Денежная реформа 1991 г цели и последствия. Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от «лишней» денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

Денежный механизм СССР функционировал в условиях падения производства. В это время на территории СССР имели хождение безналичный рубль, наличный внутренний рубль, наличный инвалютный рубль (в 4,6 раза больше внутреннего рубля), переводной рубль системы СЭВ, сертификатные рубли Внешэкономбанка, боны союзного Минморфлота.

Предпосылками для реформы было то, что к середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту СССР Михаилу Горбачеву было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике; наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Григория Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР, которое, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, предлагало растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства и в январе 1991 года началась ее реализация.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан». О подписании Указа было сообщено в программе «Время», когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

В соответствии с Указом Президента СССР с 0 часов 23 января 1991 г. был прекращен прием во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР образца 1961 г. и обмене их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 г., а также введены ограничения в первом полугодии 1991 г., начиная с 23 января 1991 г., выдачи наличных денег со вкладов граждан в учреждениях Сберегательного банка и всех других банков максимальной суммой 500 рублей в месяц».

По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию.

Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов СССР Валентин Павлов, который еще летом 1990 г. секретной запиской довел до сведения президента СССР Михаила Горбачева и председателя Совета министров СССР Hиколая Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50 и 100 рублевых купюр образца 1991 г. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала.

14 января 1991 года, незадолго до начала денежной реформы, Валентин Павлов был назначен председателем Совета министров (правительства) СССР. Таким образом, было официально закреплено стремление руководства страны к реформированию финансовой и политической системы.

По условиям реформы, обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: граждане могли обменять 50- и 100-рублевые купюры на новые только в течение трех суток - с 23 по 25 января. Поменять деньги после указанного срока можно было только по решению специальных комиссий. Обменять можно было только наличными сумму не более 1000 рублей на человека - возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 г. В Сбербанке со вклада можно было получить только 500 руб. новыми, кроме того, был установлен порядок оплаты товаров и услуг в безналичном порядке без ограничения сумм.

С целью проведения реформы были выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Купюры образца 1991 г. достоинством 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены позже.

Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 г. и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 г. Новая купюра 25 рублей не выпускалась.

Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года, отличающиеся от прежних размеров номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей, 50 рублей (биметалл).

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте.

Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и «в чулке», и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Между тем менее чем за две недели до этого, 10 января 1991 г., на заседании Верховного Совета Валентин Павлов опроверг слухи о грядущей реформе.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5% от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты «КоммерсантЪ» подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом «павловской» реформы цены за год выросли в 7,8 раза. При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Получившая в народе название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов СССР Валентина Павлова.

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, «забрасываемыми недругами из-за рубежа», а также с нетрудовыми доходами граждан. Неофициально — необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, которая разгоняла дефицит товаров народного потребления. Также причиной послужило введения частной собственности на средства производства, что позволило особо предприимчевым гражданам выкачивать деньги из государственных предприятий.

Инициатором реформы стал министр финансов Валентин Павлов, который с августа 1986 года возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов рассматривались более десятка различных концепций. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых «параллельных денег» по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Павлов хотел провести всё в максимально сжатые сроки, чтобы хранящиеся дома денежные накопления либо не успели сдать в полном объеме.

Проведение ревормы было очевидно и Горбачёв искал человека, который смог бы взять ответственность за непопулярные шаги. Валентин Павлов и его план реформы прекрасно подходили для этой цели. 14 января 1991 года он был утверждён премьер министром СССР.

Подготовка к реформе началась с откровенной дезинформации.

— Никакой подготовки к реформе не ведется, — уверял Павлов. — Во-первых, денежная реформа — это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Но общество уже не доверяло первым лицам государства. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых. Накануне часть населения успела сбросить часть крупных денег в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней — со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы «Время», когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Расторопные граждане пытались спасти свои сбережения. Кто-то решил отправить перевод на имя жены, кто-то покупил несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов). Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить только в следующем году. Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

В рамках второго этапа реформы со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения. По опросам общественного мнения, именно «павловская реформа» послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года (в составе ГКЧП фигурировала и реформатор Валентин Павлов)

Павловская финансовая реформа 1991 года получила свое название в честь первого и единственного премьер-министра СССР В.С. Павлова. Эта реформа, которая стала последней финансовой реформой в истории СССР, стала также и одним из самых скандальных моментов времен развала Советского Союза. Суть этой реформы заключалась в изъятии из обращения избыточной массы, особенно в крупных купюрах. По идее инициаторов подобные мероприятия смогли бы остановить быстро растущую инфляцию, решить проблему товарного дефицита и, в конечном итоге, стабилизировать экономику СССР. Перед началом проведения реформы, руководством СССР было объявлено, что будущие финансовые преобразования будут направлены на борьбу с фальшивыми рублевыми банкнотами, которые, по слухам, в большом объеме завозились в страну из-за рубежа. Также указывалось, что одной из причин реформы стал рост нетрудовых (теневых) доходов населения, которые наносят большой урон экономике страны, переживающей не лучшие дни.

