Налоговый агент в каких налогов. Я налоговый агент … или нет

Если организация выступает агентом физического лица (принципала) по сдаче в аренду жилых помещений, она не признается налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ. Такой вывод содержится в . Источником дохода физического лица – арендодателя являются наниматели (арендаторы) жилых помещений, находящихся в собственности этого физлица.

Напомним, что по агентскому договору одна сторона (агент) должна за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридически значимые и иные действия от своего имени за счет принципала, или от имени принципала и за его счет (). Например, агент по поручению принципала может реализовывать и приобретать товары, оказывать услуги, выполнять работы. При этом право собственности на вещи, в отношении которых агент совершает вышеуказанные действия, сохраняется за принципалом ( , ).

Вправе ли налоговый агент изменить порядок выполнения своих обязанностей, возложенных на него нормами НК РФ, на основании договора, заключенного между двумя организациями? Узнайте из материала "Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Так как по агентскому договору одна сторона выступает посредником и получает за выполнение своих обязательств вознаграждение от принципала и согласно условиям агентского договора организация (агент) от своего имени не выплачивает физлицу доходы, она не может признаваться налоговым агентом.

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации и индивидуальных предпринимателей обязанность начислять и уплачивать в бюджет НДС при реализации товаров, работ, услуг не только за себя, но и «за того парня», т.е. выполнять функции налогового агента при реализации товаров, работ, услуг другими налогоплательщиками. При этом, не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Налоговыми агентами могут быть и те организации (предприниматели), которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или патентную систему налогообложения.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом сумм налога предусмотрена налоговая санкция - штраф в размере 20% от суммы налога. Чтобы избежать налоговых санкций, проверьте своих контрагентов и сделки с ними.

Ниже - схема, которая поможет разобраться с тем, кто считается налоговым агентом по НДС.

В статье 161 НК РФ описаны ситуации, когда за плательщика НДС исчисляет и уплачивает в бюджет налоговый агент. Рассмотрим две самые популярные ситуации.

Ситуация 1. Реализация иностранными организациями товаров, работ, услуг на территории России

Если у иностранной организации есть представительство в России, то такая организация сама рассчитает НДС, уплатит его в бюджет и выставит вам счет-фактуру. Если же представительства в РФ нет, то покупателю товаров, работ, услуг придется исчислить НДС и удержать его из выплачиваемой иностранному продавцу суммы. Поэтому при заключении договора с иностранной организацией нужно обязательно проверить наличие представительства или филиала иностранной организации в России.

Для подтверждения того, что у вас нет обязанностей налогового агента, лучше всего запросить копию свидетельства о постановке на налоговый учет (с указанием ИНН и КПП) представительства иностранной организации на территории России.

Вместе с тем, если покупатель заключает контракт с головным офисом иностранной компании (зарегистрированный в РФ филиал не принимает участия в сделке), то покупатель должен исполнить обязанности налогового агента, не смотря на наличие регистрации представительства на территории РФ (письмо Минфина России от 12.11.2014 г. № 03-07-08/57178).

Если иностранная организация осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, которая не признается объектом обложения НДС на территории России, то покупателю не нужно рассчитывать и удерживать НДС.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по формуле:

Пример . Иностранная организация оказывает информационные услуги российской организации. В соответствии со ст. 148 НК РФ территорией оказания услуг признается Российская Федерация. Иностранные партнеры не представили свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в РФ. Стоимость услуги составляет 100 000 руб. Российская организация обязана удержать НДС при оплате услуг. Сумма НДС составит 100 000*18/118 = 15 254,24 руб. «На руки» исполнитель по договору получит 84 745,76 руб.

Зачастую иностранные контрагенты в договорах указывают, что желают получить определенную фиксированную сумму денежных средств за свои товары, работы, услуги, а все суммы налогов, подлежащих уплате в России, покупатель должен начислить сверх указанной суммы и уплатить за счет собственных средства.

Такие формулировки в договорах не влияют на порядок исполнения налоговым агентом своих функций и не препятствуют получению вычета относительно НДС, уплаченному в бюджет по такому договору.

