Что такое. Протекционистские меры: какие они бывают

08Июл

Что такое Протекционизм

Протекционизм – это вид экономической политики, который направлен на поддержку и развитие отечественных производителей товаров и услуг, за счет государственной помощи и снижения влияния внешних конкурирующих вызовов.

Протекционизм — простыми словами.

Простыми словами, протекционизм – это модель экономики, в которой искусственно все преференции отдаются собственным производителям. Государство создает для них благоприятную среду за счет снижения конкуренции на рынке, что достигается благодаря закрытию своего рынка для иностранных компаний. Зачастую в таких моделях, отечественные компании активно финансируются из государственной казны.

Политика протекционизма и государственный протекционизм, в чем суть.

В стране с протекционистской политикой, отечественные производители изолированы от конкуренции с иностранными фирмами благодаря ряду барьеров на ввоз импорта. Они также часто поддерживаться непосредственно правительством с использованием субсидий и дотаций. Противоположностью протекционизма является свободная торговля, в которой импортные товары могут свободно ввозится в страну. Благодаря свободной торговле, рынок является здоровой экономической средой, где правила и цены устанавливаются за счет таких многих факторов как: спрос и предложение, качество и сервис. Именно по этой причине, многие передовые страны предпочитают развиваться именно в условиях открытой торговли, а политику протекционизма считают пережитком прошлого.

Цели и мотивы экономического протекционизма.

Логика протекционизма заключается в том, что отечественные отрасли промышленности могут пострадать, когда сталкиваются с иностранным импортом. Зачастую импортные продукты являются гораздо дешевле отечественных за счет многих факторов. Иногда на цену может повлиять: более дешевая рабочая сила, доступность природных ресурсов, техническое превосходство в производстве или другие факторы.

Установив жесткие импортные тарифы и квоты, правительство может теоретически увеличить рынок для отечественных товаров, фактически закрыв рынок для иностранных производителей. Это, в свою очередь, призвано помочь отечественной экономике.

Когда ограничения на импорт сопровождаются государственными субсидиями, и ведется политика по стимуляции экспортных операций, теоретически это должно благотворно влиять на экономику страны. Тем не менее, это не всегда так. Благодаря отсутствию конкуренции, компании могут проявлять меньший интерес к разработке инновационных продуктов, придерживаясь старых изобретений и технологий. Они также могут сталкиваться с экспортными барьерами, поскольку зарубежные страны часто реагируют на протекционизм с помощью собственной протекционистской политики. В итоге мы получаем ситуацию, в которой никто не хочет торговать в одностороннем порядке с глухой протекционистской страной.

Плюсы и минусы политики внешнеэкономического протекционизма.

Основным минусом данной политики является тот факт, что при отсутствии свободного рынка, цены на товары и услуги становятся завышенными, а их качество очень низким. Без низкой стоимости и высокого качества иностранной конкурентной продукции, отечественные компании могут позволить себе взимать, все что угодно, за свои товары и услуги. Помимо этого, в условиях протекционизма, местные компании могут лоббировать различные законопроекты, помогающие им диктовать стандарты качества выпускаемой продукции. В данном случаи, если нет необходимости постоянно улучшать свой продукт, то и техническое усовершенствование предприятий становится не самым приоритетным делом. В итоге научный прогресс в плане производства затормаживается.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ПРОТЕКЦИОКЦИОНИЗМ, ЕГО ВИДЫ, МЕТОДЫ.

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли – это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка какой-либо продукции от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики (протекционизм также часто направлен на захват внешних рынков).

К такой политике обычно прибегает отсталая в экономическом отношении страна. Протекционистскими мерамигосударство стремится поддержать отечественных производителей, особенно в период их становления.
Представим несколько основных положений, ради чего вводятся импортные пошлины на товары, капитал и рабочую силу:
- защита отраслей, связанных с национальной обороной;
- защита отрасли в период ее становления;
- защита отдельных отраслей и предприятий в ходе диверсификации, конверсии или структурной перестройки экономики;
- защита внутреннего рынка от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы.
Политика свободной торговли и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде (никогда не охватывали всю внешнюю торговлю).
Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, возникающих в стране. В противопоставление протекционизму возникло другое направление внешней политики государства - свободная торговля (фритредерство - free trade).

Можно выделить несколько форм протекционизма:

Селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

Отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

Коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

Скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.

Современная система протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.
Среди наиболее значимых следует назвать:
Таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающие использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, что встречается реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения ведения национальными производителями конкуренции с иностранными корпорациями, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.
Не тарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мер.
Наибольшее распространения получили следующие меры:
Контингентирование - установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике - это список товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства.
Лицензирование - организация, которая желает заняться внешнеэкономической деятельностью должна получить разрешение (лицензию) у правительственных органов. Такая политика дает государству контролировать международные отношения и успешно осуществлять меры по их регулированию. Лицензирование может также использоваться для получения дополнительных материальных средств при выдачи лицензии, то есть она может выступать в качестве разновидности таможенного обложения.
Антидемпинговые правила - закон, который позволяет вводить тарифные барьеры, если отечественные производители столкнулись с продажей иностранных товаров по ценам, которые ниже себестоимости продукции. К примеру, такие положения в законе существуют в Соединенных Штатах Америки.
До сих пор мы рассмотрели отдельные прямые ограничения.
В отличие от прямых, косвенные ограничения напрямую не связаны с внешней экономической деятельностью:
Налоговая система - строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей национальной продукции.
Транспортный тариф - преимущества имеют экспортеры национальной продукции перед импортерами иностранных товаров.
Закрытие для иностранцев отдельных портов.
Запрет, налагаемый на государственные учреждения при приобретении иностранной продукции если имеются аналогичные продукты отечественного производства.
Государственное стимулирование экспорта:
Прямые дотации.
Выдача кредита на льготных условиях, льготное налогообложение.
Добровольное ограничение экспорта. Проводится экспортерами товаров с целью не допущения повышения импортных пошлин в стране-импортере. Такое добровольное ограничение провели производители японских автомобилей на свой экспорт в США.

