Методы государственного регулирования цен. Курсовая работа косвенные методы регулирования экономических процессов

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих атияние на развитие национального хозяйства. Причем само реагирование на изменение экономической ситуации должно быть по возможности опережающим. В этой связи настоятельно необходимым становится решение двух задач:

1) нахождение наиболее удачных и разумных комбинаций применяемых методов воздействия, соответствующих специфике регулируемых сфер национальной экономики;

2) учет возможных негативных последствий в сопряженных сферах экономики.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.

В зависимости от выбранных критериев существует несколько классификаций методов государственного регулирования экономики.

I. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различаются методы прямого и косвенного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписание государства.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимущество косвенных методов воздействия заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостаток в том, что существует определенный временной лаг, между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы государственного регулирования экономики могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору, хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов.

2. По организационно-институционному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой ин-фоструктуры, и имеет цель создать правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функции административных методов заключаются в обеспечении стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защите конкурентной среды; гарантировании права собственности и свободы принятия экономических решений.

В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических мер наиболее часто используются:

а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом;

б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей;

в) прогнозирование, планирование и программирование экономики.

Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач;

г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом.

Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решении. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.

Косвенное регулирование экономических процессов производится только с помощью экономических методов. В то же время любой экономический метод несет в себе административное начало, так как решение о применении того или иного метода должно принять государство, оно же должно установить и конкретные величины экономических регуляторов и порядок их использования.

К косвенным методам экономического регулирования относятся:

  • 1. Государственное экономическое прогнозирование.
  • 2. Государственное экономическое программирование.
  • 3. Бюджетно-налоговое регулирование.
  • 4. Денежно-кредитная политика.
  • 5. Воздействие на экономику через государственный сектор.

Рассмотрим более подробно перечисленные методы.

1. Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. В его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов:

  • · поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного или целевого прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
  • · составления сценария и вариантов прогноза;
  • · сведение разного рода прогнозов в систему.

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Предвидение основных направлений экономического развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития экономических процессов на основе специализированных методик осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.

2. Государственное экономическое программирование

Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально-экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные, финансовые средств реализации этих целей. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов.

Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.

Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов. Эффективным примером такой программы может служить «Новый курс» Франклина Рузвельта в США после кризиса 1929-1933 гг., принесшего наиболее ощутимые потери для экономики США за все время ее существования. Подобная программа была разработана и реализована президентом Никсоном в 70-е гг.

Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвестиции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общественных работ. Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса. В условиях современного кризиса российское правительство в основном придерживается этих рекомендаций.

3. Бюджетно-налоговое регулирование

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственные расходы представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства.

Государственные расходы делятся на:

  • · трансформационные: государственное потребление и государственные инвестиции - оказывают влияние на заработную плату работников бюджетной сферы, объем государственного долга, объем государственных закупок товаров и услуг и др.;
  • · трансферты населению и юридическим лицам оказывают влияние на размер стипендий, пенсий доходы социально значимых обязательств и др.;
  • · текущие и капитальные влияют на размер государственных инвестиций;
  • · производственного направления и социального значения.

Государственные доходы - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

В совокупности государственных доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного потребления, смягчать амплитуду циклических колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельствуют о том, что государственные доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных параметров.

Именно посредством варьирования состава, структуры и объемов государственных доходов и расходов происходит реализация финансового регулирования. Использование бюджетных финансовых регуляторов имеет две стороны:

  • 1. Дискреционная государственная финансовая политика - предполагает сознательное манипулирование налогами (налоговыми ставками и структурой налогообложения) и государственными расходами в целях изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
  • 2. Автоматическая финансовая политика основывается на действии встроенных стабилизаторов. Согласно определению «Экономикс» Макконнелла и Брю, встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Например, при помощи прогрессивной шкалы чистого налогообложения она приводит изменение налогов в прямое соответствие с уровнем национального дохода.

Проведение регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может осуществляться через изменение общих объемов финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и контроля за системой распределения государственных средств, их доведения до конечного получателя и т.п. Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в воспроизводственные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и правоохранительные органы, учреждения социально-культурной сферы и др.)

