Когда можно написать возражение на налоговый акт. Возражения на акт налоговой проверки

Возражение на акт налоговой проверки важно подать вовремя. Сроки для возражения на акт проверки поменялись в сентябре 2018 года. Новые сроки применяют, если в ходе проверки мероприятий проводились дополнительные мероприятия налогового контроля. Здесь вы узнаете про все изменения и сможете скачать бланк и образец возражений по акту.

Читайте в статье:

Итоговый документ налоговой проверки

Налоговики составляют акты по фактам:

  1. Завершения камеральных проверок.
  2. Окончания выездных проверок.
  3. Проведения дополнительных контрольных мероприятий.
  4. Установленных налоговых нарушений.

Если вы не согласны с выводами налоговых инспекторов нужно оформить акт возражений. Он может служить основанием для освобождения компании от доначислений налогов, штрафов и пеней. Поэтому отнестись к этому документу нажно очень внимательно. Далее мы расскажем о том, что нужно написать в возражениях, какие бумаги к ним приложить и куда их направить. Кроме того, вы увидите и образец этого документа.

Подача возражений на акты налоговых проверок: куда обращаться

Если налогоплательщик не согласен с информацией в итоговом документе, он имеет право подготовить письменные возражения инспекции, выразив несогласие с выводами налоговиков. Подавать документ с возражениями нужно в ту инспекцию, которая составила акт налоговой проверки. Узнать ее адрес и номер можно на сайте ФНС:

Возражение на акт налоговой проверки: как составить

Универсальной формы документа, выражающего несогласие налогоплательщика с выводами инспекторов, сейчас нет, поэтому возражения можно написать в произвольной форме.

  1. Указать пункты акта, с которыми фирма или предприниматель не соглашаются.
  2. Обосновать свои возражения по пунктам.
  3. Привести ссылки на нормативную базу в подтверждение возражений.
  4. По возможности привести письма Минфина и ФНС, примеры судебных решений.

Оформить документ необходимо в двух экземплярах – для себя и для налоговиков. Подписывает возражения на акт налоговой проверки руководитель фирмы или ИП либо уполномоченное лицо – по доверенности (например, главбух). Вместе с возражениями можно подать в инспекцию любые подтверждающие документы.

Рекомендованные возражения на акт камеральной налоговой проверки: актуальные бланки и образцы

  • Скачать бланк возражений при камералке по НДС, рекомендованный ФНС.
  • Скачать заполненные возражения при камералке по НДС, рекомендованные ФНС.
  • Скачать бланк возражений при камералке по УСН, рекомендованный ФНС.
  • Скачать заполненные возражения при камералке по УСН, рекомендованные ФНС.

Рекомендованные возражения на акт выездной налоговой проверки: скачать бланк и образец

  • Скачать бланк возражений при выездной проверке, рекомендованный ФНС.
  • Скачать заполненные возражения при выездной проверке, рекомендованные ФНС.

Срок подачи возражений на акт налоговой проверки и на акт нарушений

Фирме или предпринимателю дается один месяц на то, чтобы выразить письменное несогласие по актам:

  • камерального и выездного контроля,
  • установленных налоговых нарушений.

Месячный срок подачи возражений на акт налоговой проверки отсчитывается со дня получения из инспекции документа с официальными выводами. Даты получения могут различаться в зависимости от способа вручения акта налогоплательщику. Подробнее об этом читайте в таблице 1.

Таблица 1. Срок подачи возражений на акт налоговой проверки

По всем этим срокам действует налоговое правило о переносе крайней даты, приходящейся на нерабочий день, на ближайшую рабочую дату.

Пример
Подача возражений на акты налоговых проверок
Инспекция приняла решение по налоговой проверке ООО «Символ» 25 июля 2018 года. «Символ» получил акт 1 августа 2018 года. Подать письменные возражения на акт проверки «Символ» может до 3 сентября 2018 года, потому что 1 и 2 сентября в 2018 году – выходные дни.

Сроки подачи возражений по дополнительным мероприятиям

В ходе проверки фирмы или предпринимателя руководитель налоговой инспекции или его непосредственный заместитель вправе назначить дополнительные налоговые контрольные мероприятия. Это может быть, например:

  • экспертиза;
  • допрос свидетеля;
  • требование предоставить документы.

В 2018 году сроки для возражений по дополнительным контрольным мероприятиям изменились. До 3 сентября 2018 года подать документ от несогласии можно в течение 10 дней после завершения дополнительных мероприятий. Однако с 3 сентября 2018 года изменяется п. 6.1 ст. 101 НК РФ. В результате появляется новый документ - дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговики могут:

  1. Перечислить дополнительные контрольные процедуры.
  2. Привести доказательства наличия нарушений или признать их отсутствие.
  3. Сделать выводы.
  4. Сформулировать предложения проверяемой фирме или предпринимателю, как исправить нарушения.
  5. Дать ссылки на нормы НК РФ о штрафах, если решение об их назначении принято.

Новая последовательность действий налогоплательщика и инспекторов по завершении дополнительного контроля приведена в таблице 2.

Таблица 2 . Сроки подачи возражений по дополнительным мероприятиям

№ п/п Действие инспекции Действие фирмы или ИП Новые сроки
1. Подписывает дополнение к акту налоговой проверки - 15 дней после окончания дополнительных мероприятий
2. Передает дополнение к акту проверяемому налогоплательщику Подтверждает получение дополнения к акту распиской или иным способом Пять дней с даты подписания дополнения к акту проверки

С 3 сентября 2018 года подать возражение на выводы инспекции по дополнительным мероприятиям фирма или предприниматель могут в течение 15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки.

