Определение традиционной экономической системы. Что такое традиционная экономическая система – это: признаки и характеристика

Экономическая система – совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов экономики. Функционирование экономической системы нацелено на выполнение следующих задач: формирование и обеспечение работоспособности экономики; координация всех видов экономической деятельности; реализация социальных программ. Существуют различные классификации экономических систем по следующим критериям:
1. По степени открытости:
1.1 Закрытая экономика- все деловые операции происходят внутри страны, ограничивается внутреннее потребление, не доступна для иностранных фирм.
1.2 Открытая экономическая система – экономика активно включается в систему международных экономических отношений, наряду с национальной валютой используется иностранная валюта.

2. По формам регулирования, отношениям собственности:
2.1 Традиционная система - где отношения строятся на основе выработанных веками традиций и обычаев.
2.2 Командно-административная экономика - основана на централизованном планировании и государственной собственности на все факторы производства.
2.3 Рыночная экономика – основана на частной собственности, свободной конкуренции производителей и потребителей.
2.4 Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей.

3.По уровню развития промышленной революции и НТР.
1.1 Доиндустриальная система – система, где преобладает сельское производство, натуральное хозяйство и ручной труд.
1.2 Индустриальная система – основана на крупном машинном производстве, развитых товарно-денежных отношениях.
1.3 Постиндустриальная система – главным ресурсам является информация, ведущая сфера- экономико-непроизводственная сфера.

Характерные черты традиционной экономики.
1. Производство, распределение и обмен базируется на обычаях, традициях, культовых обрядах.
2. Многоукладная экономика, т.е.существование различных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности: натурально-общинное хозяйство- на общинной форме собственности, мелкотоварное производство.
3. Социально-экономический застой, низкий темп воспроизводства.
4. Ограничения технического прогресса.
5. Устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.
6. Значительная внешняя финансовая задолженность.
7. Высокая роль государства и силовых структур.
8. Отсталая технология.
9. Стимулом к труду является необходимость удовлетворять элементарные жизненные потребности.

Характерные черты командно-административной системы.
1. Государственная собственность на все материальные ресурсы.
2. Централизованное планирование экономики.
3. Отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций.
4. Монополизм производителей.
5. Отсутствие предпринимательства.
6. Прямое распределение продукта через фиксированные цены. Жесткое распределение экономических ресурсов.
7. Экономический порядок обеспечивается путем принятия жестких административных и уголовно-правовых мер.
8. Теневая экономика поддерживает функционирование всего хозяйства.
9. Политика довлеет над экономикой.
Характерные черты рыночной экономики.
1. Частная собственность на факторы производства.
2. Свобода предпринимательства и выбора.
3. Самостоятельность хозяйствующих субъектов, действуя на свой страх и риск.
4. Мотивация участниками личными интересами.
5. Конкуренция между производителями, потребителями, поэтому никто не имеет реальной власти (экономической).
6. Свободное ценообразование.
7. Вмешательство государства ограничено

Характерные черты смешанной экономики
1. Собственность многообразная.
2. Сильное профсоюзное движение.
3. Переход к новой организации труда с ведущей ролью системы Интернет.
4. Увеличение роли человеческого фактора.
5. Активная регулирующая и корректирующая роль государства.
6. Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой и другими факторами

Для стран бывшего СССР характерен переходный период. Переходная экономика-это экономика, находящаяся в процессе перехода (трансформации) от одной экономической системы к другой.

Характерные черты переходной экономики
1. Господство переходных экономических форм.
2. Неустойчивость, характер которой диктуется постоянным поиском новых, эффективных экономических форм.
3. Историчность, которая связана с историческим характером условий перехода и зависит от особенностей региона. Поэтому:
4. Переходная экономика самобытна и специфична.
5. Обострение социально-экономических противоречий.

Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о путях проведения рыночных преобразований. В настоящее время в практике существует два пути: быстрых радикальных реформ - «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного перехода. Первый применялся в той или иной степени в РК и большинстве стран Восточной Европы, второй- в Китае и Венгрии.
После распада СССР у Казахстана были различные альтернативы дальнейшего развития. В основе казахстанской модели экономики лежит учет мирового опыта, глобальных тенденций и целого ряда особенностей нашего государства, а именно огромная территория, богатые ресурсы, превращение которых в реальные факторы повышения эффективности экономики и устойчивого развития и есть первоочередная задача государства. Под экономической моделью понимается комплекс теоретических, методологических и практических положений, утверждений и выводов по формированию и развитию того или иного типа экономической системы, глубоко адаптированной к конкретным условиям страны.

Мировая экономика характеризуется неравномерностью развития национальных хозяйственных систем стран мира. Какие-то государства имеют большой ВВП, низкую инфляцию, обеспечивают высокие доходы гражданам. Другие же обладают скромными показателями на уровне макроэкономики. При этом государства второго типа - часто именно те, в которых национальное хозяйство характеризуется как соответствующее критериям традиционной экономической системы. Каковы особенности данной модели развития?

Понятие экономической системы, согласно распространенной в среде российских экспертов концепции, связано с наличием в конкретной стране мира модели, в которой есть устоявшиеся принципы хозяйственного развития, управления предприятиями, правила и нормы ведения бизнеса. Несмотря на то что суверенных государств в мире много, эксперты выделяют только три основные модели: традиционную, рыночную и командную. Также современная теория экономических систем допускает смешанную концепцию. Но по большинству критериев она, как отмечают аналитики, настолько близка к рыночной, что можно смело отождествлять их.

Особый интерес для многих исследователей представляет именно традиционная модель. Часто проводится анализ экономических систем данного типа с другими концепциями - рыночной и командной. В чем отличительная специфика традиционной хозяйственной системы? В каких странах мира она сейчас функционирует?

Сущность традиционной хозяйственной системы

Согласно концепциям, принятым в современной науке, традиционная экономическая система - явление, характерное для государств, находящихся на низком уровне хозяйственного развития. Ключевыми критериями отнесения стран к данной категории считаются значимая доля в производстве ручного труда, низкая технологичность процессов, устаревшие системы управления экономикой в целом. Значительная часть хозяйственных единиц в таких государствах представлена традиционными, общинными формами консолидации труда. Компаний, которые имеют форму в виде хозяйственного общества, в относительном выражении меньше, чем в развитых странах. Это, как полагают некоторые эксперты, ухудшает качество работы системы налогообложения, так как значительная часть денежных потоков на предприятиях официально не регистрируется. Отсюда и характерные проблемы экономической системы традиционного типа: высокая инфляция, безработица, низкий уровень доходов населения страны. Величина ВВП, как правило, также достаточно скромна в государствах, где национальное хозяйство организовано посредством этой модели.

Вместе с тем традиционная экономическая система, как считают многие аналитики, характеризуется в достаточной мере либеральным режимом хозяйствования. В государствах, где она присутствует, как правило, вмешательство контролирующих органов в частный бизнес сведено к минимуму, равно как практически не присутствуют или же не работают на практике административные барьеры для входа новых предпринимателей на рынок. Поэтому, фактический уровень бизнес-активности в таких странах, если даже сравнивать его с соответствующим показателем для развитых стран, может быть достаточно высоким. Это в определенной степени обусловлено довольно низким уровнем доходов населения при наемной работе: люди вынуждены так или иначе зарабатывать дополнительно за счет самозанятости, открытия небольших производств, торговых точек.

Факторы сдерживания прогресса

Таким образом, традиционная экономическая система - вполне капиталистическое явление. Однако что мешает государствам, где национальное хозяйство функционирует в рамках рассматриваемой модели, характеризующейся высокой предпринимательской активностью граждан, развиваться?

