Статья структурные сдвиги в экономике. Структурные сдвиги в экономике россии переходного периода красильников олег юрьевич

Это комплекс изменений в соотношениях между крупными отраслями,

подразделениями сфер производства. Структурные сдвиги происходят в рыночной экономике непрерывно.

Основные направления структурных сдвигов в 20 веке:

1) уменьшение доли отраслей материального производства в экономике (ВНП –

валовый национальный продукт,

  • 2) в сфере промышленности возникает блок наукоемких отраслей, доля традиционных отраслей падает (добывающие отрасли, металлургия,
  • 3) увеличение доли в экономике сферы услуг: медицина, образование,
  • 4) 60-гг – «зеленая» революция – переход с/х с мануфактурной стадии к

крупному машинному производству,

5) переход экономики на фондосберегающий тип развития. Рельсы интенсивного развития (сберегаются и рабочая сила, и капитал)

Условия реализации простого производства (Маркса)

Реализация в условиях простого воспроизводства предполагает, что:

1) товары обоих подразделений найдут сбыт; 2) будут приобретены средства производства, требующиеся для возмещения постоянного капитала в обоих подразделениях; 3) работники обоих подразделений смогут приобрести необходимые им средства существования, чтобы иметь возможность воспроизвести свою рабочую силу, а предприниматели обоих подразделений - истратить полученную ими прибыль на покупку средств существования и предметов роскоши;4) в результате всех актов обмена величина прилагаемого к производству капитала остается прежней, неизменной.

В соответствии с названными условиями совокупный общественный продукт годового труда схематично распределяется следующим образом:

I. 4000 c + 1000 v + 1000 m = 6000, II. 2000 c + 500 v + 500 m = 3000.

В этой схеме используются следующие обозначения: I - продукты первого подразделения, инвестиционные товары; II - продукты второго подразделения, потребительские товары. Цифры, характеризующие стоимостные характеристики совокупного общественного продукта, условные. На данной ступени анализа Маркс абстрагируется от различий между основным и оборотным капиталом. Весь постоянный капитал в обоих подразделениях рассматривается как потребленный в течение года, его стоимость целиком включается в стоимость совокупного общественного продукта.ы

Очевидно, что для возобновления нового цикла производства необходимо реализовать v + m первого подразделения, т. е. ту его часть, которая является вещественным носителем стоимости переменного капитала и прибавочной стоимости, но представлена в виде средств производства. С другой стороны, необходимо иметь предметы потребления как для наемных работников, так и для предпринимателей этого подразделения. Но все они находятся в отраслях второго подразделения, которые, в свою очередь, нуждаются в средствах производства для начала второго цикла. Следовательно, процесс воспроизводства предполагает в качестве обязательного условия обмен между двумя подразделениями. Причем этот обмен не может быть произвольным.

Для удобства понимания пропорций обмена целесообразно предположить, что в данной экономической системе действуют только два предпринимателя, один из которых производит средства производства, второй - предметы потребления. В этом случае становится совершенно ясно, что первый предприниматель должен продать второму средств производства на 2000 единиц, чтобы закупить у него на эту сумму предметов потребления для себя и своих работников. Средства производства на 4000 единиц ему нужны для возобновления своего производства.

Второй предприниматель нуждается в реализации произведенных предметов потребления тоже не больше и не меньше, чем на сумму 2000 единиц, так как на 1000 единиц он должен оставить продукты для собственного потребления (500 единиц) и для оплаты труда наемных работников. При всех других соотношениях будут наблюдаться диспропорции, т. е. неравновесие общественного производства.

Таким образом, марксистский анализ приводит к следующим выводам об условиях равновесия простого воспроизводства. Основным условием простого воспроизводства является равенство

I (v + m) = II (c).

Кроме того, простое воспроизводство предполагает, что совокупная стоимость инвестиционных товаров равна стоимости постоянного капитала обоих подразделений:

I (c + v + m) = I (c) + II (c),

а стоимость потребительских товаров равна стоимости доходов наемных работников и предпринимателей обоих подразделений:

II (c + v + m) = I (v + m) + II (v + m).

Последняя формула означает, что национальный доход в условиях простого воспроизводства должен быть равен по стоимости продукту второго подразделения.

