Ндс изменения с 1 января года. Кто освобожден от уплаты НДС

НДС в 2018 году рассчитывается иначе, чем в предыдущие годы - добавилось сразу несколько категорий плательщиков, изменились правила для подтверждения нулевой ставки при экспорте, внесены правки в перечень медицинских товаров, облагаемых по ставке 10%.

Налоговые агенты по НДС

С 1.01.2018 года на покупателей отдельных видов товаров возлагается обязанность налоговых агентов по НДС.

При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождаться от НДС), а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС исчисляется налоговыми агентами — покупателями этих товаров. Исключение составляют физ. лица, не являющиеся ИП.

Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, одновременно с исчислением налога вправе заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет не производится.

Электронные услуги

В настоящий момент при оказании электронных услуг иностранные организации исчисляют НДС только в том случае, если покупателем услуг выступает физическое лицо.

Если контрагентом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, они выступают налоговым агентом и при перечислении платы по договору иностранному лицу удерживают НДС.

С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Национальная платежная система

Закон не признает налоговыми агентами посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в Федеральном законе «О национальной платежной системе».

Субсидии

С 1 января 2018 года налогоплательщики не вправе принимать к вычету суммы предъявленного НДС на товары, работы или услуги, приобретенные за счет полученных субсидий и бюджетных инвестиций.

Данное ограничение также применяется, если субсидия увеличивает уставный капитал.

Кроме того, уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если субсидия частично компенсирует стоимость покупки.

Нулевая ставка НДС

Применение нулевой ставки по НДС с 1 января 2018 года распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта.

При этом нулевая ставка по НДС применяется только в случае, если ранее товары проходили таможенные процедуры — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада.

Ранее налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку по НДС только в том случае, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 года данное условие отменено.

Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на применение нулевой ставки НДС по данному основанию.

ВВЕЛИ НОВЫЙ РАСЧЕТ НДС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПРЕДОПЛАТЫ ПРОДАВЦОМ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА

С 1 октября 2018 года при поступлении авансов в счет последующей передачи имущественных прав НДС надо начислять с разницы между поступившей суммой и суммой расходов на приобретение этих прав. После передачи прав авансовый НДС можно принять к вычету.

Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

До 1 октября 2018 года НДС нужно было исчислять с полной суммы полученного аванса (а не с разницы).

РАСШИРИЛИ ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ, ОБЛАГАЕМЫХ ПО СТАВКЕ 0%

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 г. № 159-ФЗ).

ВВЕЛИ НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ЭКСПОРТЕ

Сопроводительные документы

С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не потребуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС может получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни – в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Если же компания отгружает товары в страны ЕАЭС, такие документы также можно не сдавать вместе в декларацией по НДС. Но при условии, что компания сдала электронный перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (налоговики вправе их запросить, но выборочно).

Экспортный контракт

По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС только один раз.

Если в последующем он также понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Это уведомление надо будет направить в инспекцию вместе с НДС-декларацией, в которой отражены экспортные операции, связанные с ранее представленным контрактом.

Подтверждение нулевой ставки для российских компаний

До 1 октября 2018 года при продаже товаров за рубеж российские компании не могли подтвердить нулевую ставку по НДС, если в роли зарубежного покупателя выступала российская организация. Налоговики, в таком случае, требовали уплаты НДС в обычном порядке – как при внутрироссийской реализации. Причем факт пересечения товаром российской границы в этом случае для проверяющих значения не имел, поскольку для подтверждения экспортной ставки сейчас нужен контракт именно с иностранным.

По товарам, которые будут реализованы на экспорт начиная с 01.10.2018, подтвердить нулевую ставку НДС можно будет и при наличии контракта с российской организацией. По его условиям товар должен поставляться обособленному подразделению компании (филиалу, представительству российской компании).

УТОЧНЕН ЗАЯВИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС

С 1 октября 2018 года снижен минимальный порог уплаченных компаний налогов для использования заявительного порядка возмещения НДС. Снижение произошло с 7 до 2 млрд. руб.

Также снижена минимальная сумма уплаченных компанией налогов для освобождения от уплаты акциза при реэкспорте без представления банковской гарантии. Снижение произошло с 10 до 2 млрд руб. Основание: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.

