Экономический кризис 1973. Нефтяной кризис (1973)

Уже на второй день после начала войны Судного дня, 8 октября 1973 г., в Вене были свернуты переговоры о ценах на нефть между монополиями и странами-экспортерами, а 16 октября шесть стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Ирак, Абу-Даби и Катар) объявили о повышении справочных цен на нефть на 70 %. Цена на легкую аравийскую нефть взлетела до 7,15 долл. за баррель. Спустя еще четыре дня король Саудовской Аравии Фейсал объявил о прекращении поставок нефти в США, Нидерланды, Португалию, Родезию и ЮАР. Вслед за решением короля руководители других арабских стран также заявили о введении нефтяных санкций в отношении других стран Западной Европы и Японии. Так начался мировой нефтяной кризис 1973 – 1974 гг.

В годы холодной войны нефть и природный газ превратились в важнейший инструмент внешней политики двух враждующих лагерей. Советское руководство использовало поставки естественных ресурсов своим союзникам в обмен на лояльность и поддержку политики Москвы. Упоминаниями о просьбах лидеров соцстран увеличить поставки советских углеводородов испещрены дневниковые записи Л.И. Брежнева. «Вопрос о нефти – тяжелый вопрос […] Главная наша просьба – это нефть, в 70 г. дать 10 млн т., до 75 г. 16 млн т. Возникает вопрос о природном газе. 3 млрд т3 – к 75 году» – конспективно излагал генсек просьбы лидера ГДР В. Ульбрихта на встрече в сентябре 1966 г. 1 «Мы не видим другого выхода как получать газ и нефть из Советского Союза» – записал Брежнев слова руководителя Болгарии Т. Живкова в марте 1967 г. 2

Для обеспечения потребностей своих экономик западные страны использовали дешевую нефть, добываемую в арабских странах, в Африке, в Латинской и Центральной Америке. Заниженные цены на углеводороды были одной из составляющих процветания политики неоколониализма. В топливно-энергетическом балансе Западной Европы, Японии и отчасти Северной Америки доля нефти увеличилась с 26 % в 1950 г. до 49 % к 1970 г., доля природного газа выросла с 12% до 23 %, тогда как доля угля упала с 53% до 25 %. Основной экспорт «черного золота» шел из арабских стран. Если в 1950 г. Ближний Восток и Центральная Азия поставляли 37,5 % всей экспортной нефти, то к 1973 г. эта доля составляла почти 66 % (табл. 1).

Таблица 1. Торговля нефтью в мире (без социалистических стран) в 1960 – 1973 гг. в млн т.

Но несмотря на фантастический рост добычи нефти, арабские страны не получали такой же сказочной прибыли от ее конечной реализации потребителям. Дело в том, что сырая нефть продавалась американским и английским монополиям, которые в свою очередь перепродавали ее западным странам. Например, в 1972 г. 50 % японской и 30 % западноевропейской импортной нефти поставлялись американскими компаниями. Монополиям было крайне выгодно сохранение низких цен на углеводороды. В 1960 – начале 1970 гг. цена на легкую аравийскую нефть (кстати, весьма близкую по качеству советской экспортной нефти) колебалась в районе 3,5 – 4,2 долл. за баррель. В феврале 1971 г. в Тегеране между странами-экспортерами и руководителями монополий был заключен договор о справочных ценах на нефть. Согласно ему в течение пяти лет цены на баррель нефти ежегодно автоматически повышались на 4,5 %, т.е. максимум на два цента в год.

Но у лидеров молодых арабских государств возрастали политические амбиции, увеличивались экономические аппетиты, и дешевая нефть их не устраивала. В конце 1960 – начале 1970-х годов страны-экспортеры заметно расширили степень своего влияния на ценообразование «черного золота». После широкомасштабной национализации нефтедобывающих компаний, прокатившейся волной по всем исламским государствам, ряд арабских лидеров настойчиво заявили о необходимости получать справедливую долю прибыли от реализации нефти. Последней каплей для арабских стран стал вооруженный конфликт с Израилем в октябре 1973 г., получивший название Октябрьской войны или войны Судного дня. В этой войне страны Запада и, в первую очередь США, поддержали Израиль. Ответ арабов не заставил себя долго ждать.

Уже на второй день после начала войны, 8 октября 1973 г., в Вене были свернуты переговоры о ценах на нефть между монополиями и странами-экспортерами, а 16 октября шесть стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Ирак, Абу-Даби и Катар) объявили о повышении справочных цен на нефть на 70 %. Цена на легкую аравийскую нефть взлетела до 7,15 долл. за баррель. Спустя еще четыре дня король Саудовской Аравии Фейсал объявил о прекращении поставок нефти в США, Нидерланды, Португалию, Родезию и ЮАР. Вслед за решением короля руководители других арабских стран также заявили о введении нефтяных санкций в отношении других стран Западной Европы и Японии. Так начался мировой нефтяной кризис 1973 – 1974 гг.

Нефтяное оружие уже использовалось ранее исламскими странами. Еще в 1967 г. во время так называемой Шестидневной войны арабы объявляли нефтяной бойкот западным странам. Но именно во время кризиса 1973 – 1974 гг. были применены многообразные санкции – от сокращения добычи нефти, национализации международных компаний до дифференцированного ограничения поставок нефти различным странам и выборочного эмбарго. Например, объем нефтепоставок во Францию остался на прежнем уровне. Другое дело, что под влиянием расшатывающегося рынка, цены на углеводороды поползли верх. Уже в декабре 1973 г. цена одного барреля нефти составляла 9,14 долл. Вслед за арабами цену на нефть подняли Венесуэла и Индонезия. В январе – феврале 1974 г. цена достигла 23 долл. за баррель.

В первую очередь кризис больно ударил по странам Западной Европы и Японии. Значительно сократились объемы производства автомобильной, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. Во многих странах вводился режим экономии, например, ограничивались скорости движения на автотрассах. В ФРГ под запрет попали поездки на личных автомобилях по воскресеньям, в Англии стали раздаваться талоны на получение бензина. Самое жесткое ограничение ввела Италия – уличное освещение в стране уменьшилось на 40 %, а все бары и рестораны должны были закрываться в 11 часов вечера.

И все же сообщения о небывалом экономическом спаде нередко специально усиливались СМИ, чаще всего для того чтобы обосновать неизбежность повышения цен. Несоизмеримо большее влияние нефтяной кризис оказал на психологию европейцев и японцев. Нарушение поставок как будто бы вернуло их к тяжелым послевоенным годам, а все достижения пятидесятых и шестидесятых оказались перечеркнуты. В Японии нефтяное эмбарго породило панический спрос на повседневные товары. Как писал Д. Ергин: «Домохозяйки бросились в магазины скупать стиральные порошки и туалетную бумагу, создавая запасы, которых бы хватило не менее чем на два года. И если бы не государственное регулирование, цены на туалетную бумагу повысились бы в четыре раза, как это произошло с нефтью» 3 . Кризис отражался на политических настроениях, способствовал росту авторитета правых сил. В ФРГ в 1974 г. СДПГ проиграла коммунальные выборы в ряде земель ХДС/ХСС; заметно активизировались правые партии в Финляндии.

