по развитию человеческого капитала являются отражением преимуществ России в этой области, сохранившихся с советских времен. Рейтинги „Программы международной оценки студентов“ (Program for International Student Assessment, PISA) по чтению, естественным наукам и математике остаются высокими и по сей день. Но подготовка специалистов в области цифровых компетенций недостаточна, поэтому не хватает квалифицированных выпускников в сфере цифровой экономики. Большинство образовательных программ не обновлено и не предусматривает развития ключевых компетенций в области цифровой трансформации».

И чуть далее: «Несмотря на традиционные преимущества в теоретической науке, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики. Необходимо укреплять экосистему обучения и воспитания, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием, включая координацию между предприятиями и учебными заведениями в сфере высшего образования и НИОКР. Необходимы инвестиции в образовательные платформы для быстрого развития навыков цифровой экономики в масштабах всей страны, обучение и повышение квалификации имеющейся рабочей силы с акцентом на модели образования, ориентированные на обучение в течение всей жизни. Директивным органам следует также сосредоточить внимание на предотвращении „утечки мозгов“, привлечении и удержании талантливых специалистов, а также возвращении в страну и привлечении лучших в своей области и наиболее способных специалистов».

А вот еще «ложка дегтя». В «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденных Дмитрием Медведевым 29 сентября 2018 г., говорится: «Существует разрыв в цифровых навыках между различными группами населения (в 2018 г. доля населения, обладающего цифровыми навыками, составляла лишь 26% по результатам международного исследования PIAAC). Расширяется применение цифровых технологий в системе образования, однако объемы профильной подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Низкая позиция России в рейтинге привлечения талантов „The Global Talent Competitiveness Index“ (53-я позиция в 2018 г.) также характеризует низкий человеческий потенциал при развитии цифровых технологий в экономике, что определяет необходимость привлечения квалифицированных иностранных специалистов и поддержки талантливых школьников и студентов в области математики и информатики». Одним словом, многое надо улучшить.

О важности кадровой составляющей для развития в нашей стране цифровой экономики говорит и то, что в нацпроекте «Цифровая экономика» (в рамках форума «Открытые инновации» его финальный вариант представили вице-премьер Максим Акимов и глава Минкомсвязи Константин Носков) на реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» предполагается выделить (до 2024 г.) 139 млрд. руб. Некоторые соображения о том, как должна выглядеть структура федеральных расходов по этому направлению можно найти .

Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики

«Уральская научно-техническая творческая мастерская М-ЛАБС» (резидент технопарка высоких технологий Свердловской области) завершила первый этап обучения учителей технологии и информатики средних школ г.Екатеринбурга по курсу «Основы 3D-моделирования и 3D- печати». Это совместный пилотный проект М-ЛАБС и Управления образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Поэтому первыми слушателями стали учителя Орджоникидзевского района города.

Об основных целях обучения по данному курсу рассказала один из организаторов обучения Наталья Савинова, федеральный эксперт по компетенции «Инженерный дизайн CAD», доцент кафедры горных машинных комплексов УГГУ: «Если мы хотим к 2025 году выйти к повсеместному распространению цифровых технологий и цифрового производства, то без должной подготовки, начиная с школы, мы туда не шагнем».

По ее словам, после отмены предмета «Черчение» (остались лишь небольшие «кусочки» в предмете «Технологии») дети лишились крайне важной части основы технических знаний и приходят в ВУЗы неподготовленные, не умеющие пользоваться ни линейками, ни современными программами. Как следствие, по словам Савиновой, система высшего образования выпускает инженеров не таких успешных, как хотелось бы. Между тем сегодня развитие всех сфер жизни базируется на 3D-моделировании: это и дизайн, медицина, промышленность, архитектура, самолетостроение, ракетостроение и т.д.

М-ЛАБС уже накопила успешный опыт работы в области 3D – моделирования и 3D – печати. Стоит отметить, что М-ЛАБС занимается изготовлением, усовершенствованием, производством 3D -принтеров, а также обучением школьников и студентов основам 3D-моделирования и 3D-печати. Теперь накопленный опыт передается школьным учителям. Как сообщил преподаватель курсов Максим Бекурин, обучение проходит успешно, преподаватели обучаются в небольших группах по 8-10 человек, теория тут же применяется на практических задачах.

Директор УНТТМ «М-ЛАБС», инициатор таких курсов для педагогов, Юрий Переверзев отметил: «Поскольку цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, где ключевым фактором производства являются данные в цифровой форме, то и деятельность по 3d-моделированию различных объектов также является ключевой. Сейчас мы обучаем педагогов общеобразовательных школ основам 3d-моделирования в инженерных системах автоматического проектирования (САПР), чтобы они потом полученными знаниями делились со своими учениками. Помимо этого, отрабатывается связка цифровое проектирование- цифровое производство, когда проектирование приобретает физическое воплощение, в данном случае на 3d-принтерах.

