Внешний госдолг. Коротко: что такое госдолг и почему о нем говорят

Государственный долг (national debt) – долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в т.ч. международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, и долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством () по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Государственный долг — это общая сумма, на определенный момент времени, непогашенных займов, полученных государством для финансирования и другие определенные законодательством цели, невыплаченных процентов за обслуживание этих займов, а также предоставленных гарантий по обязательствам других государственных структур.

Законодательством детализировано цели, на которые можно заимствовать, следовательно, государственный внешний долг формируют:

  • займы на финансирование государственного бюджета (преимущественно средства, одолженные у международных финансовых организаций) и погашение внешнего государственного долга;
  • займы на поддержание стабильности национальной валюты (пополнение );
  • займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов национального значения;
  • гарантии иностранным контрагентам по выполнению контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
  • государственные гарантии, предоставляемые Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено государственным бюджетом Украины.

Неэффективное использование привлеченных займов может привести к росту объема государственного долга. Во многих странах в бюджетном законодательстве определена предельная граница величины государственного долга, достижение которой сигнализирует об опасности для всей сферы государственных финансов.

Внешний государственный долг — совокупность долговых обязательств государства, возникшие в результате заимствований государства на внешнем рынке.

По валюте привлечения государственный долг делится на долг в национальной и иностранной валюте.

Государственный долг в иностранной валюте возникает в результате осуществления непосредственного заимствования средств у правительств зарубежных стран, международных финансово-кредитных организаций, иностранных банков, а также размещения государственных долговых обязательств на международных рынках капиталов. Общий объем внешнего долга оценивается в долларах США. Внутренний долг преимущественно оценивается в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, оцененные в гривне, и размещаются на внутреннем фондовом рынке.

По сроку выплат государственный долг разделяют на капитальный , который включает всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату, и текущий , который формирует платежи по обязательствам, которые заемщик должен погасить в отчетном (текущем) периоде.

Инструментами оформления долговых обязательств сектора государственного управления могут быть:

  1. Долговые ценные бумаги — , которые свидетельствуют, что данная институциональная единица имеет обязательства, которые должны быть урегулированы путем выплаты денежных средств, предоставления другого финансового инструмента или любого другого объекта, имеющего определенную экономическую ценность (облигации, казначейские векселя и другие краткосрочные ценные бумаги), которые предоставляют владельцу безусловное право в определенный срок на получение обусловленной фиксированной суммы. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные облигации в зависимости от сроков обращения по номиналу. Однако в зависимости от специфики различных стран, а также места нахождения торговых площадок, на которых осуществляется их эмиссия, их градация является отличной. Так, в Украине для внутренних облигаций сроки обращения соответственно составляют до 1 года, 1-3 года, 3-5 лет, тогда как в США данная градация другая — соответственно до 1 года (treasury bill), от 1 до 10 лет (treasury note), от 10 до 30 лет (treasury bond).
  2. Кредиты и займы — финансовые инструменты, которые создаются когда кредитор предоставляет средства напрямую дебитору и в качестве удостоверения права собственности на актив получает необоротный документ. В случае если кредиты и займы становятся объектом купли-продажи на вторичном рынке они переносятся в категорию ценных бумаг.
  3. Страховые технические резервы — состоят из стоимости активов домохозяйств в пенсионных фондах и резервах по страхованию жизни, средств полученных в качестве предоплаты страховых премий, а также резервов на покрытие непогашенных требований из страхового возмещения.
  4. Другая кредиторская задолженность — долговые пассивы, которые образуются пассивно (задолженность по заработной плате и социальным выплатам, налоговая задолженность по возмещению налоговых платежей (НДС), срок выплаты которых уже наступил; задолженность, возникшая в результате взятия на себя обязательств одного институционального сектора учреждением другого институционального сектора, уплаченные авансом налоговые платежи и т.д.

