§2 Основные принципы, направления и методы государственного регулирования отношений на рынке ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование —это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование— это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Цели регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;

6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

Создание нормативной базы функционирования рынка;

Отбор профессиональных участников рынка;

Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

Систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;

Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

. оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления



Введение

Глава 1. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг, его составные части и функции

1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды

2 Функции и составные части рынка ценных бумаг

Глава 2. Регулирование рынка ценных бумаг

1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг

2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Если исходить из того, что рынок вообще - это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара.

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

государственное регулирование;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, поскольку реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг способна стать первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И ФУНКЦИИ


.1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды


В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:

международные и национальные рынки ценных бумаг;

региональные рынки ценных бумаг;

рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

рынки первичных и производных ценных бумаг.

Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком.

Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной.

Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи.

Важной частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).


1.2 Функции и составные части рынка ценных бумаг


Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

коммерческая функция, то есть функция получения прибыли от операций на данном рынке;

ценовая функция, то есть обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение;

информационная функция, то есть рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

регулирующая функция, то есть создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

перераспределительную функцию;

функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

традиционный и компьютеризированный;

кассовый и срочный.

Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями.

Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Организованный рынок ценных бумаг - это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка - по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.

Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.

Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:

отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Кассовый рынок ценных бумаг («кэш» - рынок или «спот»-рынок) - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней. Срочный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего срок исполнения сделок составляет 3 месяца.


ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


.1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг


Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг.

В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

государственные органы регулирования;

саморегулирующиеся организации;

законодательные нормы рынка ценных бумаг;

этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

создание нормативной базы функционирования рынка;

отбор профессиональных участников рынка;

контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой;

выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

обеспечение конкуренции между участниками рынка;

обеспечение гласности нормотворчества;

соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

рынок ценный спрос предложение цена

2.2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг


Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям.

Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

максимальное снижение и разделение рисков;

поддержка конкуренции на рынке;

предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части I и II

Закон «О банках и банковской деятельности»

Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Закон «Об акционерных обществах»

Закон «О рынке ценных бумаг»

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплементарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора);

внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессиональная пригодность кандидата.

Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, то есть компетентные институты могут учинить расследование нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют «законы» и «ведомства», обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основополагающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли, и он предусматривает ряд компонентов:

а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продолжительного времени;

б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, способных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предотвращает временную потерю ликвидности.

в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение работы, мне бы хотелось отметить следующее.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг;

защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц;

обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов;

стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка;

использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1.Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» принят ГД ФС РФ 20.03.1996. - действующая редакция от 30.09.2013

2.Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 27 июня 2002 года от 30.09.2010 №245-ФЗ (ред. 06.10.2011)

3.Бурова Д.В. Финансовые правоотношения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Право и государство: теория и практика. - 2012. - №2. - С. 106-110.

4.Вавулин Д.А. К вопросу о необходимости развития региональных рынков ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2012. - №8. - С. 41-50.

5.Демидов А.В. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынков ценных бумаг: анализ отрасли и тенденции развития // Некоммерческие организации в России. - 2012. - №1. - С. 39-48.

6.Алехин Б.И. Рынок государственных ценных бумаг: учеб. пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.

7.Андрюшин С.А. Банковские системы: учеб. пособие/ С.А. Андрюшин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.

.Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг. Учебник для вузов / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт, 2012. - 393с.

.Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров. - 3-е изд. пер. и доп. / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт, 2013. - 573с.

10.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее/Т.Б. Бердникова. - М.:Инфра-М, 2013. - 253с.

11.Боровкова В.А Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. 3-е изд. Стандарт третьего поколения/ В. А. Боровкова. - СПб.: Питер, 2012. -352 с.:

12.Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие /В.А. Галанов. -М.: РИОР, Инфра-М, 2012. - 223с.

13.Килячков А.А. Рынок ценных бумаг. Учебник. Гриф МО РФ/А.А. Килячков. - М.: Юрайт, 2012. - 857 с.

14.Кротов Н.И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы и управления / Н.И. Коротков. - М.: Международные отношения, 2013. - 664 с.

15.Маховикова Г.А. Рынок ценных бумаг. Учебник для бакалавров / Г.А. Маховикова,2012. - 431 с.

16.Молотников А.Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Учебное пособие / А.Е. Молотников. - Стартап, 2013. - 552 с.

17.Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: учебник / Е.Б. Стародубцева. - (Профессиональное образование). - М.: Инфра-М, 2013. -176 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Регулирование РЦБ это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

· Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Цели регулирования:

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.


Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

разработка

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· осуществление лицензирования;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Регулирование ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Различают государственное регулирование рынка, регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование и общественное регулирование через формирование общественного мнения.

Регулирование рынка преследует цели поддержки порядка на рынке, защиты интересов участников от недобросовестности, мошенничества и преступных действий отдельных лиц или организаций, обеспечение свободного и открытого ценообразования, создания эффективного рынка, выполняющего общественно-экономические функции.

