Анализ регионов-доноров и регионов-реципиентов россии. Регионы-доноры

  • Буренина Наталья Борисовна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ
  • СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
  • ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ
  • ОТСТАЛЫЕ РЕГИОНЫ
  • КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ
  • РЕГИОНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ
  • РЕГИОНЫ-ДОНОРЫ

В работе выявлены наиболее дотационные регионы за 2016 год, определены основные проблемы регионов-реципиентов, в том числе кризисных, отсталых и депрессивных регионов. Проанализирован рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год, включая регион Республики Крым. Рассмотрены регионы-доноры, которые в 2016 году показали устойчивый экономический рост. Выявлены проблемы дотационных регионов и определены пути эффективного управления региональной экономической безопасностью. Рассмотрен проект стратегического развития Крыма.

  • Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации
  • Инновационная активность организаций свободных экономических зон
  • Механизм оптимизации затрат и результатов при планировании деятельности предприятия
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Все регионы в Российской Федерации по своему социально-экономическому развитию можно подразделить на регионы-реципиенты и регионы-доноры .

К регионам-реципиентам относятся: кризисные регионы, отсталые регионы (большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, республика Марий Эл, ремпублика Калмыкия»), депрессивные регионы.

В кризисных регионах показатели социально-экономического развития существенно хуже, чем в по стране. Расположенные близко друг к другу, регионы так кризисные пояса. На России к поясам относятся: пояс, пояс, Уральский пояс, пояс.

проблемами поясов являются: спад производства, безработица, уровень жизни, бюджетная обеспеченность, уровень населения, военные конфликты, численность переселенцев и беженцев.

Отсталые регионы. «Характерными развития регионов являются: состояние застоя, интенсивность деятельности, малодиверсифицированная структура экономики, слабый научно-технический потенциал, развитая сфера. К данной категории в время следующие регионы: большинство республик Кавказа, и округа юга Сибири, республика Эл, Калмыкия».

«Депрессивные регионы - это территории, в время более низкими, чем в среднем по стране, социально-экономического развития, но в были развитыми, а по показателям ведущее в стране. Отличительными депрессивных регионов являются: уровень научно-технического потенциала, доля в экономики, относительно уровень кадров. Чаще регион переходит в состояние под влиянием причин : снижение конкурентоспособности продукции, от госзаказа и сокращение спроса, минерально-сырьевой базы, структурные в страны».

Степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России остается достаточно большой. Для преодоления отставания регионов и выхода их на среднероссийские показатели, как показывают расчеты экспертов, понадобится более ста лет.

Некоторые территории России относятся к свободным экономическим зонам или особым экономическим зонам: СЭЗ «Находка», СЭЗ «Янтарь» (Калининградская обл.), Кабардино-Балкария, Дагестан, Крым (на 25 лет СЭЗ с возможным продлением). В Крыму статут СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Анализ официальных документов на сайте Минфина России дает рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год в расчете на млрд. руб. (см. таблицу 1).

Источник .

К определению «дотационный регион» необходимо относиться с осторожностью. Главное здесь - это не наличие дотаций, а процентная составляющая их в бюджете региона. По состоянию на 2016г. уровень дотационности Дагестана 70%, Чечни 82%, Ингушетии 87%. Севастополь дотационен на 70% .

Однако следует иметь в виду размеры территорий республик и соответственно количество дотаций в абсолютной величине. Исходя из этого, Крым получает средств из федерального бюджета больше, чем любая из кавказских республик.

Согласно «Программе развития Северного Кавказа кавказские республики должны выйти на "самоокупаемость" к 2025 году . С Крымом подобная программа пока еще не работает, она сможет заработать по-настоящему только после строительства моста к 2018 г. Ну а пока в течение трех лет (2015, 2016, 2017) Крым и Севасополь получат примерно 150 миллиардов рублей. Помимо дотаций, естественно, будут еще и инвестиционные расходы. Непосредственно дотации, которые целевого назначения не имеют. Власти Крыма могут использовать их по усмотрению. Понятно, что большая часть денег пойдет на социальные выплаты, строительство инфраструктуры и организацию летнего отдыха».

В Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной сроком на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции.

Разработан проект стратегического развития Республики Крым до 2030 года, в котором отмечено, что «отраслями специализации экономики Крыма являются лечебно-оздоровительный и туристический комплекс, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, виноделие, рыболовство, производство товаров неорганической химии (соды, соли, диоксида титана), судостроение».

