Локализация производства: правовые вопросы и тенденции. Локализация производства

Кому и зачем нужна локализация производства, насколько она полезна и трудна, как эффективно применять ее механизмы на практике? О ключевом элементе международной промышленной кооперации рассуждает заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский.

Для понимания задач локализации производства (ЛП) следует отличать цели, которые преследует компания-партнер, размещающая производство (экстенсивер), от целей принимающей стороны - реципиента (как правило, официальных властей).

Экстенсивер стремится к расширению рыночных позиций за счет гарантированного сбыта продукции, где не последнюю роль играет географическая приближенность к потребителю и источникам сырья, что снижает транспортные расходы до 25% себестоимости некоторых видов продукции. Реципиент рассчитывает на рост инвестиций и трудовой занятости, дополнительные налоговые поступления, прямой доступ к передовым технологиям, знаниям, опыту корпоративного управления и становления гудвила.

Часто дешевизна рабочей силы реципиента краткосрочна и не может считаться решающим фактором при выборе «производственной площадки». Большего внимания заслуживает кооперация с национальными или региональными экономическими операторами. К примеру, производство автомобильных легкосплавных дисков рядом с литейными заводами «Русала» принесло бы чувствительную выгоду: только одному Volkswagen требуется не менее 10 млн таких дисков. Между тем до 90% дисков сейчас импортируется из Китая.

Локализовывают производство чаще компании, стремящиеся расширять рынок для своей продукции с оценкой перспектив его развития. Они, как правило, учитывают принципы промышленной политики страны локализации, которые позволяют рассчитывать на меры государственной поддержки национальной экономики или вводить ограничения и даже запреты на импорт тех или иных товаров. Ярким примером такого подхода может служить автопром России, на протяжении длительного времени получающий значительную поддержку государства.

Закон о промышленной политике в РФ предусматривает специальные инвестиционные контракты (СПИК) как один из инструментов поддержки развития промышленности.

Предполагается, что после прекращения действия соглашений о промсборке, благодаря которым автопроизводители получали временные льготы, западные компании смогут рассчитывать на постоянные преференции, заключив специальный инвестконтракт.

Например, в Mercedes-Benz уже объявили, что до конца года такой СПИК будет подписан. Компания берет на себя обязательства по локализации, развитию технологий и созданию нового производства. Взамен она получит налоговые льготы, упрощение административных процедур и, что особенно важно, статус российского производителя, следовательно, доступ к госконтрактам.

Другой пример - заключенный на десять лет СПИК с немецко-японским концерном DMG Mori, согласно которому будет налажено производство новейших токарных и фрезерных станков и модернизирован Ульяновский завод. Швейцарская Sika собирается открыть в Подмосковье сразу два предприятия, в дополнение к заводам в Волгограде и Лобне, которые задействованы в строительстве стадиона «Зенит-Арена» и Керченского моста.

Примерно по такому же пути идет и российский фармсектор. Прямой запрет поставок иностранных препаратов, введенный Минздравом РФ в конце 2015 года, подтолкнул все крупные фармацевтические фирмы активизировать свои усилия по ЛП. Правительство разрабатывает меры поддержки локализации фармпроизводств в том числе за счет введения ограничений на госзакупки лекарств. Всего за последние четыре года европейский бизнес создал в России более 200 новых производств.

Еще один тонкий аспект - отличие локализации от экспансии. Расширение экономической деятельности за пределы собственной территории - едва ли не самый распространенный метод обеспечения национальной конкурентоспособности. Локализация производства способствует сохранению экономического суверенитета страны, поскольку развивает собственные производительные силы: технологическую практику, кадровый потенциал, ресурсно-энергетический и экологический факторы.

Кто выбирает локализацию?

Иногда считается, что ЛП необходима лишь для преодоления экспортно-импортных ограничений. Это не совсем верно, хоть и возможно: например, благодаря введению Россией продуктовых контрсанкций в Москве открылся торговый центр одного из известных продовольственных брендов, в котором совмещается собственное производство и продажа гастрономических продуктов.

Кроме того, многочисленные межправительственные комиссии формулируют предложения и проекты по развитию экономического сотрудничества, в том числе локализации производства. Особый интерес представляют европейские страны, участвующие в инициативе «Партнерство для модернизации». К примеру, Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЭФИК) разработал программу, которая включает 14 проектов в пяти отраслях. Примечательно, что, пожалуй, впервые в документе такого типа предусмотрено прямое использование механизма ЛП, известные российские и французские компании могут расширить номенклатуру уже производимых в России автокомпонентов.

