Кто избирает совет многоквартирного дома. Совет многоквартирного дома: его функции и обязанности, чем он занимается и как переизбрать

В 1991 году, когда был принят Закон «О приватизации помещений жилого типа», государство как самостоятельный субъект переложило абсолютно всю ответственность, относящуюся к содержанию домов многоквартирного значения, непосредственно на собственников недвижимости (отдельных жилых квартир). Тем не менее, в действительности управление жилыми помещениями оставалось в руках предприятий муниципального типа. Важно отметить, что достаточно редким исключением в данном случае являлись кондоминиумы (товарищества собственников жилья), которые начали формироваться лишь в 1993 году. Так, вполне привычные для российского общества обстоятельства, когда третья часть построек управляется посредством усилий ЖСК и ТСЖ, а оставшаяся доля пребывает в управлении УК, берут свое начало с 1 марта 2005 года. Именно тогда ЖК РФ вступил в силу и впервые выявил три типа. Помимо этого, он подчеркнул, что управление жилым помещением - это не так право, как обязанность владельцев. Какая ситуация актуальна на сегодняшний день? Какие известны Почему? На эти и другие вопросы можно отыскать ответы в процессе ознакомления с материалами данной статьи.

Общие положения

Абсолютно каждый владелец квартиры рано или поздно сталкивается с вопросами, которые нужно решать исключительно сообща (иными словами, всем домом). Как известно, проблем в доме, где находится некоторое количеств квартир, достаточно много. Так, абсолютно каждый жилец является их частью (конечно же, пропорционально площади собственной квартиры к площади всего дома). Необходимо знать, что в жилищно-строительном кооперативе (ЖСК) или которые состоят из одного дома, берет на себя правление. В данный управленческий орган можно обратиться по поводу тех или иных вопросов, а также предложить определенные рекомендации и направить собственные пожелания.

Совершенно иная ситуация случается тогда, когда дом пребывает в непосредственном управлении управляющей структуры. При подобных обстоятельствах заниматься и вникать в проблемы дома совершенно некому, помимо, конечно же, собственников квартир. Даже тогда, когда управлением жилым помещением занимается управляющее объединение, нет гарантии тому, что будут предложены наиболее оптимальные решения тех или иных проблем, к примеру, относящихся к эксплуатации дома или разрешению непредвиденных ситуаций. В представленной ситуации по 161.1 Жилищного кодекса нужно сформировать (совет многоквартирного дома). Важно отметить, что законодатели посредством данного закона весьма хорошо постарались в области узаконивания домовых советов или домовых комитетов, а также действий, периодически совершаемых ими. Эта структура служит связующим элементом между управляющей организацией и жителями дома. Для полного понимания необходимости совета МКД (ЖК РФ ) целесообразно будет подробным образом рассмотреть актуальные для него права и обязанности, а также методики его избрания.

Как выяснилось выше, под советом многоквартирного дома следует понимать орган, который не является юридическим лицом. Что же это значит? Совет МКД не может наделяться собственным расчетным счетом, печатью, а также возможностями, связанными с определенными действиями со стороны юридического лица. Однако по приведенной причине ни при каких обстоятельствах нельзя в некоторой степени занижать эффективность операций совета дома многоквартирного типа. В случае заинтересованной и слаженной работы абсолютно всех членов совета, улучшение деятельности управляющей структуры, так или иначе, становится очевидным.

Важно отметить, что обязанности и в настоящее время закрепляются посредством Жилищного кодекса РФ. Стоит подчеркнуть, что основной его обязанностью служит контроль деятельности управляющего объединения. Кстати, великое множество собственников жилья роли рассматриваемой структуры в корне не понимают. Зачем выполняют определенную работу , если есть управляющая организация? Почему имеет место произведение дубликата полномочий? Более того, управляющая структура в любом случае получает за свою деятельность ту или иную сумму денежных средств.

Однако никто другой не знает проблем дома, как непосредственные собственники квартир. Таким образом, в обязанности совета МКД входит разработка указаний, относящихся к управляющей организации, по первоочередным необходимым мероприятиям, которые в любом случае нужно реализовать (как правило, данные действия связаны с текущими ремонтными работами). Совет дома многоквартирного типа обязуется выявлять и направлять собственные предложения по ремонту или замене инженерных коммуникаций. Кроме того, он должен производить работы, связанные с благоустройством дворового участка земли, улучшением качества в плане коммунальных услуг и так далее.

Помимо вышесказанного, как правило, формулирует собственное заключение на проект управленческого договора с управляющей структурой, а также договоров с ресурсоснабжающими объединениями. Важно отметить, что члены рассматриваемой категории в любом случае формируют план на ближайший годовой квартал, где отражается их деятельность и ежегодные отчеты непосредственно перед владельцами квартир по реализованной работе. Необходимо дополнить, что построение плана осуществляется посредством расчетов затрат, необходимых на те или иные операции, а также возможности обеспечить реализацию данных работ в финансовом плане. В соответствии с практикой современных поколений, может организовать все те мероприятия, которые проводиться управляющей организацией просто-напросто не должны.

Пример

Целесообразным будет привести пример ситуации, рассматриваемой в предыдущем абзаце. Допустим, посредством решения общего собрания запланировано строительство ограждения, в соответствии с границами некоторого участка земли определенных размеров. Так, управляющая структура наделена абсолютным правом не взваливать на собственные плечи полномочия, связанные со сбором денег на реализацию мероприятия, или же взяться за дело, однако при этом существенно завысить сумму, названную в смете. Таким образом, самым оптимальным вариантом в данном случае является организация силами совета управления МКД поиска подрядчика для произведения работ, а также осуществление сбора денежных средств на реализацию запланированных мероприятий.