Нулевой НДС для почтовых отправлений за границу

Важная поправка, касающаяся возможности применения нулевой ставки для почтовых отправлений за границу, будет актуальна в первую очередь для интернет-магазинов, которые продают свой товар иностранным покупателям. Такие продавцы имеют право на нулевую ставку НДС, однако также обязаны ее подтвердить. В редакции НК РФ, действующей на настоящий момент, нет четкого списка документов, которые продавец должен собрать в данной ситуации. Как итог, большинство плательщиков НДС все также выделяют налог в подобных сделках по стандартной 18% ставке. Изменения призваны этот вопрос решить.

Подтвердить нулевую ставку по почтовым отправлениям можно будет с помощью установленного перечня документов: платежек, декларации по форме CN 23 или таможенной декларации (новый подп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Новое правило пяти процентов

В настоящее время пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса предписывает вести раздельный учет входящего НДС по приобретению товаров, работ или услуг, которые используются в облагаемой и не облагаемой данным налогом деятельности. В то же время налогоплательщик вправе не соблюдать это правило, то есть не вести раздельный учет операций, если доля затрат, направленных на не облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, не превышает 5% от общей суммы расходов. К вычету просто принимается весь НДС, выставленный поставщиками.

С введением в действие новых поправок ситуация с таким водящим НДС с 2018 изменится. Право на вычет всей суммы входящего НДС при соблюдении 5-процентного ограничения сохранится, однако вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом операций все же придется.

НДС в чеке

Еще одно изменение в НДС с 2018 года следует из новой редакции пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса. Содержащееся в нем положение отныне предписывает в обязательном порядке указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами. Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере пока.

Поправка о Tax Free

В действие вводится новая статья 169.1 НК РФ. Она устанавливает порядок возврата налога для граждан стран, не относящихся к таможенному союзу ЕАЭС.

Так, претендовать на возврат НДС смогут те туристы, которые в течение одного календарного дня приобрели на территории РФ товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей с учетом налога. Вернуть налог в таком случае можно будет через специального оператора в аэропорту – безналом или наличными деньгами.

Продавцы же, которые участвуют в данной схеме, при выполнении ряда условий смогут принимать к вычету НДС, который был возвращен иностранцам. Правом на вычет в подобной ситуации можно воспользоваться в течение одного года с момента, когда иностранному покупателю был компенсирован налог.

Другие изменения

Уточнён порядок определения налоговой базы по НДС при получении налогоплательщиком предоплаты в счёт предстоящей передачи имущественных прав. Например, при передаче прав на жилые дома, гаражи и машино-места. Налоговая база будет определяться как разница между суммой аванса и суммой расходов на приобретение указанных прав. Сумму расходов нужно будет определять пропорционально доле предоплаты. При передаче имущественных прав НДС, уплаченный с предоплаты, можно будет принять к вычету.

Переходный период

Чтобы изменение ставки НДС на 20 % с 2019 года не вызвало проблем, стоит заранее оценить какие правки нужно внести в договоры, какие суммы указывать в счетах-фактурах и какие моменты сделок согласовать с контрагентами.

Научитесь правильно рассчитывать НДС в различных практических ситуациях на онлайн — курсе « ».

Основные изменения, касающиеся НДС

С 1 января 2018 года вступили в силу положения некоторых Федеральных законов, принятых в ноябре 2017 года, которые внесли множество поправок в НК РФ. В данной статье рассмотрены основные изменения, касающиеся исчисления и уплаты НДС, которые необходимо учитывать, начиная уже с 2018 года. Для удобства наиболее значимые изменения сведены в таблицу.

Отмена льготы по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных п. 8 ст. 161 НК РФ
Запрет вычета НДС по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным за счет полученных субсидий или бюджетных средств п. 2.1 ст. 170 НК РФ
Право на отказ от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров и некоторых видов услуг, связанных с экспортированием товаров п. 7 ст. 164 НК РФ
Нулевая ставка НДС для реэкспорта пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ
Нулевая ставка НДС при предоставлении железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от вида права владения ими п. 1 ст. 164 НК РФ
Уточнение «Правила 5 процентов» п. 4 ст. 170 НК РФ
НДС в чеке при розничной торговле товарами (работами, услугами) п. 6 ст. 168 НК РФ
Отмена льготы по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов

С 1 января 2018 года утратил силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, который ранее предоставлял продавцам льготу по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных. Одновременно, введен новый п. 8 в ст. 161 НК РФ, в соответствии с которым, обязанность по исчислению и уплате НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных, возлагается на покупателей, являющихся, в данной ситуации, налоговыми агентами по НДС.