В ряде случаев российские организации обязаны удерживать из выплат иностранным компаниям не только НДС, но и налог на доходы (ст. 309 НК РФ). Если организация является одновременно налоговым агентом и по НДС, и по налогу на доходы, то налоги исчисляются следующим образом: сначала следует рассчитать и удержать НДС, а затем - налог на доходы, исключив из налоговой базы сумму НДС.

Например, российская компания оплачивает иностранной компании стоимость имущественных прав на использование разработанного сайта 100 000 евро. НДС = 100 000 *18/118 = 15 254,24 евро. Налог на доходы = (100 000 -15 254,24) * 20% = 16 949,15 евро. Суммы налогов пересчитываются в рубли по курсу на дату перечисления в бюджет (ст.45 НК РФ). Обратите внимание, что налоговая ставка на доходы иностранной организации зависит от международного соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Соглашением может быть предусмотрено освобождение доходов иностранной организации от налогообложения на территории РФ или обложение по пониженной налоговой ставке. Если же такого соглашения между государствами нет, то следует применять ставку 20%.

Согласно статье 312 НК РФ для применения освобождения от налогообложения доходов иностранной компании на территории РФ или применения пониженных ставок налога требуется документальное подтверждение:

Резидентства в стране, с которой Россия заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения;

Фактического права распоряжаться доходами, получаемыми по договору (в частности, подтверждение того, что контрагент не является посредником).

Подтверждающие документы должны быть предоставлены иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода.

Ситуация 2. Предоставление органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального, муниципального имущества, имущества субъектов РФ

При заключении договора аренды государственного или муниципального имущества необходимо обратить внимание на то, кто является арендодателем по договору. Возможны следующие варианты заключения договоров аренды:

1) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган (двусторонний договор). В этом случае арендатор признается налоговым агентом.

2) Арендодатель - администрация города, комитет по управлению государственным имуществом, муниципалитет или иной аналогичный орган, балансодержатель - унитарное учреждение (трехсторонний договор). В этом случае арендатор также признается налоговым агентом.

3) Арендодатель - муниципальное или федеральное унитарное учреждение (школа, больница, автовокзал и т.д.). Такие учреждения являются самостоятельными налогоплательщиками. Арендатор не является налоговым агентом.

4) Арендодатель - казенное учреждение. Услуги таких учреждений НДС не облагаются. Арендатор не является налоговым агентом.

Если арендатор является налоговым агентом, то он обязан рассчитать НДС в момент уплаты арендной платы. Сумма налога определяется следующим образом:

Сроки уплаты НДС в бюджет

При приобретении работ, услуг у иностранного партнера уплата налога в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой денежных средств иностранному партнеру. Банки не примут платеж иностранцу без платежного поручения на уплату НДС в бюджет (ст. 174 НК РФ). При покупке же у иностранных организаций товаров налог подлежит перечислению в бюджет равными частями не позднее каждого 25-го числа в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором начислен налог.

Такие же сроки установлены для перечисления в бюджет НДС, начисленного в отношении арендной платы за пользование государственным / муниципальным имуществом.

На практике налоговому агенту удобнее при осуществлении любой покупки перечислять НДС в бюджет в момент оплаты по договору с иностранцем или государственным органом / муниципалитетом. Это позволит избежать технических ошибок, а значит избежать начисления пени и штрафов за несвоевременное перечисление налога в бюджет. Кроме того, период оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Счета-фактуры

Налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее 5 календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг (реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ) в двух экземплярах. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй - в момент возникновения права на вычет в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты продавца / арендодателя. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, если продавец - иностранная организация. В строке 5 счета-фактуры в случае приобретения работ, услуг у иностранной организации налоговый агент должен указать номер и дату платежного поручения, которым перечислен НДС в бюджет.