США пострадали от нефтяного кризиса не меньше своих западноевропейских партнеров. Создавшийся дефицит руководство Америки попыталось компенсировать за счет других источников – нелегальной арабской нефти (в основном из Ливии) и увеличения поставок из неарабских стран (например, из Нигерии). Но основной упор администрация Р. Никсона делала на экономию имеющихся ресурсов. Обращаясь к нации 25 ноября 1973 г., американский президент предложил ввести следующие меры: увеличить производство топливного мазута, за счет производства бензина; прекратить продажу бензина владельцам колонок по воскресеньям; сократить на 15 % горючее для гражданской авиации; предельно уменьшить наружное освещение и световую рекламу. Никсон объявил о переходе на круглогодичное «летнее время». Но гораздо больше беспокойство Госдепартамента США вызывало неустойчивое положение на мировом рынке американских нефтяных монополий, а также попытки двухсторонних переговоров европейских стран и Японии с нефтедобывающими странами. Особую озабоченность американцев вызвало сближение Франции с Саудовской Аравией.

Казалось бы, что потенциально в выигрыше от нефтяного кризиса оказался Советский Союз и социалистические страны. В годы правления Л.И. Брежнева как никогда прежде возросла добыча нефти и газа (табл. 2). Во время восьмой (1966–1970 гг.) и девятой (1971–1975 гг.) пятилеток началось стремительное освоение сибирских нефтегазовых месторождений. Однако вплоть до 1975 г. СССР экспортировал довольно ограниченные объемы нефти, оставляя ее преимущественно для внутреннего потребления. Так, например, в 1972 г. было продано всего 75,9 млн т нефти, 10,6 млн т мазута и 4,1 млн т автомобильного бензина. В 1973 г. эти цифры существенно не поменялись: 85,1 млн т нефти, 5,0 млн т автомобильного бензина, 9,7 млн т мазута. Подавляющая часть советских сырьевых ресурсов продавалась членам СЭВ по фиксированным ценам, т.е. в четыре – пять раз ниже рыночных. Кроме того, Советский Союз был вынужден получать нефть по мировым ценам из арабских стран в счет оплаты долгов, что наносило прямой удар по экономическим интересам страны.

Таблица 2. Добыча нефти и газа в СССР (1964–1972 гг.)

Другое дело – газовая отрасль. Сжижений природный газ активно экспортировался за пределы СССР. Именно к газу проявляли интерес западные страны. Так, в 1968–1971 гг. советское руководство провело несколько раундов переговоров с Францией по вопросам разработки газовых месторождений с высоким содержанием сероводорода. В 1971 г. переговоры завершились закупкой у Франции крупной партии оборудования и труб для разработки Оренбургского газового месторождения и строительства Оренбургского газохимического комплекса на сумму около 1 млрд валютных руб.

Особый интерес к советскому газу (а отнюдь не к нефти, как утверждают некоторые публицисты) проявляли американцы. Видимо, впервые эта идея прозвучала на встрече Л.И. Брежнева и не так давно избранного на пост президента Р. Никсона в 1969 г. Именно при Р. Никсоне, как утверждает Д. Ергин, вопросы энергетики и обеспечения ресурсами стали всё чаще появляться на повестке дня 4 . Но более детально план поставок сжиженного газа обсуждался позже, скорее всего в ноябре 1971 г., во время пребывания в СССР министра торговли США М. Стена. После этой встречи администрация Никсона официально объявила о намерениях импортировать советский газ 5 . С американской стороны проект планировалось реализовывать через посредничество трех промышленных гигантов – «Texaco», «Tenneco» и «Brown & Root». Общие капиталовложения составляли около 5–8 млрд руб. Планировалось, что в США будет импортироваться до 55 млн м³ газа в день.

Ситуация с поставками газа осложнялась тем, что после 1952 г. торговые отношения между СССР и США фактически были разорваны: Советский Союз потерял статус наибольшего благоприятствования. Товарооборот между двумя странами оставался на низком уровне (табл.3).

Таблица 3. Товарооборот между СССР и США в 1946–1972 гг. (млн руб.)

В 1972 г. после очередной встречи Л.И. Брежнева и Р. Никсона, когда процесс политической разрядки между двумя странами достиг максимума 6 , было принято решение урегулировать и торговые отношения. В октябре 1972 г. в Москву прибыл советник Президента по национальной безопасности Г. Киссинджер. На повестке дня стояли вопросы о выплате долга по ленд-лизу и о заключении газового соглашения. Советский лидер конспективно зафиксировал в своих дневниковых записях ход переговоров: «Справка по газу т. Байбакова Н.К. Тюменский газ. Запасы на сегодня – 10 триллионов, оформляется до 15 триллионов, будет до 100 триллионов. Якутский газ. Промышленость – 300 млн, прогнозируется до 13 триллионов. При трубе 1 метр на 30 лет. Справочно. Лучше на Магадан, трасса легче, короче. 10 миллиардов газа в год – не совсем рационально. Лучше – 15 – 20 миллиардов в год. Положим большого диаметра трубу. Самое богатое дело для сделки – это тюменский газ. Будет до 100 триллионов м³. Вести трубу на Мурманск – можно договориться на 30-50 лет. На Магадан – кредит 3 – 4 миллиарда будет» 7 .

По итогам встречи 16 октября 1972 г. были подписаны соглашения. Стратегическое значение имели: торговый договор, предусматривавший введение для СССР режима наибольшего благоприятствования в области таможенных сборов и пошлин, договор по ленд-лизу, урегулировавший порядок расчетов 8 и соглашение о кредитовании Советского Союза. Уже через два дня Никсон подписал указ о разрешении американскому Экспортно-импортному банку кредитовать торговые операции в СССР на срок до 16 лет при ставке 6,5 – 6,8 % годовых. Спустя месяц руководство банка выделило первый кредит СССР в размере на 500 млн долл. для покупки машинного оборудования в США.

С конца 1972 – начала 1973 г. в Америке участились предварительные переговоры с компаниями «Texaco», «Tenneco», «Brown & Root» о возможном экспорте газа из тюменских месторождений на Атлантическое побережье и строительстве газопровода Уренгой – Мурманск, а также с фирмой «El Paso», заинтересовавшейся поставками якутского газа на Тихоокеанское побережье. К разработкам советских месторождений проявляли интерес и другие фирмы, в частности рокфеллеровская «Exxon», а представители из «International Harvest» и «Caterpillar» заключили с Мингазпромом СССР контракты на поставку 410 бульдозеров и 630 трубоукладчиков общей стоимостью почти 90 млн свободно конвертируемых рублей. Советские промышленники стали активно знакомиться с технологиями по добыче нефти и газа, использовавшимися в США. В частности, на 1974 г. была запланирована покупка американского завода по производству баритового концентрата. Появились и противники газового проекта. Сенатор У. Проксмайер и президент независимой ассоциации производителей нефти Т. Меддерс считали такую перспективу «крайне возмутительной» и ведущей к тому, что в руках СССР окажется «вентиль, перекрывающий поступление топлива на восточное побережье».

