Что такое мсфо и рсбу в бухгалтерии? Что такое рсбу и мсфо для инвестора.

Чем дальше мы продвигаемся по пути развития, тем более востребованными населением становятся знания в сфере бухгалтерии.

Сегодня они нужны не только профессиональным бухгалтерам и экономистам, но и тем, кто выбрал для себя нелёгкий . Формы бухотчётности стандартны для всех предприятий, независимо от масштабов их деятельности, формы собственности и прочих различий. Но знаете ли вы, к примеру, что такое МСФО и РСБУ в бухгалтерии, в чём разница между этими системами? Давайте разберёмся вместе.

Что такое МСФО?

Взаимопроникновение экономик разных стран сегодня уже достигло такой степени, что не учитывать его в своей деятельности практически невозможно. А значит, нашим предприятиям, желающим в той или иной форме сотрудничать с зарубежными компаниями, необходимо осваивать МСФО. Под этой аббревиатурой скрываются Международные стандарты финотчётности – система, используемая для составления отчётов по финансовой деятельности организациями и предприятиями, действующими на международной арене.

Система МСФО была составлена соответствующим Комитетом и предназначена для унификации бухотчётности в разных странах. Благодаря стандартному подходу специалисты из разных стран могут беспрепятственно сравнивать деятельность предприятий и делать выводы о степени их успешности и прибыльности. Эта информация необходима, в первую очередь, для инвесторов, которые собираются вкладывать свои средства в зарубежные компании, а также для тех, кто планирует выйти на международные рынки и наладить связи с зарубежными импортёрами своих товаров либо услуг.

Составление отчётности по МСФО требует от бухгалтерских работников соблюдения определённых принципов, но в целом оставляет им достаточно высокую степень свободы. Отчётность составляется за любой произвольно взятый период, без привязки к финансовому либо календарному году, необходимо лишь, чтобы отчётные периоды за разные годы совпадали. Это удобно для предприятий, деятельность которых носит сезонный характер. Отчёт о движении финансовых средств может носить косвенный характер.

Что такое РСБУ?

Российская система бухотчётностии , или РСБУ – это пакет документов, форма и содержание строго регламентированы законодательством.


Она предназначена, в первую очередь, для предъявления в налоговые органы и состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— прямого отчёта о результатах финансовой деятельности;

— ряда приложений к формам, наличие которых определяется законодательно;

— аудиторского заключения, которое является подтверждением достоверности предъявляемой бухотчётности (в сферах деятельности, требующих обязательного );

— пояснительной записки.

Отчётный год всегда привязан к календарному году, это требование действует для всех, кроме новообразованных предприятий, проработавших меньше года. Необходимо строго соблюдать единообразный План счетов, в котором, впрочем, есть различия для частных и государственных учреждений. Валютой отчётности является исключительно российский рубль.

Основные отличия между МСФО и РСБУ

Системы бухотчётности РСБУ и МСФО созданы с разными целями, поэтому принципиальный подход к составлению отчётов у них совершенно различен:

— в РСБУ доминирующим принципом является соблюдение юридической формы и смысла отчётности, экономический же аспект является второстепенным;

— в МФСО, напротив, экономический смысл отчётности преобладает над юридическим оформлением.

Эта разница часто сказывается в разделах отчётности, отображающих наличные активы и обязательства компании, её доходы и расходы. Существует много крупных и мелких различий в формировании отчётности, к примеру:

— учёт выручки в РСБУ не принимает во внимание действие программ лояльности, бонусных систем, накопительных скидок и др., тогда как в МСФО это отражается в конечном результате;

— в МСФО учитывается дисконт по приобретению основных средств с отсроченным платежом;

— в МСФО не учитываются расходы будущего периода, которые применимы в РСБУ, и т.д.


Предприятия, которым необходимы оба вида отчётности, вначале формируют отчёт по РСБУ, затем преобразовывают его в отчётность по МСФО. В некоторых случаях бухгалтерией ведётся параллельная отчётность по двум системам одновременно.

