Пенсионное страхование. Пенсионное страхование и обеспечение в рф

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.

Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации определенных прав граждан и иностранцев, проживающих в РФ. Добровольное страхование выступает дополнением к нему.

Причиной такой трактовки договорного управления рисками считается недостаточная эффективность гарантий по обязательному страхованию относительно защиты материальных интересов всех социальных групп населения.

Что это такое

Добровольное пенсионное страхование – это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Основывается на аналогичных с обязательным страхованием принципах. Для проведения добровольного страхования необходимо волеизъявление сторон.

Оно основывается на договоре, согласно которому не государство устанавливает размер и порядок начисления страховых взносов, а сам заинтересованный в получении достойной пенсии гражданин.

Добровольное страхование выступает дополнением к . Накоплением денежных средств занимаются различные финансовые и страховые компании. Внебюджетные фонды к формированию средств не имеют отношения.

Добровольное страхование является гарантией достойного материального обеспечения работника в старости. Установленный минимальный размер пенсии не позволяет полноценно жить и удовлетворять потребности человеку пенсионного возраста.

В этом правиле есть исключения, но встречаются они редко. Именно поэтому как дополнение к обязательному страхованию было создано добровольное пенсионное страхование.

Выплаты по данному виду страхования гарантируют застрахованному достойный доход в старости, независимо от размера начисленной трудовой пенсии. Метод объединения двух видов страхования широко применяется в США, Британии, Франции, Канаде и Германии.

Поэтому пенсионный период работников в этих странах является предметом для мечтаний всех трудящихся РФ. За счет средств, накопленных по добровольному страхованию, западноевропейские и американские пенсионеры живут в достатке и активно путешествуют по миру.

Добровольное пенсионное страхование дарит каждому работнику альтернативу. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя страховщика с самыми оптимальными тарифами и условиями страхования.

Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

Функции

Схема: функции добровольного пенсионного страхования.

Накопление пенсионных средств осуществляется за счет взносов, которые застрахованный вносит по договору добровольного страхования.

На основании выплаченных за установленный период взносов формируется сумма страховых выплат при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста). Ее называют дополнительной пенсией.

Страховщики по договору следят за полным и своевременным исполнением обязательств относительно выплат взносов второй стороны.

За невыполнение условий страхового соглашения предусмотрена обоюдная гражданско-правовая ответственность. При наступлении страхового случая, предусмотренного договором, страховщик обязан открыть выплату дополнительных пенсий.

Кто является субъектами

Страховщиками по такому виду страхования выступают:

  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

НПФ – это некоммерческие организации целью деятельности которых является организация добровольного страхования и негосударственное обеспечение участников фонда ( ФЗ №75).

Участником НПФ может стать любое физ. лицо, независимо от гражданства. Вкладчик в данных правоотношениях выступает страхователем. Именно им считается лицо, которое выплачивает страховые взносы в пользу частника или пенсионера фонда.

Вкладчиками могут быть:

  • физ. лицо (гражданин России или иного государства);
  • иностранное или зарегистрированное в РФ юр. лицо;
  • органы исполнительной власти.

Участником и пенсионером физ. лицо может считаться в нескольких фондовых организациях. Но это правило не распространяется на вкладчиков.

Договор добровольного пенсионного страхования

Это соглашение между НПФ, страховой компанией и страхователем в пользу участника, согласно которому страховщик обязуется при наступлении пенсионного срока выплачивать дополнительные денежные средства, сформированные в процессе выплаты страховых взносов.

Если выгодоприобретателем по договору выступает персонально физ. лицо, которое заключило соглашение в свою пользу, то могут проводиться следующие выплаты:

  • пенсии;
  • единовременные пенсионные пособия;
  • выкупные суммы.

При расторжении соглашения третьи лица не могут претендовать на получение отступного вознаграждения.

Относительно этих субъектов установлено только два вида выплат: пенсии и единовременные пенсионные пособия. Пенсионный контракт со страховщиком может быть заключен как юридическим, так и физ. лицом.

Юридическое лицо не имеет права заключать договор в свою пользу. Выгодоприобретателем должен быть участник фонда, пенсионер или иные третьи лица.

НПФ при заключении соглашения, так же как и страховые компании, вправе использовать типовые формы, которые установлены для подобных документов.

Для договора добровольного пенсионного страхования установлена обязательная письменная форма.