Все ждали, что именно в 1973 г. президент Никсон выступит с заявлением о политике США в области энергоресурсов, в котором определит позицию Америки по экспорту советского газа. Однако официального заявления все не было. И даже после начала энергетического кризиса Белый Дом сохранял безмолвие по этому вопросу. Все это рождало мифы, вызывало непонимание не только среди американского политического класса, но и простого населения. Не зная деталей политической разрядки, большинство американцев относилось с недоверием к любым совместным с СССР проектам. Посол СССР в США А.Ф. Добрынин сообщал в Москву в конце 1973 г. о настроениях общественности: «Тема двухсторонних отношений между СССР и США, как показывают наши наблюдения, также остается недостаточно ясной и определенной для многих американцев, как в силу искажения ее органами массовой информации, так и по причине незнания американцами конкретики советско-американского сотрудничества в различных областях». В американских СМИ стали появляться сообщения о том, что Р. Никсон якобы обязался ежегодно отдавать 25 % урожая зерна, только чтобы Москва согласилась подписать ОСВ-I. Появлялись и другие компрометирующие власть слухи.

Все эти скандалы, слухи и особенно разгоравшийся Уотергейт стали активно использоваться противниками политической разрядки для сдерживания любых советско-американских проектов. Например, бывший заместитель госсекретаря США Дж. Болл, выступая в начале 1973 г. в Конгрессе перед подкомиссией по делам НАТО, заявил: «Что является наибольшей опасностью впереди? Я полагаю, что не столько то, что Европа будет повержена военной силой, сколько то, что ее политический организм будет ослаблен разрядкой до такой степени, что давление в сторону компромисса с Востоком сможет довести до постепенной атрофии способности Запада сохранять свою свободу и независимость».

На этом фоне особую известность приобрел сенатор Г.М. Джексон, который выступал за лишение СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле и непредоставления ему кредитов. Законодательные инициативы конгрессмена озадачили советское руководство. Во время встречи с Р. Никсоном в июне 1973 г. Л.И. Брежнев бегло набросал в своих записях ответ президенту США: «Я хочу откровенно сказать о двух важных моментах, которые привлекли мое внимание и которые, конечно, нуждаются в изучении. Это, во-первых, поправка сенатора Джексона к проекту резолюции Сената о ратификации московского договора. Я знаю, что он принадлежит к оппозиционной партии. Однако дело в том, что Джексон дает понять, что его поправка как бы согласована с правительством. Во-вторых, обращает внимание тот факт, что выделены повышенные ассигнования на разработку новых систем американского стратегического оружия» 9 .

Американское руководство пыталось сохранить лицо. В частности, во время беседы с главным редактором газеты «Правда» и членом ЦК КПСС М.В. Зимяниным посол США в СССР У. Стессел, как зафиксировал в своей записке главред, «иронически отметил, что активность этого законодателя (т.е. Г.М. Джексона – Н.П.) против разрядки объясняется прежде всего его притязаниями на президентское кресло». Однако даже без поправок демократа Джексона советская сторона, начиная с начала 1974 г., стала отмечать постепенное охлаждение отношений в экономической области. Так, во время очередной сессии Комитета по вопросам торговли между СССР и США, американцы, декларируя необходимость долгосрочного сотрудничества, заявили, что все экономические отношения необходимо свести лишь к купле-продаже лицензий и обмену информацией. Даже замминистра внешней торговли в СССР В.С. Алхимов, составивший по итогам совещания записку для ЦК отмечал, что «не информационные вопросы должны лежать в основе долгосрочных соглашений».

Но, видимо, американцы все решительнее обрывали любые возможности сотрудничества с Советским Союзом, в том числе и в энергетической сфере. В этой ситуации не помогал даже кризис. Так, за два месяца до ухода Р. Никсона с поста президента, бывший посол США в СССР У.А. Гарриман в ходе беседы с директором Института США Г.А. Арбатовым заявил, что такие фантастические проекты, как газовый, вызывают отрицательную реакцию в Америке, и русским необходимо отказаться от реализации этой идеи. Позднее в записке в ЦК Арбатов делился такими соображениями: «Чем бы не закончилось Уотергейтское дело, реальная борьба вокруг всего комплекса проблем, связанных с советско-американскими отношениями будет развертываться не вокруг того, что сейчас может находиться на поверхности (эмиграция в Израиль 10 , диссиденты и т.п.), а именно вокруг военно-политических вопросов. Здесь, судя по всему, уже наметился и будет все дальше выявляться основной водораздел в сфере внешней политики – между сторонниками холодной войны и теми, более реалистическими кругами, которые выступают за разрядку, снижение угрозы войны, развитие взаимовыгодного сотрудничества». Оправдались самые худшие прогнозы Арбатова. В конце 1974 г. новый президент США Дж. Форд официально объявил о свертывании газового проекта, а в январе 1975 г. он подписал билль о принятии поправки «Джексона-Вэника» к закону о торговле. Все прежние экономически договоренности между СССР и США были сведены к нулю.

Другие соцстраны пострадали от кризиса 1973 – 1974 гг. больше, чем СССР. При этом речь шла даже не о дефиците нефти (для братских стран он легко покрывался поставками из Советского Союза), а о дополнительных валютных вливаниях в бюджет. Например, заместитель постоянного представителя Кубы в СЭВ в своей справке для Москвы писал: «Настоящий кризис не несет прямого ущерба Кубе ввиду того, что весь наш импорт нефти идет из СССР по благоприятным для нас ценам и срокам. Однако он оказывает отрицательное влияние на операции, проводимые в свободно конвертируемой валюте, ввиду значительного импорта, который нам приходится осуществлять из капиталистических стран». Повышенные импортные цены значительно ухудшили торговые показатели, привели к дефициту платежного баланса и увеличили задолженность соцстран перед капиталистическими странами. Например, внешний долг Чехословакии вырос с 17,5 млрд крон в 1973 г. до 26,0 млрд в 1974 г. и до 30,7 млрд в 1975 г., бюджетные дотации на торговлю с западными странами увеличились почти до 14 млрд крон или 60 % прироста национального дохода.

Но если ситуация в ЧССР была относительно типична для других стран соцблока, то в Румынии дела складывалась совсем иначе. Задолго до нефтяного кризиса 1973 г. еще с конца 1950-х годов, Бухарест стал проводить самостоятельную политику, часто не согласованную с Москвой. Впервые такие шаги предпринял руководитель румынской рабочей партии Г. Георгиу-Деж. Но, пожалуй, именно при его преемнике – Н. Чаушеску, эта доктрина была положена в основу внешнеполитического курса СРР. Придя к власти в 1965 г., Чаушеску довольно быстро установил тесное сотрудничество с западными странами.

Особенно активно в начале 1970-х годов развивались отношения между СРР и США. Торговый оборот с Америкой в течение пяти лет увеличился почти в два раза – с 79,9 млн долл. в 1969 г. до 190 млн долл. в 1973 г. В 1971 – 1973 гг. количество американских делегаций, посетивших Румынию, почти в три раза превысило количество румынских делегаций в Штаты. С официальными визитами в Бухарест приезжали: государственный секретарь В. Роджерс, сенатор, член комиссии по иностранным делами и комиссии по сельскому хозяйству П. Финдлей, конгрессмен, личный представитель президента США Дж. Д. Ваггонер, группа сенаторов, во главе со С. Саймингтоном (среди которых были, Г. Джексон, Т. Иглтон, Ф. Мосс и др.), представитель авиакомпании Боинг Е.Х. Бульоун, специальный советник Президента США по экономическим вопросам Ч. Колсон, заместитель госсекретаря по торговле С. Лазарус, председатель Совета по экономическим делам президента США Г. Штейн, председатель банка Чейз Манхэтен Д. Рокфелер и многие, многие другие.