Покупателями, которые признаются налоговыми агентами по , являются все юридические лица и ИП (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП), в том числе, применяющие специальные налоговые режимы или освобожденные от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ или ст. 145.1 НК РФ. При этом, обязанности налогового агента по НДС возникают у покупателей только в том случае, если они приобретают лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы, а также сырые шкуры животных, у плательщиков НДС. Чтобы покупатели понимали, что приобретают указанный товар у неплательщиков НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном документе на реализацию «Без налога (НДС)».

НДС у продавцов:

1. Если указанные товары реализуются продавцом-плательщиком НДС физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП, то НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, который выписывает счет-фактуру в обычном порядке, с указанием ставки НДС 18% и соответствующей суммой налога.

2. Если указанные товары реализуются продавцом-плательщиком НДС юридическим лицам или ИП, независимо от применяемой покупателями системы налогообложения, то НДС продавцом не исчисляется и не предъявляется покупателю (п. 4 ст. 173 НК РФ). В этом случае, продавец должен выставить счета-фактуры, в том числе, корректировочные и авансовые, с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ). Продавец выписывает покупателю счет-фактуру по общеустановленной форме, в которой заполняется графа 5 «Стоимость товара без налога, всего». В графе 7 «Налоговая ставка» указывается ставка НДС 18%, в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» отражается договорная стоимость товара с учетом НДС.

3. Если указанные товары реализуются продавцом, не являющимся плательщиком НДС, юридическим лицам или ИП, независимо от применяемой покупателями системы налогообложения, то указанные продавцы в документах на реализацию проставляют отметку «Без налога (НДС)».

НДС у покупателей-налоговых агентов:

1. Если указанные товары приобретаются у физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, то НДС покупателями, являющимися налоговыми агентами, не исчисляется и в бюджет не уплачивается, так как физические лица не являются плательщиками НДС.

2. Если указанные товары приобретаются у юридических лиц или ИП, являющихся плательщиками НДС, то покупатели — налоговые агенты, определяют налоговую базу по НДС, исходя из договорной стоимости товаров, включающей сумму НДС, по ставке НДС 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС у налоговых агентов, является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки товаров
  • день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров

Можно сделать вывод, что продавец получает оплату за товары без сумм НДС, который напрямую уплачивается покупателем в бюджет, в момент перечисления денежных средств продавцу.

3. Если указанные товары приобретаются у юридических лиц или ИП, не являющихся плательщиками , то покупатели — налоговые агенты, уплачивают продавцу стоимость товара, но НДС не исчисляют и в бюджет не перечисляют.

В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Запрет вычета НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий или бюджетных средств

С 1 января 2018 года вводится новый п. 2.1 в ст. 170 НК РФ. Теперь в случае приобретения товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, за счет полученных субсидий или бюджетных средств, НДС, предъявленный поставщиками, вычету не подлежит, а учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль, при условии ведения раздельного учета НДС.

Если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы и имущественные права, сначала приобретаются за счет собственных ресурсов, а затем получена субсидия или бюджетные средства на возмещение понесенных затрат, то ранее принятый к вычету НДС, восстанавливается в периоде получения указанной субсидии или бюджетных средств (п. 3 ст. 170 НК РФ).

В случае частичного возмещения затрат за счет субсидий или бюджетных средств, необходимо рассчитать долю НДС, подлежащую восстановлению, пропорционально стоимости товаров (работ, услуг), без учета налога, приобретенных за счет субсидий или бюджетных средств, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), без учета налога.

Право на отказ от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ вводится новый п. 7 в ст. 164 НК РФ. Теперь организации при экспорте товаров, а также, при оказании некоторых видов услуг и выполнении работ, в отношении экспортируемых товаров, вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС.

Для получения права на неприменение нулевой ставки НДС, необходимо представить заявление в налоговый орган по месту своего учета, не позднее 1-го числа налогового периода (квартала), с которого планируется не применять нулевую ставку НДС.

Указанное право предоставляется на срок не менее 12 месяцев в отношении всех экспортных операций, по которым такой отказ предусмотрен. То есть, выборочно отказываться от нулевой ставки НДС по конкретным сделкам, нельзя.