В зависимости от метода начисления процентов по обязательствам долг подразделяется по:

  • фиксированным ставкам;
  • плавающим ставкам (привязаны к определенным индексам — минимальных рыночных ставок на ведущих международных биржах, индексу );
  • смешанные варианты, в которых сочетаются элементы фиксированных и процентных ставок;
  • без начисления дохода (задолженность бюджета).

Выплата процентов по долговым обязательствам может происходить:

  • в конце срока (облигации с нулевым купоном, векселя, краткосрочные ценные бумаги, кредиты и займы);
  • периодически в течение срока обращения ценной бумаги (действия кредитной ссуды);
  • не производиться вообще (неоформленная бюджетная задолженность);
  • постоянно — в случае выпуска бессрочных облигаций (консоли).

Различают также и другие виды государственного долга:

  1. Номинальная и рыночная стоимость долга.
  2. Консолидированный и неконсолидированный — разница между ними заключается в том, что консолидированный долг не учитывает той части долга, которая находится в собственности других структурных единиц этого сектора. То есть, если владельцем части облигаций долга центрального правительства выступают внебюджетные фонды, то консолидированный долг сектора государственного управления будет меньше на сумму этих облигаций. Консолидированный метод осуществляется в странах ЕС, зато в США и Японии официально учитывают только неконсолидированный долг.
  3. Долг, который учитывается кассовым методом и методом начислений.
  4. Чистый и валовый долг — чистый долг рассчитывается путем вычитания из пассивов, оформленных определенными инструментами, которые формируют этот долг, активов по этим же инструментам.
  5. Внутренний и внешний долг — в зависимости от резидентности кредитора, или места размещения долговых обязательств.
  6. Рыночный и внерыночных долг — зависит от того, вращаются ли государственные долговые обязательства на фондовом рынке.

Наличие государственного долга, требует мер по его обслуживанию, включая процесс погашения, выплату процентных платежей и других платежей, предусмотренных условиями обязательства. Погашение долга — это выплата кредитору основной части долга. Оно может происходить как за счет доходов бюджета, так и в результате новых заимствований ().

Стоит отметить, что дефиниция «государственный долг» в разных странах не является тождественной вследствие особенностей языка, а также различных методик его подсчета. Термин «государственный долг» может трактоваться как долг центрального правительства (government debt), сектора общегосударственного управления (general government debt) и общественный долг (public debt).

Кроме долга органов общегосударственного управления различных уровней с целью контроля за показателями долга, который имеет вероятность стать государственным, в международной мировой практике учитывают так называемый общественный долг (public debt). В соответствии с международными стандартами ООН, общественный долг — это совокупность обязательств (как имеющихся, так и юридически оформленных, которые обеспечены необходимым финансированием, но, в результате некоторых обстоятельств, не вступили в силу), которые непосредственно приняты на себя государственными органами такими как: центральное правительство (или федеральное правительство в зависимости от политической организации страны); центральные органы штатов, провинций, муниципалитетов, регионов или другие местные органы власти; корпорации или предприятия, которые находятся в государственной собственности или контролируются государством, другие экономические единицы, которые могут считаться государственными или квазигосударственными (то есть такие, которые функционируют как частные, но пользуются государственными привилегиями), а также совокупность обязательств, принятых на себя государственными органами от имени частных корпораций или других экономических единиц.

В соответствии с бюджетным кодексом Украины, государственный долг — общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора. То есть понятие государственного долга в украинском законодательстве является более узким и включает только долг уровня центрального правительства, если брать определение международной классификации. Зато в отечественном законодательстве и в научной практике отсутствует категория, которая была бы аналогом сектора государственного управления на уровне которого чаще всего и определяется уровень долговой нагрузки государства. Долг на уровне местных органов власти (областных государственных администраций) и внебюджетных фондов отсутствует, в силу установления законодательного запрета относительно права этих органов осуществлять заимствования.

Отечественное законодательство различает также прямые, долговые и условные обязательства. Прямые обязательства — это обязательства, которые берутся государством как непосредственным заемщиком путем выпуска государственных ценных бумаг, заключения соглашений о займе или другими путями, предусмотренными законодательством Украины.

