Новый налог на недвижимость — это узаконенный грабеж россиян? Об установлении налога на имущество физических лиц.

Путин подписал закон о новом налоге на недвижимость

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, предусматривающий переход до 2020 года к расчету налога на имущество физлиц, исходя из его кадастровой стоимости.

Как сообщается на официальном сайте Кремля, Путин подписал закон:

«О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии с законом, Налоговый кодекс дополняется отдельной главой о налоге на имущество физлиц, который будет рассчитываться исходя из ее кадастровой стоимости, если в субъекте РФ утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговые ставки будут устанавливаться местными органами власти в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.

Для жилых домов, в том числе недостроенных, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, а также хозстроений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв м, расположенных на садовых и дачных земельных участках, ставка налога не должна превышать 0,1%. Однако муниципалитетам предоставляется право уменьшать эту ставку до нуля, либо увеличивать до 0,3%.

Для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и дорогостоящей недвижимости (свыше 300 млн рублей) ставка не должна превышать 2%, для прочей недвижимости — 0,5%.

Действующие льготы по налогу на имущество граждан сохраняются, но устанавливается ограничение по этим льготам по одному объекту каждой категории.

Закон вступит в силу с 1 января 2015 года, но для регионов предусмотрен пятилетний период для перехода к расчету налога на имущество физлиц исходя из ее кадастровой стоимости. Регионы, желающие перейти к новой системе расчета налога уже с 2015 года, должны принять решение об этом до 20 ноября 2014 года.

В переходный период, при расчете налога исходя из кадастровой стоимости, муниципалитет будет применять понижающий коэффициент, чтобы избежать резкого роста суммы налога. В результате, сумма налога ежегодно может возрастать не более чем на 20%.

В случае определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, сохраняются действующие ставки налога. Для недвижимости стоимостью до 300 млн рублей ставка составит до 0,1%, от 300 млн до 500 млн рублей — от 0,1 до 0,3%, свыше 500 млн рублей — от 0,3 до 2%.

С 2020 года при расчете налога на имущество физлиц по всей стране будет использоваться только кадастровая стоимость.

Эксперты в интервью «Коммерсант-FM» отмечают, что новый расчет налога на имущество повлияет в первую очередь на очень дорогие квартиры. Например, если квартира стоимостью 20 млн рублей, то она будет входить в категорию 0,1% — то есть за нее придется платить 20 тысяч в год. При этом, если эта квартира единственная, то собственник обладает льготой, и из нее будет вычтено еще 20 кв. м.

«Поэтому сумма не такая значительная с точки зрения принципиальной стоимости недвижимости. Но, с другой стороны, нужно четко и ясно понимать, каким образом налог будет действовать на так называемые дорогие квартиры. Сегодня они 300 млн рублей, но, как вы видите, у нас совершенно непонятно, какой будет курс в ближайшие годы. Во-вторых, каким образом будет эта ставка в 300 млн рублей распространяться на большую недвижимость», — заявил «Коммерсанту» консультант рынка Константин Ковалев.

Если она окажется слишком высокой (до 2%), то такую недвижимость в России перестанут покупать, полагает он.

Новый налог на недвижимость станет бременем не для всех

Новый налог на имущество физических лиц, рассчитывающийся с 2016 года по новым правилам, может привести к тому, что для многих москвичей собственная квартира станет дорогим удовольствием. Уже в конце этого года платежки неприятно удивят собственников, поскольку налог будет теперь взыскиваться с кадастровой стоимости, а не с оценки БТИ, как было раньше, пишут «Известия».

Далее налог будет увеличиваться постепенно вплоть до 2020 года, когда платить придется по полной. По данным издания со ссылкой на консалтинговую компанию Berkshire Advisory Group, налог на однокомнатную столичную «хрущевку» площадью 30 кв.м. возле метро «Молодежная» вырастет к 2020 году с 567 рублей до 2838 рублей. Налог на трехкомнатную «сталинку» возле метро «Фрунзенская» (71 кв.м.) вырастет с 9256,36 рубля до 46281,78 рубля. Эти суммы приводятся за вычетом 20 кв м. на собственника, которые не облагаются налогом.

Однако опрошенные агентством «Прайм» эксперты считают, что для среднего покупателя налоговое бремя вырастет, но не столь значительно.

«Средняя кадастровая стоимость квадратного метра примерно на 10-15% ниже рыночной цены. Для владельцев однокомнатных квартир в наиболее доступных районах столицы c применением налогового вычета сумма имущественного налога будет варьироваться в пределах 2,5-5 тысяч рублей, для обладателей двухкомнатных квартир – от 5 до 10 тысяч рублей, а трехкомнатных – от 9 до 24 тысяч рублей», — посчитала управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

Если разбить эту сумму по месяцам, то едва ли она станет заметным бременем для бюджета среднестатистического москвича, добавила она.

