Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия. Методы обеспечения экономической безопасности

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.


Задачи. Принципы построения. Основные элементы

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия.

Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

– защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

– защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

– законности;

– прав и свобод граждан;

– централизованного управления;

– компетентности;

– конфиденциальности;

– разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

– комплексного использования сил и средств;

– самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

– передовой материально-технической оснащенности;

– корпоративной этики;

– координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

В наши дни все большую актуальность приобретает защита интересов предприятия от противоправной деятельности коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим, данное направление работы многими начальниками служб экономической безопасности коммерческих структур выделяется в качестве отдельного элемента СЭБ.

Основной смысл подобной системы состоит в том, что она должна носить упреждающий характер, а основными критериями оценки ее надежности и эффективности являются:

– обеспечение стабильной работы предприятия, сохранности и приумножения финансов и материальных ценностей;

– предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных чрезвычайных происшествий, связанных с деятельностью «внешних» и / или «внутренних» недоброжелателей.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы экономической безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, Вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в Вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер экономической безопасности.

А они будут не популярны:

– кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т.д.;

– кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

– кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

– у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей либо бахвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

– некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т.д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах экономической безопасности как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия. Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т.д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из Ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т.д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно.

При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения экономической безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь – наверное никто не будет возражать, что эта категория обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут Вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что СЭБ предприятия только тогда будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, когда весь персонал понимает важность обеспечения безопасности компании и сознательно выполняет все установленные указанной системой требования. Достигается же данная цель в результате проведения непрерывной, кропотливой воспитательной и профилактической работы с сотрудниками предприятия, их обучения и специальной подготовки по вопросам действующего законодательства и различным аспектам экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности в России можно выделить следующие:

· активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности;

· использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

· отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к не основной деятельности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно – технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Их подоплека обычно лежит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо из-за того, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности СЗИ, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее, перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью приводить его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

· административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

· хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

· учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

· организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

· планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

· материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

· научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

· информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.



Заключение

В интересах стабильного функционирования фирмы, предприниматели должны в тех или иных объемах заниматься бизнеса или . Размер, капиталоемкость, технологическая сложность и публичность бизнеса определяют лишь объем тех работ, которые предприниматели проводят по бизнеса и их бюджет.

Не заботясь о соблюдении элементарных мер экономической , фирма может оказаться на грани банкротства, например в результате неплатежей: любой выданный товарный кредит может повлечь за собой риск неплатежа, если не предприняты определенные меры по сбору минимальной , не проведена элементарная . Участвуя в сделке в качестве покупателя или инвестора, необходимо проводить определенный набор процедур, цель которого – проверка достоверности излагаемых о себе продавцом или получателем средств сведений. Проведение данной информационно-аналитической работы позволит снизить риск купить «кота в мешке» и потратить деньги впустую. предполагает, что на фирме также должны быть продуманы определенные меры по снижению потерь, вызываемых действиями проверяющих структур, например в рамках уполномоченных структур, которая также может закончиться для предпринимателя невосполнимыми потерями. В любом случае вовремя проведенный профессиональный позволит предприятию предотвратить большинство форс-мажорных затрат, направленных на ликвидацию последствий просчетов в обеспечении безопасности бизнеса.

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: курс лекций. М.: Инфа М, 2003 г.

2. Полукарпов В.Л. Краткий курс менеджмента М., 2004 г.

3. Полукарпов В.Л. Менеджмент: анализ и основные тенденции. М., 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Практическая деятельность службы экономической безопасности основывается на применении типовых схем, действий и процедур. Прежде всего, необходимо сообщить об алгоритме действий, на базе которого формируется работа службы безопасности. Он включает следующие операции:

· систему предупредительных (превентивных) мер: выявление угроз экономической безопасности, оценка появляющихся угроз, определение мероприятий по нейтрализации угроз, деятельность по нейтрализации угроз экономической безопасности;

· систему предупредительных мер: деятельность по исследованию контрагентов, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, анализ условий договоров, защита компьютерных систем и т.д., эта деятельность постоянна и непрерывна. Она предоставляет защиту экономической безопасности на базе системы организационных мероприятий.

Но даже при самой лучшей системе предупредительных мер нельзя предвидеть, а тем более прекратить внезапно появляющиеся нестандартные угрозы, которые причиняют значительный ущерб предприятию, например мошеннического характера. Для противодействия этим угрозам следует использовать специфический механизм. Специалисты вводят активную модель реагирования обнаружения мошенничества.