Особенности рынка ценных бумаг не позволяют регулировать его традиционными методами, как, например, банковскую систему. Многовековая международная практика рынка ценных бумаг выработала некоторые типовые решения, делающие регулирование более точным и приближенным к истинным потребностям рынка - т.е. потенциально увеличивающим его ликвидность.

Прежде всего, это применение практики саморегулирования – особой формы государственного регулирования, в которой часть функций по регулированию конкретных участков рынка выполняют аппараты, находящиеся под двойным контролем - государства и участников рынка. Принципы государственного регулирования рынка изложены в Концепции развития рынка ценных бумаг, которая принята Указом Президента РФ 1 июля 1996г. Подсистема саморегулирования по предлагаемой концепции - это часть государственного аппарата.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

Создание нормативной базы регулирования рынка ценных бумаг, законов, постановлений, правил, методических положений и других нормативных актов;

Отбор профессиональных участников рынка;

Контроль над участниками рынка за выполнением всех законодательных норм и правил;

Систему санкций (предупреждения, штрафы, уголовные наказания, устранение от участия в операциях на рынке ценных бумаг) за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий, а также отражают практику функционирования мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования российского фондового рынка являются:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с профессиональными участниками рынка – с другой стороны;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. выпускаемых сериями и массово, которые могут быть быстро реализованы, т.е. являются ликвидными, и рынок которых может быть быстро организован, поскольку именно таким бумагам может быть нанесен большой ущерб злоумышленниками;

Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка;

Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг яв-

ляется главным инструментом государственной политики на рынке ценных бу-

маг, основные задачи которой сформулированы в Концепции развития рынка

ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос-

* создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов

привлечения инвестиций в частный

сектор российской экономики и, прежде всего, привлечение частных ин-

вестиций на приватизированные предприятия.;

* создание условий для финансирования дефицита государственного бюд-

жета (прежде всего - федерального бюджета) на основе связанных с рынком

ценных бумаг методов неинфляционного финансирования

государственных расходов;

* обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования

средств населения;

* перестройка системы управления приватизированными предприятиями и

создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирую-

щего воздействия рынка ценных бумаг на администрацию российских компа-

* предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть

в результате операций на рынке ценных бумаг путем защиты прав участников

рынка ценных бумаг, и в первую очередь, прав инвесторов;

* создание цивилизованного рынка и интеграция российского рынка цен-

ных бумаг в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места

российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов;

* защита интересов и законных прав граждан, юридических лиц и госу-

дарства на основе борьбы с суррогатами ценных бумаг, борьбы с мошенни-

чеством и пресечения незаконной деятельности на фондовом рынке.

Указанные задачи носят стратегический характер, комплиментарны и

должны решаться комплексно, в увязке друг с другом. При их решении необ-

ходимо учитывать особенности рынка ценных бумаг как одного из основных

механизмов аккумуляции и перераспределения инвестиционных ресурсов в на-

родном хозяйстве: в основе функционирования рынка лежит добровольное

вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты

рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей госу-

дарственного регулирования, от решения которой зависит само существова-

ние рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку.

Вместе с тем, хотя система регулирования рынка ценных бумаг несет

значительную политическую нагрузку, она должна формироваться в четком

соответствии с необходимостью обеспечить эффективное выполнение рынком

ценных бумаг ряда экономических функций, определяющих экономические за-

дачи регулирования рынка.

Основной стратегической задачей всей системы государственного регули-

рования рынка является формирование и обеспечение неукоснительного соб-

людения таких правил деятельности всех его субъектов, при которых рынок

ценных бумаг наиболее эффективно выполняет свои основные макроэкономи-

ческие функции - мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и

формирование доходных и надежных инструментов сбережения для населения.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов

аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима

его регулирования необходимо также учитывать и комплекс конкретных эко-

номических и политических задач государства, в частности, отражающих

специфику начального этапа развития рынка, а также необходимость форми-

рования государственного контроля, обеспечивающего прозрачность и управ-

ляемость финансовых потоков в государстве (понимаемую прежде всего как

способность государства влиять на финансовые потоки в соответствии со

своими приоритетами - например, приоритетами промышленной политики).

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных

бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профес-

сиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную от-

расль рыночной экономики, обеспечивающую значительное количество высоко-

оплачиваемых рабочих мест и генерирующую значительные налоговые поступ-

ления. Таким образом, в задачи государственного регулирования входит

также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших от-

раслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за

этой отраслью. Основными практическими задачами развития этой отрасли

как части национальной экономики являются:

* стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России (в

противном случае - если операции с российскими ценными бумагами будут

осуществляться главным образом за границей - возможности развития этой

отрасли будут резко ограничены);

* обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов

по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на рос-

сийском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами техничес-

кого регулирования рынка (поддержание оптимальных количественных и ка-

чественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на

обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний кур-

сов ценных бумаг в результате спекулятивной игры (например, на основе

ограничения возможностей дилеров привлекать заемные средства для финан-

сирования спекулятивных операций). В ряду задач технического регулирова-

ния особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые мо-

гут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых сис-

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка

органами государственного регулирования применяются различные методы как

функционального, так и институционального регулирования.