Регулирование через систему бюджетных расходов включает:

  • 1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций - перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.
  • 2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы - перераспределение государственных средств в пользу производителей приобретаемой государством продукции (работ, услуг). Средства направляются в сферу материального производства, следовательно, в отличие от предыдущей группы, данный вид расходов носит производительный характер.

Государственные расходы увеличивают совокупный платежеспособный спрос общества как на потребительские, так и на инвестиционные товары и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а следовательно, занятости. «Государственные расходы, также как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством».

Таким образом государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех субъектов воспроизводства. С экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между его членами. Посредством обозначенного вмешательства в производство и потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и природным комплексом, экономическим потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и в разрезе ее отдельных территорий.

В финансовом регулировании могут также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.

4. Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика (КДП) осуществляется государством при ведущей роли Центрального банка и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен.

Основополагающая цель КДП состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. КДП заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

Цель увеличения предложения денег достигается путем экспансии, «политики дешевых денег». Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов.

На сокращение предложения денег направлена так называемая «политика дорогих денег» - продажа государственных долговых обязательств, повышение процентной ставки и нормы резервов. Политика дорогих денег применяется как антиинфляционная мера.

Преимущества кредитно-денежных методов (на которых акцентировали внимание представители неоклассической экономической школы):

  • · позволяют эффективно бороться с инфляцией и бюджетным дефицитом;
  • · действуют значительно быстрее бюджетных;
  • · дают меньший социально-политический резонанс (в случае «непопулярных» мер).

К недостаткам кредитно-денежных методов регулирования следует отнести тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач государства.

В процессе реализации КДП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия относятся:

  • · целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно - финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам.
  • · установление «кредитных потолков» - ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.
  • · прямой контроль за установлением уровня процентных ставок - это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.

К методам косвенного воздействия относятся:

  • · регулирование минимальных резервных требований
  • · осуществление дисконтной политики
  • · купля-продажа иностранной валюты
  • · регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков
  • · изменение курса национальной валюты
  • · эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов
  • · продажа-покупка государственных ценных бумаг

Теперь следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора.

В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

Или другой пример - обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования - защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, а главное - тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания в аварию несколько выше. Но главное - такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной социальной политики.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке.

5. Воздействие на экономику через государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач:

  • · выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры;
  • · поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
  • · формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;
  • · аккумуляция и перераспределение денежных средств на основе использования налоговой системы, операций на финансовом рынке с государственными пакетами акций, ценными бумагами в целях обеспечения доходов и расходов государственного бюджета;
  • · развитие и подготовка научных кадров;
  • · интенсификация внешней экономической деятельности с помощью государственной организации.

В одних странах ГС возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в ФРГ, США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля ГС в национальном богатстве выше, чем во второй.

Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные, другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну (пример - участие германского концерна «Фольксваген», частично находящегося в собственности федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности Чехии).

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Проанализировав теоретические аспекты косвенных методов государственного регулирования, можно сделать вывод о том, что эффективность процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

  • · систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;
  • · своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;
  • · определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;
  • · выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;
  • · проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

Для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

Современный этап развития нашей страны требует совершенствования государственного регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

Отечественной системе финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

экономика политика государственный

Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов. Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.

Первое направление: государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Существует стандартный набор таких методов, как-то: использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и т.д. Основной постулат этой концепции: меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы».

Второе направление - активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно - энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике. Методы финансово-кредитного регулирования в этой концепции - лишь часть методов. В целом их набор более разнообразен.

При классификации методов условно различают два подхода. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные.

К общим методам методологии относятся: совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические, экономико-математические и другие методы.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют методы:

  • - экстраполяции;
  • - экономических группировок;
  • - индексный;
  • - бюджетный (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств);
  • - другие.

Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.

Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют распределить сложные по своему составу совокупности на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно - динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких.

Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ. Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении и дифференциации населения по уровню материального благосостояния, потребления, денежных расходов, условий жизни населения.

