Инструменты государственного регулирования. Государственное регулирование экономики

Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй - экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти.

Данная категория включает в себя запрещение, т.е. запрет какой-либо деятельности, использования каких-либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может запретить строительство промышленных предприятий в городе, транзит через его территорию грузов и транспортных средств других государств, ввоз или вывоз каких-либо товаров. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Формой разрешения может выступать лицензирование разнообразных видов экономической деятельности, ввоза или вывоза ряда товаров (лекарств, продовольствия и пр.). Принуждение - метод административного управления, основанный на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, уклонение от уплаты налогов, их недоплата или несвоевременная уплата наказываются взиманием штрафов с налогоплательщиков.

К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В качестве примера можно привести максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросах вредных веществ (токсинов) в окружающую среду.

В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:

¦ регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

¦ установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

¦ операции Центробанка на рынке ценных бумаг.

В системе мер денежно-кредитной политики есть и административные рычаги: лицензирование банковской деятельности, ограничение кредитования, установление различных нормативов для банков.

Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Государство может оказывать стимулирующее воздействие на экономику, поддерживать научно-технический прогресс, ускорять развитие отдельных отраслей экономики, проводя политику ускоренной амортизации. Такая политика широко используется во всем мире для ускорения обновления основных производственных фондов. Смысл ускоренной амортизации состоит в начислении ежегодных списаний в амортизационный фонд по повышенным нормам. В результате стоимость основных фондов переносится на издержки производства в более быстрые сроки, уменьшается налоговая нагрузка на предприятие. В то же время увеличиваются возможности инвестирования.

Прогнозирование широко используется в процессе регулирования современной рыночной экономики. Оно представляет собой оценку развития экономики на определенный предстоящий период, прогноз перспектив развития рыночной конъюнктуры, изменений рыночных условий. Результаты прогнозирования используются при составлении бюджетов страны, определении целей экономической и социальной политики и пр. Выделяют краткосрочные (на 1-1,5 года), среднесрочные (на 4-5 лет) и долгосрочные (на 10-15 лет) прогнозы.

Программирование - одно из наиболее прогрессивных направлений по развитию рыночной экономики. Во многих развитых странах после Второй мировой войны активно использовалось макроэкономическое индикативное планирование, когда показатели планов рассматривались как ориентиры, индикаторы развития. Другой важной формой программирования выступает разработка и реализация целевых программ, направленных на решение каких-либо конкретных проблем. В качестве примера можно привести программы, разрабатываемые НАСА (Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Spase Administration, NASA)). В России в настоящее время метод целевого планирования используется весьма активно. В частности, реализуются четыре национальных проекта: в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельскохозяйственного производства.

Государственная собственность используется для воздействия на темпы и пропорции экономического развития. К ней относится социально-экономическая инфраструктура (железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, сфера образования). В других отраслях может иметь место участие государства в виде пакетов акций ряда фирм. Предприятия с государственным участием подчиняются общим законам рыночной экономики.

Инструменты внешнеэкономической деятельности используются для воздействия на различные стороны внешнеэкономических отношений - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, ва-лютно-расчетные отношения. К ним относятся: таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц

Государство проводит политику, используя определенный арсенал методов и инструментов. Их состав и преимущества одного над другими зависят от состояния национальной экономики, фазы её реформирования и содержания целей и задач, определённых на данный период развития.

Методы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь принято делить на две большие группы: методы прямого (административного) воздействия на экономические и социальные процессы и методы косвенного регулирования, охватывающие экономические и институциональные инструменты.

Прямое воздействие достигается административными мерами: предписаниями, запретами, разрешениями, т.е. воздействием на волю хозяйствующих субъектов. Их задача создать правовое поле, разумные рамочные условия для развития бизнеса, обеспечить относительную стабильность правил поведения, а, следовательно, доверие бизнеса к проводимой политике.

