Группа консолидации. Консолидированная группа налогоплательщиков - это что такое? Понятие и цели создания консолидированной группы

Бюджет - это план финансирования государственной политики в течение года. Основные расходы государства можно разделить на следующие группы:

  • * расходы на государственное управление;
  • * расходы на национальную оборону, обеспечение правопорядка, правосудие;
  • * социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, спорт);
  • * финансирование экономики (транспорт, связь, наука, сельское хозяйство и другие отрасли).

Еще одним направлением государственных расходов для стран, имеющих государственный долг, является обслуживание этого долга. В современном мире государственный долг имеет большинство стран.

Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Как я уже отмечал в начале главы, в России в настоящее время идет реформа межбюджетных отношений. Так вот, ключевая задача этой реформы - предоставление региональным и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных с имеющимися финансовыми ресурсами. В РФ в соответствии с Бюджетным кодексом в настоящее время за каждым уровнем власти закреплены определенные расходы. Сама же структура расходов государственного бюджета (берется пример Федерального бюджета) выглядит следующим образом:

Рис.3: Структура расходов федерального бюджета

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

  • · -формировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
  • · - определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
  • · - создать полноценный информационно-аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды: текущие и капитальные расходы.

Так же одним из важных признаков классификации расходов бюджета является - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

  • · финансирование промышленного производства;
  • · финансирование социально-культурных мероприятий;
  • · финансирование науки;
  • · финансирование обороны;
  • · содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  • · расходы по внешнеэкономической деятельности;
  • · создание резервных фондов;
  • · расходы по обслуживанию государственного долга;
  • · прочие расходы и выплаты.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. Последним признаком классификации расходов является территориальный.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования.

За последние несколько лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.

В настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:

  • · безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • · обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
  • · индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
  • · обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
  • · обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
  • · обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
  • · постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
  • · подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Также большое внимание уделяется проблеме эффективности использования бюджетных средств, в связи с этим, была принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года, которая предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.

Наиболее быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.

Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.

Расходы на национальную оборону являются единственной статье расходов, которые в период 2011-2013 г.г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г.г.. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и «национальной безопасности и правоохранительной деятельности» для оснащения «силовых» ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.

В 2012-2014 годах так же планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (таблица 4):

Таблица 4: Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2011 год (закон)

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

% (в номинальном выражении)

% (в реальном выражении)

Прирост к предыдущему году (расходы без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов РФ):

млрд. рублей

% (в номинальном выражении)

% (в реальном выражении)

Существенным риском для исполнения региональных и местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Объем государственного долга субъектов Российской Федерации за 2010 год возрос на 23%, составив на 1 января 2011 года 1 095,2 млрд. рублей, или 27,9% к налоговым и неналоговым доходам. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27% и составил 169,3 млрд. рублей.

В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика.

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций-плательщиков налога на прибыль в группу на определенных условиях, при котором организации начинают исчислять и уплачивать налог на прибыль с совокупной прибыли организаций, входящих в такую группу (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Кто может создать КГН?

В КГН могут быть объединены только российские организации и лишь в случае, если доля прямого или косвенного участия одной организации в других организациях составляет 90% и более (п. 2 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора КГН. Отдельные организации (к примеру, применяющие УСН или ЕНВД; банки; страховые организации и НПФ) не могут являться участниками КГН (п. 6 ст. 25.2 НК РФ).

Договор и участники КГН

Каждая из организаций, входящих в КГН, считается участником КГН, а организация, на которую возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, именуется ответственным участником КГН. Организации объединяются в КГН на основании договора о создании КГН, который подлежит регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения ответственного участника (п. 5 ст. 25.3 НК РФ). КГН создается на срок не менее 5 календарных лет (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Дополнительные условия для создания КГН

Каждая сторона договора о создании КГН должна соответствовать следующим условиям (п. 3 ст. 25.2 НК РФ):

  • организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении организации на дату регистрации договора о создании КГН (на дату присоединения такой организации к существующей КГН) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • в отношении организации не введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения);
  • размер организации на последнюю отчетную дату, предшествующую дате регистрации договора о создании или изменении КГН, превышает размер ее уставного капитала.

