Код бюджетной классификации в коммерческих организациях. Как найти кбк организации по инн

Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного

НДС уплачивает покупатель

С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е., организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но, обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е., такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

Как оформляет реализацию лома продавец?

Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент, продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом, в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

Налоговый агент, приобретающий лом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е., исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е., если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

  • на день отгрузки;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Полагаем, что в случае перечисления предоплаты, порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя-плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но, если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС и не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.). Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И, не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

Так, в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

Сумма налога учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г.. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Новый порядок применения «правила 5%»

Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А, по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности, входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит, так называемое, «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако, с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

Как видим, изменений по НДС немало. Причем, некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все...С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Аббревиатура КБК, вписываемая в платежные документы при осуществлении выплат государству, ничего не говорит рядовым гражданам, а вот специалистам бюджетных учреждений, бухгалтерам и предпринимателям она не только хорошо знакома, но бывает создает головную боль. Более того, не каждый налогоплательщик способен дать вразумительного ответа, что такое КБК и что значит его расшифровка. Сокращенное наименование КБК, расшифровывается как «код бюджетной классификации» . Оно представляет собой код из цифр, который применяют как инструмент для совершения платежей в бюджет страны, по налогам, штрафам и не только.

Что такое код КБК

Казна государства – это не общий счет поступивших средств, а многогранная структура, имеющая ветки, по которым перераспределяются казенные деньги на федеральные и региональные уровни, выполняя предписания бюджета. Такая многоуровневая система перераспределения требует строгой регламентации, и коды бюджетной классификации, в этой машине финансового планирования просто незаменимы. Поэтому основная задача кода КБК помогать ФНС, группировать, анализировать и отслеживать финансовые потоки внутри страны.

То есть с ним проще составлять бюджетные отчеты, отсортировывать деньги на различные нужды государства, и отслеживать от каких конкретных субъектов и адресатов поступили налоговые выплаты. Таким образом, можно сказать, что КБК – это справочник, регламентирующий отчисления по:

  • штрафам (сюда же входит компенсация причиненного ущерба);
  • страховым отчислениям (ПФР, ФОМС и ФСС);
  • налогам (НДС, НДФЛ, налог на реализацию чего-либо);
  • разведке, добыче и переработке нерудных материалов и энергоносителей ;
  • УСН, ЕНВД ;
  • госпошлинам (причисляются бланки, выдаваемые за деньги).

Лица, имеющие дело с квитанциями на оплату, также могут узнать, как расшифровывается КБК заглянув в Бюджетный кодексе РФ, где Министерство Финансов дает четкое определение коду и отвечает на все вытекающие вопросы, связанные с ним.

КБК нужен для уплаты налогов

Структура КБК

В июле 1998 года Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе No 145 прописал новую запись – «код бюджетной классификации» . Объясним сразу, сколько цифр в КБК. До 2004 года классификатор содержал 9 цифр, теперь структура имеет 20 знаков . После утверждения она претерпела массу изменений, а теперь выступает единой для всех бюджетов страны, причем имеющиеся значения для каждого ведомства различны. До КБК вся платежная информация указывалась в платёжных перечнях на словах, что было крайне неудобно.

Теперь из этого кода можно почерпнуть массу сведений, чем это может показаться, на первый взгляд. Без него невозможно оплатить налоги и другие взносы. Кроме того, в любом платежном документе, код должен указываться правильно, ошибка даже в одной цифре приведет к тому, что деньги уйдут в неправильном направлении, а организация получить штрафные санкции. Структура КБК ежегодно утверждается приказом Министерства финансов РФ. Некоторые коды КБК из года в год остаются без изменений, другие могут меняться. Так, код распределяется на 4 основных положения:


КБК подобен конструктору, структурно он делится на четыре логически независимых, информационных блока:


Зная принципы сопоставления кода, можно подсчитать, сколько цифр в КБК, а также определить данные, требуемые для перевода отчислений. Итак, полные коды на примере 2016 года выглядят так:

  • код налога для федерального бюджета — 182 1 01 01011 01 1000 110, а для регионального бюджета — 182 1 01 01012 02 1000 110;
  • код пени по налогу на доход для федерального бюджета -182 1 01 01011 01 2100 110, а для регионального — 182 1 01 01012 02 2100 110;
  • КБК штрафов для федерального бюджета — 182 1 01 01011 01 3000 110, а для регионального — 182 1 01 01012 02 3000 110.