Такая модель представлена следующими блоками: программы предупреждения мошенничества, учинение мошенничества, сообщение о случившемся, расследование, соответствующие действия, разрешение проблем, анализ, огласка, улучшение способов контроля, проверка их пригодности, профессиональная подготовка, проведение активных аудиторских проверок.

Отличительная особенность этой модели то, что она представляет обязательное реагирование на определенный случай мошеннических угроз и имеет такие блоки, повышающие эффективность работы служб экономической безопасности. Они включают, к примеру «Сообщение о случившемся» - соответственно среди персонала фирмы необходимо сформировать такой климат, позволяющий усовершенствовать людям возможность для сообщения о фактах нарушений или подозрениях; «Огласка» - предполагает распространение информации о способах совершения мошенничества, лицах, их свершивших, среди руководящего состава, работников службы безопасности. «Профессиональная подготовка» имеет ввиду постоянный рост квалификации аудиторов, менеджеров, работников службы безопасности.

В то же самое время, какую бы модель обеспечения экономической безопасности ни выбрал предприниматель, следует учитывать тот факт, что организация эффективной системы профилактических и предупредительных мер обойдётся гораздо дешевле, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

Обеспечение экономической безопасности предприятии не должно быть вопросом, который решается исключительно силами самих предпринимателей. Прежде всего, государство должно создать благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности.

Здесь речь идет не только о национальном и региональных законодательствах, но и о правоприменительной практике, обычаях делового оборота.

Также должна быть создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятии по обеспечению собственной безопасности. При этом ведение предприятиями деятельности по обеспечению экономической безопасности должно быть обязательным.

Должны быть разработаны положения, которые носят обязательный и (или) рекомендательный характер в отношении ведения предприятия таковой деятельности.

Государство может и должно обеспечить национальные предприятия теоретико-прикладными разработками в области экономической безопасности. отсутствие таких разработок может привести к неэффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности и в итоге к неконкурентоспособности национальных предприятии. Воровство, внутреннее мошенничество, взяточничество, коррупция - эти проблемы могут быть и должны решаться государством и предприятием совместно. Однако отдельно взятое предприятие не имеет достаточно возможностей, чтобы сменить систему отношении. Это может и должно сделать государство.

Государством должны быть установлены критерии, определяющие, какие предприятия относятся к сфере национальных экономических интересов. Должны приниматься во внимание размеры предприятия, сфера его деятельности, географическое расположение, доля на рынке. Экономическая безопасность таких предприятии в обязательном порядке должна контролироваться специальными службами государства.

Государство также должно принимать меры по ограничению негативного влияния иностранных государств и предприятия в частности. Этот вопрос весьма сложен. Для его необходим целый комплекс мер. В ряде отраслей должна быть ограничена деятельность иностранных предприятии и физических лиц.

Мы можем и должны рассматривать предприятия национальной экономики и государственные службы, курирующие экономику, как части единой экономической системы. Чем меньше неразрешенных противоречии и конфликтов в этой системе, чем меньше сил и средств затрачивается на их разрешение, тем меньше издержки и лучше работает вся система в целом. До тех пор, пока основной работой департаментов экономической безопасности будет борьба с налоговыми правонарушениями предприятий, пока государственные службы будут служить орудием корпоративных войн, уровень экономической безопасности предприятий будет на стабильно низком уровне. В конечном итоге это неминуемо скажется и на уровне экономического государства.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками её разглашения, либо иных неправомерных действий, относятся, прежде всего, работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

Недобросовестные сотрудники - это категория служащих, которые наносят ущерб предприятию, преследуя самые разнообразные цели личного характера, в частности, получение крупных вознаграждений от контрагентов, месть, торговля секретами предприятия как источник дополнительного заработка и др.

Нанесение ими ущерба выражается в следующих формах: кража или порча имущества, разглашение или перепродажа коммерческой тайны, выведение из строя технических средств связи и вычислительной техники, заражение ЭВМ компьютерными вирусами, невыполнение своих функциональных обязанностей.

В практике работы с персоналом работники службы безопасности должны проверять не только хранение сотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний «интерес» к другим подразделениям.

Для работников службы безопасности индикаторами в выявлении конкретных работников, осуществляющих разглашение конфиденциальной информации, занимающихся хищением денег, либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия, являются следующие:

·- внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;

·- изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;

·- резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и т.д.

Потенциальными нарушителями являются сотрудники:

Имеющие значительные материальные затруднения;

Имеющие склонность к азартным играм;

Склонные к пьянству, наркотической зависимости;

Имеющие тяжело больных близких родственников;

Часто меняющие место работы;

Психически неуравновешенные.

