Унитарные государства перечислить. Целесообразность применения такой модели

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas - единство) - форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других - трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других - законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 - в Италии и 17 - в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом - диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

1. Германия;

2. Казахстан.

3. Россия;

5. Все ответы верны

39. К исполнителям государственных интересов не относят:

1. Отраслевые министерства;

2. Правительство;

3. Профсоюзы.

4. Региональные и местные органы власти;

5. Министерство финансов

40. Носителями хозяйственных интересов являются:

1. Безработные;

2. Наемные работники;

3. Фермеры;

4. Предприниматели;

5. Все вышеперечисленные

41. Политическая партия превращается в исполнителя интересов если:

1. Выражает интересы большинства населения;

2. Выражает интересы наиболее могущественных корпораций;

3. Побеждает на парламентских выборах.

4. Объединяется с другой партией;

5. Нет правильного ответа

42. К центральным органам управления экономикой Республики Казахстан не относятся:

1. Министерство финансов;

2. Министерство экономики;

3. Министерство энергетики.

4. Национальный Банк;

5. Все ответы верны

Какой институт отвечает за реализацию государственного бюджета

2. Министерство финансов.

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк;

5. Министерство энергетики

Какой институт несет ответственность за состояние кредитно-денежной системы РК?

1. Министерство образования, культуры и здравоохранения;

2. Министерство финансов;

3. Министерство экономики;

4. Национальный Банк.

5. Министерство энергетики

Чем обусловлена необходимость изучения зарубежного опыта ГРЭ?

1. Желанием избежать ошибок;

2. Возможность изучения общих закономерностей смешанной экономики;

3. Возможность изучения системы государственных мер по регулированию экономики;

4. Возможностью осуществления сравнительного анализа и корректировки курса ГРЭ;

5. Все ответы верны

46. Что из перечисленного относится к основным инструментам ГРЭ за рубежом:

1. Индикативное планирование;

2. Программирование;

3. Экономическое прогнозирование;

4. Бюджетно-налоговая политика;

5. Все ответы верны

47. Если прогноз разрабатывается на период от 3 до 5 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз;

2. Краткосрочный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз.

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

48. Если прогноз разрабатывается на период 10 - 20 лет то это:

1. Долгосрочный прогноз.

2. Комплексный прогноз;

3. Среднесрочный прогноз;

4. Частный прогноз;

5. Комплексный прогноз

49. Если подход к прогнозированию исходит из анализа предыстории развития объекта, это:

1. Аналитический подход;

2. Генетический подход.

3. Исторический подход;

4. Телеологический подход;

5. Комплексный подход

50. Если подход к прогнозированию исходит из целевых установок развития данного объекта - это:

1. Аналитический подход;

2. Комплексный подход;

3. Генетический подход;

4. Исторический подход;

5. Телеологический подход.

Что из ниже перечисленного не является объектом социального прогнозирования?

1. Демографические процессы;

2. Динамика дохода;

3. Динамика занятости;

4. Развитие здравоохранения;

5. Развитие науки

52. Что из ниже перечисленного выступает объектом научно-технического прогнозирования:

1. Воспроизводство природных ресурсов;

2. Динамика общественного воспроизводства;

3. Инновации.

4. Структура производства;

5. Динамика доходов

Обобщающим показателем научно-технического прогнозирования

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля новых изделий в выпускаемой продукции.

4. Темпы экономического роста;

5. Инновации

54. Что из ниже перечисленного выступает показателями социального прогнозирования:

1. Затраты на социально-культурную сферу на душу населения;

2. Конечное потребление домохозяйства на душу населения;

3. Средняя продолжительность жизни;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

Что из ниже перечисленного является обобщающим показателем прогнозирования внешнеэкономических связей?

1. Государственный долг;

2. Динамика инвестиций;

3. Доля ВВП на обслуживание государственного долга.

4. Темпы экономического развития;

5. Динамика инвестиций

56. Основоположником теории предвидения является:

1. Е.Домар;

2. Й.Шумнетер;

3. Н.Кондратьев.