Мешают ли санкции локализации производства? Да, и самым непосредственным образом, поскольку они включают прямые запреты на развитие финансовых и торговых связей. Экономические потери от подобных политических решений оцениваются в миллиарды евро. На фоне общеэкономического кризиса подобный «самодельный» ущерб трудно оправдать. Разве мог бы кто-нибудь недавно представить, что именно Россия, унаследовавшая идеологически зашоренную экономическую политику СССР, подвергавшаяся за это беспощадной критике со стороны европейских стран, теперь будет выдвигать им те же обвинения? Для полноты картины санкционного давления на Россию остается только ввести запрет на локализацию производства.

Владимир Рудашевский , заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике, профессор, д. э. н

Для поиска направлений сотрудничества в ЛП можно сравнить структуру импорта России, к примеру, из ЕС, с Приоритетными направлениями развития РФ до 2030 года. Предпочтение отдается компаниям, которые планируют разместить производство продукции, не выпускаемой отечественными производителями, и тем, кто намерен привлечь российские компании.

Размещение производства на новой зарубежной площадке - это не воспроизведение всех его составляющих, а тщательная адаптация этой системы к региональным особенностям: рыночному спросу, уровню конкуренции, кооперационной корреляции, готовности всей территориальной среды к инновационным переменам.

Соглашение ВТО о госзакупках, к которому Минэкономразвития РФ призывает присоединиться, предусматривает, что госструктуры не смогут включать в требования к товарам указание страны происхождения. Это открывает иностранным поставщикам беспрепятственный доступ к участию в тендерах.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, выступая на Ганноверской выставке, заявил, что Россия уже предложила европейскому бизнесу унифицировать российские требования и подходы к локализации, запустить новые меры поддержки.

«Для нас главный критерий, - сказал Мантуров, - это уровень локализации и импортозамещения». Министр подчеркнул, что речь не идет о полной локализации производства в России: «Все зависит от того, насколько это выгодно и принципиально с точки зрения стратегии национальной безопасности».

Импортозамещение как реакция на санкционную политику также ведет к использованию механизма ЛП, где роль экстенсиверов берут на себя российские компании. Например, «Технониколь» размещает свое производство в европейских странах, приобретая местные компании. То есть замещает импорт экспортом, и ввоз продукции локализованного производства не подпадает под санкции.

Таким образом, искусственные искажения рынка исправляются экономическими, а не политическими мерами, пресекая доктринально-идеологическое вмешательство в бизнес.

Как локализовать производство?

Формальные требования изложены в нормативных документах, но перечень носит отраслевой характер. Так как производственные площадки размещаются на муниципальных или региональных территориях, органы местной власти тоже имеют возможность дополнить отраслевой список требований. При этом иностранный партнер- экстенсивер может рассчитывать на существенные льготы и преференции. Анализ неудачных попыток ЛП показывает, что процесс ведется не всегда грамотно. Противоречия и белые пятна в российском законодательстве тому причиной, к примеру, во многих регионах не лимитированы региональные и муниципальные границы.

Уровень выпуска продукции для признания локализации состоявшейся, как правило, коррелирует со спецификой производства и атласа его технологических карт. При этом в зависимости от потребности экономики страны в продукции локализуемого производства граница объема выпуска изделий или комплектующих может колебаться в большом диапазоне.

Кооперационные связи с отечественными производителями, а также состояние рыночной конкуренции играют важную роль. Это особенно характерно для рынка пищевой промышленности, на котором локализованы почти все крупнейшие иностранные компании - Danone, Valio, Hochland, PepsiCo.

Сам по себе уровень локализации - существенный пункт соглашений, согласно которым иностранные производители обязуются создать производство в России. Большинство из них предусматривают постепенное доведение этого уровня до 60%.

Насколько полезна и трудна локализация?

В России ЛП - все еще исключение, а не правило формирования стратегий развития отраслей и территорий, как это было характерно, например, для Китая на протяжении многих лет.

С одной стороны, в России отставание в использовании ЛП объясняется осторожностью в деятельности экстенсиверов и серьезными изъянами в предпринимательском климате страны. Общественные организации, такие как РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА РОССИИ», ТПП РФ, настойчиво разрабатывают и направляют в высшие органы госуправления предложения по улучшению этого климата и снижению административного давления на бизнес.

С другой стороны, торможение ЛП связано с автаркической ориентацией федеральных и территориальных органов управления. Исторический груз формирования в СССР закрытого общества и экономики продолжает довлеть над умами. Известный японский экономист Сэйдзи Цуцуми заметил, что архаичные представления сильно мешают успешной модернизации. А японское общество, как мы помним, было крайне закрытым.

Консервативный подход в развитии экономики в России особенно характерен для регионов. Федеральная власть вынуждена была даже включить в KPI губернаторов такую характеристику, как объем привлечения в регион иностранных инвестиций. А ЛП, по существу, тоже инвестиционный процесс. Пример передовых в этом отношении регионов - Калужской, Ульяновской, Ленинградской областей, а также активное обновление губернаторского корпуса молодыми кадрами говорит, что постепенно смена парадигмы стимулирования экономического развития регионов все же произойдет.