Как полагают некоторые эксперты, фактическое отсутствие вмешательства государства в бизнес обуславливает возникновение в национальных хозяйственных системах явлений, которые не позволяют предпринимателям в полной мере почувствовать себя свободными игроками рынка. Дело в том, что в условиях ограниченной активности институтов налогового и административного контроля роль структур, так или иначе вовлеченных в управление экономическими процессами, выполняют неформальные объединения, авторитет которых часто подкрепляется в лучшем случае личностью их руководителей, а то и вовсе силой оружия.

Поэтому, несмотря на то что войти на рынок формально может любой предприниматель, фактически начать свою деятельность он, скорее всего, сможет лишь согласовав свои планы с "контролирующими структурами". Конкуренция, насыщенность рынков - явления, фактически становящиеся управляемыми. Экономическая система предприятия развивается согласно сильно теоретизированным планам, а не в соответствии с рыночными механизмами. Это обуславливает тот факт, что, несмотря на высокую предпринимательскую активность граждан, национальная хозяйственная система государства остается на низком уровне: инвесторы не приходят в страну, схемы управления предприятиями не слишком эффективны, прибыль не всегда вкладывается в развитие бизнеса, часто оседает на счетах "контролирующих структур".

В свою очередь, во многих странах с традиционной экономической моделью наблюдается сценарий, при котором неформальные объединения и государственные структуры активно взаимодействуют. Образуются коррупционные схемы, совершенно отпугивающие инвесторов из западных стран. Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, в том, что государство и "контролирующие структуры" как-то взаимодействуют, можно найти положительные моменты. Это способствует сколько-нибудь внятной бюджетной политике, обеспечению отдельных социальных институтов (школ, больниц, некоторых общественных объединений, армии) финансовой поддержкой.

Другой фактор, по причине которого традиционная экономическая система сопровождается невысокими темпами развития хозяйственных отраслей, заключается в наличии социальных норм, обусловленных культурными аспектами и национальным укладом в обществе. Часто бывает, что иностранные инвесторы попросту не находят общего языка с предпринимателями из государств, в которых выстроена традиционная модель экономики.

Структура экономики

Как выглядит типичная структура экономической системы традиционного типа? Очень многое зависит от конкретного государства, его климата, расположения относительно других стран. Однако если попробовать выделить некие общие критерии, характеризующие традиционные хозяйственные модели, то можно назвать их следующую совокупность.

Во-первых, это крайне слабая развитость обрабатывающей промышленности. Ведущая отрасль, как правило, - это сельское хозяйство, а также производные от него сферы розничной торговли: продажа овощей, фруктов. В этом смысле государства, где присутствует традиционная структура экономической системы, выручает экспорт: закупочная цена плодов в этих странах, как правило, вполне конкурентна, предприниматели из развитых регионов охотно покупают их в больших объемах.

Во-вторых, это достаточно высокий уровень безработицы. Который, вместе с тем, компенсируется самозанятыми гражданами: торговлей, мелкотоварным выпуском изделий, ремесленнической деятельностью. Уровень социальной поддержки людей, не имеющих официальной занятости, вместе с тем не слишком высокий.

В-третьих, это невысокий уровень проникновения современных коммуникационных технологий, интернета. Это замедляет интенсивность развития хозяйственных связей, снижает темпы поиска предпринимателями новых партнеров. Хотя, надо отметить, что в последние несколько лет по этому критерию страны с традиционным укладом сделали значительный шаг вперед.

Каковы типичные макроэкономические показатели стран, где преобладают традиционные элементы экономической системы? Обычно уровень ВВП на душу населения здесь невысокий: в 5-10 раз ниже, чем в развитых государствах. Темпы роста экономики небольшие, однако в целом по государствам с традиционной хозяйственной системой соответствующий тренд положительный. Инфляция достаточно высокая: двузначные ее цифры, как полагают экономисты, являются нормой.

Традиционная и другие модели развития экономики: сравнение

Кроме традиционной хозяйственной модели, есть, как мы уже определили в самом начале статьи, еще и другие виды экономических систем. Так, согласно распространенной классификации, существуют также рыночная и командная. Как эти модели экономических систем соотносятся с традиционной? Попробуем провести небольшое сравнение.

