Порядок сдачи готовых объектов в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: оформление

Законодательством России предусмотрен учет недвижимости, расположенной на территории государства, независимо от типа собственности. Контролируются и строения, и земельные участки, и дороги, и прочие объекты. Закончив строительство объекта, необходимо подтвердить факт постройки и соответствия сооружения или оборудования нормативным требованиям.

Введение в эксплуатацию недвижимого имущества, по окончании капитального строительства или реконструкции, заключается в последовательном проведении необходимых процедур. Результатом ввода недвижимости в эксплуатацию является регистрация владельцем строительства своих прав на собственность с последующей эксплуатацией объекта, либо проведением других сделок, предусмотренных законом.

Ввод в эксплуатацию нежилых помещений

Документом, подтверждающим факт окончания строительства или реконструкции, служит Бланк подтверждает, что строительные работы завершены и соответствуют одобренному, первоначально, плану. Сроки проведения итоговой проверки подрядчиком и владельцем утверждаются в процессе работы.

Основной список документов для ввода объекта в эксплуатацию

Получение акта введения в эксплуатацию нежилых помещений, магазинов и торговых центров производится департаментом, выдавшем разрешение на строительство, подается заявление в 2 экземплярах. Помимо заявления, необходимо предоставить:

  • , оформленный совместно с застройщиком;
  • , либо проект планировки и межевания земельного участка;
  • акт приемки строительного объекта, либо договор подряда;
  • или реконструкции требованиям технической документации, подписанное лицом, ответственным за строительство;
  • заключение энергоснабжающей организации о соответствии электроустановок помещения требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета;
  • заключение службы противопожарной безопасности;
  • разрешение компании по эксплуатации инженерно-технических сетей (при наличии);
  • акт приемки органов по охране культурного наследия, при проведении реставрационных, либо других работ в зданиях, определенных ФЗ №73 от 25.06.2002г.

Пакет документов регистрируется в органах исполнительной власти, после чего производится тщательная проверка представленных бланков. Объем документов должен соответствовать перечню и требованиям статьи 55 ГрК РФ. В случае отсутствия необходимой информации, либо её несоответствия требованиям законодательства, выносится решение «Отказать в выдаче разрешения».

В этом случае владелец недвижимости может доукомплектовать недостающие документы и снова подать заявление на выдачу разрешения. В случае несогласия с решением, владелец имеет право обратиться в суд.

Внимание! После документального анализа, производится проверка объекта строительства на предмет соответствия сдаваемого объекта проектной документации. Также производится контроль исполнения требований, указанных в градостроительном плане земельного участка. По окончании проверки принимается решение о выдаче, либо отказе в выдаче, «Решения о вводе объекта недвижимости в эксплуатацию». Срок рассмотрения документов до 10 дней.

К ОПО относятся объекты по получению, хранению, переработке, использованию и уничтожению горючих, взрывчатых и токсичных веществ, например, газовые котельные, АЗС. Ввод в эксплуатацию этого типа основных средств регламентируется . По окончании строительства производится контроль сооружения на предмет готовности недвижимости к эксплуатации.

Порядок оформления документации, необходимой для эксплуатации ОПО

Помимо пакета документов, стандартного для всех видов основных средств производственного назначения, при подаче заявления владельцем объекта предоставляется подтверждение обязательного страхования гражданской ответственности, на основании ст.9, ст.15 ФЗ № 116 и ст.5 ФЗ №225.

Документы, согласно перечню, предоставляются в департамент, оформивший разрешение на строительство. После анализа предоставленных данных и осмотра ОПО, органом самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения о вводе ОПО в эксплуатацию.

Ввод данного типа основных средств в эксплуатацию включает также следующие действия:

  1. Оформляется акт ввода в эксплуатацию сооружения в целом, а также его составных частей и технических устройств;
  2. Все технические устройства, такие как грузоподъемники, оборудование под давлением ставятся на учет. Каждому оборудованию присваивается номер регистрации, который прописывается в паспорте оборудования;
  3. Необходимо зарегистрировать объект в реестре Ростехнадзора, и получить Свидетельство о регистрации;
  4. На основании ст. 9 ФЗ №116, а также Постановления Правительства №263 от 10.03.99г. необходимо принять , утвердить должностные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО, разработать план мероприятий по ликвидации аварий, а также заключить договор с МЧС;
  5. Произвести аттестацию рабочих мест по пром.безопасности, а также получить протоколы проверки знаний в Ростехнадзоре;
  6. Согласно ст.9 ФЗ №116 и Постановления Правительства РФ №492 от 10.06.2013г. необходимо оформить лицензию в Ростехнадзоре, на эксплуатацию объекта повышенной опасности 1-3 класса.