Наиболее успешный опыт в ЛП накопили автопроизводители. Безусловно, стимулирующую роль сыграла программа господдержки отрасли, включающая льготное автокредитование и программу обновления автопарка. Возможно, не столь масштабно, но положительный опыт ЛП накопили итальянские производители бытовой электротехники: они создали в Липецке территориальный кластер, который объединил не только итальянских, но и российских производителей. Нидерландский автогигант DAF разместил свое производство в России более пяти лет назад. Китайская корпорация Dalian Machine Tool Group локализует выпуск токарных станков на подмосковном заводе по производству газовых счетчиков «Газдевайс».

По этому же пути пошли и фармацевты, образовавшие подобный кластер в Калуге. А «Роснано» ведет переговоры с крупнейшей в мире фармацевтической компанией по ее локализации в технополисе «Москва».

Можно признать успешным опыт локализации пищевых производств и торговых сетей, а также банковских систем, которые заняли на рынке России заметное место, разместив производство финансовых услуг практически такого же широкого спектра, что и на мировом рынке. ЛП может найти применение в высокотехнологической медицине и медоборудовании, приборостроении, судостроении, лесопереработке. Есть даже экзотический пример: планы развития компании Disney в России.

В целом, власти намерены улучшить ситуацию: утверждены 12 целевых моделей ведения бизнеса, разработанные для регионов, которые поднимут оценку предпринимательского климата России в мировом рейтинге Doing Business. Внедряются новые формы организации хозяйственной деятельности, такие как статус территории опережающего развития или промышленного кластера. Обсуждается возможность возмещать компаниям, локализующим производство в России, НДС при реэкспорте. Программы всех значительных экономических форумов так или иначе ориентированы на развитие инвестиционного потенциала РФ.

Трудности, с которыми может столкнуться иностранная компания при реализации ЛП, образуют три группы. Во-первых, это погрешности в расчетах бизнес-плана проекта ЛП. Во-вторых, плохо прогнозируемые изменения во внешней среде - глобального и локального уровней. По данным ВТО, в 2016 году страны «двадцатки» ввели 145 новых торговых ограничений, всего за последние семь лет - 1 583 ограничения. Сюда же следует отнести и инновационный парадокс: ЛП увеличивает спрос на выпускаемую продукцию, в том числе за счет постоянного обновления модельного ряда, дизайна, номенклатуры выпускаемых товаров. А это ведет к потере эксклюзивной прибыли от стандартной продукции, выпуск которой отлажен технологически, финансово, организационно, кадрово. Испанской Zara, чья продукция не соответствовала российским техническим регламентам, Минпромторг предложил использовать механизм ЛП, включающий высокие технологии для производства конкурентоспособной одежды. Такая стратегия - переносить на российские площадки инновационные проекты - позволит экстенсиверу надолго закрепиться в роли лидера рынка, не только российского, но и мирового. Именно такую стратегию применяют немецкие компании, например, давно работающая на российском рынке корпорация Siemens. И, наконец, в-третьих, ошибки в генеральном целеполагании ЛП.

Несмотря на то, что в России сложился колоссальный неудовлетворенный спрос на технологии, миссия ЛП – не только производить современную продукцию, но и экспортировать ее на локально объединенных рынках (таких как ЕАЭС, ЕС, БРИКС, ШОС) с расчетом на глобальную экспансию. С учетом того, что в России на повестке дня стоит введение налогового маневра (22/22), стимулирующего экспорт, такая экспансия принесет ощутимый экономический эффект.

Именно благодаря такому взгляду можно оправдать продвижение национальных производителей на зарубежные площадки с определенными потерями рабочих мест, налоговых поступлений, человеческого капитала. В подтверждение можно добавить, что локализация относится не только к производственной деятельности, но и распространяется на НИОКР.

К примеру, французская компания Schneider Electric, которая запустила в «Сколково» центр для полного цикла разработок программного обеспечения систем диспетчеризации, управления и контроля в электроэнергетике и нефтегазовой промышленности.

Тем не менее условия, которые были созданы в России для ЛП иностранных компаний, нельзя считать достаточно благоприятствующими широкому использованию этой формы инвестиционной стратегии. Кризисные факторы могли бы сыграть стимулирующую роль для активизации ЛП в программах стейкхолдеров и территориальных систем. К сожалению, пока это не наблюдается по причине политического вмешательства в функционирование рынков, в частности, из-за санкционной политики стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике.