Традиционная и рыночная модели

Ключевые элементы экономической системы рыночного типа: отсутствие сильного вмешательства государства в национальное хозяйство, правовые отношения на основе нормативных актов, наличие реальной конкуренции, открытость экономики для внешней торговли. Что можно сказать касательно сопоставления этих характеристик с традиционной моделью?

Касательно первого параметра - в обоих случаях реальное вмешательство государства в экономику невысокое. Однако мы уже отметили, что в хозяйственных системах традиционного типа оно опосредованно осуществляется при участии неформальных объединений, чего в современных экономиках рыночного типа, как это принято считать в среде экспертов, не происходит. Поэтому де-факто участие структур, вовлеченных в политическое управление, в странах с традиционной экономикой все же значительное.

В свою очередь, методы регулирования бизнеса на уровне нормативных актов в традиционных экономиках выражены слабо. И это также фактор, обуславливающий несхожесть государств с традиционной и рыночной экономиками.

О том, что реальная конкуренция в традиционных хозяйственных моделях сильно затруднена активностями неформальных структур, мы уже отметили выше. Таким образом, фиксируем тот факт, что и здесь сравниваемые виды экономических систем несхожи.

Что касается открытости экономики для внешней торговли, то здесь, в свою очередь, характеристики двух рассматриваемых моделей в определенной степени сопоставимы. Более того, внешняя торговля - один из ключевых факторов экономической стабильности для государств с традиционной хозяйственной системой. Роль внутреннего рынка сравнительно невысока. В свою очередь, в рыночных экономиках очень многое определяют как раз бизнес-процессы внутри хозяйственной системы государства. Хотя, конечно, внешняя торговля также очень важна.

Традиционная и командная модели

Каким образом соотносятся традиционная модель и командная экономическая система? Будут ли они в той же степени несхожи, как и в предыдущем случае?

Ключевая характеристика экономических систем командного типа - определяющая роль государственных структур. Соответствующие институты власти непосредственным образом управляют национальным хозяйством. Предпринимательские инициативы сильно ограничены, потому конкуренция отсутствует в принципе. Вместе с тем развита система правовых отношений на базе нормативных актов.

Можно, таким образом, зафиксировать, что присутствуют определенные нюансы схожести традиционной и командной моделей. Прежде всего, это касается аспектов, отражающих конкуренцию. Правда, схожесть, вероятно, будет прослеживаться в большей степени по форме, чем по фактическому содержанию. Дело в том, что командная экономическая система не допускает конкуренции в силу административных барьеров. Роль рыночного регулятора играет государство как совокупность официальных, закрепленных в законах и конституции, публичных институтов. В свою очередь, в традиционной модели подобную функцию выполняют неформальные структуры.

Вместе с тем на уровне сопоставления правовых режимов разница между рассматриваемыми системами значительна. Суть экономической системы традиционного типа, как считают некоторые исследователи, заключается в приоритете неформальных норм коммуникаций. В свою очередь, в командных моделях правоотношения так или иначе базируются на положениях закона.

Характеристика экономических систем традиционного типа, таким образом, делает их в отдельных аспектах схожей с двумя другими моделями - рыночной и командной. Однако принципиальные различия гораздо заметнее. И потому, вероятно, будет совершенно некорректно анализировать специфику функционирования экономики, характеризующейся традиционными признаками в сравнении с той, что организована на базе рыночных принципов.

Рассмотрим то, как организованы национальные экономические системы, на примере нескольких стран, хозяйственная структура которых, как полагают некоторые исследователи, может быть охарактеризована как традиционная.