сложившаяся в России, является недостаточно эффективной. Необходимость быстрого реформирования системы социальной защиты связана и с демографической ситуацией в России. В условиях старения населения возрастает нагрузка на работающее население. В условиях сегодняшней экономической ситуации это будет означать невозможность решения многих социальных задач по поддержанию уровня жизни в стране. Только устойчивый экономический рост позволит создать эффективную систему социальной защиты, решить проблемы бедности, нищеты, создать достойный уровень жизни в стране. Конечной стратегией социальной политики является формирование среднего класса в стране; класса, который является основой экономической и политической стабильности.

80. Структурные сдвиги в экономике

Промышленная структура экономки в Советском Союзе за свое время существования приобрела деформированный вид. В развитии советской экономики был взят курс на преимущественный рост производства средств производства над средствами потребления. Это означало, что в экономике производилось очень много тяжелого оборудования, станков, машин, вооружения и относительно мало товаров народного потребления. Такое явление в экономике было обусловлено законом преимущественного роста производства средств производства для средств производства над ростом средств производства для средств потребления. Авторство этого «закона» принадлежит В. И. Ленину. Неосторожно сказанное 23-летним В. Ульяновым слово «закон» стало законом всей практики централизованного планирования в СССР и других соцстранах. Ничего подобного не было и не могло быть в странах с рыночной экономикой. Ленинский закон, применимый лишь на стадии снижения технического уровня, на деле означал беспощадное «ресурсопожирание» и выполнял лишь идеологическую функцию – оправдывал милитаризацию экономики в СССР. Советской экономике была характерна концентрация и централизация производства, что тоже было обусловлено коммунистической идеологией. Ленинский закон о преимуществе крупных хозяйств над мелкими способствовал проведению индустриализации, созданию колхозов и совхозов. Однако, как показывает практика, такого закона не существует. История капиталистической экономики – это история поиска оптимального сочетания разных форм, типов и размеров производства, бизнеса и капитала. Об этом же повествует и теория средних и предельных издержек производства.

Множество малых и средних предприятий создает необходимый уровень разнообразия экономической системы, не достигнув которого, она, по словам известного кибернетика Эшби, переходит в состояние энтропии, перестает быть устойчивой, теряет способность к развитию и саморазвитию. Но на начальном этапе, в первые пятилетки народного хозяйства, крупные деформации в экономике, конечно же, способствовали экономическому рывку, обусловили военностратегическую безопасность страны, прорывы в науке и технике, выход в космос и пр. Но все это достигалось чрезмерными усилиями и непомерными затратами − миллионами человеческих жизней, судеб и безвозвратно упущенными возможностями. 111

Со временем закрытость советского общества от внешнего мира объективно привела к закономерному отставанию. В 60-х годах ХХ века в СССР

началось падение темпов экономического роста, обусловленное структурными диспропорциями. В стране наблюдался непомерный рост бюрократического аппарата управления народным хозяйством, что вело к резкому росту трансакционных издержек. Гонка вооружений между СССР и США поглощала все больше и больше ресурсов. Достижение военного паритета в холодной войне сдерживало рост жизненного уровня советских граждан. Советский Союз в силу тотальной закрытости и идеологических установок закономерно шел мимо революционных преобразований в информационных технологиях. Отрицательную роль в Советском Союзе сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие народного хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства в стране возникли еще в 70-е г. ХХ в., когда экстенсивный путь расширенного воспроизводства стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на снижении темпов роста национального дохода. Если среднегодовые темпы прироста НД в 1966-1970 гг. составили 7,8%, то в 1986-1990 гг. – 1, 3%. Все это и многое другое (например, падение мировых цен на нефть) обусловило крах системы, основанной на структурных диспропорциях в системе управления, производства, распределения и потребления.

Для решения огромного числа проблем в экономике и обществе необходимо было проводить кардинальные реформы по устранению структурных перекосов. Первый этап этих реформ − этап переосмысления, характеризовался проведением идеологических, политических реформ в СССР (М.С. Горбачев). Второй этап – начало рыночных реформ. Этап слома и перестройки всей государственной системы (Б. Н. Ельцин). Третий этап – дальнейшее реформирование и экономический рост (В. В. Путин и Д. А. Медведев).

За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов:

1) институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности (институт частной собственности, предпринимательство, налоговая система, банковская система, биржи и пр.);

2) вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении ВВП более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте в сфере услуг.