Нулевая ставка НДС для реэкспорта

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ изменена редакция пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой, нулевая ставка НДС применяется при реэкспорте товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры:

  • переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки таких товаров
  • свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада

Для подтверждения нулевой ставки НДС при реэкспорте в налоговую инспекцию по месту своего учета, помимо прочих, нужно представить следующие документы:

  • оригинал или копию внешнеторгового контракта,
  • оригинал или копию таможенных деклараций,
  • копии транспортных и товаросопроводительных документов.
Нулевая ставка НДС при предоставлении железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от вида права владения ими

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ изменена редакция п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой, нулевая ставка НДС применяется при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от того, на каком праве они принадлежат налогоплательщику.

До 2018 года нулевая ставка НДС применялась, только если железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры принадлежали налогоплательщику на праве собственности или аренды.

Уточнение «Правила 5 процентов»

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменена редакция п. 4 ст. 170 НК РФ. Налогоплательщики, осуществляющие облагаемые и необлагаемые НДС операции, обязаны вести раздельный учет входного НДС, даже в случае соблюдения условия, установленного «Правилом 5 процентов».

Если «Правило 5 процентов» выполняется, то право принимать входной НДС к вычету по товарам (работам, услугам), относящимся как к облагаемым НДС, так и не облагаемым операциям, сохраняется в полном объеме.

Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются только в необлагаемых НДС операциях, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг). Принять, в этом случае, входной НДС к вычету нельзя, даже если расходы на необлагаемые НДС операции не превышают 5%.

НДС в чеке при розничной торговле товарами (работами, услугами)

С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ внесена поправка в п. 6 ст. 168 НК РФ: теперь при реализации розничным потребителям, необходимо выдавать чек или иной документ с выделенной суммой НДС.

Н аиболее масштабные изменения внесены в порядок исчисления НДС. Проанализируем наиболее значимые из них.

Под занавес уходящего года законодателями подготовлен ряд изменений по НДС.

Новый порядок обложения операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов

Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.25 п.2 ст.149 НК РФ признан утратившим силу.

Тем не менее, с 1 января 2018 г., продавец реализуемого лома и отходов черных и цветных металлов не будет исчислять и уплачивать НДС. Оплата НДС со стоимости реализованного лома и отходы цветных и черных металлов будет осуществляться покупателем, который будет выполнять функции налогового агента (п.3.1 ст.166 НК РФ). При реализации покупателем металлолома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога.

При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). При реализации товаров, компании-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

Это означает, что с 1 января 2018 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов не относится к разряду льготируемых операций. То есть НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов будет исчисляться не продавцами, а покупателями, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся ИП).

Пополнен список налоговых агентов

Покупатели сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов признаются налоговыми агентам (п.8 ст.161 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 г. №335-ФЗ).

При реализации на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов, а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС должна исчисляться налоговыми агентами – покупателями этих товаров (п.8 ст.161 НК РФ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Покупатели - налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

При этом налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, вправе заявить налоговый вычет (п.1 ст.169 НК РФ). Это означает, что фактически покупателем товаров НДС не будет уплачиваться в бюджет (абз.1 п.3 ст.170 НК РФ).

Изменен перечень операций, освобожденных от налогообложения

Федеральными законами от 18.07.2017 г. №161-ФЗ, от 14.11.2017 г. №316-ФЗ дополнен п.2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение аттракционов в океанариумах (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).

Также будут освобождены от НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз.4 пп.1 п.2 ст.149 НК РФ (речь идет о протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним), имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (пп.33 п.2 ст.149 НК РФ).

С 1 января 2018 г. освобождены от налогообложения НДС операции по выпуску материальных ценностей из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г.№79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (пп.34 п.2 ст.149 НК РФ).

Восстановление НДС в части полученной бюджетной субсидии

При приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций НДС не подлежит к вычету. Федеральным законом от 27.11.2017 г. №335-ФЗ пп.6 п.3 ст.170 НК РФ изложен в новой редакции. Напомним, что до 01.01.2018 г. налогоплательщик восстанавливал НДС только в случае получения бюджетной субсидии (включающей в себя сумму НДС) на возмещение затрат.

С 1 января 2018 г. независимо от того, включает или нет субсидия сумму НДС, компания должна восстановить сумму налога.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А при частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ).

Законопроект № 489169-7 о повышении НДС в 2018 году до 20 процентов внесли на рассмотрении Госдумы только 16 июня, а 24 июля закон уже принят в третьем и окончательном чтении. 3 августа проект закона подписал Президент РФ. Вокруг документа уже успели распространились многочисленные страхи.

Расскажем, когда, как и насколько вырастет НДС, кому и чем грозит повышение ставки. Официальный текст проекта закона о повышении НДС 2018 года опубликован в конце статьи.