Гримасы российского протекционизма

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний .

Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.

Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.

Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.

в международной торговле) - государственная политика поощрения и защиты национальной экономики от иностранной конкуренции. Крайним проявлением П. является более или менее полная изоляция национальной экономики от внешних рынков, иначе автаркия. П. может быть универсальным в отношении всей отечественной экономики или избирательным для отдельных ее отраслей. Исторически отношение отдельных государств к П. менялось в зависимости от национальных интересов. Так, до первой половины 20 в. США в основном проводили протекционистскую политику, а после окончания Второй мировой войны стали флагманом либерализации международной торговли. В современную эпоху преобладания концепции такой либерализации, в особенности в рамках ГАТТ и ВТО, П. признается допустимым при особых обстоятельствах. Между тем практически все государства, в т.ч. и наиболее промышленно развитые, в той или иной мере прибегают к протекционистским мерам. Например, США, страны Европейского союза, будучи принципиальными поборниками либерализации в сфере международной торговли промьшшенными товарами, последовательно осуществляют протекционистскую защиту собственного сельскохозяйственного производства, текстиля, оказания отдельных видов услуг, в т.ч. коммерческих запусков спутников и т д. Правовые средства П. весьма разнообразны: высокие ввозные таможенные пошлины, количественные ограничения импорта, специфические налоги, санитарные, фитосанитарные и иные карантинного характера запрещения, усложнения правил таможенной очистки грузов и пограничного контроля, антидемпинговые процедуры и т.п. Косвенными средствами П. могут быть экспортные премии и субсидии для отечественных экспортеров, налоговые льготы национальным производителям товаров и др. Прямые запрещения экспорта и импорта для отдельных государств, экономическая блокада и иные подобные меры также могут иметь протекционистский эффект. Г.М. Вельяминов

Протекционизм (англ. protectionism от лат. protectio — прикрытие, защита, покровительство) — экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под протекционизмом понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностранного происхождения на внутренний рынок.

В широком смысле протекционизм предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов национальных производителей, а также на поощрение и стимулирование национального производства. Таможенная политика является лишь частью данной системы.

Протекционизм осуществляется отдельными государствами или их экономическими объединениями (например, по отношению к третьим странам при импорте сельскохозяйственной продукции), то есть может иметь место так называемый коллективный протекционизм. Если от иностранной конкуренции защищается национальное производство в целом, такую политику называют тотальным протекционизмом. Если же она касается отдельных отраслей народного хозяйства, протекционизм называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный протекционизм.

Протекционизм имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII веке в Европе, когда национальные государства, опираясь на концепцию , стремились к достижению положительного сальдо в первую очередь путем ограничения . Новый всплеск протекционизма произошел в XIX веке как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей промышленности. XX век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием протекционизма. До 50-х гг. преобладал очень сильный протекционизм, в 50-70-е гг. произошло его значительное ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы протекционизм вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на протекционизм, связанное в первую очередь с деятельностью .

В историческом разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики протекционизма, с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя международную конкуренцию путем протекционизма, государство одновременно ослабляет стимулы к развитию, снижению издержек производства, повышению качества продукции. Национальный потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды протекционизма неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли.

Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики.

Во-первых, это введение на товары и услуги. Иногда их размер может доходить до запретительных величин, когда ввоз того или иного предмета становится экономически нецелесообразным.

Во-вторых, введение . Так, в 1980 году было заключено торговое соглашение между Японией и США, по которому ограничивалось количество ввозимых в Америку автомобилей.

В-третьих, утверждение стандартов и нормативов, которым не соответствует продаваемая на международном рынке продукция. В качестве примера можно привести российские нормы СЭС относительно мяса птицы, импортируемой из США.

В-четвертых, прямая государственная поддержка внутренних товаропроизводителей. Скажем, в ряде стран Европы получают фермеры.

Инструментами протекционизма служат все меры таможенного регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологического, экологического контроля, технические стандарты и др.). Роль отдельных инструментов протекционизма в настоящее время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количественные ограничения, которые традиционно занимали основное место в арсенале открытого протекционизма, согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отдельных отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технического контроля, то есть открытый протекционизм сменяется косвенным.

Протекционизм — точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие таким формам промышленного развития, которое влияет на внутреннее распределение доходов или улучшает условия торговли страны путем использования ее международного монопольного положения.

Некоторые политики используют протекционистские меры для своего собственного блага, другие, не одобряющие протекционизм, продолжают поддерживать его, так как не могут позволить себе потерять голоса или финансовую поддержку тех, кто этого требует.

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта на внешних рынках.

Ставит своей задачей стимулирование развития и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции .

Политика протекционизма преследует следующие цели:
  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения. Основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов соответственно имеет своей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Государственные закупки

Требование к содержанию

местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии экспорта

Кредитование экспорта

В соответствии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало это или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — лишь первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . Однако степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . Наиболее эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним относят технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему , государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на основе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для , взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

низкий правительственный долг (во многом это обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Широкий диапазон по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг , 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации , 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование , 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура , 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда . В связи с этим возникает опасность, что в глобальном Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как , так и , и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Итак, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

  • . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
  • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
  • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, которые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
  • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
  • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
  • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов РФ до 33% ВВП .

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.