Ввод в эксплуатацию линейных объектов

Линейные объекты, это сооружения, у которых длина во много раз превышает его ширину. В этот тип объектов капитального строительства входят инженерные сети, автомобильные и железные дороги, метро, трубопроводы и т.д. Расположение таких линейных объектов представляет собой полилинию, или ломаную кривую. Проектирование этого вида основных средств практически не отличается от остальных строительных проектов, хотя имеет ряд тонкостей.

Важно! При капитальном строительстве одних объектов, например, дороги или трубопровода высокого давления, необходимо владение участка земли под ними. В случае проведения работ по укладке подземных трасс или кабелей, они могут проходить под чьим-то землевладением.

Многие линейные сооружения имеют охранную зону, в пределах которой нельзя возводить посторонние объекты, либо имеется ряд других ограничений.

Документы для ввода в эксплуатацию

Процесс ввода в эксплуатацию линейных сооружений аналогичен вводу других производственных помещений. Однако, ввиду специфики этого вида основных средств, помимо стандартного пакета бланков, утвержденного ст.55 ГрК РФ, для линейных объектов необходимо представить дополнительно:

  • (при необходимости);
  • разрешительный документ, выданный природоохранным надзором в случаях, предусмотренных ч.7 ст.54 ГрК РФ;
  • в соответствии с ФЗ №218 от 13.07.2015г.;
  • описание границ охранной зоны с перечнем координат в электронном формате, при вводе в эксплуатацию новых электроэнергетических, газоснабжающих, транспортных, трубопроводных объектов, либо объектов связи в соответствии с ФЗ (при необходимости).

Жилые дома, построенные за счет собственных средств владельца, вводятся в эксплуатацию по упрощенной форме. Собственнику достаточно предъявить документы, подтверждающие право владения землей и имеющуюся техническую документацию на постройку, согласно ФЗ №93 от 30 июня 2006г.

Важно! Согласно изменениям от 1 марта 2018г., ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов не требуется.

Требования к индивидуальному жилому объекту

При подаче документов, построенный дом должен соответствовать определенным требованиям:

  • наличие отопления;
  • наличие электропроводки и установленных приборов учета;
  • наличие водоснабжения;
  • канализация;
  • законченная отделка всех помещений.

При отсутствии централизованных способов подключения отопления, водоснабжения и канализации, сооружение должно быть обеспечено автономными источниками. На момент подачи документов, дом должен быть пригоден для проживания.


Документы, необходимые для ввода жилого дома в эксплуатацию

Разрешительный документ на ввод дома в эксплуатацию выдается органами местного самоуправления. Пакет документов, утверждённый ст.55 п.3 ГрК РФ, содержит:

  • заявление;
  • документ, подтверждающий право владения земельным участком;
  • разрешение на строительство;
  • кадастровый паспорт земельного участка;
  • тех.паспорт;
  • схема участка.

Процедура получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Сформированный пакет документов предоставляется в органы местного самоуправления, либо через МФЦ, на рассмотрение. В настоящее время есть возможность отправить заявление через портал Госуслуг. В этом случае предоставляются копии всех бланков.

В процессе рассмотрения проводится анализ предоставленных документов, и проводится осмотр строения на соответствие требованиям законодательства. По результатам рассмотрения принимается решение.

Внимание! Ответ может быть получен заявителем при личном посещении, по почте, либо в электронном виде. При получении отказа, должно быть приложено объяснение причин в письменном виде.

Введение в эксплуатацию многоквартирных жилых домов (ИЖС), это процедура, необходимая для подтверждения факта готовности строения к заселению жильцов, и соответствия требованиям и нормативам действующего законодательства.

По окончанию строительства, такой объект обязательно проходит проверку местными органами стройнадзора на основании заявления застройщика. Проверяющие анализируют процесс строительства от закладки фундамента до завершающих этапов строительных работ. По результатам итоговой проверки формируется (ЗОС) объекта строительства требованиям тех.регламентов заявленному проекту.

Внимание! Согласно ч.5 ст.52 ГрК РФ строительный надзор должен осуществляться в течении всего периода проведения капитального строительства или реконструкции объекта.

Поэтому, ЗОС будет выдан только при наличии регулярного надзора в течении проведения строительных работ. Если, по вине застройщика, контроль отсутствовал, организация имеет право отказать в выдаче заключения.

При самовольном изменении застройщиком отдельных частей объекта, без уведомления об этом стройнадзора, также может быть отказано в выдаче ЗОС. В этом случае застройщику необходимо произвести обследование измененных конструкций в другой организации, имеющей лицензию на проведение соответствующих работ. При получении положительных результатов обследований, стройнадзор может пересмотреть возможность выдачи заключения о соответствии.