Реформы, таким образом, привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Институциональная трансформация предопределяет веще- ственно-структурные перемены, но эффект в виде роста экономики проявляется не сразу. Так, признаки роста в Российской экономике проявились лишь через несколько лет после начала реформ. За годы реформ больше всего пострадали машиностроение и другие отрасли обрабатывающей промышленности, меньше

– отрасли топливно-энергетического комплекса и сырьевой промышленности,

которые имеют возможность поставлять продукцию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышлен112 ности и повышение доли добываю-

щей промышленности называют «утяжелением» экономической структуры. Инвестиции в 1997 г. упали примерно до уровня 10-15% по сравнению с показателями начала 1990-х гг. Это делает преодоление кризиса особенно трудным. Переходу к экономическому росту обычно предшествует расширение инвестиций. Российский кризис 1998 г., спровоцированный финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии и падением мировых цен на нефть, подвел черту под начальным периодом реформирования в России и требует реализации более продуманной и взвешенной стратегии преобразований. Девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса привела к эффекту импортозамещения (отказу от импортных товаров в силу их дороговизны и замене их на отечественные), дала толчок экономическому росту ряда отраслей отечественной промышленности, не выдерживавших ранее конкуренции с импортными товарами. В 2000 году темпы роста ВВП в российской экономике составили 10%. В последующие периоды эти темпы роста снизились. Устойчивый рост мировых цен на нефть позволил увеличить доходную часть государственного бюджета и свести его в 2000-2003 гг. с профицитом (когда доходная часть превышает расходную), чего не наблюдалось за все предшествующие годы реформ. Однако многие проблемы по-прежнему ждут своего решения. Необходимо свести уровень инфляции до естественного уровня 3-5% в год. На начал ьном этапе находятся пенсионная, медицинская и военная реформы, не завершены реформы в налоговой сфере и в банковском секторе. Ждет своего реформирования жи- лищно-коммунальное хозяйство и другие естественные монополии. Сохраняется так называемый фрагментарный характер российской экономики. Различные сектора и отрасли развиваются в автономном режиме, слабо связанны друг с другом. Так, например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, ориентируясь лишь на внешний рынок; инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения; велико различие в темпах экономического развития по регионам.

Сложившаяся в России ситуация характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновников, препятствующих осуществлению рыночных реформ, высоким уровнем коррупции и взяточничества на всех уровнях власти, отсутствием развитых начал гражданского общества. Необходимо укрепить нормативно-регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования рынка в России. Необходимо проведение промышленной политики государства. Ее долгосрочная цель – структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту в середине-конце первого десятилетия XXI века. Именно экономический рост, являющийся следствием структурной сбалансированности, позволит сформировать основы социальной рыночной экономики в России и повысить качество жизни всех россиян.

81. Формирование открытой экономики

Национальное хозяйство каждой страны включено в мировое экономическое пространство. Характер мирового хозяйства оказывает все большее влияние на национальную экономику стран мира. В свою очередь, мировая экономика развивается по особым принципам, имеет проблемы, отличные от проблем национального хозяйства.

Еще в середине ХХ века национальные экономики стран оставались достаточно обособленными субъектами международных экономических отношений. Экономическое развитие стран зависело преимущественно от внутренних факторов. Однако в последнее время национальные экономики пришли к такой структуре взаимной организации, которая выглядит как органически целостное мировое хозяйство. Национальные экономики буквально «вросли» друг в друга во всех сферах экономической жизни. Возникла глобализация – растущая экономическая взаимозависимость стран мира.

Выделяют следующие предпосылки глобализации.

1. Возрастание объемов и разнообразия международных перемещений товаров и услуг.

2. Углубление процесса международного разделения труда: страны разделились на выпускающие капиталоемкую (например, электроника, информационные продукты), трудоёмкую (некоторые виды сельскохозяйственной продукции) и ресурсоемкую (вывозящие сырьё – нефть, газ и т. д.) продукцию.

3. Развитие новых видов транспорта (авиационного, автомобильного и др.), сокративших стоимость международных перевозок.

4. Переворот в средствах телекоммуникаций (самым значительным явлением считается быстрое развитие всемирной сети Internet, количество пользователей которой в 1995 году составило 23 млн., а к концу 2000 года около 140 млн. человек).

5. Ускорение процесса передачи производительных технологий и возможности заимствования зарубежного опыта экономической деятельности.

6. Мощное развитие мировых финансовых рынков.