Требования к совокупным показателям всех участников КГН

Период/Дата Показатель (п. 5 ст. 25.2 НК РФ) Величина
Календарный год, предшествующий году представления на регистрацию договора о создании КГН Совокупная сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенного НДС) Не менее 10 млрд. руб.
Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Не менее 100 млрд. руб.
31 декабря года, предшествующего году представления на регистрацию договора о создании КГН Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности Не менее 300 млрд. руб.

Консолидированная группа

Любая группа, членами которой мы себя считаем. Наше представление может быть основано на глобальных параметрах, таких как раса, религия или общественный класс, либо на более специфичных параметрах, таких как дружба или субъективный выбор. Термин обычно противопоставляется идее других (людей, не входящих в нашу группу) и характеризует разделение «мы/они», присутствующее во многих аспектах нашего социального взаимодействия. Принадлежность к консолидированной группе подразумевает имплицитное чувство «элитарности»; благодаря этому мы испытываем позитивное предубеждение по отношению к нашей группе и негативно настроены по отношению к другим (см. ).


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Консолидированная группа" в других словарях:

    Консолидированная группа - В целях настоящего Положения консолидированной группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние… … Официальная терминология

    КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - временное объединение (на срок не более одного года) в целях налогообложения нескольких организаций для уплаты одного или нескольких налогов. К.г.н. создается на основе договора между ее участниками и регистрируется в налоговом органе в качестве… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Консолидированная финансовая отчётность - Бухгалтерский учёт Ключевые понятия Бухгалтер Бухгалтерия Главная бухгалтерская книга Оборотно сальдовая ведомость Отчётный период У … Википедия

    Группа ГАЗ - У этого термина существуют и другие значения, см. ГАЗ. ОАО «ГАЗ» Тип холдинг Листинг на бирже … Википедия

    Группа налогоплательщиков консолидированная - 1. Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые… … Официальная терминология

    Энергомаш (группа предприятий) - У этого термина существуют и другие значения, см. Энергомаш (значения). «Энергомаш» … Википедия

    Якопич, Рихард Рихард Якопич Дата рождения: 12 апреля 1869(1869 04 12) Место рождения: Краково (Любляна) Дата смерти … Википедия

В статье ниже мы ознакомимся с таким явлением, как консолидированная группа налогоплательщиков. Понятие и цели создания такого объединения опишем, а также узнаем, насколько это выгодно для предпринимателей.

Понятие консолидированной группы

Наверное, только глупый бизнесмен не стремится минимизировать свои обязательства перед государством легальным путем, находя различные лазейки в действующем законодательстве.

Несколько лет назад был введен такой термин, как консолидированная группа налогоплательщиков. Пример подобного объединения можно наблюдать на таких крупнейших холдингах, как "Роснефть" и "Газпром". Почему они? Потому что это удобно, выгодно и вполне законно.

Итак, консолидированная группа налогоплательщиков - это весьма специфическое объединение, которое характерно добровольными договоренностями плательщиков налога на прибыль. Весьма интересным такой синдикат является потому, что деятельности могут распределять обязательства как по предметной направленности, так и скооперировать их в единое целое, тем самым воссоздав единый филиал. Ярким примером последнего является консолидированная группа налогоплательщиков "Роснефть".

Также не стоит забывать о том, что при подобных объединениях немалую роль играет императивная форма управления и ее реализация в целом. А это также влечет за собой юридическую субъективность правовых процессов в виде зоны ответственности того или иного участника такой организации, как консолидированная группа налогоплательщиков. Плюсы и минусы всегда присутствуют, поэтому нельзя однозначно сказать, что подобные объединения - это всегда хорошо, поскольку имеется масса подводных камней, которые мы и постараемся вывести наружу.