Что нужно знать про налог на добавленную стоимость?

НДС - один из косвенных налогов, зачисляемый в федеральный бюджет. О нем необходимо знать следующее.

  • Налог на добавленную стоимость, как указано в ст. 163 НК РФ, имеет налоговый период в один квартал.
  • В 2018 году базовая ставка по нему составляет 18%.
  • Некоторые товары и услуги, называемые социально значимыми, реализуются с пониженной ставкой в 10%. Преимущественно это основные продукты питания, медикаменты, товары для детей.
  • Некоторые услуги, товары, продукты полностью освобождены от уплаты этого налога, что регламентировано пунктами 1-3 ст. 164 НК РФ. Это, к примеру, медицинское обслуживание, транспортные услуги, плата за детские сады и т.д.
  • Ни перечень услуг по специальным ставкам, ни размер этих ставок (10% и 0%) законопроектом не затрагивается.

    Последние новости

    Правительство РФ под руководством Д. Медведева в середине июня выступило с предложениями внести поправки в действующий НК РФ и ряд других законов. Был подготовлен законопроект № 489169-7, который предусматривает рост ставки налога до 20%.

    Планируется, что прибавка НДС даст федеральному бюджету увеличение дохода в размере 620 миллиардов рублей ежегодно. Каждому россиянину рост ставки НДС обойдется в 360 руб. ежемесячно.

    Бурное обсуждение проекта в Сети привело к тому, что в адрес юристов сайт также стали поступать многочисленные вопросы от читателей. Вот некоторые из них.

    «Прошу проконсультировать: с какого числа повышение НДС в 2018 году произойдет. Есть ли вероятность, что ставка вырастет только в 2019 году?», - интересуется предприниматель из Перми Иван.

    «Будет ли повышение НДФЛ и НДС с 2018 года? Какой рост цен прогнозируется в связи с этими изменениями?», - задает вопрос жительница Москвы Ольга.

    «Дайте комментарии про закон о повышении НДС в 2018 году: чем грозит бизнесу увеличение базовой ставки?», - спрашивает директор ООО «Светлана» из Волгограда

    Прежде всего, отметим следующее: закон предлагает изменить ставку с 1 января 2019 года. В 2018 году ставка останется на прежнем уровне – 18%.

    Вывод: повышение НДС в 2018 году до 20 процентов однозначно не состоится.

    Последствия увеличения базовой ставки НДС

    Увеличение НДС не настолько страшно для бизнеса, как это рисуют комментаторы в Интернете:

    • преобладающие расходы обычных граждан связаны с покупками товаров, ставки НДС на которые не изменятся. Следовательно рост цен на них не станет существенным, и это не будет напрямую связано с НДС;
    • некоторые дорогостоящие вещи действительно поднимутся в цене (авто, гаджеты, недвижимость), но в последние годы государство успешно сдерживает инфляцию, благодаря чему , поэтому высокий рост цен экспертами не прогнозируется;
    • если бы подняли ставку НДФЛ, положение было бы гораздо хуже. НДС больше касается бизнеса: налогообложение с юрлиц проще отслеживать, как и выявлять нарушения в этой сфере.

    Вспомним о том, что именно из федерального бюджета, в который зачисляется НДС, финансируются государственные социальные программы: материнский капитал, льготное ипотечное кредитование, масштабные государственные стройки.

    Другие изменения, предусмотренные законопроектом № 489169-7

    В результате шума, связанного с повышением налога, общественность не обратила внимания на то, что законопроект предусматривает ряд других значимых корректировок.

  • Вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса. Сейчас действует 15,25%, предлагается 16,67%.
  • Право субъектов автопрома на вычет сумм НДС, которые были уплачены при покупках за счет субсидий или средств бюджета, сохранится до 01.01.2019.
  • Регулируется нагрузка на плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды. При ныне действующей ставке 34% совокупного тарифа этих взносов их могут снизить до 30%.
  • Особая сфера и плюс законопроекта для физических лиц - регулирование отчислений страховых взносов, в частности, в пенсионный фонд. Ранее планировалось, что действующий в настоящее время «льготный» тариф в 22% сохранится до 2021 года. А далее будет увеличен до 26%.

    После повышения НДС такого роста ставки по взносам не произойдет. Размер тарифа сохранится в границе 22% для тех, у кого выплаты не превышают предельное значение базы для отчислений взносов. Те, у кого доходы превышают эту предельную величину, будут уплачивать 10% с превышающих сумм. И это, в целом, положительное изменение.