Условные (гарантированные) долговые обязательства — это обязательства, которые берутся непосредственно юридическими лицами и гарантируются государством, в том числе обязательства по кредитам МВФ, кроме случаев их непосредственного направления в государственный бюджет. До вступления в силу государственных гарантий операции по указанным обязательствам не отображаются в показателях государственного бюджета.

Вследствие использования в Украине кассового метода учета бюджетных операций, в состав государственного долга не относится , не оформленная как государственный долг соответствующим образом. Это искажает реальный уровень государственного долга и не позволяет адекватно оценивать уровень долговой безопасности.

Объем долга сектора общегосударственного управления имеет экономически обоснованные пределы, выше которых негативные последствия превышают положительное влияние от его дальнейшего накопления. Установлено, что для развитых стран такой чертой является объем государственного долга, который не превышает 60% , а для стран, которые к ним не относятся — 30-35% от ВВП. Также используется критерий его отношения к экспортным поступлениям — 220%. Принципы, механизмы и меры в области управления государственным долгом по недопущению появления негативных явлений, связанных с чрезмерным уровнем долговой нагрузки, формируют долговую политику государства.

Государственный долг в принципе можно представить в виде общей суммы всех задолженностей государства.

Задолженность может быть как перед физическими, так и перед юридическими лицами, а также перед другими государствами и любыми другими иностранными субъектами. Под задолженностью понимаются полученные государством кредиты, займы, договоры на предоставление государственных гарантий, выпущенные государством ценные бумаги и другие долговые обязательства.

Долг государства может быть текущим и капитальным. Текущий долг возникает, когда приходит срок уплаты по обязательствам. Капитальный долг - это все выпущенные и непогашенные обязательства государства, в том числе и проценты.

Также можно подразделить на две группы: внутренний долг и внешний. Внутренний долг - это всевозможные обязательства перед различными субъектами внутри самого государства, обычно выражается в рублях. Внешний долг - обязательства перед другими государствами, международными организациями и прочими иностранными субъектами, выражается в валюте.

Государственный долг имеет возможные негативные последствия:
1. Для оплаты долга государство увеличивает налоговое бремя населения. Это может привести к снижению активности среди предпринимательства и к укрывательству доходов.
2. Если долг будет увеличиваться и увеличиваться - это может привести к разорению всей нации.
3. При увеличении долга государства возрастает неуверенность всего населения в правительстве и в будущих благоприятных перспективах страны.
4. Существует опасность, что возросший внешний долг будут вынуждены выплачивать наши следующие поколения.
5. Высокий внешний долг снижает авторитет страны на международном уровне.
6. Выплаты по внешним долговым обязательствам могут привести к заметному понижению уровня жизни населения и к финансовому неравенству разных слоев общества.

Как видно, именно высокий внешний долг государства может стать основной опасностью для страны и населения в плане негативных последствий, экономических и социальных.
В нашей стране обязанности по управлению государственным долгом возложены на Центральный банк и на Федеральное казначейство при Министерстве финансов. Управление долгом - совокупность мер, принимаемых государством для снижения своих долгов, как внешнего, так и внутреннего. Управление долгом может осуществляться разными методами:
- погашение выпущенных государством займов, по которым уже истек срок действия;
- выплата процентов по государственным займам, выпущенным ранее;
- проведение конверсии займов, выпущенных ранее - изменение ставки дохода, которую государство обязано выплатить кредиторам;
- проведение консолидации займов - сокращение или увеличение сроков по выплатам ранее выпущенных займов;
- рефинансирование - выпуск государством новых займов для того, чтобы получить возможность рассчитаться по ранее выпущенным.
Все затраты, направленные на погашение сумм государственных займов, процентов по ним, а также все прочие затраты по снижению долга производятся из средств федерального бюджета государства.