Подать возражение на акт налоговой проверки: каким способом

Передать в инспекцию документ о несогласии и приложения к нему налогоплательщик может сам или через представителя:

  • в канцелярию инспекции;
  • в окно приема документов;
  • по почте – желательно ценным письмом с описью вложений и с уведомлением о вручении.

Подали возражение на акт налоговой проверки, что дальше?

Руководитель налоговой или его непосредственный заместитель рассматривает возражения фирмы или предпринимателя по акту, изучает сам акт и приложенные документы, после чего принимает окончательное решение.

Все действия можно представить в виде схемы.

Вложенные файлы

  • Бланк возражения по акту камеральной проверки НДС рекомендованный.doc
  • Образец возражения по акту камеральной проверки НДС рекомендованный.doc
  • Бланк возражения по акту камеральной проверки по УСН рекомендованный.doc
  • Образец возражения по акту камеральной проверки по УСН рекомендованный.doc
  • Бланк возражения по акту проверки.doc
  • Бланк возражения по акту выездной проверки рекомендованный.doc
  • Образец возражения по акту выездной проверки рекомендованный.doc
  • Бланк акта налоговой проверки.xls

Возражение на акт налоговой проверки

Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ);
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Такой порядок действует при подготовке возражений на акт, который компания получила 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

Срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Компания получила акт налоговой проверки 10 сентября 2015 года. Значит, возражения нужно представить не позднее 10 октября 2015 года.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Компания получила акт налоговой проверки 31 августа 2015 года. Возражения нужно представить не позднее 30 сентября 2015 г.

До 24 июля 2013 года срок подготовки возражений составлял 15 рабочих дней. К моменту начала действия новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Причем его продление Законом № 248-ФЗ не предусмотрено.

Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и решение может быть вынесено без учета мнения компании по спорным

Как составить возражения

Утвержденной формы для оформления возражений по акту нет. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации.

Прежде всего в возражениях перечислите:

  • наименование инспекции, в которую представляются возражения;
  • наименование компании (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
  • ИНН и КПП (если есть);
  • адрес регистрации, как в (адрес постоянной регистрации предпринимателя);
  • дату представления возражений;
  • наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;
  • даты начала и окончания проверки.

Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Желательно по порядку. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями налоговой инспекции, сформулированными в акте проверки. Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит какие-либо недочеты, то упоминать о них в возражениях не нужно.

Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо вовсе. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем уже при обжаловании решения.

Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и по возможности обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в период, когда проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения и

Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на официальном сайте ФНС России (nalog.ru) для обязательного применения. Конечно, в Налоговом кодексе РФ есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако в самом министерстве не раз повторяли: данная норма Налогового кодекса РФ не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями. О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.

Также можно подобрать примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления арбитражных судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям.

Подписать возражения по акту может либо компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например, главный бухгалтер.

Как оформить приложения

Компания вправе приложить к возражениям любые документы, подтверждающие обоснованность возражений. Эти бумаги можно передать в инспекцию и отдельно - в заранее согласованный срок (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Копию каждого документа нужно заверять отдельно (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Это по-прежнему касается абсолютно всех документов - и одностраничных, и многостраничных.

Одностраничные документы. Каждый из одностраничных документов безопаснее заверять отдельно. Если компания не успевает подготовить копии, можно попросить продлить срок их представления.

Другой вариант более рискованный - сформировать из копий документов подшивку и сделать на ней одну заверительную надпись. В такой ситуации инспекторы могут потребовать, чтобы компания заплатила штраф - по 200 руб. за каждый неверно заверенный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Но данный штраф можно будет отменить в суде, так как за неверное заверение документов в законодательстве нет (постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А54-8663/2012).

Многостраничные документы. Копию документа, состоящего из нескольких страниц, компания вправе заверить одной надписью. Каждый лист копии заверять не обязательно (письма Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Например, копию многостраничного договора можно сформировать в виде подшивки. И сделать на ней одну общую заверительную надпись. Но в таком случае все листы многостраничного документа нужно сшить вместе ниткой и пронумеровать.

Запись о заверении можно сделать двумя способами: на оборотной стороне последнего листа в пачке либо на отдельном листе.

На листе делают запись «верно» или «копия верна», ставят дату, должность руководителя или другого работника, заверившего копию, а также его подпись с расшифровкой (п. 3.26 Государственного стандарта «Унифицированные системы документации», утв. постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст). Кроме того, нужно поставить печать (приложение № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Куда и как представить возражения на акт налоговой проверки

Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ).

Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Каковы последствия представления возражений

Возражения могут как помочь компании - снизить или отменить штраф, так и усложнить процесс оформления результатов проверки. Поэтому важно своевременно предусмотреть возможные последствия.

Дополнительные мероприятия

При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В таком случае возникает необходимость продлить время рассмотрения материалов проверки. При этом срок, отведенный на проведение дополнительных мероприятий, не должен превышать общий срок рассмотрения материалов проверки с учетом его продления - 10 рабочих дней и еще один месяц.

Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут быть такими:

  • истребование документов у компании или ее контрагентов;
  • допрос свидетеля;
  • проведение экспертизы.