Далее создается специальная комиссия, которая изучает проектную документацию и производит проверку здания на предмет соответствия строительным и санитарным нормам. Состав комиссии должен соответствовать перечню, указанному в ст.55 ГрК РФ. В числе членов комиссии должны обязательно быть сотрудники Санэпиднадзора, электроснабжающей организации и специалисты, ответственные за противопожарную безопасность. При принятии решения, комиссией учитываются данные ЗОС стройнадзора.

Для получения разрешительного документа на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, в орган исполнительной власти подается соответствующее заявление и предоставляются необходимые документы.

Документация, необходимая для получения разрешения

В список документов, согласно Градостроительного кодекса, входят:

  • заявление застройщика;
  • разрешение на строительство;
  • документы о праве владения землей;
  • схема местоположения строения на земельном участке;
  • тех.план;
  • документы, подтверждающие выполнение тех. условий и подписанные поставщиками энергоресурсов.

После рассмотрения пакета документов, органами самоуправления решается вопрос о выдаче разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию НМА

К нематериальным активам относятся объекты, не обладающие физической структурой и использующиеся в производстве в течении долгого периода. К этому типу основных средств относятся:

  • деловая репутация предприятия;
  • весь спектр организационных расходов;
  • объекты интеллектуальной собственности.

Внимание! Документы, подтверждающие существование такого вида основных средств, включают в себя патенты, договора уступки прав на патент, товарные знаки, либо свидетельства. Ввод в эксплуатацию НМА производится по акту приема-передачи, на основании «Приказа руководителя о вводе в эксплуатацию и установлении срока полезного использования НМА».

В дополнение к статье, предлагаем посмотреть подробное видео по данной теме:

По осуществлению функций Технического заказчика при реализации инвестиционных проектов сдача объекта в эксплуатацию Инвестору или же назначенной им эксплуатирующей организации. Комплекс работ включает запуск систем жизнеобеспечения здания, организацию регламента гарантийного и послегарантийного технического регулярного обслуживания оборудования и получение Заключения о соответствии, а также оформление Акта ввода в эксплуатацию здания.

Это завершающая стадия каждого проекта, в процессе которой осуществляется оценка соответствия законченного объекта проектно-сметной документации, его .

Сдача объекта в эксплуатацию в Москве

На этом этапе «Монолиткапстрой» в составе услуг технического заказчика (либо отдельно) проводит такие работы:

  • Подготовка документации, организация и сопровождение приемочных комиссий (рабочей и Государственной) по завершению строительства объекта;
  • Проверка и экспертиза подготовленного комплекта документов для КГСН;
  • Участие технических специалистов в составе приемочных рабочих комиссий при проверке качества строительства;
  • Получение ЗОС (то есть Заключение о соответствии) построенного объекта;
  • Пуско-наладка и запуск систем инженерно-технического, охранно-пожарного, информационного обеспечения здания;
  • Передача Инвестору или назначенной эксплуатирующей организации объекта;
  • Оформление правоустанавливающей документации – то есть паспорта построенного Объекта в БТИ (Бюро технической инвентаризации) и Свидетельства о регистрации Объекта в регистрационной палате.

Начнем с того, что наша компания решает все административно-технические вопросы, которые связаны с взаимодействием с органами контроля и городскими федеральными службами, а также поставщиками коммунальных услуг. Эксплуатацию зданий в Москве и области и другого рода объектов производим так, что в здании будет можно работать, принимать клиентов, вести переговоры, так как решение возникающих проблем, которые связаны с внешними органами, компания берет на себя.

Эксплуатация зданий в Москве и области предполагает регулярную организацию обязательного метрологического обслуживания измерений инженерных систем и технологического инструмента, оборудования. Это позволит нашим клиентам всегда быть уверенным в том, что объект в надлежащем состоянии именно благодаря грамотному и своевременному техническому обслуживанию, которое производят наши специалисты.

Описанные выше меры обеспечивают правильное и обязательно бесперебойное функционирование необходимого оборудования, а это очень важно для среднего и для крупного бизнеса. Все меры, которые связаны с техническим обслуживанием зданий, мы проводим с максимальной рациональностью, а это позволяет расходовать средства наиболее экономно.

Мы зарекомендовали на рынке себя как надежный партнер, который выполняет свои обещания. Именно поэтому стоимость наших услуг в Москве минимальна, а все наши клиенты остаются всегда довольны сотрудничеством и нередко обращаются повторно к нам. Естественно, что в таком случае их ожидают приятные бонусы, скидки. Надеемся, что вы станете также нашим постоянным клиентом!

