Резервный фонд составляет. Резервный фонд предприятия

К резервному фонду относятся составляющие капитала. Они могут быть в будущем использованы на погашение непредвиденных расходов. Резервный фонд организации образуется за счет реальных средств и отражается в соответствующей статье баланса - 82: «Резервный капитал». Убытки могут возникнуть в любой момент времени по объективным или субъективным причинам.

Резервный фонд - это капитал, который формируется строго на основании учредительных документов организации и нормативных актов за счет средств, представляющих часть чистой прибыли. Информация о нем выступает показателем финансового состояния предприятия. Для акционерного общества фонд должен формироваться в зависимости от уставного капитала, пополняться же ежегодно он должен как минимум на 5 процентов от суммы чистой прибыли. Размер его может быть изменен в сторону увеличения, если на то имеется соответствующая резолюция собрания акционеров. Кроме того, если меняется то и уменьшается или увеличивается сумма резервов.

Законодательно не обязано иметь резервный фонд, в отличие от АО, но на свое усмотрение может его сформировать. Эти средства могут быть направлены на социальное развитие предприятия, на пополнение в случае необходимости капитала, выплату дивидендов, а также на связанные с наступлением кризиса.

Резервные средства АО могут быть направлены на покрытие расходов, связанных:

С убытками предприятия;

С необходимостью выплаты дивидендов;

С ликвидацией предприятия (на выплату задолженности);

С другими обстоятельствами, которые закреплены законодательно, и нормативными документами организации.

Распоряжение средствами лежит в зоне ответственности либо совета директоров, либо наблюдательного совета. Если возникают убытки, они направляются на их погашение, полностью или частично. Денежные средства должны храниться в доступных, но в тоже время надежных финансовых инструментах. Эксперты не рекомендуют создавать большой резервный фонд, так как это выводит значительную часть капитала из работы предприятия и от их использования может быть достаточно высокой. Эти средства не смогут быть использованы в настоящем времени и не принесут дохода в будущем.

Резервный фонд предприятия подразумевает и Он включает в себя общую сумму прироста имущества организации, возникающую вследствие переоценки, и полученных бесплатно необоротных активов и используется для покрытия возникающих убытков.

На предприятии также используется понятие резерва сомнительных долгов. Его формирование обусловлено возможностью возникновения убытков от непогашенной безнадежной или сомнительной задолженности.

Формирование резервного фонда

Резервные средства формируются на основе законодательно закрепленных документов, поэтому следует учитывать наличие следующих этапов:

  • Во-первых, следует определить цели, в соответствии с которыми будут распределяться средства впоследствии.
  • Во-вторых, данные цели необходимо внести в устав предприятия. Также стоит закрепить минимальный размер как самого фонда, так и суммы отчислений в него.
  • В-третьих, следует провести собрание учредителей, на котором решаются вопросы об изменениях сумм отчислений и порядке их расходования. Собрание протоколируется и заверяется, по его итогам издается соответствующий приказ.
  • В-четвертых, в балансе предприятия отражается чистая прибыль и средства, направленные в резервный фонд. Далее можно совершать соответствующие операции, связанные с расходованием либо его пополнением, осуществляя проводки в балансе должным образом.

Резервный фонд РФ.

Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 сентября 2014 года по данным Минфина объём средств резервного фонда составлял 3 387,34 млрд. рублей .

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    доходов от управления средствами Резервного фонда.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

Депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

Депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Проанализировав объем денежных средств резервного фонда в динамике можно проследить тенденцию к снижению объемов поступления денежных средств. Это происходило в связи с понижением цен на топливно-энергетические ресурсы, в частности на нефть и газ.

Дубкова Лилия,
Юрисконсульт по корпоративному праву Группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Предприятия различных организационно-правовых форм в процессе своей деятельности могут формировать различные фонды для резервирования средств на финансирование тех или иных мероприятий. К таким фондам, в первую очередь, относится - резервный фонд.

Резервный фонд (капитал) - это часть собственного капитала, формируемого, из прибыли организации для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством РФ и уставом организации.

Резервный фонд может создаваться как в обязательном, так и добровольном порядке.

В соответствии с п. 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в обязательном порядке должны создавать резервный фонд акционерные общества.

Резервный фонд входит в состав собственного капитала предприятия. Он формируется за счет нераспределенной прибыли предприятия. По решению акционеров определенная сумма чистой прибыли направляется в резервный фонд ежегодно. Размер резервного фонда акционерного общества должен составлять не менее 5% от уставного капитала общества. Размер ежегодных отчислений может предусматриваться уставом акционерного общества, но не должен быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, определенного уставом акционерного общества.

Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия иных средств.

Как правило, акционерное общество выкупает собственные акции в том случае, если, например, у него возник избыток средств или оно приняло решение об уменьшении уставного капитала. Если при выкупе акций цена, по которой они были приобретены, превышает их номинальную стоимость, то отрицательная разница, образующаяся в результате выкупа акций, может покрываться за счет резервного фонда. При этом резервный капитал используется на погашение отрицательного результата от выкупа акций.

При погашении облигаций сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из номинальной стоимости этих облигаций и процентов по ним. Средства резервного фонда возможно направлять на погашение данных процентов.

Резервный фонд акционерного общества не может быть использован для иных целей.

Согласно пп. 12 п. 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах использование резервного капитала относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Общества с ограниченной ответственностью могут создавать резервный фонд в добровольном порядке в размере, установленном уставом общества. Порядок использования резервного фонда законодательством не установлен и относится к исключительной компетенции собрания участников общества.