После рассмотрения обязанностей актуальной для статьи структуры целесообразным будет проанализировать права, существующие для нее на сегодняшний день. Так, права совета МКД первоочередно заключаются в защите законных прав владельцев квартир от бездействия управляющего объединения. Важно отметить, что совет жилого дома, так или иначе, наделяется правом фиксирования отсутствия или поставки коммунальных услуг ненадлежащего качества. Помимо этого, совет дома имеет возможность обратиться в управляющую структуру с требованием привести ту или иную услугу в удовлетворительное состояние, что на сегодняшний день в развитии общества играет немаловажную роль.

Необходимо знать, что утверждает ранее сформированные акты в отношении необходимости проведения капитальных и текущих ремонтных работ. Кстати, к данной категории целесообразно будет отнести и акты, где нужно зафиксировать, к примеру, нанесение абсолютно любого ущерба квартире непосредственного владельца или банальное затопление жилого помещения. При подобных обстоятельствах в случае отказа со стороны представителей управляющей организации именно совет дома многоквартирного типа наделен полномочиями, связанными с дублированием представленных действий. В заключение следует отметить, что в число полномочий совета дома (МКД ) также необходимо включить инициирование собрания владельцев квартир в соответствии с абсолютно любым наболевшим вопросом.

В данной и последующих главах целесообразно будет рассмотреть непосредственный процесс, а также порядок избрания совета дома многоквартирного типа. Итак, доверенностью совета МКД решено, что избрание его осуществляется на общем собрании владельцев квартир. Важно отметить, что первоначальной стадией в любом случае является проведение подготовительных работ. Помимо этого, обязательным является определение порядка избрания совета дома многоквартирного типа, рассмотренный далее.

Порядок избрания членов структуры

В данной главе рассмотрим порядок избрания действующего собрания совета МКД . Первоначальной стадией является составление уведомления по поводу осуществления общего собрания владельцев квартир многоквартирного дома. Важно отметить, что инициаторы мероприятия, так или иначе, обязуются известить абсолютно всех собственников жилья об организации общего собрания (желательно за десять дней до непосредственной даты его проведения).

Пристальное внимание следует обратить на то, что уведомление по поводу реализации приведенного мероприятия в любом случае должно направляться всем собственникам квартир посредством заказного письма. Другие методы оповещения владельцев жилых помещений по поводу проведения общего собрания в обязательном порядке должны быть утверждены решением собрания общего типа. Другими словами, для получения возможности более простого способа уведомления владельцев недвижимости, к примеру, посредством объявлений на досках с информацией вблизи подъездов, нужно данный метод оповещения обязательным образом утвердить на последнем собрании собственников квартир.

Составление уведомления

Важно отметить, что в уведомлении, рассмотренном в предыдущей главе, самым основным является указание в повестке дня выбора членов совета дома многоквартирного типа, его председателя, а также всех условий доверенности председателя совета МКД . Необходимо знать, что осуществление общего собрания на сегодняшний день возможно в соответствии с тремя формами: заочной, очной и очно-заочной.

Кстати, в настоящее время самой популярной и востребованной формой проведения мероприятия служит очно-заочная. Так, первоначально назначается проведение общего собрания владельцев квартир в очной форме, однако кворума на данном собрании ждать не имеет смысла, что не является серьезным потрясением: теперь не нужно делать объявление по поводу организации нового собрания уже в соответствии с заочной формой. Почему? Дело в том, что в случае очно-заочного собрания второе начинается сразу же вслед за первым, иными словами, мероприятие ни при каких обстоятельствах не прерывается. Теперь у совета МКД есть возможность раздать собственникам жилых помещений опросные листы для голосования и ждать, когда они поступят в место, предназначенное для хранения таковых. Кстати, датой окончания реализации рассматриваемого мероприятия можно считать любую, ведь в действующем законодательстве нет указаний в плане временных ограничений собрания владельцев квартир.

Заключительная стадия

После реализации приведенного в предыдущей главе мероприятия все актуальные решения оформляются посредством протокола. Необходимо знать, что решения являются принятыми только тогда, когда в общем собрании имело место более пятидесяти процентов голосов владельцев жилых помещений. Помимо этого, доля положительных мнений в отношении того или иного решения равняется также пятидесяти процентам в качестве минимального порога.

Важно заметить, что выборы совета многоквартирного дома организуются непосредственными собственниками квартир. Дело в том, что количество их не подлежит никаким ограничениям, поэтому целесообразным в данном случае является руководство здравым смыслом. Следует знать, что избрание совета дома осуществляется не больше, чем за 2 года, после чего нужно обязательным образом реализовать повторное собрание собственников жилья. Тогда, когда в жилом строении не выбран совет дома многоквартирного типа, инициировать организацию собрания по его выбору должен местный орган самоуправления, однако в данном случае в состав совета, как правило, попадают люди лояльные как к управляющей структуре, так и к органу местного самоуправления.

Обязанности председателя

В данной главе целесообразным будет в полной мере рассмотреть обязанности председателя совета дома многоквартирного типа. Для начала необходимо отметить, что избирается он непосредственно из членов совета жилого помещения. Таким образом, именно председателем реализуются абсолютно все функции деятельности совета строения. Кстати, именно поэтому его обязанности зачастую дублируют обязанности самого совета. К ним относятся следующие пункты:

  • Ведение переговоров с управляющей структурой по поводу проекта договора по управлению, возможности включения в него определенных изменений (последние, как правило, относятся к условиям, которые неудовлетворительным образом влияют на владельцев жилых помещений).
  • Предоставление условий договора управления напрямую общему собранию владельцев квартир.
  • Заключение договора управления в том случае, когда собственники квартир передали ему полномочия, связанные с заключением договора управления.
  • Непосредственный контроль абсолютно всех обязательств, которые, так или иначе, должна исполнять управляющая структура, и подписание актов приемки работ, которые были проведены.
  • Выступление в судебных органах по вопросам, связанным с управлением многоквартирным помещением и поставкой услуг коммунального хозяйства на основании доверенности от владельцев квартир.