    Повышение ставки НДС в 2018 году приведет к тому, что соответствующие изменения будут также введены в 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12. 2001, в 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999.


    Официальный текст – проект закона о повышении НДС в 2018 году

    Вносится Правительством Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

    Статья 1

    Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 10; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711; № 34, ст. 3517; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; 2007, № 23, ст. 2691; № 45, ст. 5417, 5432; № 49, ст. 6045; 2008, № 26, ст. 3022; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5749; 2009, № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6155; № 52, ст. 6444; 2010, № 15, ст. 1746; № 31, ст. 4198; № 45, ст. 5750; № 48, ст. 6250; 2011, № 30, ст. 4575, 4593; № 45, ст. 6335; № 48, ст. 6731; 2012, № 41, ст. 5526; № 49, ст. 6751; 2013, № 14, ст. 1647; № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4049; № 40, ст. 5038; № 48, ст. 6165; 2014, № 23, ст. 2936; № 48, ст. 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 5; № 14, ст. 2023; № 48, ст. 6689; 2016, № 1, ст. 6; № 22, ст. 3098; № 26, ст. 3856; № 27, ст. 4175, 4176, 4177, 4181; № 49, ст. 6844, 6851; № 52, ст. 7497; 2017, № 1, ст. 16; № 11, ст. 1534; № 47, ст. 6842; № 49, ст. 7307, 7313, 7322, 7325, 7333; 2018, № 1, ст. 20; № 18, ст. 2565; № 27, ст. 3942) следующие изменения:

    в пункте 2 статьи 154:

    а) абзац второй после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

    б) абзац третий после слова «льгот» дополнить словами «(в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога)»;

    2) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

    3) в статье 164:

    а) подпункт 42 пункта 1 дополнить словами «, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа»;

    б) в подпункте 6 пункта 2 слова «в подпункте 41» заменить словами «в подпунктах 41 и 42»;

    в) в пункте 3 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

    4) в абзаце третьем пункта 9 статьи 165 слова «18 процентов» заменить словами «20 процентов»;

    5) в пункте 5 статьи 1742 слова «15,25 процента» заменить словами «16,67 процента»;

    6) подпункт 1 пункта 2 статьи 425 изложить в следующей редакции:

    «1) на обязательное пенсионное страхование:

    в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22 процента;

    свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10 процентов;»;

    7) статью 426 признать утратившей силу;

    В подпункте 3 пункта 2 статьи 427:

    а) в абзаце втором слово «рублей;» заменить словом «рублей.»;

    б) дополнить абзацем следующего содержания:

    «Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2019 – 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – 0 процентов;».

    Статья 2

    В части 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 года
    № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 23, ст. 2936; 2016, № 1, ст. 6; № 49, ст. 6844) слова «2019 года» заменить словами «2025 года».

    Статья 3

    Часть 51 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2017 года
    № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 49, ст. 7307; 2018, № 1, ст. 20) признать утратившей силу.

    Статья 4

    Установить, что положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») применяются в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных:

    организациями – субъектами естественных монополий за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    налогоплательщиками – сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    организациями-производителями за счет субсидий, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств;

    организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2018 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года.

    Статья 5

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

    3. Пункт 2, подпункт «в» пункта 3, пункты 4 – 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.

    4. Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 158, пункта 3
    статьи 164, абзаца третьего пункта 9 статьи 165 и пункта 5 статьи 1742 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

    5. Положения подпункта 42 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2025 года.

    6. Действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

    Президент

    Российской Федерации В.Путин

    Послесловие

    Теперь только Президент РФ должен решить, произойдет ли повышение НДС в 2018 году и с какого числа начнет действовать повышенная ставка в 20%. После принятия закона парламентом и одобрения Советом Федерации необходима подпись Президента РФ. После этого документ будет опубликован в издании «Российская газета». Документ подписан Владимиром Путиным 3 августа 2018 года.

    В 2017 году законодателями были внесены изменения по налогу на добавленную стоимость, которые будут действовать и в 2018 году. О том, кого коснутся корректировки по части НДС и что необходимо знать налогоплательщикам, каков новый порядок уплаты НДС в 2018 году - читайте в этой статье.

    Кого еще признали налоговыми агентами по НДС в 2018 году?

    Законом №355-ФЗ от 27 ноября 2017 года внесены корректировки, которые вступают в силу с 01.01.2018 года. Поправки касаются покупателей товаров, которые, начиная с вышеуказанной даты должны выполнять обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость.

