Статья 74 нк рф. Бухучет инфо

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пункты 7 и 8 предыдущей редакции с 17 августа 1999 года считаются соответственно пунктами 6 и 7 настоящей редакции - Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ.

6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

Комментарий к статье 74 НК РФ

Комментируемая статья посвящена оформлению поручительству.

Как указано в Письме Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-03/165, договор поручительства оформляется между налоговым органом и поручителем. Договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и заключать управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Письмом ФНС России от 21.03.2013 N АС-4-2/4829 направлена рекомендуемая форма договора поручительства по обеспечению уплаты налогов.

Консультации и комментарии юристов по ст 74 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 74 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 74 НК РФ

Статья 74 НК РФ. Поручительство (действующая редакция)

1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.

Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 - 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.

4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

6. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов, страховых взносов.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 74 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов является поручительство.

Институт поручительства подробно разработан в рамках гражданского права, поэтому комментируемая статья ориентируется на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений. Основания для применения положений гражданского законодательства Российской Федерации при регулировании порядка использования поручительства в качестве способа обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов установлены в п. 6 комментируемой статьи.

К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения ст. 361 - 367 ГК РФ. Это положение свидетельствует о том, что институт поручительства заимствован из гражданского законодательства.

Обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством только при изменении сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов не может быть обеспечено поручительством.

Поручительство как способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов представляет собой возложение данной обязанности на заранее определенное лицо в случае неисполнения налогоплательщиком или плательщиком сбора своей обязанности.

По договору поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Сторонами договора поручительства являются поручитель и налоговый орган. Поручителем вправе выступать любое физическое лицо или организация. В отношении одной обязанности по уплате налога могут одновременно участвовать несколько поручителей.

Законодательство о налогах и сборах не предъявляет каких-либо иных требований к лицам, которые могут выступать в качестве поручителей. Тем не менее такие требования существуют в отношении поручителей при обеспечении уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза - НДС и акцизу.

Так, в настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 года N 717 "О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов".

Согласно документу потенциальными поручителями могут выступать общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. Чтобы выступить в этом качестве, юрлицо не может являться дочерним либо зависимым хозяйственным обществом по отношению к лицу, за которое предоставляет поручительство.

Кроме этого, потенциальные поручители не должны заниматься банковской или страховой деятельностью. Установлено требование и по уставному капиталу юрлица - он не может быть менее 500 млн. руб. Логично, что у будущего гаранта не должно быть задолженности по уплате налогов и таможенных платежей.

Поручительство оформляется договором между таможенным органом и поручителем. В проекте договора поручительства следует указать информацию о том, что плательщик таможенных сборов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства. Также обозначить срок действия договора поручительства, который не должен превышать двух лет.

Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении любого из следующих условий:

во-первых, потенциальный поручитель соответствует критериям, определяемым указанным Постановлением Правительства Российской Федерации;

во-вторых, потенциальный поручитель обязуется представить в качестве документа, обеспечивающего исполнение долга перед таможенным органом, банковскую гарантию. Договор поручительства вступает в силу с даты представления указанной банковской гарантии.

Предложение о заключении договора поручительства таможенный орган рассматривает не более 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов. Если договор все же заключен, таможенники выдают плательщику приходный ордер. Если в заключении договора отказано, таможня в течение 15 рабочих дней информирует об этом лицо, предложившее заключить договор поручительства, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов необходимо лишь в строго определенных п. 1 ст. 85 ТК ТС случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров из-за необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта.

Следует отметить, что таможенные органы вправе принять решение о том, что необходимо обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в отношении некоторых товаров (технологического оборудования, ввоз которого не облагается НДС, воздушных и морских судов и др.).

Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора поручительства в соответствии со ст. 362 ГК РФ влечет его недействительность.


74 , 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат оплате государственной пошлиной в 200 рублей...

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-10256/10, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    При этом суды исходили из того, что основания для отказа в заключении договора поручительства соответствуют требованиям статей 67, 74 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 435, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениям Порядка организации работы по предоставлению отсрочки рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов...

  • 1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

    2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

    В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.

    Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 — 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.

    4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

    5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов, страховых взносов.