Права председателя

В заключительной главе целесообразным будет подробным образом рассмотреть права председателя совета дома многоквартирного типа. Для начала следует отметить, что ни при каких обстоятельствах не стоит занижать его права так же, как это делается в отношении права непосредственно совета. В случае умелого руководства и активной работы управляющее объединение достаточно быстро можно заставить качественно исполнять соответствующие характеру деятельности обязанности. Кстати, если должным образом набраться умения и определенных навыков, то со стороны председателя дома многоквартирного типа запросто можно провести собрание владельцев отдельных квартир по формированию товарищества собственников жилья в своем доме.

Тогда, когда о настолько глобальных планах вопроса не стоит, право осуществления контроля советом и, в частности, его председателем за управляющим объединением - не что иное, как наиболее важное право, конечно же, исключительно в умелых руках. Помимо этого, право формирования актов по поводу произведенных операций со стороны управляющей структуры, а также составления актов по поводу повреждений имущества в местах общего назначения или же в помещениях жилого типа служит весьма серьезным орудием, которое, так или иначе, пребывает в руках председателя совета многоквартирного жилого помещения.

В сегодняшней статье мы решили поговорить про правовой статус и выбор совета МКД . Вообще что из себя представляет данный орган, нужен ли он и как его выбрать при необходимости? Возможно, совет дома не нужен вовсе и достаточно лишь инициативной группы или собрания собственников помещения для решения вопросов повестки дня?

Совет МКД представляет собой орган, защищающий и отстаивающий интересы собственников помещений в доме. Совет дома может быть избран по решению собственников помещений в МКД в том многоквартирном доме, который находится в управлении УК (ч.1 ст.161.1 ЖК РФ). То есть, если в доме создан ТСН, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, то совет МКД уже не может быть избран.

Совет МКД избирается на 2 года, если иной срок не установлен решением ОСС (ч.10 ст.161.1 ЖК РФ). Его можно переизбирать на общем собрании собственников. Численность членов совета МКД определяется решением общего собрания собственников помещений (ч.4 ст.161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета МКД принимается в течение года с момента ввода дома в эксплуатацию. Если решение не принято или не реализовано, то орган местного самоуправления в течение 3 месяцев созывает общее собрание собственников помещений в МКД для выбора совета МКД (ч.2 ст.161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома может:

  • обеспечивать выполнение решений ОСС;
  • предлагать собственникам порядок пользования общим имуществом, план по организации работ для его содержания и ремонта, обсуждение вопросов компетенции совета МКД;
  • контролировать выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также качество предоставляемых коммунальных услуг;
  • предлагать для утверждения годового общего собрания собственников отчёт о проделанной за год работе;
  • утверждать решение о текущем ремонте общего имущества в МКД, если оно было принято на ОСС большинством голосов (ч.5 ст.161.1 ЖК РФ).

Для выбора совета МКД нужно воспользоваться следующим алгоритмом действий.

Шаг 1 Инициировать проведение общего собрания

Инициатором может выступать любой собственник помещения в МКД. Он должен сформулировать вопросы повестки дня о выборе совета дома и его председателя, сформировать список кандидатов, определить дату, место и форму проведения ОСС, оповестить всех собственников о проведении собрания (ч.2 и 5 ст.45 ЖК РФ). Для подготовки организации и проведения общего собрания собственников целесообразно создать инициативную группу.

Шаг 2 Проинформировать собственников о проведении общего собрания

За 10 дней до даты проведения общего собрания нужно оповестить каждого собственника помещения в этом доме. Сообщение о проведении ОСС можно вручить лично в руки собственнику под роспись или отправить его по почте заказным письмом. По согласованию с общим собранием собственников помещений можно разместить сообщение о проведении ОСС в общедоступном месте дома (ч.4 ст.45 ЖК РФ).

Шаг 3 Проведение общего собрания собственников

Общее собрание собственников помещений в МКД может проводиться в форме очного, заочного и очно-заочного голосования (ст.44.1 ЖК РФ).

При очной форме проведения ОСС всех участников собрания нужно зарегистрировать. Если набран кворум, то можно рассматривать вопрос о выборе совета МКД и его председателя (ч.6 ст.161.1 ЖК РФ).

Если кворум не набран, то проводится заочное голосование. Каждому собственнику вручается бюллетень с указанием вопросов повестки дня, которые необходимо решить. Передать свои письменные решения собственники должны по месту и адресу, которые указаны в сообщении о проведении ОСС (ч.1 ст.47 ЖК РФ).

При решении собственников, принятого общим собранием, можно проводить ОСС по этому вопросу в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ (ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).

Общее собрание по вопросу выбора совета МКД можно также проводить в форме очно-заочного голосования с возможностью очного обсуждения повестки дня и заочного принятия решений (ч.3 ст.47 ЖК РФ).

Решение о выборе совета МКД и его председателя считается принятым, если за него проголосовало большинство участников ОСС. Решение о наделении председателя совета МКД необходимыми полномочиями принимается не менее 2/3 голосов от общего числа голосующих (ч.1 ст.46 , п.4.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ).

Шаг 4 Подведение итогов голосования и уведомление собственников о принятом решении

После подведения итогов голосования и оформления решения о выборе совета МКД и его председателя протоколом ОСС , но не позднее чем через 10 дней нужно уведомить всех собственников о принятом решении. Сообщение необходимо разместить в доступном для всех собственников месте в доме (ч.3 ст.46 ЖК РФ).

Совет МКД не является юридическим лицом, поэтому его регистрация не нужна (ст.48 ГК РФ , п.2 ст.161.1 ЖК РФ). Совет дома не владеет собственным имуществом. Орган не может быть истцом, ответчиком или защитником интересов собственников суде. Он также не может приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Совет МКД не имеет права вести предпринимательскую деятельность и получать средства от собственников помещений в этом доме.