Вычеты

Лица, которое признаются налоговыми агентами в описанных выше ситуациях, обязаны представлять в налоговые органы декларации по НДС независимо от того, являются они сами налогоплательщиками НДС или нет. При этом, налоговые агенты, являющиеся плательщиками НДС, могут принять уплаченный НДС к вычету. Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, к вычету НДС предъявить не могут, но вправе включить сумму уплаченного НДС в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Обязательные условия для принятия НДС к вычету:

1) есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;

2) товары (работы, услуги) для их использования в деятельности, облагаемой НДС;

3) есть счет-фактура, выписанный вами (налоговым агентом);

4) приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету. НДС к вычету можно принять в том же периоде, в котором НДС уплачен в бюджет при соблюдении прочих обязательных условий.

Пример: организация арендует помещение у муниципалитета для размещения офиса за 300 000 руб. в месяц. Сумма НДС составляет 300 000 * 18/118 = 45 762,71 руб. Доля облагаемых НДС операций составляет 5% в общем объеме выручки (п.4 ст. 170 НК РФ). 30 марта организация перечисляет в бюджет 254 237,29 руб. в счет арендной платы за март и 45 762,71 руб. в счет уплаты НДС. В бухгалтерском учете произведены соответствующие начисления арендной платы. При формировании декларации за 1 квартал организация отразит: - начисление налога к уплате в качестве налогового агента 45 762,71 руб., - сумму НДС к вычету 2 288,14 руб. (45762,71 *5%). Разница между уплаченным НДС в бюджет и НДС, принятым к вычету (43 474,57 руб.), будет учтена организацией при расчете налога на прибыль в составе расходов на аренду помещения.

Таким образом, заключая договор с иностранной организацией или органом власти (муниципалитетом) организация (предприниматель) принимает на себя дополнительные функции и обязанности. В целях планирования налоговых последствий перед подписанием договора с «необычным» контрагентом следует предварительно исследовать его статус, оценить, как повлияет его статус на расчет налогов, и запастись необходимыми документами и подтверждениями.

Одним из участников отношений в сфере уплаты обязательных платежей в бюджеты разных уровней является налоговый агент (НА). Его деятельность регулируется нормами Налогового кодекса РФ. Они имеют общий, а также специальный характер. Например, ст. 161 НК РФ устанавливает правила исчисления агентами базы НДС.

Кто признается налоговым агентом?

Чтобы правильно и однозначно толковать понятие, необходимо обратиться непосредственно к НК РФ. В ст. 24 зафиксировано определение: налоговый агент - это лицо, которое обременено обязанностью произвести расчет обязательного платежа, взыскать с налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Также в ст. 24 НК РФ определены основные его обязанности, такие как:

  • верно и своевременно рассчитывать, удерживать из средств плательщика налоги и переводить в соответствующий бюджет РФ платежи;
  • если сделать это не удается, не позднее месяца с момента обнаружения невозможности удержания определенной денежной суммы - сообщать об этом в ИФНС по месту учета в письменной форме;
  • организовать учет обязательных платежей, удержанных из доходов налогоплательщика и переведенных в бюджет. Такой учет обязательно должен соответствовать требованиям законодательства;
  • обеспечить инспекторам возможность знакомиться с документами, свидетельствующими о правильности расчета и перечисления налоговых отчислений;
  • сохранить упомянутые документы на срок 4 года. В течение указанного периода времени бумаги могут быть запрошены и проверены на соответствие требованиям законодательства.

Кроме того, права, гарантированные НК РФ налогоплательщикам, присущи и налоговым агентам. Они также несут иные обязанности, которые возлагаются на участников финансовых отношений. Ответственность НА за неисполнение возложенных обязанностей или злоупотребление правами применяется также в соответствии с НК Российской Федерации.

Содержание и толкование норм ст. 161 НК РФ

Деятельность налогоплательщиков и НА регулируется нормами и положениями, закрепленными в Налоговом кодексе России. Они относятся к разным сторонам отношений и определяют основные правила поведения каждого участника. Положения ст. 161 НК РФ имеют отношение к тем налоговым агентам, которые перечисляют налог на добавленную стоимость в бюджет. Эта выплата является косвенной, то есть осуществляется не напрямую государству, а через посредника. В тексте определен порядок расчета налоговой базы в случае, когда НДС уплачивает именно НА.