    Комментарий к Ст. 74 НК РФ

    Поручитель — лицо, которое обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

    Поручительство — один из способов обеспечения обязательств в гражданском праве. Нормы, указанные в комментируемой статье, регулируют порядок применения поручительства в налоговой сфере. Рассматриваемые правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов. Применение налогового поручительства позволяет государству гарантированно получить причитающиеся налоги и пени не с налогоплательщика, а с другого лица — поручителя. Безусловно, это повышает вероятность своевременной и полной уплаты платежей. Налоговое поручительство не противоречит принципам налогового регулирования.

    Хотя отметим, что по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).

    Общее основание для применения поручительства в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности сформулировано в п. 1 комментируемой статьи:

    а) единственным основанием для заключения договора о поручительстве (для целей налогообложения) является изменение сроков уплаты налогов;

    б) применение поручительства — право налоговых органов. Налоговые органы самостоятельно решают вопрос о том, прибегать ли к данному способу обеспечения обязанности по уплате налогов или применить другой способ (ст. 73 НК РФ) либо вовсе не обеспечивать исполнение данной обязанности;

    в) о формах изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов (ст. ст. 64 — 67 НК РФ).

    В п. 2 комментируемой статьи дается определение поручительства (для целей налогообложения):

    Поручительство — это сделка (а конкретнее — договор согласно ст. 154 Гражданского кодекса РФ), совершаемая:

    1) между налоговым органом и поручителем;

    2) когда изменены сроки исполнения обязанностей по уплате налогов третьим заинтересованным лицом (плательщиком, налоговым агентом и т.д.).

    В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 74 НК РФ поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

    Правила заключения договора поручительства описаны в Порядке изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами (далее — Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами), утвержденном Приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@.

    Так, согласно п. п. 20 — 24 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами договор поручительства со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

    Договор поручительства со стороны налогового органа подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

    Для оформления договора поручительства заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган (рекомендуемые образцы заявлений приведены в Приложениях N N 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами).

    При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам, пеням и штрафам и его платежеспособности.

    Результаты рассмотрения заявлений заинтересованного лица и поручителя, залогодателя о возможности заключения договора поручительства налоговый орган сообщает указанным лицам в течение 7 рабочих дней после получения таких заявлений (абз. 1 п. 23 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами).

    При наличии возможности заключения договора поручительства такой договор подписывается в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абз. 1 п. 23 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами.

    Договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе.

    При этом поручитель (заключивший договор с налоговым органом) обязывается:

    1) исполнить в полном объеме обязанность заинтересованного лица по уплате налога (если последнему был изменен срок его уплаты);

    2) исполнить упомянутую обязанность лишь постольку, поскольку само заинтересованное лицо не уплатило: сумму налога (т.е. сумму задолженности по налогу, образовавшейся вследствие изменения срока его уплаты); сумму соответствующих пеней (ст. ст. 67, 75 НК РФ).

    Другими словами, сущность налогового поручительства заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Указание в законе на ответственность поручителя за уплату налога и пени говорит об ограничении ответственности поручителя в налоговых отношениях только этими суммами. Налоговые органы не могут произвольно изменить пределы этой ответственности. Кроме того, как представляется, договор налогового поручительства (в отличие от гражданско-правового) не может быть заключен для обеспечения налоговой обязанности, которая может возникнуть в будущем. Такой вывод основан на буквальном толковании п. 2 комментируемой статьи;

    г) договор поручительства:

    должен быть в письменной форме в соответствии с правилами гражданского законодательства (ст. ст. 361 — 367 Гражданского кодекса РФ). Такое регулирование возможно на основании п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства;

    подлежит регистрации в налоговом органе, при этом данная регистрация не является государственной, а носит характер учета.

    В п. п. 3 — 4 комментируемой статьи установлены правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством.

