Различают и бюджетный дефицит. Дефицит государственного бюджета

Не всегда сумма доходов, собранных государством бывает достаточна для осуществления всех запланированных расходов. В этом случае возникает бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Возможна и обратная ситуация, когда собранные доходы больше расходов, в этом случае возникает бюджетный профицит.

Поскольку, профицит – явление достаточно редкое (хотя наш федеральный бюджет, благодаря высоким ценам на ресурсы, а значит большим налоговым поступлениям в бюджет, именно профицитен), и чаще все-таки наблюдается дефицит бюджета, то рассмотрим его более основательно.

Как уже упоминалось выше, государственный бюджет является одним из инструментов экономической политики государства. Изменяя величину и структуру расходов и доходов государство в состоянии воздействовать на экономику страны. Однако, если за изменением величины доходов не следует изменения величины расходов, и наоборот, то возможно возникновение бюджетного дефицита.

Различают три вида бюджетного дефицита :

· фактический;

· структурный;

· циклический.

Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.

Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.

Иногда используют понятия активного и пассивного бюджетного дефицита .

Активный бюджетный дефицит возникает, если государство сознательно увеличивает расходы для осуществления стимулирующей налогово-бюджетной политики.

Пассивный бюджетный дефицит возникает, если налоговые поступления уменьшаются в результате циклического спада.

В целом можно выделить следующие причины возникновения значительных бюджетных дефицитов:

1) Циклическое развитие экономики . На фазе спада падают налоговые поступления, так как доходы экономических агентов сокращаются, и величина уплачиваемых ими налогов также сокращается. С другой стороны, увеличиваются государственные расходы, так как все большее число людей нуждается в социальной помощи – растет количество выплачиваемых пенсий и пособий.



2) Стимулирование экономики фискальными методами . Оно подразумевает сокращение налогов (доходная часть бюджета уменьшается) и увеличение государственных расходов (расходная часть увеличивается).

3) Политические факторы . Состояние бюджета во многом зависит от того, к какой политической партии принадлежат члены правительства. Так, социалисты склонны расходовать больше средств на производство общественных благ (например, бесплатное медицинское обслуживание) и на социальную поддержку населения (увеличение размеров пенсий и пособий). В этом случае дефицит бюджета будет больше. С другой стороны, консерваторы или сторонники невмешательства государства в экономику предпочтут сократить программы государственных расходов, что приведет к снижению бюджетного дефицита.

4) Для стран с переходной экономикой существует особая причина бюджетного дефицита, связанная с самим процессом перехода и сопровождающим его структурным экономическим кризисом . Доходы бюджета уменьшаются вследствие сужения налогооблагаемой базы за счет спада производства, изменения структуры добавленной стоимости и увеличения доли бартера в расчетах, а также из-за невозможности обеспечить собираемость налогов в запланированном объеме. Также невозможно сократить расходы до уровня доходной части бюджета. Это объясняется, прежде всего, стремлением проводить политику социальной защиты граждан – высокий уровень социальных гарантий, существовавший в плановой экономике, не позволяет резко сократить или изменить систему социальной защиты, экономический кризис создает новые проблемы – растет безработица, снижается жизненный уровень населения, внебюджетные социальные фонды не в состоянии осуществлять страховые выплаты. Кроме этого расходы, связанные с государственными предприятиями и организациями, постоянно растут из-за физического и морального износа оборудования, сохранения избыточной занятости и инфляции. Инфляция также порождает необходимость компенсации текущих доходов и вкладов населения, повышения минимальных нормативов – минимальной заработной платы, бюджета прожиточного минимума и т.п.

Финансирование бюджетного дефицита возможно осуществлять двумя путями :

· за счет выпуска новых денег – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;

· за счет займов на открытом рынке.

Первый способ покрытия бюджетного дефицита ведет к увеличению инфляции.

Второй способ не вызывает роста инфляции, но, во-первых, он способствует возникновению эффекта вытеснения, поскольку государство, размещая свои облигации, вступает в конкуренцию с частным сектором: процентные ставки растут, а инвестиции сокращаются, т.е. вытесняются; во-вторых, государственные займы способствуют росту государственной задолженности.