Данный проект стратегического развития Крыма предусматривает, что для полноценного вхождения Республики Крым в экономическое пространство Российской Федерации, достижения среднероссийского уровня жизни и его опережение по отдельным направлениям необходимо обеспечить ускоренные темпы социально-экономического развития региона. В настоящий момент значительную долю инвестиций в основной капитал в Республике Крым составляют бюджетные средства, а преобладающим направлением инвестиций является ликвидация «узких мест» инфраструктуры региона. После завершения Федеральной целевой 21 программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» данный источник капитальных вложений сократится, и поступательное развитие будет возможным в первую очередь за счет частных инвестиций. Помимо финансовых средств, необходимыми факторами успешного развития являются освоение инновационных технологий и подходов, а также привлечение и развитие человеческих ресурсов. От результата конкурентной борьбы Республики Крым за перечисленные факторы зависит сценарий, характеризующий социально-экономическое развитие региона.

Учитывая приоритетность развития Республики Крым в Российской Федерации, высокие ожидания жителей региона и готовность руководства Республики Крым к реализации проактивной социально-экономической политики за основу Стратегии принимается комбинация из 2-х сценариев:

  1. модернизационный сценарий (период 2017-2020 гг.);
  2. инновационный сценарий (в период 2021-2030 гг.).

Основным направлением первого этапа реализации Стратегии является решение инфраструктурных ограничений за счёт федерального бюджета Российской Федерации, формирование предпосылок для последующего расширения источников финансирования инфраструктурных проектов. Планируется, что Крым в перспективе будет поэтапно выходить из внешнеторговой изоляции, создавая новые транспортно-логистические цепочки, формируя наиболее привлекательные условия для инвестиций по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

На втором (2021-2026 гг.) и третьем (2027-2030 гг.) этапах реализации Стратегии Республика Крым планирует осуществить переход на путь инновационного развития, который предусматривает следующие направления:

  1. разработку и внедрение новых технологий;
  2. инновации во всех сферах жизнедеятельности региона, во всех его отраслях;
  3. разработку инновационных подходов в образовании при формировании нового поколения креативных лидеров-управленцев и устойчивого среднего класса;
  4. эффективное освоение всего многообразия ресурсов Республики Крым;
  5. внедрение новых стандартов жизни согласно концепции «Живи, работай и отдыхай в Крыму».

Что касается регионов-доноров, то из 85 регионов Российской Федерации только 10 являются регионами-донорами. К регионам донорам относятся следующие экономически развитиые и финансово независимые регионы (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регионы-доноры за 2016 год

В соответствии с заявлениями, сделанными премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по балансировке территориальных бюджетов, проходившем в конце декабря, размер дотаций, направленных регионам России в 2017 году, возрастет минимум на 13%. Таким образом, общая сумма поддержки составит более 1,5 трлн руб.

Нововведения в систему дотаций регионам России в 2017 году

Кроме того, с нынешнего года изменится подход к распределению дотаций. Отныне, по заявлению премьер-министра, федеральные трансферты будут перечисляться, исходя из реально существующих приоритетных потребностей. Таковыми, в частности, будут причисляться нужды на развитие перспективных экономических отраслей и социальных сфер.

Для обеспечения межбюджетного баланса Дмитрием Медведевым было подписано несколько важнейших постановлений, которые призваны коренным образом переменить правила предоставления государственной поддержки регионам в 2017 году.

Первое касается ответственности, которую будут нести все получатели дотаций федерального уровня в результате договоренностей, достигаемых с Министерством финансов России. С начала нового года каждый регион, получающий средства в рамках межбюджетных трансфертов, должен официально брать на себя обязательства по достижению конкретных показателей. В общем смысле «последнее относится к преумножению и реализации экономических потенциалов и сведение количества неэффективных трат к минимуму», – заявил Медведев.

Дотации российским регионам: Чеченская и Крымская республики

Государственные средства, направляемые на поддержание Чеченской республики, в новом году останутся практически неизменными. Такое решение окончательно было принято и одобрено в конце 2016 года; на него не повлияли даже довольно жесткие высказывания Р. Кадырова, выразившего по этому поводу своё возмущение. Все необходимые правки были внесены, и бюджет был принят государственной думой без обсуждения. Финансовая поддержка от государства, предоставляемая в новом году Крымской республике будет несколько ниже, нежели в прошлом и составят немногим более 37 млрд руб.).

Эти суммы будут переданы следующим образом.