Для управления деятельностью совета МКД из числа его членов избирается председатель (п.6 ст.161.1 ЖК РФ). Полномочия председателя совета МКД перечислены в п.8 ст.161.1 ЖК РФ .

Функции членов совета МКД нельзя передоверить, так как все они закреплены в решении и протоколе ОСС (п.1 ст.185 ГК РФ). Если какой-то из членов совета не может выполнять возложенные на него функции, то их можно передоверить только в нотариальном порядке.

Но в этом случае необходимо указать в бюллетенях голосования по выбору совета дома возможность передоверия полномочий и нотариальное его заверение (п.3 ст.187 ГК РФ). Однако каждый факт передоверия функций члена совета дома заверяется нотариально от каждого собственника помещений в МКД. Кроме того, по закону нельзя исключить одного из членов совета. При том, что свои функции совет МКД выполняет только в полном составе.

Решения ОСС, принимаемые более 50% от общего числа голосов

  • о сроках и порядке проведения годового ОСС и порядке уведомления о принятых нём решениях (ч.1 ст.45 ЖК РФ);
  • о проведении общего собрания в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ (п.3.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • об определении администратора общего собрания при проведении ОСС с использованием ГИС ЖКХ (п.3.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о порядке приёма администратором общего собрания сообщений о проведении ОСС, решений по вопросам повестки дня, продолжительности голосования (п.3.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о порядке финансирования расходов, связанных с созывом, организацией и проведением общего собрания по требованию инициативной группы собственников помещений в МКД (п.3.5 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о выборе и изменении способа управления МКД (п.4 ч.2 ст.44 , ч.3 ст.161 ЖК РФ);
  • о создании товарищества и утверждении его устава (ч.2 ст.135 , ч.1 ст.136 ЖК РФ);
  • о реорганизации товарищества (ст.140 ЖК РФ);
  • о ликвидации товарищества, если его члены не обладают более чем 50% от общего числа голосов собственников помещений в МКД (ч.2 ст.141 ЖК РФ);
  • о выборе УК и определении условий договора управления МКД (ч.1 ст.162 ЖК РФ);
  • об избрании и переизбрании совета МКД, если в этом доме не создано ТСЖ, ТСН, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив (ст.161.1 ЖК РФ);
  • об использовании ГИС ЖКХ в деятельности совета МКД, его председателя, комиссий собственников помещений в этом доме в случае их избрания (ч.13 ст.161.1 ЖК РФ);
  • о размере платы за содержание общего имущества в МКД , если в нём не создано товарищество (ч.7 ст.156 ЖК РФ);
  • о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги РСО (ч.7.1 ст.155 ЖК РФ);
  • о текущем ремонте общего имущества в МКД (п.4.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о заключении договоров выполнения работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества при непосредственном управлении (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • о выборе уполномоченного от имени собственников в отношениях с третьими лицами при непосредственном управлении домом (ч.3 ст.164 ЖК РФ);
  • о месте или адресе хранения протоколов и решений ОСС (ч.4 ст.46 ЖК РФ);
  • об избрании комиссии собственников помещений в МКД (ч.12 ст.161.1 ЖК РФ).

Решения ОСС, принимаемые большинством не менее двух третей от общего числа голосов

  • о реконструкции МКД (расширение или надстройка), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений;
  • о капитальном ремонте общего имущества в МКД , об использовании фонда капремонта (п.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о выборе способа формирования и минимальном размере фонда капитального ремонта, сумме взноса на капремонт;
  • о выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчёта дома и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нём, выборе российской кредитной организации, в которой должен быть открыт спецсчёт (п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о получении кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в МКД;
  • об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, условиях получения гарантии, поручительства, уплате процентов по кредиту или займу, оплате за счёт фонда капитального ремонта расходов на получение гарантии или поручительства (п.1.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • об использовании земельного участка под МКД, о введении ограничений пользования (п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о пользовании общим имуществом иными лицами, заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (п.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • об определении лиц, которые от имени собственников помещений в МКД могут заключать договоры об использовании общего имущества на определенных ОСС условиях (п.3.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в доме (п.4.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о наделении председателя совета МКД полномочиями на принятие определённых решений (п.4.3 ч.2 ст.44 ЖК РФ);
  • о создании товарищества собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если они находятся на земельных участках с общей границей, сетями инженерно-технических коммуникаций и элементами инфраструктуры для совместного пользования и обслуживания более чем одного жилого дома(п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). А юридически правильно провести общее собрание собственников по выбору совета МКД поможет .

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Комментарий к Ст. 161.1 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме при всей своей значимости как единственный орган управления таким домом и как форма выражения воли указанных собственников не всегда является достаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью по управлению многоквартирным домом. Часто предоставленные собственникам помещений права на создание своих объединений по разным причинам реализованы не в полной мере. Не редки случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не осуществили выбор способа управления многоквартирным домом и отбор управляющей организации обеспечен органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ без участия собственников помещений. Понятно, что собственники помещений ни при каких обстоятельствах не должны быть отстранены от решения текущих вопросов по обеспечению прежде всего надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и его обслуживания.
———————————
По данным Росстата, в Российской Федерации на 1 января 2011 г. доля общей площади многоквартирных домов, которыми управляют товарищества собственников жилья, в общей площади всех многоквартирных домов составляет 19,8% (с учетом «многодомовых» товариществ собственников жилья).