Реквизиты документа следующие:

  • информация о сторонах договора;
  • предмет;
  • информацию о третьих лицах выгодоприобретателях;
  • номер, специальные данные и название схемы;
  • субъективный комплекс сторон;
  • регламент выплаты страховых взносов;
  • информация об ответственности сторон;
  • срок действия договора;
  • порядок и условия для прекращения или расторжения соглашения;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты или паспортные данные вкладчика.

По договору добровольного пенсионного страхования перед страховщиком существует два основных обязательства:

  • накопление денежных сумм относительно вкладчика;
  • выплата пенсий и иных денежных вознаграждений относительно пенсионеров и участников фонда.

Моментом возникновения обязательств является день внесения первого страхового взноса. Договор прекращается, если обязательства двух сторон выполнены или при наступлении других причин, достаточных для прекращения или расторжения соглашения.

Условием возникновения обязательств у страховщика выступает надлежаще оформленный пенсионный договор.

Накопительным периодом, установленным в соглашении, считается временной интервал между возникновением обязательств и полным их выполнением.

Накопительные обязательства по договору подлежат исполнению по месту нахождения страховщика. Основным обязательством НПФ или страховой компании является выплата дополнительной пенсии.

Действие пенсионного договора прекращается:

  • при полном выполнении обязательств страховщика перед вкладчиком и участником;
  • при расторжении соглашения;
  • в связи со смертью участника или пенсионера, а также при признании его безвестно отсутствующим или умершим;
  • в связи с ликвидацией юр. лица, выступавшего вкладчиком;
  • при наступлении определенного соглашением форс-мажора.

Пенсионное соглашение расторгается:

  • по договоренности сторон;
  • при переходе вкладчика в другой фонд по его требованию;
  • при нарушении вкладчиком установленного порядка выплаты страховых взносов (одностороннее расторжение);
  • при нарушении условий договора одной из сторон в судебном порядке.

При заключении соглашения вкладчиком в свою пользу он имеет право требовать расторжения договора в любую минуту. Договор прекращается не ранее, чем через 3 месяца после подачи вкладчиком заявления о расторжении.

Условия пенсионного соглашения могут быть изменены по инициативе страхователей или застрахованных лиц. Вкладчики и пенсионеры могут в любой момент обратиться с требованием об изменении положений пенсионного соглашения.

Страхователь по договору вправе провести замену участников или пенсионеров в двух случаях:

  • до выплаты первого взноса;
  • до получения участником или застрахованным первой дополнительной пенсии.

Страхователи и застрахованные лица вправе провести замену пенсионной схемы, выбрано при заключении договора. Контракт, заключенный в пользу вкладчика, дает преимущественное право последнему на изменение пенсионной схемы в любой момент.

Отличия от обязательного

Существует ряд следующих отличий ДПС от обязательного страхования:

  • первое гарантируется договором, а второе государством;
  • первое требует волеизъявления сторон, второе – проводится в обязательном порядке;
  • добровольное страхование позволяет на усмотрение страхователя выбирать тарифы и порядок выплаты взносов; тарифы и база налогообложения по обязательному страхованию устанавливаются действующим законодательством;
  • страхователь по договору добровольного страхования самостоятельно выбирает организацию, которая будет накапливать его пенсионные средства; взносы по обязательному страхованию выплачиваются в ряд определенных внебюджетных фондов;
  • бюджет НПФ формируется за счет доходов от инвестиционной деятельности и вкладов любых юридических и физических лиц; бюджет государственных фондов обязательного страхования создается за счет взносов работодателей, а также лиц, занимающихся определенными видами деятельности;
  • в добровольном страховании более важным понятием является схема страхования, в то время когда в обязательном основными показателями выступают тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

В пенсионной сфере добровольное страхование выступает дополнением к обязательному. Именно поэтому основные выплаты по страховому договору именуются дополнительной пенсией.

Какие бывают программы

Программы добровольного пенсионного страхования разрабатываются НПФ и страховыми компаниями для привлечения вкладчиков и инвестиционного капитала. Существуют корпоративные и индивидуальные программы.

Корпоративные функционируют на основе следующей организационной схемы:

  1. Вкладчик.
  2. Страховщик (фонд, компания).
  3. Участник, пенсионер.

Пенсионные схемы программ могут быть двух видов:

  • с договорными взносами;
  • с установленными выплатами.

Существует также 4 вида базовых схем добровольного пенсионного страхования:

  • с договорными взносами;
  • пожизненная;
  • срочная;
  • с договорными выплатами.

НПФ может предложить вкладчику пенсионную программу, согласно которой размер пенсии рассчитывается по:

  • разряду работника;
  • сумме пенсионных накоплений;
  • пропорциональному внесению взносов.

Добровольное пенсионное страхование является дополнением к обязательному. Этот вид страхования выступает гарантией обеспеченной старости работника, независимо от бюджетной политики государства или экономической стабильности в обществе.

Видео: Преимущества негосударственных пенсионных фондов

Все мы стареем. Правда, кто-то думает, что старость еще очень далеко, а кто-то напротив, стоит на пороге пенсионного возраста. Так или иначе, но каждому из нас рано или поздно предстоит столкнуться с вопросами о пенсионном страховании. Необходимо, чтобы каждый будущий пенсионер был максимально грамотным в этом вопросе. Вы должны понимать, что относится к пенсионному обеспечению, на какую пенсию может рассчитывать, а также быть в курсе всех своих прав и обязанностей в рамках сферы. В статье мы уделим внимание понятию обязательного пенсионного страхования, узнаем основные нюансы оформления, а также другие проблемные вопросы, с которыми придется столкнуться будущим пенсионерам в Российской Федерации. Обо всём этом читайте ниже.

Что из себя представляет обязательное пенсионное страхование, каковы его цели и функции?

В первую очередь уделяем свое внимание расшифровке понятия обязательного пенсионного страхования. Как правило, под этим термином понимается система, благодаря которой государственные органы формируют определённый источник, из которого и финансируются все пенсии граждан. Лица, которые имеют право на получение обязательного пенсионного страхования тоже имеют свое установленное законом название. Их называют застрахованными лицами.
В ситуации, когда наступает непосредственный страховой случай, пенсионный фонд должен выплатить таким застрахованным лицам пенсию.

Основной функцией пенсионного страхования является обеспечение граждан необходимыми денежными средствами по факту выхода на пенсию. Цель у данной системы также проста. Каждый работающий пенсионер, с заработной платы которого отчисляли страховые взносы, имеет полное право на получение денежных средств, и за этим тщательно наблюдает Пенсионный фонд Российской Федерации. Сама система обязательного пенсионного страхования задумывалась как мера, которая позволит пенсионерам получать доход даже по факту окончания своей трудовой деятельности.

Еще одна цель Пенсионного фонда нашей страны — это структурировать данные о пенсионерах. Получая данные о платежах, сотрудники пенсионного фонда ведут дела, заполняют сложные таблицы и ведут иные расчеты. Все эти действия направлены на ведение статистики и работу органа в соответствующем режиме.

Пенсионный фонд хочет спрогнозировать суммы и бюджет, поэтому это еще одна очень важная цель.

ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании

Главой Российской Федерации в 2002 году был принят федеральный закон номер 167, который полностью освещает вопросы обязательного пенсионного страхования и связанных нюансов. Благодаря этому нормативно-правовому акту и запустился процесс формирования абсолютно новой, ни на что непохожей пенсионной системы Российской Федерации.

С 2002 года пенсионная система Российской Федерации испытывала на себе массу изменений. Сам бюджет пенсионного фонда Российской Федерации теперь пополняется за счет средств, которые в рамках страховых взносов отчисляет работодатель.

Все отчисления распределяются, а затем, учитываются на личном счете человека. Также, благодаря этому федеральному закону появилось такое понятие, как «накопительный элемент». Именно на этом этапе и случаются новые преобразования, а также доработки, которые позволят системе обязательного пенсионного страхования работать, как часы.

После того как Федеральный закон 167 был принят, все граждане Российской Федерации стали застрахованными лицами. Кроме того, в рамках пенсионного фонда Российской Федерации на каждого застрахованного гражданина заводится свое личное дело. Именно в этом личном деле фиксируются ежемесячные отчисления от заработной платы. Все эти выплаты суммарно будут составлять будущую пенсию работника.

Субъекты ОПС, их права и обязанности

Поговорим о субъектах обязательного пенсионного страхования. К субъектам относятся застрахованные лица, сами страхователи, а также страховщики. Начнем по порядку.

  1. Застрахованные лица — это лица, которые являются гражданами Российской Федерации. При этом они проживают на постоянной основе на территории страны. Также к застрахованным лицам можно отнести и иностранцев. Однако эти люди должны являться резидентами Российской Федерации, а также осуществлять трудовую деятельность на основании трудового договора. Также представители этой группы лиц должны получить или встать в очередь за получением вида на жительство. Основным подтверждением факта того, что лицо застраховано в системе обязательного пенсионного страхования является наличие определенного документа. Этот документ именуется СНИЛСом. Это свидетельство выдается лицу при обращении в Пенсионный фонд. Получить СНИЛС можно не только при устройстве на работу, но даже будучи несовершеннолетним.
  2. Следующими субъектами является страхователи. Это ключевые участники системы. Без них само по себе обязательное пенсионное страхование попросту невозможно. Именно страхователи ежемесячно отчисляют в Пенсионный фонд взносы, которые позволят в будущем обеспечить пенсию работников. По сути, это работодатели, которые следят за страховыми отчислениями, ежемесячно переводя их на определенный расчётный счёт. Как вы знаете, на страховую пенсию отчисляется ровно 16% взносов. Поэтому работодатели несут на себе ещё и бремя ответственности того, чтобы каждое отчисление было правильно высчитано.
  3. Третий субъект подобных правоотношений — это страховщики. На сегодняшний день официальный страховщик в Российской Федерации один — это пенсионный фонд. Однако если вы предпочитали негосударственные пенсионные фонды, ваш страховщик существенно отличается от того, которого мы обсуждаем в рамках данной статьи. Потребуется рассмотрение иных положений. Именно пенсионный фонд управляет всеми средствами на территории Российской Федерации. Страховщики ведут учет полученных взносов, распределяют их, дают распоряжение об отчислениях.

Содержание договора о пенсионном страховании по состоянию на 2018 год

Договор на обязательное пенсионное страхование - это акт, благодаря которому и осуществляется взаимодействие застрахованного человека и пенсионного фонда. При этом, посредником в данной ситуации выступает работодатель. Вам необходимо ознакомиться с пунктами договора об обязательном пенсионном страховании между пенсионным фондом и лицом.

  1. В первом пункте прописываются все общие положения. Как правило, это данные из паспорта, а также реквизиты.
  2. Указывается предмет договора, а именно, получение страховых взносов.
  3. Прописываются права и обязанности как пенсионного фонда Российской Федерации, так и гражданина.
  4. Указывается учёт и процедура инвестирования средств и накоплений застрахованного лица.
  5. Устанавливается порядок и очередность выплат пенсии.
  6. Прописываются меры ответственности сторон.
  7. Также, прописываются санкции, которые подразумевают наказание за неисполнение пунктов договора для каждой из сторон.
  8. Указывается порядок прекращения договорных отношений, а также внесение изменений в них.
  9. Устанавливается срок действия акта.
  10. Если у сторон есть дополнительные требования к друг другу, они также указываются.
  11. Ставятся реквизиты документа, подписи сторон, а главное, печать пенсионного фонда.

Следует напомнить вам, что данный акт должен в обязательном порядке быть составлен на белом чистом листе формата А4. Кроме того, необходимо помнить, что данный документ должен быть написан только на компьютере печатным шрифтом. В случае, если по каким-либо причинам у вас нет возможности напечатать документ, вы должны написать его от руки понятным почерком без допуска ошибок. Только в таком случае документ действительно будет принят. Используйте только синюю или черную пасту. Не отклоняйтесь от пунктов бланка. Заранее убедитесь, что ваш почерк читаем и ни в коем случае не мельчите.

Система индивидуального формирования размера пенсии

На сегодняшний день действует реформа о системе индивидуального формирования размера пенсии. В соответствии с новыми принципами накопительной системы, формироваться индивидуальный пенсионный капитал начнет с 2019 года. Однако условием является положительное рассмотрение документов законопроекта.

Также некоторые пенсионные выплаты могут быть очень гибкими и доступные возможности будут зависеть от объема накопленных средств. Поэтому для некоторых граждан появится возможность досрочного получения пенсионных накоплений.
Однако в каком порядке они будут выдаваться пока неизвестно.

Основная разница между существующей накопительной системой и новой состоит в следующем. Теперь денежные средства будут формироваться за счет доп взносов самих граждан, а также благодаря обязательному взносу, который составит 22%. Накопительные средства станут сразу же собственностью граждан. Применение такой системы позволит гражданам получать в различные налоговые льготы и иные преимущества.