Кроме того, есть льготные категории граждан, освобожденные от уплаты налога на один объект недвижимости. Закон предусматривает и понижающие коэффициенты: помимо вышеупомянутых 20 кв.м. на одного собственника, налогом не облагаются квартиры, общей площадью не превышающие 20 кв.м., а также комнаты не больше 10 кв.м. и дома не больше 50 кв.м.

Кроме того, можно оспорить кадастровую стоимость, на основе которой определяется размер налога, отмечает замруководителя юридического департамента «НДВ-Недвижимость» Владимир Зимохин.

«Если квартира сдается и платятся налоги, то налог на имущество в определенных случаях не платится», — добавил он.

Юристы поясняют, что в случае необоснованного, как кажется гражданину, завышения кадастровой стоимости следует обратиться к независимому оценщику.

«Если оценка докажет, что кадастровая стоимость завышена, то с отчетом оценщика и заявлением о ее снижении нужно обращаться в суд общей юрисдикции. Суд может назначить еще одну оценку, если засомневается в результате предыдущей. Если и она подтвердит завышенность кадастровой стоимости, то ее пересчитают и сделают равной рыночной стоимости. После этого налоговики должны будут пересчитать налог», — рассказал адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.

Если нет желания идти сразу в суд, то кадастровую стоимость можно попытаться оспорить в специальной комиссии при Росреестре. Если там откажут в изменении размера кадастровой стоимости, то уже тогда нужно идти в суд. Обращаться в комиссию не обязательно, для граждан это добровольное решение и можно сразу обращаться в суд. При этом на практике суды чаще удовлетворяют подобные иски граждан, чем комиссии при Росреестре.

Эксперты также сомневаются в том, что после вступления налога в силу мы будем наблюдать массовый исход малообеспеченных семей на окраины и появление на рынке огромного количества дорогого жилья. Закон не затронет льготников, собственников с небольшими квартирами, граждан сдающих квартиры, граждан которые могут платить данный налог и граждан, которые заключили договор социального найма жилья, указывает Владимир Зимохин из «НДВ-Недвижимость».

Совсем другое дело – родственники пенсионеров-льготников: для них наследство может стать действительно большим бременем . В зависимости от их собственного уровня доходов, некоторые владельцы дорогостоящего жилья действительно предпочтут переехать на окраины , указывает Мария Литинецкая из «Метриум Групп».

Однако нужно понимать, что население у нас консервативное в отношении смены местожительства, и многие решат остаться в родных районах и платить повышенный налог, сократив расходы на жизнь . В любом случае, резкого изменения ситуации на рынке не ожидается, поскольку повышение налога растянуто на четыре года , заключила она.

Российская Федерация

ЗАКОН РФ от 09.12.91 N 2003-I (ред. от 29.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2012) "О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Пункт 2 - Утратил силу.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

(в ред. Федерального закона от 11.08.94 N 25-ФЗ)

Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 45-ФЗ)

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющими общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Пункт 3 - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

3. Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)

4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно. первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями и Налогового кодекса Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР

Каждому гражданину РФ необходимо знать о том, что налог на имущество физических лиц является обязательным для всех, кто владеет недвижимостью, к которой относятся: дома, квартиры, дачи, хозяйственные и прочие строения. Оплачивать этот налог обязаны все лица, которые не освобождены от него или же не имеют специальных льгот на выплату данного налога.

Отметим и тот момент, что даже несовершеннолетние лица, в чьем владении находятся объекты недвижимости, обязаны выплачивать этот налог. До наступления совершеннолетия, за данных лиц совершают оплату их опекуны или родители, что соответствует НКРФ, пункт №2, статьи №27.

Квитанция на оплату налога по недвижимости, приходит к вам по почте, и вы можете оплатить ее в любом филиале Сбербанка . В случае, если вы не получили по почте квитанцию, вам надлежит обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или того региона, где находится ваше недвижимое имущество. Согласно существующим на сегодня законам РФ, некоторые лица могут иметь льготы по оплате данного налога. Для того, чтобы получить льготы на оплату налога на имущество для физических лиц, вам необходимо собрать нужные документы и предоставить их в налоговую инспекцию. Если вы представили необходимые документы позже, чем получили льготы, тогда вам будет произведен перерасчет суммы налога на имущество для физических лиц. Но в данной ситуации, есть небольшой момент – перерасчет налога, имеет строгие ограничения, которые заключаются в том, что вам могут сделать его только за три последних года, которые предшествовали предоставлению вам льгот.

