Жильцы высотки на котельнической. Высотка на Котельнической набережной: история и наше время

Некоторые архитектурные сооружения не нуждаются в особом представлении. Относится к ним и высотка на Котельнической набережной в Москве. Хотя бы на фотографиях этот дом видел любой житель нашей страны. Но далеко не все знают его удивительную историю. О чем же молчит известный сталинский небоскреб?

История здания

Высотка на уникальна во многих смыслах. Всего подобных зданий семь, и построены они были практически в одно время, при этом полностью жилыми из них являются только два. Сдан в эксплуатацию этот дом был в 1952 году. Авторами проекта и руководителями строительства стали известные архитекторы Чечулин и Ростковский, а так же инженер Гофман. К возведению здания были привлечены заключенные, в том числе и военно-пленные. По задумке Сталина, все семь зданий должны были стать не только символом величия государства, но и напоминанием о великой победе. Строители оставили даже послания на стенах некоторых квартир, отдельные строчки из них сохранились и до наших дней. Сверху высотка напоминает без одной стороны. Такое впечатление создает центральная башня и два отходящих симметрично от нее крыла.

Сразу после заселения...

Поселиться в этом доме в прежние времена было невозможно ни за какие деньги. Первоначально в одном крыле проживали исключительно военные с семьями, а второе досталось деятелям искусства. Квартиранты получили новую жилплощадь с максимально роскошным ремонтом и полной меблировкой. В разные годы здесь жили такие известные люди, как Нонна Мордюкова, Фаина Раневская, Галина Уланова и Александр Твардовский. Разумеется, на этом список известных жильцов не заканчивается, продолжать его можно бесконечно. Высотка на Котельнической набережной была пределом мечтаний даже для состоятельных граждан тех времен. Подъезды всегда были под наблюдением бдительных консьержей и охранников. Несмотря на все богатства, жители дома могли ходить друг к другу в гости, оставляя двери нараспашку.

Высотка на Котельнической набережной: фото в наши дни и современная история

Дом давно утратил свою элитарность и недоступность. Сегодня приобрести здесь квартиру может любой желающий. Однако не все миллионеры стремятся заселиться в этот дом, и это совсем неудивительно. Изначально квартиры здесь не были достаточно большими. Высокие потолки и шикарная лепнина в сочетании с абсолютно непродуманной планировкой и тесными проходными комнатами - это далеко не лучший вариант. Впрочем, не только этим плоха высотка на Котельнической набережной для жилья. Имеются большие проблемы и с инфраструктурой. Возле здания трудно поставить машину, затруднен вывоз мусора, имеются перебои водоснабжения и отопления. Квартиры в этом здании продаются постоянно, также можно арендовать их на сутки или длительный срок. Но делать это стоит исключительно ради атмосферы. В отношении комфорта за аналогичную стоимость совсем нетрудно найти более удобное и приятное жилье в новостройке. Если же вас пленит высотка на Котельнической набережной, квартиры в ней можно осмотреть и во время экскурсии. Наибольшей популярностью среди туристов в этом здании пользуются музей Галины Улановой и

Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.

Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.

Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).

Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).

Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.

Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.

Дама с грудями

Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.

Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.

Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").

В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.

Глава «Жилой дом на Котельнической набережной» книги «Строительство высотных зданий в Москве». Автор: Олтаржевский В.К. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва. 1953

Авторы проекта: действительный член Академии архитектуры СССР Чечулин Д.Н. и архитектор Ростковский А.К.
Главный конструктор Гохман Л.М.
В разработке проекта принимали участие архитекторы: Чикалин И.А., Стригин А.Ф.; инженеры: Дыховичный Ю.А., Муромцев Л.А., Спышнов П.А., Очкин Л.М., Ермаков Ю.Е., Косарев Д.С., Мирер Г.В. и Перепелицкий С.Г.

Здание расположено на Котельнической набережной у устья реки Яузы, при впадении ее в Москву-реку. Его высотная часть, пространственно организующая весь комплекс, занимает центр композиции и лежит на оси стрелки, главным фасадом к Кремлю; боковые корпуса расположены вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, объединяясь центральной вертикалью в единую композицию.