Для поддержания высокого уровня защищённости экономических интересов предприятия, службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности.

Рассмотрим некоторые способы таких проверок:

1. Лицу, ответственному за получение в банке денежных сумм, умышленно вкладывается в пачку лишняя купюра. Если лицо не реагирует на данные действия, то из этого могут быть сделаны следующие выводы:

1) данное лицо небрежно относится к своим обязанностям;

2) данное лицо умышленно присваивает деньги.

В обоих случаях есть основание сомневаться в личных либо деловых качествах проверяемого лица.

2. Проверка выполнения исполнительно-распорядительных функций ответственным лицом. Работнику, имеющему право распоряжаться печатями, штампами посторонним лицом предлагается за вознаграждение проштамповать чистые листы бумаги. В случае согласия доверие к такому лицу утрачивается, и оно освобождается от должностных обязанностей.

Итак, меры по работе с персоналом включают:

-· Определение и закрепление дисциплинарной и иной ответственности каждого сотрудника за соблюдение условий конфиденциальности и других условий обеспечения безопасности информации в организации; информирование его об уголовной ответственности, возникающей при злоупотреблениях во время работы с конфиденциальной информацией;

Контроль знаний и умений персонала, в том числе по действиям в чрезвычайных условиях компьютерных атак и по восстановлению информационных баз;

Контроль усвоения персоналом политики безопасности организации, знание им приказов, распоряжений и инструкций по обеспечению информационной безопасности;

Контроль и повышение квалификации персонала в области защиты информации, в том числе в области распознания приёмов социальной инженерии, которые к ним могут быть применены;

Предупреждение эксцессов выражения нелояльности к организации, к её руководству или к другим сотрудникам путём воздействия на её информационную систему;

Контроль лояльности и исключение вербовки персонала; всё чаще для выполнения этого требования в коммерческих структурах используют детекторы лжи;

Разъяснение недопустимости использования нелегального, «пиратского» оборудования.

Вообще же руководству предприятия необходимо проводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольных работников и особенно стараться сохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этом случае вероятность утечки информации будет сведена к минимуму.

законодательный финансовый экономический безопасность


Необходимость экономической безопасности предприятия

Основной причиной необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия является стоящая перед каждым предприятием задача достижения стабильности своего функционирования и создания перспектив роста для выполнения целей данного бизнеса. Так как объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде, то от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным и многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных составляющих экономической безопасности предприятия; и необходимость функционирования всех элементов управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве. Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности.

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предпринимательства - это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям .

Так как экономическая безопасность, как достаточно широкая экономическая категория, имеет некоторые составляющие, выявление причин необходимости ее обеспечения удобно рассматривать отдельно с каждой ее составляющей.

Основные составляющие экономической безопасности

    Финансовая безопасность

    Кадровая безопасность

    Информационная безопасность

    Технологическая/экологическая безопасность

    Силовая безопасность

    Правовая безопасность

Финансовая безопасность.

Управление финансовыми ресурсами, денежными потоками компании является одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняшних условий экономики. Для этого необходимо, чтобы предприниматели и менеджеры различных уровней знали теорию финансовой безопасности, ее структуру, объекты финансовой безопасности, основные опасности и угрозы, количественные и качественные показатели оценки уровня финансовой безопасности, методы анализа факторов. Под финансовой безопасностью понимается способность экономической системы (хозяйствующего субъекта) планово развиваться, сохраняя свою финансово-экономическую устойчивость, ликвидность и способность к расширенному воспроизводству.

Главный принцип сохранения финансовой безопасности - это контроль и балансирование доходов и расходов экономической системы. На сохранение финансовой безопасности оказывают значительное влияние следующие факторы.

1. Внутренние:

Квалификация учетного и финансово-экономического персонала;

Квалификация и навыки высшего руководства предприятия;

Юридическое обеспечение и экспертиза договоров и контактов предприятия;

Эффективность системы внутреннего контроля;

Кассовая, налоговая и платежная дисциплина;

Сбытовая и маркетинговая стратегия предприятия (организации).

2. Внешние:

Законодательная и нормативная база, регулирующая хозяйственную деятельность;

Платежеспособность дебиторов;

Деятельность (противодействие) государственных органов и органов местного самоуправления;

Активность кредиторов по востребованию долгов;

Эффективные деловые отношения с финансово-банковской системой (способность или возможность привлекать кредитные ресурсы по минимально возможной цене);

Надежность партнеров и контрагентов.