    Правила предусмотренные п. 3 ст. 74 НК РФ, состоят в том, что:

    а) они применяются лишь в той мере, в какой:

    плательщик не исполнил обязанности по налогу (срок уплаты которого был перенесен, т.е. нарушил уже новый срок);

    плательщик не исполнил обязанности по уплате сбора;

    исполнение обязанности по уплате налогов было обеспечено договором поручительства, заключенным в установленном законом порядке;

    б) они возлагают на поручителя и плательщика солидарную ответственность за неисполнение последним обязанности по своевременной уплате налога. Иначе говоря:

    налоговый орган вправе требовать исполнения этой обязанности как от налогоплательщика непосредственно, так и от поручителя. Выбор за налоговым органом. Налоговый орган вправе требовать совместного исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщиком и поручителем;

    налоговый орган, не получивший полного удовлетворения своего требования от поручителя, вправе требовать недополученное от налогоплательщика, и наоборот;

    и налогоплательщик, и поручитель (как солидарные должники) остаются обязанными по налогам, пока такая обязанность не будет исполнена в полном объеме;

    исполнение обязанности по налогам одним из упомянутых выше лиц освобождает от этой обязанности перед налоговым органом другое лицо. Принудительное взыскание налога (и причитающихся пеней) с поручителя производится налоговым органом лишь в судебном порядке.

    В п. 4 комментируемой статьи законодатель устанавливает следующее:

    а) поручитель, исполнивший свои обязательства по договору, заключенному с налоговым органом, одновременно освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате указанных сумм;

    б) с другой стороны, к такому поручителю переходит право требовать от налогоплательщика:

    1) уплаченных сумм;

    2) процентов, начисленных на сумму задолженности по уплате налогов и сборов (п. 4 ст. 64, п. 5 ст. 65, п. п. 6, 7 ст. 67 НК РФ);

    3) возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.

    Эти убытки включают в себя:

    1) реальный ущерб, то есть расходы, которые поручитель произвел (например, по уплате банковских процентов, так как он вынужден был получить кредит в банке, чтобы исполнить свои обязанности по договору);

    2) упущенную выгоду (неполученный доход), т.е. доходы, которые он получил бы, если бы ему не пришлось исполнить (вместо налогоплательщика) обязанность по уплате налогов и отвлекать на эти цели свои денежные средства (ст. 15 Гражданского кодекса РФ , ).

    Правила комментируемого п. 5 ст. 74 НК РФ устанавливают, что или кто может выступать поручителем:

    а) поручителем может выступать не любая организация, а лишь юридические лица. С другой стороны, эти юридические лица могут быть как коммерческими (АО, ООО), так и некоммерческими организациями (благотворительные фонды, союзы, ассоциации);

    б) поручителем может быть и любое физическое лицо;

    в) в качестве поручителей вправе одновременно выступать сразу несколько лиц:

    два и более юридических лиц;

    два и более физических лиц;

    и юридические лица, и физические лица.

    По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Закон не запрещает налоговым органам заключать одновременно несколько договоров с одним и тем же поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников. Во всех случаях налоговым органам целесообразно истребовать у будущего поручителя документы, подтверждающие его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности (например, справки из банков о наличии и размере денежных средств этого лица);

    г) другой стороной договора поручительства является:

    налоговый орган по месту учета налогоплательщика или иного заинтересованного лица;

    вышестоящий налоговый орган;

    д) возможность участия в договоре нескольких налоговых органов п. 5 ст. 74 НК РФ не предусматривает.

    Нормы п. 6 комментируемой статьи императивно предписывают применять к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства, положения гражданского законодательства РФ, но лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено не только самим Налоговым кодексом РФ, но и другими актами законодательства о налогах и сборах. В частности, нормы гражданского законодательства следует применять к поручительству, упомянутому в ст. 74 НК РФ, с учетом того, что:

    одной стороной в таком договоре поручительства всегда является налоговый орган;

    налоговый орган не вправе отказаться принять надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов от поручителя (в гражданско-правовых отношениях это допускается);

    поручительство не может быть прекращено вследствие перевода плательщиком своей обязанности по налогам на другое лицо, в то время как ст. 317 Гражданского кодекса РФ допускает прекращение поручительства и по такому основанию.

    Для государства и представляющего его налогового органа имеет важное значение правило о солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика (ст. 322, п. 1 ст. 363 Гражданского кодекса РФ и п. 3 ст. 74 НК РФ). Если в отношениях налогового поручительства участвуют несколько поручителей, требование об уплате налогов (сборов) может быть предъявлено к каждому из них (полностью или частично).

    В п. 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что правила комментируемой статьи применяются и в отношении поручительства при уплате сборов. Поэтому выше все время подчеркивалось, что речь идет о поручительстве при изменении срока исполнения обязанностей по уплате налогов (а не только налогов).

