Как подготовить публичное выступление. Способы подготовки к выступлению

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного», ... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

    Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

    Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

    Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. С волнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют в один голос – «Набирайтесь опыта!».

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите крат-

кие реплики – две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение – сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей; многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями. Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, и ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке и почему она туда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно напи-

сано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, поймите, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их мало интересует, они видели всяких.

«Представьте себе, вы – посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги, с. 297).

    Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

    Не готовьтесь в день выступления.

    За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную - реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • - тема и цель выступления;
  • - участники коммуникации, аудитория;
  • - условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

  • 1. Задача, или цель, речи;
  • 2. Тема или проблема;
  • 3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • - Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления
  • - Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.
  • - Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

  • - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  • - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?
  • - Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  • - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
  • - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код - общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • 1. Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
    • - официальные документы;
    • - научная, научно-популярная литература;
    • - справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
    • - художественная литература;
    • - статьи из газет и журналов;
    • - передачи радио и телевидения;
    • - результаты социологических опросов;
    • - собственные знания и опыт;
    • - личные контакты, беседы, интервью;
    • - размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

  • - мажорная;
  • - беспечная или юмористическая;
  • - шутливая;
  • - сердитая или упрекающая;
  • - мрачная;
  • - торжественная;
  • - предостерегающая;
  • - просительная.
  • 3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Крайне важно помнить, что место и время - это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы - юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.

Коммуникативная фаза - это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.

Теория ораторского искусства подразумевает четыре способа публичных выступлений:
- экспромт – выступление, когда вы не готовитесь вовсе, а полагаетесь на свое знание темы.
- план-конспект. Вы составляете четкий план, расписываете все пункты и высказываете тезисы.
- текст выступления. Составляется текст, который зачитывается с листа.
- чтение наизусть. То же самое, только текст нужно еще и заучить!

Иногда способы комбинируются. Например, если вы читаете доклад по поэзии серебряного века, логично будет зачитать стихотворений, заучив их наизусть, а само выступление может опираться на тезисы.

В большинстве случаев, для подготовки к выступлению рекомендуется делать подробный план-конспект и хотя бы один раз прорепетировать его перед зеркалом или друзьями. Такой способ позволит вам, с одной стороны, не упустить ничего лишнего и не сбиться с мысли, а с другой, сделает ваше выступление живым и интересным.

Подготовка конспекта

Чтобы конспект был хорошим, делайте его, руководствуясь некоторыми правилами. Во-первых, используйте в подтверждение своих тезисов факты. Во-вторых, вычлените главное. Какие-то тезисы, возможно, не совсем подходят к теме выступления. Теперь проверьте, не нужно ли добавить чего-то, чтобы полнее раскрыть тему. В третьих, проследите, чтобы все тезисы были подкреплены фактами. Если вы не очень опытны в публичных выступлениях, записывайте тезисы и факты в виде законченных предложений, чтобы не искать слова на сцене.

Обязательно прорепетируйте выступление. В идеале, следует сделать это не менее двух раз: один раз прочитать речь самому себе, а второй – людям, например, вашим друзьям. Вообще, полезно обдумывать речь несколько дней до произнесения, это поможет найти нужные слова или вспомнить полезные факты и придумать остроумные повороты.

Перед выступлением

Постарайтесь не есть хотя бы за 2 часа до выступления. Также за 2 часа до выступления уже не начинайте новых дел, вообще, не беритесь ни за что, что бы отвлекло ваше внимание от речи и настроило бы на другие мысли.

Постарайтесь не бояться слушателей. В конечном итоге, даже если вы плохо выступите, ничего ужасного не случится. Сконцентрируйтесь на содержании своей речи, ведь главное – донести свои идеи.

Подготовка к публичному выступлению должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Известный психолог Д. Карнеги написал книгу с рекомендациями подготовки публичных выступлений. Основную ее фабулу можно сформулировать так: «Нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании возможно правильно донести информацию и убедить поверить себе ».