  1. Часть денежных средств поступит в местные бюджеты в рамках выравнивания их обеспеченности. Такой порядок представлен в официальных документах, которые были подписаны в комитете по бюджету, в состав которого вошли сотрудники министерства финансов и члены правительства. В соответствии с этим документом, в новом году Чеченская республика получит 24 млрд, Крымская – 18,5 млрд руб.. В бюджет же Севастополя отдельно поступит более 2, млрд руб. (на выравнивание межбюджетного баланса).
  2. Другая часть будет передана в региональные бюджеты на соблюдение баланса между ними. Так, например, Чеченская республика примет 16,5 млрд руб., в Крымскую республику поступит чуть более 18,5 млрд, а в Севастопольский бюджет – более 5 млрд. Это решение было одобрено комитетом особым порядком. Бюджетов иных регионов поправки в своем содержании не касались.

Иные регионы России, которые получат крупные дотации

Учитывая все сказанное выше, Чеченская и Крымская республики по-прежнему будут являться одними из самых высоко снабжаемых регионов, однако в числе первых будут стоять не они.

Денежные средства в рамках государственной поддержки в более крупных размерах будут переданы: в Дагестан (более 52 млрд руб.), Якутию (более 36 млрд руб.), Камчатка (более 37 млрд руб). Указанные регионы оказались самыми обеспечиваемыми со стороны государства и в минувшем году.

Каких-либо конкретных пояснений своим приоритетам ни члены правительства, ни представители руководящих постов в комитете по слушанию бюджета пока не давали. Что же касается депутатского корпуса, то ни у кого из них такая позиция вопросов не породила.

По данным предварительной калькуляции, размер дотаций, передаваемых регионам России в 2017 году, составит более 738 млрд руб. Эта сумма по меньшей мере на 15% превысит результаты минувшего года. Такие данные приводились в материалах проекта федерального бюджета на момент подготовки его ко второму чтению. Т.о. без серьезных изменений остались размеры государственной финансовой поддержки бюджетов Чеченской и Крымской республик.

Дотации регионов России в 2017 году: нюансы

По свидетельству корреспондентов ТАСС, глава Чеченской республики Р. Кадыров активно выступал против запланированного министерством урезания объемов финансовой поддержки региона, находящегося в его ведении. Такая позиция имела следующую мотивацию. По мнению главы республики, согласие на сокращение бюджета, которое имело место с его стороны раньше, не могло привести к неисполнению взятых им обязательств. Однако же нынешняя позиция федеральных властей может привести именно к такому исходу

Данная реплика Рамзана Кадырова получила ответ от министра финансов. В том числе было сказано, что опасения главы республики кажутся преждевременными.

Что касается властей Крыма и непосредственно Севастополя, то никаких официальных просьб о повышении государственной поддержки с их стороны не поступало. Между тем, для этих регионов федеральные власти подготовили внушительный пакет поправок, который был вынесен на второе чтение.

Список регионов, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности согласно законам о федеральном бюджете

"Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации." - п.4 ст.131 Бюджетного кодекса РФ.

В результате выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2015 году дифференциация доходов 10 наиболее и 10 наименее финансово-обеспеченных субъектов Российской Федерации с учетом предоставления дотаций сократилась с 6,8 до 2,8 раз. - из Заключения Счётной палаты на законопроект об исполнении федерального бюджета за 2015 год.

Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 (с изменениями и дополнениями от 18 сентября 2006 г., 3 ноября 2007 г., 2 ноября 2009 г., 27 ноября 2010 г., 20 декабря 2011 г., 9 декабря 2013 г., 1 декабря 2014 г., 22 апреля, 30 ноября 2015 г.).

Постановлением Правительства № 1291 от 1.12.2014 для Крыма и Севастополя введён особый порядок расчёта дотаций.

Количество субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, составило 71 и по сравнению с 2014 годом снизилось на 1 субъект Российской Федерации (а не получающих при этом увеличилось на три, т.к. субъектов стало не 83, а 85 - добавились Крым и Севастополь); в 2014 году их было 72, в 2013 году – 73, в 2012 году – 72, в 2011 году – 69.

