Главные страны производители черной металлургии. География мировой черной металлургии

Практическая работа

По дисциплине

«география»
на тему

«черная металлургия мира».

Подготовила студентка

Курса группы Т-11

Специальность

«Товароведение

и экпертиза качества товара»

Ильина Алина

Преподаватель:

Солдатов Юрий Иванович.

Лебедянь 2015

http://estnauki.ru/geo/1-geografy/1356-chernaja-metallurgija-mira.html

http://money.rin.ru/content/?id=412

Черная металлургия мира

Этот вид металлургии объединяет предприятия по добыче и обогащению рудного и нерудного металлургического сырья, производству чугуна, стали, проката, ферросплавов. Главная продукция черной металлургии - сталь.
Несмотря на конкуренцию со стороны пластмасс и композитных материалов, сталь остается важнейшим конструкционным материалом. Там, где необходима массивность, прочность, долговечность (и все это при относительно низкой стоимости), используются различные сорта стали. На предприятиях черной металлургии организована цепочка различных технологических процессов от добычи руды до выпуска готовой продукции, проката листового металла, металлических стержней, профилей, труб и др. Однако главным процессом в черной металлургии является выплавка металла.


Основным исходным сырьем для получения черных металлов являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. В связи с внедрением бездоменного производства черных металлов потребление кокса в последнее время заметно сокращается.
На размещение предприятий черной металлургии влияют несколько факторов:
- сырьевой (близость к месторождениям руды);
- топливный (наличие источника коксующегося угля);
- транспортный (особенно важный для предприятий, работающих на привозном сырье, вдали от источников руды и угля);
- экологический (предприятия черной металлургии, особенно устаревшие и использующие доменный процесс, являются одними из самых "грязных" производств);
- потребительский (наличие потребителя стали - крупных машиностроительных центров).


Большое количество факторов, определяющих характер размещения отрасли, привело к тому, что в мире сложилось множество металлургических районов разных типов. Назовем основные из них.
Районы, ориентированные на сочетание месторождений каменного угля и железной руды. Как правило, это старопромышленные районы. Такие районы сложились в Великобритании, России, Китае, Индии, ЮАР, Украине. В этих странах существует территориальное сочетание месторождений металлургического сырья.


Для них характерна концентрация крупных комбинатов полного цикла, где осуществляются все стадии производства - от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката.
Районы, расположенные в местах добычи угля или руды, также относятся к старопромышленным. В них тоже действуют крупные комбинаты полного цикла. Металлургические районы, ориентированные на угольные месторождения, существуют в США, Германии, Польше; а на железорудные бассейны - в Китае, Бразилии, Мексике. В России и Украине существуют металлургические районы обоих типов.
Районы, работающие на привозном сырье. Они расположены вне каменноугольных и железорудных бассейнов. Эти районы возникли на пересечении крупных транспортных магистралей. Приметой последних десятилетий стал перевод металлургического производства ближе к крупным морским портам, что особенно характерно для Японии и стран Западной Европы.


Постепенно в черной металлургии сокращается строительство крупных комбинатов. В настоящее время создаются небольшие узкоспециализированные предприятия. Эти мини-заводы обслуживают конкретного потребителя металла, например машиностроительный завод. Таких заводов много в США, Японии, Италии, Испании, Мексике, Бразилии.


Долгое время развитие черной металлургии определяло уровень экономического развития страны. За мировое лидерство по выплавке стали долго соревновались Великобритания, США, Германия и Россия. В новых условиях, когда доходность предприятий и отраслей определяется наукоемкостью продукции, ситуация изменилась.

Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы. На темпах выплавки черных металлов сказывается научно-технический прогресс в самой черной металлургии, обеспечивающий повышение качества чугуна и стали и тем самым ведущий к сокращению их удельного потребления на единицу конечной продукции, а также сокращение производственных потерь, особенно в связи с широким использованием методов непрерывной разливки стали. Большие колебания в выплавке черных металлов вызываются также циклическими экономическими кризисами, приводящими к сокращению заказов на металл. Максимума мировая выплавка чугуна (около 560 млн т) и стали (около 790 млн т) достигла в 1989 г., после чего она стала сокращаться и в 1992 г. составила соответственно 500 млн и 720 млн т (падение примерно на 10%), но в 1995 г. вновь увеличилась " до 526 млн и 750 млн т. В первом полугодии 1997 г. выплавка стали в мире велась на уровне 755"760 млн т в год.

Запасы железных руд

Мировые достоверные и вероятные запасы железных руд " основного исходного сырья для получения черных металлов " оцениваются по содержанию железа более чем в 100 млрд т, из которых около 1/3 залегает на территории бывшего Советского Союза. За пределами современного СНГ железными рудами наиболее богаты Бразилия, особенно выделяющаяся своими запасами высококачественных руд, Канада и Австралия: их общая доля в мировых запасах руд указанных категорий оценивается более чем в 2/5. Крупными запасами железных руд располагают также Индия, США, КНР, Швеция, Франция, Венесуэла, ЮАР, из стран СНГ: Россия, Украина и Казахстан.

Добыча железных руд

Товарная железорудная продукция, объединяемая часто понятием "товарная железная руда", фактически включает, помимо кусковой руды, также железорудный концентрат, окатыши и другие виды продукции, отгружаемой с железорудных предприятий, иногда даже агломерат. Ее мировое производство колеблется в 70"90-е годы в широких пределах, приближаясь в отдельные годы к 1 млрд т; в 1988 г. оно составило около 960 млн т, в 1991 г. " 906 млн т, в 1994 г. " 874 млн т. В разных странах тенденции развития железорудной промышленности в последние десятилетия существенно различались: в ряде стран, особенно в Бразилии, Австралии, КНР, преобладала тенденция к ее росту. В Китае годовое производство товарной железорудной продукции доходило до 170 млн т, в Бразилии " до 160 млн т, в Австралии превышало 130 млн т. В то же время в ряде стран с развитой черной металлургией, располагающих значительными железорудными запасами (например, в Великобритании, Германии, Франции), добыча железных руд неуклонно сокращалась, а железорудная промышленность находится на грани полного исчезновения из-за неконкурентоспособности. Из стран Западной Европы лишь Швеция полностью обеспечивает железными рудами себя, а также стабильно экспортирует их в количестве 16"18 млн т в год, чему благоприятствуют высокое качество руд, высокий уровень механизации добычи и близость к странам-импортерам.

Мировая торговля железорудным сырьем

Суммарный экспорт железорудной продукции в мире достигает уровня 0,5 млрд т в год. Крупнейшими в мире экспортерами железорудного сырья являются Бразилия и Австралия. В число крупнейших экспортеров входил и Советский Союз.

Основная часть внешнеторговых перевозок железорудного сырья осуществляется морским транспортом на специализированных или комбинированных судах-рудовозах (более 3/4 " на судах грузоподъемностью не менее 100 тыс. т). Крупнейшие импортеры: Япония (до 150 млн т в год и более), Германия (45"50 млн т), США (30"40 млн т), Южная Корея. Япония ввозит железную руду главным образом из Австралии, Бразилии и Индии; Германия " из Бразилии, Швеции, Канады; США " из Канады, Венесуэлы и Либерии. Средняя дальность морских перевозок железорудного сырья в середине 80-х годов значительно превышала 5 тыс. морских миль (9 тыс. км).

Во многих развивающихся странах и ряде развитых стран Нового Света (Канада, Австралия) основную роль в организации разработок железорудных месторождений и производстве товарного железорудного сырья играют транснациональные корпорации (ТНК), базирующиеся за рубежом. Важной тенденцией в развитии торговли железорудным сырьем в последние десятилетия стало повышение содержания железа в товарной продукции (уже к началу 80-х годов оно достигло 60%) и рост поставок в форме железорудных окатышей, содержащих 60"65% железа и более, иногда уже офлюсованных. В некоторых странах, например в США, в окатыши перерабатывается практически вся добываемая руда.

Около 2/5 используемого в черной металлургии железосодержащего сырья составляет лом " промышленный (образуемый на разных стадиях металлообработки) и амортизационный (получаемый в связи с износом оборудования), потребляемый главным образом в сталеплавильном производстве. В некоторых странах доля лома в сталеплавильном производстве превышает 1/2 (например, в Италии, Испании, Швеции, Аргентине, Венесуэле). Крупнейшие страны " экспортеры лома черных металлов: США, Великобритания, Франция, Германия; крупнейшие импортеры: Италия, Испания и Япония.

Металлизованные окатыши

Важной тенденцией в структуре потребления железосодержащего сырья в ряде стран и регионов становится в последние десятилетия рост использования в сталеплавильном производстве губчатого железа, главным образом в виде металлизированных окатышей, производимых методами прямого восстановления металла. С 1970 по 1995 г. производство металлизированного сырья возросло с 0,8 млн т почти до 31 млн т, причем если в 1970 г. внешняя торговля этой продукцией практически отсутствовала, то в 1995 г. на экспорт пошло почти 8 млн т, или около 1/4 ее производства. Наиболее характерен рост производства и потребления губчатого железа для Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии. В этих районах сравнительно мало своего лома черных металлов, но зато они богаты природным газом " оптимальным сырьем для получения синез-газа, используемого в процессе прямого восстановления железа. Как и потребление лома, рост потребления губчатого железа связан с развитием электросталеплавильного производства.

Легирующие металлы

Большинство стран Европы с развитой черной металлургией и Япония практически лишены собственных ресурсов легирующих металлов1, а США полностью обеспечены лишь своим молибденом. Из годовой мировой добычи никеля в начале 90-х годов в количестве 820"830 тыс. т (оценка на 1997 г. " около 740 тыс. т) на долю стран с рыночной экономикой приходилось около 70%, среди которых выделялись Канада (200 тыс. т), Новая Каледония, Австралия и Индонезия; значительные его количества добываются также в ЮАР, Доминиканской Республике, Ботсване, Колумбии, на Филиппинах. Ключевые позиции в этой подотрасли занимают канадская ТНК "ИНКО", созданная при участии капиталов фирм США, и французская "Ле Никель". Выплавка рафинированного никеля " производство электроемкое; около 3/5 производства никеля в странах с рыночной экономикой приходится на Канаду, Японию, Норвегию и Австралию. Из зарубежных социалистических стран больше всего никеля добывается и выплавляется на Кубе (около 30 тыс. т в год).

Основные среди зарубежных стран с рыночной экономикой поставщики марганца2 (более 9/10 его расходуется в производстве чугуна и стали) " ЮАР, Бразилия, Габон, Австралия и Индия; хромитов2 " ЮАР (около 1/3 мировой добычи), Индия, Турция, Зимбабве, Бразилия, Филиппины, Финляндия; вольфрама " КНР (более 1/2 мировой добычи), Австрия, Португалия, Австралия, Южная Корея, Боливия (добывался вольфрам также в США и Канаде); молибдена " США, Чили и Канада; ванадия " ЮАР; кобальта " Заир, Замбия, Канада, Финляндия; ниобия " Бразилия и Канада. Большая часть легирующих металлов поступает на рынок в виде ферросплавов. География добычи и производства легирующих металлов не оказывает существенного влияния на размещение основных металлургических заводов отрасли, так как объем и масса легирующих металлов во много раз меньше, чем объем и масса основного сырья.

Примечание:

1 От 1/2 до 2/3 производимого в мире никеля, 3/5 хрома, 15"30% молибдена идет на производство спецсталей.

2 Общая доля этих стран в мировой добыче марганца к началу 90-х годов составляла около 60%, хромитов " около 62%.

Кокс

Кокс необходим в доменном процессе. Мировое производство кокса, включаемое обычно при выделении крупных комплексных отраслей промышленности в состав черной металлургии, колебалось в 80-е годы и первой половине 90-х годов в пределах 350"375 млн т. Но в географическом распределении этого производства и ранжировании стран " производителей кокса в этот период произошли большие изменения. Производство выросло лишь в немногих странах, в большинстве же оно существенно сократилось. США и Германия перестали играть роль крупнейших поставщиков кокса на внешние рынки. В первой половине 90-х годов наиболее драматичным стало сокращение производства кокса в постсоциалистических странах Европы (на территории бывшего Советского Союза, в Польше, Чехословакии примерно на 1/3, в Румынии на 1/2). В то же время наблюдался значительный рост его в КНР (почти на 3/4 " с 66 млн до 114,3 млн т), Южной Корее (с 8 млн до более 12 млн т), Индии (с 11,5 млн до 14,5 млн т); некоторый рост отмечается и в Бразилии (современный уровень производства " более 8 млн т). Одна из главных причин сокращения производства кокса в промышленно развитых странах с рыночной экономикой " успехи в сокращении удельного потребления кокса в доменном производстве, стимулируемые дороговизной кокса.

Чугун

В межгосударственном распределении мировой выплавки чугуна в 70"80-е, и особенно в первой половине 90-х годов, когда она велась на годовом уровне 515"530 млн т, произошли большие изменения: быстрый рост выплавки в нескольких развивающихся странах, особенно в КНР (почти на 3/5), Индии и Южной Корее (почти наполовину), Бразилии (на 1/5), обвальным падением в группе постсоциалистических стран, особенно в России и Румынии (на 1/3), Казахстане (более чем на 1/2) и Украине (более чем на 3/5). Из промышленно развитых капиталистических стран значительный рост выплавки чугуна был зарегистрирован лишь в Австралии (почти на 1/4); в большинстве остальных стран этого типа выплавка либо стабилизировалась, либо даже сокращалась. При этом для них был характерен процесс концентрации доменного производства на уменьшающемся числе заводов, наиболее благоприятно расположенных в транспортно-географическом отношении (преимущественно в портовых центрах).

Сталь

Во многом сходны сдвиги и в межгосударственном распределении мирового производства стали, которое велось с конца 80-х годов на уровне 730"785 млн т в год. Наиболее впечатляющим стал быстрый рост в 90-е годы выплавки стали в КНР, особенно на фоне ее сокращения в постсоциалистических странах Европы. В 1996 г. КНР обогнала по этому показателю даже Японию, выйдя на первое место в мире. К 2000 г. правительство КНР планирует довести мощности по выплавке стали до 135 млн т в год, а саму выплавку " до 120 млн т. Такими же быстрыми темпами растет выплавка стали в Южной Корее, которая в 1997 г. вплотную приблизилась к крупнейшему производителю стали в Западной Европе " Германии. В число крупнейших производителей стали выдвинулась также Бразилия, догнавшая Италию, которая занимает 2-е место в зарубежной Европе. Следует, однако, иметь в виду, что внушительные количественные показатели темпов и объемов производства черных металлов в указанных странах еще не свидетельствуют о выравнивании технического и технологического уровня их черной металлургии с ведущими металлургическими державами.

Одним из важных показателей уровня технологического развития черной металлургии на современном этапе может служить доля заготовок, получаемых с использованием установок непрерывной разливки стали (УНРС), дающих большой экономический эффект путем резкого сокращения потерь металла, избавления от необходимости иметь громоздкие и дорогостоящие блюминги и слябинги, ускорения производственного процесса. В среднем по миру в 1995 г. на УНРС разливалось более 3/4 всей производимой стали, в США " более 9/10, в Японии и Германии " более 95%, в некоторых странах с заново создаваемой черной металлургией (например, в Саудовской Аравии, Малайзии) " все 100%, тогда как в КНР " менее 1/2, Бразилии " менее 2/3, в государствах, возникших на территории Советского Союза (где УНРС и были изобретены!), " в среднем менее 1/3, в Индии " немногим более 1/5, а в Польше лишь около 13%. Южная Корея, располагающая вполне современной черной металлургией, опирается на многие из тех факторов, которые в прошлом благоприятствовали развитию этой отрасли в Японии, " дешевизна рабочей силы, приморское положение, растущий внутренний рынок, близость к быстро развивающимся странам Юго-Восточной Азии, а также опыт и поддержка (не бескорыстная, конечно) японских ТНК, с которыми тесно сотрудничает.

Металлургические корпорации

По данным на середину 90-х годов, из 80 крупнейших в мире фирм по выплавке стали японских " 7, южнокорейских " 3; самые крупные из них " японская "Ниппон стил" и южнокорейская "Поханг айрон энд стил компани" (поско) " далеко опережают своих основных конкурентов из старопромышленных стран, чья черная металлургия переживает длительный структурный кризис.

Отставание от новейших отраслей в темпах развития и прибыльности неблагоприятно сказалось на месте металлургических в своей основе концернов в общей иерархии промышленных корпораций мира, стимулировало их структурную диверсификацию, а иногда и полную переориентацию на другие виды деятельности. В 1992 г. среди 500 самых крупных по обороту промышленных корпораций мира крупнейшая фирма с основной специализацией на черной металлургии " "Ниппон стил" занимала лишь 48-е место, следующая за ней германская компания "Тиссен" " 50-е. По данным рейтинга "Файненшл Таймс", исходящего из критерия рыночной капитализации, в 1995 г. из 100 крупнейших компаний мира всех отраслей хозяйства металлургических в своей основе компаний было лишь две, причем японская "Ниппон стил" занимала уже 75-е место. В черной металлургии развивающихся стран обычно велика роль государственных фирм; в некоторых из них основную роль играют частные иностранные компании (например, в Бразилии), но нередки различные сочетания национального частного, государственного и иностранного капитала (например, в Индии).