Методы институционального регулирования связаны, прежде всего, с ре-

гулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и

качеством управления ими. Институциональное регулирование, таким обра-

зом, направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов

регулирования, и по этой причине охватывает все аспекты деятельности

конкретных организаций с точки зрения их влияния на финансовое положение

объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования

относятся, например, установление требований к размеру собственных

средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограни-

чение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут при-

вести к финансовой несостоятельности объекта регулирования. Институцио-

нальное регулирование является основой регулирования банковской дея-

тельности, однако широко применяется и на рынке ценных бумаг в тех слу-

чаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности де-

лает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты

интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких

видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных

В отличие от методов институционального регулирования, методы функци-

онального регулирования связаны с установлением правил совершения опре-

деленных операций (т. е. выполнения определенных функций). Например, во

многих странах действует законодательство, предусматривающее обязанность

брокера в приоритетном порядке (по отношению к собственным операциям)

исполнять заявки на покупку или продажу ценных бумаг, поступившие от

клиентов. Требование вести учет клиентских ценных бумаг отдельно от сво-

их собственных применяется в России по отношению ко всем финансовым инс-

титутам, принимающим на хранение и обслуживание ценные бумаги клиентов,

и относится к методам функционального регулирования.

Поскольку в большинстве случаев для зашиты интересов инвесторов на

рынке ценных бумаг основной акцент делается имеет именно на то, как про-

фессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состоя-

ние профессиональных участников, именно методы функционального регулиро-

вания составляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуслав-

ливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной

деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

Поскольку методы функционального регулирования рынка, составляющие

основу всей системы его регулирования, связаны с установлением правил

совершения операций, они во многом смыкаются с вопросами деловой этики и

обычаев делового оборота. Именно по этим вопросам интересы участников

рынка и задачи государства по многим позициям совпадают, что позволяет

использовать саморегулирование как метод оперативного решения текущих

вопросов. Совпадение интересов государства и участников рынка существует

прежде всего в сфере предупреждения и разрешения конфликтов между участ-

никами, улучшения управления рисками, снижения возможностей для мошенни-

чества и других противоправных действий, поддержки ликвидности и ста-

бильности рынка, внедрения лучших стандартов профессиональной дея-

тельности. Решение указанных задач на базе саморегулируемых организаций

требует специализации последних по видам профессиональной деятельности,

а характер решаемых задач - формирование стандартов профессиональной де-

ятельности и принуждение к их исполнению - обуславливает необходимость

отказа от принципа конкурентности в сфере саморегулирования.

Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по

многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным,

и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регу-

лирование.

К основным принципам регулирования относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который

заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему

саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную

функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите

прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулиро-

вания всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования

рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип мак-

симального саморегулирования, который означает, что государство регули-

рует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолют-

но необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных

функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в

саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через

отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регули-

рования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки раз-

личных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функциони-

рующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профес-

сиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессио-

нальных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно

большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организа-

циям, именно система прямого государственного регулирования несет основ-

ную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является ос-

новой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов

государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

* Функциональное регулирование в сочетании с методами институцио-

нального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за де-

ятельностью участников рынка;

* Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при

помощи и под контролем государства;

* Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомства-

ми на основе жесткой ответственности за результаты;

* Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллек-

тивных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

* Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

* Максимальное разделение рисков;

* Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе

регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

К основным объектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) от-

1. Эмитентов ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для

исполнения своих обязанностей перед инвесторами (включая регистраторов,

аудиторов, платежных агентов и т. д.).

2. Профессиональных посредников, действующих на рынке ценных бумаг,

осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг

(включая брокерскую, дилерскую, депозитарную и иные виды

деятельности). Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг особую роль играют

инфраструктурные организации (фондовые биржи и другие организаторы торговли, расчетные и клиринговые

организации).

3. Инвесторов и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.

4. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на

рынке ценных бумаг (2-я группа) и деятельности по управлению инвестиция-

ми лежит лицензирование указанных видов деятельности (см. главу 15).

Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к од-

нократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь

должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на

предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ве-

дение конкретной профессиональной деятельности.

Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит

в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммер-

ческих банков, страховых компаний или негосударственных пенсионных фон-

дов), полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) от-

несено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование

рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в ком-

петенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, яв-

ляются: Центральный банк России (ЦБР), Министерство финансов России

(Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие орга-

Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов

рынка ценных бумаг строится на основе предусмотренного законодательством

обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам рынка цен-

ных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых

ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите основные задачи создаваемой в России системы регулиро-

вания рынка ценных бумаг.

2. Каковы экономические функции системы регулирования рынка?

3. Почему необходима система государственного контроля рынка ценных

4. Опишите методы технического, институционального и функционального

регулирования рынка.

5. Перечислите основные принципы регулирования рынка.