Кроме того, из госбюджета ежегодно выделяются дотации "на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов", цель которых - возместить непредвиденные расходы, понесённые региональными бюджетами из-за изменений федерального налогового законодательства в соответствующем году. Они иногда достаются и "регионам-донорам". В 2015 году эти дотации получили бюджеты 75 субъектов Российской Федерации (в 2014 году – 81 региона, в 2013 году – 79 регионов, в 2012 году – 80 регионов). Как отмечает Счётная палата, Методика, предусмотренная пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 231 «О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации», утверждена (по состоянию на октябрь 2016) только на 2011 год постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 890 «О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 год» (т.е. проверить обоснованность их выделения невозможно).

2013 (10): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2013-2015 (216-фз от 3.12.2012).

В соответствии с Бюджетом-2013/15, в 2014 году дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Коми, Татарстан, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (13). А в 2015 - также Башкортостан, Карелия, Краснодарский край, Пермский край, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Курская область, Липецкая область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Свердловская область, Томская область, Тульская область, Челябинская область, Ярославская область, Чукотский автономный округ (ещё 26, итого 39). Однако, в 2014 - около 15%, а в 2015 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2013 году (40 млрд. руб.) распределены распоряжением Правительства от 24 октября 2013 г. N 1952-р. В списке нет всего восьми регионов: Калужская область, Ленинградская область, Ростовская область, Тюменская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2014 (11): Республика Татарстан, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий, получают 19 регионов, в том числе ни одного из вышеприведённого списка.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2014-2016 (349-фз от 2.12.2013). В списке получателей дотаций отсутствуют также Крым и Севастополь.

В соответствии с Бюджетом-2014/16, в 2015 и 2016 годах дотации не предусмотрены для следующих регионов: Республика Татарстан, Белгородская область, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (15). Однако, в 2015 около 15%, а в 2016 - около 20% фонда остаются в нераспределённом резерве.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2014 году распределены распоряжениями Правительства от 15 июля 2014 г. № 1310-р (50 млрд. руб.) и от 15.12.2014 г. № 2550-р (23 млрд. 387 млн. 779,4 тыс.). В обоих списках нет лишь шести регионов: Крым (дотация выделена отдельно - распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 2071-р), Тюменская область, Москва, Севастополь, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2015 (14): Республика Татарстан, Калужская область, Ленинградская область, Московская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Список приводится в соответствии с законом о бюджете 2015-2017 (384-фз от 1.12.2014). В 2016 предполагается отсутствие дотаций для тех же 14 регионов, а в 2017 - также и для Республики Коми.

Дотации на компенсацию потерь бюджетов, возникающих при разграничении полномочий в тексте Бюджета-2015/17 не обнаружены.

Приказом Минфина России от 9 декабря 2014 г. № 453 “Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации” утверждён, в частности,

Перечень субъектов Российской Федерации, не являющихся в 2015 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

(1) Республика Татарстан (Татарстан)

(2) Калужская область

(3) Ленинградская область

(4) Московская область

(5) Самарская область

(6) Сахалинская область

(7) Свердловская область

(8) Тюменская область

(9) Ярославская область

(10) город федерального значения Москва

(11) город федерального значения Санкт-Петербург

(12) Ненецкий автономный округ

(13) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(14) Ямало-Ненецкий автономный округ

Дотационность регионов является понятием условным по «методике», которая определена законодательством. В конечном итоге дотационность субъектов Российской Федерации зависит от нормативов отчисления налогов в федеральный центр. Если планка отчислений меняется, то меняется и дотационность региона. Поэтому современное деление субъектов Российской Федерации на «дотационные» и «доноры» определено уровнем отчисления налогов.

«Донорами» считаются регионы, отчисляющие значительное количество налогов в центр, а «дотационными» являются те субъекты Российской Федерации, которые не только отчисляют налоги, но одновременно и получают из федерального бюджета финансовую помощь в виде дотаций.

Таким образом, деление регионов на «доноры» и «реципиенты» связано с тем, что налоги и другие бюджетные доходы на территории у первых - избыточные, а у вторых - недостаточные для покрытия их бюджетных расходов. Ранжирование регионов по данному признаку обнаруживает их резкое расслоение по степени бюджетной обеспеченности.

По данным Минрегиона, в 2008 году в России действовали только 11 регионов-доноров , которые формировали около 70% всего бюджета страны. Основная масса субъектов Федерации образуют группу регионов-«реципиентов» (принимающих помощь).