Одна из главных сложностей, которая возникает по завершению строительства капитального объекта, это его ввод в эксплуатацию, а точнее — получение необходимых разрешений для успешного завершения процесса.

На законодательном уровне определено, что по соглашению стройподряда при завершении капитального ремонта здания участники работ вместе с представителем уполномоченных государственных структур (выдающих «добро» на ввод в эксплуатацию) проводят оценку сооружения после завершения капремонта по факту соответствия условиям согласованного проекта.

Участие в процессе оценки принимают лица, которые определяются с учетом действующего техрегламента и правил. При этом речь идет о нормах, которые имели силу на момент ввода здания в эксплуатацию.

Как упоминалось, оценка объекта — обязательный этап, без которого реализовать процесс ввода здания после капитального ремонта нереально. При этом по закону процесс может осуществляться одновременно с приемкой объекта, которая ведется при участии заказчика (строительной компании) по соглашению стройподряда.

Процесс оценки соответствия отремонтированного здания действующим нормам организуется с участием заказчика (строительной компании) или же по его поручению структурой стройконтроля при участии подрядной стороны. Возможны и другие варианты ввода объекта в эксплуатацию, когда в процессе оценки принимают участие государственные органы власти (к примеру, стройнадзор).

Также участие в оценке могут принимать компании, которые берут на баланс инженерные сети, принимаемые после капитального ремонта. У строительной компании по закону есть право привлечь к работе независимого специалиста, который также проведет оценку объекта (ввод в эксплуатацию которого планируется) после проведения оценки и получения разрешающих документов.

Тонкости приемки

Не менее важный момент касается приемки здания, где проводился капитальный ремонт. Если эту работу осуществляет компания, которая выполняет несколько задач, а именно подрядной структуры (исполнителя) и строительной организации, то в комиссии должны быть представители функциональных отделов этих компаний. Вопреки распространенному мнению, совмещать несколько функций одно и то же лицо в составе комиссии не может.

Проектная компания участвует в приемке и последующем вводе здания после капремонта в случае, когда в процессе выполнения работ выполнялся авторский надзор. Если же строительная компания решилась на ввод объекта с определенными недоработками (в плане отделки или инженерных систем), то, как минимум, работы в отношении систем, обеспечивающих безопасность для людей или природы, должны быть завершены полностью. Такой порядок актуален как при возведении объекта, так и его «пуске» после капитального восстановления.

Что касается незавершенных работ, то здесь разрешается оставлять только незначительные моменты, которые касаются внутренней отделки комнат, монтажа каких-либо элементов в технологическом или инженерном секторах. При этом объем работ, выполняемых в процессе капитального ремонта здания, должен точно прописываться в соглашениях или других бумагах, регулирующих взаимоотношения между участниками сделки. Также информация должна найти отражение в проектной документации к объекту, ввод в эксплуатацию которого планируется в ближайшее время.

Некоторые работы, зависящие от времени года (например, те, что не могут быть выполнены в морозы), допускается переносить на поздние даты. К примеру, может быть принято решение о переносе посадки деревьев на весну, несмотря на то, что ввод здания запланирован на зимние месяцы.

После завершения капитального ремонта проводится осмотр объекта (его состояния и соответствия действующим нормам), а также составляется приемочный акт. Такой документ необходим для последующего ввода здания и его одобрения соответствующими инстанциями. При этом могут быть задействованы различные формы:

  • КС-14 в ситуации (для акта приемки готового здания комиссией по приемке объекта);
  • КС-11 в ситуации, когда речь идет о составлении акта приемки здания после проведения капитального ремонта.

Упомянутые выше формы могут использоваться в качестве главных бумаг для приемки готового (реконструированного) здания, имеющего различное назначение (жилищное или производственное). При этом форма собственности объекта не имеет значения. Что касается самого здания, порядок ввода которого рассматривается, то сюда можно отнести пусковые комплексы, здания и прочие техобъекты. При этом готовность здания обязательно подтверждается подрядным соглашением (контрактом, договором).

Акт приемки является основой для последующей оплаты мероприятий, которые были запланированы в процессе капремонта объекта и выполнены строительной компанией с учетом подписанного ранее соглашения (контракта). Здесь порядок таков, что рассматриваемый акт составляется в нескольких вариантах. При этом свои подписи в документе должны поставить следующие лица: заказчик, исполнитель (подрядная компания, строительная организация) или другая сторона, которая получила подобные права от инвестора. Здесь же должны стоять подписи членов комиссии по приемке объекта в эксплуатацию (если речь идет об упомянутой выше форме КС-14). Что касается непосредственно состава комиссии, то его определяет заказчик или лицо, которое осуществляет финансирование проекта.