Пункт 1 ст. 161 НК РФ устанавливает порядок расчета базы налога при реализации товаров. Здесь указано, что именно агент является обязанным производить расчет от каждой такой реализации, а не от общей суммы. Это правило означает, что платежи поступают государству не напрямую, а через посредника.

Пункт 2 рассматриваемой статьи является объясняющим определение НА по выплате НДС - таковым признается юридическое лицо или предприниматель, прошедшие регистрацию в ИФНС. Они обязаны исчислять, переводить в бюджет платежи по НДС, удерживая их непосредственно у налогоплательщика.

Пункт 3 ст. 161 НК РФ определяет обязанности арендатора федерального, муниципального имущества рассчитывать налоговую базу от стоимости аренды с учетом НДС. Именно арендатор выступает агентом и обязуется удерживать обязательный платеж из доходов арендодателя.

В п. 4 ст. 161 определяется правило расчета базы налога при продаже конфискованного имущества и его перечисления в пользу государства теми, кто занимается вопросами реализации в подобном случае. Сумма базы определяется от дохода, полученного с продажи.

Если реализация имущества осуществляется с участием иностранных организаций, которые не состоят на учете в Российской Федерации и не прошли необходимую регистрацию, НА в таком случае является та российская организация, которая работает с ними на основании соответствующего договора. В подавляющем большинстве случаев это агентское соглашение.

Пункт 7 ст. 161 НК РФ является объясняющим правила освобождения от расчета базы НДС и его перевода в бюджет некоторых отдельных субъектов по удержанию налогов. За несоблюдение требований норм кодекса ИФНС может наложить штраф до 20% от невыплаченных сумм.

Таким образом, агентом по уплате налога является лицо, которое обязано рассчитаться с государством по соответствующим платежам путем удержания из доходов налогоплательщика. Кроме того, оно обязуется вести правильный и своевременный учет, поддерживать документооборот и обеспечивать доступ инспекторов к необходимым бумагам. Это своего рода посредник между получателем обязательного платежа и плательщиком. Ст. 161 НК Российской Федерации определяет правила расчета НДС и осуществления платежей государству той организацией, которая является таким субъектом.

С львиной доли своих доходов физические лица платят НДФЛ не самостоятельно, а через посредников (налоговых агентов). Налоговые агенты - это непременно источники дохода, которые в силу возложенных на них обязанностей удерживают часть дохода, равную налогу, для перечисления государству .

Налоговыми агентами признаются (п.1.ст.226 НК):

— российские организации;

индивидуальные предприниматели;

— нотариусы, которые занимаются частной практикой;

— адвокаты, которые учредили свои кабинеты;

— обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.

Если организация по просьбе сотрудника направит часть его зарплаты третьим лицам, с которыми у организации нет договорных отношений, то налоговым агентом в этом случае она не становится. Следовательно, удерживать НДФЛ не обязана (Постановление ФАС Московского округа от 03.09.10 г. №КА-А40/10021-10).

Налоговые агенты обязаны :

  1. Правильно и своевременно исчислять и удерживать НДФЛ (п.1 ст.226 НК).

Удерживать НДФЛ налоговые агенты обязаны непосредственно при выплате дохода физлицу (п.4 ст.226 НК). Однако удержание НДФЛ с авансов по заработной плате не производится (Письмо Минфина от 05.09.12 г. №03-04-06/8-232).

Есть случаи, когда удержать НДФЛ не представляется возможным. Например, при единовременной выдаче дохода в натуральной форме (подарка). В этом случае новая редакция пункта 5 статьи 226 НК предписывает налоговым агентам подождать до окончания года, чтобы при появлении первой возможности (выплате еще каких-либо доходов) удержать неудержанный налог (Письмо Минфина от 17.11.10 г. №03-04-08/8-258). Если такая возможность до конца года не представится, то о невозможности удержания НДФЛ придется сообщить в налоговый орган и физическому лицу в срок до 31 января следующего года включительно. После этого обязанность налогового агента будет считаться исполненной (Письмо Минфина от 05.04.10 г. №03-04-06/10-62).