    Отметим, что рекомендуемая форма договора поручительства по обеспечению уплаты налогов приведена в Письме ФНС России от 21 марта 2013 г. N АС-4-2/4829 «О поручительстве, предусмотренном пунктом 11 статьи 101 НК Российской Федерации».

    Новая редакция Ст. 74 НК РФ

    1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

    2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

    В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства.

    Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 - 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.

    4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

    5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов, страховых взносов.

    Комментарий к Статье 74 НК РФ

    Поручитель - лицо, которое обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.

    Поручительство - один из способов обеспечения обязательств.

    Нормы, указанные в комментируемой статье, регулируют порядок применения поручительства в налоговой сфере. Рассматриваемые правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов. Применение налогового поручительства позволяет государству гарантированно получить причитающиеся налоги и пени не с налогоплательщика, а с другого лица - поручителя. Безусловно, это повышает вероятность своевременной и полной уплаты платежей. Налоговое поручительство не противоречит принципам налогового регулирования.

    Во-первых, в Налоговом кодексе нет нормы о том, что налоговая обязанность исполняется только лично налогоплательщиком.

    Во-вторых, поручитель возлагает на себя соответствующие обязанности добровольно в силу договора.

    Общее основание для применения поручительства в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности сформулировано в п. 1 комментируемой статьи:

    а) единственным основанием для заключения договора о поручительстве (для целей налогообложения) является изменение сроков уплаты налогов;

    б) применение поручительства - право налоговых органов. Налоговые органы самостоятельно решают вопрос о том, прибегать ли к данному способу обеспечения обязанности по уплате налогов или применить другой способ (ст. 73 НК РФ) либо вовсе не обеспечивать исполнение данной обязанности;

    в) о формах изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов(ст. ст. 64 - 67 НК РФ).

    В п. 2 комментируемой статьи дается определение поручительства (для целей налогообложения):

    Поручительство - это сделка (а конкретнее - договор, ст. 154 ГК РФ), совершаемая:

    1) между налоговым органом и поручителем;

    2) когда изменены сроки исполнения обязанностей по уплате налогов третьим заинтересованным лицом (плательщиком, налоговым агентом и т.д.);

    При этом поручитель (заключивший договор с налоговым органом) обязывается:

    1) исполнить в полном объеме обязанность заинтересованного лица по уплате налога (если последнему был изменен срок его уплаты);

    2) исполнить упомянутую обязанность лишь постольку, поскольку само заинтересованное лицо не уплатило: сумму налога (т.е. сумму задолженности по налогу, образовавшейся вследствие изменения срока его уплаты); сумму соответствующих пеней (ст. ст. 67, 75 НК РФ);

    Другими словами: сущность налогового поручительства заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговым органом исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Указание в законе на ответственность поручителя за уплату налога и пени говорит об ограничении ответственности поручителя в налоговых отношениях только этими суммами. Налоговые органы не могут произвольно изменить пределы этой ответственности. Кроме того, как представляется, договор налогового поручительства (в отличие от гражданско-правового) не может быть заключен для обеспечения налоговой обязанности, которая может возникнуть в будущем. Такой вывод основан на буквальном толковании п. 2 комментируемой статьи.

    г) договор поручительства:

    Должен быть в письменной форме в соответствии с правилами гражданского законодательства (ст. ст. 361 - 367 ГК РФ). Такое регулирование возможно на основании пункта 3 статьи 2 ГК РФ . Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства;

    Подлежит государственной регистрации в налоговом органе по месту учета налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня заключения договора. Это отличительная особенность именно налогового поручительства, ведь гражданское законодательство не предусматривает подобной государственной регистрации, ограничиваясь лишь указанием на обязательную письменную форму договора поручительства (ст. 362 ГК РФ). В налоговых органах необходимо вести реестр заключенных договоров поручительства.

    На основании норм, изложенных в ст. 74 НК РФ и ст. 433 ГК РФ , делаем следующий вывод о том, что договор поручительства считается заключенным с момента его регистрации в налоговом органе.

    В п. п. 3 - 4 комментируемой статьи установлены правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством. Указанные последствия адресованы налоговому органу и поручителю.