Документальное оформление процесса приемки берут на себя следующие лица: члены комиссии по приемке объекта, ввод в эксплуатацию которого запланирован, а также стороны-участницы комиссии по приемке (это касается упомянутой выше 14-й формы). Документы составляются только по факту проведенных проверок, исследования объекта, осуществления полного перечня измерительных и испытательных работ.

Все собранные бумаги должны подтверждать, что объект готов для ввода в эксплуатацию, а утвержденный на законодательном уровне порядок соблюден в полном объеме. В частности, проверяется соответствие здания стандартам, правилам и проектной документации. Отдельное внимание уделяется заключениям, выдаваемым органами стройнадзора.

Сторона, которая выполняла работы по капремонту здания, на базе приемочного акта предъявляет бумаги по статистической отчетности по факту выполнения взятых на себя обязанностей по оформленному ранее соглашению. Без выполнения описанного требования порядок ввода здания считается нарушенным и возможны проблемы с получением последующих разрешений.

Что еще стоит учесть?

Ключевой момент заключается в том, что приемка здания со стороны заказчика еще не является гарантией его ввода в работу. Чтобы завершить все формальные процессы и ввести объект, строительная компания (сторона-застройщик) обязана направить заявление о предоставлении разрешения на ввод в соответствующий орган (федерального уровня, субъекта России или муниципального управления), который давал «добро» на выполнение работ.

Само разрешение — бумага, подтверждающая завершение всех мероприятий, касающихся капремонта здания (в ряде случаев — реконструкции или строительных работ) полностью и с учетом выданного ранее разрешения на возведение объекта. При этом сравнивается соответствие восстановленного здания утвержденному ранее плану участка и информации, упомянутой в проекте.

На законодательном уровне порядок выдачи разрешения на ввод в работу после капремонта определяется законами РФ, а именно Градостроительным кодексом и действующими нормативными и правовыми документами. Является утвержденной и форма, по которой объект вводится в эксплуатацию — она определена в ноябре 2005 года и нашла отражение в Постановлении №698.

Выдача разрешения на ввод — основа для постановки здания (объекта ввода) на госучет. В последующем обязательно внесение в бумаги корректировок, касающихся отремонтированного объекта. Не менее важный момент — гарантийные обязательства на объекты (сооружения), а гарантийный период прописывается в подрядном соглашении с учетом действующих законов.

Компания-застройщик, принимающая сооружение без упомянутой выше оценки (с учетом действующего законодательства), теряет право ссылаться на недоработки, которые выявляются в процессе выполнения прописанных процедур. При этом ввод в эксплуатацию и заселение до завершения капремонта и приемки не допускается.

Приемка объектов в эксплуатацию – завершающая стадия внешнего контроля качества строительной продукции. Правила приемки регламентируются СНиП 12-01-2004 взамен СНиП 3.01.01-85.
Сдачу и приемку объектов в эксплуатацию выполнят в две стадии:
  1. Предварительная техническая приемка объекта от подрядчика рабочей комиссией заказчика;
  2. Окончательная приемка, осуществляемая Государственной комиссией.
Рабочая комиссия назначается приказом руководителя предприятия с включением представителей генподрядчика и его субподрядчиков, проектной организации, эксплуатирующей организации, Государственных органов санитарного и пожарного надзора, технической инспекции профсоюзов, местных профсоюзных и других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия проверяет соответствие выполненных работ проектам, сметам и нормативам, дает оценку качеству выполненных работ, заключение о возможности эксплуатации оборудования.
Акт рабочей комиссии служит основанием для назначения Государственной приемочной комиссии. Государственная комиссия по приемке производственных объектов назначается приказом соответствующей инстанции.

В состав Государственной приемочной комиссии включаются следующие представители:
  • ГАСН;
  • Заказчика;
  • Генподрядчика;
  • Генерального проектировщика;
  • Органов государственного, санитарного и пожарного надзора;
  • Органов по использованию и охране водных ресурсов;
  • Финансирующего банка;
  • Технической инспекции профсоюзов;
  • Профсоюзной организации заказчика.
Заказчик передает Государственной приемочной комиссии следующие материалы:
  • Проектное задание и справку о технико-экономических показателях объекта;
  • Разрешение об отводе земельного участка; акты разбивки осей сооружения и сетей; акты на скрытые и специальные работы;
  • Данные о геологии и гидрогеологии строительной площадки, глубине заложения подошвы фундаментов;
  • Комплекты рабочих чертежей с необходимыми изменениями;
  • Утвержденный и исполнительный генпланы;
  • Перечень организаций, участвующих в проектировании и строительстве объектов;
  • Акты технической приемки объекта рабочей комиссией.