Собрав значения воедино, становится понятно, какая часть классификатора за что отвечает. Надеемся, мы в полной мере объяснили, что такое код бюджетной классификации и что описывают его значения.

Как узнать КБК

Так как, количество кодов увесистое, помнить все многообразие достаточно сложно. Поэтому специально для плательщиков предусмотрен справочник КБК. Такая документация есть в каждой организации, им пользуется бухгалтер, при заполнении платежек. А также справочник необходимо иметь, чтобы верно вписать данные в поручения по отчислениям и другим платежам во внебюджетные фонды. В реквизитах код ставится в ячейке No 104.

Где узнать код бюджетной классификации

Учтите, лицо, отвечающее за ведение расчетных действий, должно не толь иметь справочник КБК, но и следить за его изменениями.

Если справочника нет, то составлять код самостоятельно не стоит. Лучше обратиться за информацией:

  • на официальный портал государственных органов;
  • в налоговую службу ;
  • на сайт по заполнению платежных реквизитов ;
  • ознакомиться с приказом Министерства финансов No 65 н .

Чтобы узнать код достаточно определить вид выплат, а далее отыскать в справочнике нужный вид экономической деятельности. Ошибка при заполнении платежного листа не редкость в практике налогоплательщиков. Что не есть хорошо, так как Минфин России в своем письме от 26.08.2002 No 03 – 07-28/63 указал, что переводиться средства будут только по указанным плательщиком данным , а если в них допущена ошибка, то налоговые структуры рассматривают это как неуплата налога со всеми вытекающими последствиями. Поэтому вся ответственность лежит только на плечах плательщика.

Вконтакте

Многие индивидуальные предприниматели интересуются, что такое КБК, зачем необходимо знание этого понятия, четкое воспроизведение его в документах, и многое другое. Интерес этот не праздный, к сожалению. Имеют свои отдельные КБК налог на прибыль, налог на землю, на дивиденды, на транспорт и пр. Незнание этой информации может привести к финансовым тратам, которые не просто отразятся на бюджете ИП, но еще и могут принести существенным штрафам. Прочитав эту статью, вы начнете разбираться в областях применения КБК, сможете проверить своего бухгалтера в правильности заполнения платежных документов.

Код бюджетной классификации – это набор из 20 цифр, которые составляют уникальный номер платежа, отправляемого в качестве налога, пошлины и пр. КБК может быть расходным и доходным. В одном платежном документе проставляется один КБК. Если ваш финансист забыл проставить КБК, то проблемы вам обеспечены, так как платеж не сможет отправиться по назначению.

Предприниматели решают в своей работе множество проблем различного уровня, и следить за 20-значными номерами каждой платежки ему, естественно, не под силу просто физически. Поэтому объясните своему бухгалтеру, какова будет его личная ответственность за не проставление или неверное проставление кода. Вам достаточно один раз проверить таблицу кодов, которые будут использоваться в вашей работе, и вручить ее бухгалтеру. В любом случае требование в платежках проставлять КБК воспринимается и предпринимателями, и бухгалтерами, как совершенно бесполезная и никому не нужная трата времени.

Но надо понимать, что все мы живем в государстве, и в нем должен присутствовать порядок. Конечно, не везде можно его увидеть в нашей стране, но что касается пошлин, налогов и других платежей, государство прилагает все усилия, чтобы упорядочить учет, поступление платежей и контроль процесса. Именно для этого и были введены эти коды классификации. С их появлением было обеспечено единство форм документов бюджетных платежей.