Поэтому, основы 3d-печати также являются составной и неотъемлемой частью нашего курса. В контексте динамичного развития аддитивных технологий и внедрения их в хозяйство, это очень важный навык». Директор М-ЛАБС также подчеркнул, что владение ключевыми навыками 3d-моделирования поможет преподавателям совместно с ребятами определить для них приоритеты среди современных технических профессий и подготовить их для эффективного применения новых производственных технологий. «Наша деятельность четко перекликается с основными направлениями развития цифровой экономики в Свердловской области, которые формулирует руководство страны, а именно - совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами», - добавил Юрий Переверзев. Такое обучение учителей должно быть систематическим, отмечают преподаватели курсов, ведь 3D-принтеры постоянно совершенствуются, как и программы по их использованию, и все новации в этой сфере тщательно отслеживаются специалистами лаборатории.

«Мы понимаем значение должной подготовки учителей по этим перспективным и инновационным дисциплинам, формирующим наше будущее, и со своей стороны готовы оказывать все необходимое содействие организации процесса обучения на своей площадке», -заявил генеральный директор Технопарка «Университетский» Марат Нуриев.

По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, прошедшего 9 февраля 2018 года, утверждён план мероприятий по направлению программы «Цифровая экономика Российской Федерации ».

Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев , любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности – это всегда люди, которые работают.


По его словам, нужно совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами.

У нас должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики. Больше выпускать ИТ-специалистов и больше тех, кто уверенно пользуется этими технологиями. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей. Им самим выгодно, если их сотрудники будут развиваться, получать дополнительные знания. А крупные компании, в том числе с государственным участием, могли бы создавать обучающие сервисы, курсы, - добавил Медведев.

Цели

Дорожная карта по направлению «Кадры и образование» содержит 5 основных целей:

  • Создание системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России
  • Система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики
  • Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики
  • Работодатели должны содействовать развитию персонала с учетом требований цифровой экономики
  • Создание условий реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Задачи

Для достижения перечисленных целей должны быть решены 13 задач:

  • Мотивировать и содействовать гражданам, в том числе старшего возраста, на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать высококвалифицированных иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики России
  • Сформировать и внедрить в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики
  • Система образования обеспечивает всестороннее развитие человека в новой цифровой среде и выявляет таланты
  • Система высшего и среднего профессионального образования работает в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Система дополнительного профессионального образования работает в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Разработать и апробировать концепцию ключевых компетенций и моделей компетенций цифровой экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, образования и общества в целом в условиях цифровой экономики
  • Разработать механизм независимой аттестации (оценки) компетенций кадров в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики
  • Создать формат использования персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определить правила доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках апробации
  • Обеспечить необходимое и достаточное использование профилей компетенций и персональных траекторий развития
  • Обеспечить учет задач цифровой экономики в квалификационных требованиях к работникам и системах оценки квалификаций
  • Организационное обеспечение реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Ожидаемые результаты

После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018 – 2021 годы, разработчики плана ожидают конкретных результатов. К примеру, должна быть разработана система распространения персональных цифровых сертификатов. Должен появится механизм оценки уровня компетенций, результаты которой дадут преимущества поступающим в вузы (цифровой аналог нормативов ГТО). Будут разработаны программы обучения и тестирования, направленные на формирование ключевых компетенций цифровой экономики. Ожидается появление системы нормативов по компетенциям цифровой экономики для всех возрастов.

Помимо этого, должен появится приоритетный проект "Цифровая школа" и разработана концепция комплексной отчуждаемой системы знаний, программного и аппаратного обеспечения, которая может быть тиражирована в регионах России . Образовательные организации должны будут приступить к использованию персональных профилей компетенций обучающихся и обеспечить персональные траектории их развития. Число принятых на обучение по программам высшего образования в сфере ИТ за несколько лет должно увеличится с 60 до 120 тыс. студентов.

Для педагогов должны быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов "Ворлдскиллс Россия" по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики (не менее 5000 педагогов ежегодно должны проходить программы повышения квалификации).

Как минимум в 15 городах страны с высоким научным потенциалом должны появится акселераторы по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики. Кроме того, должно быть создано не менее 7 венчурных фондов с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров для финансирования студенческих стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии.

В стране должна быть создана система цифровых бонусов, позволяющая учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т.п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов, проходить программы акселерации, осуществлять другие виды предпринимательской активности в виртуальной среде.

Должна появиться комплексная образовательно-акселерационная среда, позволяющая школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту независимо от места проживания получить знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, доступ к передовым "сквозным технологиям" цифровой экономики, доступ к ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса, вход в сообщества и экспертные сети в области технологий и предпринимательства. В создание и развитие данной среды, как ожидается, будут вовлечены ассоциации и объединения школ, вузов и колледжей, отдельные активные образовательные учреждения, бизнес-объединения и отдельные компании, регионы и отдельные активные территориальные образования.