Государства с традиционной экономикой: Буркина-Фасо

Буркина-Фасо - страна с преимущественно сельскохозяйственной экономикой. Основная выращиваемая культура - хлопок. Он идет на экспорт. Можно отметить тот факт, что правительство страны прилагает определенные усилия к диверсификации национальной экономики. Так, например, в конце 90-х власти государства взяли курс на приватизацию предприятий. В 2004 году был принят ряд законов, призванных улучшить инвестиционный климат страны. Это дало определенные результаты: в частности, значимую долю в экономике стал играть сектор горнодобывающей промышленности. Особенно активно выросла добыча золота. Сейчас доля промышленности в ВВП страны составляет порядка 21%, и это между тем сравнимо с показателями некоторых развитых стран. Доля сельского хозяйства - около 30%, сектора услуг - 49%. В последние несколько лет в Буркина-Фасо заметен заметный годовой прирост ВВП. Правда, на душу населения он довольно скромный - порядка 1200 долларов.

Экономика Бурунди

Бурунди - страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство. Ведущие сектора: производство кофе, чая, сахарного тростника, а также хлопка. В Бурунди крайне низкий ВВП на душу населения - порядка 140 долларов. Вместе с тем ВВП в целом растет, а темпы инфляции сопоставимы даже с развитыми странами - около 10-12%. Сельскохозяйственное производство в Бурунди сконцентрировано в основном в частных хозяйствах, есть небольшие фермы. Можно отметить, что доля промышленности в ВВП государства все же заметна - 15%. Но большинство предприятий связаны с сельскохозяйственной сферой - на них осуществляется переработка чая, кофе и других основных продуктов экспорта. Есть также заводы, на которых выпускаются сельскохозяйственные орудия. В числе перспективных отраслей для инвестирования в Бурунди выделяется добыча никеля. По расчетам геологов, в стране присутствуют значительные запасы этого металла.

Экономика Афганистана

Несмотря на сложные времена после прихода к власти в этой стране моджахедов в начале 80-х, Афганистан продолжает выстраивать внешнеэкономические связи. Но все же в основе экономики пока внутренний рынок. Более половины ВВП страны формирует сельскохозяйственная отрасль, но доля промышленности заметна - около 29%. Порядка 19% - сфера услуг. В Афганистан поступает международная гуманитарная помощь, что стало позитивным фактором экономического роста страны и улучшения социального положения граждан. ВВП Афганистана - около 21 млрд. долларов, показатель на душу населения - порядка 700 долларов.

Факторы формирования традиционной модели

Насколько корректно говорить о том, что низкие макроэкономические показатели в изученных нами государствах коррелируют с тем, что в этих странах установилась традиционная хозяйственная модель? Аналитики в целом сходятся во мнении, что здесь присутствует прямая зависимость. Залог экономического процветания государства сегодня - открытость для инвесторов, наличие значительных внутренних ресурсов, развитая правовая система. Если эти компоненты отсутствуют, то национальная хозяйственная система государства будет отставать от остального мира. Часто бывает, что подобная ситуация в экономике возникает в силу значимой роли традиций отмеченного нами типа.

В свою очередь, чем обусловлен тот факт, что отмеченные страны не могут осуществить переход к современной рыночной экономике? Мнения экспертов сильно разнятся на этот счет.

Есть версия, что те или иные модели экономических систем устанавливаются в государстве под влиянием политического фактора, который часто имеет внешнюю природу. Так, в частности, что касается Афганистана, то до гражданской войны, разразившейся в конце 70-х, страна в целом относительно успешно развивалась, привлекала туристов - пусть и сравнительно немного. То есть та традиционная модель, что фиксируется аналитиками в экономике Афганистана сегодня - это то, к чему страна пришла не по причине естественного развития, а во многом под влиянием внешнего политического фактора. Возврат к неким традиционным концепциям произошел по причине того, что перспектива дальнейшего развития рыночных механизмов здесь была сведена на нет гражданской войной.

То есть в соответствии с озвученной точкой зрения, традиционная хозяйственная система и присущая ей низкая развитость секторов - следствие воздействия на страну неких факторов. Более того, международная экономическая система, как полагают многие исследователи, такова, что изменить национальную модель в короткие сроки и адаптировать ее к глобальному рынку государствам, которые находятся на невысоком уровне развития, крайне непросто. В этом должны быть заинтересованы также и ее экономические партнеры, и ключевые мировые финансовые институты. Таким образом, понятие экономической системы, согласно данной теории, во многом связано с политическими процессами.