Выполнение предприятием своих обязательств, а также реализация ожиданий заинтересованных групп зависит от того, насколько оно способно выявлять эти потребности и ожидания, эффективно их удовлетворять, выдерживая оптимальный баланс привлекаемых ресурсов и создаваемого добавочного продукта. Указанная способность предприятия требует эффективной координации действий в различных сферах, привлечения наиболее передовых технологий управления. Требование сбалансированности финансовых ресурсов с точки зрения их источников и направлений использования

порождает одну из ключевых проблем рыночной экономики - платежеспособность предприятия. В общем случае платежеспособность представляет собой способность предприятия вовремя и в необходимых объемах удовлетворять свои платежные обязательства. Предприятие, неспособное к выполнению данного условия, считается неплатежеспособным.

Основной задачей финансовой безопасности является поддержание постоянного финансового равновесия между поступающими и исходящими платежами предприятия, иными словами, поддержание своей ликвидности. За счет временного запаздывания между поступающими и исходящими платежами возникает финансовая брешь, которую предприятие должно закрывать. Эта финансовая брешь должна постоянно покрываться за счет соответствующего привлеченного капитала, в противном случае предприятие обанкротится.

Кадровая безопасность - это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом.

Среди кадровых угроз на уровне предприятия следует выделять:

    внутренние и внешние угрозы по отношению к предприятию;

    преднамеренные и непреднамеренные со стороны лица совершающего преступление;

    корыстные (мошенничество, кражи, грабежи, разбои, вымогательства) и некорыстные (халатность);

    технические (профессиональные) ошибки (случайные или систематические).

Целью управления персоналом в системе экономической безопасности предприятия, является поиск способов по минимизации риска и угроз со стороны сотрудников.

Главными группами критериев кадровой безопасности можно назвать:

    показатели численного состава персонала и его динамики;

    показатели квалификации и интеллектуального потенциала;

    показатели эффективности использования персонала;

    показатели качества мотивационной системы.

Для всех показателей должны быть определены пороговые значения (по должностям, по подразделениям и в целом по предприятию), здесь неблагоприятные процессы могут быть выражены, в частности, в отклонении величин установленных контрольных показателей от пороговых в отрицательную (а в отдельных случаях в положительную) сторону и в чрезмерном увеличении амплитуды динамики установленных показателей.

Еще один аспект кадровой работы, требующий внимательного отношения – это так называемые “Группы риска”. Для любого предприятия крайне нежелательно присутствие в коллективе - на производстве, в органах управления организацией, в партнерских организациях - работников, которые входят или потенциально могут войти в ту или иную группу риска .

Риск заключается в следующем:

    Возможность управления работником, входящим в ГР, извне, что может быть направлено на дестабилизацию организации (получение секретов, увод клиентов и т.д.).

    Постоянные попытки зависимого распространить влияние своих пагубных пристрастий, привычек на окружающих, поиск или формирование им круга единомышленников, то есть увеличение количества представителей ГР в организации.

    Удовлетворение своих зависимостей за счет временных и материальных ресурсов работодателя.

    Разрушение стабильного работоспособного коллектива (команды).

    Склонность к преступным действиям и нарушениям либо ради, либо вследствие удовлетворения своих зависимостей.

Основные группы риска:

    Члены религиозных новообразований

    Люди, страдающие алкоголизмом

    Наркозависимые

    Игроки (люди, подверженные игровой зависимости)

Решение кадровой задачи долж­но органично вписываться в решение других задач, которые состав­ляют и формируют целостную концепцию безопасности фирмы. Только комплексный подход позволяет добиться высокой степени обеспечения экономической безопасности любой коммерческой структуры.

Регулярное изучение всех категорий персонала, понимание объективных потребностей сотрудников, их ведущих интересов, подлинных мотивов поведения и выбор соответствующих методов объединения отдельных индивидуумов в работоспособный коллектив - все это позволяет руководителям в итоге решать сложные производственные и коммерческо-финансовые задачи, в том числе связанные с обеспечением экономической безопасности.

Информационная безопасность

Современные информационные технологии занимают не последнее место во всех отраслях бизнеса. Многие технологические процессы производства, начиная с подготовки документов и заканчивая управлением производственными процессами, в той или иной степени автоматизированы или находятся в процессе автоматизации.

Одной из наиболее серьезных проблем, затрудняющих применение информационных технологий, является обеспечение информационной безопасности. Особенно важна безопасность критических приложений, к числу которых можно отнести финансовую сферу.