До того как инспекторы вынесут окончательное решение, компания вправе ознакомиться со всеми материалами проверки, включая итоги дополнительных материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

С 24 июля 2013 года для этого конкретный срок: не позднее чем за два дня до рассмотрения. От компании требуется подать заявление об ознакомлении с материалами. Если такое заявление своевременно не представить, то инспекторы могут не проявить инициативу.

Конечно, ФНС России в своих разъяснениях советует своим подчиненным ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий в любом случае. Ведь иначе сможет отменить решение, вынесенное по результатам проверки, по формальным основаниям.

При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений. А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 - выдержки из документа, п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Для компании это Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности изучить все детали и представить возражения.

Разъяснение ФНС России, во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и дополнительного мероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено.

Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.

Срок исковой давности

Даже если нарушения выявлены, компанию не получится привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ по истечении срока давности. Иными словами, если со следующего дня после окончания налогового периода (в течение которого было нарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (ст. 113 НК РФ).

Таким образом, проведение дополнительных мероприятий продлевает срок проверки и приближает компанию к окончанию срока исковой давности. А значит, повышает шансы на отмену штрафа.

Причем в случае с неуплаченными налогами этот срок начинает отсчитываться с момента окончания соответствующего налогового периода, в котором компания не заплатила налог (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Специалисты ФНС России разъясняют, что в надо брать не период, за который платится налог, а тот год или квартал, в котором налог нужно было фактически платить (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Пример

Компания занизила за 2013 год, срок уплаты которого 28 марта 2014 года. Налоговый период в данном случае равен году. Значит, срок исковой давности начнет исчисляться с 1 января 2015 года.

То есть срок давности инспекторы будут исчислять не с того момента, когда компания фактически нарушила налоговый порядок. А только по истечении налогового периода, в котором это нарушение допущено.

Решение по результатам проверки

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (или его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:

  • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ;
  • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и

Так сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и адрес налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения.

Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Приведем пример.

Пример

Решение по проверке принято 6 марта 2015 года (пятница), Компания должна его получить не позднее 16 марта 2015 года.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.

Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.

Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Возражение на акт камеральной налоговой проверки - образец составления подобного документа, а также практические советы и нюансы его разработки стали темой этой статьи. От своевременности и качества ответа на акт может зависеть конечный итог спорной ситуации для налогоплательщика.

Порядок обжалования результатов камеральной налоговой проверки в 2018 — 2019 году: обязателен ли ответ на акт проверки

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — предусмотренная Налоговым кодексом форма ответа проверяемого лица на претензии по представленной им декларации, выраженные в акте проверки. Речь может идти только о претензиях и возражениях, поскольку акт составляется только при обнаружении в процессе камеральной проверки нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Более подробно об этом можно узнать из наших статей на сайте:

При этом необязательно подобные нарушения влекут налоговую ответственность. Например, налогоплательщик может неверно рассчитать сумму авансовых платежей по налогу. В данной ситуации возникает только обязанность уплатить пени, но не ответственность за налоговое правонарушение.

С момента действительного или презюмируемого получения исчисляется срок, равный 1 месяцу, для направления письменных возражений по почте либо нарочным (п. 6 ст. 100 НК РФ). Ответ на акт является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Зачем и как этим правом нужно воспользоваться — об этом далее.

Для чего нужны возражения на акт налоговой проверки, форма и реквизиты возражения

Для положительного для налогоплательщика результата спора с налоговым органом имеет большое значение последовательность позиции проверяемого лица на всем протяжении времени начиная с момента получения требования о даче пояснений, которое направляется при обнаружении нестыковок в декларации.

Если какие-либо доводы и документы появляются только в судебном заседании, это не только вызывает критическую оценку суда, но и может повлечь отказ в вычете (см. постановление АС МО от 22.06.2015 № Ф05-7336/15 по делу № А40-72073/2014). Поэтому выработка юридически обоснованной позиции — это задача не по подготовке к судебному процессу, а по разработке аргументированного ответа на требования или возражений на акт. При надлежащем обосновании позиции налогоплательщика на этих этапах привлечение к налоговой ответственности может не состояться.

Возражения оформляются в виде письменного документа (п. 6 ст. 100 НК РФ). Их реквизиты выработаны практикой:

  1. Наименование и адрес налогового органа, куда направляется документ.
  2. Указание отправителя (проверяемого лица), если документ составляется не на официальном бланке, содержащем необходимые реквизиты (наименование, ИНН, адрес).
  3. Исходящий номер и дата.
  4. Заголовок: «Возражения (в единственном числе — при одном возражении по тексту) на акт камеральной налоговой проверки №__ от __ г.».
  5. Текст возражений (аргументация).
  6. Перечень приложений.
  7. Наименование должности подписанта, подпись, Ф. И. О.

По сути, этот документ не отличается от будущей апелляционной жалобы на решение налогового органа, поэтому к его содержанию нужно отнестись ответственно. Целесообразно учесть такие нюансы:

  1. В возражениях проверяемое лицо:
  • выражает несогласие с выводами проверяющих, изложенными в акте, по существу (указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам, нормам НК РФ и разъяснениям Минфина РФ о порядке исчисления налогов и представления декларации);
  • высказывает замечания процедурного характера (о нарушении срока ожидания пояснений, представлении требования, противоречащего п. 7 ст. 88 НК РФ и др.).
  1. Должна быть логика изложения. Приводится довод проверяющих, затем его опровержение, после этого идет переход к следующему доводу.
  2. Каждый аргумент должен преследовать определенную цель. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях может быть получен результат, не соответствующий целям заявителя возражений. Это вытекает из того, что наличие акта не означает полного завершения проверки. Некоторые из указанных проверяемым лицом недостатков налоговый орган может устранить, назначив дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Форму возражений можно посмотреть в файле, доступном для скачивания по ссылке: Образец ответа на акт камеральной налоговой проверки .