Наступаем на те же грабли - именно так можно охарактеризовать историю производства автокомпонентов в России в новейшей истории. Именно к такому выводу пришли участники организованной ОАО «АСМ-холдинг» конференции, на которой обсуждались вопросы развития российской автокомпонентной отрасли.
Но прежде чем анализировать положение дел с автокомпонентной базой в России, оценим долю, которую вносит автопром в ВВП, в развитых странах и у нас: в России она на протяжении последних 10 лет неуклонно снижалась - с 2,47% в 2004 до 1% в 2014 году (прогноз на 2015 год - 0,9%). Для сравнения в Германии вклад автомобильной промышленности в ВВП страны составляет 9%, в США и Франции - 5%. Экспорт из Японии на 25% обеспечивает автопром, в Германии - на 20%, а в Южной Корее - 15%. О российском экспорте всерьез говорить сегодня не приходится, так как его доля находится в пределах статистической погрешности, хотя в лихих девяностых в этой области имелись совсем неплохие достижения. Так, экспорт автомобильной техники в 1987 году в ценах сегодняшних составил бы 30-35 млрд долл., а современный экспорт не превышает 4 млрд долл. при импорте 106 млрд долл.
Российский автопром всегда имел поддержку на самом высоком уровне, причем как напрямую (реструктуризация долгов ВАЗа с последующим списанием убытков), так и опосредованную: финансирование госпрограмм закупки отечественной автотехники, выделение средств на утилизацию не только легковых, но и грузовых автомобилей и т. д.
Далее, согласно совместному приказу Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина еще от 15 апреля 2005 года по промсборке, предполагалось за 4 года, то есть до 2009 года, создать новые производственные мощности (не менее 300 тысяч автомобилей в год); установить двигатели внутреннего сгорания и/или коробки передач, произведенные на территории Российской Федерации, не менее чем на 30% от общего объема; организовать штамповочные операции, включая производство штампованных деталей кузова.
К 2011 году, то есть практически ко вступлению России в ВТО, должен был быть обеспечен уровень локализации до 60% по основным деталям. Не вдаваясь в подробности, отметим, что намеченных показателей достигнуть не удалось ни по одной позиции .
Специалисты сразу же предупреждали, что если промсборка не будет иметь эффекта масштаба, то есть как минимум 300 тыс. машин в год, то производство автокомпонентов для иномарок в России будет не выгодно. Тем более не будут использоваться новые технологии.
Далее в редакции приказа этих же министерств от 17 декабря 2009 года предполагалось поэтапное сокращение ввоза компонентов на 10% каждые 2, 3,5 и 4,5 года. В результате целевой показатель локализации за все эти годы должен был составить всего 30%.
Для сравнения - за меньший период времени в Китае и Индии, наших партнерах по БРИКС, уровень локализации по автокомпонентам составил 75% .
Ущерб от такой политики очевиден: потеря собственной автокомпонентной базы, собственных квалифицированных кадров. Это для России. А для стран, которые организуют у нас сборочные производства, это дает возможность создавать рабочие места у себя, не заботится при этом о внедрении новых технологий у нас. И оправдание такой политике есть: полноценная локализация невозможна из-за разнообразия брендов и небольших объемов производства.
Низкий уровень локализации, особенно по ведущим автокомпонентам, не дает уверенности в стабильной работе сборочных предприятий, особенно в период санкций. Но, оказывается, существуют возможности обойти закон, не обеспечивая при автосборке даже такой более чем скромный уровень локализации.
Товар, в данном случае автокомпонент, становится российским, то есть локализованным по такой вот простой схеме. Организация - импортер комплектующих, не имеющая никакого отношения к ОЕМ (производители оригинальных автокомпонентов), ввозит в Россию детали крупных автокомпонентов. Сертификат о происхождении товара предоставляется таможенным органам.
Все совершенно законно: товар, как вы догадываетесь, к оригинальному от известной компании отношения не имеет и не претендует на это. Для справки: сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны ввоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Далее организация-сборщик производит элементарные операции (сверление и сборку), результатом которых является уже российский товар, который получает российский сертификат о происхождении. Изготовленный (то есть собранный) на российском предприятии автокомпонент продается иностранному ОЕМ по полной стоимости с учетом НДС. Этот автокомпонент, попадая на конвейер, устанавливается на автомобиль как 100%-но локализованный компонент, полученный от ОЕМ. ОЕМ, в свою очередь, отчитываются в Минпромторге России о достигнутом уровне локализации. Все довольны.
Более того, после окончания срока действия льготного ввоза отдельных компонентов ОЕМ имеет право ввозить все комплектующие по обычным ставкам таможенных пошлин, которые составляют 5-15%, и совершенно не заниматься инвестициями в локализацию уже на законных основаниях.
При возможности работы по таким схемам ввоза и преобразования автокомпонентов с сертификатами о происхождении, ничего общего не имеющими с ОЕМ, в российские, о достижении уровня локализации в 30% к 2017 году говорить сложно. Да, согласно в очередной раз актуализированному приказу заинтересованных министерств (МЭР, Минпромторг, Минфин) до 2017 года предполагается обеспечить уровень локализации на уровне 30%, а к 2020 году - 45%. Но даже такого, в общем-то невысокого уровеня можно достичь только при условии создания совместных предприятий по производству автокомпонентов на территории России.
Наиболее приемлемый с точки зрения интересов России вариант производства выглядит следующим образом: в совместное предприятие, например, по выпуску топливной аппаратуры вкладывают свои компетенции и технологии российское предприятие (завод дизельной аппаратуры) и фирма Bosch. В результате будут осваиваться новые технологии, тиражироваться конструкции, обновляться продуктовая линейка заводов.
Самый неподходящий вариант - создание дочернего предприятия той же фирмой Bosch на территории России. И именно он является на сегодняшний день основным при организации производства, что является стратегической ошибкой.
Вступление России в ВТО ослабило и без того некрепкие позиции отечественной автокомпонентной отрасли. Пробелы в таможенном законодательстве позволяют поставлять автокомпоненты, нарушая интересы российских производителей . Усилия по поддержке национального автопрома практически не распространяются на автокомпонентную базу, без которой отрасль рискует превратиться в отверточную.
По данным ОАО «АСМ-холдинг», за период с 2005 по 2012 годы в России было создано 100 (!) заводов автокомпонентов, которые занимаются отверточной сборкой деталей и узлов. В результате потеряны высококвалифицированные инженерные и конструкторские кадры, так как на сборочных заводах они не нужны. Всего же автокомпонентная отрасль потеряла 350 тыс. квалифицированных рабочих мест. И в это же время на закупку комплектующих как для производства, так и для запасных частей тратится 103 млрд долларов в год.
Так что грабли не просто в очередной раз ударили по отрасли, а очень сильно ударили, поставив ее за грань выживания.