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

Практически все государства при проведении экономических преобразований прибегают к внешним кредитам. Рациональное распределение и использование таких займов весьма способствует решению многих проблем. Но, вследствие ограниченности собственных финансовых запасов, не всегда или недостаточно эффективное применение полученных кредитов, нарушение срока выплат приводят к тому, что государственный внешний долг начинает расти. Далее рассмотрим это явление более подробно.

Ситуация в мире

В списке крупнейших мировых должников в течение достаточно продолжительного периода первые места занимали такие страны, как Аргентина, Бразилия и Мексика. Довольно быстрыми темпами роста займов отличается в последнее время Китай. В Азиатском регионе в числе крупных должников остаются Южная Корея, Индия, Турция. В этот же список включена и Индонезия. Немалым является и государственный долг Российской Федерации.

Предпосылки к займам

Относительно нашей страны можно сказать, что структура государственного долга и его объем отражают экономические и геополитические проблемы. В первую очередь это развал СССР, кризис 90-х гг. Немаловажное значение имеет и отсутствие последовательности при проведении рыночных преобразований, сложные отношения с зарубежными кредиторами.

Проблемы погашения

Благодаря переговорам о реструктуризации долга, Лондонским кредитным клубом было списано 30% российского займа. Однако непростыми до сих пор остаются отношения нашей страны и Международного валютного фонда. Остается неурегулированным государственный долг частным компаниям. Также все еще актуальна проблема погашения займа развивающихся стран по предоставленным кредитам в период существования СССР, а также участников СНГ.

Формы обязательств

Существуют разные виды государственного долга. В соответствии с обязательствами, выделяют:

  • Кредитные договоры и соглашения с соответствующими организациями, зарубежными странами и международными финансовыми корпорациями в пользу этих заемщиков.
  • Соглашения по предоставлению госгарантий, поручительства по реализации обязательств третьими сторонами.
  • Ценные бумаги, которые выпущены от имени РФ.
  • Переоформление заемных обязательств третьих сторон в государственный долг РФ на основании соответствующих законов.
  • Договоры и соглашения о реорганизации и пролонгации заемных обязательств прошлых лет.

Государственный и муниципальный долг взаимосвязаны друг с другом. При дефиците бюджета, наличии свободных средств у юридических лиц и граждан в стране возникает необходимость обращаться к сторонним кредиторам.

Классификация займа

Существует разделение в зависимости от того, где расположен кредитор. Если он внутренний, то долг будет соответственным. Заем может предоставляться и из-за рубежа. В этом случае это будет государственный внешний долг. В течение весьма продолжительного времени отечественные законодатели не могли точно определиться с данной классификацией. В разделение на виды государственного долга они заложили несколько сомнительный признак. В качестве него выступала валюта. В ней были выражены заемные обязательства страны. Однако события, которые предшествовали 17 августа 1998 года, показали со всей определенностью, что рублевый кредит, приходящийся на зарубежных инвесторов – это не только внутренний государственный долг.

Заем может быть также текущим, основным и капитальным. В последнем случае речь идет о всей сумме выпущенных и непогашенных обязательств страны. В эту же категорию входят и гарантированные займы других сторон, в том числе начисленные проценты, предполагаемые к уплате. Основной государственный долг представляет собой номинальную стоимость кредитных обязательств страны. Сюда же входят гарантированные ею заимствования. Текущий государственный долг состоит из предстоящих расходов по уплате доходов кредиторам по всем принятым обязательствам. Сюда же входят затраты на погашение тех обязательств, срок для выплаты которых уже наступил.

Государственный и муниципальный долг

Такое разделение осуществляется в соответствии с существующими уровнями госвласти. Так, выделяют непосредственно государственный долг РФ и ее субъектов. В последнем случае речь идет об обязательствах, выпущенных органами местного (регионального) самоуправления.