2. Комментируемой статьей существенно расширены возможности собственников помещений, во-первых, в части более эффективного формирования и согласования собственниками помещений решений, направленных на повышение качества обслуживания и управления многоквартирным домом, и, во-вторых, закреплены конкретные полномочия в осуществлении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, а также контроля за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Указанные возможности и права в соответствии с новыми правилами должны применяться в случаях, если собственники помещений не смогли объединиться в товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поэтому при отсутствии в многоквартирном доме создаваемых собственниками помещений из своего состава объединений в форме юридических лиц такие собственники на своем общем собрании должны избрать совет дома, а из числа лиц данного совета избрать его председателя. При этом в состав совета дома могут входить только собственники помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, в отличие от правил, допускающих в определенных случаях создание так называемых многодомовых товариществ (ч. 2 ст. 136 ЖК), т.е. объединений собственников помещений в форме юридических лиц для управления несколькими многоквартирными домами, избрание одного совета дома собственниками помещений нескольких многоквартирных домов не допускается. Для исключения такой возможности в ч. 3 комментируемой статьи установлен императивный запрет.

3. Жилищный кодекс РФ устанавливает для собственников помещений многоквартирного дома императивное требование о необходимости избрания ими в указанном случае совета дома. Исключение составляют только так называемые малоквартирные дома, число квартир в которых менее пяти.

Необходимо обратить внимание, что численный критерий, отражающий минимальное пороговое значение для необходимости избрания совета дома, ориентирован исключительно на число квартир. Поэтому в данном случае не имеют значения такие параметры, как количество нежилых помещений и количество собственников жилых и иных помещений, в том числе комнат. Используемый в ч. 1 комментируемой статьи численный критерий количества квартир разграничивает только исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию совета дома, но не ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором менее пяти, также избрать на своем общем собрании совет дома и председателя такого совета. В данном случае собственники помещений в таких малоквартирных домах не связаны императивными рамками по обязательному избранию совета дома.

4. Создание собственниками помещений на своем общем собрании совета дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах. Указание на отсутствие регистрации, как представляется, введено, с одной стороны, с целью подчеркнуть, что такая форма самоорганизации группы собственников помещений в многоквартирном доме не может являться юридическим лицом, с другой — для устранения препятствий и давления со стороны любых административных органов в процессе реализации права указанных собственников на создание совета дома. Вместе с тем следует признать, что отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями.

Практические сложности будут иметь место также во взаимоотношениях между советами дома и их председателями с органами местного самоуправления, учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений председателя совета соответствующего многоквартирного дома. В то же время орган местного самоуправления должен иметь актуальную информацию о действующих в многоквартирных домах советах дома и о председателях таких советов прежде всего потому, что выполнение возложенной ч. 2 комментируемой статьи обязанности по созыву органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений при невыполнении обязанности по избранию совета дома в предусмотренных случаях может быть реализовано таким органом только при наличии необходимой информации от собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.

Актуальная информация о советах домов и их председателях также необходима и жилищным инспекциям, учитывая, что данным органам субъектов Российской Федерации предоставлены права на обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если такое решение не соответствует положениям ЖК РФ, а также на проведение, с согласия собственников, обследования жилых помещений, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю.

Следует признать, что предоставление информации об избрании общим собранием собственников помещений совета дома и его председателя прежде всего обеспечивает интересы собственников помещений, а сбор такой информации крайне необходим органам местного самоуправления для реализации возложенных на них обязанностей. Поэтому собственникам помещений следует незамедлительно уведомлять орган местного самоуправления об избрании совета дома и его председателя, а органам местного самоуправления необходимо организовать сбор и хранение соответствующих сведений, основываясь в том числе на исполнении предусмотренных ч. 3 ст. 165 ЖК РФ обязанностей по предоставлению гражданам информации, затрагивающей сферу жилищно-коммунальных отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что орган местного самоуправления обязан организовать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в предусмотренных комментируемой статьей случаях указанные собственники самостоятельно не осуществили избрание совета дома и его председателя. Для собственников помещений в многоквартирном доме установлен период, составляющий календарный год, в течение которого должно быть проведено общее собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о выборе совета дома и его председателя. С учетом ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсчет календарного года осуществляется со дня вступления в силу названного Закона, который согласно его ст. 9 вступил в силу через 10 дней после опубликования. Принимая во внимание дату официальной публикации, начиная с 17 июня 2011 г. в течение календарного года собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо в предусмотренных ЖК РФ случаях обеспечить избрание совета дома и его председателя.

Для органов местного самоуправления установлен специальный срок в три месяца, отсчет которого осуществляется по истечении указанного календарного года. При этом, если в предусмотренных ЖК РФ случаях в соответствующем доме не проведено общее собрание, на котором избраны совет дома и его председатель, орган местного самоуправления в период с 17 июня по 17 сентября 2012 г. должен организовать проведение общих собраний в таких домах. В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, организуемого при содействии органа местного самоуправления, включается вопрос либо об избрании совета дома и его председателя, либо о создании товарищества собственников жилья.

Возложение обязанности по организации проведения указанного собрания на орган местного самоуправления в сравнении с обязанностью по проведению данным органом открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК) представляется не достаточно обоснованным. Если «пассивное» отношение собственников помещений в многоквартирном доме в вопросе выбора способа управления замещается административными процедурами по понятным причинам, в данном случае такая пассивность не должна приводить к разрушению жилищного фонда и влиять на безопасность условий проживания. Преодоление же пассивности таких собственников по инициативе органа местного самоуправления в вопросе избрания совета дома и его председателя нельзя объяснить необходимостью обеспечения непрерывного управления домом, в таком доме не создаются условия, приводящие к утрате управления домом. Если «формально» избранные при содействии органа местного самоуправления совет дома и его председатель не будут активно пользоваться предоставленными комментируемой статьей правами, то не произойдет никаких изменений в улучшении качества «жизни» дома, для обеспечения чего и предусмотрено создание совета дома.