Существует несколько этапов подготовки к публичному выступлению, и не освоив их, заставить слушать себя невозможно.

Оценка собственных сил

Для начала следует проанализировать собственные силы и понять, какого плана будет речь.

Выступления делятся на следующие виды:

  • Экспромт. Готовиться к нему практически не нужно. Оратор выходит на трибуну, рассказывает свое виденье ситуации, легко парирует реплики с мест и отвечает на вопросы. Под силу только гениальным ораторам, мастерам своего дела.Такими ораторами был Троцкий, Ленин – в некоторой степени, Мечников;
  • Заранее готовят конспект и план выступления. Каждый пункт прорабатывается заранее. Возможные вопросы продумываю, кратко записывают ответы;
  • Текст пишется заранее и затем зачитывается. Ответы на возможные вопросы также перечисляют по пунктам. Результат такой речи часто приходится наблюдать после выступления многих политических деятелей. Их спрашивают про одно – отвечают они совершенно про другое. Им написали иной текст;
  • Выступление наизусть. Текст сначала составляется, потом заучивается. После подобного выступления вопросов не предусматривается.

Особо ценятся ораторы, умеющие перестраиваться и улавливающие настроение публики.

Умение работать с конспектом

Составить конспект не так просто. С тезисами нужно научиться работать. Сначала составляют перечень сведений, которые более полно освещают данную тему.

Затем вычленяют наиболее важное, убирая второстепенную информацию:

  • При подготовке к публичному выступлению обязательно кратко сформулировать основные тезисы;
  • Каждый тезис обязательно должен быть подкреплен реальными фактами, а лучше не одним;
  • На первых порах лучше записывать полные предложения, чтобы не пришлось потом подбирать слова;
  • Утверждения, являющиеся аксиомами, следует сформулировать заранее.

Необязательно читать речь, уткнувшись носом в подготовленный конспект. Можно иногда заглядывать в записи, сверяясь с ними, отступая от написанного текста. Тот, кто уверен в себе, записи из карманов и не достает. Но даже опытный оратор должен прорепетировать свое выступление.

Репетиция будущей речи

В этапы освоения выступлений на публике входит репетиция. Можно завести разговор с друзьями, и кратко обсудить интересующую проблему, потренироваться в кругу домашних, произносить доклад наедине с собой.

Некоторые ораторы не советуют использовать в качестве собеседника зеркало, и приводят аргумент, что оно отвлекает. Другие – не менее опытные – советуют перед зеркалом тренировать характерную жестикуляцию, которая будет использована во время речи.

Умение разговаривать


Подготовка и проведение публичного выступления включает такой этап, как умение донести свои мысли до окружающих. Важно не только то, что говорят, но и как говорят.

Ораторское искусство заключается в умение заставить себя слушать, не замолкать на половине фразы, для того, чтобы найти нужное слово.

Есть те, кто умеет произносить речи от рождения, но большинству приходится этому обучатся. Начинать «учиться говорить » нужно с увеличения лексикона. Есть интересная методика, позволяющая расширить словарный запас.

Берешь дома любой бытовой предмет и пытаешься в течение 3-5 минут перечислить его охарактеризовать:

  • для чего используется;
  • основные качества;
  • почему нужен.

Очень важно уметь разговаривать в нужном темпе. Слишком быстрая речь не воспринимается, медленная – нагоняет сон. Следует найти золотую середину, научиться правильно подбирать интонацию, акцентировать внимание на важных моментах.

Умение подчинить аудиторию

Карнеги сформулировал основные правила подготовки публичного выступления. Придерживаясь их, можно научиться влиять на людей и завоевывать единомышленников.