Таким образом, мировое хозяйство превращается в «целостный глобальный организм», связанный уже не просто международным разделением труда, но и всемирным производственно-сбытовыми структурами, планетарной финансовой системой и информационной сетью. В такой ситуации все страны мира вовлечены в процесс международных экономических отношений. Нет такого национального хозяйства, которое не было бы интегрировано в мировую экономику. Другое дело, что страны различаются по степени открытости экономики. Открытая экономика – это национальная экономика, вовлеченная в мировое хозяйство, реализующая преимущества международного разделения труда и использующая различные формы международных экономических отношений. Степень открытости экономики определяется показателями либерализации внешнеэкономической деятельности, объемом экспорта в целом, и на душу населения. Одним из главных порождений глобализации является деятельность

транснациональных корпораций (ТНК) – компаний, осуществляющих основ-

ную часть своих экономических операций за пределами страны, в которой они зарегистрированы.

Транснациональные корпорации – это: технологические лидеры мирового производства; активные конкуренты в области доступа к иностранным природным ресурсам; наиболее мобильные предприниматели в борьбе за новые, в том числе иностранные, рынки сбыта. В мировой экономике насчитывается около 40 тыс. ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью. Они контролируют около 50% мирового промышленного производства; 90% мирового рынка пшеницы, кукурузы, лесоматериалов; 85% рынка меди; 80% рынка чая; владеют 80% всех патентов и лицензий. Таким образом, получается, что только часть всего мирового хозяйства функционирует в условиях национального рыночного механизма, а часть в большей или меньшей степени контролируется ТНК. Экономическая мощь крупных ТНК сравнима с бюджетами средних государств. Это позволяет корпорациям навязывать свою волю многим странам.

Россия занимает важное место в мировом хозяйстве по объему природных ресурсов, особенно минерального сырья и топлива, земельных, водных и лесных ресурсов. Однако их эффективное использование затрудняется вследствие исчерпания легко доступных месторождений, огромных расстояний между районами добычи сырья и его потребления, сурового климата и т. д. По уровню экономического развития Россия находится на одном из последних среди индустриальных стран мест, особенно по среднедушевому объему ВВП. В то же время Россия соответствует критериям промышленно развитой страны по таким показателям, как уровень урбанизации и грамотности населения, отраслевой структуре ВВП и занятости. Огромное значение для развития рыночной экономики имеет формирование устойчивых внешнеэкономических связей, открытость российского рынка. Имеются два важнейших направления этой интеграции: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций). Перемены, произошедшие во внешней торговле Российской Федерации, носят радикальный характер. Осуществлена демонополизация внешнеэкономической деятельности. Ею сейчас занимаются сотни тысяч хозяйствующих субъектов. Сохраняется основное достижение политики либерализации экономики: насыщение потребительского рынка товарами. В немалой степени это достигается за счет импорта. Эффективное участие в международном разделении труда является необходимым условием высоких темпов научно-технического прогресса и экономического роста.

Российская экономика имеет ряд конкурентных преимуществ: дешевая и одновременно высококвалифицированная рабочая сила; внешнеторговый опыт на рынках развивающихся стран; значительные масштабы свободных производственных площадей; наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей. Наибольшее значение имеет реализация сравнительных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях. Передовые в научно-техническом отношении сектора (авиакосмическая, лазерная, атомная промышленность, программное обеспечение и др.), обладающие уникальными технологиями, могут выполнять роль экспортного лидера. Расширение производства наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке115 продукции способствовало бы подъ-

Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономического развития потребует сохранения значительных масштабов фундаментальных исследований в Европе и даже их увеличения к 2020 году. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию неконкурентоспособных отраслей европейской экономики, которая будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.

Приоритеты научно-технического развития на общеевропейском уровне формулируются в рамочных программах ЕС по содействию НИОКР. Согласно действующей в настоящее время Шестой рамочной программе ЕС (2002 - 2006 гг.) приоритетными в среднесрочной перспективе признаны семь тематических направлений исследований (в порядке долей расходов):

информационные технологии;

реализация устойчивого развития и решение экологических проблем;

нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;

геномика и биотехнологии для здравоохранения;

авиационные и космические исследования;

разработка безопасных и качественных продуктов питания;

исследования, содействующие построению гражданского общества, базируются на знаниях.