Западные санкции в отношении России, несомненно, добавили проблем нашей экономике. Однако они же стали стимулом для ряда качественных сдвигов: процесс импортозамещения набирает ход.

Показательная статистика. Так, индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей РФ в феврале 2015 года составил 49,7 балла по сравнению с январскими 47,6 балла, подсчитали в HSBC. Рост индекса за месяц стал максимальным за 16 месяцев. В то же время объем новых заказов в обрабатывающих отраслях в феврале увеличился впервые за три месяца. Опирается рост на подъем внутреннего спроса. "Более высокий внутренний спрос ускорил выпуск российского производства в феврале с учетом роли импортозамещения", - заявил старший экономист компании Markit Тревор Балчин.

Российские власти действительно сделали немало для стимулирования собственного производства импортируемых ранее из западных стран товаров. Так, уже вступил в силу ряд законов, ограничивающих использование в России нескольких категорий импортной продукции. Последняя инициатива Минпромторга – запретить допуск импортных лекарств к госзакупкам при наличии двух и более заявок на поставки от производителей из евразийского экономического союза (ЕАЭС). Подобный проект уже подготовлен Минпромторгом и согласован со всеми ведомствами.

Работу над импортозамещением предполагает и опубликованный антикризисный план правительства. Все эти меры поддержат российского производителя, во-первых, а во-вторых, вкупе с санкциями освободят им место на, безусловно, остающимся перспективном, отечественном рынке.

Впрочем, представители иностранного бизнеса тоже пока не отказываются от планов по развитию собственного производства в России. Многие компании заявляют о планах по локализации, у некоторых из них за плечами многолетний опыт успешной работы и развития производств в России.

Главной проблемой для подобных компаний является то, что в России нет чётких требований по локализации иностранного производства во многих сферах промышленности, считают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В частности, встречались случаи, когда компании, уже давно и глубоко локализованные в России, были исключены из списка отечественных производителей без объяснения причин. Подобные ситуации зачастую возникают в регионах, на уровне местного правового регулирования.

Более того: в ряде случаев региональные и отраслевые программы по импортозамещению становятся рассогласованными, противоречат друг другу. На местах импортозамещение иногда используется, как лозунг, обосновывающий устранение конкуренции, а недобросовестные закупщики злоупотребляют данной ситуацией для собственных интересов.

Комбинация факторов в таких инициативах по импортозамещению приводит к ряду негативных последствий. Так, происходит нарушение механизмов саморегулирования рынков, снижается привлекательность локализации на территории РФ на уже существующих мощностях по производству новых продуктов и внедрению технологий, вплоть до остановки существующих проектов. Под угрозу ставятся уже произведенные и планируемые инвестиции международных компаний на территории РФ, теряет свою актуальность создание зарубежных научно-исследовательских центров.