Важным шагом в закреплении двухсторонних отношений стала поездка Н. Чаушеску в Вашингтон в декабре 1973 г., т.е. во время уже разгоревшегося нефтяного кризиса. В ходе визита был подписан ряд документов, определявших перспективы развития румынско-американских отношений. Среди них совместные коммюнике и декларация об экономическом, промышленном и техническом сотрудничестве, конвенция о прекращении двойного налогообложения, соглашение о гражданских воздушных перевозках и о рыболовстве в западном районе Атлантического океана, ряд специальных соглашений между румынскими предприятиями и американскими фирмами по вопросам развития отношений в области машиностроения, электроники, химии и нефти.

Не исключено, что в ходе встречи могли состояться переговоры о возможной поставке нефти из арабских стран в США через Румынию. Прямых доказательств этому нет, но есть косвенные факты. Так, практически через несколько месяцев Чаушеску сделал запрос в Москву об увеличении поставок нефти из СССР. Надо отметить, что Румыния импортировала из Советского Союза незначительные объемы углеводородов по сравнению с другими членами СЭВ. В 1973 г. Бухарест закупил всего 522 тыс. тонн советских нефтепродуктов. К примеру, ГДР в том же году оплатила почти 2 млн тонн нефти. Для нужд своей экономики Румыния использовали собственную нефть. В начале 1970-х годов в СРР добывалось около 14 – 15 млн тонн карпатской нефти. В стране были построены нефтеперерабатывающие заводы, мощностью почти 18 млн тонн. Румыния экспортировала бензин, мазут, дизтопливо, масла в западные страны. Наиболее крупными покупателями были Италия, Голландия, ФРГ, Япония, Турция, Греция. Растущий экспорт заставлял Румынию покупать сырую нефть у арабов.

Москва довольно настороженно отнеслась к просьбе Бухареста. Советское руководство хорошо помнило, говоря словами посла СССР в Румынии, «ярко выраженный практицизм, национальный эгоизм внешней политики Румынии, стремление руководства всеми возможными способами обеспечить нынешние, как оно их представляет, интересы своей страны без учета стратегических интересов социалистического содружества в целом». За этими словами стояли вполне конкретные цифры. Вслед за увеличением экономического сотрудничества с западными странами, доля Советского Союза во внешнеторговом обороте Румынии сократилась с 27% в 1970 г. до 21% в 1973. Поэтому после многомесячных бесплодных переговоров представители советского Госплана официально объявили румынской стороне, что из-за отсутствия ресурсов «не представляется возможным осуществить поставку из СССР нефти».

Потерпев неудачу в переговорах с Москвой, Чаушеску намеревался увеличить поставки нефти из арабских стран. Но и здесь его ждал полный провал. Румыния была единственной страной из соцблока, которая официально не осудила Израиль во время войны Судного дня. Более того, Бухарест продолжил экономическое сотрудничество с Тель-Авивом, активно использовал нефтепровод Акаба-Хайфа, который пролегал по израильской территории. Наконец, в планах Чаушеску было строительство под Констанцей лагеря для евреев-эмигрантов из соцстран.

Все эти шаги вызвали закономерное раздражение арабов. В декабре 1973 г. на конференции в Алжире руководители стран Персидского залива предложили распространить на Румынию нефтяное эмбарго. Лишь отдельные лидеры исламских государств не поддержали эту идею. В частности, против этого выступил алжирский лидер Х. Бумедьен. Однако уже в январе 1974 г. на очередном совещании арабских стран в Абу-Даби против Румынии был введен ряд экономических санкций. В частности, был наложен запрет на импорт почти 50 наименований румынских товаров и экспорт арабской нефти. Эмбарго могло быть снято только при условии разрыва дипотношений с Израилем.

Формально санкции должны были вступить в силу на очередном совещании руководителей арабских стран в апреле 1974. Воспользовавшись ситуацией, Н. Чаушеску решил совершить турне по исламским странам. Уже в феврале он прибыл в Ливию. Выбор был не случаен. Из всех арабских стран Ливия была самым крупным внешнеполитическим партнером Румынии. Кроме того, в румынском МИДе считали, что М. Каддафи будет стремиться выйти из изоляции, в которой он оказался из-за своей политической позиции. Расчеты Бухареста оправдались. В ходе официального обеда, подняв тост за Чаушеску, Каддафи хотя и раскритиковал его за сохранение отношений с Израилем, но одобрил политику СРР по «освобождению Румынии от влияния великих держав». Впрочем, для сохранения поставок ливийской нефти (3 млн т в год) Чаушеску пошел на ряд политических уступок. В частности, Румыния отказывалась от использования нефтепровода Акаба-Хайфа.

В Ливане визит Н. Чаушеску носил формальный, представительский характер. Центральным местом здесь стала пресс-конференция в Бейруте 16 февраля 1974 г. В ходе нее Чаушеску был задан вопрос о разрыве дипотношений с Израилем. В ответ он заявил, что разрыв отношений не поможет решить арабо-израильские проблемы. В Сирии – следующей стране заграничного турне румынского лидера – совестно с Х. Асадом было подписано совместное соглашение, в котором «выражалась озабоченность продолжающимся конфликтом, высказывалось убеждение, что сохранение под оккупацией арабских территорий, силой захваченных Израилем, порождает постоянное напряжение и опасности возникновения новых военных действий». Самой безрезультатной оказалась поездка в Ирак. По словам иракского посла в Москве, Багдад не подписал никаких соглашений из-за «глубокой пропасти», разделяющей позиции сторон по целому ряду проблем, в частности, по палестинскому вопросу. Так, Ирак даже отказался подписать декларацию о культурном сотрудничестве.

Несмотря на неоднозначные итоги поездки Н. Чаушеску, нефтяное эмбарго против Румынии так и не было введено. В марте 1974 г. нефтяные санкции были сняты с США, а спустя несколько месяцев и с других стран. Острая фаза кризиса миновала, все привыкали жить по новым правилам. Энергоресурсы превратились в неотъемлемую часть экономики всех стран, независимо от их идеологии и социального устройства. Для СССР кризис стал отправной точкой в стремительном развитии нефтегазохимического комплекса. Провал американского проекта не только не ослабил, а даже усилил амбиции советского руководства в энергетической отрасли. СССР стала активно вкладывать деньги в развитие нефтегазовой отрасли и наращивать прибыль. На Западе сущность энергетического кризиса нередко умышленно драматизировалась. Многие заявляли об истощении углеводородов. Однако кризис был порожден двумя разнонаправленными явлениями: превращением ведущей капиталистической державы США из экспортера в крупнейшего импортера углеводородов, а также крахом старой структуры мирового рынка нефти, появлением новых субъектов и новых отношений и, как следствие, изменением механизма ценообразования на нефть. В каком-то смысле энергетический кризис 1973 г. был провалом энергетической стратегии политики неоколониализма, направленной на обеспечение потребностей экономики развитых стран за счет дешевого сырья и топлива из развивающихся стран. Именно нефтяной кризис окончательно закрепил новую постколониальную систему мирового политического и экономического устройства.