Государственный долг может принимать форму внешнего и внутреннего долга.

Внешний долг – займы государства у граждан и организаций за рубежом. Проблемы внешнего долга носят как экономический, так и социально-политический характер. Во-первых, внешний долг означает передачу части товаров и услуг за границу, во-вторых, кредитор может ставить невыгодные для страны условия.

Внутренний долг – займы государства у граждан и организаций внутри страны. Проблемы внутреннего долга – эффект вытеснения, перераспределение доходов (наиболее обеспеченные слои населения накапливают государственные облигации, в то время как бремя выплаты государственного долга в виде повышения налогов ложится на все общество в целом).

Таким образом, государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом: накапливание бюджетного дефицита увеличивает государственную задолженность. Значит, необходимо сбалансировать бюджет.

К проблеме балансирования бюджетного дефицита есть три подхода :

· ежегодное балансирование бюджета;

· циклическое балансирование бюджета;

· функциональный подход к балансированию бюджета.

Каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками.

Ежегодное балансирование бюджета предполагает, что каждый год бюджет должен сводиться с нулем, т.е. должно быть полное отсутствие дефицита или профицита. В наше время такой подход редок, однако он господствовал до Великой депрессии в США.

Данный тип бюджета не создает проблем финансирования, однако он сильно снижает встроенную стабильность экономики и усиливает циклические колебания. Ведь в случае спада правительству нужно было бы поднимать налоги, а в случае подъема – снижать. Таким образом, действия правительства были бы направлены не на сглаживание цикличности, а, наоборот, на усиление колебаний. Кроме того, частые изменения налоговых ставок увеличивают неопределенность в экономике и снижают стимулы развития производства.

Циклическое балансирование бюджета допускает наличие дефицитов и профицитов, однако накопленный дефицит должен компенсироваться накопленным профицитом, и в рамках экономического цикла должно выходить нулевое суммарное сальдо. Предполагается, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. То есть, правительство наращивает бюджетные дефициты в периоды спада и компенсирует их за счет бюджетных излишков в периоды подъема. Однако трудность здесь состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансированности бюджета в ходе цикла.

Проблема такого подхода заключается еще в том, что количество дефицитных лет, как правило, оказывается больше количества профицитных, и в итоге бюджетный дефицит все равно нарастает.

Функциональный подход к балансированию бюджета (концепция функциональных финансов) рассматривает минимизацию бюджетного дефицита не в качестве первоочередной задачи, а в качестве инструмента. Главная задача – это макроэкономическая стабилизация. Если она будет решаться при наличии бюджетного дефицита, не надо делать из этого большой проблемы. Именно этот подход используется сегодня большинством развитых стран, т.к. он не обладает вышеперечисленными недостатками. У большинства этих стран в течение более чем 25 последних лет бюджет почти всегда сводился с дефицитом.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать целый ряд мер:

1) внутреннее финансирование:

· использование средств Центробанка;

· выпуск и продажа ценных бумаг (долгосрочные и краткосрочные облигации и векселя);

· полученные кредиты;

· бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

· прочие обязательства;

2) внешнее финансирование:

· продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке;

· кредиты международных финансовых организаций;

· кредиты иностранных правительств;

· кредиты иностранных коммерческих банков;

· прочие обязательства;

Правительство любой страны стремится к уравнению доходной и расходной части государственного бюджета. Соответствие доходной и расходной статей бюджета называется «балансом дохода».

На практике же расходная часть обычно превышает доходную часть. Образование бюджетного дефицита объясняется несколькими причинами, среди которых можно выделить:

  • - спад производства страны;
  • - завышенные издержки на реализации принятых социальных программ;
  • - завышенные затраты на оборону;
  • - увеличение доли «теневого» сектора экономики;
  • - рост предельных издержек общественного производства.

Особое внимание уделяют спаду производства и росту «теневого» сектора. Обе причины приводят к уменьшению налогооблагаемой базы. При спаде производства происходит уменьшение прибыли и, как следствие, уменьшаются поступления в бюджет страны.