Управление государственным долгом

Оно представляет собой комплекс мероприятий власти по уплате доходов кредиторам, погашению займов. В управление государственным долгом также входит изменение условий выпущенных обязательств, определение обстоятельств выпуска новых ценных бумаг. Формы, в соответствии с которыми осуществляются данные мероприятия, могут быть различными. Так, управление может осуществляться путем:

  • Изменения доходности займов – конверсии.
  • Увеличения срока действия, внесения корректив прочих условий.
  • Объединения в один нескольких займов – консолидации. Данная мера предусматривает понижение числа видов одновременно обращающихся ценных бумаг. Это значительно упрощает работу, а также сокращает государственные расходы по системе долга.
  • Приравнивания нескольких облигаций прежнего займа строго к одной – обмена по регрессивному соотношению.
  • Отсрочки погашения кредита. Такая мера применяется при условии, если дальнейшее развитие операций, связанных с выпуском ценных бумаг, не будет иметь финансовой эффективности для страны. Это случается, когда правительством было выпущено слишком большое количество займов, а условия их эмиссии были недостаточно выгодны. В этих случаях значительная доля дохода от реализации облигаций по новым займам направляется на уплату процентов по выпущенным ранее обязательствам.
  • Аннулирования госдолга. В этом случае имеет место полный отказ правительства от обязательств по займам. Такая форма управления используется в тех случаях, когда происходит переворот в стране со сменой власти, либо государство признает свое банкротство.
  • Реструктуризации кредитных обязательств. Для России считается весьма актуальным замена дорогих и коротких долгов дешевыми и длинными.
  • Рефинансирования обязательств. В этом случае прежний госдолг гасится выпуском новых займов.

Данные формы считаются общими, вне зависимости от классификации займа. Однако внутренний государственный долг не так специфичен.

Регулирование займовых обязательств перед зарубежными кредиторами

Чрезмерное увеличение внешнего долга может угрожать безопасности страны, фактически привести к ее банкротству. Регулирование займов иностранных кредиторов выполняется в трех формах:

  • Финансовое размещение. Этот способ считается наиболее эффективным. Он предполагает финансирование инвестиционных программ и развитие экономики.
  • Бюджетное использование. В данном случае осуществляется финансирование расходов и дефицита госбюджета. Сюда же входит обслуживание внешней задолженности.
  • Смешанное размещение.

В России применяется второй способ. Он считается самым неэффективным из всех. Управление погашением внешней задолженности может выполняться с использованием разных источников. В частности, это могут быть бюджетные средства, золотовалютные резервы, конвертация обязательств в акции предприятий, а также новые займы. Последние использует правительство РФ.

Задачи регулирования

Россия начинает проводить работу по обслуживанию государственного долга. В связи с этим первоочередными являются следующие задачи:

  • Оптимизация структуры займа: по срочности, доходности, типам. В частности, необходимо привлекать долго- и среднесрочные кредиты, расширять спектр применяемых финансовых инструментов и эмиссию, учитывать соотношение валютной и рублевой доходности.
  • Использование программ и проектов, финансирование которых осуществляется посредством связанных займов.
  • Конверсия – обмен задолженности на национальную валюту, выкуп кредита с дисконтом, обмен на экспорт, долг, собственность.
  • Управление внешними активами. Здесь предполагается проведение инвентаризации имущества страны за рубежом, а также непосредственный возврат долгов и золота.

Регулирование обязательств по займам отечественных кредиторов

Этот государственный долг России координируется посредством прогнозирования, планирования, анализа и контроля. В основу мероприятий по регулированию положены следующие принципы:

  • Единство учета. Оно предполагает контроль над всеми видами ценных бумаг, которые эмитированы государственными органами всех уровней.
  • Безусловность. Под ней понимают обеспечение своевременного и точного исполнения обязательств правительства перед кредиторами и инвесторами без постановки дополнительных условий.
  • Единство заемной политики. Оно предполагает один подход в процессе управления госдолгом со стороны центра относительно субъектов и муниципальных образований.
  • Согласованность. Речь идет об обеспечении максимально возможной сбалансированности интересов заемщика и кредиторов.
  • Уменьшение рисков.
  • Оптимальность . Под ней понимают формирование такой структуры государственного долга, чтобы при выполнении обязательств риски и негативное влияние на экономику были минимальными.
  • Гласность . Она предполагает предоставление своевременных, полных и достоверных сведений о параметрах кредита всем заинтересованным лицам.