Представляется, что и Седьмая рамочная программа до 2011 г. сохранит эти приоритетные направления, хотя соотношение между ними будут меняться. Вероятно, доли биотехнологических и авиакосмических исследований несколько вырастут, а также в число приоритетов могут попасть исследования в области новых источников энергии, в частности термоядерного синтеза (финансирование исследований по энергетике в 80 - 90-е гг. неуклонно снижалось, но, очевидно, уже в краткосрочной перспективе развитие пойдет в другую сторону). До 2020 г. возможны более существенные подвижки, связанные с новыми вызовами, скажем, в сфере социобиологии или биоинформатизации.

Ускоренное развитие НТП в странах ЕС будет сопряжено, в частности, с ростом как государственных, так и частных расходов (расходов фирм и фондов) на НИОКР. Их совокупный объем вырастет с 2% ВВП в 2002 г. (по ЕС-15) до 2,4% к 2010 г. (ЕС-25) и 2,8% в 2020 г. (по ЕС-28); при этом относительные расходы в старых странах-членах будут выше, чем в новых, и достигнут к 2020 г. в среднем 3% ВВП. Соотношение между государством и бизнесом в финансировании существенно не изменится, хотя в ряде стран вероятно небольшое снижение государственной доли (с 35 до 30%, а, например, в Германии - до 25-28%).

Впрочем, если в таких странах, как Германия и Франция, ставится задача превзойти 3% -ный рубеж (а в Швеции и Финляндии он уже сейчас близок к 4% ВВП), то в Италии может оказаться затруднительным даже повышение расходов на НИОКР с нынешнего 1% ВВП до 2%. Бюджетные ресурсы страны слишком напряжены, а ее частный сектор не обладает большим числом крупных инновационных компаний. Наиболее перспективным вариантом развития НИОКР для не, а по-видимому, и для новых стран-членов будет как можно более широкое участие в общеевропейской инновационной стратегии - создании единого исследовательского и инновационного пространства, и в частности, активная роль итальянских фирм в программах НИОКР, финансируемых ЕС. Меры, намеченные Евросоюзом в ходе Лиссабонского саммита 2000 г., при условии их реализации в прогнозный период, могут значительно расширить доступ Италии и других стран с низким уровнем расходов на НИОКР к высококачественной инфраструктуре, укрепить ее позиции в научно-техническом партнерстве, создать новые возможности для продвижения национального бизнеса в ведущие отрасли современных технологий и помочь мобилизовать национальные финансовые ресурсы для поддержки наиболее перспективных направлений НТП.

В отдельных странах инновационная составляющая развития реализуется по-разному. Так, в Германии инновационное развитие будет охватывать в прогнозный период практически все хозяйственные отрасли. Особенно значимыми будут такие его направления, как биотехнология, новые энергетические технологии, лазерные технологии, разработка новых материалов, авиакосмическая техника, но доминирующими отраслями по объемам расходов на НИОКР останется, по-видимому, автомобилестроение.

Для Италии специфической чертой инновационного процесса является способность ее малых и средних предприятий к быстрому и массовому обновлению выпускаемой продукции "традиционных" отраслей (текстильная, обувная, пищевкусовая промышленность, бытовая техника, дизайн), приспосабливаемость к изменчивому потребительскому спросу. Жизнеспособность этой инновационной модели до настоящего времени проистекала из креативности малого бизнеса в условиях кластерной среды, которая способна обеспечивать непрерывную диверсификацию продукцииЮ попутно формируя прямо на месте квалификационную рабочую силу. В дальнейшем, однако, эта модель будет становиться все более уязвимой вследствие глобализации, открывающей европейские рынки для потребительской продукции развивающихся стран, прежде всего Китая, производимой там в больших объемах и с гораздо меньшими издержками.

В странах Северной Европы в прогнозный период научные исследования в северных странах большей частью останутся узкоспециализированными. Из-за нехватки средств на фундаментальные исследования по-прежнему будет преобладать совершенствование существующих продукции и процессов, прикладные разработки по созданию новой продукции и технологии. Основными направлениями НИОКР будут разработка средств связи, микроэлектроника, биотехнология, фармацевтика, использование альтернативных источников энергии и энергосбережение, экология.