Под информационной безопасностью подразумевают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или случайного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам информационного ресурса или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Таким образом, основой построения комплекса информационной безопасности предприятия является выявление субъектов информационных отношений и их интересов, связанных с использованием информационных систем. В зависимости от категорий субъектов требования к информационной безопасности могут существенно различаться.

Большинство нормативных документов и специалистов определяют безопасность информационных технологий как комбинацию доступности, целостности и конфиденциальности информации, где под ними понимаются соответственно:

Понятие «экономическая безопасность хозяйствующего предприятия» ……………………………………………….............4-5 Критерии и показатели экономической безопасности предприятия ……………………………………………………..……6 Основные направления обеспечения экономи­ческой безопасности предприятия ...

  • Экономическая безопасность предприятия (1)

    Реферат >> Экономика

    Появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия . Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс... и различным аспектам экономической безопасности . Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая...

  • Экономическая безопасность предприятия (3)

    Контрольная работа >> Экономика

    Это резко обострило проблему обеспечения экономической безопасности предприятия . Экономическая безопасностью предприятия следует понимать защищенность его научно...

  • Экономическая безопасность предприятия (2)

    Реферат >> Экономика

    Всех необходимых экономических показателей, наиболее полно характеризующих состояние экономической безопасности предприятия (фирмы), ... причин, вызвавших снижение этого показателя экономической безопасности предприятия (фирмы). В отечественной практике для...

  • Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

    3.1. Обеспечение экономической безопасности предприятия. Основные определения

    Экономическая безопасность в ряде изданий определяется следующим образом: “это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз”. Ее специфика и значимость подразумеваются выделением экономической безопасности из общего понятия национальной безопасности.

    В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей.

    Для решения её немаловажную, если не решающую роль, играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов.

    Первоначально понятие экономической безопасности рассматривалось как обеспечение условий сохранения коммерческой тайны и других секретов предприятия. Такому трактованию экономической безопасности посвящены публикации начала 90-х годов прошлого столетия .

    Обеспечение экономической безопасности рассматривалось прежде всего как защита информации, чему посвящены многие публикации. Проблему экономической безопасности предприятия в указанном контексте предлагалось решать исходя из предпосылки, что степень надежности всей системы сохранности информации определяется уровнем безопасности самого слабого ее звена, которым считается персонал организации.

    Обеспечение экономической безопасности предприятия строилось в форме двухуровневой системы защиты информации. Первый уровень предполагал сохранность секретов силами службы безопасности организации, а второй – предусматривал формирование психологической атмосферы «бдительности и ответственности» персонала организации с помощью так называемых координаторов, назначаемых из лиц среднего руководящего звена и пользующихся среди сотрудников авторитетом. Признавая, что сохранность информации является одним из важных аспектов экономической безопасности предприятия, необходимо отметить, что сведение проблемы экономической безопасности предприятия только к защите коммерческой тайны представляет собой слишком упрощенный вариант решения такой проблемы. Вполне очевидно, что столь узкое понимание экономической безопасности страдает чрезмерной «экономичностью» и не учитывает всего спектра влияния внешней среды как основного источника опасностей для деятельности предприятия.

    Несколько позже возобладал другой подход к трактовке понятия экономической безопасности предприятия. Резкий спад производства в целом по стране, а главное – изменение экономических функций государства, которое уже не являлось основным инвестором и потребителем продукции, заставили посмотреть гораздо шире на проблему экономической безопасности предприятий. Согласно этому взгляду экономическая безопасность предприятия обусловлена влиянием внешней среды, которая в рыночной экономике все время изменяется, никогда не остается стабильной, постоянной или неизменной. Именно с позиций влияния внешней среды, защиты предприятий от ее отрицательного влияния и рассматривается содержание категории экономической безопасности предприятия, в том числе и в немногочисленных пока публикациях отечественных ученых-экономистов.

    При определении понятия «экономическая безопасность» стало преобладать мнение, что его содержание отражает такое состояние предприятия, которое обеспечивает способность противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В этой связи экономическая безопасность предприятия стала рассматриваться намного шире – как возможность обеспечения его устойчивости в разнообразных, в том числе и в неблагоприятных условиях, которые складываются во внешней среде, вне зависимости от характера ее влияния на деятельность предприятия, масштаба и характера внутренних изменений. Так, экономическая безопасность предприятия определена как «защищенность его деятельности от отрицательных влияний внешней среды, а также как способность быстро устранить разно вариантные угрозы или приспособиться к существующим условиям, которые не сказываются отрицательно на его деятельности» . Экономическая безопасность фирмы определяется совокупностью факторов, отражающих независимость, устойчивость, возможности роста, обеспечения экономических интересов и т. д.