Вот несколько правил, которые помогут вам выступить красиво и эффектно и победить в дебатах:

  1. Если в момент выступления понимаешь, что ошибаешься, решительно и быстро – чтобы не успели это сделать оппоненты – признаешь это;
  2. Нужно стараться придерживаться дружелюбного тона;
  3. Во время обсуждений нужно дать понять, что к правильному выводу пришли под воздействием аргументов аудитории;
  4. Постоянно нужно подчеркивать благородные мотивы действий;
  5. Свои идеи стоит подавать, добавляя трагичности. Если бросить вызов публике, равнодушной она не останется.

Речь должна завершаться красиво. Невнятное: «Вот что хотелось сказать, на этом закончим », сводит эффект от выступления к нулю. Даже опытные ораторы, умеющие легко парировать в процессе беседы, заранее продумывают окончание спичей.

Нюансы подготовительных мероприятий

В методике для подготовки публичного выступления не только объясняется, каким образом подготавливать тексты, правильно строить общение со слушателями, на что обращать внимания во время прений.


Необходимо настроиться и на место выступления, заранее подготовиться показаться перед аудиторией в выгодном свете.

«Страх сцены » знаком многим людям и оставаться спокойным, находясь в центре, на возвышении, под силу далеко не всем. Может быть, удастся найти место, с которого взгляд в зал не будет заставлять волноваться?

Если предстоит выступление с трибуны, нужно заранее сопоставить свой рост с ее высотой. «Говорящая голова » выглядит комично, вряд ли речь даже очень умного человека будут слушать внимательно, если виден только его нос. Оратор должен быть виден публике хотя бы по грудь.

Говорить придется сидя. Нужно проверить, удобно ли сидеть. Во время выступления не следует:

  • сутулиться;
  • выкладывать на стол локти рук;
  • вцепляться в подлокотники кресла – это свидетельствует о неуверенности;
  • чесаться;
  • сидеть развалясь;
  • забрасывать ногу на ногу.

Позу нужно принять следующую: сесть прямо, чуть наклониться вперед, ноги отодвинуть назад, прижав пятки к полу. В каком бы положении ни выступал оратор, он должен смотреть в глаза оппонентам и следить за их эмоциями, быстро улавливая перемену в настроении.

Заранее стоит позаботиться об одежде. Фасон одежды не должен отвлекать ни самого оратора, ни публику от произносимой речи. Нужно дать слушателям возможность сконцентрироваться на словах, а не спровоцировать обсуждение аляповатого галстука или сверхкороткой мини-юбки выступающих.

Обувь и туфли у женщин должны быть нейтральных, совпадающих цветов. Рукава закрывать хотя бы плечи. Ярких и массивных украшений также следует избегать. На официальные мероприятия мужчины традиционно надевают костюмы. Если на пиджаке 3 пуговицы – застегивают среднюю, когда только 2 – верхнюю.

Секреты успеха


  • Уже заходя в аудиторию, следует держаться уверенно. Не стоит ускорять или замедлять походку, семенить и оглядываться. Если представлены, легкой полуулыбкой стоит попытаться установить контакт с аудиторией, только выходя на подиум;
  • Перед началом речи нужно сделать паузу. Это поможет настроиться на выступление и сконцентрировать на себе внимание публики;
  • Не следует прятать от зала глаза. Наоборот, стоит несколько раз его уверенно оглядеть, выбрать определенных людей, зафиксировать на них «якорь », и только потом начинать высказывать свою точку зрения. Обезличенная речь труднее воспринимается;
  • Следить требуется не только за руками, но и за позой. Динамичный и энергичный оратор покорит зал, статичный – заставит собравшихся скучать;
  • При общении с аудиторией нельзя показывать свое превосходство, требуется избегать неуместного сарказма и злых насмешек;
  • Неформальные ситуации – споткнулся о порожек, не включился микрофон – желательно уметь обыгрывать с юмором.

Выступление получится только тогда, когда у выступающего с аудиторией возникнет визуальный контакт. Публичные выступления проходят успешно у ораторов, умеющих улавливать настроение слушателей.