В итоге план поступления в бюджет не выполняется. В случае с теневой экономикой предприятия вообще перестают платить налоги. «Серые» фирмы нигде не числятся в налоговой и, следовательно, никаких налогов они не платят.

Дефицит бюджета сам по себе не может быть чрезвычайно негативным для развития экономики страны и динамики жизненного уровня населения. Даже экономически развитые страны (страны ЕС, США) в тяжелые периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Зависит всё от причин возникновения дефицитного бюджета и направлений расходов государственных денежных средств. В случае, если денежные средства, которые составляют превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е., используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.

Если же государство не имеет четкой программы экономического развития страны, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», то бюджетный дефицит приведет к росту негативных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Дефицит бюджета продолжает линейку негативных экономических категорий, таких как инфляция, кризис, безработица, банкротство. Но в тоже время эти экономические категории являются неотъемлемыми элементами экономической системы стран. Без них система не способна к самодвижению и поступательному развитию.

Дефицит бюджета может быть связан с необходимостью вложения крупных государственных финансовых средств в развитие экономики, и тогда он не является отражением кризисного течения общественных процессов, скорее становится отражением стремления правительства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Чтобы покрыть дефицит бюджета, правительство в основном обращается за помощью в кредитах к Центральному Банку РФ и государственным займам. В итоге образуется и постепенно растет государственный долг. Так как государственные облигации и кредит являются "долговыми обязательствами правительства".

Если такими способами постоянно государство покрывает дефицит, то рост государственного займа может привести к банкротству страны. Плюс ко всему, рост долга государства является ярким свидетельством полного безразличия правительства к судьбе молодого поколения, так как им придется рассчитываться за нынешние долги государства.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

  • - выпуск госзаймов;
  • - ужесточение налогообложения;
  • - производство денег, или "сеньораж", т. е., печатание денег.

В настоящее время "сеньораж" - не просто печатание денежной наличности, т. к., в противном случае это вызывает инфляцию.

Нынешний "сеньораж" выражается в резервах коммерческих банков, концентрирующиеся в Центральном Банке РФ и могут быть оприходованы на покрытие дефицита бюджета государства. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. В мировой практике используются четыре основных способа решения проблемы дефицита бюджета:

  • 1. Сокращение бюджетных расходов;
  • 2. Изыскание источников дополнительных доходов;
  • 3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  • 4. Предоставление в кредит денег граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных государственных организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Теоретически самый простой путь преодоления бюджетного дефицита, на практике - самый болезненный. Сокращение социальных программ, пособий и трансфертов ведет к росту напряженности в социуме и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг государство идет в самую последнюю очередь, в случае, если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Привлечение в бюджет дополнительных доходов - самый эффективный способ.

Но на практике решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но этот путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • - люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • - люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Такую картину хорошо иллюстрирует график американского экономиста Артура Лаффера и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 1).

Рис. 1. - Кривая Лаффера - модель налоговой политики:

Прямая на графике показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив - и именно это показывает кривая Лаффера, - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

Если ни какие меры со стороны правительства в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда требования к государству дать деньги загоняют его в угол, и тогда избирается самый опасный способ покрытия своих расходов - эмиссионный.

Эмиссия. Легкий но опасный способ пополнения бюджета государства: выпуск денег сверх реальных потребностей экономики. Государству нетяжело напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим госслужащим. Но такой способ покрытия бюджетного дефицита в скором времени порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста - общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается недолговечным. Тем более, мировой опыт гласит: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его затраты растут быстрее, чем суммы налоговых поступлений.

Предоставление денег в кредит. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы бюджетное неравенство превратилось в тождество, то есть:

Государство может взять заем у собственного (государственного) банка. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, правительство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Формы одалживания могут быть самыми разными, на чаще всего путем продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Предоставление денег в кредит решает одну проблему и затем немедленно рождает другую - необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг.

Государственный долг - сумма ссуд, которые были взяты государственными органами и еще не возвращенные кредиторам. Делятся на два вида: внутренний и внешний.

Любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.

Если расходы государственного бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

Каким образом образуется дефицит? Он возможен, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит.