1 РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 978. Л. 87–89.
2 Там же. Д. 990. Л. 82.
3 Ергин Л. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М., 1999. С. 479.
4 Там же. С. 455.
5 Oil and Gas Journal. May 29, 1972. Pp. 12–15; December 6, 1971. p.37; Jan. 31, 1971. P. 68; June 5, 1972. P.41; Gas World. June 10, 1972. P. 196; Gas. March 1972. P. 63 – 65; April 1972. P. 57.
6 Именно в 1972 г. в ходе визита американского президента в Москву был подписан знаменитый договор ОСВ-I.
7 РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 983. Л. 41 об–42.
8 Соглашение по ленд-лизу предусматривало выплату 722 млн долларов в течение 30 лет с 1972 по 2001 г.
9 РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 984. Л. 47.
10 Примечательна реакция Л.И. Брежнева на внешнее давление по поводу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г. «О возмещении гражданами СССР, выезжающими на постоянное жительство за границу, государственных затрат на обучение», который ограничивал эмиграцию евреев из Советского Союза. Находясь в Завидово в октябре 1972 г., он сделал следующую пометку в своих дневниковых записях: «Как бы указ о евреях не отменять, а де-факто не применять» [РГАНИ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 983. Л. 38].

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго ») начался 17 октября 1973 года, когда ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

Вместе с тем, Нефтяной кризис 1973 года способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 29 июня 1973 года президент США Р. Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее, - на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Управления по охране окружающей среды временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.



Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антитрестовский закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 г. объем стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13-15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырехцилиндровыми двигателями, потреблявшими меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более легких автомобилей, таких как Ford Pinto, Ford Fiesta и др. К 1985 г. средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега . Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 г. сошел с конвейера.

Примечания

  1. Frum, David (2000). How We Got Here: The "70s. New York: Basic Books. pp. 321–322. ISBN 0-465-04195-7.

http://www.forexman.info/articles/703/

Энергетический кризис 1973-1974 гг.

Одним из самых мощных кризисов современности был мировой энергетический кризис 1973 г. Он начался по инициативе стран – членов ОПЕК, которые значительно снизили объемы добываемой нефти. Энергетический кризис 1973 г. оказался по своим географическим масштабам, продолжительности, разрушительности значительно сильнее, чем кризисы 1957-1958 гг., а также по некоторым сходным признакам даже приблизился к кризису 1929-1933 гг. Толпы людей в результате оказались на улице. А это более 10 млн. человек. Все они были переведены на неполную рабочую неделю, а кто-то был и вовсе уволен. Во всех регионах постепенно началось падение доходов населения. Нефтяной кризис 1973 стал своего рода прародителем нынешнего положения России, так как сложившаяся ситуация способствовала увеличению объема поставок нефти на Запад из СССР. Позднее эту «традицию» переняла и Россия. Именно тогда и было положено начало зависимости России от нефтедолларов и «нефтяной трубы».

Израильские войска на Голанских высотах в октябре 1973 года

ОАПЕК и цены на нефть

Так уж вышло, что Израильское государство располагается аккурат в той части Ближнего Востока, где мало нефти. Арабские соседи Израиля наоборот, нефть активно добывали и добывают. Неслучайно первая сессия Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открылась в 1960 году в Багдаде, столице Ирака.

Арабский ОПЕК - ОАПЕК, сформировался независимо от основной организации, после подписания договора между Кувейтом, Саудовской Аравией и Ливией в Бейруте (Ливан). Случилось это в 1968 году, а к 1973 в составе ОАПЕК уже были Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Катар, Сирия и ОАЭ.

Нефтяной кризис на Западе, проявившийся в резком росте закупочной цены на нефть, случился после двух акций. Сначала члены ОАПЕК на общем совещании решили, что с 17 октября 1973 года они не будут поставлять нефть союзникам Израиля по войне Судного дня. Это касалось США, Канады, Японии и всей Западной Европы. Второй спусковой крючок - решение ОПЕК, о том, что в октябре добыча нефти снизится на 5% от сентябрьской, и так будет каждый месяц. Такие условия поставили Запад в тупик.

Что делать?

После такого маневра, цена на нефть резко пошла вверх. Посудите сами - в сентябре 1973 баррель стоил $4.31, в январе 1974 - уже $10. Президент Никсон после доклада Министерства энергетики знал, что американская нефтяная промышленность не может перекрыть сложившийся дефицит и тогда он решил действовать в обход.

В своем специальном послании к Конгрессу он призывает американцев к экономии. В частности, Никсон предлагает соседям по очереди подвозить друг друга, чтобы тратилось меньше топлива, а ездить советует на небольших скоростях. Правительственным учреждениям приказано экономить и не тратить деньги на машины, а авиакомпаниям предлагается урезать количество рейсов.

Началась массовое разорение и закрытие заправок по всей стране, а монополисты-нефтедобытчики стали повышать цены.

Больше всего пострадал американский автопром. В 50-е и 60-е сложилась мода на muscle car - роскошные автомобили американского производства с большим объемом двигателя. В основном это были Форды, Понтиаки, Доджи, Шевроле и продукция General Motors. Четкого определения muscle car нет, но в основном автолюбители сходятся на том, что это «среднеразмерный, направленный на достижение максимальных скоростных характеристик автомобиль, оснащенный большим двигателем типа V8, и продаваемый по доступной цене». Судя по их популярности, цена и правда была доступной. Но вот к авто нужен бензин, а «ели» такие машины очень много. Автопромышленники резко начали терять прибыль и вынуждены были перестраивать продуктовые линейки. Так, средний muscle car проходил около 14 миль на галлоне топлива, а новые модели вроде Ford Pinto или Chevrolet Vega проезжали уже 17. В то же время на авторынок США врывается Япония - Тойоты, Ниссаны и Хонды гораздо более экономичны и имеют под капотом четыре цилиндра вместо восьми.

Последствия

Нефтяной кризис стал прецедентом для мировой политики. Арабский мир доказал, что он может давить на мощнейшие экономики мира с помощью контроля над ресурсами. Начиная с XV века европейцы навязывали прочим народам мира свою волю с помощью силы. Нефтяное эмбарго стало инструментом “возмездия” Востока против Запада и с волей экспортеров нефти надо было считаться.

Чтобы не допустить подобного впредь, большинство западных стран создали собственные нефтехранилища, на случай новых демаршей со стороны ОПЕК.

Рецессия и кризис, вызванные нефтяным эмбарго изменили дальнейший ход мировой экономики. Страны-лидеры западного мира не могли позволить себе оставаться в зависимости от энергоносителей, поэтому началась переориентация на более высокотехнологичные отрасли. Начала развиваться альтернативная энергетика, компьютерные разработки и наукоемкие области, которые определили облик современных развитых государств. Старые отрасли были вынуждены либо перестроиться, либо исчезнуть.

В этом еще одна уникальность нефтяного кризиса 1973 – для многих пострадавших он стал пищей для размышления и тревожным звонком, который прозвучал на десятки лет раньше ожидаемого. При этом, повышение цен сработало в обратную сторону для нашей страны: из разведанных в Сибири богатых месторождений в Европу потянулись трубопроводы, а в Советский Союз начали поступать валютные платежи. В результате, страна оказалась на так называемой “нефтяной игле” и падение цен на энергоносители в конце 70-х – начале 80-х сыграло не в пользу СССР.

#финансоваяграмотность

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Данный энергетический кризис выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

До 70-х годов мировой рынок нефти полностью контролировался Международным нефтяным картелем во главе с американскими компаниями (в частности, картель контролировал 85-90% экспорта нефти из развивающихся стран). Организация могла использовать свою монопольную власть, например, скупая нефть по заниженным ценам у стран-производителей и продавая ее по завышенным ценам странам-импортерам.