В период выполнения программы будет отобрано до 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных "сквозных" технологий цифровой экономики. Кроме того, планируется освоение практики учета предпринимательских достижений обучающихся в качестве выпускной квалификационной работы ("стартап как диплом").

К концу 2021 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике, при этом обучение по программам должны пройти 5 млн человек.

Второй день дискуссий будет посвящен двум другим базовым направлениям программы развития цифровой экономики: «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Кадры и образование». Основными целями этих направлений являются создание условий для подготовки кадров, совершенствование системы образования и рынка труда, поддержка прикладных исследований в области цифровой экономики, обеспечивающих технологическую независимость и национальную безопасность.

11:00—13:00. ДИСКУССИЯ «КАДРЫ И ОБРАЗОВАНИЕ»

У России есть колоссальный опыт создания математических и инженерных моделей, воплощения их в жизнь, в стране сохраняется высокий уровень образования в технических науках. В условиях международной охоты за кадрами и технологиями важно сохранять умеренных протекционизм и находить новые возможности поддержки отечественных талантов и разработок для создания цифровой инфраструктуры в стране. В ходе дискуссии российские и зарубежные эксперты определят основные тенденции развития образования в современном мире, попытаются понять, находится ли российское образование в общемировом тренде, какие основные вызовы стоят перед университетами и как влияет цифровая революция на рынок труда.

Участники дискуссии:

  • Сергей Марданов , директор по связям с университетами в Mail.Ru Group
  • Андрей Шобанов , заместитель директор по научно-методической работе АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД»
  • Дмитрий Волков , директор по развитию образовательных технологий Корпоративного университета «Сбербанка»
  • Елена Першина , директор Блока функциональных компетенций АНО «Корпоративная Академия Росатома»
  • Тамара Шатова , директор по персоналу «МТС» Москва
  • Надежда Сурова , директор Института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова,
    член Экспертного Совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологиям
  • Игорь Агамирзян , вице-президент НИУ ВШЭ
  • Илья Доронов , управляющий директор телеканала РБК

Ключевые темы дискуссии:

  • Подготовка кадров для цифровой экономики: оцифровка образования, формирование компетенций и цифровая грамотность.
  • Перспективы использования ИИ для обучения и оценки компетенций? Симуляторы, виртуальная реальность и другие технологии, которые позволят повысить качество подготовки специалистов.
  • Доступность, эффективность онлайн-образования и его неотъемлемость для образовательного процесса.
  • Рынок труда и востребованные компетенции в цифровую эпоху.
  • Скорость преобразований экономики и ответ системы образования на изменения.
  • Для чего крупным корпорациям корпоративные университеты и какие пробелы в знаниях они восполняют?
  • Что необходимо университетам, чтобы готовить кадры, конкурентоспособные на международном рынке труда?
  • Кто должен учить и чему?

15:00—17:00. ДИСКУССИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДЕЛОВ»

Так называемые «сквозные технологии» радикально меняют ситуацию на существующих рынках или даже создают новые. На сегодняшний день это, например, нейро- и квантовые технологии, робототехника и сенсорика, беспроводная связь и дополненная реальность. Дискуссия будет посвящена поиску решений, как создать систему определения потребностей секторов экономики в «сквозных» или уникальных технологиях, а также формированию эффективных партнерств между ведущими научно-образовательными организациями и бизнес-сообществом. Эксперты постараются сформулировать, какая инфраструктура необходима для проведения опережающих исследований и стимулирования уникальных отечественных разработок.

Участники дискуссии:

  • Арсен Гареев , руководитель группы развития региональных экосистем «РВК»
  • Евгений Осоченко , директор программы «Цифровая трансформация отрасли» — руководитель проектного офиса ГК «Росатом»
  • Силье Барекстен , глава Smart City Oslo Business Region
  • Тина Бережная , академический руководитель образовательной программы «Журналистика данных» ВШЭ, советник генерального директора RT по информационным технологиям

Ключевые темы дискуссий:

  • Международное сотрудничество и интеграция в глобальное научное пространство как важный фактор развития цифровой экономики России.
  • Создание сквозных цифровых технологий на основе отечественных разработок.
  • Какие механизмы поддержки и стимулирования важны для организаций, осуществляющих исследования и разработки?
  • Благодаря чему инновационные предприятия и проекты с высоким коммерческим потенциалом будут способны стать лидерами на глобальных рынках?
  • Образовательные программы и на базе ведущих вузов необходимо проектировать направлению «сквозных» технологий. Место бизнеса в проектировании таких программ.

Конференция проходит в рамках поддержки государственной программы «Цифровая экономика Российской федерации 2024» и является частью летней программы — серии образовательных мероприятий о цифровых технологиях и инновациях, спикерами которых являются мировые лидеры бизнеса, ученые, общественные и политические деятели.