Существует ли в настоящее время Государственная приемочная комиссия по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов?

Как правило, любое строительство осуществляется по договору строительного подряда. Строительство подрядным способом регулируется параграфом 3 главы 37 ГК РФ. Порядку сдачи и приемки строительных работ посвящена ст. 753 ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Организация приемки работ возложена на заказчика, если иное не предусмотрено условиями договора строительного подряда. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п.4 ст. 753 ГК РФ).

Акт приемки объекта капитального строительства удостоверяет, что обязательства исполнителя (подрядчика) перед застройщиком (заказчиком) выполнены, результаты работ соответствуют условиям договора и что застройщик (заказчик) принимает выполненные исполнителем (подрядчиком) работы.

Таким образом, сдача-приемка работ по строительству объекта осуществляется подрядчиком и заказчиком без участия государственных органов или органов местного самоуправления за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 753 ГК).

Государственные приемочные комиссии могут создаваться только в случаях строительства объектов за счет федерального бюджета, либо за счет бюджета субъекта РФ.

Создание государственных приемочных комиссий предусматривалось нормативными документами, принятыми еще во времена существования СССР. К ним, в частности, относятся:

  • постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов";
  • СНиП 3.01.0487 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (утв. постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 N 84).

Эти нормативные акты разрабатывались исключительно для строительства, финансирование которого производилось за счет средств бюджетов различных уровней, и поэтому не могли учитывать условия хозяйственной деятельности, сложившиеся в инвестиционной деятельности позднее, в частности, с принятием ГК РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Таким образом, возникла реальная необходимость пересмотра указанных нормативных документов. Такая попытка была предпринята Госстроем России, который своим письмом от 09.07.1993 N БЕ1911/13 рекомендовал к применению Временное положение по приемке законченных строительством объектов. Однако по требованию Минюста России указанное положение было отменено письмом Госстроя России от 31.10.2001 N СК-5969/9.

После чего Госстрой России письмом от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 разъяснил порядок применения действующих нормативных документов по приемке законченных строительством объектов.

Так, Госстрой России указал, что объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти некоторых субъектов Российской Федерации в соответствии с СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве" и зарегистрированными Госстроем России. Если такие ТСН на территории отсутствуют, следует руководствоваться СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", в части, не противоречащей действующему законодательству. При этом приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами - государственными заказчиками и соответствующими администрациями, а для объектов внебюджетного финансирования - инвесторами.

Таким образом, ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся на основании актов приемочных комиссий, а не государственных приемочных комиссий.

В настоящее время порядок ввода строительных объектов в эксплуатацию регулируется Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), после принятия которого все вышеперечисленные нормативные акты не применяются, как противоречащие ГрК РФ (ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ").

В соответствии со ст. 55 ГрК РФ документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Этот документ выдается органом исполнительной власти или местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство объекта, и удостоверяет соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Согласно части 12 ст. 55 ГрК РФ право на установление формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предоставлено Правительству РФ. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ 24.11.2005 принято постановление N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 N 121 утверждена Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2006, регистрационный N 8477).

Статья 55 ГрК РФ определяет, какие документы должны быть представлены для ввода объекта в эксплуатацию. В перечне документов указывается акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), оформляемый в порядке, предусмотренном ст. 753 ГК РФ, а также заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Принципы определения случаев, когда госстройнадзор необходим, указаны в п.1 ст. 54 ГрК РФ. Отюда вытекает, что государственные органы должны участвовать в приемке объекта заказчиком (что и предусмотрено абз. 2 п. 2 ст. 753 ГК РФ), но при этом они не формируют приемочной комиссии.

Создание государственных приемочных комиссий ГрК РФ не предусматривается.

ВЫВОД: В настоящее время приемка и ввод строительных объектов в эксплуатацию независимо от вида объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ и ГрК РФ, не требующем создания государственной приемочной комиссии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Пусковой комплекс - пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам (МДС 81-35.2004 (п. 3.12)).

Очередь строительства - под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов (МДС 81-35.2004 (п. 3.13)).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - бланк, которым удостоверяется выполнение строительства/реконструкции в полном объеме. Этим документом также подтверждается соответствие сооружения градостроительному плану. Разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта удостоверяет соблюдение требований планировочного и межевого проектов территории.