    Несколько иное понимание экономической безопасности предприятия приводит В. Тамбовцев , определяя ее как состояние предприятия, которое означает, что вероятность нежелательного изменения каких-либо качеств, параметров принадлежащего ему имущества и затрагивающей его внешней среды невелика (меньше определенного предела). В зависимости от того, какое сочетание параметров жизнедеятельности предприятия является для него желательным, будет меняться и конкретное наполнение понятия «нежелательные изменения». В общем случае к ним относятся те, которые отдаляют предприятие от его желаемого состояния. Приведенное понимание экономической безопасности предприятия предполагает и практически основывается на признании возможности стабильности внешней среды, с чем нельзя согласиться, поскольку именно изменчивость внешней среды следует рассматривать как ее постоянное состояние, а ее постоянство в течение некоторого времени – как временное состояние. Кроме того, в практической деятельности предприятий весьма затруднительно определить вероятность нежелательных изменений, которые еще необходимо четко сформулировать.

    В рамках подхода к экономической безопасности предприятия как состоянию, определяемому влиянием внешней среды, следует отметить ресурсно-функциональный подход. Авторы этого подхода экономическую безопасность предприятия рассматривают как «состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем» . С этой целью Е. Олейников рассматривает совокупность процессов, протекающих в организации, со всеми их характерными особенностями и взаимосвязями, которые составляют единую родственную группу с точки зрения их функциональной роли в обеспечении экономической безопасности предприятия и, вместе взятые, играют важную роль в обеспечении экономической безопасности предприятия. В ресурсно-функциональном подходе в качестве основных направлений экономической безопасности предприятия различают семь функциональных составляющих: интеллектуально-кадровую, финансовую, технико-технологическую, политико-правовую, экологическую, информационную и силовую.

    Тщательное изучение сущности ресурсно-функционального подхода к пониманию экономической безопасности предприятия позволяет отметить его основное достоинство – всеобъемлющий, комплексный характер, поскольку в рамках этого подхода исследуются важнейшие факторы, влияющие на состояние функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, изучаются основные процессы, влияющие на ее обеспечение, проводится анализ распределения и использования ресурсов предприятия, рассматриваются экономические индикаторы, отражающие уровень обеспечения функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, и разрабатываются меры по обеспечению максимально высокого уровня функциональной составляющей экономической безопасности предприятия.

    Однако это достоинство ресурсно-функционального подхода одновременно является и его же недостатком, поскольку экономическая безопасность рассматривается очень широко – и в аспекте адаптации к влиянию внешней среды, и в аспекте ресурсной обеспеченности предприятия, и в аспекте качества реализации функций управления, таких как планирование, учет и анализ и т. д. При таком широком подходе теряется само видение экономической безопасности и, по сути, она отождествляется с самой деятельностью предприятия и ее эффективностью.

    Помимо попыток определить сущность экономической безопасности предприятия, исходя из признания влияния, причем отрицательного, на его деятельность внешней среды, существуют и иные точки зрения по рассматриваемому вопросу. В качестве способов обеспечения экономической безопасности предприятия предлагается построение системы защиты его экономических интересов, в которой основное внимание уделено вопросам борьбы с недобросовестной конкуренцией, обеспечению информационной безопасности и правовой защите интеллектуальной собственности. Следует отметить неясность и недосказанность такого аспекта обеспечения экономической безопасности предприятия, как борьба с недобросовестной конкуренцией. В частности, непонятно, каким образом, в каких формах и какими способами предприятие может осуществлять борьбу с недобросовестной конкуренцией. Не снижая значения действий предприятий в этой борьбе, все-таки хотелось бы заметить, что такая борьба относится, скорее, к прерогативе государственных или региональных органов управления.

    Заслуживает внимания точка зрения некоторых исследователей о необходимости защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов. В этом вопросе важным является поиск правильного соотношения между вероятными потерями при нарушении экономических интересов предприятия и допустимой величиной затрат для предотвращения или минимизации потерь. Однако приведенная точка зрения носит несколько декларативный характер, поскольку защита экономических интересов автором сводится к защите информации, содержащей коммерческую тайну, а проблема выявления пограничного значения уровня затрат, разделяющего затраты на эффективные и неэффективные, только обозначена.

    Отдельно хотелось бы сказать о подходах к экономической безопасности предприятия, которые можно назвать узкофункциональными. Речь идет о рассмотрении экономической безопасности предприятия с позиции отдельного аспекта его деятельности. Так, высказывается мнение, что важнейшим направлением формирования системы экономической безопасности, в том числе и предприятий, является создание действенного механизма финансовой безопасности.