Естественно, такая ситуация не устраивала производителей из развивающихся стран и в 1960 г. они объединились в ОПЕК. К 1970 г. ОПЕК стал мощной организацией, способной противостоять картелю западных стран.

В 1973 г. ОПЕК заявила, что не будет продавать нефть странам (США и страны Западной Европы), которые поддерживали Израиль в ходе Четвёртой арабо-израильской войны (началась 06.10.1973 г и длилась 18 дней).

В результате цены на нефть резко выросли (за год цены выросли с 3 долларов за баррель до 12), что стало мощным ударом по экономике развитых стран. Данный энергетический кризис (другое название — «нефтяное эмбарго») выявил огромную зависимость США и других индустриальных держав от цен на нефть.

Дошло до того, что США пришлось ввести лимиты на отопление зданий, бензин подорожал в 3-4 раза, в Голландии отменили езду на автомобилях по воскресениям, а Англия отменила полеты через Атлантический океан (стало слишком дорого).

на фото очередь за бензином в Портленде (1973 г.) (штат Орегон (США) перешел на распределительную реализацию бензина по регистрационным номерам).

Вскоре, катастрофа постигла автомобильную промышленность США, когда японские кампании (Toyota, Nissan, Honda) стали вытеснять с рынка американских производителей.

Несмотря на то, что эмбарго против США отменили в марте 1974 году, его негативные последствия ощущались еще долгое время. Рост цен на топливо привел к удорожанию остальных товаров, в первую очередь продуктов питания. В течении двух лет до декабря 1974 г. индекс Dow Jones снизился с 1051 до 577 пунктов.

С 1973 по 1975 гг. ВНП США упал на 6%, а безработица выросла до 9%. В Японии ВНП в 1974 году перестал расти впервые после Второй мировой войны.

Кстати, энергетический кризис совпал с отменой золотовалютного стандарта (США отказались от золотого обеспечения доллара).

Доходы ОПЕК увеличились с 23 млрд долларов в 1972 году до 140 млрд долларов в 1977.

Отметим, что в долгосрочном периоде рост цен на нефть сказался на странах странах ОПЕК негативно. Получая огромные сверхдоходы от экспорта нефти, они потеряли стимул к развитию других отраслей и контролю бюджетных расходов, что негативно сказалось на их дальнейшей судьбе.

Кстати, мировой энергетический кризис оказал большое влияние на добычу нефти и газа в СССР. Рост цен на нефть сделал рентабельным разработку месторождений в Сибири. Кроме того, дефицит нефти на мировом рынке привел к росту ее экспорта. Нефть стала главным источником валютным доходов Советского Союза. Возможно, в это время и произошло подсаживание нашей страны на «нефтяную иглу».

В долгосрочном периоде энергетический кризис оказал на мировую экономику скорее положительное влияние. Он привел к развитию ресурсосберегающих технологий, а также простимулировал страны развивать собственный топливно-энергетический комплекс.

Нефтяной кризис 2015! Да или нет?

Нефтяной кризис 2015 – актуальная тема нашего сегодняшнего обзора. Что такое нефтяной кризис? Какими были нефтяные кризисы в истории, что к ним приводило и как правительства того времени из них выходили? Можно ли сложившуюся на сегодняшний день ситуацию на нефтяном рынке назвать «нефтяной кризис 2015»? Чего ожидать на нефтяном рынке в этом году и как это повлияет на будущее? Именно эти вопросы мы постарались рассмотреть сегодня.

Итак, что же такое «нефтяной кризис»? С энциклопедической точки зрения, нефтяной кризис это ситуация, при которой происходит внезапное снижение имеющегося на рынке предложения нефти и (или) существенный рост цен на этот ресурс . Но, что мы видим? Цены на нефть падают, а не растут! Объем предложения нефти в последние годы только возрастал «благодаря», в том числе, «сланцевой революции» в США, что собственно и спровоцировало падение цен.

Таким образом, ситуацию, сложившуюся на нефтяном рынке в конце минувшего года – начале нынешнего, нельзя назвать кризисом! Но так ли это? Ведь многие жители России и (тем более) Венесуэлы уже успели «почувствовать» на своих кошельках последствия нынешних событий на мировом нефтяном рынке.

Для начала давайте заглянем в историю! И хоть, как известно, «история учит только тому, что никого, ничему не учит», мы все-таки попытаемся извлечь из событий прошлого пользу для дня сегодняшнего.

Нефтяные кризисы в истории планеты

Иран 1951, или первая ласточка нефтяных войн

События конца сороковых и пятидесятых годов прошлого века сложно назвать нефтяным кризисом мирового масштаба, тем не менее, эта история во многом положила начало «полноценным» кризисным явлениям будущего, впервые проявив всю важность нефти для мирового сообщества и остроту борьбы за этот ресурс.

Будущий конфликт зародился в период с 1945 по 1950 год, когда компания АРОС (Ирано-Британское СП) заработала на иранской нефти порядка 250 млн. $ прибыли, что, с учетом инфляции, эквивалентно 2,474 млрд.$ в ценах нашего времени. При этом APOC заплатила Ирану всего 90 млн.$ (891 млн.$ «сегодня») налогов. Британский бюджет, по данным историков, получил от APOC несколько больше. Вполне естественно, что подобное «деление» доходов от иранской нефти сам Иран совсем не обрадовало.

Мохаммед Мосаддег (на тот момент, председатель парламентского комитета Меджлиса) так высказался о APOC:

Единственный источник всех бед этой измученной нации – эта нефтяная компания!

30 апреля 1951 года Мосаддег занял пост премьер-министра Ирана, а уже 1 мая 1951 года в стране был принят закон «О национализации нефтяной промышленности ». Вскоре после этого британские специалисты поспешили покинуть территорию Ирана.

Не обошлось и без США, увидевших в ситуации большую перспективу для себя и своих компаний. Американцы оперативно предложили Великобритании «быстрый способ» разрешения конфликта – создать новый консорциум, с участием американских нефтедобывающих корпораций, что в свою очередь (по мнению США) должно было замаскировать возвращение Британцев на Иранский рынок и понизить градус конфликта. Подданные ее Величества вежливо отказались, разумно заподозрив североамериканских друзей в попытке «отжать кусок иранского нефтяного пирога» и принялись решать проблему своими силами.

В результате Великобритания объявила Ирану эмбарго, суть которого заключалась в запрете последнему вывозить собственную нефть, ввозить товары и получать кредитные ресурсы. Подобные меры привели к резкому падению иранской нефтедобычи: с 91 000 тонн/сутки в 1950 году до мизерных 2,75 тысяч тонн.

В свою очередь Иран (в октябре 1952 года) расторг с Великобританией дипломатические отношения. Более того, антибританские настроения в стране достигли такого высокого уровня, что Мохаммед Реза Пехлеви (Шах Ирана, благоволивший Британии) был вынужден поспешно покинуть страну в феврале 1953 года.

В конечном итоге сложилась ситуация при которой Великобритания была вынуждена дать согласие на создание консорциума, предложенного в свое время Соединенными Штатами Америки. В августе 1953 года Реза Пехлеви вернулся в Иран. А 17 сентября 1954 года были поставлены подписи под договором о создании нового консорциума по добыче иранской нефти. В октябре того же года шах ратифицировал это соглашение.