На 01.01.2010г. доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в доходах 32 регионов превысила 40%, а в Чеченской республике, Республике Ингушетия, Республике Тыва, Республике Дагестан, Республике Алтай – 70%; с дефицитом были исполнены бюджеты 62 из 83 субъектов РФ (по данным Минфина). К сожалению, у этих проблемных территорий, получающих значительную финансовую помощь из федерального центра (обеспечивалось лишь поддержание потребностей на уровне минимальных социальных стандартов), не наблюдается заметного социально-экономического прогресса. Основную налоговую нагрузку по перечислению средств в федеральный бюджет (в расчете на душу населения) несут центральные регионы, а получатели бюджетных средств - это преимущественно отдаленные от центра регионы.

Разница между самым богатым субъектом РФ - Москвой и самым бедным - Ингушетией, без учета финансовой поддержки из федерального бюджета, по доходу на душу населения составила 40 раз.

Всего дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2010 году не будут выделяться 12 субъектам-донорам в том числе – трем регионам Северо-Западного федерального округа, включая Ленинградскую область с населением свыше 1,6 млн. человек (по данным Минфина).

К числу причин неравенства регионов можно отнес­ти:

    разные темпы экономических преобразований (приватизации, конверсии);

    незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти;

    предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с други­ми;

    недоучет региональных последствий проведения федеральной экономической политики в сфере макроэкономики;

Неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения и в глубине экономического спада.

В настоящее время государственная финансовая поддержка регионов осуществляется главным образом из федерального бюджета в трех формах:

    перечисление трансфертов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР), субвенций на целевые мероприятия, дотаций на покрытие текущих расходов (включая финансирование программ регионов) и др.;

    прямые расходы министерств и ведомств, финансирование федеральных отраслевых программ на территориях (не считая расходов на оборону, международную деятельность и т.д.);

    средства, переданные регионам на возвратной основе (государственная финансовая поддержка завоза продукции в районы Крайнего Севера и т.п.).

В 2006-2008 гг. предоставление финансовой помощи регионам (трансферты) производилось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляли:

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов,

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов,

Федеральный фонд регионального развития,

Федеральный фонд компенсаций,

Резервный Фонд Правительства РФ.

К сведению: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР) - основной инструмент выравнивания, из которого идут перечисления средств в регионы (трансферты). Трансферты из этого Фонда получают все регионы реципиенты (80% субъектов РФ). Финансовая помощь центра распределяется так, чтобы выровнять средние затраты на душу населения, используя федеральные социальные стандарты и индекс бюджетных расходов для каждой группы регионов;

При оказании федеральной финансовой помощи регионам Правительство РФ руководствуется следующими подходами :

    использование нормативных методов при определении объективно необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;

    наличие и реализация в регионе программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;

    ответственность руководителей органов власти различных уровней за нецелевое расходование средств федерального бюджета;

    повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;

    обязательное долевое участие субъектов РФ, органов местного самоуправления в реализации соответствующих программ и проектов, для которых предусматривается оказание федеральной помощи;

    обязательная оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи и др.

Федеральный Центр ставит задачи :

Обеспечить бездефицитность (бездотационность) бюджетов большинства субъектов Федерации путем изменения налоговой системы;

Лучше определять и учитывать при формировании бюджетов финансовый и налоговый потенциал каждого региона;

Добиться сбалансированности бюджетов всех уровней;

Наладить контроль за целевым выделением и расходованием средств, предоставляемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Фонд регионального развития (ФРР) - совокупность социально-инвестиционных частей федеральных целевых программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и др. Из него, в основном на безвозвратной основе, будет предоставляться финансовая помощь регионам на создание минимально необходимой (по нормам) социальной инфраструктуры согласно разработанному и согласованному плану инвестиционной деятельности данного рода. Выделение средств осуществляется по заявкам региональных органов исполнительной власти в пределах максимальной доли данного региона в ФРР, при этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общих капиталовложений региона.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Его источниками будут кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ. Средства на возвратной основе должны выделяться регионам, а в отдельных случаях - крупным городам. В первую очередь это бездотационные и низкодотационные территории, регионы, создающие благоприятные условия для экономического развития, скорого достижения финансовой самостоятельности и повышения кредитоспособности (т.е. данный фонд, скорее, не «поддерживающий», а «премиальный»).

При распределении финансовой помощи субъектам Федерации должно учитываться: отношение нормативной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам Федерации - индекс бюджетных расходов, показывающий, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными. Целесообразно планировать два вида федеральной поддержки:

1. Оказание оперативной помощи регионам, находящимся в экстремальных природных условиях (Крайний Север) и пострадавшим от стихийных природных и техногенных катастроф.