В таких условиях, считает член правления, председатель рабочей группы по модернизации и инновации Ассоциации европейского бизнеса, вице-президент компании АББ Россия Михаил Аким , необходимо, чтобы государство разработало единую методологию определения локализованного производства, при этом исключить из нее такой дискриминирующий критерий, как наличие иностранного учредителя, и предоставить локализованным производствам статус отечественного производителя или равные условия с ними, включая допуск к закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Импортозамещение, говорит эксперт, не должно ставить под угрозу качество, надежность, безопасность, устойчивое развитие. Ряд технологий являются результатом многолетних инвестиций, зачастую измеряемых десятками миллиардов долларов или евро. Соответственно, планы и приоритеты импортозамещения должны соответствовать размерам выделенных инвестиций, что требует четкого реалистического определения технологий, которые необходимо создавать локально. Безусловно, конкурентоспособность технологий зависит от средств, выделяемых на разработку (R&D), что, в свою очередь зависит от объема производства для достижения эффекта масштаба. Существуют риски сужения рынка РФ для развития импортозамещающих производств, поэтому крайне важно выбрать приоритетные технологии.

Ещё одной мерой, которая существенно помогла бы локализации производств на территории РФ, стала бы отмена таможенной пошлины на импортируемое сырье и комплектующие, не имеющие российских аналогов, ввозимые на территорию РФ с целью дальнейшей переработки в продукты на локальных производствах. Ряд местных производителей сырья, пользуясь девальвацией рубля, фокусируются на экспорте, необоснованно повышают цены для внутренних потребителей на 20-30% и выше или переходят на цены в валюте, повышают цены непропорционально структуре затрат.

«Эти факторы реально увеличивают себестоимость продукции, снижают ее конкурентоспособность и могут спровоцировать дальнейшую инфляцию, сокращение внутреннего потребления и рабочих мест, а стимулирование локализации, наоборот, позволит получить дополнительные рабочие места, а регионы - дополнительную финансовую поддержку из налоговых отчислений компаний», – констатирует член правления АЕБ.

На текущий момент у самих иностранных компаний сохраняется желание локализовывать производство в России, хотя интерес к этому существенно снизился, констатирует партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов . Причина этого заключается во веденных против России санкциях и ответном эмбарго, ведь, подпадая под эмбарго, многим компаниям нет смысла приходить в Россию. А вводимые их странами санкции могут в итоге привести к необходимости уйти из РФ. Также иностранный бизнес пугают нынешние экономические проблемы в стране. Однако не все так плохо и существуют договоренности о локализации, которые заключались в 2013 и 2014 годах, и которые будут реализовываться как раз сейчас (например, международная компания 3M, компания Bosch, компания Claas KGaA mbH, итальянский производитель сельхозтехники Same Deutz-Fahr). Эти компании от своих намерений не отказались. Появляются и новые проекты, хоть и в меньших объемах, чем раньше, и не так активно.

Между тем, в текущих условиях иностранному бизнесу будет заметно сложнее, чем до 2014 года, локализовать здесь свое производство, полагает руководитель направления по защите бизнеса центра «Общественная дума» Сергей Варламов . Появились новые преграды в виде взятия РФ курса на импортозамещение со всеми вытекающими отсюда последствиями для иностранцев, а сам процесс локализации стал более финансово затратным. Кроме того, нынешний общий экономический спад и падение рубля грозят бизнесу убытками, что делает перспективу локализации здесь высокорискованой и пугает инвесторов большой вероятностью не окупить затраты. Также негативно отразится на иностранном бизнесе снижение покупательской способности населения из-за проблем в стране и уменьшения доверия граждан к иностранной продукции после всех введенных санкций.

Но основная трудность для локализации - многочисленные бюрократические препоны. Сейчас эта проблема может увеличиться в масштабах, считает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко . Яркими примерами могут служить Макдоналдс и Danone, которые подверглись публичным обвинениям со стороны высокопоставленных чиновников. Макдоналдс, конечно, пострадал сильнее. А ведь это компании с многолетним стажем работы в России и предоставляющие трудоустройство нескольким тысячам россиян.

Не исключено, что если иностранный бизнес начнет активно локализоваться в РФ, то его ждет то же самое и это помимо того, что само начало деятельности пройдет через множество административных барьеров. Кроме этого иностранные компании могут проиграть конкурентную борьбу отечественным компаниям, если последним государство будет оказывать преференции (понижать налоговое бремя, отдавать предпочтение при госзакупках, оказывать финансовую поддержку), а так, скорее всего, и будет.

И все же власти понимают, что интерес иностранного бизнеса к России снизился, и не отказываются от сотрудничества. Об этом неоднократно заявлялось, напоминает Дмитрий Липатов . Если России будет выгодно, и это не навредит отечественным производителям, то власти готовы звать сюда иностранцев. Тем более что реальное импортозамещение займет довольно много времени, и есть моменты, которые Россия пока не в состоянии заменить.