К формам реализации прямого (административного) воздействия относятся:

Размещение государственных заказов на поставку для нужд государства определённых товаров и услуг;

Выделение бюджетных средств на поддержку отдельных сфер экономики (например, аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, реформирование ЖКХ и др.);

Установление ограничений деятельности монополий;

Лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование и установление таможенных пошлин по экспорту и импорту;

Запреты на определённые виды хозяйственной деятельности;

Установление предельного уровня цен на ограниченный круг товаров и услуг;

Установление минимального размера заработной платы, пенсий, предоставление социальных льгот для отдельных категорий граждан и т.д.

Государственное администрирование способно давать быстрый результат ввиду высокой оперативности, что особенно важно в кризисной ситуации. Однако применение административных мер должно быть дозированным, поскольку прямое вмешательство государства всякий раз создает помехи рыночному процессу, отпугивает бизнес.

Косвенное воздействие достигается через экономические и институциональные регуляторы, влияющие на определённые стороны рыночного механизма. Государство прямо не влияет на хозяйственные решения субъектов экономики, а лишь создаёт предпосылки к тому, чтобы субъекты, преследуя свои интересы, тяготели к тем решениям, которые соответствуют целям экономической политики. С их помощью государство может воздействовать на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации и централизации капитала, структуру экономики и т.д.

К числу экономических методов государственного регулирования

Финансовую (бюджетную, фискальную) политику;


Денежно-кредитную (монетарную) политику;

Прогнозирование и индикативное планирование (программирование).

Через бюджет осуществляется перераспределение доходов в пользу приоритетных направлений экономического развития тех или иных отраслей, сфер экономики, регионов. Регулируя денежную массу в обращении, центральный банк воздействует на объемы кредитования предприятий коммерческими банками, динамику цен, структуру расходов населения.

Преимущество экономических мер заключается в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, сохраняют механизм взаимодействия спроса и предложения. Недостатком же является временной лаг. Желательные хозяйственные результаты наступают не сразу, а спустя определённое время. Экономика реагирует на косвенные методы с некоторым запозданием (реструктуризация задолженности перед бюджетом, изменение таможенных тарифов, ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов коммерческих банков и др.).

Институциональные методы обеспечивают большую организованность и упорядоченность в деятельности экономических субъектов. Институт представляет собой преобладающий способ мышления и действия, который стал привычным для какой-либо социальной группы или обычаем для народа. К примеру, «институт права», обеспечивает защиту интересов физических и юридических лиц, судебную процедуру разрешения конфликтных ситуаций; «институт частной собственности» гарантирует имущественную принадлежность, неприкосновенность частного достояния. К институциональным методам регулирования относят деятельность саморегулируемых организаций (например, НАУФОР, АУВЕР, АРБ и др.), региональных ассоциаций социально-экономического сотрудничества (например, ассоциации «Северный Кавказ», «Большая Волга» и др.), союзов предпринимателей (например, РСПП, региональных торгово-промышленные палат и т.д.), обществ защиты прав потребителей и т.д., которым государство делегирует часть своих полномочий и регулирующих функций и к мнению которых прислушивается, разрабатывая и реализуя экономическую политику.

Основные формы государственного регулирования экономики: административно-правовые, социально-экономические, финансово-экономические.

Административно-правовое регулирование нацелено на формирование основ экономического строя. Правовое регулирование осуществляется посредством нормативных правовых актов, устанавливающих правила функционирования субъектов рынка с целью придания рыночным отношениям цивилизованных форм и защиту интересов производителей и потребителей. Так, все страны с развитой рыночной экономикой обладают многогранным и совершенным хозяйственным правом, которое последовательно претворяется в жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных отношений или налогов, строго преследуются по закону. Правда, и в развитых странах экономические преступления широко распространены, но с ними государство ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт теневой экономики в этих странах составляет от 4 до 13% ВВП. Это немало, но существенно меньше, чем в других частях мира.

