Как снять с кадастрового учета снесенный дом. Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка по заявлению и решению суда

Всем известно, что каждый объект недвижимого имущества следует регистрировать в кадастровом учете . Однако не многие понимают необходимость снятия их с кадастрового учета. Такая операция предусмотрена для тех случаев, когда недвижимость была уничтожена, либо старый объект недвижимости был реорганизован или переделан под новый объект.

Поэтому нужно подробнее разобраться с порядком проведения данной процедуры, а также отдельные особенности этого процесса.

Прежде чем говорить об объектах недвижимости, следует выяснить, что именно входит в эту категорию. Объектами недвижимости считаются:

  1. Земельный участок.
  2. Нежилые помещения.
  3. Дома и квартиры (отдельные комнаты, квартиры либо помещения в зданиях).

Казалось бы, зачем может понадобиться снимать недвижимость с учета, но в этом появляется необходимость в ситуациях:

  • Гибель имущества.
  • Уничтожение имущества.
  • Реконструкция здания (если в результате появляются, например, две квартиры вместо одной или после достройки).
  • Объединение нескольких или разделение одного земельного участка.
  • Если нужно объединить два здания в одно.

То есть, существует множество случаев, когда обращение в кадастровую палату происходит не только для постановки на кадастровый учет. Следует помнить и то, что не все случаи реорганизации или перемены недвижимого имущества считаются таковыми, которые требуют внесения изменений в кадастровый учет.

Срок проведения такой процедуры – 18 дней . То есть, в случае гибели любого недвижимого имущества, обратиться в уполномоченный на то орган надо не позже чем через 18 дней.

При этом следует иметь при себе соответствующие документы:

  1. Паспорт.
  2. Заявление о снятии с государственного кадастрового реестра недвижимого имущества.
  3. Акт обследования, который подтверждает отсутствие/гибель/реорганизацию объекта недвижимого имущества.

Это исчерпывающий перечень документов, в силу чего иных документов потребовать не могут. Иногда требуется еще соответствующее решение суд, которое утверждает факт снятия с кадастрового реестра. Кроме того, помимо личного обращения в кадастровую палату, этот перечень документов, можно подать путем электронного обращения на сайте Росреестра.

Можно также заранее записаться на прием в Росреестре. Это каждый может осуществить с помощь официального сайта либо путем телефонного звонка по единому номеру. В процессе рассмотрения поданной документации Вы можете наблюдать за стадиями этого процесса на сайте Росреестра, нажав на кнопку «Проверка статуса запроса».

В результате рассмотрения запроса на снятие недвижимого имущества с кадастрового учета соответствующие органы могут вынести одно из трех решений:

  1. Положительный ответ.
  2. Отказ.
  3. Временное приостановление рассмотрения.

В случае положительного ответа Вам должны выдать кадастровую выписку о снятии.

Отказ в снятии с государственного кадастрового реестра может быть вынесен в результате того, что имущество, о котором было подано заявление, не является на самом деле недвижимым, а также если акт обследования был подписан лицом, не имевшим на это соответствующих прав.

Решение о приостановлении рассмотрения поданных документов может быть вынесено в случае подачи неполного списка документов, либо если поданные документы были неправильно оформлены, например, нет соответствия данных, содержащихся в документах и с данными в ГКР.

Кто может обратиться с заявлением о снятии объекта недвижимости с учета?

Чтобы снять свое уничтоженное недвижимое имущество с кадастрового учета обратиться в соответствующие органы могут только собственники данного имущества.

Что такое акт обследования?

Актом обследования называют документ, который подтверждает факт уничтожения или гибели определенного объекта недвижимого имущества. Этот документ оформляется кадастровым инженером. Он обязательно должен обладать соответствующим квалификационным аттестатом.

Чтобы найти кадастрового инженера для составления акта обследования, достаточно зайти на сайт Росреестра и отыскать список кадастровых инженеров Российской Федерации , имеющих полномочия на составление акта обследования. Для его оформления с кадастровым инженером нужно заключить договор.