Результаты производственной и финансовой деятельности любой российской компании должны быть отражены в отчетности, представляемой по окончании каждого отчетного периода в различные инстанции – от статистических управлений и внебюджетных фондов до инспекций ФНС. Бухгалтерская отчетность в нашей стране строится на основании строго регламентированных правил, объединенных единой аббревиатурой – РСБУ. Попробуем разобраться в этих сложных специфических определениях и узнать о требованиях, которые ими предъявляются к составлению финансового отчета.

Что такое РСБУ в бухгалтерии

Российские стандарты бухгалтерского учета, а именно так расшифровывается РСБУ, являются совокупностью законодательно утвержденных норм и положений по бухучету (ПБУ) , которые весьма жестко регламентируют ведение учета и составление финансовой отчетности.

Знание РСБУ обязательно для финансовых работников российских компаний. Существует целый пакет законодательных документов, ставших базой для РСБУ и обязательных к применению компаниями на всей территории России (кроме банков/кредитных организаций, деятельность которых починена правилам, выпускаемым ЦБ РФ). К ним относятся закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ, План счетов бухучета с инструкцией по применению, Положение по ведению бухучета и составлению отчетности, а также 24 ПБУ, разъясняющих различные стороны учета.

Валюта баланса и ведение учета в российских предприятиях

Все перечисленные документы, представляющие основы РСБУ, трактуют и правила ведения учета: финансовая отчетность, а также бухгалтерский учет имущественных и денежных активов, обязательств, хозяйственных операций осуществляется в национальной валюте РФ – рублях, а документирование всех хозяйственных операций каждой компании – исключительно на русском языке. При партнерстве с иностранными фирмами первичные документы , принятые к учету, должны быть подстрочно переведены на русский язык, если составлены на другом языке.

Отчетность по РСБУ

Промежуточная отчетность по РСБУ составляется поквартально. По окончании календарного года заканчивается и финансовый год. Законодательно установленной отчетной датой считают 31 декабря. Итоги деятельности за год отражаются в годовой финансовой отчетности компании . Формируется она из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчетов – о финансовых результатах, движении капитала, денежных средств;
  • приложений к формам, предусмотренных законодательством;
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения, подтверждающего правильность ведения бухучета (для организаций с обязательным отчетом аудитора).

Состав промежуточной отчетности идентичен годовому пакету форм за исключением аудиторского заключения.

Консолидированная отчетность по РСБУ

Отечественные холдинги, имеющие развернутую структуру дочерних и зависимых подразделений, составляют консолидированную отчетность, т. е. объединяют результаты в общем отчете по компании. Методики консолидации базируются на систематизировании информации, отражающей финансовое состояние, изменения и итоги деятельности организации. Составление сводной отчетности регулируется законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Он содержит основные требования к оформлению, представлению и раскрытию отчетности практически для всех предприятий и групп компаний, кроме имеющих принадлежность к госсектору, муниципальных или сформированных бюджетными ассигнованиями.

Консолидированная отчетность состоит из сводного баланса, отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств, изменении капитала и приложений к ним. Представляется она в ЦБ РФ в течение 3-х после окончания финансового года, некоторые компании в зависимости от требований закона и ЦБ РФ подают и промежуточную квартальную сводную отчетность.

Внутренние и внешние пользователи отчетности, составленной по РСБУ

Сведения из бухгалтерской отчетности, составленной по РСБУ, необходимы:

  • внутренним пользователям – учредителям, руководству, собственникам имущества компании, для принятия обоснованных решений для дальнейшего развития фирмы;
  • внешним пользователям – кредиторам, инвесторам для анализа существующей ситуации и государственным органам, к примеру, ИФНС для фискальных целей, проверки соответствия установленным стандартам, исчисления налогов и сборов.

Таким образом, РСБУ, расшифровка и сущность которых рассмотрены в публикации, представляют собой совокупность документов, диктующих рамки ведения бухгалтерского учета и составления отчетных финансовых форм.

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет;
состав объектов бухгалтерского учета;
способы организации бухгалтерского учета на предприятии;
требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов;
основные элементы учетной политики;
порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров;
общие требования к финансовой отчетности и ее составу;
необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;
сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время ни один документ не прошел полностью описанную процедуру утверждения. На стадии публичного обсуждения находятся два проекта – это ФСБУ Основные средства и ФСБУ Запасы . Их разработчиком является Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности ;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета , представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) – это система норм федерального законодательства и нормативных актов, регулирующих порядок бухгалтерского учета в РФ.