Порядок и сроки направления возражений

Обязанность налогового органа — выждать установленный НК РФ срок, в течение которого проверяемое лицо может представить свои возражения. При этом может возникнуть вопрос об исчислении этого периода. Его начало — это день, следующий за днем получения акта или за 6 днем после его отправки по почте. Он истекает в соответствующее число через 1 месяц: если акт получен 21.05, то срок истекает 22.06, а если он выпал на выходной, то на следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

По вопросу о том, когда возражение считается поступившим вовремя, высказано 2 позиции: если оно в последний день срока (22.06 в нашем примере):

  • фактически получено, см. постановление 9-го ААС от 29.01.2016 № 09АП-57918/15 по делу № А40-137588/15;
  • отправлено по почте (на конверте и (или) описи вложения есть оттиск штемпеля почтового отделения), см. п. 8 ст. 6.1 НК РФ, постановление 16-го ААС от 25.01.2011 № 16АП-372/2009 по делу № А20-2255/2008.

Следует учитывать, что проверяемое лицо имеет и другие возможности выразить свое мнение до вынесения решения:

  • Путем дачи пояснений при рассмотрении дела (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).
  • Представления документов и пояснений (пп. 3, 8 ст. 88 НК РФ).
  • Подачи уточненной налоговой декларации, которая будет учтена в обязательном порядке в случае ее поступления до завершения 3-месячного срока проверки. В таком случае проверка и течение всех сроков начинаются заново (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Итак, возражения на акт камеральной налоговой проверки должны представляться в письменной форме и содержать аргументацию, направленную на опровержение доводов проверяющих лиц, изложенных в акте. К ним могут быть приложены документы (их копии). Срок для направления составляет 1 месяц от даты получения акта.

Налоговая проверка окончена. Но самое тяжелое впереди – надо отстоять свое честное имя и, самое главное, деньги. Для этого нужно не просто представить возражения, но и грамотно просчитать ситуацию на два шага вперед. В этом помогут маленькие хитрости, ведь в споре все средства хороши.

Налоговые органы проводят как выездные проверки, так и камеральные. И логическим завершением этих мероприятий практически всегда является акт налоговой проверки. Исключение составляют лишь камеральные проверки, в результате которых не были найдены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, налоговики старательно составляют акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Получение любого из указанных актов не сулит ничего приятного, потому что это означает начисление налогов, пеней и привлечение к ответственности.

Однако не все так печально, как может показаться. У налогоплательщиков в случае несогласия с контролирующими органами есть право возразить и отстоять свое честное имя, а заодно и деньги. Чтобы это сделать, надо представить в налоговый орган соответствующие возражения на акт.

Общие правила представления возражений прописаны в статьях 100 и 101.4 Налогового кодекса. В данных статьях указаны сроки подачи возражений, а также порядок их рассмотрения. Однако существуют некоторые нюансы обжалования того или иного акта, о которых не помешает знать и которые необходимо учитывать.

Стоит отметить, что процедура подачи возражений зависит от того, какой акт был составлен. Также необходимо для себя определиться, будут ли это возражения по существу, или у вас есть какие-либо претензии к процедуре проведения проверки, составлению акта и порядку его рассмотрения.

Момент получения акта

Практически в каждой организации знают о том, что идет проверка финансово-хозяйственной деятельности, по окончании которой будет составлен акт. Так, при камеральной проверке акт составляется в течение 10 дней с момента завершения проверки, а при выездной - в течение двух месяцев после подписания справки о проведенной выездной налоговой проверке.

После составления акта он должен быть подписан лицами, проводившими проверку, а также лицом, в отношении которого она проводилась (либо его представителем). По большому счету вас никто не может заставить подписать акт, но если вы откажетесь, то в нем делается соответствующая отметка. Обычно она звучит так: «Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), от подписания акта отказалось». В этом случае особо въедливые инспекторы могут привлечь третьих лиц для засвидетельствования данного факта. Стоит понимать, что, хотя никакой ответственности за неподписание акта не предусмотрено, такое поведение может косвенно свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Так что подпись в акте ставить можно и нужно, поскольку такое поведение в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт должен быть вручен проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней с даты, указанной в акте. Обычно экземпляр акта вручается в момент его подписания, если представитель организации пришел в инспекцию лично. Однако могут возникнуть обстоятельства, когда представители в силу разных причин не могут или не хотят его получать. В таких случаях этот документ должен быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением или передан иным способом, который позволяет точно определить дату получения.

Отметим, что противостояние с налоговиками начинается уже на этапе вручения акта проверки. Тут как раз и нужно четко отслеживать все процедурные нарушения контролеров, поскольку в конечном итоге они могут иметь решающее значение. Так, при существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки, а также процедуры сбора доказательной базы в дальнейшем решение налогового органа может быть отменено либо целиком, либо в отдельной его части. Вместе с тем не стоит торопиться предъявить претензии налоговикам по данным основаниям, поскольку всегда хорошо иметь запасной «козырь в рукаве». Это объясняется тем, что большинство процедурных ошибок проверяющих могут быть устранены еще в ходе рассмотрения материалов проверки. Для этого руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А вот на стадии, когда решение по акту проверки уже будет принято и инспекторы не смогут ничего исправить, можно и выложить «джокера»: при нарушении существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля это является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов.