Общества с ограниченной ответственностью сами определяют величину резерва, сумму ежегодных отчислений в него и цели, на которые фонд можно расходовать. Так, резервный фонд может быть использован для покрытия убытков, для погашения облигаций, для выкупа долей. Однако, для выплаты денежных средств резервный фонд не используется. Использование резервного фонда позволяет только уменьшить сумму убытка, отражаемую в бухгалтерской отчетности фирмы.

Создание резервного фонда также предусмотрено почти для всех видов некоммерческих корпоративных организаций. И для большинства из них создание такого фонда является обязательным. Так, в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооперативы в обязательном порядке формируют резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Устав кооператива определяет порядок формирования и использования резервного фонда. До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива, а в кредитном кооперативе также получать займы от членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

Для некоторых некоммерческих корпоративных организаций решение о создании резервного фонда остается добровольным. Например, Закон РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации» допускает, но не обязывает формировать резервный фонд.

Обязательный порядок формирования резервного фонда предусмотрен для унитарных предприятий. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного фонда свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков. Бухгалтерские записи по формированию резервного фонда составляются по окончании финансового года на основании приказа (распоряжения) руководителя и оформляются бухгалтерской справкой. В уставе унитарного предприятия должна быть указана цель использования средств резервного фонда.

Кроме того, согласно п. 2 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет чистой прибыли также может создавать иные фонды в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. Например, уставами ФГУП ФСИН России путем отчислений от чистой прибыли предусмотрено право формирования следующих фондов специального назначения:

  • фонда социальной сферы, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
  • жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • фонда материального поощрения работников предприятия, средства которого используются для материального поощрения работников предприятия в соответствии с коллективным договором на предстоящий год.

В свою очередь, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества по своему усмотрению могут создавать за счет чистой прибыли и другие фонды специального назначения, например, фонд накопления, потребления, социальной сферы, производственного и социального развития, акционирования работников общества, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, благотворительный фонд. Решение об их формировании принимает общее собрание участников или акционеров. Если акционеры (участники) общества приняли решение о создании каких-либо фондов, то такие фонды рассматриваются как часть резервного капитала. Средства фондов специального назначения можно расходовать исключительно на те цели, которые предусмотрены уставом общества, решением о создании фонда или иными локальными актами. Фонд акционирования работников, который может быть сформирован в акционерном обществе, расходуется только на приобретение акций акционерного общества, продаваемых его акционерами, для последующего их размещения среди работников.

В свою очередь, саморегулируемые организации вправе формировать в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) компенсационный фонд. Создание этого фонда в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» является обязательным за исключением случаев, когда саморегулируемой организацией в разрешенных законом случаях принят другой способ обеспечения ответственности своих членов - страхование.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» может быть создан Специальный фонд. Данный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу, а также прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы могут создавать такие специализированные фонды, как страховой фонд, гарантийный фонд, неделимый фонд, иные фонды.

При создании страхового фонда сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы сами устанавливает размер и источник формирования данного фонда. Страховой фонд может использоваться в следующих случаях:

  • на погашение долга заемщика в случае его ликвидации или банкротства;
  • на возмещение потерь по финансовым вложениям;
  • в случае стихийных бедствий.

Гарантийный фонд формируется как неделимый и возобновляемый фонд кооператива с целью укрепления системы кредитной кооперации в Российской Федерации и расширения доступа членов кооператива к бюджетным финансовым ресурсам, привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов финансово-кредитных учреждений.

Задачами гарантийного фонда являются:

  • предоставление денежных средств для покрытия убытков по невозвратным займам;
  • предоставление денежных средств для покрытия кассового разрыва в кредитных кооперативах второго уровня - членов кооператива, в том числе для защиты сбережений пайщиков;
  • предоставление гарантий (поручительств) по займам членов кооператива перед внешними финансовыми и другими организациями.

Неделимый фонд - это часть имущества, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе, он используется в текущей деятельности в соответствии с целевым назначением. В неделимый фонд входят резервный фонд, страховой фонд, гарантийный фонд, имущество кооператива, приобретенное им в процессе его деятельности, другое имущество кооператива, относимое к неделимому фонду по решению общего собрания. В основном, фонды и резервы в кредитных кооперативах формируются за счет целевых взносов пайщиков, а также за счет части чистой прибыли.

Журнал "Акционерное общество" № 1 2016 год

Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.

‑ часть средств федерального бюджета. Он был призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Идея создания государственной "подушки безопасности" на случай падения цен на нефть . Разработанный механизм с одной стороны аккумулировал в резервах дополнительные нефтегазовые доходы, с другой ‑ был страховкой от чрезмерного укрепления рубля в условиях быстрого роста цен на нефть и притока валюты в страну. Для этих целей в 2004 году был создан Стабилизационный фонд РФ.

а) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, направляемого на финансирование расходов федерального бюджета, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышал его нормативной величины;

б) доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нормативная величина фонда утверждалась федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. Если величина Резервного фонда превышала 10% ВВП, то нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда осуществляло министерство финансов РФ в порядке, установленном правительством России. Отдельные полномочия по управлению средствами фонда могли осуществляться Центральным банком РФ. Целями управления средствами Резервного фонда являлось обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. В указанных целях допускалась возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами фонда осуществлялось путем приобретения на них иностранной валюты и размещения ее на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ (при этом за пользование денежными средствами ЦБ РФ уплачивал проценты), а также путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте. К таким финансовым активам относились — долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен был не ниже "АА-" по стандартам ведущих рейтинговых агентств.

Средства Резервного фонда РФ были вложены в облигации США , Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников