Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть? Государственные и муниципальные финансы.


Государственные и муниципальные финансы – являются центральным звеном финансов, системы государства, их функционирования направлено на достижение общих целей развития социально-ориентированной экономики. Цель - достижение сбалансированности и независимости.

Сущность финансов – закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно - денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем об-ва природой и функциями государства.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечение условий расширенного воспроизводстваФункции финансов: 1) распределительная - основные доходы формируются при распределении нац. дохода среди участников материального производства

(з/плата рабочих, служащих, занятых в сфере материального производства и доходы предприятий сферы материального производства) 2) контрольная- проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондами расходование от целевого назначения

3) регулирующая - связана с вмешательством гос-ва через финансы (гос.расходы, налоги, гос.кредит)

Планирование – распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте, исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределения между Федеральным бюджетом, Бюджетом субъектов и местного самоуправления.

Функции организации – бюджетное устройство, бюджетную классификацию, составление, утверждение и исполнение бюджета. Разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе.

Функции стимулирования – основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

Функции контроля – означает содействие реализации поставленных целей. Выработка норм и нормативов, являющихся эталоном. Контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях народного хозяйства.

Важнейшая функция – перераспределение денежных ресурсов в соответствии потребности экономики и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Финансовая система состоит из: гос.бюджета, внебюджетныхфондов, гос.кредита, фондов страхования, фондового рынка, фонды предприятий(главный)

Характеристика звеньев:

Государственный бюджет: централизованный фонд финансов, ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды: относятся к федеральной собственности и имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Государственные социальные внебюджетные фонды – формируются за счет обязательных платежей для реализации конституционных прав граждан. (Пенсионный фонд; Фонд социального страхования; Фонд медицинского страхования).

Экономические внебюджетные фонды – Федеральный и территориальный дорожные фонды, экологический федеральный фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью. Межотраслевого и отраслевого значенияфинансовая поддержка конкретных проектов, институтов, развития и стимулирования производства.

Госкредит - отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-ва временно – свободных денежных средств предприятий, организаций, населения.

Финансы предприятий и организаций представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием и использованием денежных доходов, накоплений, фондом денежных средств. Главное базовое место финансов предприятий в образовании наибольшей части доходов бюджета и внебюджетных фондов. С помощью распределительной функции финансы предприятия формируются их фонды, доходы и накопления, а так же временно свободные денежные средства, которые перераспределяются на финансовом рынке.

2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ

ИНСТИТУТЫ

Бюджетными полномочиями в РФ обладают: финансовые органы, органы денежно – кредитного регулирования, государственного и финансового контроля. (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, финансовые службы предприятий, а так же Президент и Гос. Дума).

Управление финансами – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Деятельность, связанная с проведением общей фин. политики, фин. планирования, координации фин. ресурсов

В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления. Объекты - гос.и мун. финансы, финансы предприятий, страхование. Субъект – совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, относятся: министерство финансов, министерство по налогам и сборам, фин.службы предприятий.

Функции: 1) планирование (определение объемов и источников фин.ресурсов, рац. распределение, концентрация ден.средств на приоритет направляемых на развитие народного хоз-ва. 2) оперативное управление- комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативн. анализа фин. ситуации с целью получения макс. эффекта при минимуме затрат. 3) контроль

Задачи министерств: 1) разработка и реализация стратег. направлений единой гос.фин. политики; 2)составление проекта и использование фед. Бюджета; 3) обеспечение устойчивости гос. финансов; 4) концентрация фин ресурсов на приоритет направляемых на развитие народного хоз-ва; 5)осуществление фин контроля за рац и целевым расходованием бюджетных средств; 6) мероприятия в области гос кредитов, управление гос.долгом.

Финансовый контроль (казначейства)- проявление контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность спец.органов или специалистов по проверке законности совершения фин операций.

Казначейская система исполнения бюджета:

Федеральный бюджет

Главное управление ОПЕРУ

Федерального Казначейства ЦБ РФ


Территориальное отделение РКЦ. Коммерческий банк

Федерального Казначейства

Бюджетополучатель


Главные задачи: Организация, осуществление и контроль за исполнением, управление за доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единство кассы.

Функции: Организация бюджетного и финансового исполнения Федерального бюджета, исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов. Доведение до территориальных органов Федерального казначейства ассигнований из Федерального бюджета.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых Федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принимаемыми решения. Так же передаются материальные и финансовые ресурсы для осуществления государственных полномочий.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ – организации, которые принимают вклады и дают привлечь деньги в долг либо инвестируют их в иных формах (банки, инвестиц фонды страховые компании).

2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТЫ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность Федерального бюджета - бюджетов субъектов РФ(89), Бюджеты республик (21), Бюджеты краевые (6), Бюджеты областные (49), Бюджеты автономные (10), Городские бюджеты городов Москва и С-Петербург;

местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права.

Гос.бюджет - основной фин. план страны, который обеспечивает образование, распределение, использование центрального фонда денежных средств как обязательное условие функционирования государства.

Гос.бюджет - основной фин.план гос-ва на текущий год, имеет силу закона.это - центр федеральных денежных средств - орудие перераспределения национального дохода. Государственный бюджет рассматривается с 3-х сторон: это

1). Финансовый план состоящий из доходной и расходной частей и утверждаемы законодательно или решением местного органа власти.

2). Централизованный фонд денежных средств

3). Финансовая категория, выражающая финансовые отношения по поводу формирования распределения и использования бюджетного фонда денежных средств. В бюджетном кодексе определение: бюджет-это форма образования доходов и расходов центр-го фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства или органов МСУ.

Функции: с помощью бюджета осуществляется перераспределение ВВП. гос. стимулирование, регулирование экономики, финансирование соц.экономики, поддержка семей с низкими доходами, обеспечение органов гос.управления возможности выполнения своих функций (оказание нерыночных услуг населению, т.к.частный капитал не в состоянии решать промблемы социально-экономического характера).

Рассматриваем 2 основные функции бюджета

(их может быть более 50, те же функции, что и у сущности)

I. Распределительные функции

II. Контрольные - с помощью распределительной функции осуществляется распределение и перераспределение бюджетных средств между:

а) налоги могут собираться в одном месте, а затем оказаться в другом

б) между производственной и непроизводственной сферами (оборонной, управлением и т.д.)

в) между хозяйственными субъектами

г) между населениями

С помощью контрольной функции осуществляется проверка:

а) полноты и своевременности формирования бюджета

б) обоснованности направлений расходов бюджетных средств

в) проверка целевого использования

Гос.бюджет в соответствии с федеральным устройством России формируется на уровне РФ и субъектов РФ, а местные бюджеты формируются на уровне районов, городов и др. адм.- территориальныхных образований.

Гос.внебюджетный фонд - центральный фонд денежных средств, образуемый вне федер.бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, соцстрахование, соц.обеспечение, охрану здоровья и мед.помощь.

Принципы бюдж. устройства:

1). единство бюдж.системы - един-ство бюдж.документации, правовой базы, денежной системы, санкций за нарушения бюдж. законодательства, налоговой политики, ведения бухгалтерского учета фед.бюджета.

2). самостоятельность бюджетов-

а) бюджет принимают соответствующие органы представительной власти, а исполнение осуществляется органами исполнительной власти.

б) законодательное закрепление регулирующих законов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов.

в) наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня.

г) право органов гос.власти и органов МСУ самостоятельно определять направления расходования средств. недопустимость изъятия доходов дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов.

3). Гласность - рассмотрение и утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета всех уровней осуществляется гласно,т.е.публикование в открытой печати и открытость процедур рассмотрения и принятия.

4). разграничение доходов и расходов между уровнями бюдж.системы.