В то же время, справедливости ради, надо отметить, что такого уж активного содействия иностранной локализации сейчас пока не наблюдается. Видимо, по той причине, что импортозамещение представляется более выгодной перспективой, так как имеет больше преимуществ и в долгосрочной перспективе может больше помочь росту российской экономики.

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело , в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.

В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре - консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.

С русским «сердцем»

По данным Минпромторга на 2014 год, в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия - панели приборов, бамперы. Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику. Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», - констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России и Ford. По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.

Об иномарках - в деталях

Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанного совместно консорциумом соглашения о промсборке. Больше всего отечественных комплектующих получили Renault Logan, Sandero и , причем высокая степень локализации достигается, прежде всего, за счет широкой номенклатуры штампованных элементов кузова. Уже с момента открытия производства Hyundai обеспечил локализацию Solaris и Kia Rio в 46%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей. На российских заводах Volkswagen, Ford и Nissan этот показатель составляет 40–45%. Седаны Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan «обрусели» лишь на 35%, Toyota Camry - на 30%, а вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport - и вовсе на 20%.

Как отмечают в PwC, автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене. «В условиях продолжающейся девальвации рубля локализация автокомпонентов является одним из немногих инструментов для производителей иномарок по сдерживанию роста себестоимости автомобиля и, как следствие, цены на конечный продукт, - комментирует Александр Кардаш. - Однако на дальнейшие планы по локализации производства иномарок будут влиять ожидания по динамике автомобильного рынка в России. Если в среднесрочной перспективе авторынок продолжит сокращаться, многие производители могут пересмотреть свои планы (в том числе с точки зрения объемов производства и сроков локализации автокомпонентов) или вообще отказаться от дальнейшей локализации производства».

Все глубже и глубже

Впрочем, в условиях девальвации рубля многие автоконцерны стали только форсировать локализацию производства в России, даже сверх требований по промышленной сборке. И это несмотря на то, что сроки действия соглашений по льготному режиму истекают уже в 2018–2020 годах, после чего промсборщики будут ввозить комплектующие на общих основаниях. Так, перед российским подразделением PSA Peugeot Citroen поставлена задача по увеличению локализации производства до 50% к 2017 году . Как заявили в пресс-службе компании, локализация позволяет снизить зависимость от изменения курсов валют и оптимизировать расходы на логистику, что способствует уменьшению производственных затрат. Повышение уровня локализации увеличивает конкурентные преимущества и позволяет поддерживать бизнес, сохраняя стабильный уровень производства, добавляют в Ford Sollers, где к 2018 году намерены достичь локализации в 60% . «Мы заинтересованы в расширении локализации производства и уделяем особое внимание реализации намеченных планов, в том числе и по производственным мощностям. Для нас это особо важно, поскольку в доле российских продаж Mitsubishi на локально произведенные модели приходится около 55%», - вторит президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи.

Рублевые комплектующие

Вполне очевидно, что при всеобщем повышении цен на авторынке наиболее выигрышно смотрятся иномарки с наибольшей степенью локализации. Так, к примеру, Hyundai Solaris и Kia Rio увеличивают свой отрыв от конкурентов, заняв . «Конечно, здесь сказываются и государственные программы поддержки, но влияние локализации на стоимость машин тоже стоит отметить - на заводе Hyundai локализация достигла почти 50%», - говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Несмотря на достаточно высокий уровень локализации питерского предприятия, доля импортных закупок завода также остается существенной, отмечает, в свою очередь, Мария Мальцева. К тому же, по ее словам, сама по себе локализация не гарантирует снижение цены , ведь рост курсов валют влияет, в том числе, и на уровень цен автокомпонентов, произведенных в России.

Впрочем, невысокий уровень локализации (порядка 20%) стал одной из причин . Как рассказал директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов, компания работала над дальнейшей локализацией и планировала ее постепенно повышать. Однако сложная экономическая ситуация, резкое падение потребительского спроса и обвал курса национальной валюты, который существенно повысил стоимость ведения бизнеса в стране, стали главными причинами консервации завода и общей реструктуризации бизнеса компании в России.

Напомним, основными моделями на конвейере GM в Петербурге были Chevrolet Cruze и - именно по ним и велась работа по локализации. По мнению Михаила Чаплыгина, главным фактором, не позволившим GM увеличить локализацию, стало отсутствие четких планов развития производства на предприятии. «Поставщики приходят под конкретные планы и под конкретные модели, которые могут в перспективе нескольких лет быть бестселлерами на российском рынке. Этого нельзя было сказать о продукции GM. Модели не обновлялись, и их перспективы становились все более туманными, тем более на падающем рынке. Поэтому без отсутствия каких-либо гарантий по объему производства стимула у поставщиков в работе с GM становилось все меньше», - рассуждает эксперт.

Стоп - машина!