5. Только общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является единственным, постоянно существующим органом управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Поэтому совет дома не следует рассматривать как самостоятельный орган управления многоквартирным домом. Конечно, совет дома не является альтернативным способом управления и не заменяет собой общее собрание.

Исходя из целей создания совета дома и его компетенции избираемый из числа собственников помещений в многоквартирном доме совет следует рассматривать как законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном доме, посредством которого создается действующий на постоянной основе актив собственников такого дома.

Совет дома условно можно рассматривать как аналог действовавших в советский период домовых комитетов, которые также избирались на общем собрании жильцов или их представителей от домов, корпусов, подъездов (по нормам, устанавливаемым соответствующим исполкомом местного Совета народных депутатов, комитетом профсоюза предприятия, организации и учреждения) открытым голосованием сроком на два года в составе не менее семи человек. При этом цели создания совета дома и домового комитета с поправкой на имевшие место социально-экономические отношения практически совпадают.
———————————
Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 9 августа 1968 г. N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» (СП РСФСР. 1968. N 15. Ст. 75).

Домовый комитет образовывался на общественных началах в каждой жилищно-эксплуатационной организации исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, организации и учреждения в целях широкого привлечения населения к управлению государственным жилищным фондом и для содействия жилищно-эксплуатационной организации в ее работе по обеспечению сохранности жилищ и их дальнейшего благоустройства, по улучшению жилищных условий трудящихся и образцовому содержанию квартир, домов, дворов, придомовых участков и объектов благоустройства.

Большинство граждан РФ проживает в многоквартирных домах. Управление и обслуживание здания в МКД осуществляется ТСЖ или УК. Эти организации не всегда руководствуются желаниями и интересами обычных граждан при решении тех или иных вопросов, что нередко вызывает конфликты и споры между управленцами и простыми жильцами. Чтобы стороны взаимодействовали слажено и гармонично, им надо связующее звено, а именно собственникам квартир следует избрать совет многоквартирного дома.


Что это такое, и для чего нужен совет, какова его структура и функции, понятно сегодня не всем россиянам. Разобраться в представленной сфере можно, если внимательно изучить действующие нормы и положения Жилищного кодекса РФ. Именно этот документ, а именно его 161 статья, узаконивает домовой совет и устанавливает диапазон его полномочий. Располагая теоретической базой в данном вопросе, можно разработать для себя персональный алгоритм действий, который позволит грамотно выбрать совет дома, и избежать при этом распространенных правовых ошибок.

Совет многоквартирного дома представляет собой орган, занимающийся организационными вопросами от имени жильцов. В законодательстве обязанность по созданию совета была закреплена сравнительно недавно. Большинство собственников жилья стремятся уйти от участия в управлении дома, совет же, наоборот, вовлекает их в этот процесс, и заставляет действовать в интересах владельцев квартир. Чтобы оценить преимущества и недостатки этого органа, необходимо вникнуть в его компетенцию, права и обязанности.

Положение о совете многоквартирного дома четко фиксирует права и обязанности этого органа самоуправления МКД. Полномочия совета включают в себя защиту прав собственников жилья на всех уровнях. Чаще всего отстаивать интересы жильцов приходится в отношениях с управляющей компанией или организацией, занимающейся обслуживанием дома. В случае если УК предоставляет некачественные услуги, совет уполномочен зафиксировать данный факт и требовать устранения дефектов, налаживания полноценной работы системы. Еще домовой совет участвует в составлении актов относительно ткущего и капитального ремонта общедомового имущества. Представитель комитета должен присутствовать при составлении акта, в случае нанесения ущерба имуществу одного из жильцов. Еще одним важным правом совета является возможность инициирования собрания всех собственников жилья для решения насущных вопросов.


Совет многоквартирного дома имеет не только права и полномочия, но и обязанности. Жилищный кодекс гласит, что основной задачей совета является контроль за работой управляющей компании. Непонимание законов приводит к тому, что некоторые собственники квартир думают, что совет дублирует работу УК, и не понимают, зачем так делать. На самом деле это не так. Кто лучше жильцов знает существующие проблемы и насущные вопросы? Ответ очевиден, поэтому представители владельцев квартир координируют работу УК, следят за тем, чтобы она соответствовала реальным потребностям и установленным стандартам.

Правовая документация полностью регулирует полномочия данного объединения. В нем фиксируются главные обязанности комитета, а именно:

  • подача предложений относительно проведения ремонтных работ, благоустройства придомовой территории, улучшения качества коммунальных услуг;
  • определение для УК первоочередных мероприятий;
  • составление плана работы на ближайший год и предоставление отчетности о выполненных задачах;
  • контроль за рациональным использованием средств собственников и т. д.

Совет должен замечать все неточности и нарушения в работе УК. Также в его сферу деятельности входит все, что не обязаны делать управленцы. Значение совета трудно переоценить. Несмотря на то, что объединение не является юридическим лицом, его работа способна улучшить механизм взаимодействия управляющей организации и граждан.

Так как совет будет представлять интересы жильцов, то и выбрать его состав должны именно собственники квартир. Избрание по закону должно проводиться на общественном собрании владельцев жилья. Подготовиться к нему надо заблаговременно. За 10 дней до даты собрания нужно повесить объявление о месте и времени проведения сбора. Его лучше разместить там, где каждый сможет его увидеть. Также каждому собственнику нужно передать уведомление, в котором будут указаны цели проведения мероприятия. Когда жильцы знают, что нужно выбрать совет, а затем определить, его председателя, они охотней явятся на собрание, ведь им предстоит установить, кто будет старший по дому.


Состав и количество участников совета законодательством не ограничивается, главное - руководствоваться принципом разумности. Сегодня существует три формы собрания:
  • очная;
  • заочная;
  • очно-заочная.

