Платежом красен: почему россия возвращала долги ссср. Какие долги остались у ссср после распада

Россия погасила все задолженности по обязательствам бывшего СССР перед иностранными государствами. Об этом сообщает Министерство финансов России. Последней выплатой стало погашение задолженности перед Боснией и Герцеговиной:

«Минфин России сообщает о завершении погашения задолженности Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед Боснией и Герцеговиной».

В ведомстве подчеркнули, что Босния и Герцеговина — это последнее иностранное государство-кредитор бывшего СССР (или России), обязательства перед которым оставались неурегулированными. Задолженность перед ним составляла $125,2 млн.

«Государственный внешний долг Российской Федерации перед Боснией и Герцеговиной возник в связи с признанием Россией ответственности по обязательствам бывшего СССР, возникшим в рамках торгово-экономического сотрудничества с Югославией (в доле, приходящейся на Боснию и Герцеговину)», — отметили в Минфине.

21 марта правительство России и совет министров Боснии и Герцеговины подписали соглашение об обязательствах бывшего СССР по расчётам, связанным с товарооборотом между бывшим Советским Союзом и бывшей Югославией. Документ вступил в силу 20 июля, а 8 августа Россия выполнила свои обязательства. Отмечается, что задолженность была погашена единовременным денежным платежом.

На данный момент в части государственного внешнего долга перед официальными двусторонними кредиторами у России осталась только задолженность перед Южной Кореей. Её размер составляет $594,3 млн.

«В соответствии с действующим двусторонним межправительственным соглашением указанный остаток обязательств подлежит погашению в период до конца 2025 года», — пояснили в ведомстве.

  • Посольство Боснии в России
  • Wikimedia / Denghu

Старые долги

На момент распада СССР сумма внешнего долга страны составляла почти $96,6 млрд. В 1993 году Россия взяла на себя обязательства Советского Союза. Кроме того, страна согласилась выплатить долги царского правительства, которые игнорировала советская власть.

Взяв на себя обязательства других бывших республик СССР, Россия освободила их от обязанности выплачивать долги, которые составляли почти 40% от общей суммы. Согласившись на такой расклад, республики отказались и от всех активов.

Однако это не помешало Украине создать в 2014 году межведомственную группу по изучению возможности отстаивания в судах интересов украинского государства для решения вопроса правопреемственности внешнего долга и активов бывшего СССР. Таким образом Киев намеревался «провести инвентаризацию всего, что может принадлежать Украине».

На момент подписания соглашения долг Украины составлял $6,8 млрд, а в 2014 году сумма выросла до $20 млрд, о чём и напомнили Киеву в Министерстве иностранных дел России.

«В случае, если украинская сторона возвращается к проблеме «нулевого варианта», российская сторона оставляет за собой право настаивать на незамедлительной компенсации Украиной Российской Федерации упомянутых 20 миллиардов долларов США долга бывшего СССР», — отметили тогда в МИД.

Обязательства перед Парижским клубом в размере $23,74 млрд были закрыты в 2006 году, а вот долги отдельным странам выплачивались достаточно долго. Дело в том, что иногда задолженность являлась следствием обмена товарами: СССР поставлял оборонную продукцию и энергоресурсы, импортируя потребительские товары. Так происходило и с Югославией, в связи с чем долги балканским странам Россия выплачивала в последнюю очередь: в 2013-м был закрыт долг перед Черногорией ($18 млн), а в 2016-м — перед Македонией.

Один из последних крупных долгов тоже был выплачен в 2016 году: Россия перечислила Кувейту $1,1 млрд и доплатила еще $620 млн в виде поставок высокотехнологичной продукции.

Такой большой долг возник в связи с тем, что СССР в 1991 году взял у Кувейта кредиты в целях исполнения финансовых обязательств и оплаты так называемого критического импорта. Позднее из-за неспособности распавшейся страны выполнить обязательства по внешнему госдолгу 30 мая 2006 года было подписано соглашение между правительством РФ и Кувейтом.