В этой связи большой интерес представляет дата получения акта, поскольку именно этот день является отправной точкой для начала исчисления срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему. То есть от момента получения акта зависят и все последующие этапы, а в некоторых случаях и исход дела.

Итак, если акт проверки отправлен по почте, датой его получения считается шестой день с даты отправки. Но, учитывая то, как «исправно» работает почта, организации могут получить акт и на несколько дней позже. Здесь и начинается путаница в сроках рассмотрения дела, которая может быть выгодна проверяемому. И чтобы понять, как извлечь выгоду из этой ситуации, необходимо напомнить все сроки этапов рассмотрения материалов проверки, а также рассмотреть пример.

Так, с момента получения акта организацией у нее есть 15 рабочих дней (в случае составления акта об обнаружении фактов срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням) на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений. По истечении этого 15-дневного срока в течение 10 рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) инспекции и принято обоснованное решение. При этом налоговому органу необходимо обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов. Для этого ему высылается уведомление, в котором указывается место, дата и точное время, когда комиссия будет рассматривать акт. Обычно комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведенных на принятие решения. Решение может быть принято в любой из десяти дней, а не именно на десятый. То есть его могут принять и в первый день после срока, отведенного на представление возражений. При этом не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, поскольку это может быть расценено как существенное нарушение условий процедуры рассмотрения со всеми вытекающими последствиями.

Это важно

При подписании акта обязательно проверьте дату, то есть когда он составлен. Дело в том, что контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую.

Пример

Организации был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля 2012 года. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля 2012 года. Фактически акт был получен 10 февраля 2012 года.

Ошибочно полагая, что акт получен 8 февраля 2012 года, проверяющими был исчислен крайний срок для подачи возражений – 1 марта 2012 года. Следовательно, на 2 марта налогоплательщик был приглашен на рассмотрение материалов, на которое он не явился. Руководитель инспекции, установив факт уведомления налогоплательщика о рассмотрении дела и его неявки, принял решение о проведении данной процедуры в отсутствие представителей фирмы. По итогам рассмотрения материалов в этот же день было принято решение от 2 февраля 2012 года о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Вместе с тем, поскольку акт фактически был получен 10 февраля 2012 года, последним днем для представления возражений будет 3 марта. Следовательно, рассмотрение материалов должно состояться не ранее 5 марта и решение может быть принято не ранее этой даты. А поскольку оно было принято 2 марта, то имеет место нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов дела. То есть вышестоящий налоговый орган или суд могут сделать вывод о том, что организация была лишена возможности защищать свои интересы в полной мере. Как следствие – решение может быть отменено по формальным признакам. В поддержку данного вывода имеется письмо Минфина России от 15 июля 2010 г. № 03-02-07/1-331 и постановления ФАС Московского округа от 23 января 2009 г. № КА-А40/12029-08 и от 23 января 2009 г. № КА-А41/ 12979-08.

Возражения по существу

Итак, организация или предприниматель все же получили «долгожданный» акт проверки. В первую очередь, конечно же, внимания требуют те выводы налоговиков, с которыми организации не согласны из-за того, что положения норм законодательства о налогах и сборах носят спорный характер и учет тех или иных операций не урегулирован Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Для оспаривания таких выводов понадобится использовать весь возможный арсенал, а он достаточно широк. В качестве обоснования своей позиции следует приводить не только нормы кодекса, но также разъяснения Минфина и Федеральной налоговой службы по схожим ситуациям. Хотя письма финансового ведомства не являются нормативно-правовыми актами, о чем упоминается при каждом удобном случае, но все же министерство является вышестоящим органом по отношению к налоговой службе. Следовательно, налоговики в своей работе должны придерживаться мнения, отраженного в письмах.

Кроме того, поддержку своей позиции можно найти и в недавно созданном сервисе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В данном разделе собраны письма Федеральной налоговой службы, ссылка на которые может снять все претензии налоговиков. Сервис размещен на официальном сайте ФНС. При этом относительно разъяснений Минфина следует помнить, что они обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы. На этом настаивают как финансисты (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138), так и сами налоговики (письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@). Однако стоит вспомнить подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, где прямо говорится о том, что инспекторы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2006 г. № 13322/04 указано: факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; следовательно, использовать их может кто угодно.

Также следует опираться не только на самые последние письма, но и на те, которые были актуальны в проверяемый период. И если это не поможет избежать доначислений налогов, то как минимум избавит от начисления пеней. Такой вывод следует из анализа пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Налогоплательщикам не могут быть начислены пени на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции ведомственных чиновников. Вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается. Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2009 г. по делу № А42-1455/2009).

Еще одним значимым источником обоснования своих доводов является сложившаяся положительная для налогоплательщиков судебная практика по спорным вопросам. Еще в письме ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС-6-14/389@ было указано: если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику. Можно добавить конкретную позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Но сам по себе факт решения суда не в пользу налогового органа не может являться основанием для исключения из проекта решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения законных и обоснованных выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 30 мая 2006 г. № ШС-6-14/550@).