Кроме того, подобные системы положительно скажутся на работе экономики Российской Федерации.

Тарифы и способы оплаты страховых взносов

Рассмотрим основную применимую таблицу ставок, которая была актуальна ещё в 2017 году, но при этом, сохраняет свою актуальность и по сегодняшний день.

  • В 2017 году руководители организаций платили взносы по общему тарифу 30% .
  • При этом, на социальное страхование уходило около 2,9%.
  • На пенсионное страхование 22%.
  • А вот на медстрахование уходило 5,1%.

Работодатель может рассчитывать на пониженные взносы, однако если сумма взносов превысит установленную величину предельной базы. На сегодняшний день в рамках 2018 года рассматриваются и другие суммы и тарифы страховых взносов. Однако, решение об их принятии ещё не оглашено. Как правило, решение может быть принято в апреле текущего года.

Конкретные изменения 2018 года в сравнении с предыдущим периодом

Система обязательного страхования в Пенсионной сфере меняется практически ежегодно. Рассмотрим, какие же изменения претерпела эта сфера в 2018 году.

Так, 7 июня 2017 года в законную силу вступил федеральный закон номер 114, который вносил изменения в статью 33 ФЗ «об обязательном пенсионном страховании». В данной норме были пересмотрены тарифы страхового взноса, а также процентные ставки.

По факту наступления 2018 года для страхователей, которые были упомянуты в четвёртом и пятом пункте закона, применяется тариф страхового взноса 13,6%. Также, уже в 2019 году для страхователей, которые указаны в пунктах выше, будет применён тариф 20%.

В течение промежутка времени с 2018 по 2023 год для страхователей, которые указаны в пункте 6 закона, будет применён тариф страхового взноса 8%. Данный закон вступил в свою силу уже 1 января 2018 года.
Подробнее ознакомиться с таблицами вы можете в интернете. Однако, более детально и по факту этот нормативно-правовой акт вам разъяснит сотрудник пенсионного фонда. Вполне вероятно, что вы запутаетесь в данных таблицах, в результате чего посчитаете свою будущую пенсию неправильно.

Формирование и размер бюджета ПФР

В 2017 году прогнозировалось, что расход средств пенсионного фонда будет происходить на основании увеличения количества пенсионеров, при этом, число трудящихся граждан будет стремительно уменьшаться.

Основываясь на данных положениях, Министерством труда был опубликован проект бюджета, который охватывал 2018-2019 годы. Доход в бюджет составит около 8,23 триллион руб. А вот расходы будут равны 8,5 млрд. В соответствии с содержанием этого проекта, дефицит бюджета может составить 181,7 млрд руб.

Однако затем прогнозы стали ещё более заоблачными. Объем расходов составит 8,36 триллионов рублей, а вот объем расходов 8,58 триллионов. При этом дефицит увеличится до 220 млрд руб.

Однако глава пенсионного фонда заверил всех, что пенсионные выплаты будут индексироваться только соразмерно росту потребительских цен. Однако в случае, если цены резко возрастут, а пенсионный бюджет не сможет позволить себе подобного увеличения, есть основания полагать, что вероятнее всего, пенсии лишь увеличатся на определенный процент.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста или инвалидность) Пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

Застрахованные лица

Застрахованные лица - это граждане Российской федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

  • работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера;
  • самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, фермеры);
  • работающие за пределами РФ и уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Подтверждением того, что человек является застрахованным лицом в системе ОПС, является свидетельство обязательного пенсионного страхования - в нем указаны его персональные данные и страховой номер индивидуального пенсионного счета в ПРФ (СНИЛС). Страховое свидетельство выдается при обращении в Пенсионный фонд или при первом устройстве на работу.

По данным ПФР более 100 миллионов человек являются участниками системы ОПС - застрахованными лицами.

Страхователи

Ключевыми участниками системы обязательного пенсионного страхования являются работодатели застрахованных лиц - страхователи. Страхователи ежемесячно уплачивают в Пенсионный фонд России страховые взносы на будущее пенсионное обеспечение своих работников. У каждого застрахованного лица есть индивидуальный счет в ПФР, на котором фиксируются страховые взносы. Размер страховых взносов - 22% от годового фонда оплаты труда в пределах 1 021 000 рублей (в 2018 году). С величины, превышающей этот размер, страхователи уплачивают взносы по тарифу 10%.