Классификация консолидированных групп

За несколько лет реализации данного проекта самое время более предметно подходить к рассмотрению его как такового. Поэтому можем смело заявлять, что консолидируемая группа налогоплательщиков в качестве финансового института имеет некие разновидности, которым присущи те или иные особенности.

Различать их между собой можно как по классификации налоговых обязательств, так и по отраслям деятельности, и даже типологии скооперированных плательщиков. Однако, как показывает практика, наиболее приближенной к нашей реальности будет распределение групп согласно разновидностям обязательств перед бюджетом. Несомненно, наиболее значимыми и популярными среди консолидированных объединений являются и прибыль.

На втором месте среди сгруппированных плательщиков государственных обязательств можно выделить организации с комплексной структурой управления (консолидированная группа налогоплательщиков "Газпром"), в которых головной офис принимает на себя ответственность за выплату обязательств подчиненных филиалов в частичной или полной мере. Чаще всего в данном случае под группировку попадает именно налог на прибыль, поскольку он является наиболее весомым среди прочих выплат.

Консолидированная группа налогоплательщиков - что это такое в целевом сегменте?

Если уж учредители предприятий и приняли решение объединиться, то в таком случае, как говорится, все радости и горести они обязаны делить поровну. Так, например, базой для уплаты налога на прибыль будет выступать обычная арифметическая сумма всех доходов участников группы за вычетом скооперированных их расходов. При этом если в итоговом счете база окажется суммой отрицательной, то принято считать, что объединение в этом отчетном периоде сработало с убытком. Иными словами, если какое-то из группы предприятий будет занимать значительную долю своими оборотными фондами, и при этом не иметь прибыли, то сей факт может сыграть решающую роль при вычислении базы налогообложения.

Поэтому следует уяснить, что консолидированная группа налогоплательщиков - это прямая дорога к оптимизации путей начисления и выплаты собственных обязательств перед государственной казной.

Еще одним дополнительным и весьма приятным бонусом в перечне целей для объединения является тот факт, что любой из участников скооперированной организации не подает обособленных декларативных данных в фискальные органы, если не имеет прочих доходов, не включенных в консолидацию. К данной категории можно причислить прибыль по прочим ставкам, а также иную выручку, возникающую в результате удержания или перечисления непосредственного налога на прибыль.

Поэтому упрощенная система подачи налоговой отчетности - довольно весомая причина для того, чтобы объединиться в консолидированную группу. Уровень допущения ошибок при составлении деклараций в таком случае снизится во столько раз, сколько субъектов хозяйствования скооперированы в определенной организации. Согласитесь, куда проще показать в отчетности результаты деятельности филиалов, нежели обособленных структур с полноценной административной ответственностью.

Условия для создания

Дело в том, что консолидируемая группа налогоплательщиков может быть создана на довольно обособленных условиях, заключающихся в повышенных требованиях к субъектам хозяйственной деятельности. Поэтому сейчас можно отметить тот факт, что как таковых скооперированных организаций не так уж и много, несмотря на различные пожелания предпринимателей. Согласно действующему законодательству, а именно ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, основные ограничения по созданию консолидированных групп заключаются в следующем:

  • Если в составе скооперированной группировки присутствует такая головная фирма - ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, которая владеет внушительной долей уставного капитала прочих участников (на данный момент минимальный порог доли составляет 90% от общей массы фонда).
  • Общая сумма уплаченных в государственную казну различных акцизов и сборов, а также налога на добавленную стоимость должна составлять не менее 10 млрд. российских рублей, при этом в данную совокупность не включаются различные обязательства, перечисленные в фонд фискальных органов за различные сделки экспортно-импортного характера.
  • Общая сумма полученной совокупной организацией выручки не должна быть меньше, чем 100 млрд. российских рублей.
  • Как оборотные, так и необоротные активы должны быть в общей сумме оценены более чем на 300 млрд. российских рублей.