Основными причинами дефицита бюджета являются войны, расходы на военные цели в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. Неэффективная экономика испытывает трудности. Доходы падают, а вместе с ними и налоговые поступления. В период спада растет безработица, растут расходы на выплаты пособий по безработице, что усугубляет дефицит государственного бюджета. Дефицит может возникнуть и по причине просчетов в руководстве народным хозяйством. Кроме того, правительства могут его создать сознательно, предполагая, что увеличение государственных расходов увеличит совокупный спрос, а через него и совокупное предложение, обеспечив толчок для экономического роста.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей.

  • 1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение государственных закупок лишает поставщиков доходов. Они не имеют возможности развивать свое хозяйство, что усиливает стагнацию в экономике. А сокращение социальных программ в период, когда население нуждается в большей поддержке, провоцирует социальную напряженность и ведет к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, тормозит рост производства.
  • 2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Сокращается емкость рынка и тормозится экономический рост.
  • 3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет :
    • o обращения государства за кредитом к национальным банкам;
    • o выпуска государственных ценных бумаг - облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами;
    • o превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств.

Экономические последствия бюджетного дефицита. Когда государство прибегает к заимствованию на внутреннем рынке, образуется внутренний государственный долг. При использовании заимствований на мировом денежном рынке образуется внешний государственный долг. Влияние внутреннего и внешнего заимствований на величину финансовых ресурсов страны и рост экономической активности различно.

Рассмотрим последствия покрытия бюджетного дефицита за счет банковских кредитов. Обращение к банковским структурам внутри страны за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен, провоцируя инфляцию. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долгосрочном периоде бюджетный дефицит ведет к падению производства и росту инфляции, что сокращает возможности роста ВВП.

Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, что остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.

По долговым обязательствам государства приходится выплачивать проценты. Когда государство не имеет возможностей для таких выплат, оно свой долг рефинансирует. Это значит, что оно прибегает к новым займам дня выплат по старым обязательствам. В результате образуется финансовая пирамида, которая может расшатать хозяйственную конъюнктуру.

Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга как перед банками, так и перед населением имеют много общего. Такой долг изымает свободные ресурсы и тем самым ведет к удорожанию кредита.

В краткосрочном периоде центральный банк может осуществить хозяйственный маневр для восполнения недостающих инвестиций. Он использует для этой цели два рычага: новый заем и проведение политики дешевых денег за счет снижения учетной ставки. Таким образом, проблема нехватки финансовых ресурсов отодвигается на потом.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты. Внешняя задолженность у международных финансовых институтов (МВФ и др.) приводит к потере финансовой самостоятельности страны. Международные институты предъявляют жесткие требования к сокращению государственных расходов и увеличению налогового бремени. Это условия они предъявляют при выдаче каждого транша кредитных поступлений. Такие меры еще больше углубляют стагнацию в экономике, а запрет на стимулирование отечественного производителя не позволяет активизировать экономический рост в стране. С такими требованиями международных кредиторов Россия сталкивалась в 1990-е годы. Кроме того, внешние заимствования вызывают сложности и в сохранении устойчивости национальной валюты.

Критический размер бюджетного дефицита и государственного долга. Современные концепции экономической теории рассматривают дефицит государственного бюджета как опасное явление, когда он принимает критическое значение. В странах ЕС на основе Маастрихтских соглашений допустимым является уровень бюджетного дефицита до 3% ВВП. В стабильно развивающихся экономиках бюджетный дефицит не должен превышать 10% расходов бюджета. Итак, бюджетный дефицит допустим в пределах 2-3% ВВП и 10% расходов бюджета. Но сейчас многие страны ЕС превысили эту планку. Они ставят вопрос о повышении ее уровня. Аргументы, которые они приводят, связаны с угрозами сокращения государственных расходов и роста налогового бремени, что ухудшит деловую активность.

При дефиците государственного бюджета образуется государственный долг. Он также имеет критический уровень. По условиям Маастрихтских соглашений для вхождения в систему единой европейской валюты государственный долг в процентах к ВВП не должен превышать 60%. Однако многие страны в середине 1990-х годов эту планку перешагнули. Сегодня все больше экономическая наука склоняется к мнению, что государственный долг в абсолютных суммах может одновременно возрастать при росте ВВП и даже может его опережать. Но если государственный долг превышает ВВП в 2,5 раза, то образуется так называемая долговая ловушка. Это понятие соответствует ситуации, когда страна все свои ресурсы вынуждена тратить на выплату долга и процентов по нему в ущерб развитию собственной национальной экономики.