Эти стандарты регламентируются Федеральным законом о бухгалтерском учете №402-ФЗ от 06.12.11 и обязательны к применению на территории РФ.

Состав РСБУ

В состав РСБУ входят План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, положение по ведению бухучета и отчетности, а также 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие различные особенности учета.

РСБУ включают в себя следующие формы отчетности:

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о финансовых результатах;
  3. приложения к формам, предусмотренные законодательством;
  4. аудиторское заключение, подтверждающее правильность ведения бухучета (для компаний с обязательным аудитом);
  5. пояснительная записка.

Большинство крупных компаний применяют МСФО и сдают отчетность по международным стандартам

После вступления в ВТО Правительством РФ ведется работа по сближению РСБУ и МСФО, а к 2018 году планируется перевести все отечественные организации (кроме компаний микробизнеса) на международные стандарты.

Кто обязан применять МСФО и для кого предназначен?


Необходимость применения МСФО может быть обусловлена наличием иностранных партнеров, и формированием отчетности по международным стандартам делает проведение совместных проектов более прозрачным и понятным партнерам.

Привлечение иностранных инвестиций и кредитование в зарубежных банках по более выгодным ставкам также требует составления отчетности по МСФО для понимания положения компании и уровня обеспеченности полученных кредитов.

Страховые и кредитные организации обязаны вести учет и составлять отчетность в соответствии с МСФО, эту норму содержит действующее законодательство.

Однако в принципах формирования отчетности по стандартам РСБУ и МФСО имеются существенные различия.

Конечными пользователями информации, полученной из отчетности, составленной по РСБУ, являются в основном налоговые органы и учреждения государственного управления.

Данная информация используется для

  • фискальных целей,
  • установления правильности ведения учета
  • исчисления налогов и сборов.

Пользователями информации, составленной по принципам МСФО, являются действующие и возможные инвесторы и финансовые институты.

Имеет значение только сопоставимость информации, то есть отчетные периоды повторяются от одной отчетности к другой.

Это очень удобно для предприятий с сезонным характером бизнеса.

Cравнение РСБУ и МФСО


Также существуют отличия в РСБУ и МФСО в преобладании сущности и формы операций:

  • в РСБУ юридическая форма операции преобладает над ее экономической сущностью,
  • в МФСО наоборот экономическая сущность операции имеет большее значение, чем ее юридическое оформление.

Из-за этого часто возникает различие в учетах при отражении активов и обязательств, доходов и расходов.

В учете основных средств принципы формирования отчетности практически идентичны, однако в МФСО используется понятие дисконта при покупке основных средств с отсрочкой платежа.

В учете МПЗ существует различные подходы к оценке запасов, в МСФО формируется наиболее реальная стоимость МПЗ с учетом понятий чистой прибыли от реализации запасов и их возможного обесценивания.

При учете выручки РСБУ не оперируют таким понятием как «программа лояльности клиентов», то есть системы бонусов, скидок и накопительных баллов.

В МСФО программы лояльности учитываются как отдельный компонент реализации

Также в международных стандартах отсутствует термин «расходы будущих периодов», применяющийся в российском бухучете, такие расходы включаются в состав НМА или принимаются в том периоде, когда они произведены.

В связи с серьезной разницей в методологии учета

  • организации проводят учет по РСБУ,
  • потом трансформируют отчетность в МСФО
  • или изначально ведут двойной учет по разным стандартам.

Это значительно увеличивает расходы на ведение учета и трансформацию отчетности в международные стандарты.

Эффективным решением этой проблемы будет разработка единого плана счетов МФСО и РСБУ.

Для этого потребуется дополнить существующий план счетов, изменить и переименовать некоторые счета.

В МСФО не существует унифицированного плана счетов, номеров счетов и типовых проводок.

Организация самостоятельно разрабатывает перечень статей, располагая их в отчете о финансовом состоянии по мере возрастания их ликвидности.