Павловская реформа началась 22 января 1991 года. В этот день Президент СССР М.С. Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене купюр номиналом 50 и 100 рублей, выпущенных в 1961 году. По этому Указу населению давалось 3 дня (23, 24, 25 января), чтобы обменять купюры, общей стоимостью до 1000 рублей. До конца марта, объявлялось Указом, можно было обменять сумму более 1000 рублей в специальных комиссиях. Гражданам же, пришедшим в комиссию для обмена валюты, необходимо было указать источник обмениваемых средств.

Указ Президента был обнародован в программе «Время», вышедшей на экраны в 21.00 по московскому времени. Самые находчивые жители столицы и крупных городов поздним вечером поспешили обменять банкноты у таксистов, в кассах метро и продолжавших работать магазинах. Однако, подобную операцию удалось провернуть считаным единицам, все же остальные граждане были вынуждены ранним утром 23 января выстраиваться в огромные очереди в сберкассах, чтобы обменять устаревшие купюры на новые, выпущенные в 1991 году купюры.

Всего за время проведения реформы, по официальным сведениям, банки обменяли порядка 20% купюр, подлежащих замене. Ко всем трудностям с обменом добавилось и то, что сразу после обнародования Указа Президента все сберегательные вклады в банках были заморожены. На эти вклады начислялись 40% годовых, однако снять эти деньги граждане могли только в 1992 году. Проблема для граждан заключалась в том, что как раз в 1992 году в результате радикальной либерализации потребительских цен, инфляция по итогам 1992 года составила примерно 2500%, что привело к ликвидации ценности всех сбережений советского времени.

По итогам павловской реформы 1991 года национальный доход в сравнении с предыдущим годом уменьшился на 20%, резко вырос дефицит государственного бюджета, составившего 30% от ВВП. Главным же итогом реформы стала утрата доверия граждан к действиям руководства СССР.

Сейчас это уже (скорее всего) недоказуемо, но вполне возможно, что слухи о завозе денег из-за рубежа были небеспочвенны и вброс фальшивок был частью деятельности западных стран по развалу Советского Союза и, в частности, по расстройству денежной системы страны. Однако следует признать, что павловская денежная реформа проблему решить не смогла (да и решать ее нужно было другими методами), а лишь усугубила ситуацию.

Десять лет назад, в декабре 1993 года, официально и окончательно была завершена последняя советская денежная реформа - прекращено хождение купюр образца 1961 года достоинством один, три, пять и десять рублей.

Обмен денег - дело для нас привычное. За последнее двадцатилетие мы меняли купюры и терялись в нулях не раз, но денежная реформа 1991-1993 года произвела эффект практически революционный - почти все население страны стало одинаково бедным.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен.

Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет. В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было. Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

10 января 1991 года Валентин Павлов официально заявил, что никакой денежной реформы не будет. Потому что она не поможет - нужны комплексные методы оздоровления экономики. Большинство населения даже вспомнит, что министр был готов лишиться руки, дабы доказать справедливость своих слов.

Поздним вечером 22 января, после закрытия сберкасс, Валентин Павлов в программе "Время" объявил, что банкноты 50 и 100 рублей выпуска 1961 года меняются на купюры нового образца. На обмен купюр населению давалось три дня. Менять можно было по месту работы. Кто не работал - в сберкассе по месту жительства (при этом в паспорт ставился специальный штамп).

В первые три дня можно было обменять 350 рублей. В последующие полгода можно было постепенно обменять до 1,5 тысячи рублей, сославшись на то, что это не превышает годовую зарплату обычного советского человека.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль--форинт--доллар и рубль--злотый--доллар приносила, куда больший доход, чем рубль--доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось, таким образом, за границей; во всяком случае, Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте -- 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб.

Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг.

Вошедшая в историю под именем «Павловская» реформа ударила по кошелькам тысяч людей, державших рубли и «под матрацем», и в Сбербанке. Были "помножены на ноль" состояния в десять-пятнадцать, а то и в сотни тысяч, копившиеся десятилетиями. В один день миллионы россиян стали нищими, на несколько лет полностью утратив доверие к государству.

Валентин Павлов был последним и, наверное, самым непопулярным министром финансов и председателем Совмина СССР. Во-первых, потому что провел конфискационную денежную реформу. А во-вторых, провел ее в то время, когда режим уже можно было безопасно ругать.

Последняя советская реформа была поворотным моментом в российской экономической истории - началась эпоха конфискаций. Либерализация цен 1992 года, ваучерная приватизация, август 1998 года раз за разом лишали граждан накоплений.

Причем устрашающий характер реформа приняла еще и в силу своей неожиданности.