Критический размер государственного долга определяется и направлением использования заемных средств. Принципиально важно разграничение этих средств на покрытие нужд текущего потребления и на инвестирование производства. Когда заимствования идут на покрытие текущих затрат, заемные средства проедаются и ведут к увеличению государственного долга и расходов на выплату процентов. Расходы на повышение потребления населения улучшают его жизненный уровень, но не создают источников погашения займов. Иная ситуация складывается, когда заемные средства направляются на инвестиционные нужды. Построенные объекты и вложенные средства начинают приносить доходы, увеличивая ВВП и поступления в бюджет. За счет возросших активов общество получает возможность погашать долг. Учитывая разное воздействие направлений покрытия государственного долга, Германия законодательно ввела запрет использовать его на текущее потребление (ст. 115 Конституции). Там заемные средства разрешается тратить только на инвестиции и на борьбу с рецессиями, а не на цели потребления.

Во многих странах сформировалось "золотое правило" государственных финансов. Оно состоит в том, что заемные средства государства должны уравновешивать увеличение государственных активов, приносящих доход. В России действует похожее мерило допустимого уровня государственных заимствований. Считается, что дефицит бюджета в процентах к ВВП не должен превышать долю валового накопления основного капитала в ВВП.

Внешний долг погашается валютой той страны, которая дала кредитные средства. Поэтому внешние заимствования соизмеряются с притоком валютных средств, которые дает внешнеторговая деятельность. В международной практике считается, что платежи по внешним обязательствам не должны превышать 20-30% внешнеторгового оборота. Превышение этой планки чревато формированием долговой ловушки, когда страна свой прирост ВВП вынуждена тратить исключительно на покрытие внешнего долга, лишая себя источников развития.

Государственный долг позволяет улучшить хозяйственную ситуацию на данный момент времени, но создают проблемы в будущем. Если поступления новых денежных ресурсов не могут перекрыть негативные эффекты сокращения инвестиций, то наращивание государственного долга со временем приведет к исчерпанию возможности сокращать государственные расходы, увеличивать налоговую нагрузку и рефинансировать свой долг. Тогда государственный долг станет покрываться только за счет печатного станка. В слабой экономике это даст толчок для гиперинфляции. В России нарастание государственного долга не только провоцировало инфляцию, но и привело к обесценению национальной валюты (в августе 1998 г.).

Помимо экономических последствий бюджетный дефицит и связанный с ним государственный долг ведут к негативным социальным последствиям. Среди них можно отметить усиление дифференциации населения, а также переложение нагрузки по выплате долга и процентов по нему на последующее поколение.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на сумму выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится больше.

Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних трудностей на правительство, которое придет на смену нынешнему. Занятые средства, используемые на потребление, облегчают нагрузку на живущее поколение, оплачиваются из доходов последующих поколений. А когда займы идут на рост капитальных вложений, их плодами будут пользоваться как живущие, так и последующие поколения.

Жизнь страны, обремененной внешним и внутренним долгом, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития. Следование долговременной стратегии эффективного использования заемных средств получило название "управление государственным долгом".

Управление государственным долгом включает следующие меры:

  • o эффективное использование средств заимствования;
  • o поиск средств для выплаты долга;
  • o нейтрализацию негативных последствий государственного долга.

Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача - не допустить превышения долгом пределов его критического уровня и создать ситуацию, когда государственные заимствования позволили бы увеличить ресурсы страны для экономического роста. Эффективное использование заемных средств опирается на четкий критерий: прирост дохода от использования этих средств, дающий возможность вернуть в положенный срок долг и выплатить проценты за пользование заемными средствами. Проценты становятся минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит проценты, по и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.

Как погасить обязательства по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения? Решение проблемы включает в себя несколько тактических направлений:

  • o отказ от долга или его части;
  • o использование новых заимствований для выплаты прежних долгов;
  • o пролонгирование долга;
  • o его конверсия;
  • o продажа безнадежных долгов.

Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как она подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги. Кроме того, образуемая финансовая пирамида может со временем исчерпать себя, и государство вынуждено будет объявить себя финансовым банкротом, отказавшись выплатить долг или часть его. Такая мера приводит экономику в неустойчивое состояние, так как предприниматели начинают выводить свои активы на мировой рынок и страна лишается инвестиционных ресурсов.

Пролонгирование долга - это продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д. В счет долга возможно предоставление прав пользования морской хозяйственной зоной и других привилегий. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Так, сегодня Россия пытается продать долги, которые не могут вернуть ее должники: Куба, Вьетнам и др. Такие долги продаются со значительной уценкой. Страна, продающая долги, выигрывает время и получает необходимые сейчас средства.

В целях эффективного управления государственным долгом могут создаваться государственные фонды погашения долга. Такой фонд был создан в России. В бюджете на 2002 г. был образован финансовый резерв, а с 2004 г. был сформирован Стабилизационный фонд РФ. Он финансировался за счет профицита государственного бюджета, образованного за счет благоприятных мировых цен на энергоресурсы, и прежде всего на нефть. С 2008 г. Стабилизационный фонд распался на два фонда: Резервный и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд состоит из финансовых активов в иностранной валюте и в иностранных ценных бумагах. За счет доходов от этих активов предполагается выплачивать государственный долг. Многие экономисты считают, что такое размещение финансовых активов работает на экономику западных стран. Для России более выгодно использовать заемные средства для развития собственной экономики: средства, вложенные в российские предприятия, больше стимулировали бы экономический рост, нежели покупка ценных бумаг иностранных компаний.

Государственный долг осложняет работу денежного рынка, создает нежелательные ситуации в момент заимствования и на время погашения долга. Государству приходится нивелировать негативные эффекты, вызванные этими мерами. При увеличении государственного долга происходит изъятие банковских резервов и привлечение сбережений населения. Полученные деньги государство тратит на оплату своих расходов. Эти деньги активно включаются в оборот. На рынке ощущается приток денежной массы: увеличивается предложение денег. Это явление может угрожать развертыванием инфляции и обесценением национальной валюты. Для нейтрализации этих угроз центральный банк может проводить политику "дорогих" денег. Проплата долга, наоборот, сокращает государственные расходы, уменьшая совокупный спрос, что сдерживает экономический рост. Для предотвращения этого нежелательного явления центральный банк может корректировать хозяйственную конъюнктуру, проводя политику "дешевых" денег. Государство может использовать и налоговую политику для коррекции рынка, отягощенного государственным долгом. Во время увеличения долга она должна ужесточаться, а во время его оплаты, наоборот, смягчаться.

Таким образом, страна, отягощенная государственным долгом, становится перед лицом неизбежных перепадов хозяйственной конъюнктуры. Это также считается негативным эффектом развития. Страна теряет устойчивость экономического роста, что тормозит развитие.

Для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы обосновали три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:

  • o бюджет нуждается в ежегодном балансировании;
  • o балансирование бюджета должно осуществляться в целом на срок промышленного цикла;
  • o балансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Политика должна стать следствием формирования эффективной экономики.

Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток: усиление циклических колебаний. Сокращение государственных расходов и увеличение налогового бремени, меры, которые принимают для сокращения бюджетного дефицита, сокращают производство. Если такая финансовая политика проводится во время спада, то его глубина усугубится. Это вызовет сокращение налоговых поступлений, что спровоцирует новый виток дефицита бюджета. Следующий этап балансирования бюджета тем же способом опять-таки провоцирует возрождение дефицита. Реально практика ежегодного балансирования бюджета просуществовала до 30-х годов прошлого века.

Сегодня стараются балансировать бюджет не ежегодно, а циклически. Балансирование бюджета в этом случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу. В условиях спада производства рекомендуют снижать налоги и повышать расходы, увеличивая, таким образом, дефицит бюджета. Во время спада дефицит может образоваться и при сохранении налоговой нагрузки. Это происходит в результате действия встроенных стабилизаторов. В этой фазе цикла скорость падения доходов бюджета обычно превышает скорость сокращения расходов, так как определенные расходы приходится увеличивать, например расходы по содержанию безработных. Дефицитное финансирование поддерживает совокупный спрос, что препятствует углублению спада.