При этом сама Россия списала значительную часть долга развивающимся странам, которые не имели возможности его выплатить. В 2014 году Россия простила Кубе более $30 млрд долга, что составляло 90% от общей суммы обязательств. Остаток долга, составляющий $3,5 млрд, предписали погасить 20 равными долями в течение десяти лет.

Крупные долги Россия списывала также Ираку ($21,5 млрд), Монголии ($11,1 млрд), Афганистану ($11 млрд) и Северной Корее ($10 млрд). А ряду африканских стран российское правительство «подарило» более $20 млрд. В общей сложности Россия простила долги более чем на $100 млрд.

Летом текущего года Россия погашает последний внешний долг, возникший во времена СССР. Сумма в 125,2 миллиона долларов будет перечислена Боснии и Герцеговине. Помимо республик бывшей Югославии, Москва расплатилась с Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Парижским клубом. выясняет, зачем тратить на это деньги налогоплательщиков во время кризиса.

Имидж - все

Особенность выплат советских долгов Югославии заключается в том, что ни заемщика, ни кредитора более не существует на карте мира. Но долговые отношения остались. Платит Россия, ставшая единственным из всех 15 советских республик плательщиком долгов СССР странам-правопреемникам союзного балканского государства.

Россия после распада Советского Союза не только признала его долги, но и согласилась выплачивать долги царского правительства перед Великобританией, Францией и Бельгией. Советское правительство в свое время отказалось от долгов свергнутого режима, назвав их «кабальными», примерно так же, как это сделала одна восточноевропейская страна после произошедшей там смены режима. С царскими долгами Россия благополучно расплатилась: в 1997 году - с Великобританией, в 2000 году - с Францией и в 2008 году - с Бельгией. Мало того, Россия взяла на себя все обязательства по советскому долгу, не деля их с другими бывшими республиками.

Почему Россия пошла на это? В 1991 году, после распада Союза, бывшие республики подписали меморандум, где была закреплена солидарная ответственность по советским долгам. Однако при расчете долей оказалось, что на Россию приходится львиная доля - 61,34 процента общей суммы в 96,6 миллиарда долларов. Это объясняется масштабами страны и численностью населения. Например, на каждую из республик Средней Азии приходилось менее процента. Примерно в такой же пропорции предполагалось делить не только обязательства, но и все советские активы (здания посольств, земля, на которых посольства располагались, иные объекты недвижимости).

Надо сказать, что бывшие республики СССР не горели желанием брать на себя выплату советского долга - у них и без того финансовых проблем хватало. В 1993 году было достигнуто новое соглашение, согласно которому Россия взяла на себя все обязательства, а также все требования Советского Союза. Остальные республики отказывались от активов, зато снимали с себя головную боль по урегулированию отношений с кредиторами. Это тогда назвали «нулевым вариантом».

Советский долг состоял из межгосударственных заимствований, коммерческих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов, держателями облигаций и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Проблема погашения советских долгов заключалась еще и в том, что не всегда их можно было однозначно исчислить в денежном выражении. Зачастую СССР заимствовал «натурой». Так произошло с югославским долгом (поэтому выплаты балканским странам перечислены в последнюю очередь). Советский Союз поставлял Югославии оборонную продукцию и энергоресурсы, а вывозил оттуда потребительские товары. В результате за счет разницы в стоимости импорта и экспорта образовалась задолженность. Тем не менее даже такие трудноизмеряемые долги решили погасить. Был ли в этом смысл?

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» считает, что выгода в таком погашении, безусловно есть, но отложенная на очень долгий срок: «На нынешней ситуации погашение советского долга не скажется никак. Но это улучшает имидж России. В неопределенном будущем, когда улучшатся отношения с Западом, это позволит привлекать кредиты под более низкие ставки».

Эксперт напомнил, что отношение к добросовестным плательщикам принципиально отличается от отношения к тем, кто допускает дефолты или просит о реструктуризациях (а тем более - о списаниях). Наценка за риск тем, кто платит, гораздо меньше. Это одна из причин, по которой США так дешево размещают свой госдолг: в плане погашения американцы практически безупречны.