5). полнота отражения доходов и расходов бюдж.,а также гос. внебюдж. фондов

6). сбалансированность бюджетов.

7). эффективность и экономичность использования бюдж.средств, общее или совокупное покрытие расходов бюджетов. достоверность бюджетов.

8). адресность и целевой характер использования бюдж. средств.

Справка: ВВП - это важн. показатель совокупной стоимости конечного продукта в рыночных ценах, созданного в течение года в стране с использованием факторов производства.) (Рыночная цена-цена под воздействием спроса и предложения.)

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Они формируются на налоговой и неналоговой основе за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Доходы Федерального бюджета : собственные налоговые (кроме передаваемых бюджетом других уровней) и неналоговых доходов; субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования, и другие безвозмездные перечисления.

Доходы субъектов РФ: собственных и регулируемых налоговых доходов, кроме передаваемых в местные бюджеты. Полностью от использования имущества, находящегося в собственности субъектов, платные услуги органов государственной власти, и др., согласно нормативам Федеральных Законов и законов субъектов.

Доходы местных бюджетов: налоги местных бюджетов, доходы от имущества муниципального, платные услуги местных органов и др. установленные законодательством, Федеральным законом и областным, правовыми актами органа самоуправления.

Расходы бюджетов : - процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней. Бюджет системы расходов производится по согласованию соответствующих органов РФ, субъектов РФ и утверждается законом. Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Расходы Федерального бюджета: Обеспечение деятельности Президента, Федерального собрания, счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти, федеральной судебной системы, международная деятельность, обороны, государственная безопасность, госуд. пенсии, пособия, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, ликвидация чрезвычайных ситуаций, атомная энергетика.

Расходы субъектов: функционирование органов законодательства, представительной и исполнительной власти, обслуживание и погашение государственного долга, проведение выборов, обеспечение региональных целевых программ, формирование государственной собственности, деятельность средств СМИ.

Расходы местных бюджетов : создание органов местного самоуправления, содержание и развитие учреждений: образования, здравоохранения, культуры, спорта, СМИ, охраны общественного порядка, ЖКХ, благоустройство муниципального транспорта, охраны окружающей среды, прочие вопросы местного значения.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами – дефицит, доходов над расходами – профицит.

Дефицит гос. Бюджета – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляется и утверждается без профицита. Если в процессе формирования проекта бюджета обнаружен профицит, осуществляется его сокращение в последовательности:

1. Сокращение привлеченных доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, в федеральный бюджет – привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов.

3. Увеличивают расходы бюджета.

Бюджет может быть принят с дефицитом в субъектах не более 15% объема дохода, местный – 10% объема дохода.

Источники дефицита федерального бюджета : внутренние – кредиты, государственные займы, ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Внешние – государственные займы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг, кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм.

Источники дефицита субъектов РФ : внутренние – государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта, ссуды от других уровней бюджетной системы, кредиты от кредитных организаций.

Источники дефицита местных бюджетов: муниципальные займы, бюджетные ссуды, кредиты.

Налог – это обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных образований.

Налоговая система 3 уровня: федеральные налоги и сборы, субъектов и местные.

Федеральные налоги: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг), налог на прибыль, на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, госпошлина, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, таможенные, пользование недрами, объектами животного мира.

Региональные налоги: налог на имущество, недвижимость, дорожный, транспортный, с продаж, на игорный бизнес, лицензионный.

Местные налоги: вводимые в действие правовыми актами, представителями органа муниципального образования. А так же: земельный налог, налог на имущество физических лиц, рекламу, наследование или дарение.

Межбюджетные отношения – представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти, органов субъектов, местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдение прав, обязанностей и ответственности, утверждение и исполнение бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на бюджетном федерализме:

1. Распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням.

2. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципального образования.

3. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности.

4. Равенство всех бюджетов во взаимоотношении с федеральн.бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношении с бюджетом субъектов.