Высотный объем трехлучевой формы и примыкающие к нему переходные объемы образуют в плане площадь перед зданием, а вся композиция в целом органически вписывается в градостроительные условия данного района города. Силуэт здания завершает собой перспективу застройки берегов Москвы-реки от Кремля в сторону Котельнической набережной, возвышаясь над прилегающим районом, а расположение здания на повороте Москвы-реки обеспечивает его великолепную видимость со стороны набережных, из центра города и из других точек.

Здание состоит из центрального 24-этажного объема со ступенчатым стройным силуэтом, завершаемого шестиэтажной круглой башней со шпилем, переходных частей пониженной этажности, подчеркивающих высотность центральной композиции и боковых корпусов высотой от 8 до 10 этажей, увенчанных по главному фасаду невысокими башнями. Широкие арочные проезды соединяют набережную с внутренним богато озелененным двором.

Композиция в целом создает живописный, нарастающий к центру силуэт, с богатым сочетанием разнообразных объемов, подчиненных взлету центральной башни. Подчиненность всей композиции центральному объему подчеркивается и планировочным решением фронтальной части, создающим ощущение направленности к центру. В центральной части первого этажа расположен главный вестибюль, при котором предусмотрены помещения для хранения детских колясок и велосипедов, бюро заказов и бюро бытового обслуживания проживающих в доме. Четыре подъемника и три лестницы разрешают проблему вертикального транспорта. Трехлучевая система плана высотной части здания, обеспечивая свободный доступ света и воздуха во все квартиры, создает более короткие пути от вертикальных коммуникаций до входов в квартиры. При этой системе создается естественный центр на пересечении трех осей в виде центрального холла, обслуживающего 5 квартир и являющегося основным узлом планировочного решения типового этажа; та же планировка сохраняется и в завершающем башенном объеме. Планировка «лучей» за пределами центрального узла решается самостоятельно с собственным транспортным узлом в виде двух подъемников и лестницы, обслуживающих 4 квартиры в каждом этаже. Таким образом, в типовом этаже размещается 17 квартир. А всего в высотном объеме здания размещены 344 квартиры, в том числе однокомнатных - 7, двухкомнатных - 272, трехкомнатных - 52 и четырехкомнатных - 13; кроме того, 6 общежитий и 4 магазина.

Весь комплекс здания, являющийся одним из крупнейших в Москве, вмещает 540 квартир, из них однокомнатных - 13, двухкомнатных - 336, трехкомнатных - 173 и четырехкомнатных - 18; общежитий - 10 и магазинов - 18. Общая жилая площадь 25 165 м 2 , общая кубатура комплекса - 480 000 м 3 .

В планировке и оборудовании отдельных квартир проявлено большое внимание к созданию наибольших удобств для проживающих в здании.

Квартиры изолированы от лестниц тамбурами, обеспечены встроенными шкафами, кладовыми, встроенным оборудованием кухни, электрохолодильниками, мусоропроводами и т. п. Много внимания уделено внутренней отделке квартир и вестибюлей, где применены естественный мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы и пр.

Прилегающая к зданию территория превращается в благоустроенный сквер с цветочными клумбами, фонтанами и пр. Под внутренним двором размещен подземный гараж-стоянка на 212 машин. На высоту 5 этажей здание облицовывается розовым гранитом, выше - керамическими блоками.

Жилое здание на Котельнической набережной займет одно из первых мест в городе не только благодаря своему внушительному объему. Весь комплекс, вписанный в живописную рамку двух омывающих его рек, со всеми видами его благоустройства, с квартирами, предоставляющими уют и радостную обстановку проживающим в них, явится одной из ярких иллюстраций заботы партии и правительства о трудящихся, проявлением сталинской заботы о человеке.

Сталинская высотка на Котельнической набережной - один из памятников советской архитектуры сталинской эпохи. Авторами проекта этого монументального строения, выполненного в стиле сталинский ампир, являются известные архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский.