    Правила, предусмотренные п. 3 ст. 74 НК РФ, состоят в том, что:

    а) они применяются лишь в той мере, в какой:

    Плательщик не исполнил обязанности по налогу (срок уплаты которого был перенесен, т.е. нарушил уже новый срок);

    Плательщик не исполнил обязанности по уплате сбора;

    Исполнение обязанности по уплате налогов было обеспечено договором поручительства, заключенным в установленном законом порядке;

    б) они возлагают на поручителя и плательщика солидарную ответственность за неисполнение последним обязанности по своевременной уплате налога. Иначе говоря:

    Налоговый орган вправе требовать исполнения этой обязанности как от налогоплательщика непосредственно, так и от поручителя. Выбор - за налоговым органом. Налоговый орган вправе требовать совместного исполнения обязанности по уплате налогов налогоплательщиком и поручителем;

    Налоговый орган, не получивший полного удовлетворения своего требования от поручителя, вправе требовать недополученное от налогоплательщика, и наоборот;

    И налогоплательщик, и поручитель (как солидарные должники) остаются обязанными по налогам, пока такая обязанность не будет исполнена в полном объеме;

    Исполнение обязанности по налогам одним из упомянутых выше лиц освобождает от этой обязанности перед налоговым органом другое лицо. Принудительное взыскание налога (и причитающихся пеней) с поручителя производится налоговым органом лишь в судебном порядке.

    В п. 4 комментируемой статьи законодатель устанавливает следующее:

    а) поручитель, исполнивший свои обязательства по договору, заключенному с налоговым органом, одновременно освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по уплате указанных сумм;

    б) с другой стороны, к такому поручителю переходит право требовать от налогоплательщика:

    1) уплаченных сумм;

    2) процентов, начисленных на сумму задолженности по уплате налогов и сборов (п. 4 ст. 64, п. 5 ст. 65, п. п. 6, 7 ст. 67 НК РФ);

    3) возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.

    Эти убытки включают в себя:

    1) реальный ущерб, то есть расходы, которые поручитель произвел (например, по уплате банковских процентов, так как он вынужден был получить кредит в банке, чтобы исполнить свои обязанности по договору);

    2) упущенную выгоду (неполученный доход), т.е. доходы, которые он получил бы, если бы ему не пришлось исполнить (вместо налогоплательщика) обязанность по уплате налогов и отвлекать на эти цели свои денежные средства (ст. 15 ГК РФ , ).

    Правила п. 5 ст. 74 комментируемого Кодекса устанавливают, что или кто может выступать поручителем:

    а) поручителем может выступать не любая организация, а лишь юридические лица. С другой стороны, эти юридические лица могут быть как коммерческими (АО, ООО), так и некоммерческими организациями (благотворительные фонды, союзы, ассоциации);

    б) поручителем может быть и любое физическое лицо;

    в) в качестве поручителей вправе одновременно выступать сразу несколько лиц:

    Два и более юридических лиц;

    Два и более физических лиц;

    И юридические лица, и физические лица;

    По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Закон не запрещает налоговым органам заключать одновременно несколько договоров с одним и тем же поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников. Во всех случаях налоговым органам целесообразно истребовать у будущего поручителя документы, подтверждающие его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности (например, справки из банков о наличии и размере денежных средств этого лица);

    г) другой стороной договора поручительства является:

    Налоговый орган по месту учета налогоплательщика или иного заинтересованного лица;

    Вышестоящий налоговый орган;

    д) возможность участия в договоре нескольких налоговых органов п. 5 ст. 74 Кодекса не предусматривает.

    Нормы п. 6 комментируемой статьи императивно предписывают применять к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства, положения гражданского законодательства РФ, но лишь в той мере, в какой иное не предусмотрено не только самим Кодексом, но и другими актами законодательства о налогах и сборах. В частности, нормы гражданского законодательства следует применять к поручительству, упомянутому в ст. 74 НК РФ, с учетом того, что:

    Одной стороной в таком договоре поручительства всегда является налоговый орган;

    Налоговый орган не вправе отказаться принять надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов и сборов от поручителя (в гражданско-правовых отношениях это допускается);

    Поручительство не может быть прекращено вследствие перевода плательщиком своей обязанности по налогам на другое лицо, в то время как ст. 317 ГК РФ допускает прекращение поручительства и по такому основанию.

    Для государства и представляющего его налогового органа имеет важное значение правило о солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика (ст. 322, п. 1 ст. 363 ГК РФ и п. 3 ст. 74 НК РФ). Если в отношениях налогового поручительства участвуют несколько поручителей, требование об уплате налогов (сборов) может быть предъявлено к каждому из них (полностью или частично).