Форму данного акта, а также требования к его проведению устанавливает Министерство экономического развития РФ.

Где найти кадастровый реестр?

Чтобы найти информацию/данные об объектах недвижимого имущества, имеющихся у Вас в собственности, достаточно обратиться к сайту Росреестра. Именно на сайте Росреестра можно получить любые интересующие Вас сведения о недвижимом имуществе в режиме онлайн.

Можно также проверить состояние запроса в Росреестр, то есть стадию, на которой находится его рассмотрение. Кроме того, на сайте есть возможность просмотреть публичную кадастровую карту РФ.

Рабочий стол кадастрового инженера

Физическое лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, называется кадастровым инженером. Эта профессия связана прежде всего с размежеванием земельных участков, с определением их границ. Именно этот человек осуществляет проверку факта уничтожения/гибели/реорганизации объекта недвижимого имущества.

Соответственно, он должен обладать квалификационным аттестатом, который уполномочивает его на проведение таких действий. Кадастровый инженер имеет право осуществлять свою профессиональную деятельность как индивидуальный предприниматель, а может работать на юридическое лицо.

Рабочий стол кадастрового инженера включает в себя:

  • публичную кадастровую карту;
  • проверку статуса запроса;
  • кадастровый учет объекта недвижимости, а также учет их изменений;
  • снятие с кадастрового учета;
  • Кодексы РФ;
  • требования, которые необходимо соблюдать при подготовке кадастровых документов.

Кроме того, человеку, работающему кадастровым инженером, следует быть готовым к командировкам.

Публичная кадастровая карта

Все учтенные земельные участки, находящиеся на территории РФ,отображены на публичной кадастровой карте. То есть, для получения информации о каком-либо земельном участке или ином виде недвижимого имущества, следует зайти на сайт Росреестра, открыть публичную кадастровую карту и отыскать с помощью поиска соответствующие сведения.

Открытая в 2010 году публичная кадастровая карта помогает в поиске следующей информации : кадастровый номер земельного участка, его местонахождение, вид его использования, его площадь, кадастровая стоимость, форма собственности недвижимости и др.

Таким образом, после уничтожения/гибели/реорганизации любого недвижимого имущества владелец этого имущества должен обратиться в территориальную палату Росреестра с соответствующими документами. В результате рассмотрения этих документов ему должны выдать кадастровую выписку.

Среди необходимых документов требуется подать акт обследования. Если собственник, например, одного земельного участка купил земельный участок, находящийся по соседству, он может обратиться в территориальную палату Росреестра, где старый участок снимут с реестра, а новообразованный – поставят на учет.

Дек 15, 2017 09:02

grudeves_vf97s8yc

В силу определённых ситуаций и причин происходит официальное снятие с кадастрового учета объекта недвижимости из базы данных Росреестра. Если ваша недвижимость была зарегистрирована, в частности земельный участок, после этого произошла гибель или техногенная катастрофа, рекомендуется снять землю из кадастровой системы учета данных. Этот процесс предусматривает соблюдение определённых действий и порядок обращения в Госкадастр, путём подачи заявления и прочих действий. Проверить статус недвижимости вы можете при помощи выписки из ЕГРН, где будет указан статус объекта права.

Почему происходит снятие с кадастрового учета объекта недвижимости

Существует ряд законодательных положений, по которым происходит снятие с кадастрового учета объекта недвижимости, в том числе Федеральные законы №218, 221, а также ГК РФ в части статьи 131. Основные причины снятия:

  • Гибель или разрушение объекта имущественного права ввиду субъективных причин, в том числе техногенные аварии и катастрофы.
  • Произошло разделение субъекта права на 2 и более участка, причём каждый объект регистрируется по отдельности.
  • Произошла трансформация объекта, например, было два самостоятельный кадастровых объекта произошло объединение в 1 целое, таким образом старые объекты недвижимости снимаются с учета, новые необходимо заново регистрировать.
  • Если вы приобрели коммунальную квартиру по отдельности, то есть купили все комнаты, необходимо снять комнаты с учета и квартиру переделать на один общий кадастровый номер.
  • Если объект недвижимости имел статус незавершённый, и произошло окончание строительства, дом сдан в строй, потребуется переоформить статус, то есть снять объект с учета путём переоформления статусных документов.