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся балансовый, программно-целевой, нормативный.

Балансовый метод имеет особое значение. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, поэтому проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными. В российской экономике несбалансированность воспроизводства проявилась в материально-вещественной несбалансированности, стоимостных диспропорциях, структурных диспропорциях, несбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест, региональных диспропорциях и др. В рыночной экономике роль балансов изменилась: они трансформируются в инструмент анализа и прогнозирования равновесия на товарном рынке.

Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами или образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода.

Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений.

Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества. В условиях рыночной экономики акцент смещается с системы технико-экономических норм и нормативов на обоснование экономических, социальных, экологических нормативов. Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития (экономией основных видов ресурсов). Это вызвано тем, что энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе .

Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов в частности. К ним относятся:

  • - различного вида налоги на имущество, доходы, добычу полезных ископаемых, товары и услуги, а также таможенные пошлины;
  • - финансовые нормативы: трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;
  • - банковские нормативы: нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.

Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. В финансовом планировании это показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета. Финансовые нормы и нормативы делятся на: утверждаемые и расчетные.

Утверждаемые нормативы устанавливаются действующим законодательством - это ставки налогов, нормативы платежей в бюджет из прибыли, отчисления во внебюджетные фонды (единый социальный налог), ставки подоходного налога и др.

К расчетным финансовым нормативам относятся нормативы оборотных средств. Среди финансовых нормативов большое значение имеют нормативы межбюджетных отношений: распределение трансфертов, дотации, субвенции, субсидии и т.п.

В зависимости от назначения различают единые и дифференцированные финансовые нормы и нормативы. Так, нормы амортизации, дифференцированные по видам основных фондов, одновременно являются едиными для отраслей.

Социальные нормативы. Они должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, определенных методом минимального потребительского и рационального потребительского бюджетов.

Экологические нормативы. Под экологическими нормативами понимаются устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе (ее элементах, популяциях и т.д.), вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности.

Экологические нормативы многообразны. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по ингредиентам, предельно допустимые шумовые загрязнения, расчетная лесосека (в лесопользовании), нормы отлова рыбы в водоемах, нормы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них вредных веществ, предельно допустимые выбросы в стоки и др.

Экологические нормативы применяются при расчетах эффективности природоохранных мероприятий, создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов, разработке целевых природоохранных программ и территориальных комплексных схем охраны природы. Другая классификация методов управления выделяет меры (методы) прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие - это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Высокая эффективность таких методов достигается при их оперативном применении. Методы прямого воздействия охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. Объекты прямого воздействия - это прежде всего казенные предприятия, государственные учреждения, ресурсы бюджета.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

  • - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
  • - государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • - государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • - инвестиции в прирост реального капитала;
  • - управление казенными предприятиями;
  • - нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
  • - правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
  • - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензирование отдельных видов деятельности. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий. В этом аспекте государственное регулирование наиболее отчетливо проявляется в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность.

Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. Косвенные методы реализуются экономическими средствами .

Методы косвенного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

Экономические методы включают:

  • - налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
  • - регулирование цен, их уровня и соотношений;
  • - платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
  • - таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы. Наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику. Большую роль играет регулирование государством налогового законодательства. В рыночной экономике налоги - один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В переходной и смешанной экономиках применяется сочетание прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях имеет различную степень распространения, но приоритет отдается экономическим методам.

Следовательно, в обществе, чтобы осуществить работу одного из методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях.

Использование методов прямого и косвенного воздействия переплетается, и жесткое их разграничение объективно невозможно.

Реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики.

Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия Госрегулирование экономики - это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов.

Формы и экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.

Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения.

Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят

Разрешение на совершение определенных действий (лицензирование);

Обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация;

Установление ограничений и квот;

Выдача государственных заказов;

Применение мер принуждения и материальных санкций;

Контроль и надзор и многие другие.

Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д.

Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования.

Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;

финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих мо-нополий;

государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно- денежное регулирование.

Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов.

Кроме вы-полнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регули-рования. Современные последователи неоклассического направления - монета-ристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегу-лированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.