Уполномоченные органы

Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию производится по заявлению застройщика. Субъекту необходимо обратиться в одну из следующих структур:

  1. Исполнительный региональный, федеральный, муниципальный орган.
  2. Уполномоченную организацию, регулирующую использование атомной энергии и осуществляющую госуправление в сфере деятельности, касающейся изготовления, разработки, утилизации ядерного оружия и энергетических установок оборонного назначения.
  3. Госкорпорацию "Роскосмос".

Место расположения инстанций, указанных в п. 2 и 3, предоставляющих разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, - Москва. Застройщик направляет заявление в ту структуру, которая выдала ему разрешение на строительство. Заинтересованное лицо может обратиться в них лично или через многофункциональный центр.

Пакет документов

Чтобы получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо предоставить следующие бумаги:


Нюансы

В документе и заключении, указанных в пунктах 6 и 9, приведенных выше, должна присутствовать информация о нормативных значениях параметров, включенных в требования по энергетической эффективности, а также о фактических величинах этих показателей. Последние определяются в отношении реконструированного/построенного сооружения путем проведения экспертиз, замеров, исследований, испытаний. В заключении и документе, кроме этого, должна присутствовать и иная информация, на основании которой устанавливается соответствие объекта установленным требованиям оснащенности учетными приборами и энергетической эффективности. При реконструкции/строительстве многоквартирного сооружения в акте органа госстройнадзора должны содержаться дополнительные данные. В частности, приводится класс энергетической эффективности, определяемый по нормам законодательства об энергосбережении.

Межведомственное взаимодействие

Документация (копии или информация, в них присутствующая), указанная в п. 1-3 и 9, запрашивается уполномоченными структурами в государственных, муниципальных органах, а также подведомственных им организациях, если застройщик не представил ее самостоятельно. Бумаги из пунктов 1-8, 12-13 на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передаются заявителем, если они отсутствуют в распоряжении у приведенных выше структур. Правительственным постановлением могут предусматриваться иные документы, необходимые для представления в уполномоченные органы. По межведомственным запросам материалы передаются в трехдневный срок.

Важный момент

Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию предоставляется только на основании документов, перечень которых установлен законодательством. Некоторые виды бумаг могут предъявляться в электронном виде. Правительство или высшая исполнительная структура региона вправе установить случаи, когда документы предоставляются исключительно через информационно-коммуникационную сеть Интернет.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: сроки

Орган либо компетентная структура, регулирующая использование атомной энергии и осуществляющая госуправление в ходе осуществления мероприятий, связанных с утилизацией, изготовлением, разработкой ядерного оружия и энергетических установок оборонного значения, госкорпорация "Роскосмос" в течение 10 дней с даты поступления документов обеспечивают проверку достоверности сведений и правильности их отражения. Кроме этого, указанные структуры обязаны выполнить осмотр сооружения. По результатам проверки принимается решение о выдаче разрешения или отказе в этом.

Осмотр

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется по результатам проведенной визуальной проверки сооружения. В процессе осмотра реконструированного/построенного здания подтверждается или не подтверждается соответствие требованиям, установленным в проектной документации, градостроительном плане и иных бумагах. Осмотр не выполняется в отношении индивидуального жилищного строительства. Он также не производится, если при проведении мероприятий осуществляется госстройнадзор.

Основания для отказа

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предоставляется заявителю в случаях:

  1. Отсутствия документов, приведенных в перечне выше.
  2. Несоответствия сооружения требованиям, зафиксированным в градостроительном плане, или при реконструкции/строительстве/капремонте линейного объекта сведениям планировочного и межевого проектов.
  3. Расхождение фактических параметров с величинами, определенными проектной документацией. Это основание не применяется к сооружениям ИЖС.
  4. Несоответствие объекта требованиям, определенным в разрешении на строительство.

В законодательстве при этом присутствует одна оговорка, исключающая отказ. Не будет выступать как основание несвоевременное получение или неполучение документов, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия.

Дополнительно

Кроме приведенных выше оснований, причиной для отказа предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может служить неисполнение застройщиком предписаний, установленных статьей 51, ч. 18 Градостроительного кодекса. В этих случаях действует специальный порядок. В частности, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставляется по окончании процедуры безвозмездной передачи в уполномоченный орган, компетентную организацию, регулирующую использование атомной энергии и осуществляющую управление в сфере, связанной с утилизацией, разработкой и использованием ядерного оружия и энергетических установок, или в "Роскосмос" информации о сооружении. В числе сведений должны присутствовать данные о:

  1. Площади.
  2. Количестве этажей и высоте.
  3. Инженерно-техническом обеспечении.
  4. Проектной документации. Заявитель должен предоставить по одной копии всех разделов.
  5. Результатах инженерных изысканий (в одном экземпляре).