Вдобавок ко всему прочему, объединиться в консолидированную группу могут только лишь те налогоплательщики, которые не освобождены от уплаты налога на прибыль, не осуществляют свою деятельность в особых экономических зонах, а также выплачивают свои обязательства перед государством на общепринятых основаниях, безо всяких особых режимов и упрощений.

Процедура создания

Поскольку консолидированная группа налогоплательщиков - это полностью контролируемое государством объединение, то и порядок ее создания регулируется действующим законодательством, а именно - ст. 25 НК РФ. Как правило, при утвержденном перечне участников организации заключается договор о ее создании, при этом срок действия он должен иметь не менее чем два календарных года.

Из членов группы выбирается ответственный субъект предпринимательской деятельности, за которым закрепляются все действующие права и обязанности по выплате начисленной общей суммой налогов и сборов, при этом данное лицо обладает теми же полномочиями, какими и принято наделять самого стандартного плательщика налога на прибыль. Составленный документ регистрируется в том фискальном органе, который находится по месту регистрации выделенного предприятия.

Поскольку создавать консолидированную группу налогоплательщиков принято с начала нового отчетного года, то об ознакомлении с документами следует позаботиться заранее: согласно действующему законодательству подать их в соответствующие налоговые организации необходимо до 30 октября предшествующего периода. Сам же правильно оформленный договор допускается предоставлять до 1 января, то есть до даты, с которой объединение планирует начать свою совместную деятельность.

Обязательства участников перед государством

Как было отмечено ранее, налогообложение консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется посредством взаимодействия ответственного участника с фискальными органами по месту юридической регистрации. При этом должный резерв, предназначенный для перечисления средств в государственный бюджет, выплачивается членами объединения выбранному субъекту хозяйствования в соответствии с установленной заранее периодичностью. При этом, согласно действующему законодательству, а именно - ст.251 и ст.270 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные ответственным участником финансовые поступления не считаются доходом от предусмотренной уставом деятельности.

Саму же базу прибыли для исчисления налогообложения вправе определять выделенный субъект хозяйствования для прочих участников группы. Расчет этот делается исходя из среднесписочных данных количества работников и суммарной стоимости основных фондов при учете амортизационных начислений.

Когда дело доходит до непосредственной выплаты налогов и пошлин, то избранный субъект предпринимательской деятельности должен соблюдать следующие принципы:

  • перечисление денежных средств на стадии аванса осуществляется исходя из местонахождения ответственного участника, а это значит, что они никак не распределяются между членами группы;
  • при наличии фактической базы для налогообложения прибыли средства перечисляются в казну фискальных органов по местонахождению каждого из членов кооперации с расчетом доли всех участников в фонде кооперации, о чем и говорит понятие консолидированной группы налогоплательщиков как таковое.

Если же обязательства были выплачены не в полной мере, то взыскание недостающих средств осуществляется, в первую очередь, из свободных средств с избранного члена объединения, после - с прочих участников, ну и, в последнюю очередь, в соответствующем порядке за счет имеющегося имущества.

в консолидированных группах

Когда речь идет об обычной камеральной проверке, то она ничем не отличается от проводимых на прочих предприятиях. За основу берутся поданные отчетные декларации и прочие уточняющие документы. Однако в том случае, если для полноты исследуемой информации не хватает каких-либо актов о подтверждении тех или иных хозяйственных операций, то предоставляет их ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в ответ на запрос фискальных органов. Отвечает на любые вопросы и оказывает различного рода уточнения только лишь избранный член объединения.