    Обосновывается, что учет является одной из основных функций управления, направленной на обеспечение экономической безопасности предприятия, и именно учет исключает возможность прямых хищений без установленных законом последствий, создает информационные условия для осуществления контроля целесообразности и законности использования ресурсов в превентивном, текущем и следующем режимах и оказывает содействие предотвращению реализации угроз, которые снижают экономическую устойчивость предприятий.

    Безусловно, разработка узкофункциональных направлений обеспечения экономической безопасности предприятия необходима, так как позволяет провести всесторонние и глубокие исследования выбранного аспекта деятельности предприятия и показать конкретные пути и способы обеспечения экономической безопасности предприятия в той или иной сфере его деятельности. Всем узкофункциональным подходам к обеспечению экономической безопасности предприятия присущ один, но, как представляется, очень серьезный недостаток. Авторы этих подходов зачастую исходят из разного понимания экономической безопасности предприятия. В этом случае попытки каким-то образом объединить узкофункциональные направления обеспечения экономической безопасности предприятия заранее обречены на неудачу. Отсутствие единого понимания экономической безопасности предприятия может значительно снизить результативность узкофункционального подхода, т. е. попросту обесценить ее, хотя такой подход в целом ряде случаев может принести ощутимую пользу.

    Анализ рассмотренных подходов к проблеме экономической безопасности предприятия позволяет сделать следующие выводы. Экономическая безопасность предприятия складывается из нескольких функциональных составляющих, которые для каждого конкретного предприятия могут иметь различные приоритеты в зависимости от характера существующих угроз. Основным фактором, определяющим состояние экономической безопасности является обладание предприятием устойчивыми конкурентными преимуществами. Эти преимущества должны соответствовать стратегическим целям предприятия. На основании сделанных выводов можно сформулировать собственное определение:

    Экономическая безопасность предприятия – это наличие конкурентных преимуществ, обусловленных соответствием материального, финансового, кадрового, технико-технологического потенциалов и организационной структуры предприятия его стратегическим целям и задачам. Под экономической безопасностью предприятия (фирмы, организации) понимают защищенность научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от внешних и внутренних экономических угроз и способность к воспроизводству при эффективном использовании всех его ресурсов.

    Из книги Управление ценами в ритейле автора Липсиц Игорь Владимирович

    6.2 Процедура определения экономической ценности товара Процедура расчета экономической ценности товара может быть достаточно строго формализована и стать основой для надежных количественных оценок.Эта процедура состоит из четырех основных этапов, каждый из которых

    Из книги Работай как шпионы автора Карлсон Дж. К.

    Обеспечение безопасности в опасном мире Разобравшись со своими факторами уязвимости и определив, каким образом конкуренты могут ими воспользоваться, вы можете обеспечить собственную безопасность. Вас удивляет, что это так просто? В мире бизнеса до сих пор господствует

    Из книги Должностная инструкция руководителя, или «Управленческая восьмёрка» автора Кувшинов Дмитрий

    4. Обеспечение техники безопасности Начальник склада ежедневно проверяет состояние груза в местах хранения (ежедневный обход всей территории склада). Контролирует правильность размещения поддонов на полках стеллажа, расположение грузов при многоярусном хранении и

    Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся Артуровна

    4.4 Обеспечение техники безопасности Старший кладовщик ежедневно проверяет состояние груза в местах хранения (ежедневный обход всей территории склада). Контролирует правильность размещения поддонов на полках стеллажа, расположение грузов при многоярусном хранении и

    Из книги автора

    Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности предприятий 1.1. Экономическая безопасность. История вопроса Экономическая безопасность – часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства,

    Из книги автора

    1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино

    Из книги автора

    Глава 2. Процесс обеспечения экономической безопасности на региональном уровне 2.1. Система показателей и индикаторов экономической безопасности в регионе Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы

    Из книги автора

    2.1. Система показателей и индикаторов экономической безопасности в регионе Одной из первостепенных задач при изучении экономической безопасности является разработка такой системы показателей, которая объективно и своевременно отражала бы кризисные явления в

    Из книги автора

    2.3. Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на

    Из книги автора

    Глава 3. Деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятий Обеспечением безопасности предприятия занимаются две группы субъектов.Первая группа занимается этой деятельностью непосредственно на предприятии и подчинены его руководству.Среди этой