Российские организации при ведении одновременного учета по разным стандартам вправе разработать свой план счетов, сгруппировав счета учета по разделам.

Еще лет двадцать назад о международных стандартах бухгалтерской отчетности (МСФО) в России знали лишь немногие. Сейчас ситуация меняется, число специалистов в области МСФО с каждым годом растет.

Возможно, и вам хотелось бы узнать об МСФО немного больше, чтобы идти в ногу со временем. Может быть, некоторые из вас даже начинали читать учебники по МСФО или сами стандарты, но из-за того, что это очень большой объем информации, а свободного времени у бухгалтера немного, желание вникнуть в МСФО прошло. Специалисты по МСФО говорят, что на изучение международных стандартов нужно потратить несколько лет.

Но основная сложность при освоении МСФО состоит в том, что сам подход к бухучету в международных стандартах значительно отличается от российской учетной традиции, и нашим бухгалтерам, что называется, тяжело перестроиться. О том, чем МСФО отличаются от российских ПБУ, то есть российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), читайте в цикле наших статей.

Они будут полезны всем, кто хочет быстро получить общее представление о международных стандартах.

МСФО разработаны негосударственной некоммерческой организацией - Советом по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB)) - по инициативе крупных компаний. Формально никакое государство не может оказывать влияние на решения, принимаемые этой организацией.

Финансируют IASB на добровольной основе международные бухгалтерские фирмы, многочисленные крупные компании, банки, а также правительства многих стран.

Основная цель организации - разработать в общественных интересах единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четко сформулированных принципах.

В настоящее время уже более чем в 100 странах официально предписано или разрешено применять МСФО.

Отчетный период

РСБУ

В РСБУ отчетный год всегда совпадает с календарным годом, оканчивающимся 31 декабря (исключение предусмотрено для вновь созданных организаций)пп. 1, 3 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Такой порядок установлен законом, поэтому все организации обязаны его соблюдать.

МСФО

МСФО подходят к этому вопросу более гибко. Компания может составлять отчетность за год, оканчивающийся на любую дат уп. 36 МСФО (IAS) 1 . Например, отчетный год компании Siemens начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября.

Более того, компаниям разрешено составлять отчетность за период продолжительностью 52 недели (то есть 364 дня)п. 37 МСФО (IAS) 1 . Ведь календарный год содержит нецелое число недель (примерно 52,14 недели), и составлять отчетность за этот период некоторым компаниям неудобно.

План счетов и формы отчетности

РСБУ

В России компании обязаны соблюдать единый План счетов (правда, у банков и госсектора есть свои планы счетов и утвержденные формы отчетности). Если же компания хочет использовать номер счета, не предусмотренный Планом, она может это сделать только с разрешения Минфин аИнструкция, утв. Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н .

Формы отчетности обязательные - утверждены Приказом Минфин аПриказ Минфина от 02.07.2010 № 66н .

МСФО

В МСФО отсутствует единый утвержденный или рекомендованный план счетов. Каждая компания, составляющая отчетность по МСФО, разрабатывает свой план счетов, исходя из специфики своей деятельности и необходимой детализации финансовой информации.

В то же время компания может для целей МСФО использовать план счетов российского бухучета, если она составляет международную отчетность методом трансформации.

Утвержденных форм финансовой отчетности в МСФО, разумеется, тоже нет. Вместо этого IAS 1 «Представление финансовой отчетности» содержит общие рекомендации по структуре финансовой отчетности и минимальные требования к ее содержанию.

Состав финансовой отчетности в МСФО такой же, как и в РСБУ. Различаются только названия некоторых форм. Так, нашему балансу в МСФО соответствует отчет о финансовом положении, а отчету о финансовых результатах - отчет о совокупном доходе. Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (ОДДС) в МСФО называются так же, как и в российском учете.

Впрочем, названия форм отчетности в МСФО также необязательные - лишь бы они были понятны пользователям отчетност ип. 10 МСФО (IAS) 1 . Далее для простоты мы будем называть формы отчетности по МСФО так, как они называются в РСБУ.

Баланс в МСФО может быть составлен двумя способами (по выбору организации):

  • <или> с разделением на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства, то есть как и в РСБУ;
  • <или> без такого разделения, но в порядке уменьшения или увеличения ликвидности.