Что касается выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, то она регулируется действующим законодательством - ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном нормативно-правовом акте можно выделить следующие ключевые аспекты:

  • процедура проводится на абсолютно любой территории, принадлежащей одному из членов объединения;
  • инициировать выездную налоговую проверку может лишь тот фискальный орган, который расположен по местонахождению ответственного участника организации, при этом проверяться могут все без исключения входящие в группу субъекты хозяйствования;
  • не запрещается проводить параллельные идентичные процедуры относительно прочих участников, направленные на те налоги, которые не входят в состав объединения;
  • результаты проверки предоставляются избранному члену организации, при этом он же имеет полное право в установленный законодательно срок выдвинуть различного рода возражения.

Консолидированная группа налогоплательщиков: плюсы и минусы

Как мы уже обсуждали выше, консолидация налогоплательщиков - это не всегда хорошо, но, тем не менее, давайте выделим положительные стороны данного явления:

  1. Предпринимателю выгоден тот факт, что при объединении в группы исключается любой контроль со стороны государства относительно как такового.
  2. Да и в общем желание применить его на практике у субъектов хозяйствования пропадает потому, что в фискальные органы подается скооперированная налоговая отчетность нескольких предприятий.
  3. Отсюда вытекает еще одна положительная особенность - сокращается время на проведения различного рода процедур административного характера.
  4. Государству тоже хорошо - таким образом можно сократить затраты, направленные на контроль установления рыночных цен на продукцию.

Но мы должны понимать, что одни преимущества - это утопия, поэтому имеется также ряд негативных сторон:

  1. Если у предприятия нет практики по созданию консолидированной группы, то это довольно сложная комплексная процедура, и существует достаточно высокий риск сделать что-либо неправильно.
  2. Подобные организации могут функционировать гораздо дольше, чем этого хотелось. И если что-то пойдет не так, то не стоит забывать: согласно действующему законодательству, консолидированные группы налогоплательщиков в России могут действовать не менее двух лет.
  3. Расторгнуть договор об объединении (если не истек срок действия) можно лишь по решению суда, при этом должны иметься существенные причины.

Кому можно осуществить консолидацию

Итак, как уже было выше сказано, консолидированная группа налогоплательщиков - это довольно сложная структура, которую не так-то просто создать, и сделать это может далеко не каждый субъект хозяйственной деятельности. Ранее мы также перечислили ряд финансовых условий, которым должны соответствовать предприятия для того, чтобы объединиться в организацию для упрощения собственной деятельности в отношении налогообложения.

Помимо всего прочего, стоит также отметить, что создавать консолидированные группы и участвовать в них могут лишь те предприятия, которые на данный момент не претерпевают реорганизационных существенных изменений, и не находятся в стадии полной или частичной ликвидации. Также на субъекты хозяйствования не должны быть возбуждены уголовные дела любого характера, а уровень их чистого дохода по отдельности не должен быть меньше заявленного в отчетности размера уставного капитала.

При этом необходимо также акцентировать внимание на том, что все вышеперечисленные условия обязаны соблюдаться на протяжении всего периода существования консолидированной группы налогоплательщиков. В противном случае договор будет расторгнут по инициативе фискальных органов согласно решению суда.

Кто не сможет осуществить консолидацию

Итак, мы выяснили, что консолидированной группой налогоплательщиков признается то объединение субъектов хозяйствования, каждый член которого соответствует заявленным требованиям.

Помимо всего прочего, действующее законодательство Российской Федерации выделяет и ряд представителей предпринимательства, которым никогда не стать подобной организацией. Таковыми являются:

  • субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы и осуществляют свою основную деятельность на территории особых экономических зон;
  • предприятия, к деятельности которых применены обособленные налоговые режимы;
  • те представители бизнеса, которые уже входят в иную консолидированную группу налогоплательщиков;
  • организации, которые не имеют перед государством обязательств по уплате налога на прибыль;
  • те юридические лица, прибыль которых облагается нулевой ставкой, иными словами - медицинские и образовательные учреждения;
  • субъекты хозяйствования, занимающиеся игорным бизнесом;
  • предприятия, занимающиеся клиринговой деятельностью.