Ведущую роль в хозяйственном праве стран с развитой рыночной экономикой играют принимаемые парламентами законы, в деталях регулирующие даже мелкие вопросы хозяйственной жизни. В целом в законодательстве развитых стран особенно четко прописаны вопросы имущественных (пользование, владение, распоряжение, наследование, аренда, залог, банкротство и др.), рыночных (права и обязанности продавцов и покупателей, условия конкуренции, противодействие олигополиям и монополиям) и налоговых отношений.

Административные средства чрезвычайно многочисленны и разнообразны. К административным средствам относятся различного рода стандарты и нормы, которые нередко находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом). Они применяются на уровне не столько центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. К данной категории относятся, прежде всего, различного рода разрешения (в том числе в форме соответствующих лицензий) и запреты. Весьма типичный пример - применяемые во всех странах Запада разрешения и запреты на новое промышленное строительство в определенных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и другим соображениям.

Социально-экономическое регулирование заключается в обеспечении социальной защиты определенных групп населения, что вызвано такими негативными явлениями, как безработица и инфляция. Государство устанавливает размер минимальной заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

Финансово-экономическое регулирование осуществляют с помощью следующих инструментов: налогов, учетной ставки банковского процента, дотаций, инвестиций и др. Важнейшим средством госрсгулирования во всех странах Запада выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных («полугосударственных») фондов социального страхования: пенсионном, медицинском страховании и страховании на случай утраты занятости. Государственные финансы стали активно применяться для целенаправленного воздействия на темпы и пропорции экономического развития, для сглаживания циклических колебаний. Для сглаживания циклических колебаний налоговое регулирование включает в себя применение ряда средств: маневрирование ставками налогов на доходы и прибыль (для изменения величины инвестиций и потребительского спроса); введение (отмену) налоговых льгот и ускоренных амортизационных списаний; изменение правил и сроков выплаты налогов (например, установление предварительной выплаты налогов в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты налогов в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос).

Средства расходных статей государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

При помощи денежно-кредитного инструментария (маневрирование учетной ставкой центрального банка, изменение нормы минимальных резервов коммерческих банков, акты купли-продажи государственных ценных бумаг) государство в лице ЦБ влияет на объем денежной и кредитной массы, величину ссудного процента и тем самым - на темпы и пропорции воспроизводства капитала.

Внешнеэкономический инструментарий воздействует на различные стороны внешнеэкономических отношений стран - торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения. К нему относятся таможенные пошлины и количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров); субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам; налоговые и другие льготы иностранным инвесторам; квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа; покупки или продажи национальных валют центральными банками на валютных биржах для стабилизации обменных курсов соответствующих денежных единиц.

Важным инструментом регулирования экономических процессов является экономическое программирование - это определение приоритетных направлений развития экономики на длительный период времени. Государственные экономические программы дают ориентиры для деятельности предпринимателей, помогают государству концентрировать инвестиции на приоритетных направлениях, поддерживать равновесие в экономике. Для государственного регулирования НИОКР, экономического роста в стране, рынка рабочей силы, сельского хозяйства, как правило, составляются соответствующие программы.

Проводимые государством меры только смягчают негативные последствия циклического характера воспроизводства, но не избавляют рыночную экономику от кризисов перепроизводства, безработицы. Вмешательство государства в экономику связано с определенными затратами. Поэтому государственное регулирование экономики имеет свои экономические границы, которые зависят от соотношения затрат по осуществлению регулирования экономики и полученного эффекта в результате регулирования.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику.

Методы государственного регулирования можно подразделить на две группы:

1) прямые (административные) методы;

2) косвенные (экономические) методы.

В условиях рыночной экономики государство в основном должно использовать экономические рычаги, хотя есть области, где в условиях рынка могут быть эффективно применены административные методы. Области эффективного применения административных методов:

  • казенные предприятия, государственные учреждения, другие организации финансируемые из госбюджета, ресурсы бюджета;
  • контроль над монопольными рынками;
  • регулирование побочных эффектов рыночных процессов;
  • разработка стандартов, контроль над их соблюдением всеми участниками рынка;
  • определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантия минимальной зарплаты, пособия по безработице, пенсии по старости или инвалидности);
  • защита национальных интересов в системе мировых хозяйственных связей.