4. Р.Харрод;

5. Д.Кейнс

Возрастание роли прогнозирования в современной экономике

1. Децентрализацией управления;

2. Изменчивостью экономической динамики;

3. Усложнением процесса управления;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

58. К функциям прогнозирования относятся:

1. Обоснование принимаемых решений;

2. Предвидение тенденций развития;

3. Прогнозное сопровождение выполнения решений;

4. Все ответы верны.

5. Нет правильного ответа

59. Что не входит в систему прогнозов:

1. Временной горизонт;

2. Объект прогноза;

3. Субъект прогнозирования.

4. Уровень управления;

5. Характер управления прогнозами

60. Что из ниже перечисленного относится к методам прогнозирования:

1. Нормативно-целевой метод;

2. Эвристическое моделирование;

3. Экстраполяция;

4. Метод «мозговой атаки»;

5. Все ответы верны

Какие виды экономических моделей используются в прогнозировании?

1. Модели на основе межотраслевого баланса;

2. Односекторные модели;

3. Эконометрические модели;

4. Модель Кобба-Дугласа;

5. Все вышеуказанные

62. Что не характеризует индикативное планирование:

1. Вариантность при разработке плана;

2. Директивный характер планирования.

4. Учет материальных и финансовых ресурсов;

5. Возможность концентрации сил на нерыночном секторе

Какие методы используются государственными органами, чтобы побудить рыночные структуры следовать показателям индикативного

1. Административные;

2. Экономические;

3. Юридические;

4. Прямые;

5. Все ответы верны

64. К инструментам монетарной политики не относятся:

1. Регулирование банковских резервов;

2. Операции на открытом рынке;

3. Регулирование процентной ставки;

4. Селективное регулирование кредита;

5. Сокращение бюджетного дефицита.

65. Политика кредитной экспансии имеет своей целью:

1. Ограничение кредита;

2. Ограничения спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения.

4. Уменьшение денежного предложения;

5. Нет правильного ответа

66. Кейнсианцы утверждают, что:

1. Монетарная политика не является необходимой;

2. Необходимо государственное вмешательство в экономику.

3. Рынку внутренне присуща стабильность;

4. Рынку свойственна только свободная конкуренция;

5. Роль государства в экономике необходимо сокращать

67. Дефицит государственного бюджета образуется в случаях, когда:

1. Доходы государства превышают его расходы;

2. Расходы государства превышают его доходы.

3. Расходы государства превышают сумму налоговых поступлений;

4. Сумма налоговых поступлений сокращается;

5. Сумма налоговых поступлений растет

68. Политика кредитной рестрикции имеет своей целью:

1. Расширение кредитного рынка;

2. Стимулирование спроса на деньги;

3. Увеличение денежного предложения;

4. Уменьшение денежного предложения.

5. Нет правильного ответа

69. Государственный долг - это сумма предшествующих:

1. Бюджетных дефицитов;

2. Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

3. Государственных расходов;

4. Расходов на оборону;

5. Административных расходов

70. Если центробанк продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет к:

1. Снижению уровня процентных ставок;

2. Увеличению депозитов в коммерческих банках;

3. Увеличению количества денег в обращении;

4. Уменьшению объема ссуд представляемых коммерческим банкам.