В состав консорциума вошли:

  • АРОС (40%);
  • Shell (14%);
  • Standard Oil Company of New Jersey (8%);
  • Standard Oil Company of New York (8%);
  • Standard Oil Company of California (8%);
  • Texaco (8%);
  • Gulf (8%);
  • FGK (6%).

Примечательно, что спустя всего несколько месяцев, после начала работы нового консорциума, американцы умудрились ввести в его состав еще 9 (!) своих компаний, за счет передачи одного процента в уставном капитале от каждого из первоначальных участников объединения.

По условиям договора предполагалось, что участники консорциума выкупают у Ирана всю добытую нефть и затем самостоятельно реализуют ее на мировом рынке. Следует отметить, что «де-юре» факт национализации Ираном нефтяного сектора остался в силе, но, «де-факто» полный контроль за нефтяной промышленностью страны перешел в руки консорциума.

Главные итоги иранского нефтяного конфликта 50-х:

  • Великобритания возобновила доступ к иранской нефти, хоть и разделила этот рынок с новыми партнерами;
  • США получили еще одну ресурсную базу и укрепили свое позиции в регионе;
  • Иран (за исключением шаха) фактически не получил ничего: нефтяные ресурсы продолжили контролировать иностранцы!

Куда большее значение «Иранский кризис » имеет в историческом контексте. Именно в событиях тех лет впервые проявилась значимость нефти, как стратегического ресурса и зародились первые способы борьбы за контроль над нею.

В дальнейшем, мир встряхнули еще несколько событий, носящих характер кризиса на энергетическом рынке. Но, по-настоящему чрезвычайные события, поразили планету в 1973 году.

Нефтяной кризис 1973 года

Начало энергетического кризиса 1973

Нефтяной кризис 1973 года был спровоцирован арабо-израильской Октябрьской войной. Сама по себе эта война длилась всего 18 дней (6-25 октября 1973 года), а от последствий «нефтяного эмбарго » мировая экономика «болела» еще несколько лет. Инициаторами военного конфликта стали Египет и Сирия (члены ОАПЕК ). Чтобы надавить на страны, которые в этой войне поддерживали Израиль, ОАПЕК ввела против них нефтяное эмбарго и одновременно повысила цены на нефть-сырец . Под ударом нефтяного кризиса оказались США, Нидерланды, Португалия, Япония, Южная Африка. В течение 1974 года цена на нефть выросла с 3 $ (16,50$ в сегодняшних ценах, с учетом инфляции ) до 12 $ (65,99$ «сегодня» ), что составило рост в 300%. К такому росту цен на нефть мир оказался, мягко говоря, не готов.

График изменения цен на нефть в период с 1861 по 2007 год

Тут следует отметить ряд важных нюансов :

  • Благодаря росту цен на нефть, арабские страны сами не страдали от введенного эмбарго, и безболезненно могли сократить добычу нефти;
  • На фоне роста мировой экономики, потребление энергоресурсов росло, и спрос на нефть тоже;
  • Разделяй и властвуй. «Нефтяное эмбарго» носило избирательный характер, и это также усложняло пути решения проблемы. Например, ЕЭС, имея специальное соглашение о распределении нефти, не мог его применить, так как для этого нужно было вести чрезвычайный режим. А введению чрезвычайного положения препятствовал тот факт, что европейские страны, образно говоря, были поделены ОАПЕК на «белый» (Франция, Великобритания и др.) и «черный» списки (Нидерланды, Португалия и др).

Антикризисные меры:

  • Режим экономии: Власти стали призывать население экономить топливо путем отказа от поездок или езды с меньшей скоростью, выбором более экономичных автомобилей и т.д. Сокращалось число пассажироперевозок. Автопроизводители переориентировались на выпуск автомобилей с меньшим объемом двигателя. На предприятиях стали применяться меры по снижению энергозатрат.
  • Корректировка энергетической политики: поиск и развитие альтернативных источников энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики. Переход, там, где это возможно на сжиженный газ и угольное топливо. Шаги к снижению энергоемкости производств.
  • Создание Международного энергетического агентства (МЭА, англ.- IEA) в 1974 году . Цель организации - совершенствование мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов. Многие страны, вступившие в МЭА, создали стратегические национальные запасы нефти , которые были предусмотрены в объемах порядка трехмесячного объема импорта нефти.
  • Налаживание политических отношений со странами ОАПЕК: ЕАС и Япония приняли резолюцию о поддержке арабских стран в феврале 1974 года. Официально нефтяное эмбарго было упразднено 18 марта 1974 года, но не все арабские страны-экспортеры нефти среагировали на это сразу.

Последствия нефтяного кризиса 1973 года

Нефтяной кризис 1973 года, или “шок”, предопределил большое количество краткосрочных и долгосрочных последствий в мировой политике и экономике. В дальнейшем события тех летполучили более красноречивое название – «Первый нефтяной шок ». К наиболее значимым последствиям нефтяного кризиса 1973 года историки и эксперты относят:

  • Появление термина Нефтяное оружие , выразившегося в осознании значимости нефти, как способа влияния на мировой арене;
  • Зарождение Арабского экономического чуда , основанного на переходе к получению «сверхдоходов» от нефтяного бизнеса такими странами как ОАЭ;
  • Реформа и реструктуризация энергетического рынка США ;
  • Реструктуризация и перепрофилирование энергетического сектора Японии, заключавшееся в смещении акцентов с нефти и газа в сторону более наукоемких источников получения энергии. Развитие ядерной электроэнергетики Японии;
  • Зарождение «Возобновляемой энергетики ». Кризис 1973 года недвусмысленно дал понять, что «не следует класть все яйца в одну корзину », проще говоря, тотальная зависимость мира от одного источника чревата серьезными потрясениями. В итоге многие страны приступили к активным действиям в вопросе поиска и развития альтернативных источников электроэнергии.

Нефтяной кризис 1980-х

Ведущие производители сырой нефти в период с 1960 по 2008 годы

Очередной нефтяной кризис, получивший название «Второй нефтяной шок », не заставил себя долго ждать и зародился уже в 1979 году. По сути, основными предпосылками для его развития послужили меры по урегулированию предыдущего энергетического кризиса (1973 года).

Предпосылки возникновения нефтяного кризиса 80-х годов:

  • На фоне сокращения нефтедобычи странами ОПЕК, не состоящие в ОПЕК страны стали наращивать добычу нефти.
  • Внедрение и широкое распространение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии позволило значительно сократить потребление нефти. Наметилось перепроизводство нефти.

Кроме того, возникновению нового нефтяного кризиса поспособствовали следующие события:

  • Исламская революция в Иране в 1978-79 годах. В сентябре 1978 года в Иране было введено военное положение и жестко подавлена акция протеста в Тегеране, что спровоцировало всеобщую забастовку сотрудников нефтяной промышленности, которая потом распространилась и на другие отрасли промышленности. Американский президент Картер разорвал торговые отношения с Ираном, и отменил государственное регулирование цен на нефть в США.
  • В сентябре 1980 года началась война между Ираном и Ираком. Предметом спора были территории с месторождениями нефти и выходом к морю. В ходе войны значительно была повреждена нефтедобывающая инфраструктура, а объем нефтедобычи Ирака сократился втрое.