2.4. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и управления, а так же органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, а так же по их исполнению и контролю.

Основным документом, регламентирующим порядок бюджетного процесса, является Бюджетный кодекс.

Бюджетный процесс состоит из 4 этапов : составления проекта бюджета, рассмотрение, утверждение, исполнение и контроль.

Проекты бюджетов составляют: Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ; финансовые органы муниципальных образований на основе прогнозов социально-экономического развития и сводных финансовых балансов. Утверждают законодательные органы. ФБ составляет проект не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года; не позднее марта финансового года - в Федеральное собрание РФ, затем направляет бюджетное послание Президенту. Проект Федерального бюджета составляется в 3 этапа:

1. Составляет Министерство Финансов основные показатели и расходы бюджета, в 2-х недельный срок направляется в федеральные органы исполнительной власти для распределения конкретным получателем и уведомляет о методике формирования межбюджетных отношений.

2. Федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объмы по полученным бюджетным средствам до 15 июля.

3. Правительство РФ рассматривает и принимает проект для внесения его на рассмотрения в Гос. Думу. Если не соответствует Бюджетному Кодексу, то отправляется на доработку – срок 10 дней. Гос. Дума рассматривает в 4-х чтениях. Дольше на совет федерации и направляется Президенту. Принят, если голосуют «За» 2/3 депутатов.

Экономическая основа бюджетного процесса – чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю бюджетных средств устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, в зависимости от цели их функционирования.

В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершении разрешительной подписи на осуществление расходов, в рамках выделенных лимитов, осуществление платежей от имени получателя средств Федеральных бюджетов возлагаются на Федеральное казначейство.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Уставом. В качестве составной части местных бюджетов предусмотрены сметы доходов и расходов населенных пунктов. Порядок разработки утверждения и исполнения смет определяет органы местного самоуправления.

К местным бюджетам относятся районные, городские, сельские и поселковые бюджеты. Они осуществляют важную роль в процессе экономического развития муниципальных образований, обеспечивая финансирование образования, здравоохранения, социальные потребности.

Представительные органы МСУ самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в МО в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными ФЗ и законами субъекта РФ.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осущ-ся в соответ-ии с бюдж.квалификацией. В соответствии с бюдж.кодексом составлению бюджета МО предшествует разработка прогноза социально-экономического развития тер-рии и подготовка сводных фин.балансов.

Местный бюджет- это план финансовой деятельности органов МСУ на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

М.бюд.- формирование, утверждение, исполнение осуществляют органы МСУ. (еще в вопр.№38).М.бюд. не относится к системе Гос.финансов,т.к.согласно Конституции МСУ не входит в систему органов фин. власти.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого фин.года, расходование фин.средств МО до утверждения мест.бюджета производится по соответствующим статьям мест.бюджета истекшего года ежемесячно в размере 1/12 суммы произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Контроль за исполнением мест.бюджетов осущ-ся представительными органами МСУ. Составление бюджета начинается с планирования расходов :

На решение вопросов местного значения

На фин-ние отраслей городского хоз-ва

На обслуживание и погашение долга по муниц.займам и по ссудам

На ассигнования для страхования мун.служащих,объектов муниц.собственности и др.

Для покрытия необходимых расходов местных бюджетов

определяется доходная часть -

Собственные доходы-налоги

Поступления от регулирующих доходов- это федеральные или террит-ные платежи: (часть подоходного налога с физ.лиц.)

Дотации - из бюджетов вышестоящего уровня только на текущие расходы-безвозмездно(не имеют целевого назначения.)

Финансовая помощь - субвенции - на конкретные цели, трансферы.

Органы МСУ не имеют права передавать средства местного бюджета и земельные участки в уставные капиталы.

Представительный орган МСУ может за счет средств местного бюджета создавать муницип. налоговую службу для сбора местных налогов

Земельный;

На имущество физического лица;

На наследование;

Дарение;

Местные лицензионные сборы от приватизации и др.