Кроме того, отмечает Хестанов, советский долг был сильно девальвирован. «В 1980-е годы, когда заимствования привлекались, это были довольно солидные суммы. Но в 2000-х годах (особенно с учетом нефтегазовых доходов, которые пролились на нашу страну) этот долг потерял в стоимости. И когда Россия взялась их гасить, это были уже смешные деньги. А к имиджу России это добавило определенные очки», - отметил он.

Эксперт убежден, что скрупулезное погашение всех долгов - рациональное решение. «Будущие выгоды непонятно когда наступят, но они многократно превышают затраты. В ближайшее время мы за рубежом занимать не собираемся, да нам никто и не спешит давать. Но это задел на далекое будущее: когда вновь встанет тема привлечения зарубежных инвестиций, это можно будет сделать гораздо выгоднее», - уверен Хестанов.

Великодушные жесты

В 1998 году Россия получила тяжелый урок, связанный с долговым рынком. После дефолта по гособлигациям и последовавшего за ним кризиса всем стало ясно, насколько серьезные проблемы могут создать неоплаченные долги. С тех пор старается держать государственный долг на чрезвычайно низком уровне.

Признав все долги и взяв на себя обязательства по их оплате, Россия приобрела репутацию добросовестного заемщика. Теперь, когда возникают проблемы, например, с выплатой долга России Украиной, международные финансовые организации и судебные инстанции относятся к нам гораздо благосклоннее. Никто не может упрекнуть российскую сторону в небрежности выполнения обязательств, а значит, и у нее есть все основания требовать возмещения долга.

Будучи аккуратным плательщиком по долгам Советского Союза, Россия при этом не слишком требовательный кредитор по отношению к тем, кто заимствовал у СССР. Обычно это объясняют низким качеством заемщиков. Заимствовало советское правительство у серьезных и респектабельных государств, а давало в долг, напротив, бедным странам Африки и Латинской Америки. Как правило, это были авансы в обмен на лояльность к Советскому Союзу, «социалистическую ориентацию» и в значительной степени рассматривались самим кредитором как форма помощи. Требовать выплат такого рода задолженностей нет смысла, поскольку денег у них все равно нет.

В 1999 году в качестве члена Парижского клуба Россия списала больше половины долга беднейшим странам, таким как Танзания, Бенин, Мали, Гвинея-Бисау, Мадагаскар, Гвинея, Чад, Йемен, Мозамбик, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

В отношениях с бедными должниками иногда используют «бартер». Например, в декабре 2016 года Куба Чехии покрыть долг времен холодной войны в 276 миллионов долларов ромом. Шутники посчитали, что если Чехия ввезет такое количество алкоголя, то в расчете на численность населения ей хватит на 200 лет.

Россия простила некоторые долги своим политическим и экономическим партнерам в обмен на заключение крупных контрактов - так, например, было с Македонией и Северной Кореей.

В связи с урегулированием долгов в 2007 году пострадал замминистра финансов . Он был арестован и обвинен в мошенничестве при урегулировании долга Алжира. Пробыв под стражей 11 месяцев, чиновник был освобожден сначала под подписку о невыезде, а затем полностью оправдан и восстановлен в должности. И хотя обвинения оказались беспочвенными, это дело заставляет российские финансовые власти действовать при урегулировании долгов крайне осмотрительно.

В начале февраля Россия погасила советскую задолженность перед Македонией в размере 60,6 млн долл. А летом закроет долг СССР перед Боснией и Герцеговиной, выплатив 125 млн долл.

Откуда взялся долг?

По данным Банка России на 1 января 2017 г., внешний долг России оценивается в 519 млрд долл. Большая часть этой задолженности лежит на коммерческом секторе (470 с лишним млрд долл.): банках и предприятиях. Оставшиеся 49 млрд долл. — чистый государственный долг. И примерно миллиард из него — долги, оставшиеся со времён СССР.