    В п. 7 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что правила комментируемой статьи применяются и в отношении поручительства при уплате сборов. Поэтому выше все время подчеркивалось, что речь идет о поручительстве при изменении срока исполнения обязанностей по уплате налогам (а не только налогов).

    Другой комментарий к Ст. 74 Налогового кодекса Российской Федерации

    1. В соответствии с п. 1 ст. 74 Кодекса обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов поручительством осуществляется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. При этом обеспечение поручительством не является обязательным условием изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

    Пунктом п. 5 ст. 61 Кодекса также предусмотрено, что изменение срока уплаты налога и сбора по решению уполномоченных органов может производиться при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей гл. 9 Кодекса (см. комментарий к ст. 61 Кодекса).

    Следует отметить, что п. 2 ст. 184 гл. 22 "Акцизы" части второй Кодекса предусмотрено представление в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 Кодекса или банковской гарантии для освобождения налогоплательщика от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) и (или) передаче подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации.

    Такое поручительство банка (банковская гарантия) в соответствии с п. 2 ст. 184 Кодекса должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

    Пунктом 2 ст. 184 Кодекса также предусмотрено освобождение налогоплательщика от уплаты акциза, начисленного по операциям, предусмотренным подп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 Кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном ст. 184 Кодекса, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 Кодекса или банковской гарантии.

    Согласно п. 2 ст. 184 Кодекса такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

    При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

    2. Как определено п. 2 ст. 74 Кодекса, в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    В рамках гражданско-правовых отношений, как определено ст. 361 части первой ГК, по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Статья 361 ГК также предусматривает, что договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем.

    Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. Оформление договора поручительства производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Требования к форме договора поручительства установлены ст. 362 ГК, согласно которой договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Статьей 362 ГК также установлено, что несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

    Порядок оформления договора поручительства, предоставляемого для получения налогоплательщиком отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, установлен в разд. II Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утв. Приказом ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127.

    Согласно п. 8 указанного Порядка договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и оформлять управления ФНС России по субъектам Российской Федерации либо межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - налоговые органы). Договор поручительства со стороны налоговых органов подписывают руководители (заместители руководителя) налоговых органов.

    В пункте 9 Порядка предусмотрено, что поручителями вправе выступать как юридические, так и физические лица.

    В соответствии с п. 10 Порядка для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением по установленной форме (формы приведены в приложениях N 4 и 5 к Приказу ФНС России от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127) в управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации либо в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

    Пунктом 11 Порядка установлено, что при рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетной системой Российской Федерации и его платежеспособности.

    В соответствии с п. 12 Порядка результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган.

    При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.

    Налоговый орган может отказать в заключении договора поручительства, если есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также в случае выявления налоговым органом недобросовестности налогоплательщика или поручителя.

    Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:

    наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;

    наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

    размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

    получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;

    анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других юридических лиц;

    иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:

    неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога; получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета; несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом; руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организацией; юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

    Согласно п. 13 Порядка налоговые органы, указанные в его п. 8, самостоятельно рассматривают и оформляют поручительство в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем, если сумма поручительства не превышает 20 млн. руб.

    В пункте 14 Порядка предусмотрено, что договор поручительства, подписанный обеими сторонами, где сумма поручительства более 20 млн. руб., направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России. Для рассмотрения указанного договора ФНС России необходимо направить следующие документы:

    договор поручительства;

    справку о наличии задолженности поручителя;

    справку о наличии задолженности налогоплательщика;

    информацию об уплате текущих налоговых платежей поручителем с начала года;

    информацию об уплате текущих налоговых платежей налогоплательщиком с начала года;

    пояснительную записку налогового органа о целесообразности заключения данного договора поручительства.

    В соответствии с п. 15 Порядка договор поручительства подлежит регистрации в налоговом органе.

    3. В пункте 3 ст. 74 Кодекса установлено, что при неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

    Общие положения о гражданско-правовой ответственности поручителя закреплены в ст. 363 части первой ГК:

    при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (п. 1 ст. 363);

    поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства (п. 2 ст. 363).