Помимо этого, действующее законодательство предусматривает особые условия для объединения в консолидированные группы налогоплательщиков субъекты хозяйствования, которые можно отнести к финансовым учреждениям, страховым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, а также пенсионным фондам негосударственного характера. Такие предприниматели могут создавать собственные организации, но при этом участники должны быть задействованы в одной отрасли.

Понятие договора

В налоговом праве существует понятие консолидированной группы налогоплательщиков, которая представляет собой объединение плательщиков на добровольной основе. Их объединяет общий совокупный доход организаций, с которого уплачивается общий налог.

Создается объединение на основе законно составленного и подписанного договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно последним изменениям в налоговом законодательстве, те договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составленные и подписанные до 2016 года, считаются незарегистрированными. С 2016 года и в течение всего 2017 года такие договоры не обязательно регистрировать в Налоговой службе. Этот аспект был прописан в федеральном законе №325 в статье 3.

Договор представляет собой документ, согласно которому организации, имеющие непосредственное отношение к деятельности друг друга, уплачивают с совокупного дохода налог в пользу государственного бюджета.

Договор имеет исключительно добровольную форму, не обязывает организации к образованию единого юридического лица. Составляется договор только тогда, когда организации попадают и соответствуют всем условиям, выдвигаемым налоговым законодательством.

Положения, прописываемые в договорах

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, подчиняющегося нормам налогового и гражданского права, не может быть с ними расхождений и противоречий. Для договоров таких типов выделена отдельная часть в Налоговом кодексе. Основные положения прописаны в главе 3.1. В частности, и в статье 25.3.

Положения договора включают в себя такие аспекты, как:

  • срок, на который была создана группа плательщиков, если он есть (предусматривается возможность создания бессрочного договора, который расторгается по обоюдному желанию сторон);
  • порядки действий и полномочий всех участников группы (при условии, что они выходят за рамки того, что прописано в Налоговом кодексе, но при этом не противоречат ему);
  • срок исполнения по обязательствам со стороны каждого из участников сторон договора;
  • название (следует понимать, как юридическое официальное) группы, где за основу берется название ответственного участника группы;
  • полный список с указание всех реквизитов каждого участника;
  • предмет договора;
  • показатели, на основе которых исчисляется налоговая база и размера налога, которые не могут быть изменены в течение всего срока действия составленного и подписанного договора.

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в рамках налогового права не может быть никаких аспектов, которые могли бы противоречить законодательству.

В противном случае в судебном порядке любым участником группы, а также контролирующим налоговым органом, этот договор может быть признан недействительным и незаконным. Что в свою очередь не влечет к привлечению к ответственности со стороны тех, кто его составлял.

Он просто признается недействительным, не имеющим никакой силы, а значит не позволяющим уплачивать один налог с совокупной прибыли организациями.

Период действия и сроки договора

Договор о создании КГН создается организациями, которые в ходе своей деятельности могут иметь совокупный доход, но при этом не являются единым юридическим лицом.

Согласно статье 25.2 Налогового кодекса, одна или несколько организаций может и участвует в создании капитала для других организаций. При этом не важно, как именно - прямо, путем вложения средств, или косвенно. Каждая из долей создаваемой группы, приходящейся на ту или иную организацию, определяется нормами Налогового кодекса.

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков есть определенный срок действия, даже если он не прописан в самом договоре. Однако именно это вызывают у правоведов некоторые споры.

Так, согласно статье 25.3 Налогового кодекса, договор попадает под ведомство налогового права, но все не разъясненные аспекты - в ведомство гражданского права. Согласно нормам последнего, бессрочный договор подразумевает расторжение по желанию одной из сторон или обоюдному желанию.

Налоговый же кодекс предусматривает три вида периода действия договора, после наступления которых, он считается окончившим свое действие. К этим периодам относят:

  • окончание прописанного срока действия;
  • момент расторжения;
  • начало нового налогового периода, который наступает с первого числа нового периода, после того, как налоговый орган отказал в регистрации договора.