5. Нет правильного ответа

При котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания

Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas - единство) - самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
3. Составные части унитарного государства (области, департаменты. округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
4. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.
5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
Государство - это не статичное, раз и навсегда сложившееся образование. Оно находится в постоянной динамике, вызванной развитием общества, народов, внешнеполитическими процессами. В политически организованных странах действуют две взаимно противоположные тенденции.
С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Иногда это вызвано желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы (например, в форме борьбы за использования ресурсов). Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.
С другой стороны, действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования. Взаимопроникновение культур, религий, вытеснение старых традиций сглаживают различия, которые в прошлом разделяли людей. Многие государства сегодня решают проблему, которую ярко обозначил еще в началеXX в. российский правовед В.М. Гессен: «Является необходимость в такой форме взаимоотношений, которая, распределяя законодательство между центром и окраинами, позволяла бы использовать на благо государства богатые местные силы..., и сохраняя живую связь между частями государства, уравновешивала бы существующие в нем центробежные и центростремительные силы»1. Взаимодействие этих тенденций (центробежных и центростремительных) представляет большой интерес для исследователей, работающих в области теории государства и права и сегодня.
Наиболее распространенной его формой является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Но это не означает, что развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.
Итак, унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство.
Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю.
После распада Римской империи на ее территории в течение долгого времени (Средневековья) существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные «империи», которые так же легко распадались, как и образовывались. Правители и мелких и крупных образований тяготели к унитаризму.
Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины - раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII-XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.
Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.
Можно выделить следующие факторы:
1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:
- единство языка (близость языков, диалектов);
- единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории);
- единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий);
- схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.
2. Сильное внешнее давление (угроза) - осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV-XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».
3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Они включают в себя (наряду с другими):
- территориальную специализацию (разделение труда);
- единство и богатство ресурсов;
- отсутствие внутренних таможенных барьеров
- единство налогообложения;
- единую валюту;
- защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);
- единое правовое поле в экономике;
- общие выгоды от использования колоний.
Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.
Среди основных «ослабляющих» централизованное государственное устройство факторов можно выделить следующие:
1. Разные истории, культуры, языки, религии, менталитет;
2. Ощущение регионами (частями) невыгодности объединения по экономическим причинам.
3. Насильственное (неестественное) присоединение в прошлом каких-то частей унитарного государства;
4. Недовольство населения уровнем жизни. Вера в быстрое решение всех проблем в своем «отдельном» государстве (регионе);
5. Низкая политическая культура населения. Общественным мнением такого населения легко манипулировать политикам-сепаратистам. Проследив, таким образом, основные особенности развития унитарных государств в прошлом, перейдем к анализу современного унитаризма.

Тест 10 класс

1 вариант

1. Сколько стран насчитывается на политической карте мира?

А) около 190

Б) около 230

В) около 320

2. Суверенное государство – это...

А) независимое государство

Б) с монархической формой правления

В) унитарное государство.

3. Страны ОПЕК- это страны...

А) нефтеэкспортирующие

Б) отстающие в своем развитии

В) страны Юго-Восточной Азии

4. Расположите страны в порядке возрастания в них численности населения:

А) Индия Б) США

В) Китай Г) Индонезия.

5. Укажите две страны мира с наибольшей площадью территории:

А) Китай Б) РФ В) Андорра

Г) Монако Д) Япония

6. Установите соответствие:

Форма правления: Страны:

1. монархия А) Франция, Италия, Португалия

2. республика Б) Япония, Греция, Испания

В) Великобритания, Нидерланды, Бельгия

7. Страна – архипелаг – это:

А) Япония Б) Турция

В) Италия Г) Австралия

8. Абсолютной монархией являеется:

А) Пакистан Б) Оман

В) Япония Г) Испания

9. К унитарным странам не относится:

А) Саудовская Аравия

Б) Норвегия

В) Россия

10. Страна – президентская республика:

А) ФРГ

Б) Италия

В) США

11. В мире доминируют:

А) федеративные

Б) унитарные

В) Примерно одинаково

12. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относится:

А) к республикам

Б) к монархиям

13. Укажите в предложенном списке стран государство с унитарной формой административно-территориального устройства:

А) Бразилия Б) Австралия В) Китай

14. Большинство стран мира относится:

А) к развитым странам

Б) к социалистическим странам

В) к странам с переходной экономикой

Г) к развивающимся странам

15. По величине ВВП на душу населения к бедным относятся страны с:

А) 3000-5000 долл. в год

Б) 5000-10000 долл. в год

В) до 1500 долл. в год

16. Какие государства входят в состав «большой семерки»:

А) Италия, Испания и Япония

Б) Германия, Канада и Китай

В) Италия, Япония и Франция

Г) США, Великобритания и Нидерланды

17. К новым индустриальным странам относится:

А) Канада Б) Китай В) Малайзия

18. Белоруссия входит в состав:

А) стран с переходной экономикой

Б) «мировой элиты»

В) слаборазвитых стран

19.Какая из перечисленных стран имеет наибольший ВВП на душу населения:

А) Афганистан

Б) Нигер

В) Швеция

Г) Ангола

20. Новыми индустриальными странами являются:

А) Китай, Япония и Таиланд

Б) Малайзия, Сингапур и Тайвань

В) Израиль, Индонезия и Малайзия

Г) Индонезия, Индия и Филиппины

21. Установите соответствие:

Тип развивающихся стран Страны

1. Ключевые; А) Индия, Бразилия, Китай

2. отсталые; Б) Непал, Чад, Гаити

В) Швеция, Германия, Испания

22. Какая страна входит в состав международной орагнизации НАФТА?