    Из книги автора

    3.2. Причины дестабилизации экономической безопасности Уровень экономической безопасности предприятия зависит, прежде всего, от способности руководства предвидеть и предотвратить возможные угрозы, а также быстро разрешить возникшие проблемы.Среди причин,

    Из книги автора

    3.5. Задачи экономической безопасности В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. Следует

    Из книги автора

    4.4. Финансовая диагностика экономической безопасности предприятия В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития отечественных предприятий во многом зависит от степени обеспечения их экономической безопасности.Необходимость

    Из книги автора

    Глава 5. Особенности экономической безопасности на предприятиях различных отраслей Среди существующих средств обеспечения безопасности можно выделить следующие:1) Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства

    Из книги автора

    Глава 6. Построение системы экономической безопасности предприятия 6.1. Общие принципы Многие авторы при рассмотрении систем безопасности явно или скрыто используют одну и ту же последовательность рассуждений. Первоначально идеологически предполагается наличие

    Из книги автора

    7.5. Система информационной безопасности предприятия Главной целью любой системы информационной безопасности является обеспечение устойчивого функционирования объекта, предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов Заказчика от противоправных

    Средства обеспечения безопасности - это, чаще всего, конкретные конструктивные воплощения принципов и методов. Принципы, методы и средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других факторов.

    Экономическая безопасность любого государства, в том числе Российского, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти. В этой связи целесообразно вначале уяснить сущность ряда понятий, относящихся к рассматриваемой главе, а затем и другие положения в этой сфере деятельности.

    Термин слово обеспечить означает оградить, охранить1, безопасность им понимается как положение, при котором не угрожает опасность кому чему-нибудь. Стало быть, обеспечение экономической безопасности государства представляет собой систему государственных мер сил, направленную на охрану защиту экономических интересов субъектов права граждан, юридических лиц, государства.

    В Российской Федерации экономическая безопасность государства обеспечивается правоохранительными органами, к которым закон относит и федеральные органы налоговой полиции. В частности, Закон О федеральных органах налоговой полиции, принятый законодательным органом России 24 июня 1993 г. , в ст. 1 установил, что федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

    Задачами федеральных органов налоговой полиции согласно ст. 2 Закона являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

    На федеральные органы налоговой полиции не могут быть возложены задачи, не предусмотренные вышеназванным законом.

    Ожегов СИ. Словарь русского языка. С. 364. 2 Там же. С. 38.

    Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.

    Правовыми основами деятельности федеральных органов налоговой полиции являются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, Закон О федеральных органах налоговой полиции и иные законодательные акты Российской Федерации, правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемые в пределах их полномочий.



    Вся деятельность федеральных органов налоговой полиции должна осуществляться на основе правовых принципов. Такими принципами согласно ст. 4 Закона О федеральных органах налоговой полиции являются: законность; уважение прав и свобод человека и гражданина;

    подконтрольность и подотчетность органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетание гласных и негласных форм деятельности. Кроме того, в федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных органов налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Стало быть, речь идет о таком принципе, как подчинение только закону, выведение государственных правоохранительных органов из-под контроля партий и иных общественных организаций.

    Федеральные органы налоговой полиции должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Это позволяет на практике реализовать такой принцип, как комплексный подход к решению задач по обеспечению экономической безопасности государства.

    Способы обеспечения экономической безопасности государства могут быть самыми разнообразными - организационными, правовыми, техническими и др.

    Организационные способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные приемы, используемые для организации данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:

    координацию деятельности налоговой

    полиции с другими

    правоохранительными органами

    по обеспечению экономической

    безопасности государства

    структуризацию управления, представляющую собой внутрен

    нюю форму организации федеральных органов налоговой полиции

    Все эти и другие приемы должны использоваться только в рамках действующего законодательства, что позволит не допускать произвольного их применения.

    Правовые способы обеспечения экономической безопасности государства характеризуются наличием правовых основ организации и деятельности соответствующих органов государства, в том числе правоохранительных. Практически это означает, что в государстве приняты и действуют законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере. Кроме того, законодательно установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции осуществляется за счет бюджета Российской Федерации. Порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Имущество федеральных органов налоговой полиции относится к федеральной государственной собственности. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет Департамент налоговой полиции. Указанное имущество приватизации не подлежит, а поэтому в Программу приватизации не включается.

    При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции ст. 19 Закона О федеральных органах налоговой полиции.

    Технические способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные технические средства компьютеры, транспортные средства, средства связи и т.д., с помощью которых достигается решение задач, поставленных перед федеральными органами налоговой полиции.