По умолчанию страховые взносы направляются на формирование двух видов пенсий: 6% взносов - на накопительную пенсию , 16% взносов - на страховую пенсию . Застрахованные лица могут отказаться от формирования накопительной пенсии и направлять все взносы на формирование страховой пенсии.

Страховщики

Главным администратором (страховщиком) в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд России. Он управляет пенсионными средствами в системе ОПС. Наряду с ПФР страховщиком может быть негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или Управляющая компания, но только по формированию накопительной пенсии. Страховщики аккумулируют страховые взносы застрахованных лиц и через управляющие компании инвестируют их.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система, с помощью которой государство формирует источник финансирования пенсий граждан. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении пенсионных оснований Пенсионный Фонд России или негосударственный пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.

Работодатель за счёт своих средств перечисляет в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы – 22% от заработной платы работника. До 2014-го года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%), с 2014-го года отчисления на накопительную пенсию «заморожены», и все 22% формируют страховую пенсию.

Накопительная пенсия
формируется сразу в рублях, ей можно управлять и получать инвестиционный доход.

Страховая пенсия
формируется в баллах, которые при выходе на пенсию будут переведены в денежный эквивалент.

Управлять можно только пенсионными накоплениями - той суммой, которая накоплена до «заморозки»: оставить в ПФР или перевести свои пенсионные накопления в Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ). Переход может быть срочным или досрочным.

Реализуя своё право выбора страховщика по ОПС, заключить договор об обязательном пенсионном страховании с АО «НПФ Согласие» могут:

  • граждане 1967-го года рождения и моложе, воспользовавшиеся до 31 декабря 2015-го года правом выбора в пользу сохранения отчислений в накопительную пенсию, но желающие изменить страховщика (негосударственный пенсионный фонд или ПФР);
  • граждане, отказавшиеся от формирования накопительной пенсии за счёт отчислений работодателя («молчуны»), или осознанно выбравшие вариант формирования только страховой пенсии, но при этом сохранившие пенсионные накопления, которые формировались на их пенсионных счетах в ПФР до 31 декабря 2015-го года.

Калькулятор по обязательному пенсионному страхованию

Пенсионный калькулятор

Мой возраст:

Размер моей заработной платы:

Мои пенсионные накопления до 31.12.2015:

Предварительная сумма ежемесячных пенсионных выплат составит:

14281.253 руб.

1181.253 руб.

Пенсия в АО «НПФ Согласие»

13800 руб.

Пенсия в ПФР

В калькуляторе заложена доходность 9,4% годовых. Калькулятор позволяет произвести ориентировочный расчет накопительной пенсии и суммы пенсионных накоплений. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем, государство не гарантирует доходности инвестирования пенсионных накоплений. Расчет не является публичной офертой.

* средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году. По данным с сайта ПФР: http://www.pfrf.ru/branches/tula/news/~2017/12/18/149482

Уважаемые Клиенты!

Обращаем ваше внимание, что дополнительные взносы на накопительную пенсию перечисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации вне зависимости от того, у какого страховщика формируется ваша накопительная пенсия.

Далее Пенсионный Фонд Российской Федерации самостоятельно передает эти взносы в тот негосударственный пенсионный фонд, где формируются пенсионные накопления застрахованного лица. То есть, если вы являетесь клиентом АО «НПФ Согласие» и участвуете в программе государственного софинансирования пенсии, то для пополнения личных взносов возможны следующие варианты:

1. С использованием услуг любой кредитной организации (банка):
Бланк платёжной квитанции с необходимыми реквизитами можно получить в Пенсионном фонде Российской Федерации по месту вашего жительства или сформировать на сайте Пенсионного Фонда РФ по ссылке: Бланки платёжной квитанции

2. Через своего работодателя:
Для этого необходимо подать в бухгалтерию вашей организации заявление в произвольной форме, в котором следует указать размер ежемесячного взноса по Программе государственного софинансирования пенсии в денежном или в процентном выражении от заработной платы. Для отмены платежей по поданному заявлению, с целью прекращения уплаты взносов через работодателя или необходимости изменения размера взносов, вам также следует подать новое заявление в бухгалтерию вашей организации.