Здание, которое замыкает перспективу от Кремля к устью реки Яуза, строилось в два этапа. Первый этап строительства длился с 1938 по 1940 год, второй - с 1948 по 1952 год. Высота центральной части строения насчитывает 26 этажей и составляет около 176 метров. Всего в высотке 700 жилых квартир, имеется несколько магазинов, отделение почты и кинотеатр «Иллюзион». Этот огромный архитектурный комплекс состоит из четырех корпусов.

Первым этапом возведения знаменитой высотки на Котельнической набережной стало строительство корпуса А. Это девятиэтажный корпус, фасад которого выходит на Москву-реку. Так как проектировался он ещё в тридцатые годы, то в нём было предусмотрено дровяное отопление: на кухнях стояли дымоходы, в комнатах - дровяные печки. Впрочем, такой вид отопления задействован не был - со временем к зданию была подключена подача газа.

В корпусе А, в нижней его части, находится самый первый в Москве частный автомобильный паркинг. Именно с него и начато было строительство, в котором, кстати, участвовало большое количество политзаключенных и пленных немецких солдат. Паркинг, помимо своего основного предназначения, выполняет ещё и функцию подпорной стены. Так проектировщики обезопасили находящееся на холме здание от возможных оползней.

Вторым этапом строительства высотки стало возведение корпуса Б - самой величественной и высокой части архитектурного комплекса. Всего в корпусе 33 этажа (вместе с подсобными и хозяйственными помещениями). Следует отметить, что эта часть здания действительно поражает своим великолепием и размахом. У центрального входа установлены красивые фонари и лавочки для отдыха, а при оформлении вестибюля была использована характерная для эпохи барокко архитектурная техника «гризайль». Фарфоровые барельефы, гигантские хрустальные люстры, шикарные бронзовые подсвечники, массивные входные двери - все это символизирует величие, мощь, силу и красоту.

Ещё один корпус, входящий в архитектурный ансамбль, называется корпусом В. Фасад этой части здания выходит на реку Яузу. Здесь находятся почтовое отделение и телеграф. Один из залов корпуса имеет форму каменного цветка. В его центре установлен гигантских размеров почтовый ящик, на котором изображён герб страны советов.

В здании также находится кинотеатр «Иллюзион». Некогда здесь выстраивались гигантские очереди в билетную кассу, в наше время кинотеатр тоже пользуется популярностью среди любителей старых фильмов. Являясь государственной организацией, кинотеатр предлагает билеты на сеансы по весьма демократичным ценам.

Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился как город в городе. Авторы грандиозного проекта — Чечулин и Ростковский. Дмитрий Николаевич Чечулин вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Гостиница «Пекин», Белый дом, гостиница «Россия», станции метро «Комсомольская» (радиальная), «Охотный Ряд», «Киевская» (радиальная), «Динамо» и многие другие объекты Москвы — проекты Чечулина.

Все началось с того, что в 1940 году был построен 9-этажный жилой корпус, как самостоятельное здание, выходящее на Москву-реку.

На цветной открытке конца 50х годов показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено только то самое крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки.

Вот оно поближе, снятое с Большого Устьинского моста. Да, когда-то прямо по набережной проходили линии электропередачи.

После войны, к 1952 году был возведен центральный объём высотой 176 метров, а 9-этажный корпус был включен в новый ансамбль с частичной перестройкой парадного фасада.

Спустя 60 лет высотку на Котельнической по-прежнему видно с многих точек Москвы. По праву это здание является одной из визитных карточек города.

Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы «Украина»). Строили её пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте». Это бывший концлагерь на Таганке. Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на выборе площадки для строительства.

Списки жильцов утверждал сам Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты и писатели.

Список будущих жильцов начали составлять еще на этапе строительства. «В нашем доме будут жить наши люди», — сказал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое — людям искусства.

Квартиры жильцам сдавались «под ключ» — с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками и импортной сантехникой.

Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за «новых русских», которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой.