Вместе с тем не будет лишним проверить акт проверки на наличие арифметических ошибок при исчислении налогов. Понятно, конечно, что цифры налоговиками неоднократно перепроверяются, но от ошибок никто не застрахован. Так что если таковые обнаружены, то нужно смело об этом заявлять.

Еще имеет смысл проверить заключительную часть акта, где предложено уплатить определенные суммы налогов, сборов, пеней и штрафов. Это связано с тем, что при доначислении налогов инспекторам необходимо учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется. А процедура эта, по признанию инспекторов, не самая простая, в связи с чем допустить ошибку не составит труда. А как следствие будут рассчитаны неверно и пени, и штрафы.

Оформление возражений

Изучив акт проверки и определив пункты, с которыми вы не согласны, можно приступить к непосредственному составлению самих возражений. Какой-либо утвержденной формы для составления возражений не существует, поэтому тут предоставляется полная свобода мысли. Однако все же есть некоторые рекомендации по оформлению.

Это интересно

Возражения могут быть поданы не только на акт проверки в целом, но и на отдельные его части.

Прежде всего необходимо указать, кому адресованы данные возражения: в верхнем правом углу отражается, на чье имя пишутся возражения, с указанием должности и фамилии. Также нужно отметить, в какой налоговый орган конкретно представлены возражения (полное наименование, адрес). Далее указывается, от кого представлены возражения (полное и сокращенное наименование организации, ИНН, КПП и адрес). Если возражения представляются физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то указываются инициалы, фамилия, ИНН и адрес регистрации.

«Возражения на акт камеральной (выездной) проверки № ... от... ».

Хотя написание возражений – это в какой-то мере процесс творческий, целесообразно начать его с констатации некоторых фактов. Для этого советуем использовать следующую формулировку:

«В результате проведенной камеральной (выездной) налоговой проверки в отношении (указывается наименование налогоплательщика) был составлен акт № ... от... . По результатам данного акта Обществу (индивидуальному предпринимателю) предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме..., начисленные на нее пени в сумме... , а также штрафы в размере... . Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте.

Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям».

Далее указывается конкретный пункт акта проверки, с которым не согласен налогоплательщик. После этого приводятся обоснованные и, если это возможно, документально подтвержденные доводы. Не следует при изложении своих доводов «перегружать» текст цитатами из Налогового кодекса или иных законов, достаточно будет сделать ссылку на конкретную статью.

Если к возражениям требуется приложить какие-либо документы, то необходимо придерживаться требований статьи 93 Налогового кодекса. То есть необходимо представить должным образом заверенные копии этих документов. При этом все документы складываются в единую стопку и прошиваются. Далее следует проставить номера на каждой странице, а на последний лист подшивки с обратной стороны приклеить бирку со следующим текстом:

«Копия верна. Пронумеровано и прошнуровано на... листах и дата».

Бирка скрепляется печатью организации (индивидуального предпринимателя), ставится подпись руководителя и дата. Нужно помнить, что налоговики не вправе требовать нотариально заверенных копий документов, если это прямо не предусмотрено законодательством.

В завершение изложения обоснованных доводов имеет смысл выдвинуть свои требования. Иными словами, нужно сделать запись следующего содержания:

«Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № ... от... (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме... и соответствующих сумм пеней и штрафов».

После составления письменных возражений их следует представить в соответствующий налоговый орган, который проводил проверку. Не нужно торопиться это сделать в первые же дни из отведенных пятнадцати. Это объясняется тем, что чем быстрее вы их представите, тем больше времени будет у контролеров на их изучение. Следовательно, они лучше смогут подготовиться к тому, чтобы опровергнуть правомерность ваших доводов. И тут есть небольшая хитрость.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Налогового кодекса, действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. То есть возражения вы можете направить в инспекцию до полуночи последнего дня, отведенного на представление возражений. Кроме того, возражения можно направить по почте заказным письмом с описью вложения. В этом случае налоговый орган их получит только через несколько дней. Следовательно, до вынесения решения у него останется меньше времени, а еще надо будет изучить ваши доводы и принять их к учету, что во временном дефиците сделать будет объективно сложнее.

Но в таких действиях есть и обратная сторона медали. Руководитель налогового органа по результатам рассмотрения материалов дела может принять решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля. В этом случае принятие окончательного решения будет отложено на месяц.

Это важно

Если доводы налогоплательщиков не имеют какого-либо обоснования, они попросту не подлежат рассмотрению инспекторами.

Рассмотрение материалов проверки

Как уже ранее упоминалось, налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки. В связи с этим многие организации задаются вопросом: стоит ли ходить на комиссию?

Начальнику Инспекции ФНС России № 20 по г. Москве

(Ф.И.О. начальника инспекции)

111141, г. Москва, Зеленый просп., д. 7а Общества с ограниченной ответственностью «Доломит» (ООО «Доломит») ИНН 7720123456 КПП 772001001 111141, г. Москва, ул. Металлургов, д. 49

ВОЗРАЖЕНИЯ на акт камеральной налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки в отношении ООО «Доломит» на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2011 г., был составлен акт № 11-05 от 20.01.2012 г. По результатам данного акта Обществу предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме ________, начисленные на нее пени в сумме ________, а также штрафы в размере ________. Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте. Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям:

1. Указывается пункт акта, с которым выражается несогласие, и приводятся обоснованные доводы.

3. и т. д.

Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г. (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме ________ и соответствующих сумм пеней и штрафов.

Руководитель ООО «Доломит» А.А. Кузнецов

(подпись, дата, печать)

Конечно же, каждый решает самостоятельно, делать это или нет. Однако при решении этого вопроса полезно будет знать следующее.

Каждый налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя. При этом неявка налогоплательщика на комиссию не является препятствием для ее проведения. То есть материалы будут рассмотрены и в отсутствие проверяемого лица.

Вместе с тем Налоговым кодексом не запрещено в отсутствие письменных возражений заявить свои требования устно в процессе рассмотрения. Также не запрещено представить какие-либо дополнительные документы, которые в силу различных причин не были представлены вместе с письменными возражениями, и налоговый орган обязан их принять и изучить. Кроме этого, на комиссии вы имеете право дополнить свои возражения, привести дополнительные аргументы в свою пользу, которые не были заявлены ранее, а также отказаться от возражений вовсе. Но в таком случае необходимо проследить, чтобы дополнительно предъявленные требования были зафиксированы в протоколе рассмотрения материалов проверки, экземпляр которого вам должны выдать в инспекции. Это связано с тем, что ваши доводы не должны остаться без рассмотрения и должны быть учтены при принятии решения.

Кроме всего прочего, если у вас нечем возразить контролерам, то как минимум можно ходатайствовать о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Ведь налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства должен снизить размер штрафа не менее чем в два раза.

Таким образом, посетить комиссию имеет смысл, даже если вам нечего противопоставить инспекторам. Все равно можно добиться результата, хотя и минимального.

Д. Начаркин, редактор-эксперт

Результаты налоговой проверки с доначислениями отражают в акте – документе, на основании которого руководитель ИФНС принимает решение о привлечении предприятия и должностного лица к налоговой ответственности. По окончании проверки экземпляр акта вручается налогоплательщику. Возражения на результат акта предприятия представляют в ИФНС в письменной форме. Факты, представленные в документе, могут повлиять на решение, принимаемое по акту. В статье расскажем про возражения на акт выездной налоговой проверки, дадим примеры документов.

Срок проверки и представления возражений

Операция Срок исполнения
Проведение налоговой проверки 2 месяца или 3 месяца для консолидированной группы. Срок может продлеваться по решению руководителя ИФНС
Составление акта 2 месяца
Вручение акта налогоплательщику 5 дней со дня регистрации акта при личном получении руководителем (доверенным лицом) предприятия либо по почте на 6 день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ )
Представление возражений В течение месяца от даты получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ )

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего после даты вручения акта лично или на седьмой день при получении по почте.

Основания несогласия с актом

Грамотно составленные возражения и обоснованные аргументы способствуют принятию решения об отмене или снижении санкций.Налогоплательщик может выразить несогласие с актом или его частью в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

Налогоплательщик не обязан подтверждать выдвинутые аргументы документами. В форме доказательств могут быть приложены восстановленные или полученные от контрагентов документы, подтверждающие сведения, указанные в возражениях.

Порядок представления возражений по акту

Возражения по акту представляются непосредственно в территориальное отделение ИФНС, осуществляющего проверку. Руководитель предприятия или его представитель имеют право подать документ лично через канцелярию или по почте. Читайте также статью: → “ ». При отправлении письма почтой учитывается срок пересылки (п. 5 ст. 100 НК РФ ). Особое внимание уделяется оформлению приложений, при подаче которыхсоблюдаются требования ст. 93 НК РФ:

  • Документы на бумажных носителях должны быть представлены в виде заверенных копий. Формы заверяются руководителем организации (ИП) с удостоверением подписи печатью.
  • Листы представляемых дубликатов подлежат нумерации и прошивке.
  • Документы в электронной форме заверяются ЭЦП.

Предприятие, не представившее возражения, имеет право принимать участие в обсуждении данных акта и вносить пояснения в устной форме с фиксацией в протоколе (п.4 ст. 101 НК РФ ).

Состав данных в составе возражений

Форма бланка для предъявления возражений отсутствует. В документе необходимо указать данные о получателе, заявителе и предмете несогласия. Допускается использование фирменных бланков предприятия.

Сведения Состав сведений Место расположения в тексте
Данные получателя Название ИФНС, должность, фамилия, инициалы руководителя, на имя которого представляются возражения Преамбула документа
Сведения о заявителе-организации Название организации, ИНН/КПП, ОГРН, адрес месторасположения, телефон Преамбула
Сведения о заявителе – ИП Фамилию, имя, отчество полностью, адрес регистрации, телефон Преамбула
Название «Возражения по акту налоговой проверки № __ от ____» Располагается по центру после преамбулы
Данные о проверке Кем проведена проверка, период, номер и дата акта Вводная часть
Предмет обращения Доводы, аргументы со ссылкой на нормы законодательства Описательная часть
Суть обращения Выводы и просьба о пересмотре позиции ИФНС Заключительная часть
Доказательства Перечень прилагаемых документов Приложения

При составлении документа необходимо руководствоваться правилами делового письма.

Образец заполнения возражений по акту

Руководителю ИФНС № 5529

Викторовой М.П.

От ООО «Стройтекс»,

ИНН 5529015690/552901001,

ОГРН 2135529170201,

г. Омск, ул. Павлова, д.8

тел. 237-15-12

Возражения

на акт выездной налоговой проверки

ООО «Стройтекс» № 325 от 09.07.2016

Налоговой Инспекцией № 5529 в период с 10.03.2016 по 10.05.2016 была проведена проверка выездного характера ООО «Стройтекс». Акт № 325 от 09.07.2016, составленный по результатам проверки, получен директором ООО «Стройтекс»10.07.2016.