А) Китай

Б) Канада

В) Россия

Г) Великобритания

23 . Какой буквой на политической карте мира обозначено государство Ангола?

1) А 2) В 3) С 4) D

Тест 10 класс

2 вариант

1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади:

А) Австралия

Б) Германия

В) Канада

Г) Сингапур

2. Полуостровное положение имеет страна:

А) Франция Б) Италия В) Бразилия

3. К азиатским странам относятся:

А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан

Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

В) Боливия, Монголия, Таиланд

Г) Афганистан, Ирак, Финляндия

4. К островным странам относятся:

А) Мадагаскар, Новая Зеландия и Япония

Б) Великобритания, Турция и Шри-Ланка

В) Венгрия, Индонезия и Фиджи

Г) Алжир, Ирландия и Куба

5. Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:

А) республика

Б) монархия

В) диктатура

6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения:

А) Китай, Индия, США

Б) Индия, Бразилия, Китай

В) Китай, США, Индонезия

7. Какая из перечисленных стран имеет федеративное устройство?

А) Япония Б) Китай В) Индия

8. Наибольшее количество стран мира являются:

А) республиками

Б) монархиями

9 . Какое из перечисленных государств по форме правления является республикой?

А) Швеция

Б) Франция

В) Таиланд

Г) Испания

10. Государство Таиланд расположено в…

А) Африке

Б) Азии

В) Латинской Америке

) Океании

11 . С какими из перечисленных стран граничит Россия?

А) Эстония, Азербайджан, Грузия

Б) Словакия, Литва, Грузия

В) Молдавия, Польша, Румыния

Г) Венгрия, Казахтстан, США

12 . Какая страна расположена в Северной Африке?

А) Кения Б) Танзания В) Тунис Г) Сомали

13 . В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?

А) Норвегия Б) Украина В) Индия Г) Нигерия

14. Какая из перечисленных стран относится к развивающимся странам?

А) ЮАР

Б) Польша

В) Индия

Г) Канада

15 . К новым индустриальным странам относится группа стран:

А) Малайзия, Сингапур, Тайвань

Б) Непал, Ангола, Бангладеш

В) Индия, Китай, Мексика

16. Установите соответствие между типом страны и страной, относящейся к данному типу

Типы стран:

1. наименее развитая

2. нефтеэкспортирующая

3. «переселенческого типа»

4. экономически развитая

Страны:

А) Австралия

Б) Сомали

В) Катар

Г) Япония

17. К странам с переходной моделью экономики относится:

А) Украина

Б) Таиланд

В) ОАЭ

Г) США

18. Выберите из предложенного списка страну с наименьшим уровнем ВВП:

А) Великобритания

Б) Дания

В) Непал

Г) Сингапур

19. Ключевой страной является:

А) Египет Б) Вьетнам В) Индия

20. В Европейский Союз НЕ входит:

А) Германия Б) Норвегия В) Италия

21. Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК?

А) Индия Б) Болгария В) Саудовская Аравия Г) Россия

22. Какая из перечисленных стран является членом НАТО?

А) Аргентина Б) Турция В) Швеция Г) Азербайджан

23. Какой буквой на карте обозначена Мьянма?



1) А 2) В 3) С 4) D

Тест 10 класс

1 вариант

1. А

2. А

3. А

4. ВАБГ

5. АБ

6. 1-В. 2-А

7. А

8. Б

9. В

10. В

11. Б

12. А

13. В

14. Г

15. В

16. В

17. Б

18. В

19. В

20. Б

21. 1-А, 2- Б

22. Б

23. 2 (В)

2 вариант

1. ВАБГ

2. Б

3. Б

4. А

5. Б

6. А

7. В

8. А

9. Б

10. Б

11. А

12. В

13. А

14. В

15. А

16. БВАГ

17. А

18. В

19. В

20. Б

21. В

22. Б

23. 4 ( D)