Всего в здании находятся около 700 квартир, магазины, библиотека, школа, детский сад и почтовое отделение. Есть и свой кинотеатр, москвичи его прекрасно знают. В старое время народ ломился сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же стоял в очередях на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты, их роскошь поражала воображение, а сам дом казался недосягаемым оплотом жизни «класса люкс». Хрустальные люстры, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель — все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. В этом доме жила советская элита с самой высокой плотностью населения «звезд» на квадратный метр.

Здание не раз фигурировало в отечественном кинематографе: «Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Ералаш», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги» и многих других.

Сначала я очень опечалился, когда заметил, что здание покрылось строительными лесами и лифтами. Это означало, что часть красивых ракурсов Москвы попадало под списание по причине неприглядного вида одного из знаковых объектов города.

До этого я несколько раз пытался официально согласовать с управляющей компанией съемку интерьеров здания и, конечно, выход к шпилю для панорамной съемки Москвы. Но, увы, безуспешно. Из-за бесконечного потока руферов, ломающих на своем пути замки и двери, посылающих на три буквы консьержек, из-за десятков уволенных сотрудников безопасности и управляющих, все было тщетно. При одном слове фотограф у людей менялось настроение и резко заканчивалось время, отведенное на беседу.

«Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Настал тот день, когда меня пригласили как фотографа снять процесс реконструкции здания и провели по всем местам, куда раньше говорили «и даже думать забудьте».

С момента сдачи дома прошло более 60 лет. Это внушительная цифра. За все годы в здании ни разу не проводился капитальный ремонт (кроме купленных квартир). На фотографии виден фрагмент ограждения крыши подземных гаражей. Примерно так, а то и хуже, выглядела большая часть благоустройства дома. Да, звучит невероятно, но при проектировании здания полвека назад архитектор думал о том, куда жильцы будут ставить свои автомобили!

По словам подрядчиков в состав работы входит ремонт фундамента, ремонт подвальных и чердачных помещений, систем канализации, вентиляции, отопления и электрификации. Также осуществлялась реставрация скульптурных групп и горельефов, наружных торшеров у парадного входа и шпиля со звездой, заново производилось благоустройство прилегающей территории. Еще не все задачи выполнены, но основной фронт работ подходит к концу.

Так неделю назад выглядел центральный подъезд высотки.

Для реставрации фасадов были смонтированы внешние технические лифты. Жаль, что не нашлось никакого решения для маскировки блоков кондиционеров.

Вид со двора на корпус с Иллюзионом.

Вид высотки со двора.

Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь. Все архитектурные элементы, скульптурные группы и обелиски проходят процесс реставрации.

Чье-то окно.

В одном советском журнале, посвященному советской архитектуре, был написан абзац про жильцов элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди — рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

На самом деле в этом доме жил высший свет той эпохи. Здесь проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим». Где это видано, чтобы на домах обычных советских людей делали такие горельефы и орнаменты. Учитывалось множество деталей в проработке скульптур, у всех людей есть зрачки, для большей выразительности. При этом они одеты в простую одежду рабочих.

Процесс реставрации скульптур на правом крыле здания. Они стояли 60 лет под открытым небом, некоторые фрагменты фигур потрескались и раскрошились. Скульптуры были разобраны на части (в той последовательности, как и создавались), и перевезены для восстановления в мастерскую.

Для работы в зимнее время весь участок скульптурной группы закрыли в «теплый контур», где поддерживается необходимая для работы плюсовая температура.

Голова почти метровой высоты. Хорошо видны участки 60-летней давности, и новые, восстановленные. В любом случае, это только промежуточный вариант.

Скульптуры на главном корпусе уже готовы.

Для масштаба в левом нижнем углу сидит человечек.

И тут слева тоже есть высотник. Фотографией непросто передать размеры и монументальность данного здания и его элементов. С земли все выглядит куда менее серьезно.

Высотка уникальна и оставляет неизгладимое впечатление в душе каждого, кто проходит или проезжает мимо нее, она по-прежнему удивляет своей величиной и воплощением мощи. Три низкие башни и боковые крылья здания органично вписываются в общую архитектуру улицы и вливаются в сложный ландшафт на слиянии Москва-реки и Яузы.