Если срок пропущен, сообщить все равно необходимо (Письмо ФНС от 16.07.12 г. №ЕД-4-3/11637@).

  1. Перечислить удержанный НДФЛ в бюджет (п.1 ст.226 НК).

Перечислить в бюджет удержанный налог налоговый агент в зависимости от ситуации обязан:

  • в день непосредственной выплаты дохода (день перечисления на банковские счета налогоплательщиков);
  • в день получения средств для выплаты дохода со своего банковского счета (при выплате через кассу);
  • не позднее дня, следующего за днем выплаты (выплата через кассу из наличной выручки);
  • не позднее дня, следующего за днем удержания налога (при выплатах в натуральной форме или материальной выгоде).

За несвоевременное перечисление налоговый агент несет ответственность в виде штрафа и пени.

Налог должен перечисляться исключительно удержанный с налогоплательщиков - физических лиц. Уплачивать за свой счет налоговым агентам категорически запрещено (п.9 ст.226 НК). Суммы, перечисленные в бюджет сверх удержанных сумм, налогом не признаются и подлежат возврату налоговому агенту (Письмо ФНС от 19.10.11 г. №ЕД-3-3/3432@).

  1. Вести учет доходов (п.1 ст.230 НК).

Налоговый кодекс вменяет в обязанность налоговым агентам ведение учета выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетов и сумм налога, начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет. Для этого налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы (регистры налогового учета), куда по каждому физическому лицу (получателю дохода) заносят вышеуказанные сведения.

  1. Представлять сведения в налоговые органы (п.2 ст.230 НК).

Собранные в налоговых регистрах сведения за календарный год не позднее 1 апреля следующего года направляются в налоговые органы по месту учета налогового агента и месту учета его обособленных подразделений. Сведения представляются путем подачи справок по форме 2-НДФЛ.

  1. Выдавать справки о доходах физлицам (п.3 ст.230 НК).

Физические лица, получатели дохода, источником которого был данный налоговый агент, могут получить свой экземпляр справки о доходах. Форма та же, что и для налоговых органов - 2-НДФЛ. Для этого нужно написать заявление налоговому агенту. За отказ налогового агента в представлении справки налогоплательщику ответственность для первого не предусмотрена (Письмо УФНС по г. Москве от 24.02.11 г. №20-14/3/16873).

  1. Обеспечивать сохранность документов (подп.5 п.3 ст.24 НК).

Сохранность документов, свидетельствующих о начислении, удержании и перечислении НДФЛ, должна обеспечиваться налоговыми агентами на протяжении четырех лет.

Налоговый агент - это сложное понятие, используемое в законодательстве о налогах и сборах. В статье расскажем, что означает это определение, в какие взаимоотношения вступают налогоплательщики и налоговые агенты, в каких случаях компания выступает как налоговый агент, пример фискальных платежей и ситуаций, которые приводят к агентированию.

Налоговые агенты и сборщики налогов

Понятие «налоговый агент» раскрыто в НК РФ — этому посвящена . Это лицо, которое, в соответствии с требованиями законодательства, обязано исчислить и удержать фискальный платеж у налогоплательщика, а также в оговоренное в законе время перечислить удержанные суммы в бюджет РФ.

До 2007 года в практике налогообложения существовало понятие «сборщик налогов». Ими признавались лица, уполномоченные на сбор средств в уплату фискальных платежей от налогоплательщиков. Их права и обязанности регулировались статьей 25 НК РФ . С 01.01.2007 указанная статья прекратила свое действие. В настоящее время понятие «сборщик налогов» в законодательстве РФ не применяется.

Права и обязанности

Статьей 123 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от неправомерно неудержанной и(или) неперечисленной суммы налога.

Уголовная ответственность (ст. 199.1 УК РФ) наступает при неисполнении обязанностей в личных интересах, повлекших неперечисление налога в крупном и особо крупном размере и предусматривает не только наложение штрафа, но и лишение свободы.