В период экономического подъема, способствующего инфляции, следует, наоборот, повышать налоги и сокращать государственные расходы, добиваясь положительного сальдо бюджета и используя его для погашения государственного долга. В целом за экономический цикл суммы дефицита и профицита примерно уравниваются. Однако масштабы и продолжительность спадов и подъемов неодинаковы, что затрудняет балансирование доходов и расходов.

Другой позицией является концепция функциональных финансов. Представители этой школы считают, что не надо добиваться бюджетного равновесия. Финансовая политика должна подчиняться совсем другой задаче: создать условия для эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок востребованными товарами, а население - доходами. В этих условиях развитие обеспечит рост доходов как у населения, так и у бизнеса, что увеличит налоговые поступления в бюджет. Вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой. Здоровая экономика рассматривается как залог формирования здоровых финансов.

Эта концепция не видит ничего предосудительного в бюджетном финансировании, если оно увеличивает совокупный спрос, способствуя росту производства и налоговых вливаний в бюджет. При этом средства, привлекаемые для покрытия дефицита бюджета, предпочтительнее направлять на цели экономического развития. Считается, что выгодами, получаемыми от экономического роста, перевешиваются минусы, связанные с дефицитом бюджета и с ростом государственного долга. А бюджетные проблемы незначительны по сравнению с потерями экономики, которые могли быть нанесены в случае отказа от мер по их предотвращению. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства. Но бюджетный дефицит не должен выходить за пределы его критической массы.

Рис. 17.6. Кривая Лаффера:

t - средний уровень налоговых ставок, %;

G - среднегодовой (долгосрочный) показатель государственных доходов

Рис. 17.7. Рост государственных расходов в модели кейнсианского креста

Рис. 17.8. Уменьшение налогов в модели кейнсианского креста

Концепция функциональных финансов ориентирована на стратегию экономического роста, направление каждого ее мероприятия на достижение принятой программы развития. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. А политика ежегодного балансирования бюджета непригодна для моделирования экономики на долговременной основе. Однако проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается и при создании эффективного рынка. Но она решается на гибкой основе долговременного развития.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • 1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • 2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • 3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • 4. Неэффективность финансовой системы государства.
  • 5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  • 6. Коррупция в государственном секторе.
  • 7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов, - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Также основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета Кыргызской Республики в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису.

Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации сома. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к дефицитному финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. ХХ в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

Бюджетный дефицит негативно влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь позитивное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный - подчиняется законам инфляции.

Российский государственный социальный университет

Факультет социального страхования, экономики и социологии труда

Отделение дневное

Реферат

По Дисциплине "Бюджетная Система"

На тему: <<Дефицит бюджета и источники его покрытия>>

Студента: Дагбаева Заято

Группы: ФИН-Д-4

Введение........................................................................................................... 3

1. Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения и последствия. Классификация дефицита бюджета................................................................ 4

1.1. Понятие дефицита бюджета............................................................ 4

1.2. Причины возникновения и последствия дефицита бюджета........ 5

1.3. Классификация дефицита бюджета.............................................. 10

2. Способы финансирования дефицита бюджета и источники финансирования 13

2.1. Способы финансирования дефицита бюджетных расходов....... 13

2.2. Источники финансирования дефицита бюджета......................... 16

Заключение.................................................................................................... 21

Список литературы....................................................................................... 22

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможен только теоретически.

Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности. При превышении расходов над доходами выше определенного предела могут наступить такие негативные явления, как спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. Покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики.

Понятие дефицита бюджета, причины его возникновения и последствия. Классификация дефицита бюджета

Понятие дефицита бюджета

Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государствен­ном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство, и какие потребности общества бу­дут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бы­вает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия профицита и дефицита бюджета.

Сбалансированный бюджет – это когда расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.

Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета)1. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга .

В случае превышения расходной части бюджета над его доходами возникает дефицит бюджета (отрицательное сальдо бюджета), требующий привлечения заемных средств для покрытия возникшей разницы.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения.

Причины возникновения и последствия дефицита бюджета

Дефицит возникает он на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Все причины, вызывающие дефицит бюджета , можно разделить на негативные и позитивные.

К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызван­ные большими вложениями в развитие экономики. Данные рас­ходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового внутреннего продукта, что можно признать положительным эффектом.

Негативными при­чинами возникновения бюджетного дефицита являются всевоз­можные непредвиденные расходы, которые не ведут к расшире­нию экономики и увеличению валового внутреннего продукта. Например, различные войны, эпидемии и катастрофы вызывают необходимость государственных расходов, которые не могли быть предвидены заранее и, соответственно, являются дополни­тельными расходами, вызывающими дефицит бюджета. Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государ­ством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным.

Важными факторами появления бюджетного дефицита высту­пают стагнация производства и общий спад экономики . Во время данных процессов наблюдается сокращение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, в результате чего сокращаются и до­ходы бюджетов.

Бюджетный дефицит возникает также из-за нерациональности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направля­ются далеко не на самые важные мероприятия. Система распреде­ления доходов далека от совершенства. Регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами .

Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в ос­новном из малособираемых налогов, что ограничивает финансо­вые возможности данных бюджетов. Во-вторых, множество про­грамм и обязательств, принятых федеральными органами, направ­ляются к выполнению на места без необходимого финансирова­ния, т.е. финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно к дефициту этих бюджетов.

Следующей причиной дефицита государственного бюджета мож­но назвать нестабильность национальной валюты . Слабость денежно­го обращения и неуверенность в национальной валюте приводят к развитию бартерных операций, понижая объем налогов, которые со­бираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов. Излишняя налоговая нагрузка, которая наблюда­ется в нашей стране, также является причиной дефицита бюджетов. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налого­вого бремени. Те предприятия, которые все-таки осуществляют хо­зяйственную деятельность, стремятся скрыть объемы своих доходов и сократить выплаты налогов. Все это приводит к значительному недо­получению финансовых ресурсов государством.

Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последстви­ям . Основное и наиболее часто встречающееся последствие бюд­жетного дефицита - инфляция . Причиной возникновения инфля­ционных процессов вследствие бюджетного дефицита является стремление государства покрыть дефицит финансов. Оно чаще все­го выражается в получении дохода в виде дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита. Большинство развитых государств в настоящее время функцио­нирует в условиях приемлемого уровня присутствующей инфляции.

Существуют и другие негативные последствия дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни , которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличи­вается объем средств на финансирование государственных расходов и уменьшается объем ресурсов, идущих на инвестирование эконо­мики. Это приводит к снижению потенциальных возможностей экономики .

Наличие дефицита бюджета в государстве не всегда означает кризисный процесс. В некоторых случаях дефицит бюджета может быть и необходимым явлением, например, в условиях кри­зиса экономики, когда необходимо стимулировать производство, поскольку нехватка средств будет способствовать постоянному изысканию новых источников доходов и сокращению в первую очередь неэффективных расходов, т.е. государство будет более внимательно относиться к системе доходов и расходов, и активизировать в этом направлении финансовую деятельность.

Кроме того, небольшой уровень бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в экономике государст­ва. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Свидетельство тому - постоянный дефицит бюджета (в размере от 5 до 15 процентов) во многих экономически развитых странах, таких как США, Италия, Германия, Япония и др. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетно­го дефицита неопасным и не стремится изменить ситуацию, т.к. если государство будет ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может тормозить развитие экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов . Однако при превышении расходов над доходами более чем на 20 процентов могут наступить негативные явления - спад производства, инфляция, неплатежеспособность, падение курса национальной валюты и др. До этого параметра государство может применять различные методы преодоления дефицита. В 1997 г. в Европейском Союзе было принято решение, что дефицит стран-участниц ЕС не должен превышать 3 процентов валового внутреннего продукта1.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации размер дефицита федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (п.1 ст.92).При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в финансовом году валового внутреннего продукта2.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.