В уполномоченные инстанции, предоставляющие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, также предъявляется одна копия схемы планировки участка. На ней должно быть обозначено место размещения сооружения индивидуального жилищного строительства. Заявитель вправе обжаловать отказ предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в суде.

Общие правила

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, образец которого представлен в статье, предоставляется застройщику в случае, если в региональный, муниципальный, федеральный исполнительный институт власти, уполномоченную организацию, регулирующую порядок использования атомной энергии и осуществляющую госуправление в сфере изготовления, утилизации, разработки ядерного оружия и энергетических установок боевого назначения, Госкорпорацию "Роскосмос", была безвозмездно направлена копия схемы, на которой отображается расположение реконструированного/построенного сооружения, сетей инженерно-технической коммуникации в пределах участка, а также планировочная организация территории. Данные размещаются в информационной базе для обеспечения градостроительных работ.

Дальнейшие процедуры

После разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обязан провести процедуру постановки на учет. В ходе нее вносятся соответствующие изменения в госреестр реконструированного сооружения. В качестве обязательного приложения выступает техплан. Он подготавливается по правилам, установленным ФЗ №221. Разрешение на ввод (часть объекта в эксплуатацию предоставляется или все здание - значения не имеет) должно отражать сведения о сооружении в объеме, который необходим для выполнения кадастрового учета. Состав информации должен соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ №221 для текстового и графического разделов технического плана.

Завершающие этапы

По окончании строительства сооружения субъект, его осуществлявший, обязан передать застройщику результаты проведенных инженерных изысканий, акты освидетельствования конструкций, работ, участков инженерно-технических сетей, проектную и прочую документацию, необходимую для нормальной эксплуатации объекта. При выполнении мероприятий, направленных на сохранение памятников культурно-исторического наследия, предоставление рассматриваемого документа уполномоченными органами и компетентными организациями осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных в законодательстве относительно таких комплексов. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждается федеральным исполнительным институтом власти. В течение 3-х дней с даты предоставления документа уполномоченный орган направляет его копию в инстанцию, выполняющую госстройнадзор.

Налогообложение

Считается, что получение разрешения указывает на окончание работ с объектом и пригодность его к эксплуатации. Застройщик, который выступает как инвестор, оформляет сооружение в собственность, принимает его к учету в составе ОС. Последнее при этом может осуществляться как до регистрации права, так и после нее. Между тем многие застройщики интересуются, обязательно ли отнесение объекта к ОС после получения разрешения. Инвестор самостоятельно определяет готовность сооружения к использованию на том этапе, когда предоставлен документ. Чиновники, однако, против такого подхода. По их мнению, инвесторы таким способом оттягивают момент выплаты налога с имущества.

На практике готовность объекта определяется не наличием разрешения на ввод, а решением руководителя предприятия, для которого он реконструируется/строится. В случае недостаточной готовности застройщик вправе по закону выплачивать неполную сумму налога. В такой ситуации предприятие может признать объект пригодным к эксплуатации на этапе получения разрешения. Приняв соответствующее решение, организация может приступать к отделочным работам по своему ОС. Руководство предприятия может также закончить все ремонтные работы перед получением разрешения. Когда документ будет на руках, можно принять решение о готовности сооружения.

Расходы

Затраты на ввод сооружения в эксплуатацию в сводную смету не включаются. Они приводятся в отдельном документе. В смете учитываются расходы на:

  1. Выполнение мероприятий по пуску и наладке установок и оборудования подрядчиками.
  2. Материальные и топливно-энергетические ресурсы, необходимые для проверки и комплексного запуска оснащения.
  3. Содержание рабочих и инженерно-технических специалистов, осуществляющих пуск и наладку.
  4. Техническую помощь проектных, научно-исследовательских инстанций, выполняющих составление документации, экспертизу, консультирование, транспортировку персонала и прочие мероприятия.

Заключение

До вступления в действие нового законодательства ввод объекта реконструкции/строительства в эксплуатацию осуществлялся в соответствии с разными нормативными актами. Выбор того или иного положения производился в зависимости от типа здания. В январе 1988 г. были введены в действие СНиПы. В них устанавливался порядок, в соответствии с которым в эксплуатацию вводились промышленные объекты. По ранее существовавшему законодательству в качестве документа, подтверждающего окончание основного комплекса работ и соответствие фактических результатов требованиям проекта и техрегламентов, выступал акт государственной комиссии. В настоящее время действует иной порядок. Согласно правилам, ввод в эксплуатацию осуществляется при наличии разрешения, выданного уполномоченной исполнительной структурой или компетентной организацией, указанными в Градостроительном кодексе.