Административные методы – меры запрета, разрешения, ограничения . К методам прямого воздействия относятся:

  • контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и хозяйственной целесообразностью;
  • установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора;
  • государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий;
  • инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранения;
  • государственные заказы, государственные закупки;
  • различные социальные выплаты;
  • нормативные требования к казначейству и сертификации продукции.
  • ограничение по выпуску определенных видов продукции.

К прямым методам воздействия также относятся принятие законодательных актов, государственные заказы, государственные инвестиции, субсидии, лицензирование, дотации, квотирование, определение параметров экологической безопасности. Если государство применяет административные методы, у предпринимателя не остается выбора. В условиях рыночной экономики применение административных методов должно быть осторожным и ограниченным.

Косвенные методы воздействиявлияют на интересы хозяйственных субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы и т. д., т.е. опосредовано. Экономические методы воздействуют мягче, они оставляют предпринимателю свободу выбора, он сам решает выгодно или невыгодно продолжать свою деятельность после воздействия государства.

Инструменты косвенного государственного регулирования:

  • налоги;
  • ставка рефинансирования;
  • таможенные пошлины;
  • валютные курсы и т. п.

В смешанной рыночной экономике особенно в переходный период должно быть разумное сочетание прямых и косвенных методов.

Вывод: рыночная экономика имеет ряд недостатков, ряд проблем которые она решить не в состоянии. Поэтому для большинства развитых стран мира сегодня характерна смешанная экономика, в которой государство сглаживает негативные стороны рынка. Несмотря на разницу во взглядах экономистов на степень государственного вмешательства в экономику, все сходятся в необходимости государственного регулирования рыночной экономики. Государство может влиять на экономические процессы с помощью прямых и косвенных методов, причем предпочтительным является использование более мягких экономических методов.

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

План

1 . Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

4. Государственное экономическое програм-­
мирование.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляе­мых правомочными государственными учреждениями и обще­ственными организациями, нацеленная на повышение эффектив­ности общественного воспроизводства и удовлетворения потреб­ности общества.



Государственное регулирование экономики имеет объектив­ную основу:

а) обобщение производства как в границах национальной
экономики, так и в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующего громадных трудовых и фи­-
нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предпри­-
ниматели;

в) неспособность рынка решить экономические, социальные
проблемы;

г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение потреб-­
ностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во мно­гих сферах, в то время как государство регулирует рынок посред­ством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства.

Субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами государственного регулирования экономики) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

В государствах с федеративным устройством (США, Россия, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики; всё более независимыми в осуществлении государственного регулирования экономики от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами выразителями экономических интересов.

Обратная связь между государственного регулирования экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям это и есть обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики :

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платёжный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - это притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала . Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение . Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты условия накопления, социальные отношения.

Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Ещё один из основных объектов регулирования цены . Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление государственного регулирования экономики особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества, окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество .

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач . Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель выравнивание экономического цикла направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды на окружающую среду и т. д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

Положения отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

3. Инструменты государственного регулирования экономики

Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей, инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарий государственного воздействия на экономику – это совокупность инструментов, применяемых государством. Обычно в каждой стране этот инструментарий отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений.

В современных условиях сложились следующие инструменты:

1) Правительственные закупки;

2) Трансфертные платежи;

3) Государственные кредиты;

4) Дотации, субсидии;

5) Федеральные финансы (включающие федеральный бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы);

6) Финансы субъектов федерации;

7) Дефицит государственного бюджета;

8) Государственный долг (внутренний и внешний);

9) Местные финансы;

10) Фискальный федерализм;

11) Государственное предпринимательство;

12) Хозяйственное законодательство;

13) Национализация и приватизация объектов собственности.