Наиболее распространенным решением в современных условиях является третий вариант, согласно которому, изначально жильцы лично собираются для обсуждения, а на следующий день всем собственникам раздаются опросные листы. По итогам голосования составляется протокол совета, в котором фиксируется итоговое решение. Итоги голосования будут считаться действительными и законными, если в мероприятии принимало участие более половины всех жильцов МКД.

Совет и председатель совета дома избирается на срок, не превышающий двух лет, затем необходимо провести повторное собрание, и организовать перевыборы. Если работа прежнего совета всех устраивает, комитет продолжает работать в прежнем составе.

Если жильцы самостоятельно не выберут домовой совет, его изберут по инициативе городской администрации. В таком случае в его состав могут попасть некомпетентные или предвзятые люди, халатно и безответственно исполняющие свои обязательства.

Совет МКД должен возглавить ответственный человек, которому доверяют большинство жильцов. Если у этого гражданина есть опыт организационной или правовой деятельности, это существенно поможет ему во время работы на данном посту. Полномочия председателя совета во многом сходны с общими правами и обязанностями всего комитета, т. к. именно руководитель несет ответственность за надежную и компетентную работу комитета.

Председателя выбирают из числа участников совета. По итогам голосования составляется протокол, который подписывается участниками. После выборов уполномоченное лицо будет обязано:

  • вести переговоры с управляющей компанией;
  • доносить информацию о деятельности УК собственникам квартир;
  • заключать договора и выступать от имени жильцов;
  • принимать участие в составление актов обследования жилых помещений;
  • на основании доверенности, образец которой можно найти у нотариуса, выступать в суде или других государственных органах.

По решению собственников жилья участники совета и его председатель могут получать денежные выплаты. Вознаграждение председателю совета многоквартирного дома не регулируется на законодательном уровне, т. е. закон не запрещает подобную плату, но и не регламентирует порядок ее предоставления. Если жильцы хотят отблагодарить председателя совета за компетентную работу, размер и способ передачи денежных средств должен быть определен на общественном собрании владельцев квартир.

Совет многоквартирного дома (МКД) – процедуры выбора его участников, их права и обязанности. Положение о совете, протоколирование рабочих встреч и другие бумаги. Председатель совета, его полномочия и вознаграждение.

из статьи вы узнаете:

Владельцам квартир в многоэтажных домах приходится совместно решать различные бытовые и организационные вопросы. Если МКД управляется ТСЖ или ЖСК, контролирующим единственный дом, то всеми возникающими проблемами занимается правление этой организации. Совсем иная ситуация возникает при работе УК или прямом управлении силами граждан, владеющих квартирами. В этих двух случаях разбираться в возникающих проблемах и искать их решения должны сами собственники.

Наличие УК не гарантирует того, что она будет вникать во все волнующие владельцев квартир вопросы. У управляющей компании в подчинении обычно много домов. Она занимается общими организационными моментами. Своевременно обозначать перед УК актуальные проблемы и следить за их разрешением должен совет многоквартирного дома. Возможность образования этого органа прописана в статье 161.1 ЖК РФ.

Полезные материалы по теме:

Совет - это узаконенная форма объединения владельцев квартир, возможные действия которого закреплены в Жилищном кодексе. Данный орган представляет собой промежуточное звено между УК и владельцами помещений.

Совет МКД не признается юрлицом. По этой причине он не может располагать расчетным счетом, печатью и многих других атрибутов. Однако из-за этого эффективность работы совещательного органа не снижается. Если его участники активно и слаженно действуют, то они могут серьезно влиять на то, как в отношении их дома будет работать управляющая организация.

Главной обязанностью совета многоквартирного дома по смыслу соответствующих статей из ЖК РФ считается контроль работы УК. Многие владельцы квартир не понимают, для чего такое дублирование полномочий. Этот момент мы уже объясняли. Лучше всего сформулировать требующие первоочередного решения задачи могут сами люди, живущие в обслуживаемом доме.

Участники совета МКД указывают обслуживающей организации на следующие моменты:

  • необходимые действия в рамках текущего ремонта;
  • предложения по обновлению внутридомовых инженерных сетей;
  • требующиеся работы по облагораживанию площадок вокруг дома;
  • предложения по повышению качества предоставляемых ЖКУ.

При участии совета подготавливается договор управления для УО и соглашения, заключаемые с ресурсовиками. Он готовит план своей работы на год и затем отчитывается владельцам помещений о том, что было сделано. Мероприятия планируются с расчетом необходимых расходов. При составлении плана учитывается возможность финансового обеспечения тех или иных работ.

Избрание совета МКД проходит в рамках общедомового собрания. Здесь нужно соблюдать определенный порядок. Начинается все с подготовки к собранию людей, которые владеют помещениями в многоэтажном доме. Они должны получить от инициаторов мероприятия извещения за 10 дней до обозначенной даты.

Уведомление о готовящемся собрании направляется заказным письмом. Это правило работает, если на каком-то из предыдущих собраний не была утверждена другая возможная форма оповещения. Можно выбрать более простой способ. К примеру, это может быть развешивание объявлений на информационных стендах, установленных в каждом подъезде.

В уведомлении указывается дата проведения мероприятия и его повестка - голосование за членов совета МКД и его председателя. По итогам собрания составляется протокол. Члены совета выбираются из владельцев квартир в доме. Их количество нормативными документами не регулируется, в каждом случае оно определяется индивидуально. Максимальный срок действия полномочий совета - 2 года, после чего нужно проводить новое собрание.

Если жильцы хотят контролировать работу совета многоквартирного дома, то им самим необходимо озаботиться вопросом его формирования. В противном случае этим могут заняться представители УК или местной администрации. В совет в такой ситуации с большой вероятностью попадут люди, лояльные управляющей организации или муниципалитету.