Крупные заимствования СССР начал делать в середине восьмидесятых. На кредитные деньги импортировали продовольствие, потребительские товары, которых не хватало в стране. По данным замминистра финансов России Сергея Сторчака , в 1985-1991 гг. государственный внешний долг СССР вырос с 31 до 96,6 млрд долл. США. Страна всё больше погружалась в долговую яму: новые займы брали для обслуживания уже накопившейся задолженности. Банкротом развалившийся СССР не объявили лишь потому, что осенью 1991 года Россия и большая часть республик заявили о солидарной ответственности по выплате этого долга. Позже был подписан договор, согласно которому Россия должна была выплатить 61,34 % задолженности. Остальное было распределено между республиками, согласившимися стать правопреемницами СССР по внешнему долгу. Однако вскоре выяснилось, что последние платить не в силах. Поэтому в 1993 году наша страна взяла на себя все обязательства бывших советских республик взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР.

Как шли выплаты?

Большую часть долга СССР нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Первый — неофициальная межправительственная организация стран-кредиторов, второй — неформальная организация, объединяющая коммерческие банки-кредиторы. Задача этих структур в том, чтобы регулировать вопросы, связанные с выплатой долгов. Переговоры с Парижским клубом (долг СССР перед входящими в него странами был порядка 38 млрд долл.) шли в несколько этапов. Россия получала отсрочки, брала новые кредиты, реструктурировала задолженность. В 2006 г. она досрочно погасила все обязательства перед Парижским клубом, хотя, согласно договорённостям, могла бы выплачивать деньги до 2020 года.

Обязательства перед Лондонским клубом превышали 30 млрд долл. Долг также был реструктурирован. Окончательная точка в урегулировании долговых вопросов с Лондонским клубом кредиторов была поставлена в 2009 г. Минфин России завершил выплату коммерческой задолженности бывшего СССР, обменяв 405,8 млн долларов долга на еврооблигации со сроком погашения в 2010 и 2030 годах.

Помимо «клубных» долгов СССР имел и другие. Например, долги за неоплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с иностранными поставщиками. Или долги перед бывшими странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), которые возникли в результате системы межгосударственных расчётов.

Так, долг Югославии (тот, что вскоре отдадут Боснии и Герцеговине) возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары — на другую.

Зачем отдавать долги досрочно?

«Погашая долг досрочно, Россия получает существенную экономию на процентах, — рассказал АиФ.ru Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития, профессор кафедры мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ . — Другой важный момент — это улучшение имиджа российской экономики, что может благоприятно сказаться на инвестклимате. Отмечу, что, по сравнению с развитыми странами, у России крайне низкий внешний долг. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100 % ВВП, то в России долг не выше 25 % ВВП. Что касается нагрузки на бюджет, то она несущественна».

Кстати, РФ ещё и очень добрый кредитор. За последние 20 лет мы списали задолженностей на сумму около 140 млрд долл. Причём большая часть долгов (за поставки оружия) списана при вступлении в Парижский клуб.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 млрд. Но мало кто знает, что наша страна, взвалив на себя обязательства СССР, сама стала должником большинства стран бывшего соцлагеря.

Щекотливая тема

Специалисты говорят, что исследовать тему долгов СССР зачастую сложнее, чем заниматься вопросами задолженности Российской империи. Это связано с тем, что в общем доступе нет книги учета и регистрации внешних обязательств СССР, не опубликованы платежные балансы, существуют и другие причины. Но кое-какие факты все же известны.

Львиная часть долгов Советского Союза - это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме того, были долги за неуплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с зарубежными поставщиками и, конечно, задолженности перед государствами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) – бывшими соцстранами.

4 декабря 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34% от общей суммы задолженности – примерно $57 млрд. Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило, что берет на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 млрд. (взамен республики отказывались от своей доли в зарубежных активах СССР).