Правительственные закупки являются фактором роста рынков ресурсов и товаров за счетувеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства в хозяйственную жизнь:

1) Государство вливает свои финансовые ресурсы в элементы спроса и тем самым стимулирует общий подъём экономической конъюнктуры;

2) Сокращая своё участие в формировании совокупного спроса, государство сдерживает нежелательный «перегрев» экономики, когда рост выходит из под общественного контроля.

Трансфертные платежи представляют передачу государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом. Через трансфертные платежи государство перераспределяет налоговые доходы; стимулирует возникновение и реализацию положительных внешних эффектов; реализует свою социальную функцию.

Государственные кредиты характеризуют то обстоятельство, что государство является собственником части совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату – процент. Увеличение государственных кредитов стимулирует рост деловой активности, а сокращение – сдерживает ее.

Под дотацией понимается безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Под субсидией подразумевается финансовый расход правительства для целей покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевой государственной программы. Субсидия может выступать в виде дотации и субвенции. Субвенцией является субсидия целевого назначения (под выполнение целевой программы).

Федеральные финансы образуются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов федерального правительства(источников и форм поступления денежных ресурсов в бюджет государства) и расходов федерального правительства (направлений и форм расходов денежных ресурсов в целях реализации функций государства). Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет – это план доходов и расходов центрального правительства.

Сальдо федерального бюджета может выступать в трех формах:

1) в виде баланса (когда доходы равны расходам);

2) активным (когда итоговые доходы выше расходов);

3) пассивным (когда доходы меньше расходов).

Если выполняется третья ситуация, то говорят о дефиците федерального бюджета . Дефицит государственного бюджета образуется как сумма превышения расходов государства нал его доходами. Дефицит частично или полностью покрывается эмиссией бумажных денег или размещением обязательств государства перед участниками рынка.

Под государственным долгом понимается вся сумма обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами. Основная сумма обязательств - это выпущенные но не погашенные государственные займы с начисленными процентами. По своему составу государственный долг может быть:

1)общегосударственным (это долг центрального правительства, как внутренний, так и внешний);

2) задолженность субъектов Федерации;

3) задолженность местных органов власти;

4) задолженность государственных предприятий;

5) прочие долги.

Исторически по различным причинам наблюдается рост государственного долга. Среди них можно отметить такие: рост масштабов экономики, ее результатов и влияния на это государственного фактора; диверсификация, развитие и рост доходов и расходов государственного бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров; усложнение задач и методов обеспечения качества смешанной экономики; рост обяза­тельств государства как участника мировой экономики, по­требителя ее ресурсов.

Считается, что до определенного уровня дефицит государственного бюджета допустим. Обычно это 4-5% от ВВП. Сверх этого дефицит стимулирует неконтролируемые ин­фляцию и прочие отрицательные явления. Одна из причин того, что 4-5% дефицита от объема ВВП не так опасны в том, что полагается и рост ВВП, как правило, не менее чем на 2-3% в год. В этом смысле дефицит растет почти пропорционально росту ВВП и не дестабилизирует макроэкономику. Кроме того, незначительный дефицит, вызывающий большой прирост инфляции (скажем, 0,15% в расчете на месяц) может стимулировать участников рынка оборачивать капиталы с рентабельностью не ниже некоего макроэкономического минимума.

Основной источник обеспечения доходов бюджета - налоговые поступления. Налоги представляют обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Налоги выполняют следующие функции: фискальную (основная функция, которая реализует образование государственных денежных фондов); экономическую (связана с перераспределением доходов в целях социального и экономического развития); политическую (связана с реализацией государственных интересов (обороной, государственным управлением, правопорядком и т.д.).

Главными видами налогов в рыночной экономике являются прямые налоги (они устанавливаются непосредственно на доход и имущество, то есть объект обложения здесь прямо указывается); косвенные налоги (устанавливаются на вторичные, третичные и т.п. производные объекты обложения, например, на тот или иной объем реализации товара или услуги; на право пользования чем-либо и т.д.).