Между тем падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и поставщиков, у которых себестоимость производства также значительно возросла, а поддержки от государства они, в отличие от автопроизводителей, не получают. Как сообщалось, из-за закрытия завода GM и снижения заказов от Ford американский производитель сидений Johnson Controls , сохранив при этом площадку в Тольятти. По той же причине свернула производство в Ленинградской области и канадская Magna, которая сосредоточит выпуск автокомпонентов на своих мощностях в Калуге. В то же время французская Faurecia провела на своих калужских площадках и заморозила новое предприятие в Татарстане. А японская Unipress приостановила строительство предприятия по штамповке кузовных деталей в парке поставщиков Nissan в Санкт-Петербурге. По словам участников отрасли, количество проектов по выпуску автокомпонентов, которые были заморожены или закрыты, исчисляются десятками.

«Сокращение автомобильного рынка в России негативно сказывается на развитии производства автокомпонентов. Стимулирование производителей автокомпонентов к расширению номенклатуры и объемов выпускаемой ими продукции возможно только при положительной динамике продаж автомобильной техники или расширении программ по экспорту автокомпонентов», - говорит Игорь Коровкин. Прекращение деятельности зарубежных производителей автокомпонентов в России влечет за собой необходимость поиска новых партнеров или заключения соглашений с материнскими компаниями - производителями автокомпонентов, добавляет Александр Кардаш. По его мнению, это может привести к снижению качества и росту стоимости комплектующих, а также усложнит процесс закупки.

Проблемы с качеством

Неудовлетворительное качество продукции и высокая цена всегда были главной претензией зарубежных автоконцернов к отечественным поставщикам. Еще одной проблемой при локализации иномарок стало то, что многие предприятия, «заточенные» в советское время под выпуск деталей для массовых автомобилей, оказались неспособны освоить номенклатуру комплектующих сразу для нескольких моделей различных марок. Как отмечает Игорь Коровкин, при ограниченном объеме потребления автокомпонентов возрастает их себестоимость, поэтому у предприятий поставщиков недостаточно средств для модернизации производства. Однако проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом. «Мы ежегодно выпускаем более 200 тысяч автомобилей, и для нас важно иметь надежных поставщиков автокомпонентов, - подчеркивает Мария Мальцева из „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“. - Главными критериями в выборе поставщиков для нас являются соответствующее международным стандартам качество автокомпонентов, конкурентная с точки зрения глобального рынка цена и своевременные поставки в необходимом объеме. К сожалению, на сегодняшний день не все российские поставщики отвечают этим критериям».

Поставщики по соседству

Как показывает практика, при организации локального производства автоконцерны приводят за собой зарубежных поставщиков, с которыми они сотрудничают на глобальном уровне. При этом последние обычно создают совместные предприятия с российскими компаниями, а если речь идет о комплектующих с низкой себестоимостью, то налаживают их производство в непосредственной близости от автозаводов, чтобы снизить затраты на логистику. По мнению Александра Кардаша, развитию автокомпонентной отрасли в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства - например, за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, конкуренция в производстве автокомпонентов в России на сегодняшний день существенно выросла, тем более что спрос на автомобили в нашей стране в значительной мере остается неудовлетворенным. К тому же помимо поставок на конвейеры есть еще и вторичный рынок автодеталей, который по своим размерам даже больше. «Иномарок в стране огромное количество, с каждым годом их становится все больше, и всем им требуются запчасти . А произведенные в России комплектующие будут привлекательнее по цене, чем ввезенные из-за рубежа», - полагает он.

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства - это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Понятие локализации

В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства - это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

Участники процесса локализации

Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором - о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства - это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции. Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

Наиболее перспективные направления локализации

Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии. Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации. Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

Разработка проекта локализации предприятия

На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

  • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
  • Строительство и оборудование производственного объекта.
  • Юридическое оформление деятельности.
  • Создание системы менеджмента.
  • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.

На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

Критерии локализации производства

На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

  • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
  • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
  • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
  • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

План мероприятий по локализации производства

После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

  • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
  • Моделирование стратегии организации производства.
  • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
  • Оснащение площадки для производства.
  • Подготовка персонала.
  • Организация сборочного производства.
  • Подготовка технической документации.
  • Сертификация продукции.
  • Оптимизация производства.

В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками - полностью изготавливать на собственных мощностях.

Степени локализации

Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера. Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов. В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

Уровни локализации

В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде. Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства - это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества. Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

Коэффициенты уровней локализации

К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

  • Коэффициент себестоимости продукции.
  • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
  • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
  • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

Современные проблемы локализации

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства - это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Особенности локализации в России

Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом. Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области. Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

Преференции при локализации

Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

  • Понижение ставок по страховым взносам.
  • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
  • Техническая поддержка в процессах модернизации.
  • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
  • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

Заключение

Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства. Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства. Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.