Структурные сдвиги в экономике. Во всех странах ЕС ожидается дальнейшее снижение доли материального производства , в частности сельского хозяйства (особенно в новых странах-членах), чему будет способствовать постепенное сокращение субсидий крестьянам, горнодобывающей и металлургической промышленности, а также производства одежды, обуви и других товаров массового спроса. Сокращение и постепенная ликвидация государственных субсидий для отдельных отраслей обусловит их коренную модернизацию. Правда, в ряде стран в ближайшие 4 - 5 лет за счет таких отраслей, как автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность и электротехника, возможна стабилизация доли обрабатывающей промышленности в ВВП (так, в Германии доля промышленности и энергетики в производстве ВВП в 2000 - 2005 гг. стабилизировалась на уровне 22,5 - 23% и вряд ли заметно снизится в ближайшие годы), но после 2010 г. вероятно существенное замедление развития этой сферы как в западно-, так и в восточноевропейских странах (в последних - кроме Латвии - доля промышленности и строительства пока гораздо выше - на уровне 30 - 37%, но через 4 - 5 лет начнет уменьшаться).

Энергетика будет развиваться умеренными темпами, но качественно будет меняться. Очевидно, страны ЕС постараются снизить энергетическую зависимость от внешних поставок медленным, но последовательным наращиванием доли так называемых альтернативных источников энергии (ветряной, геотермальной, солнечной, энергии приливов). Атомная энергетика будет развиваться крайне неравномерно. Вероятно, в ближайшие 10 - 15 лет европейские страны попытаются найти приемлемые решения относительно безопасности АЭС и захоронения отходов, чтобы предотвратить выход из этого сектора (что, в частности, пока предполагается сделать в Швеции уже к 2010 г., а в Германии к 2030 г).

Снижение доли, а в ряде случаев и абсолютных объемов производства промышленных отраслей в ВВП обусловлено и сейчас, и в среднесрочной перспективе нарастающей конкуренцией со стороны Китая, Индии, стран ЮВА, Латинской Америки и др. В следующем десятилетии тенденции вывода промышленного производства за пределы ЕС усилятся. Одновременно европейские ТНК будут расширять на территории стран базирования производство наукоемких товаров и услуг, обеспечивающих стратегическое управление зарубежными подразделениями и дальнейшую мирохозяйственную экспансию.

В ряде отраслей обрабатывающей промышленности (прежде всего в машиностроении и металлообработке) вероятна дальнейшая децентрализация производства - сокращение среднего размера производственных единиц. Аналогичное сокращение среднего размера предприятий намечается и во многих отраслях сферы услуг, где оно сопряжено с углублением специализации и со все боле широким применением гибких форм организации труда (временные контракты, неполный рабочий день).

Нынешнее большое значение "старых" отраслей в структуре экономики при однобокой мирохозяйственной специализации порождает высокие показатели долгосрочной безработицы (в Польше и Словакии она превышает 10%, в Греции и Литве - 5%). Но и в отдельных старых странах-членах все еще большая доля традиционных отраслей промышленности, которые сильно зависят от перепадов конъюнктуры и в целом остаются структурно слабыми, сдерживает динамику экономического развития. Вместе с тем такие промышленные отрасли, как автомобилестроение, электроника, фармацевтика и отрасли, использующие новейшие биотехнологии, будут расти ускоренными темпами, но во все возрастающей степени перемещаться в Восточную Европу.

Следует также учитывать, что экономика некоторых южно- и восточноевропейских стран по-прежнему в ощутимой мере опирается на развитие сельского хозяйства (доля продовольствия в экспорте Кипра превышает 1/3, Греции - 20%, Испании - 14%; соответственно доли сельского хозяйства в совокупном продукте этих стран в 2004 г. составляли 3,8; 6,4; 3,5%; в Болгарии и Румынии она значительно выше - 10,9 и 14,4%). Постепенный отказ от активной аграрной политики на уровне ЕС, поскольку она достигла цели самообеспеченности продовольствием и теперь является во многом неэффективной, может породить трудности развития и адаптации в странах Южной Европы и ЦВЕ к 2020 г. Доля сельского хозяйства в ВВП (особенно в Греции, Словакии, странах Балтии) заметно снизится - до уровня, не превышающего 3,5%, а в целом в ЕС-25 окажется менее 2%.