При создании совета МКД принимается положение, определяющее работу данного органа. Это типовой документ, в котором прописываются:

  • общие положения;
  • цели и функции совета;
  • состав и порядок формирования данного органа;
  • обязанности его председателя;
  • функции комиссии собственников;
  • порядок работы совета;
  • организация делопроизводства;
  • правила взаимодействия с управляющей организацией и собственниками, и прочие необходимые пункты.

На странице вы можете ознакомиться с образцом данного положения, а также другими бумагами, которые используются при создании и работе совета.

Положение в каждом конкретном случае корректируется под потребности собственников. В нем можно прописать свои особенности, касающиеся порядка избрания и компетенции совета многоквартирного дома.

Основной задачей совета становится защита интересов собственников во взаимоотношениях с управляющей компанией. В том числе, этот орган отслеживает качество предоставляемых коммунальных услуг. Если оно не соответствует нормам, то в УК направляется требование об исправлении ситуации.

Члены совета многоквартирного дома обладают полномочиями по подписанию различных актов, касающихся состояния помещений и проведения в них различных работ. Подготовка текущего и капитального ремонта проходит при их участии.

Еще одна важная функция заключается в подписании актов при фиксации нанесенного квартирам ущерба. При затоплении, пожаре и других чрезвычайных ситуациях нужно сразу же описывать произошедшее, и фиксировать нанесенный вред для его последующего взыскания с виновника. УК нередко отстраняется от данных действий. В таком случае привлекаются члены совета МКД, которые при подобных происшествиях могут дублировать функции управляющей организации.

Общественный орган может поднимать любой насущный вопрос, и проводить для его решения общие собрания собственников. Под контролем совета находятся, в том числе, и средства, которые расходуются на обслуживание дома. Его члены имеют право на общественных началах выполнять ревизии произведенных затрат.

Каждое заседание совета многоквартирного дома протоколируется, для чего можно использовать общую форму документа. В протоколе отмечается:

  • адрес дома;
  • присутствующие члены и прочие лица;
  • повестка дня;
  • принятые решения.

При протоколировании могут отмечаться лица, выступающие с выносимыми на обсуждение вопросами. Ими обычно являются инициаторы решения каких-то проблем. Если кто-то выступает с дополнениями к высказанным позициям, то это тоже фиксируется. Выступающим могут задавать вопросы. Их содержание и ФИО спрашивающих людей также записываются в протоколе.

Законодательно вопросы о том, каким способом и в каком размере председатель совета получает вознаграждение, никак не оговариваются. При этом человек имеет большой перечень обязательств и несет серьезную ответственность. В большинстве случаев ни у кого не остается сомнений в том, что его труд необходимо оплачивать, хотя пост и является выборным, а работа ведется на общественных началах.

Вопрос об оплате деятельности председателя совета многоквартирного дома решается на общем собрании владельцев квартир. Денежные средства для выплаты вознаграждения собираются с жильцов дома. Этот пункт прописывается в квитанции. Обычно его включают в раздел, касающийся содержания общего имущества. В нем появляется отдельная строка, которая так и прописывается - оплата деятельности председателя совета дома.
Именно председателем выполняется большая часть работы, связанная с реализацией обязанностей совета МКД. По этой причине функции данного органа и руководящего лица во многом пересекаются. В том числе, председатель за получаемые от жильцов средства выполняет следующую работу:

  • прорабатывает с управляющей компанией договор управления МКД на стадии его подготовки. Председатель является представителем жильцов, поэтому он может в их интересах корректировать разные пункты соглашения;
  • доводит условия договора собственникам на очередном общем собрании;
  • подписывает договор управления, если собственники квартир в многоквартирном доме наделили его такими полномочиями;
  • контролирует исполнение управляющей компанией своих обязанностей;
  • ставит подпись на акте приемки работ, выполненных УК;
  • по доверенности от владельцев квартир выступает на судебных заседаниях при разбирательстве споров, связанных с процессом управления многоэтажным домом и предоставлением коммунальных услуг.

Активный председатель совета МКД нередко после получения необходимого управленческого опыта выступает с инициативой создания ТСЖ в конкретном доме. Для отказа от услуг управляющей компании и появления товарищества достаточно решения общего собрания собственников. Впрочем, по такому пути ситуация развивается достаточно редко. Обычно председатель реализует свои права в части контроля деятельности УК и отстаивания интересов жильцов, оплачивающих его усилия.

Перечень имеющихся у совета МКД полномочий определяется все той же статьей 161.1 ЖК РФ. При этом важно разъяснить, что совет в соответствии с Жилищным кодексом не является органом управления. Это общественный орган. Если в многоквартирном доме нет ЖСК или ТСЖ, то управленческие решения может принимать только общее собрание владельцев квартир и нежилых помещений.

Создание совета многоквартирного дома не означает, что он получает какие-то управленческие полномочия. Задача этого органа в подготовке различных предложений. Они в дальнейшем уже рассматриваются на собрании и принимаются или отвергаются. Члены совета предварительно изучают и подготавливают предложения, чтобы собственники на их основании могли принять грамотные и взвешенные решения. После того, как решения принимаются, совет МКД следит за их воплощением в жизнь.

В Жилищном кодексе в деталях описываются полномочия совета дома и его председателя, но все же многие использующиеся в реальной жизни вещи остаются неосвещенными. Именно поэтому на общем собрании и принимается положение о совете. Этот документ мы рассматривали в одном из предыдущих пунктов. Задача положения как раз и заключается в том, чтобы одобрить определенный набор полномочий, которыми наделяется совет многоквартирного дома.

Положение представляет собой внутренний руководящий документ для дома, который помогает организовывать работу по его содержанию и обслуживанию.

Вложенные файлы

  • Положение-о-совете-МКД.doc
  • Протокол заседания совета мкд.doc
  • Устав совета дома.doc
  • Доверенность председателю.doc