Обратите внимание, законом определены частные случаи, когда необходимо снять объект недвижимости с регистрационного учета. В данном случае необходимо подать заявление в Росреестр, и на основании имеющихся документов и справок ведомство проведёт процедуру снятия в индивидуальном порядке. В ряде случаев снятие объекта с учета может произойти по решению судебных инстанций.

Кто проводит снятие объекта недвижимости с кадастрового учета

Росреестр является основным органом, который ведёт кадастровую учётную политику в отношении всех объектов недвижимости на территории России. Кадастровые инженера являются полномочными представителями ведомства. Собственникам имущественного права необходимо обратиться к кадастровым инженерам, которые на основании методики и регламентных положений Роскадастра проводят снятие объекта с регистрационного учета. Все дальнейшие действия совершает собственник или его уполномоченное лицо, которое действует на основание доверенности в Росреестр или МФЦ «Мои документы».

Подлежат такие виды недвижимости:

  • земельный надел;
  • строение, предназначенное или не предназначенное для жилья;
  • квартира;
  • помещение в строении;
  • отдельные помещения в квартире или частном доме (комнаты).

Одного желания собственника для прекращения кадастрового учета мало. Причин, которые могут служить основанием для снятия с ГКУ может быть несколько:

  • гибель (т.е. такое повреждение, при котором затраты на восстановление превысят фактическую стоимость) недвижимости;
  • реконструкция недвижимости, после которой формируются новые помещения;
  • соединение нескольких сооружений в одно здание;
  • разделение сооружения на несколько отдельных зданий;
  • реконструкция коммунальной квартиры в обычную;
  • изменение границ земельного надела.

Обобщенно можно сказать, что для прекращения ГКУ фактически прежний объект недвижимости должен перестать существовать в том виде, в котором был внесен в кадастровый реестр.

Некоторые операции, проводимые с недвижимостью, не могут быть основанием для прекращения кадастрового учета. В частности, если помещения внутри строения вносятся в кадастровый реестр, то здание, в котором они находятся, с кадастра не снимается. Также реконструкция помещения, когда его площадь увеличивается, не может быть поводом для снятия с ГКУ.

Более подробно об этом написано в ФЗ о государственном кадастре недвижимости в 3-й главе 26 и 27 статьях:

Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее- решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

3. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

4. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.

5. Решение о приостановлении должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

6. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

7. Орган кадастрового учета обязан выдать решение о приостановлении соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

8. Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в установленном статьей 28 настоящего Федерального закона порядке.

9. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

10. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 27. Отказ в осуществлении кадастрового учета

1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектах недвижимости носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

2) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;

3) доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

4) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута;

5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

6) такой земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков, и эти преобразуемые земельные участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

4. При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ.

5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

6. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

7. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

8. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

9. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

10. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, направляет уведомление о принятии такого решения по указанному в соответствующем заявлении адресу электронной почты (при наличии в данном заявлении сведений о таком адресе).

11. Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

12. Если решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, одновременно с таким решением должен быть возвращен документ, представленный с соответствующим заявлением и подтверждающий уплату государственной пошлины за кадастровый учет. Данный документ может быть представлен повторно с заявлением о кадастровом учете соответствующего объекта недвижимости после доработки документов в соответствии с рекомендациями органа кадастрового учета.

13. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Когда основания для прекращения кадастрового учета недвижимости достаточные, то первое по , что необходимо сделать – пригласить кадастрового инженера для подтверждения обследования недвижимости и создания акта по полученным результатам. Такие специалисты могут быть как индивидуальными предпринимателями, так и работать на организацию. В любом случае, у инженера должен быть аттестат, подтверждающий его полномочия.

Но случается, что в акте обследования нет необходимости. К примеру, если собственник зарегистрировал права на строение, то он может снять с ГКУ помещения, которые в нем находятся. Для этого нужно предоставить исключительно заявление собственника строения и документы для кадастрового учета. Собственник может заявить об аннулировании ГКУ любого числа помещений внутри указанного здания.

После того, как акт составлен, необходимо собрать документы.

  1. Заявление. Его подают в орган кадастра того региона, где расположен объект недвижимости. Бланки такого заявления можно взять в офисе Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, Кадастровой палаты или МФЦ, а также найти на электронном ресурсе Росреестра. На этом же сайте можно подать электронную заявку на снятие с ГКУ.
  2. Заключение кадастрового инженера для построек; акт землеустроительных работ для земельных наделов, с подтверждением того, что объект недвижимости прекратил существование.
  3. Документация, которая подтверждают полномочия заявителя требовать снятие указанной недвижимости с ГКУ (свидетельство о правах собственника на объект). Кроме этого кадастровый паспорт и кадастровый номер.
  4. Документы, по которым можно идентифицировать заявителя для физических лиц и ОГРН и учредительную информацию для юридических лиц.

В некоторых случаях необходимо приложить решение суда о прекращении кадастрового учета объекта. Этот документ может понадобиться, если заявителем выступает не собственник недвижимости, а тот, чьи интересы были нарушены предварительным внесением объекта в кадастровый реестр.

Стоит обратить внимание, что на все документы нужно сделать заверенные копии.

После того как заявление заполнено и собран пакет документов, следующим действием будет отправить этот пакет в областную Кадастровую палату. Это можно сделать:

  1. Лично принести заявление и подготовленную документацию в Кадастровую палату. Кстати, на сайте Росреестра можно записаться на прием.
  2. Выслать документацию почтой с извещением о вручении. В таком случае подпись заявителя необходимо заверить у нотариуса.
  3. Сделать электронную заявку на сайте Росреестра. Для этого у заявителя должна обязательно быть электронная подпись.

Сроки рассмотрения ходатайства

Заявление будет зарегистрировано в Кадастровой палате в тот день, когда поступит сотрудникам управления. Расписка об этом сразу будет направлена заявителю.

В соответствии с ФЗ N 221 «О государственном кадастре недвижимости» решение о прекращении кадастрового учета принимается не дольше 20 рабочих дней с того дня, когда заявление зарегистрировали в Кадастровой палате. Решение предоставляется заявителю на 21 рабочий день. Тот же срок предусмотрен и для предоставления отказа. До 26 дня с момента подачи положительное или отрицательное решение могут высылать по почте с уведомлением.

Как узнать собственника квартиры по кадастровому номеру — читайте .

Могут ли отказать?

Отказать в прекращении ГКУ объекта недвижимости могут в двух случаях:

  1. Если акт обследования недвижимого имущества был оформлен лицом, которое не имеете достаточных на то полномочий. Проще говоря, документ составлял не кадастровый инженер. Стоит обратить внимание, что на сайте Росреестра есть список всех аттестованных специалистов;
  2. Если в органы кадастрового учета обратились заявители, не имеющие достаточных прав на имущество, учет которого они намереваются прекратить.

Если документы будут поданы не в полном объеме или оформленные не правильно, то сотрудники учетного кадастрового органа имеют право приостановить рассмотрение заявления до исправления указанных погрешностей заявителем.

Если же заявитель считает, что ему отказали неправомерно, то он может оспорить решение кадастрового органа в суде.

Как оформить кадастровый план земельного участка — читайте .