Германия

В период своего становления Советское государство нуждалось в больших денежных вливаниях. Основным источником финансирования страны тогда стала Германия. С 1925-го по 1931 годы общая сумма немецких вложений под поставки советских промышленных товаров составила 700 млн. марок. Еще один кредит на тех же условиях был получен в 1939 году. Первый кредит удалось погасить только на 25%, возвращение второго кредита по известным причинам было невозможно. Понятно, что к вопросу о довоенном долге СССР перед Германией больше не возвращались.

США

В годы Второй мировой войны в СССР резко возрос объем импорта. В страну ввозили сырье, продовольствие, медикаменты, гражданскую и военную технику. Часть импорта поступала от Великобритании и США в качестве поставок по ленд-лизу. К сожалению, точно подсчитать задолженность СССР на конец войны по причине возникших споров и отсутствия открытой информации не представляется возможным.

Еще в октябре 1941 года при заключении соглашения о кредите с Великобританией в ее банки в качестве депозита переместили более 100 тонн золота. Подобное соглашение было заключено и с США. Сразу после окончания войны американцы предоставили еще два небольших кредита. Известно, что в 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты определили задолженность в сумму $722 млн. и на момент распада СССР она не была ликвидирована. Полностью долг был возвращен Россией в 2006 году.

Долги растут

В послевоенное время восстановление страны шло преимущественно за счет внутренних ресурсов. Активное возвращение на рынок внешних заимствований началось с 1960-х годов. Как правило, это были кредиты частных западных банков под реализацию совместных проектов.

Резкий рост долговых обязательств Советского Союза был отмечен с середины 1970-х и продлился вплоть до распада страны: 1975 год – $15,4 млрд.; 1980 год – $25,2 млрд.; 1985 год – $38,3 млрд.; 1990 год – $62,5 млрд.; 1991 год – $67,9 млрд.

С конца 1940-х годов и до конца 1980-х основными внешнеторговыми партнерами СССР становятся европейские социалистические государства. СССР приобретал у своих соседей трамваи и локомотивы, одежду и обувь, продукты питания и лекарства.

Важно отметить, что все расчеты между странами велись в переводных «сэвовских» рублях, которые обслуживали в качестве счетных единиц натуральный обмен по ценам, не совпадавшим с рыночными. Отсюда и миллиардные суммы, которые СССР задолжал партерам из Восточной Европы. Разумеется, прощать такие долги правопреемнице СССР никто не собирался.

Югославия

Ситуация с долгом бывшей Федеративной Республики Югославия самая запутанная. Дело в том, что в свое время республики, входившие в Югославскую Федерацию, не договорились о правопреемстве. Общий долг СССР, по разным оценкам, колебался от $500 млн. до $1,3 млрд. Он возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары - на другую.

Россия вычленила доли Словении ($206 млн.), Хорватии ($187 млн.), Сербии ($288,8 млн.), Черногории ($18 млн.) и уже оплатила их преимущественно поставками промышленной продукции отечественного производства, но частично и деньгами. Долг Македонии оценивается примерно в $60 млн., Боснии - в $125 млн.

Румыния

Советский долг Румынии в размере чуть более $200 млн. возник вследствие участия румынских специалистов в строительстве горно-обогатительного комбината в Кривом Роге. Теперь это уже территория Независимой Украины, а выплачивать долг – России.

Болгария

История с долгом Болгарии одна из самых странных. Болгария была в числе близких союзников СССР, почти все промышленные предприятия нашего соседа, а также крупные объекты инфраструктуры построены при содействии СССР, как, к примеру, заводы в портах Бургас и Варна, а также АЭС «Козлодуй». Тем не менее бывшие друзья насчитали нам задолженность в размере $100 млн.

Польша

СССР помогал Польше меньше чем Болгарии, но помощь все-таки была. Так, с 1980-го по 1986 годы в период экономического кризиса Советский Союз оказал полякам безвозмездную помощь на сумму приблизительно в $8 млрд. Более того, советское правительство решило закупать в Польше уголь, когда свой был в избытке. Собственные долги поляки возвращать не собираются, но советский в размере $500 млн. ждут. Неужели такова цена польской одежды и косметики?