Учреждение КБК произошло в нашей стране впервые в мае 1999 года, были введены их формы. С того времени коды периодически изменяются, смысл изменений не всегда понятен бизнесменам. Но они продолжают обсуждать и выдвигать все новые предположения о назначении кодов, но самыми точными считаются высказывания о том, что в обязанности чиновников вменено устройство «нескучной жизни» для населения. К сожалению, комментарии самих чиновников не объясняют причину практически ежегодных изменений в КБК. Но и те, и другие, подтверждают факт появления все больших сумм в целом по стране, которые остаются «невыясненными», и поступают фактически в ведение государства. Именно поэтому, уважаемые предприниматели, не ищите причину введения в практику КБК, лучше внимательнее проверяйте точность написания этих 20-ти цифр, обновляйте классификаторы, меняя существующие на актуальные.

Каковы могут быть штрафы

Мало того, что заполнив платежный документ с ошибкой, вы потеряете уплаченную сумму, вы можете еще и получить штраф за несвоевременное поступление этого платежа по назначению. Налоговый Кодекс говорит о том, что ошибочное написание КБК не может служить «неисполнением обязательства по уплате налога», читайте об этом статью 45. Если вы правильно указали наименование получателя денег, его реквизиты, то деньги придут по назначению, в конце концов, но придется писать заявление в налоговой на уточнение платежа и КБК. Но это касается только платежей в Федеральное казначейство.

А вот если вы ошиблись с КБК пенсионного фонда или фонда социального страхования, то пени и штрафы вам обеспечены. По 212-му Федеральному Закону предпринимателям введено в обязанность правильное указание кодов классификации. Ошибка исправляется также с помощью заявления, но многочисленные случаи потери платежей все-таки заставляют задуматься и писать коды правильно.

Где взять коды классификации для работы

Коды все занесены в специальные справочники КБК, которые можно скачать довольно легко и бесплатно в интернете. Главное – выбирайте актуальную версию на дату поиска, то есть за текущий год. Если все равно сомневаетесь, пойдите в налоговую, попросите вам помочь. Надо отметить, что основные коды, которые применяются предпринимателями наиболее широко, в основном остаются прежними, меняются иногда редко используемые коды, которые предназначаются отдельным предприятиям различных сфер экономики, это, к примеру, нефтедобыча, муниципальная система и пр.

Изменения в КБК в 2013 году

Согласно Приказу Минфина России от 21.12.2012 N 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», с 1.01.2013 вводятся в работу некоторые новые коды. Это касается части взносов в Пенсионный фонд, дополнительных выплат работникам вредных предприятий. Также изменены КБК, которые указываются индивидуальными предпринимателями при фиксированных платежах. Теперь, в 2013 году, платежи производятся с указанием следующих КБК.

Страховые взносы:

  • 392 1 02 02131 06 0000 160 –страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • 392 1 02 02132 06 0000 160 –страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 2-18 п. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • 392 1 02 02031 06 0000 160 –страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно);
  • 392 1 02 02032 06 0000 160 –страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно).

Для налога при патентной системе налогообложения с 2013 г., установлены следующие КБК:

Индивидуальные предприниматели, в том числе адвокаты, нотариусы и другие самозанятые лица в 2013 г. при уплате пенсионных взносов в фиксированном размере должны использовать следующие КБК:

Недоимка по обязательным пенсионным взносам за расчетные периоды 2002 — 2009гг. используются КБК:

Из чего складывается номер КБК

КБК, как мы уже говорили, это 20-ти значный номер, который составляется из четырех частей. Первая часть – это три цифры, которые имеют название «главный администратор доходов бюджета». Он обозначает виды доходов, или виды получателей средств, которые должны отслеживать факт и точность суммы поступлений. Это различные внебюджетные фонды, органы муниципальной власти, налоговые организации и пр. К примеру, код 393 соответствует поступлениям в фонд социального страхования, код 182 обозначает платежи в налоговые инстанции.