Что касается строительства , то в начале 2000-х годов эта отрасль продемонстрировала в странах ЕС разнонаправленное развитие: устойчивый строительный кризис в Германии и Финляндии сопровождался бумом строительной отрасли в Великобритании, Ирландии и Испании, умеренным ростом во Франции и Италии, стагнацией в Португалии и Словении. В странах ЦВЕ также наблюдается рост в строительной отрасли (кроме Словении). Вероятно, в ближайшие 5 - 7 лет ситуация выровняется, а к 2015 - 2020 гг. доля строительства в ВВП в целом по ЕС стабилизируется. Так, в Германии доля строительства, упавшая за последнее десятилетие с 6 до почти 4%, очевидно стабилизируется на этом уровне, причем стабилизирующую роль сыграет не столько производственное, сколько жилищное строительство, поскольку в конце текущего десятилетия начнется и вплоть до 2020 г. продолжится процесс реконструкции и частичной замены жилого фонда, созданного в 50 - 70-е гг.

Рост валовых инвестиций будет сильно различаться по странам, но в среднем останется невысоким. Инвестиционную деятельность в Германии, как и в начале 2000-х гг., будет отличать нестабильность, особенно до 2010 г. (от - 0,5% до +3,5%), но во второй половине прогнозного периода возможно инвестиционное оживление в жилищном строительстве, о чем уже упоминалось, хотя масштабы его будут невелики.

Во Франции и Великобритании, напротив, инвестиции будут увеличиваться относительно стабильно на 2 - 3% в год, равно как и в Италии, хотя в последней темпы будут скромнее - 1,0 - 1,5%. Правда, во Франции, где сравнительно недавно (1998 - 2001) прошла волна массового обновления капитала и завершается другая волна, связанная с "наверстыванием" сложившегося отставания в сфере информационных технологий, такой инвестиционный рост возможен лишь при условии снижения налогового бремени в результате реформирования социальной сферы.

Высокая инвестиционная активность (около 4 - 5% в год) сохранится в Испании и Ирландии, низкая (около 1%) - в Португалии. В странах ЦВЕ инвестиционный бум 2004 - 2005 гг. пойдет на спад, хотя прирост инвестиций до 2010 г., очевидно, будет более быстрым, чем в старых странах-членах (в среднем примерно на 5%), а затем темпы прироста снизятся до стандартных европейских 3%.

Доля сферы обращения и услуг в произведенном ВВП повысится с 71 до 74 - 75%, главным образом за счет финансовых и деловых услуг, связи, а также частных услуг, а в случае реализации сценария "неспешной устойчивости" - и до 78 - 80%. Помимо названных сегментов услуг в этом важную роль может сыграть туризм и гостиничный бизнес, особенно в Южной Европе. При этом в ряде стран - старых членов ЕС доля услуг может превысит отметку 80% (в настоящее время это характерно только для экономики Люксембурга). В новых странах-членах сфера услуг также будет устойчиво расти. Правда, быстрое развитие сферы услуг в экономически отсталых странах ЕС часто связано с созданием отдельных ее сегментов почти "с нуля", причем в основном дочерними структурами иностранных телекоммуникационных компаний, банков, страховых фирм и др. Как только свободные и незаполненные рынки будут захвачены, а спрос населения станет близок к насыщению, темпы роста сервисных отраслей замедлятся.

Относительно медленное в первой половине прогнозного периода развитие розничной торговли (за исключением Великобритании), гостинично-ресторанного бизнеса и туризма будет сопровождаться ускоренным ростом транспорта и особенно связи. Однако после 2012 - 2015 гг., как уже отмечалось, не исключается рост туризма и всей рекреационной сферы в "старой" Европе.

За счет инновационной активности и структурных сдвигов в экономике (в частности, снижения доли промышленности) должна еще более снизиться энергоемкость производства, а возможно, и его трудоемкость (в том числе и в сфере услуг по мере расширения использования интернет-технологий).

Несколько повысится доля личного потребления в использовании ВВП - с 60-63 до 67-68% - не столько за счет роста его объемов, сколько за счет некоторого снижения долей государственного потребления и инвестиций; постепенно, но неуклонно будет происходить сокращение субсидий, предоставляемых как отраслям экономики, так и домашним хозяйствам. Снижение уровня безработицы (особенно во Франции и Германии) может позитивно сказаться на росте личного потребления, которое в таком случае повысит свою значимость в качестве составляющей конечного спроса.

I. ЭКОНОМИКА

38. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого населения;
– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье, качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных услуг.

Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике :
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение:
– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

Структурные сдвиги в экономике - это изменения в структуре экономической системы под воздействием различных экономических и внеэкономических факторов, процессов управления экономической системой. Прогрессивными структурными сдвигами следует считать те, которые приводят в конечном счете к повышению долгосрочной эффективности экономической системы.