Венгрия

Задолженность СССР перед Венгрией - $1,8 млрд. Специалисты предполагают, что такая сумма могла накопиться вследствие поставок товаров тяжелой промышленности. На советских заводах работали венгерские станки, поля обрабатывали венгерские комбайны, а по дорогам ездили и до сих пор ездят венгерские «Икарусы».

С другой стороны, до того как Венгрия вошла в соцлагерь, она представляла собой отсталую аграрную страну. Автомобильные, металлургические, химические и нефтеперерабатывающие заводы были возведены с помощью Советского Союза. Усилиями советских специалистов была введена в строй АЭС в городе Пакш. Все это – многомиллиардные активы. В этом аспекте любопытно не то, сколько СССР задолжал Венгрии, а то, кто кому вообще должен.

Чехословакия

Финансовые отношения с Чехословакией у СССР начались еще до Второй мировой войны. Так, в 1935 году советским руководством у чехов был взят кредит на сумму 250 млн. крон. В связи с ликвидацией Чехословакии в 1938 году кредит был выплачен лишь частично.

Послевоенный долг СССР перед Чехословакией составлял $5,4 млрд. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда СССР действительно серьезно задолжал. Вложения Советского Союза в Чехословакию были минимальными. СССР в основном закупал там промышленную продукцию – станки, трамваи, троллейбусы, локомотивы. Чехословацкие локомотивы, произведенные в 1980-х годах на заводах «Шкода», до сих пор эксплуатируются в России. После распада Советского Союза и ЧССР Россия выплатила Чехии около $3,6 млрд., Словакии - $ 1,8 млрд.

ГДР

То, что называлось советским долгом перед ГДР, образовалось в ходе взаимных поставок двух стран. Из СССР в Восточную Германию шло главным образом сырье, а обратно - конечная продукция. В начале 2000-х годов власти объединенной Германии озвучивали перед Россией сумму долгов в $6,4 млрд.

Правительство РФ утверждало, что объем задолженности не выверен, так как курс «переводного рубля» по отношению к мировым валютам был неизвестен, но если пересчитать поставки сырья по мировым ценам, то задолженность ГДР даже превзойдет предполагаемый долг Советского Союза на $4,2 млрд. Чем закончилась эта полемика, не ясно. На данный момент известно только то, что все долги СССР по отношению к ГДР погашены.

Финляндия

К моменту распада Советский Союз остался должен Финляндии 600 млн. евро. В 2006 году Россия частично в денежной форме, частично поставками товаров и услуг приступила к погашению задолженности. Последний транш в размере 5,7 млн. евро Россия перевела осенью 2013 года.

В будущее с чистой совестью

Как было сказано в начале, значительную часть долгов СССР (около $38 млрд.) нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Задача этих структур заключается в регулировании финансовых взаимоотношений между входящими в эти организации странами. Позиция, согласно которойМосква даже при отсрочке должна была выплатить всё, была четко сформулирована еще в 1993 году.

Несмотря на то что золотовалютные резервы страны на тот момент составляли всего $5 млрд., от своих обязательств Россия не отказывалась и уже к 2006 году погасила все задолженности перед Парижским клубом. Окончательный срок погашения долгов Лондонскому клубу – 2030 год.

Нельзя не обратить внимание на стремление российского руководства погашать долги досрочно. В этом случае, как отмечает главный экономист Евразийского банка Ярослав Лисоволик, Россия получает существенную экономию на процентах, это также улучшает имидж российской экономики и может благоприятно сказаться на инвестиционном климате.

Специалист также отметил, «что по сравнению с развитыми странами Россия имеет крайне низкий уровень задолженности. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100% ВВП, то в России долг не выше 25% ВВП».

По данным Банка России, на 1 января 2017 года внешний долг РФ оценивался в $519 млрд. Подавляющая часть – это собственно российские задолженности, примерно миллиард – остаток советских долгов.