Методы регулирования

Контроль над тем, как соблюдаются обязательства, по которым предоставлен российский государственный долг, в широком смысле предусматривает:

  • Формирование соответствующей политики.
  • Определение главных показателей и предельных параметров задолженности.
  • Формирование приоритетных направлений применения привлеченных ресурсов и прочее.

Определение политики и верхнего предела, который может иметь государственный долг России, осуществляется соответствующими законодательными органами. Регулирование этих моментов выполняют исполнительные комитеты. В управлении госдолгом используются следующие методы:

  • Рефинансирование.
  • Конверсия.
  • Консолидация.
  • Новация – договор между страной-заемщиком и кредитором о замене обстоятельств в рамках одного соглашения.
  • Унификация – решение об объединении нескольких займов, выпущенных ранее.
  • Отсрочка – консолидация с одновременным отказом от выплаты дохода по кредиту.
  • Дефолт. Он представляет собой полный отказ госвласти от выплаты долга.

В качестве основной формы кредита выступает заем, который характеризуется тем, что имеющиеся у населения, организаций и предприятий временно свободные финансы привлекаются для восполнения дефицита бюджета страны посредством выпуска и последующей реализации ценных бумаг.

Отечественная кредитная деятельность

Необходимо отметить, что Россия является не только заемщиком. Кредит бывших социалистических и развивающихся стран составляет на сегодня больше 120 млрд долларов. Главная доля государственного долга при этом приходится на Вьетнам, Кубу, Монголию, Индию, Ливию, Ирак, Сирию. В 1992 году РФ должно было быть перечислено 14.2 млрд долл. по операциям по погашению выданных кредитов. Фактические же поступления составили около двух млрд долл. Основная часть задолженности погашается за счет традиционных для указанных стран товаров.

Эти кредиты, оформленные в рублях и американских долларах, не котируются на мировых торговых площадках. Это связано с тем, что в договорах указывалось на то, что все действия по ним должны являться объектом предварительной договоренности. Постепенно поступают средства от Аргентины, часть выплатил Вьетнам. Погашение кредита Индией осуществляется поставками изделий ширпотреба, хлопка, чая. Вступление РФ в Парижский клуб государств-кредиторов должно было способствовать облегчению обязательств для Вьетнама, Йемена, Алжира и ряда других стран.

Актуальность проблемы

Являясь преемницей СССР, РФ взяла обязательства обслуживания его внешнего долга на себя. С 1991 по 1998 гг. страна получила займы от МВФ, МБРР, ЕБРР и стран ОЭСР. Общая сумма составила больше 13.6 млрд долл. в первом случае, 5.6 – во втором, 22 – в третьем. СССР имел положительную репутацию, будучи должником, обязательства выполнялись строго по графику. Однако с 1992 года последний перестал соблюдаться. России было необходимо отчислить 19.6 млрд, а по факту поступило 2.6. То же самое произошло и в период с 1993-го по 1995-й. В течение последнего десятилетия отмечается достаточно опасная тенденция увеличения государственного долга РФ.

Несмотря на мировую практику, кредиторы Запада не во всех случаях учитывали невысокую кредитоспособность страны. Одной из важнейших проблем считается необходимость добиться оседания значительной части доходов от экспорта товаров в зарубежных банках и возвращение данных капиталов на родину. По сведениям из заграничных изданий, там задерживается ежегодно около 15-17 млн долл. Решение проблемы выполнения обязательств по внешнему долгу зависит во многом от восстановления доверия к российской денежной единице и формирования условий, благоприятных для инвестирования. В том случае, если стабилизация рубля будет осуществляться активно, будут преодолены и сложности в погашении займов зарубежных кредиторов.