В соответствии с правом, предоставленным ст. 100 НК РФ, представляем свои возражения по Акту№ 325 от 09.07.2016 (далее – Акт).

Согласно п. 3.5 Акта, в ходе проведения проверки Инспекцией обнаружен факт неправомочного применения вычета по НДС в 3 квартале 2014 года, повлекшего неуплату налога в размере 125 700 рублей. Сумма НДС была выставлена контрагентом ООО «Вести» в счет-фактуре № 266 от 12.08.2014 по поставке движимого оборудования«Погрузчик». Основанием неправомочности применения вычета Инспекция посчитала фактическоенеиспользование техники в указанном периоде в связи с отсутствием в штате водителя.

Мы считаем, чтонарушение налогового законодательства отсутствует. Правомочность включения в состав налогового вычета суммы налога в размере 125 700 рублей основана на позициях:

  1. Документы, полученные от поставщика, соответствуют требованиям применения вычета в соответствии со ст. 172 НК РФ.
  2. Основное средство поставлено на учет (акт ввода ОС-1 № 25 от 10.09.2014 прилагается).
  3. Приобретение техники осуществлено для использования в деятельности, облагаемой НДС. Приказ о приеме на работу водителя Владимирова П.П. и трудовой договор № 28 от 01.10.2014 года прилагаются.

Просим рассмотреть возражения и принять решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности по неправомочности применения вычета НДС в сумме 125 700 рублей по счет-фактуре № 266 от 12.08.2014.

Директор ООО «Стройтекс» Смирнов К.Н.

Срок рассмотрения возражений

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений налогоплательщика учитываются периоды:

  • Рассмотрение осуществляется в течение 10 дней со дня окончания срока, установленного для внесения возражений.
  • Срок исчисляется в рабочих днях.
  • При назначении углубленных мероприятий период 10 дней отсчитывается со дня окончания углубленных мероприятий.
  • Период может быть увеличен в пределах месяца.

Присутствие налогоплательщика на рассмотрении

Одним из важных условий законности проведения мероприятия контроля является приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства.

В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

Отличия возражений при различных видах налогов

При составлении возражений учитываются нормы, установленные для каждого вида налогов.

Положение НДФЛ НДС Налог на прибыль
Налоговый период для определения санкций Год Квартал для обычных видов деятельности Год
Законодательная норма НК РФ Глава 23 Глава 21 Глава 25
Ссылка на документы от контрагентов Основания отсутствуют, учет ведется в разрезе работников Приводятся ссылки на документы от каждого партнера Используются документы первичного учета от партнеров и самостоятельно сформированные – расчеты, внутренние накладные, акты, справки
Возможные нарушения Несвоевременность удержания, перечисления налога, ошибки предоставления вычетов Неправомерность вычетов, занижение базы, нарушение периодов применения вычетов Занижение базы, принятие к учету неоправданных расходов, недостоверность первичного учета

В зависимости от вида налога отличается перечень представляемых оправдательных документов.

Ошибки при составлении возражения

В процессе предъявления аргументов о несогласии с актом проверки необходимо избегать ошибок составления:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика. Основания для возражений должны быть аргументированными.
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Предприятие, не успевающее представить претензии в установленный законодательством срок, должно обратиться в ИФНС с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. О намерении опротестовать результат необходимо уведомить заранее. Обращение производится до наступления предельного срока подачи возражений.

Ответы на распространенные вопросы по составлению возражению на акт налоговой проверки

Вопрос №1. Имеет ли значение подача возражений по акту, если предприятие намерено опротестовывать материалы акта в суде?

Подача возражений является частью процедуры досудебного разбирательства вопроса оспаривания положений акта проверки (ст. 148 АПК РФ ). Законодательство не запрещает оспаривание в суде без досудебных мероприятий. Однако, имеются прецедентные решения арбитражных судов не в пользу предприятий при отсутствии претензий на этапе досудебного разбирательства.

Вопрос №2. Можно ли в форме протеста отказаться от подписи акта проверки?

Отказ от подписи акта при явке в ИФНС не влечет для инспектора процессуальных последствий. В месте, предназначенном для подписи, производится запись: «От подписи акта _____ отказался.» Запись заверяется подписями свидетелей. Экземпляр направляется почтой, о чем делается запись на акте Инспекции.

Вопрос №3. Зависит ли право предприятия представить возражения по акту от факта его подписания?

Налогоплательщик имеет право представить возражения вне зависимости от подписания акта или отказа от подписи.

Вопрос №4. Можно ли просить об уменьшении санкций при рассмотрении материалов акта?

Суммы штрафов, налагаемых на предприятие, могут быть уменьшены при наличии смягчающих обстоятельств, о чем можно заявить на протокол. Среди смягчающих обстоятельств можно указать на отсутствие ранее нарушений, умысла, признание вины, добросовестность. Дополнительно может быть уменьшена величина административного штрафа на должностное лицо при наличии вилки в статье КоАП.

Вопрос №5. Можно ли указать в акте о намерении представления возражений?

Можно, в ряде налоговых инспекций предлагают указать на несогласие и намерение оспорить результат.

Звонок в один клик