1.2. Распределение внешнего долга после распада СССР

Проблемы внешней задолженности остро встали в последние годы существования Советского Союза, в 1987-91гг., когда для насыщения внутреннего потребительского рынка импортными товарами правительство СССР было вынуждено прибегать к массированным внешним займам.

В 70 -е и начале 80-х годов, во время так называемой "нефтяной лихорадки" сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.

Однако к середине 80-х ситуация диаметрально изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.

Наконец, и в Советском Союзе произошли серьезные изменения. Качество отечественных товаров продолжало падать, соответственно изменялся и спрос на них. Необеспеченная денежная эмиссия, которой латались бюджетные дефициты, вызывала подавленную инфляцию спроса и неадекватный рост сбережений, которые, по сути, были отложенным спросом.

Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.

Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долларов. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Таблица 1

Расчетные доли бывших союзных республик в общесоюзных

показателях, %

Республика

Население

Россия 61,3 61,1 78,2 37,7 51,5
Украина 16,4 16,2 12,3 14,1 18,1
Беларусь 4,1 4,1 3,2 3,9 3,6
Казахстан 3,9 4,3 1,3 2,6 5,7
Грузия 1,6 1,6 0,5 1,5 1,9
Кыргызстан 1,0 0,8 0,1 0,9 1,5
Армения 0,9 1,0 0,1 0,7 1,2
Таджикистан 0,8 0,7 0,4 0,5 1,8
Узбекистан 3,3 3,3 1,3 1,7 6,9
Азербайджан 1,6 1,7 0,6 1,2 2,4
Молдова 1,3 1,3 0,4 1,2 1,5
Туркмения 0,7 0,7 0,1 0,4 1,2
Литва 1,4 1,4 0,9 1,4 1,3
Латвия 1,1 1,1 0,4 1,2 0,9
Эстония 0,6 0,7 0,2 0,6 0,5

Примечание: в группу 1 включены страны, подписавшие по состоянию на конец декабря 1991г. оба соглашения – Меморандум (от 28.10.1991г) и Договор (от 04.12.1991г.); в группу 2 – Молдова и Туркмения, подписавшие только Меморандум и Узбекистан и Азербайджан, не подписавшие к тому времени ни одно из данных документов; к группе 3 – страны, не собирающиеся присоединиться к названным документам

Источник: Шохин А.Н. Внешний долг России. М., 1997. С 118.

Первые соглашения о «нулевом варианте» были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном.

В октябре 1992г. на совещании глав СНГ в Бишкеке был принят документ, по существу означающий отказ от многосторонних форм и механизмов управления внешним долгом и активами СССР. В ноябре 1992г. было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о «нулевом варианте» с Арменией, Казахстаном, Молдовой, Таджикистаном и Украиной, которые отличались от соглашений тем, что долги и активы передавались России в управление на неопределенный срок. При этом имелось в виду, что полноценные соглашения будут подписаны позднее.

Переход к новой схеме обслуживания долга СССР позволил в конце 1992г. отказаться от Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов, функции которого стало выполнять российское правительство. Таким образом, в этом период начал зарождаться механизм управления внешним долгом и зарубежными активами в России.

Оценить реальную стоимость государственных финансовых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам так называемой социалистической ориентации очень сложно. Ни для кого не является секретом, что существенная часть этих кредитов выделялась на основе политических решений под поставку спецтехники (попросту говоря – оружия), при этом суммы кредитов фиксировались главным образом в переводных рублях. Отсюда возникает ряд проблем.

Во-первых, поскольку во многих странах-должниках СССР сменились режимы, нужны переговоры, чтобы добиться от новых правительств признания долгов.

Во-вторых, необходимо зафиксировать реальную стоимость долга через согласование валютного курса пересчета сумм задолженности. Конечно, с одной стороны, произошла резкая девальвация рубля и его обесценение в отношении доллара, но с другой стороны, поставлялись реальные товары, при этом, когда речь идет о нефти и другом сырье, по ценам, как правило, ниже мировых. Поэтому вполне обоснованным является требование России использовать официальный валютный курс рубля на момент распада СССР. Этого, конечно, многие наши должники не хотят.