До 2015 года процесс расчета и уплаты налога на имущество физических лиц регламентировался Федеральным Законом №2003-1. Согласно законодательству, данным видом налога облагается недвижимость (жилые дома, квартиры и дачи), являющиеся собственностью физических лиц. Формирование расчета осуществлялось на основе налоговой базы, определенной по инвентаризационной стоимости объекта.

Но с 1 января 2015 года правительство решило отменить данный закон. Вместо него введена новая глава под названием «Налог на имущество физических лиц». Введение новой главы привнесло несколько важных изменений в процесс формирования и исчисления данного вида налога. Например, со следующего года расчет налога обязан производиться не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости имущества. Во время расчета кадастровой стоимости учитываются такие факторы, как: расположение недвижимости, ее площадь, сегмент, год постройки и т.д. Соответственно, кадастровая стоимость наиболее точно отображает рыночную стоимость объекта. Поскольку инвентаризационная стоимость, как правило, намного ниже рыночной цены, стоимость НДФЛ с 2015 года увеличилась.

Кто будет рассчитывать налог на имущество физических лиц в 2019 году

Данный вид фискального сбора относится к налогу местного значения. В связи с чем, он регулируется как НК РФ, так и нормативно-правовыми актами муниципальных органов, а также городов, имеющих статус федерального значения. В новой главе сказано, что расчет суммы налога, с последующим уведомлением налогоплательщика об его уплате будет производиться местными налоговиками.

Введение в действие НИФЛ ляжет на плечи субъектов РФ

Чтобы НИФЛ был введен в действие, каждый субъект РФ обязан, во-первых, установить порядок расчета кадастровой стоимости объектов, а, во-вторых, определить единую дату для взимания налога. Пока субъекты не осуществят данные процедуры, расчет налога производится по текущему порядку.

Согласно решению правительства, субъекты РФ начали использовать новый порядок для расчета налога на имущества с 1 января 2015 года.

Что будет считаться объектами налогообложения

Согласно новым правилам, с 2015 года объектами налогообложения принято считать: жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи (машино-место), недвижимые комплексы, незавершенные объекты строительства, а также другие помещения и строения.

При этом в законодательстве уточняется, что жилые строения, которые используются для ведения дачного хозяйства, садоводства, хранения инвентаря и т.д. в личных целях, относятся к категории жилых домов.

Расчет налоговой базы и налоговых вычетов

Как отмечалось выше, налоговая база по НИФЛ, согласно нововведениям, будет определяться для каждого объекта налогообложения в строгом соответствии с его кадастровой стоимостью, прописанной в государственном кадастре недвижимости.

Также в новой главе НК РФ учтены и возможные , на сумму которых уменьшается кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Налоговые вычеты для каждого объекта имущества

Например, кадастровая стоимость квартиры равна 3 000 000 рублей, а кадастровая стоимость одного квадратного метра – 50 000 рублей. Чтобы узнать размер налогового вычета, необходимо величину кадастровой стоимости квадратного метра умножить на число 20, т.к. именно это значение применяется для объектов налогообложение, попадающих под категорию квартира. Соответственно, размер налогового вычета для данного примера составит: 50 000 × 20 = 1 000 000 рублей. А размер налоговой базы будет равен: 3 000 000 – 1 000 000 = 2 000 000 рублей.

Но нужно отметить, что правительство оставило местным властям право увеличивать размер обозначенных налоговых вычетов.

Расчет ставки налога на имущество физических лиц

Формирование налоговых ставок производится на основе кадастровой стоимости объектов.

Так, для жилых домов (недостроенных жилых домов), жилых помещений, гаражей и машино-мест ставки по налогу составляют до 0,1%.

Для торговых центров, нежилых и промышленных помещений, используемых для размещения предпринимательских объектов, офисов, объектов обслуживания и т.д., а также для объектов, с кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей, установлена налоговая ставка в размере до 2%.

Налоговая ставка, не относящаяся к вышеназванным категориям, составляет до 0,5%.

Например, если стоимость 1 кв. м. квартиры составляет 50 000 рублей, а налоговая база после вычета – 2 000 000 рублей, тогда сумма налога составит: 2 000 000 × 0,1% = 2 000.

При этом, законом уточнено, что муниципальные образования могут самостоятельно менять размер ставки, установленной для домов, квартир и гаражей. Допускается повышение ставки не более чем на треть или ее понижение до нулевого значения.

Кроме того, субъекты РФ могут вводить дифференцированные ставки в зависимости от:

Разновидности объекта;

Кадастровой стоимости объекта;

Инвентаризационной стоимости объекта;

Места расположения объекта;

Вида зоны, на территории которой находится объект.