В компетенцию представительных органов МСУ входит:

1. определять объем фин-вания мест.бюджетов, мероприятия по социально-эконом-му развитию МО.

2. определять направление использования средств мест.бюджета на собственно-целевые программы, мероприятия по охране окружающей среды, востановление памятников.

2..5. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОСНОВА

ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Финансовой политикой предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Предприятия в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж (выручки от реализации). Поэтому Финансы предприятия являются базовым звеном финансовой системы и основы муниципальных финансов т.к. именно на предприятиях создаётся ВВП, который является главным источником финансовых ресурсов.

Финансы предприятия - система денежных отношении, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, доходов и накоплении предприятий.

Делятся:

Фин.требование со стороны предприятия связано с получением фин.ресурсов за отгруженную продукцию и услуги.

Фин.обязательства- это полученные кредиты.

Внутренние фин. Обязательства предприятия возникают-

перед собственниками - в части выплаты дивидендов или предпринимательского дохода; перед филиалами и дочерними фирмами в части платежей заключенных с ними системе; перед наемным персоналом в части выплаты з/платы.

Внешние фин. Обязательства-

1. перед гос-вом в лице бюджета и внебюдж. Фондов.

2. перед партнерами по хоз. Деятельности в лице поставщиков,банков,кредиторов ит.д.

Основные методы управления платежеспособности предприятия: - это планирование процесса поступления и расходования ден. Средств на стадии заключения договоров; сроки должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы исключить дефицит средств – формирование резерва

Источники формирования и структура фин. Ресурсов предприятия:

Источники собственных средств:

1). Средства переданные предприятию учредителем в момент создания (уставный капитал) 2). Средства, полученные в результате первой и последующей эмиссии (выпуска) акций.

3). Ср-ва, полученные по результатам хоз. Деят-сти предприятия, направленные на возмещение затрат и инвестирование на собственное развитие.

4). Ср-ва, полученные от гос-ва.

5). Ср-ва, полученные от собственников предпритятия на возвратной основе.

6). Ср-ва, полученные от эмиссии долговых ценных бумаг.

(Справка: на возвратной основе – кредитные ср-ва, полученные заемщиком во временное пользование подлежат обязат. И своевременному возврату кредитору.) Долговая ценная бумага – ценная бумага, удостоверяющая получение займа, который д.б. возвращен в будущем..

основные средства предприятий:

  • Лекция 2. Содержание и функции государственных и муниципальных финансов, их состав. Осударственная финансовая политика. Государственное егулирование финансов
  • 2. Основные функции и принципы организации централизованных финансов.
  • 3. Содержание и основные направления финансовой политики.
  • 4. Государственное регулирование финансов.
  • Лекция 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов
  • 1. Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.
  • 2. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.
  • 1. Понятие управления государственными и муниципальными финансами: объекты и субъекты управления, цели управления.
  • 2. Основные методы и формы управления государственными и финансами: финансовое планирование, прогнозирование, программирование.
  • Лекция 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль
  • 2. Классификация форм и методов финансового контроля.
  • 3. Общегосударственный финансовый контроль: цели, направления и методы. Основные функции органов общегосударственного финансового контроля.
  • 5.2. Социально-экономическая сущность налогов, их функции. Элементы налогообложения.
  • 5.3. Налоговая система Российской Федерации.
  • 5.4. Налоговая система Российской Федерации.
  • Лекция 5.2. Особенности исчисления и уплаты основных бюджетообразующих налогов Российской Федерации
  • 2. Региональные налоги и сборы
  • 3. Местные налоги и сборы
  • Лекция 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета
  • 2. Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета.
  • 3. Этапы и процедуры бюджетного процесса.
  • 4. Содержание и структура государственного бюджета рф.
  • Лекция 7. Межбюджетные отношения в рф
  • 2. Методы регулирования межбюджетных взаимоотношений в рф. Критерии предоставления и виды финансовой помощи территориям.
  • 3. Оценка бюджетной самостоятельности территорий.
  • 1. Содержание и структура территориальных финансов.
  • 2. Региональные финансы. Принципы формирования бюджетов субъектов рф, их структура.
  • 3. Регулирование межбюджетных отношений в регионе.
  • 4. Местные финансы. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании.
  • Лекция 9. Сущность и виды государственных внебюджетных фондов
  • 2. Нормативно-правовая база организации внебюджетных фондов в рф. Единый социальный налог.
  • 3. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.
  • 1. Пенсионный фонд рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 2. Фонд социального страхования рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 3. Фонды обязательного медицинского страхования: цели создания и задачи фондов; доходы и расходы бюджетов фондов.
  • 1. Пенсионный фонд рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 2. Фонд социального страхования рф: цели создания и задачи фонда; доходы и расходы бюджета фонда.
  • 3. Фонды обязательного медицинского страхования: цели создания и задачи фондов; доходы и расходы бюджетов фондов.
  • Лекция 11. Содержание и функции государственного кредита. Формы государственного кредита в рф
  • 1. Содержание государственного кредита, его фискальная и регулирующая функции.
  • 2. Формы государственного кредита. Государственные займы. Целевые бюджетные кредиты. Государственные гарантии и поручительства.
  • 1. Содержание государственного кредита, его фискальная и регулирующая функции.
  • 2. Формы государственного кредита. Государственные займы. Целевые бюджетные кредиты. Государственные гарантии и поручительства.
  • Лекция 12. Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом
  • 2. Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания. Методы управления государственным долгом.
  • 3. Организация займов органами местного самоуправления в рф: нормативно-правовая база и практика.
  • Лекция 13. Финансы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование социально значимых услуг населению
  • 2. Социальные фонды и программы предприятий. Социальное партнерство и механизм его реализации.
  • 3. Виды социальных услуг населению. Финансы бюджетных организаций.
  • 4. Формирование и размещение государственных и муниципальных заказов.
  • СТРУКТУРА КУРСА

    Раздел 1. Основы государственных и муниципальных финансов.

    Тема 1. Роль и место государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ.

    Тема 3. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов.

    Тема 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль.

    Тема 5. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов.

    Раздел 2. Бюджетная система РФ.

    Тема 6. Структура и принципы бюджетной системы. Бюджетный процесс. Содержание и структура государственного бюджета

    Тема 7. Межбюджетные отношения в Российской Федерации

    Тема 8. Территориальные финансы Российской Федерации: региональный (субъект РФ) и муниципальный уровни.

    Тема 9. Сущность и виды государственных внебюджетных фондов.

    Тема 10. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: доходы, направления расходования средств.

    Раздел 3. Система государственного и муниципального кредита.

    Тема 12. Дифференциация государственных займов. Политика управления государственным и муниципальным долгом.

    Раздел 4. Особенности организации финансов государственных и муниципальных социальных услуг.

    Тема 13. Финансы социального обеспечения и социальной помощи. Финансирование социально - значимых услуг населению.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ

    1. Экономическая роль и функции государства.

    4. Структура государственных финансов РФ.

    5. Бюджетное устройство, бюджетная система РФ.

    6. Назначение и структура бюджетной классификации.

    7. Организация бюджетного процесса в РФ.

    8. Государственный бюджет: сущность, структура.

    9. Проблемы сбалансированности бюджетов.

    11. Методы предоставления и виды финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

    12. Дифференциация регионов РФ по бюджетной обеспеченности и степени бюджетной самостоятельности.

    14. Бюджет субъекта РФ: доходы, направления расходования средств.

    15. Региональные внебюджетные фонды.

    16. Структура местных финансов.

    17. Процесс формирования местного бюджета.

    18. Состав доходной части местного бюджета.

    19. Государственный и муниципальный финансовый контроль: формы и органы контроля.

    20. Основы управления государственными и муниципальными финансами.