Исходя из цели, которую общество стремится достигнуть в процессе функционирования экономической структуры, можно принять следующие показатели ее эффективности:

1) степень удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей;

2) рост валового внутреннего продукта и национального дохода;

3) формирование оптимальных отраслевых и региональных пропорций воспроизводства;

4) увеличение прибыльности и рентабельности работы предприятий.

Конечной целью всяких структурных сдвигов является удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей и реализация соответствующих интересов . В то же время сама система потребностей неоднородна: ее составными частями являются материальные, духовные, социальные потребности. В условиях товарно-денежных отношений степень удовлетворения потребностей зависит от целой системы промежуточных показателей:

· на макроэкономическом уровне – это увеличение доли страны в мировой экономике, повышение темпов экономического роста ВВП и национального дохода, оптимизация структуры его распределения, потребления и накопления, формирование оптимальной структуры воспроизводства, основных народнохозяйственных пропорций;

· на мезоуровне - это оптимизация отраслевой и региональной структур экономики в плане ликвидации аномальных диспропорций, а также структурных асимметрий, порождающих дезинтеграционные процессы;

· на микроуровне - это увеличение прибыльности и рентабельности работы отдельных предприятий (фирм), оптимизация их производственной, организационной, технологической и управленческой структур.

Конечный и промежуточные показатели эффективности экономической структуры находятся в противоречивом взаимодействии, так как не всегда рост физического и стоимостного объема валового внутреннего продукта соответствует улучшению качества структуры экономики и адекватному улучшению структуры удовлетворения потребностей и реализации интересов хозяйственных субъектов.

Таким образом, понятие эффективности структурных сдвигов в экономике несколько отличается от показателей эффективности ее структуры. Отражая динамическую составляющую структурного развития, оно показывает, насколько быстро структурные сдвиги достигают цели, т.е. приводят структуру размещения производственных ресурсов в соответствие со структурой изменяющихся потребностей при минимуме затрат на их осуществление. Математически данный показатель можно представить в виде:

Эс= Мs / I ´ 100%

где Эс - эффективность структурных сдвигов в экономике;

Мs - масса структурного сдвига в стоимостном выражении;

I - затраты на осуществление структурного сдвига.

Милитаризация

Милитаризация - подчинение экономической и общественной жизни государства (государств) целям подготовки к войне; перенесение методов военной организации в область гражданских отношений.

Многие считают данные процесс пагубным для развития стран. Но военный потенциал, его создание, поддержание в надлежащем состоянии и использование – неизбежность для все еще разделенного по классовым, расовым, религиозным, экономическим и многим другим признакам человечеств.

Милитаризация экономики оказывает существенное воздействие на общественное воспроизводство. Военная продукция участвует в воспроизводстве производственных отношений.
Милитаризация экономики сопровождается также изъятием больших сельскохозяйственных площадей под военные базы, полигоны, аэродромы и другие военные объекты. США, например, только на территории иностранных государств занимают для этих целей 31 млн. акров земли. В ФРГ изъято под военные объекты 4 млн. га земли.

Милитаризация экономики капиталистических стран ведет к резкому сокращению расходов на социальные нужды, к росту налогообложения, инфляции, ухудшению материального положения трудящихся, что еще больше обостряет все присущие капитализму экономические, социальные и политические противоречия. В странах НАТО постоянно расширяются масштабы финансирования милитаристских приготовлений. Страны, входящие в НАТО, ежегодно увеличивают военные расходы на 3 % в реальном исчислении.

В результате милитаризации экономики в некоторых отраслях промышленности наблюдается увеличение производства, а на ряде товарных рынков - превышение спроса над предложением, рост курса акций, повышение цен, то есть улучшение конъюнктуры. Однако эти тенденции характеризуются крайней неустойчивостью. Систематическое изъятие из процесса воспроизводства значительной части продукции ведет к сужению масштабов расширенного воспроизводства, развитию инфляции и ухудшению общехозяйственной конъюнктуры.

Если оценивать уровень милитаризации хозяйств по величине доли ВВП, расходуемого на создание вооружений и содержание вооруженных сил, то она остается довольно высокой в ведущих странах, колеблясь в пределах 1-4% (США - 3,8%, Япония - 1%). Наикрупнейшие средства на военные цели расходуются в США - около 300 миллиардов долл., что наиболее чем в 5 раз превосходит расходы КНР и в семь раз - расходы Франции, Германии.