Что касается расходов государства, то они представляют целевые фонды денежных средств, ассигнованные и фактически использованные государством для реализации своих функций. К основным функциям целевых расходов относят:

- «защиту доходов» (расходы на поддержание принятых социальных стандартов жизни наименее защищенных граждан);

- «защиту государства» (расходы на оборону, управление, правопорядок, суд и т.д.);

- «обслуживание государственного долга» (расходы на возврат заемных средств и процентов по ним).

В целом, как расходы, так и доходы государства постоянно растут. К причинам этого, помимо уже сказанного, можно отнести:

Развитие, диверсификацию и рост источников доходов государства;

Рост народонаселения;

Урбанизацию экономики;

Рост спроса на общественные блага;

Рост расходов на поддержание качества природной среды;

Эгалитаризм (систему мер, направленных на сокращение социального неравенства за счет относительного уравнивания доходов различных социальных групп населения).

В Российской Федерации доходы и расходы разделены на три вида: федеральные, субъектов Федерации и местные. Наиболее полным по совокупности доходов и расходов является консолидированный бюджет, а федеральный – его часть.

Финансы субъектов Федерации обслуживают потребности правительств членов Федерации в формировании и использовании денежных фондов в пределах их территориальных единиц.

Местные финансы включают низовой уровень финансовой системы государства. Это финансы областей, городов, общин, районов, муниципалитетов и т.д. Они обслуживают финансовые потребности территорий с административными границами. Главным источником доходов местных финансов являются поимущественные налоги, а основной вид расходов - финансирование социальной сферы.

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного пере­распределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использова­ния. В результате такого перераспределения: укрепляется доходная база бюджетов; сокращаются или полностью по­крываются дефициты бюджетов; сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства.

Под государственным предпринимательством понимается такая хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство (федерации, республики или местное). Как правило, государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточном уровне эффективности. Например, это сферы, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют Дополнительных, преимущественно не частных источников (в развитых странах это, в основном, капиталоемкие отрасли материальной инфраструктуры производства - общегосударственные системы транспорта и связи, космонавтика, атомная энергетика и др.). Конкретная доля участия госу­дарства в той или иной отрасли экономики сильно варьирует от страны к стране и определяется, помимо всего прочего, политическими, социальными, историческими, экологическими и иными обстоятельствами. Так, в США и Германии наиболее высокой является доля государственного предпринимательства в почтовой отрасли, в Японии - в отрасли связи, а в Швеции - в отрасли железнодорожного транспорта.

Под законодательством понимается система специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресованы. Целями законодательства являются:

Обеспечение равных условий (правил) для «игры» в различных сферах конкурентной среды;

Сдерживание факторов, разрушающих рынок (моно­полизма, инфляции, коррупции, криминализации экономики и других);

Создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

В современных раз­витых государствах законодательное регулирование эконо­мики является весьма сложным по видам, составу, целям и эффективности применения. Оно включает законы, кодек­сы, указы, поправки к законам и другие юридические нор­мы высших законодательных органов и лиц (Президента или иного лица) государства. В этом смысле основная про­блема сводится к тому, чтобы максимизировать общий эко­номический эффект от применения согласованных (увязан­ных) между собой юридических норм.

Национализация и приватизация объектов собственно­сти - это инструменты, направленные на изменение струк­туры, доли и результатов функционирования секторов пред­принимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Национализация направлена на рост значимости государственного предпринимательского сектора и через это - на повышение эффективности функ­ционирования экономики. Приватизация имеет своей целью противоположный процесс - рост значимости частного предпринимательского сектора. Очень важно, чтобы нацио­нализация и приватизация (эти процессы могут протекать одновременно, но по разным сферам, отраслям и террито­риям экономики) проводились согласованно и вели к общему повышению уровня эффективности функционирования (качества) смешанной экономики. Эта проблема в макроэкономической теории называется» проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хозяйстве