Форма представления должна обеспечивать надежную и уместную информацию. Например, банки обычно выбирают способ представления в порядке уменьшения ликвидности, а производственные компании - с разделением на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства.

В отчете о финансовых результатах расходы, связанные с основной деятельностью, можно также представить двумя способами (по выбору организации):

  • <или> по функции расходов (себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы и т. д.), то есть как в РСБУ;
  • <или> по характеру расходов (расходы на амортизацию, расходы на вознаграждения работникам и т. д.).

Отчет о движении денежных средств

РСБУ

ПБУ 23/2011 предусматривает только один метод составления ОДДС, он называется прямым. При таком способе раскрывается детальная информация о видах денежных поступлений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

МСФО

По МСФО компания может представлять сведения о потоках денежных средств от текущей (в МСФО используется термин «операционной») деятельности одним из двух способо вп. 18 МСФО (IAS) 7 :

  • прямым методом, как в РСБУ;
  • косвенным методом.

Особенность ОДДС, составленного косвенным методом, заключается в том, что показатель «Чистый денежный приток (отток) от текущих операций» получают расчетным путем. Для этого чистая прибыль (убыток) корректируется на статьи, которые учтены при расчете прибыли (убытка), но не повлекли притока (оттока) денег. Например, амортизация - это статья, которая уменьшает прибыль, но не влечет оттока денег, поэтому при корректировке прибыли эта статья прибавляется. Очевидно, что результат (чистый денежный приток (отток) от текущих операций) при косвенном методе будет такой же, как если бы его получали прямым методом. Однако отчет, составленный косвенным методом, не содержит информации о денежных потоках в операционной деятельности.

Составить ОДДС косвенным методом проще, чем прямым. Однако МСФО рекомендует использовать прямой метод составления ОДДС, так как он дает полезную информацию для оценки будущих потоков денежных средств, недоступную в случае использования косвенного метод ап. 19 МСФО (IAS) 7 .

Валюта отчетности

РСБУ

По РСБУ учет ведется и отчетность составляется только в рубля хп. 9 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н .

МСФО

В МСФО учет ведется в так называемой функциональной валюте. Функциональная валюта - эта валюта экономической среды, в которой компания ведет свою деятельност ьп. 8 МСФО (IAS) 21 .

При определении функциональной валюты, в частности, учитываетс япп. 9, 10 МСФО (IAS) 21 :

  • в какой валюте устанавливаются цены и производятся расчеты за товары и услуги компании;
  • валюта страны, чьи условия определяют продажные цены на товары и услуги компании (например, российский газ может продаваться за рубли, но фактически его цена привязана к курсу доллара);
  • в какой валюте в основном происходит оплата труда, материалов и прочих затрат, связанных с предоставлением товаров и услуг компанией.

Пример. Определение функциональной валюты

/ условие / Российская компания занимается оптовой торговлей сырьем. Сырье покупается и продается за USD. Все прочие затраты компания несет в рублях.

/ решение / Функциональной валютой компании будет являться USD, так как именно в этой валюте устанавливаются цены на товары компании и происходит оплата купленных товаров. Величина всех прочих расходов компании, занимающейся оптовой торговлей, вероятно, будет значительно меньше, чем себестоимость проданных товаров.

При операциях в любой другой валюте, помимо функциональной, производится пересчет в функциональную валют уп. 17 МСФО (IAS) 21 . Отчетность может составляться в любой валюте, она называется валютой отчетност ип. 8 МСФО (IAS) 21 . То есть валюта учета и валюта отчетности могут быть разными. Если валюта отчетности компании одна, а функциональная валюта другая, то финансовые результаты работы и финансовое положение переводятся в валюту отчетност ип. 18 МСФО (IAS) 21 . Все курсовые разницы, возникающие в результате перевода, признаются в составе прочего совокупного дохода (то есть относятся на капитал)п. 39 МСФО (IAS) 21 .

МСФО не устанавливают требований к языку составления отчетности, но обычно она оформляется на английском языке.

В следующем номере мы продолжим рассматривать отличия РСБУ от МСФО.