Развитие кризиса и его последствия

Сумма вышеперечисленных факторов привела к тому, что цена на нефть росла до 1980 года, достигнув отметки в 35 $ за баррель (107$ в ценах «сегодняшнего» дня ), а в течение последующих шести лет непрерывно падала, к 1986 году опустившись ниже 10 $ (30,5$ «сегодня» ) за баррель.

Падение цен на нефть оказалось выгодно следующим странам: США, Западной Европе, Японии, и некоторым странам третьего мира.

Негативным образом (в той или иной степени) падение цен сказалось на экономике стран ОПЕК, нефтедобывающих стран Северной Европы (где себестоимость нефтедобычи выше), СССР, а также Ливии, Нигерии, Алжире, Мексике, Венесуэле. Еще одним последствием падения котировок нефти стало сокращение разведки новых нефтяных месторождений.

Нефтяной кризис 1990 года, связанный с войной в Персидском заливе

2 августа 1990г. Началась война между Ираком и Кувейтом. Если бы Ираку удалось получить контроль над месторождениями нефти в Кувейте, он получил бы контроль над 25% мировых запасов нефти . Такие перспективы вызвали панику на мировом рынке нефти. Совет безопасности ООН ввел санкции против Ирака.

Большинство стран эти санкции поддержали, и по итогу: были перекрыты транзитные пути, по которым Ирак смог бы торговать нефтью. В 1991 году после операции «Буря в пустыне» иракские войска были вынуждены покинуть Кувейт. При этом они стали сначала выборочно, а потом тотально взрывать нефтяные скважины. В результате таких диверсий, были выведены из эксплуатации более 750 нефтяных скважин, а это 80% нефтяных скважин Кувейта. Кроме того, иракцы на юге Кувейта в Персидский залив стали сбрасывать 27 тыс. тонн нефти, что обернулось экологической катастрофой. На момент начала военных действий прогнозы по росту цен на нефть были очень негативными, однако благодаря оперативному вмешательству мирового сообщества, события в Персидском заливе не привели к ожидаемому катастрофическому росту цен на нефть, хотя и нанесли серьезный урон мировой нефтедобыче.

В дальнейшем, кризисные явления на нефтяном рынке давали о себе знать в промежутках 2000, 2004-2005 годы и 2007-2009, но они носили довольно «спокойный» характер и не оказали такого радикального воздействия на планету, как упомянутые «предшественники».

При этом, изучив «исторический опыт » можно сделать один и ключевой вывод : Каждый энергетический кризис – это основной детонатор реформирования экономики в частности и мира в целом !

Нефтяной кризис 2015? Или…

Таким образом, рассмотрев значимые кризисные явления на нефтяном рынке в истории, мы можем взглянуть на окружающую нас действительность (рассмотреть предпосылки, проанализировать развитие ситуации и попытаться определить дальнейшее развитие ситуации).

Предпосылки ситуации «Нефть 2015»

График падения цен на нефть марки Brent в период с сентября 14 по январь 15 (Фото: РБК. Данные: Bloomberg)

Непосредственная причина падения цен на нефть «сегодня» очевидна любому, даже далекому от экономики человеку и заключается в том, что на рынке образовался избыток предложения этого ресурса на фоне замедления спроса. Рассмотрим эти факторы более подробно, разделив их по группам («предложение» и «спрос»).

События, повлиявшие на увеличение предложения нефти на рынке:

  1. Появление и быстрый прогресс технологических решений в области добычи и переработки, сланцевых нефти и газа. Лидером в этом вопросе, безусловно, являются США и Канада.
  2. Ответная реакция других игроков рынка, вылившаяся в нефтяной демпинг . Здесь основную роль играют страны входящие в ОПЕК, обладающие самой низкой себестоимостью добычи нефти и не желающие уступать свою долю в мировом рынке в угоду американскому сланцу.
  3. Относительная стабилизация ситуации на нефтяных месторождениях в Ливии и Ираке. Так, по данным : «Ливии удалось восстановить два нефтяных терминала. А в Ираке воздушные удары ВВС США и атаки курдских вооруженных группировок остановили наступление террористов “Исламского государства” на богатые нефтью регионы ».

Факторы, сдерживающие спрос на нефть:

  1. Относительное замедление мировой экономики и (в первую очередь) экономики Китая, выступающего одним из ключевых потребителей нефти и газа;
  2. Постоянное развитие альтернативной энергетики и переход на другие источники энергии.

Клаудия Кемферт (Фото: picture-alliance/dpa)

Глава отдела энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований (DIW ), профессор Клаудия Кемферт (Claudia Kemfert), в августе прошлого года, так ответила DW на вопрос «Почему падает цена на нефть ?»:

Мировой рынок нефти относительно насыщен и спокоен. Одна из причин заключается в том, что США сегодня добывают намного больше нефти, чем в прошлом. Канада тоже планирует намного повысить добычу. И Россия, и Саудовская Аравия продолжают поставлять нефть. А спрос не слишком велик из-за прогнозов развития конъюнктуры.

Нефть 2015! Что будет дальше?

По понятным причинам, сейчас только ленивый не выступил со своим прогнозом на тему будущего на нефтяном рынке и его влиянии на все другие отрасли и сегменты. При этом мало кто из них не взял, в итоге, свои слова обратно, или не пересмотрел свой прогноз. Причина проста: учитывая обилие прямых и косвенных факторов, оказывающих влияние на изменение нефтяных котировок, эта самая цена может меняться ежедневно и ежечасно, при том в довольно широком диапазоне. В этой связи мы не станем оперировать конкретными цифрами, но попытаемся определить тенденцию .

Чтобы определить тенденции дальнейшего развития ситуации необходимо более детально рассмотреть факторы упомянутые выше. Ключевыми из них, по нашему мнению, являются: «Сланцевая революция » и развитие «Зеленой энергетики ».

Многие мировые эксперты и аналитики утверждают, что именно стремление ряда государств (в первую очередь ОАЭ и Саудовской Аравии) вытеснить с рынка сланцевую нефть североамериканских компаний послужило катализатором нынешнего падения цен. Но так ли это? Да, безусловно, падение цен на нефть, доставит «сланцевым революционерам» определенные проблемы, но не убьёт их. В конце концов, наивно думать, что представители американского бизнеса, политики и науки, приняв много лет назад решение о начале работы в этом направлении, не догадывались о том, что их успех выльет на нефтяной рынок значительные объемы дополнительного сырья, существенно откорректировав тем самым кривую «спрос – предложение». Планируя многомиллиардные инвестиции в разработку технологических решений и создание инфраструктуры, эти люди явно отдавали себе отчет о последствиях. И, можно предположить,что они были готовы к нынешнему развитию ситуации. Таким образом, маловероятным представляется тот вариант, при котором сланцевый сегмент нефтяного рынка перестанет существовать. Безусловно, ряд компаний (преимущественно мелких и обособленных) будут вынуждены уйти в небытие, но оставшиеся (а такие будут) пойдут по пути «слияний и поглощений», продолжат развивать свое технологии и добиваться снижения себестоимости. В конечном итоге это только укрепит «сланцевых» нефтедобытчиков, отсеяв с рынка слабых и бесперспективных. Таким образом, «нефтяной демпинг » от ОАЭ и СА это не более чем просто желание сохранить долю мирового рынка. К уничтожению сланцевых нефтедобытчиков падение цен на нефть, обусловленное ростом предложения на рынке, не приведет.

Более того, перспективность «сланцевой нефти» осознают и в России. Это демонстрируют