Работа с видом на Кремль.

Переместимся в подъезды с пятиметровыми потолками…

Парадная дверь корпуса Б.

Гранитный пол.

Реставрация потолков.

Не просто здание, а целый музей эпохи. Как станции московской подземки.

История под ногами.

Сейчас работают не все лифты. Часть лифтовых шахт полностью перестраивают.

Вот так раньше выглядел холл центрального подъезда. Интересно, так же ли он будет выглядеть после реконструкции…

Один из лестничных пролетов.

Это подъезд в боковых корпусах. Здесь все скромнее, чем в центральном.

Перила и ограждения за десятилетия покрылись бесконечными слоями краски. Все это было счищено и восстановлено.

Гастроном в корпусе А. Когда-то вся Москвы ездила сюда за колбасой. После реконструкции здесь снова будет магазин. Также в доме была легендарная булочная, о которой так любят вспоминать местные жители.

Несмотря на тяжелые времена девяностых, когда в подъездах не было консьержей, и народ свинчивал и снимал все, что под руку попадало, до наших дней дожили некоторые родные детали и фрагменты декора.

Список квартир у одного из лифтов.

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток.

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре рассказывала историю ее заселения. Как то раз, к актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.

В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и что единственным препятствием на этом поприще являлся тот факт, что она проживала в коммуналке и разговаривала во сне. Спустя месяц после этого разговора, Фаина Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.

Через месяц в органы государственной безопасности поступил донос, в котором жильцы дома выражали обеспокоенность поведением некой актрисы, проживающей в их доме. — «Она ночами на пролет кричит о борьбе с империалистической угрозой и о своих возможностях уничтожить всех вражеских агентов, после того как она станет внештатным сотрудником КГБ».

После такого письма на Раневской был поставлен жирный крест. Как потом выяснилось, что донос написала она сама и за две бутылки водки уговорила местного слесаря отнести его в соответствующие органы.

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пыреьвым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

Часть входных дверей в квартиры сохранились в первоначальном виде. В девяностые и двухтысячные современные жильцы старались заменить двери на что-то более тяжелое и непроходимое. Сейчас же, наоборот, пошла мода восстанавливать родные двери.

Мы встретились с Валентиной Александровной Кибальниковой, которая большую часть своей жизни прожила в этом доме. Валентина Александровна — внучка знаменитого советского скульптора Александра Павловича Кибальникова.

— Мы жили в центральной секции на 7 этаже. Это были удивительные времена. Двери в квартиры никогда не запирались, дети бегали друг к другу в гости без приглашения, как к себе домой, а в лифтовом холле малышня каталась на велосипеде и играла в догонялки. Всюду стоял детский гомон и смех.

— Бывало, что по праздникам начинали встречи в квартире Бугримовой (известная на весь мир дрессировщица львов). Потом переходили к нам на основные блюда. У химика Рябчикова пили чай, а после на площадке у лифтов устраивали танцы. В этом доме жили счастливые люди…

— После очередной поездки приходим домой, а в стеночку уже стучат — приглашают на ужин.

— В холле на первом этаже наряжали большую елку и устраивали новогодние представления. Сейчас этого, конечно, нет. Многие жильцы не знают даже, кто в соседней квартире живет.

А вот и герой этих историй Валентина Александровна Кибальникова. Большое ей спасибо, здоровья и долгих лет жизни!

В корпусе «Б» на 6-ом этаже двенадцать лет жила великая балерина Галина Уланова. Как-то раз она поскользнулась на гладкой плитке в лифтовом холле и чуть не подвернула себе ногу. Страшно представить, что такое больная нога для балерины. Она договорилась с управляющей компанией, и та заменила на 6 этаже плитку на нескользящую. Собственно, эта плитка на фотографии на переднем плане, а родная, более серая, по центру (к боковой квартире).

В 2004 году в квартире № 185 был открыт музей Галины Улановой, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи.

Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой. Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина, несмотря на возраст и состояние здоровья, каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки. В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

Библиотека насчитывает около 2400 книг, многие — с дарственными надписями.