    В частности, изменения по НДС введены относительно:

    • лома металлов;
    • отходов металлов (цветных и черных);
    • вторичного алюминия (в том числе - его сплавов);
    • шкур животных (сырых).

    Продажа этих товаров в РФ теперь облагается НДС, что означает появление у покупателя обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость. Не платить НДС могут физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Налоговые агенты, применяющие ОСНО, могут наряду с начислением НДС заявить о получении вычета.

    Кто не признается налоговым агентом по НДС в 2018 году?

    В соответствии с поправками в законодательстве РФ, которые актуальны в 2018 году, некоторые категории посредников не являются налоговыми агентами по НДС.

    Пункт 10, статьи 174.2 НК РФ (в редакции № 335-ФЗ) определяет, какие именно посредники не признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость:

    • субъекты общероссийской платежной системы;
    • операторы связи, которые перечислены в ФЗ «О национальной платежной системе» (Закон№161 от 27 июня 2011 года).
    Кто утратил право на вычет входного НДС в 2018 году?

    Изменения, внесенные законодателями, которые действуют в 2018 году, коснулись и тех, кто получает инвестиции, а также субсидии из государственного бюджета.

    В новом пункте 2.1 статьи 170 Налогового кодекса указано, что плательщики налога на добавленную стоимость не вправе принимать к вычету входной НДС (по услугам, работам, товарам), которые были куплены за государственный счет. То же самое касается и ситуации, когда государственное субсидирование поступает в уставный капитал организации.

    В правило «5 процентов» по НДС внесли уточнения в 2018 году

    В 2018 году уточнены правила «5 процентов» по НДС (внесены №335-ФЗ), позволяющему принимать входной НДС к вычету полностью. Корректировки касаются организаций, ведущих операции, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. Изменения сводятся к следующему:

    • необходимо вести раздельный учет для принятия входного НДС к вычету в полном объеме;
    • правило не действует, если организация ведет операции, которые НДС не облагаются.

    Напомним, как выглядит формула расчета по правилу 5%:

    Расходы, которые связаны с реализацией, не облагаемой НДС (за квартал) / Общий размер расходов, которые связаны с реализацией (за квартал) X 100% ≤ 5%.

    Указывать НДС на чеке стало обязательным

    В пункт 6 статьи 168 российского Налогового кодекса внесены изменения (№ 349-ФЗ от 27 ноября 2017 года), в соответствии с которыми с 1 января 2018 года, при розничной торговле услугами, товарами или работами нужно в обязательном порядке указывать НДС.

    На товарных ценниках, а также ярлыках этого можно, как это было ранее, не делать.

    В каких ситуациях НДС полностью отсутствует?

    1. В случае выпуска из Государственного резерва материальных ценностей, начиная с 1 января 2018 года (на основании № 316-ФЗ от 14 ноября 2017 года).

    Таким образом, заемщики и ответственные хранители могут выпускать материальные ценности из Госрезерва для их заимствования, освоения или замены. НДС при этом удерживаться не должен. Помимо этого установлены особые правила для расчета налоговой базы, а также порядок определения процентной ставки по налогу на добавленную стоимость при продаже материальных ценностей заемщиками и лицами, ответственными за их хранение.

    2. В случае передачи целевого имущества в ОЭЗ.

    С 1 января 2018 года, при передаче имущества властям в регионах (и в муниципалитетах), которое создано для претворения в жизнь договоров о создании особых экономических зон (статьи 146 и 170 НК) на безвозмездной основе НДС отсутствует (на основании № 351-ФЗ от 27.11.2017 года).

    Помимо этого Управляющие компании ОЭЗ и Акционерные общества с 2018 года не обязаны в 2018 году восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, которые раньше были приняты к вычету по вышеупомянутому имуществу.

    НДС 0% при реэкспорте продукции в 2018 году

    Изменения также коснулись ставки по НДС по отношению к операциям по реализации реэкспортируемых товаров. С 2018 года ставка по НДС изменена на 0% на основании №350-ФЗ от 27 ноября 2017 года. Но есть определенные условия для нулевой ставки.

    В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ перечислены таможенные процедуры, которые должны пройти такие товары (в том числе - отходы, остатки, продукты переработки):

    • переработку на таможенной территории;
    • свободную таможенную зону и свободный склад.