То есть если в договоре не указан срок, а налоговый орган договор регистрировать не стал, то он теряет свою силу с того момента, как был получен отказ. Российские правоведы сходятся во мнение, что оснований для отказа в регистрации существует не так уж и много. А налоговое законодательство предусматривает даже срок для внесения соответствующих изменений, чтобы договор мог быть подписан в налоговом органе.

Так, предусмотрен срок в течение одного календарного месяца, в течение которого договор рассматривается руководителем налогового органа. Если в течение этого периода изменения не могут быть внесены, договор с рассмотрения передается обратно ответственному участнику с разъяснениями отказа.

Договор подается на рассмотрение не позднее, чем 30 октября того года, в котором он был составлен, а при утвердительном решении налогового органа на регистрацию вступает в силу с нового календарного года (с началом нового налогового периода). Все договора и документы, переданные позднее, рассмотрению не подлежат.

Процедура подачи документов

Для того чтобы в налоговом органе зарегистрировали договор ответственный участник группы подает полный пакет документов на рассмотрение, который включает в себя:

  • договор (2 экземпляра, каждый из которых лично подписан уполномоченными лицами);
  • документы, утверждающие и определяющие полномочия каждой организации группы плательщиков;
  • заявление на регистрацию, которое подписывается всеми участниками группы (следует понимать, как уполномоченные лица от каждой из организации-участника) или их представителями;
  • документы-доказательства, подтверждающие, что все условия были выполнены со стороны организаций на создание КГН.

В случаях если руководитель или его законный представитель налогового органа обнаружил нарушения по действующему налоговому законодательству, то он уведомляет об этом ответственного участника путем отправки ему соответствующего уведомления. Если в установленный законом срок изменения внесены быть не могут, то руководителем выписывается отказ с указанием причин.

Если же договор и пакет документов не вызывает никаких сомнений в законности и подлинности, то руководитель регистрирует договор. В установленный законом срок один подписанный экземпляр с отметкой о регистрации передается ответственному участнику всей группы.

На данное действие предусмотрено ровно пять календарных дней. Передается экземпляр или лично в руки (следует понимать, как передачу под роспись ответственного лица) или любым другим способом с уведомлением о получении.

Регистрирующий налоговый орган передает в другие налоговые органы, к которым относятся компании-участники, всю информацию о регистрации договора КГН в установленный срок, по закону составляющий ровно пять дней. Исчисление ведется в календарном виде. Все документы на регистрацию подаются по месту нахождения той организации-участника, которая признана ответственной за всю группу организаций.

В случаях, если организациям-участникам кажется, что их права были нарушены, а отказ был выдан не обоснованно, они имеют право обратиться в суд с заявлением о рассмотрении правомерности действий руководителя налогового органа. В судебном порядке рассматриваются все обстоятельства, в том числе каждый пункт договора о создании КГН.

В случаях, если со стороны суда нарушений не выявлено, договор подлежит регистрации даже тогда, когда срок подачи документов уже пропущен (следует понимать, как даты после 30 октября текущего года и налогового периода).

Руководитель налогового органа за нарушение и превышение своих полномочий может понести дисциплинарную, уголовную или административную ответственность.

В качестве оснований для отказа могут выступать только те основания, которые прописаны в статье 25.3 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • невыполнение условий, по которым консолидированная группа может быть создана;
  • противоправность пунктов составленного договора;
  • пропуск срока предоставления документов и договора;
  • предоставление документов не в полном объеме для рассмотрения;
  • неправомерно подписанный договор (следует понимать, как подписанный теми лицами, которые не были на это уполномочены организациями).

Отказ передается ответственному участнику, который обязан самостоятельно разослать копии по организациям-участникам. Отказ, так же как и подписанный экземпляр с пометкой о регистрации, передается под роспись ответственного участника или любым путем, где есть возможность отследить дату получения. Например, путем отправки почтовым отправлением заказного вида.