Согласно первоначальному плану новоиспеченные жители должны были своим примером показать современный рациональный образ жизни: об этом, в частности, говорят такие детали, как удивляющая многих гостей планировка кухонь: мало квартир, где их площадь превышает 6-8 м2. Дело в том, что по плану создателей проекта в доме должна была существовать общая столовая-ресторан гостиничного типа — для экономии сил и времени жителей, а собственная кухня в квартирах подразумевалась, например, для приготовления чая или кофе или для спокойных кулинарных опытов. Однако данному проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

Шикарный вид из окна. И это только 6 этаж!

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова соседствует с актером, музыкантом и шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».

Цены на квартиры в высотке находятся на недосягаемом для рядового гражданина уровне и исчисляются десятками миллионов рублей. Но бывает и так, что некоторые квартиры годами простаивают без жильцов — порой богатые люди покупают недвижимость в этом здании в качестве инвестиции.

Последнее время внимание к высотке привлекла новость о том, что несколько квартир выкуплены Игорем Шуваловым. Местные конечно это тоже обсуждают, но их-то таким событием не удивить: есть человек, заработавший огромное состояние ещё в 90-х в бизнесе, может позволить купить себе эти квартиры. Сколько таких жильцов было в Котельниках… Но сегодняшняя должность Шувалова и политические баталии выносят вполне рядовое событие на другой уровень обсуждения.

Уже поговаривают, что и вся реконструкция исторического здания затеяна по этому случаю. Наверное у Шувалова есть квартиры и в МИДе — вон его уже пару лет реконструируют, даже шпиль разобрали. Да и другие высотки планово ремонтировались, но интернет-экспертам в реальности видимо жить скучно.

Кстати о шпиле. Так выглядит лестница на площадку с основанием шпиля. Стены этой узкой лестницы перекрашивались несколько раз. Это хорошо видно по разноцветным следам. Но на этот раз красят не поверх того, что было, а специальной химией снимают все слои старой краски, и красят заново. На фото результат очередной очистки.

Винтовая лестница на шпиль.

И вот он, долгожданный бонус. Давно я мечтал сюда забраться.
Городские виды я разбавлю историями про это здание, уж больно они хорошие)

Жил в высотке композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был невысокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: «Оу-у-у! Вау-у-у!»

Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине для высотных работ. Тот за десятку договорился с оператором повалять дурака.

В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили.

Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство.

Однажды Богословский придумал фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?»
Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий.

Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой — актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» — на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше.

Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» — приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», — как шутила сама Раневская.

Мои любимые цитаты Раневской:
«Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.»
«Я б вас послала, да вижу — вы оттуда!»

Приглашая в гости соседей, Раневская говорила:
— Если звонок не работает, стучите ногами.
— Почему ногами, Фаина Георгиевна?
— Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

Дом по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, что для тех времен было явлением скорее уникальным, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.

— Это из «Госцирка», — объяснили мужчины, — велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!

Дежурная разрешила. Незваные гости долго не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.

Старожилы высотки любят рассказывать новичкам, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет — якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба. Стойкость подобных легенд связана с тем, что здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для разнообразных патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже «послания», коряво выцарапанные гвоздем.

«Строили зэки» — утверждают, что такая надпись есть в квартире писателя Василия Аксенова.

При строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей.

Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра — все было одинаковым. Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

Архитектор Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля (справа в кадре). Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия». Сегодня на ее месте строится парк Зарядье.

Хорошо, что Чечулин за свою позицию поплатился не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а лишь на первом этаже. В любом случае, он спроектировал великолепное здание!

Невероятно, если вы дочитали этот пост до конца…

Отдельно хочется поблагодарить Анатолия Рябова за несколько дней съемок, экскурсий и сопровождения, Валентину Александровну Кибальникову за уделенное время и интересные истории. Ну и нельзя не отметить труд комплекса городского хозяйства и капитального ремонта. Все таки это здание — достояние нашего города, наша история. И ее нужно беречь.