Вторая часть КБК состоит из обозначения группы платежа, подгруппы, статьи, подстатьи и элемента платежа. Четвертая цифра определяется в зависимости от источника поступлений денег. Если происходит налоговый платеж, то ставится группа 1, если поступление идет от занятия предпринимательской деятельностью, то надо указывать группу 3, если перечислены деньги на безвозмездной основе, то цифра в коде – 2. Далее две цифры обозначают подгруппу, уточняющие вид налога. К примеру, кодовые цифры 01 — это налог на прибыль, 02 – взносы в фонд обязательного страхования, 03 – НДС на российские товары, 04 – НДС на импортные товары, 05 – это ЕНВД и т.д.

Причем КБК НДС на 2013 год были разделены впервые, будьте внимательны при заполнении и указывайте точно группу товаров, на которые оформляется платеж – российские или импортные, то есть ввозимые. Территория ввоза также градуирована – из Белоруссии и Казахстана товары проводятся отдельно, из других стран – отдельно. Следующие 2 знака определяют статью расходов, и еще 3 знака – подстатью.

12 и 13 цифры обозначают вид бюджета, куда платится налог или другие выплаты. Налог в федеральный бюджет имеет кодировку 01, в бюджет субъекта – 02, в местный бюджет– 03, в городской – 04, в районный – 05, пенсионный – 06, в соцстрах – 07, в фонд обязательного медстрахования РФ – 08, в местный фонд обязательного медстрахования – 09, и в бюджет поселения — 10.
Подробную расшифровку этих показателей кода можно увидеть в Указаниях к заполнению по КБК.

14-ый знак кода – это вид платежа. Если это налог или оплата в бюджеты различных уровней, то ставится цифра 1, если это плата пени, то 2, если погашение штрафа, то 3. Цифры 15 и 17 – всегда нули. Последние три цифры в коде бюджетной классификации предназначены для разделения доходов государства. Налоги имеют код 110, доходы от владения собственностью – 120, 130 – средства от платных услуг, 140 – деньги, изъятые принудительно и пр.

Разновидности КБК

С 1 января 2013 года для НДФЛ существуют 4 КБК. Это отдельные КБК для налоговых агентов, для физических лиц, для индивидуальных предпринимателей и для иностранцев на патентной системе. КБК на 2013 год НДФЛ следующие:

  • 182 1 01 02010 01 1000 110 – налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227, 2271 и 228 НК РФ;
  • 182 1 01 02020 01 1000 110 – налог на доходы физических лиц — индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой;
  • 182 1 01 02030 01 1000 110 — налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ;
  • 182 1 01 02040 01 1000 110 — налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со ст. 227.1 НК РФ.

Эти КБК применяют работодатели, в том числе и индивидуальные предприниматели, в случае уплаты налога на заработную плату и другие выплаты сотрудникам, а также налоговые агенты при выплате дивидендов от долевого участия в деятельности организаций.

Данный КБКне применяют индивидуальные предприниматели, которые работают по общей системе налогообложения, нотариусы и адвокаты, и все, кто занимается частной практикой.

При уплате НДФЛ с дивидендов КБК используется такой же, как для зарплаты сотрудников — 182 1 01 02010 01 1000 110.

Если вас интересует какой-либо конкретный КБК, транспортный налог 2013, земельный налог и пр., то всегда обращайтесь к письму Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2011 N 02-04-09/6082, и к приложению к этому письму. В частности определен наиболее используемый КБК — налог на прибыль, 2013 год предусматривает девять его разновидностей.

Прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, имеет КБК 182 1 01 01011 01 1000 110, пени и проценты в этот вид бюджета – 182 1 01 01011 01 2000 110, взыскания и штрафы в федеральный бюджет – 182 1 01 01011 01 3000 110 и другие.

Е.Щугорева

Facebook Twitter Google+ LinkedIn