    21. Отраслевые государственные внебюджетные фонды.

    22. Государственные социальные внебюджетные фонды: значение, доходы, направления расходования средств.

    23. Значение и функции государственного и муниципального кредитования.

    24. Методы осуществления общегосударственного финансового контроля.

    25. Дифференциация государственных займов.

    26. Структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.

    27. Бюджетное финансирование. Структура финансового механизма.

    28. Государственное регулирование финансовой системы.

    29. Способы мобилизации государственных доходов.

    30. Принципы организации налоговой системы.

    31. Виды и распределение доходов от налогов в РФ.

    32. Социально-экономическая сущность налогов, элементы налога.

    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

    Деятельность паевых инвестиционных фондов в РФ, их сотрудничество с органами власти и управления.

    Взаимоотношения местного бюджета с уполномоченными коммерческими банками.

    Негосударственные пенсионные фонды в РФ: основные проблемы деятельности.

    Экономические внебюджетные фонды: реформирование; особенности построения финансов.

    Основные направления государственной финансовой политики РФ на текущий финансовый год.

    Использование методов финансового планирования и прогнозирования в государственной финансовой политике.

    Особенности финансов организаций бюджетной сферы (на примере здравоохранения, образования, культуры, управления и т.д.).

    Финансы организаций жилищно-коммунальной сферы: проблемы реформирования.

    Реорганизация платежей в социальные внебюджетные фонды. Введение единого социального налога.

    Ведомственный финансовый контроль.

    Современные сферы и звенья финансовой системы РФ.

    Организация государственного финансового контроля.

    Структура управления финансовой системой РФ.

    Особенности деятельности Центрального Банка РФ в современных условиях: взаимоотношения с правительством РФ, органами Федерального казначейства и другими.

    Муниципальные займы: проблемы обоснованности и обслуживания.

    Государственный долг: классификация; проблемы обслуживания.

    Участие органов власти и управления всех уровней в финансовых отношениях международного кредита.

    Обязательное страхование в РФ.

    Проблемы интеграции России в мировой финансовый рынок.

    Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах (на примере конкретной страны).

    Бюджет развития: доходы; направления расходования средств.

    Региональные финансы в РФ: особенности построения (на конкретном примере).

    Финансовые ресурсы органов местного самоуправления: особенности построения (на конкретном примере).

    Финансы общественных организаций и благотворительных фондов.

    Модель построения бюджетной системы в унитарных государствах.

    Особенности организации бюджетного процесса в субъектах РФ.

    Проблемы исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Использование финансового прогнозирования при составлении целевых комплексных программ.

    Государственные финансы и глобализация экономики.

    Проблемы перевода бюджетов на казначейскую систему исполнения.

    Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
    Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


    Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
    Основными функциями государственных финансов являются :

    – реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

    – подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

    – планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

    – стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

    – производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

    – реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

    Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

    Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

    Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

    1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

    2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

    3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

    4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

    Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

    Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
    Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

    собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

    – внутренних внебюджетных фондов;

    – иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

    – а также за счет кредитных и заемных средств.


    Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

    1. На прозрачности деятельности и гласности.

    2. На самостоятельности.

    3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

    Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

    Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

    Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

    Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

    Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

    Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

    Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

    Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

    Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

    2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

    Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

    Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

    1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

    Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

    Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

    2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
    • контроль за реализацией стратегии финансирования.

    В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

    Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

    1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

    Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

    2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

    Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

    Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

    единства законодательной и нормативной базы;

    открытости и прозрачности;

    разграничения полномочий и предметов ведения;

    целевой ориентированности;

    научного подхода к реализации намеченных целей;

    экономичности и рациональности;

    управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

    Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

    Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

    1) экономической стабилизации;

    2) адаптации к рыночным преобразованиям;

    3) стимулированию инвестиционной активности.

    1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

    2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

    Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

    • либерализацию цен;
    • приватизацию;
    • социальную трансформацию;
    • интеграцию в мировую систему.

    Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.

    3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.