    В соответствии с действующим российским законодательством, с целью подтверждения НДС 0% при реэкспорте, обязательно предоставление следующих документов в налоговую инспекцию:

  • Таможенная декларация (копия или оригинал).
  • Внешнеторговый контракт (копия или оригинал).
  • Товаросопроводительные справки и транспортные справки (копии).
  • НДС 0% и отказ от нулевой ставки при экспорте продукции в 2018 году

    В 2018 году расширен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по отношению к экспортным товарам. Напомним, что ранее владельцы налогоплательщики НДС, поставляющие подвижные железнодорожные составы, а также контейнеры с целью перевозки продукции на экспорт имели право применять нулевую ставку только в двух случаях, если составы и контейнеры:

    • арендованы;
    • в собственности.

    С 2018 года это ограничение снято.

    В новой редакции статьи 164 НК РФ, в которую внесены поправки № 350-ФЗ, говорится о том, что с 2018 года вводится возможность отказаться от ставки 0% по НДС при экспорте (в том числе - и по смежным услугам).

    Теперь экспортеры продукции смогут отказаться от нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость:

    • при перевозке экспортируемых товаров;
    • при их экспорте.

    Вернуться к нулевой ставке экспортеры смогут не раньше, чем через год после отказа от ее применения.

    Чтобы отказаться от ставки 0%, нужно подать заявление в ИФНС до 1 числа квартала, начиная с которого предприятие будет отчислять НДС по ставкам:

    Обратите внимание, что в этом случае использовать различные ставки к продукции (даже если его покупают разные лица) запрещено. Кроме того, недопустимо отказываться от ставки 0% по НДС в отношении какой-либо определенной сделки.

    Если организация отправляет товары по почте, то в 2018 году она должна подтверждать ставку 0% по НДС, в соответствии с изменениями, при помощи таких документов (оригиналов и копий):

    • платежные поручения;
    • декларация (форма CN 23).

    Напомним, что до этого перечень подтверждающих документов при отправке посылок заграницу не был четко регламентирован Налоговым кодексом.

    С актуальным бланком декларации по форме CN 23 можно ознакомиться тут:

    Стоит учитывать, что при отправке в другие государства посылок по почте, для подтверждения нулевой ставки по НДС, в соответствии с №350-ФЗ организациям не потребуется внешнеторговый контракт.

    НДС 0% для услуг аэропортов в 2018 году

    В 2018 году список услуг, освобожденных от НДС, которые предоставляют аэропорты, определяется документом, изданным российским правительством. Это следует из закона № 305-ФЗ (от 30 октября 2017 года), который вносит изменения в НК (подпункт 22 пункта 2 статьи 149).

    Новым подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ на основании № 353-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года вводится НДС 0% по Калининградской области в отношении внутренних воздушных перевозок пассажиров (включая багаж).

    Введение taxfree с 1 января 2018 года

    Taxfree - это право на возврат НДС с покупок, которые иностранные граждане (за исключением ЕАЭС), совершили в России. Система вводится № 341-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года. При этом taxfree действует не на все товары (к примеру, за подакцизные товары НДС нельзя вернуть).

    Новая статья Налогового кодекса РФ, 169.1, регулирует порядок возврата НДС для иностранцев, совершавших покупки в России.

    Для возврата иностранцу необходимо соблюдать такие условия:

  • Купить товаров с учетом налога на добавленную стоимость на сумму от 10 000 рублей в течение календарного дня (с 00 часов до 24 часов).
  • Показать паспорт.
  • Попросить чек у продавца товара (он необходим как подтверждение для компенсации налога)
  • Не позднее чем через три месяца после совершения покупок вывезти их через пункты пропуска.
  • В течение года со дня совершения покупки обратиться за компенсацией.
  • Немаловажно и то, что продавцы, принимающие участие в taxfree, получают право принимать НДС к вычету, который они вернули иностранным гражданам.

    Продавец, в свою очередь, должен соответствовать ряду требований, а именно:

    • заниматься розничной торговлей (не только сама организация, но и ее обособленные подразделения);
    • входить в специальный реестр Министерства промышленности и торговли РФ;
    • быть плательщиком НДС;
    • находиться в определенном Правительством РФ месте (определяется отдельным постановлением).

    Продавцу будет необходимо оформить чек о возврате НДС иностранцу в одном экземпляре на основании чека, предоставленного иностранным физическим лицом. Особой формы такого чека нет, но обязательные реквизиты к его оформлению есть. Таким образом, продавцу на основании чека taxfree(с отметкой таможни о вывозе товара) вернут НДС, если НДС был возвращен иностранцу.