    Статья 364 ГК устанавливает право поручителя на возражения против требования кредитора: поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства; поручитель не теряет право на эти возражения даже в том случае, если должник от них отказался или признал свой долг.

    В соответствии с п. 3 комментируемой статьи принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

    4. Согласно п. 4 ст. 74 Кодекса по исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика:

    уплаченных поручителем сумм, а также процентов по этим суммам;

    возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

    Права поручителя, исполнившего гражданско-правовое обязательство, определены в ст. 365 ГК следующим образом:

    к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника (п. 1 ст. 365);

    по исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование (п. 2 ст. 365);

    правила, установленные указанной статьей, применяются, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручителя с должником и не вытекает из отношений между ними (п. 3 ст. 365).

    5. В соответствии с п. 5 ст. 74 Кодекса поручителями вправе выступать как юридические, так и физические лица.

    Пунктом 5 комментируемой статьи также установлено, что по одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    Согласно п. 3 ст. 363 части первой ГК лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства.

    6. В соответствии с п. 6 ст. 74 Кодекса к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Согласно п. 1 ст. 329 части первой ГК поручительство является одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств.

    Поручительство регулируется положениями § 5 "Поручительство" гл. 23 "Обеспечение исполнения обязательств" части первой ГК.

    7. Правила ст. 74 Кодекса о поручительстве при уплате налогов согласно ее п. 7 применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

    • Вверх

    Официальный текст :

    Статья 74. Поручительство

    1. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

    2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

    Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

    3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

    4. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

    5. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

    6. Исключен.

    6. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

    Комментарий юриста :

    Поручительство как способ обеспечения налогового обязательства может быть применено только в случае изменения срока уплаты налога или сбора по основаниям, установленным Налоговым кодексом. Так, поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней. И хотя в силу данной статьи поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством, договор поручительства в обеспечение налогового обязательства имеет свои особенности. В частности, по нормам налогового законодательства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить обязанность налогоплательщика в полном объеме. Нормы же гражданского законодательства допускают возможность заключения договора поручительства и в части суммы обязательства. Поручительство как мера обеспечения исполнения обязательства может применяться при уплате как налогов, так и сборов.

    Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Сторонами договора поручительства являются налоговый орган и поручитель. В качестве поручителя может выступать юридическое лицо, физическое лицо, а также допускается одновременное участие нескольких поручителей. В отличие от норм гражданского законодательства, предусматривающего возможность установления в договоре субсидиарной ответственности поручителя и должника, по нормам статьи 74 при неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога и сбора поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Таким образом, при наличии нескольких поручителей они несут солидарную ответственность перед налоговым органом - кредитором. Поручитель в договоре поручительства имеет ряд прав. Так, поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства. Поручитель не теряет права на эти возражения даже в том случае, если должник от них отказался или признал свой долг.

    К поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству. Поручитель вправе также требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную налоговому органу, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника. По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требования к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование. Налогоплательщик или плательщик сбора, исполнивший обязательство, обеспеченное поручительством, обязан немедленно известить об этом поручителя. В противном случае поручитель, в свою очередь исполнивший обязательство, вправе взыскать с кредитора (налогового органа) полученное либо предъявить регрессное требование к должнику. В последнем случае должник вправе взыскать с кредитора лишь неосновательно полученное. Основания прекращения поручительства определены в статье 367 Гражданского Кодекса РФ . Однако не все они применимы к налоговым отношениям.

    Так, по общему правилу, моментом прекращения поручительства является прекращение обеспеченного им обязательства, а также изменение этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Такое основание прекращения поручительства, как перевод на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству при отсутствии согласия поручителя отвечать за нового должника, возможно в ограниченном числе случаев. Поскольку в силу статьи 45 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налогов носит личный характер, ситуация с переводом долга возможна при реорганизации налогоплательщика - юридического лица (). Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если налоговый орган в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю.

    Вряд ли применим к налоговым правоотношениям двухлетний срок со дня заключения договора поручительства на право предъявления иска к поручителю, так как в соответствии с нормами гражданского законодательства он применяется к тем обязательствам, в которых срок исполнения основного обязательства не указан или определен моментом востребования. При изменении же срока уплаты налога и сбора в силу главы 9 Налогового Кодекса РФ перенос срока уплаты производится на более поздний, но четко оговоренный срок.