Другая точка зрения базируется на том тезисе, что традиционная экономика не может возникнуть в стране, если на то нет причин, обусловленных спецификой исторического развития государства, культурным фактором. Суверенная хозяйственная модель, согласно данной концепции, базируется на принципах, воспроизводимых в стране в течение многих поколений. И потому, каким бы значительным ни был фактор внешнего воздействия, если на уровне социальных коммуникаций нет установок, способствующих возникновению неформальных объединений в качестве альтернативы государственным или, например, предрасполагающих к применению традиционных правовых норм вместо тех, что излагаются в законах, то соответствующего типа экономическая модель попросту не сможет сформироваться.

В настоящие дни в мире много различных экономических систем. В каждой из них есть масса положительных и отрицательных черт. Но прародительницей всех является традиционная экономическая система. Она до сих пор используется в некоторых Но в развитых и развивающихся странах данная система давно преобразовалась в более сложную.

Система - это ситуация в стране, которая характеризуется высокой потребностью в ручном труде. При этом в странах, в которых она используется, достаточно слабо развиты различные технологии. Большая роль здесь отводится такой отрасли, как добыча полезных ископаемых и первичная их обработка. В этих странах существует такое явление, как означает, что сохранены различные хозяйственные формы, характеризующиеся коллективным ведением всех видов производств. То есть в странах, в которых существует традиционная экономическая система, много мелких хозяйств, которые занимаются производством, а затем продажей собственных продуктов. Подобную экономику можно также отличить по наличию огромного количества ремесленных и крестьянских хозяйств. Для того чтобы произошло перевоплощение данной экономической системы в более совершенную, необходимо вливание иностранных капиталов. Это связано с тем, что уровень предпринимательства в странах третьего мира достаточно низкий.

В более отсталых странах традиционная экономическая система выражается в упрощенной форме. Различные проблемы здесь решаются в соответствии с обычаями, кастовыми или племенными традициями. В таких странах большая роль отводится религии. Представителями власти в этом случае являются духовные деятели. Экономической жизнью страны также могут управлять феодалы, вожди, советы старейшин. Например, если какое-то племя занимается сельским хозяйством, то оно привыкло себя позиционировать с этой стороны деятельности. Скорее всего, на протяжении еще нескольких десятков лет это племя так и будет заниматься сельскохозяйственной деятельностью. И никому из участников этого процесса в голову не придет задаться вопросами:

Выгодно ли племени заниматься только сельским хозяйством?

Может быть стоит освоить еще какую-то сферу деятельности?

Нужно ли включать какую-нибудь новую технологию в процесс производства?

Страны, в которых существует традиционная система, конечно, постепенно развиваются. Но темпы изменения экономики в них настолько низкие, что на введение, например, новых технологий, уйдет не один десяток лет. И то, данные преобразования будут вызваны внешним влиянием. Например, предложением повысить производительность при помощи специальных машин. Таким образом, внутри племени может и не произойти в деятельности никаких изменений вообще, если на него не будут влиять извне. Примером такой ситуации могут быть народы в России. Они и по сей момент живут в традиционной системе - охотятся племенем.

Сейчас традиционная экономическая система распространена в некоторых странах Африки и Азии. Есть еще ее признаки в развивающихся странах.

В более вопросами распределения национального дохода занимается государство. Оно, сосредоточив в своей казне бюджет, выделяет деньги на развитие инфраструктуры, на для бедных слоев населения. Государство также занимается и решением других основных вопросов в стране.

Если страна стремится развиваться, то она не сможет поддерживать традиционную систему. Постепенно экономика становится более сложной и совершенной. Ни одна страна в истории человечества не смогла сохранить старую систему. Примером может быть коллективная собственность СССР. Правительство в течение 70 лет пыталось поддерживать традиционную систему, но все мы знаем, что данный опыт оказался неудачным. И СССР преобразовало свою экономическую систему в рыночную.

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.