2. Предоставление текущей, средне- и долгосрочной финансовой помощи остропроблемным регионам, придав им статус регионов особой государственной поддержки.

Гибридный фронт. Это нужно знать.

В России для разжигания сепаратизма и экстремизма используют определённые методичку по которой сталкивается развивающаяся провинция с центральной частью страны. По этой схеме пишущим по методичке ботам нужно внушать москвичам, петербуржцам или казанцам мысль, что именно их город содержит и кормит Кавказ, Крым и Камчатку. Людям живущим на Урале и в Сибири тролли должны вписывать в мозг, что Урал, Сибирь, дальний Восток грабит и обдирает Москва, боты должны писать, что у России сидит на шее Москва, Санкт Петербург или Казань со своим метро, спортом и музеями. Обязательно в конце или начале такого коммента добавлять фразу: "всем известно". Я буду вести этот блог на примере Москвы потому, что я этот город знаю и люблю не меньше чем все остальные города любимой России.

Что мы имеем на самом деле.

Город-герой Москва – Является крупнейшим в стране политическим, экономическим, промышленным, транспортным, научным и культурным центром.

Москва является крупнейшим промышленным городом России. Ведущее место в производстве занимают металлообработка и машиностроение. Широко развиты автомобилестроение (Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) - оборудование и др.), станкостроение («Красный пролетарий» и др.), приборостроение («Геофизприбор» и др.), лёгкая промышленность (х/б комбинат «Трёхгорная мануфактура», обувная фабрика «Буревестник» и др.), пищевкусовая (молочная, мясная, кондитерская, табачная и др.), электротехническая (завод «Динамо» и др.), металлургическая («Серп и молот» и др.), нефтеперерабатывающая и химическая («Красный богатырь», «Каучук» и др.).

В России 11 регионов-доноров (регион - донор, это регион не получающий денег общих - федеральных денег на региональные нужды и отдающий часть своих доходов не только в общий - федеральный бюджет, но и для выравнивания баланса регионов реципиентам. В России 72 региона являются реципиентами (дотационными регионами берущими общие - федеральные деньги и деньги регионов доноров на региональные нужды).

В число доноров входят Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Самый благоустроенный город России, конкурс.

Среди многократных победителей - Хабаровск, Новороссийск, Тюмень, Красноярск, Ангарск. Информация на 2016 год.

1)Тюменская область.


2)Республика Татарстан.


3)Белгородская область.


4)Чеченская Республика.


5)Ямало-Ненецкий АО.


Что это значит? Это значит, что Москва ни кого не грабит и у Москвы на шее никто не сидит, а баланс соблюдается долгосрочными программами Развития России. Богатые города и республики не отнимают у бедных регионов, а наоборот - те кто может и умеет зарабатывать делятся в рамках стратегии с отстающими. Да, у кого - то больше ресурсов, удобнее местоположение и мягче климат, но.... Но я вспоминаю Москву в девяностые годы - годы когда деньги не просто в городе водились, деньги потоками лавы кипели в руках столичных властей сжигая на своём пути всё живое, а город не смотря ни на что был похож на большой разбомбленный рынок.

Что это значит? Моё мнение - успешность, эффективность внедряемых программ, грамотное, бережное управлением городом или регионом зависит не от нулей на банковском счету (ворам никогда не хватит), а от самих жителе, от их гражданской позиции, от местных, муниципальных властей и людей в этих структурах работающих.Естественно Москва столица не только России или одна из главных столиц Европы, но и мегаполис представляющий цивилизационное развитие человечества в целом на территории города находятся объекты, артефакты, современные и исторические здания, памятники, музеи не имеющие цены для культуры и исторической памяти нашей планеты. Далее...

Даже на уровне такого высокого статуса Москвы в России находится достаточное количество качественных управленцев, чиновников из регионов которые опережают московские коллег по целому ряду пунктов социального и городского развития. Да, Москва научилась сама обеспечивать свои потребности, но как эффективно и грамотно тратить заработанные деньги судя по компетентным исследованиями нам - Москве у некоторых продвинутых регионов ещё приходится и поучиться. Я же, как москвич, русский и Россияни горжусь обогнавшими нас городами и территориями ибо наша общая сила в движении!

Тюмень самый качественный город для жизни в России.


Хабаровск самый чистый город в России.


Ростов самый дорогой город в России для школьников, Москва на третьем месте.


Екатеринбург на втором месте по количеству современных высоток.