Особенности размещения заводов

Большая материалоемкость и энергоемкость черной металлургии при больших масштабах производства обусловливают огромное значение для развития этой отрасли транспортно-географического положения предприятий. В прошлом большое значение придавалось близости источников сырья и энергии. На этой основе возникло много центров и районов черной металлургии, которые нередко до сих пор, иногда уже на иной сырьевой и энергетической базе, сохраняют эту специализацию (в этом проявляется большая инерционность в размещении черной металлургии, связанная со спецификой ее основного капитала и большой капиталоемкостью, теснотой традиционных связей). Это характерно, например, для ряда районов Великобритании, Франции, Бельгии, Испании, США. С развитием транспорта предприятия черной металлургии стали размещаться поблизости от разработок лишь одного из необходимых для нее ресурсов и в местах, благоприятных в транспортно-географическом отношении. Одной из важнейших тенденций стало тяготение к приморским районам, а также к низовьям крупных судоходных рек, что обеспечивает дешевизну подвоза сырья и вывоза продукции морским путем. Такое размещение облегчает и решение проблем водоснабжения, сброса стоков, а в ряде случаев (например, в Японии) и обеспечения земельной площадкой путем засыпки части акватории. Тяготение к побережью особенно усиливается в случаях ориентации на внешние рынки. В Японии по побережью размещено 4/5 мощностей черной металлургии, не меньше доля приморских центров в Южной Корее; четко выражено тяготение первичных металлургических переделов к приморским центрам в Западной Европе, к приозерным и приморским " в США. Особенно это характерно для размещения крупных заводов полного цикла с доменным и кислородно-конвертерным производствами и специализацией на выпуске рулонного листового стального проката. Крупнейший завод этого типа, находящийся в г. Фукуяме (на северном побережье Внутреннего Японского моря), имел в 80-е годы мощность по выплавке стали в 16 млн т в год. Все крупнейшие европейские доменные печи, производительностью не менее 3,5 млн т чугуна в год каждая, находятся либо в крупнейших приморских центрах черной металлургии " в Дюнкерке (Франция), Редкаре (Великобритания), Таранто (Италия), либо на судоходном Нижнем Рейне, где, в частности, располагается крупнейший центр черной металлургии Германии г. Дуйсбург.

Передельные заводы небольшой мощности, получившие название "мини-заводов" и "миди-заводов", работающие на ломе, размещаются обычно в районах и центрах машиностроения и металлообработки, ориентируясь на местный рынок. С 70-х годов все большее распространение получают небольшие заводы полного цикла с цехами металлизации железорудных окатышей методами прямого восстановления. Такие заводы получили наибольшее распространение в странах и районах, располагающих ресурсами дешевого природного или попутного нефтяного газа и удобно расположенных для подвоза рудного сырья. Крупнейшие заводы этого типа действовали в начале 90-х годов в Мексике (г. Монтеррей), Венесуэле, строились в Малайзии, Индонезии. Строительство заводов этого типа усиливает тенденцию к увеличению доли стали, выплавляемой в электропечах: в странах с рыночной экономикой эта доля приблизилась к 1/3 (остальные 2/3 выплавляются почти исключительно в кислородных конвертерах).

Спецстали

В связи с повышением требований к качеству металла опережающими темпами развивается производство специальных сталей и особенно нержавеющей стали: в 1950 г. во всех капиталистических и развивающихся странах с рыночной экономикой ее производилось немногим более 1 млн т, в 1990 г. " более 10,5 млн т, а в 1995 г. уже почти 15 млн т; к 2000 г. в целом по миру прогнозируется доведение годовой выплавки нержавеющей стали до 19"20 млн т. Почти все производство нержавеющей стали сосредоточено в промышленно развитых странах, в том числе из капиталистических стран более 2/5 " в Западной Европе, более 1/6 " в США, около 1/3 " в Японии. Крупнейшие поставщики нержавеющей стали на экспорт " Япония и Германия.

Прокат

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии становится в последние годы установление все более тесных производственно-организационных связей металлургических предприятий с их клиентами, далеко идущая координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукции соответствующих типоразмеров на основе индивидуального заказа.

На структуру продукции прокатного и трубного производства большое влияние оказывает специфика хозяйства данной страны, ее промышленности и географии внешних связей. В целом по миру главными отраслями потребления стали являются промышленность (в которой особенно выделяются отрасли транспортного и общего машиностроения), строительство, транспорт и связь, предъявляющие свои специфические требования к конечной продукции черной металлургии. Так, в продукции черной металлургии США традиционно велика доля тонколистового проката, что связано с большим развитием в стране автомобильной промышленности и производства разнообразной бытовой аппаратуры (холодильников, морозильников, кондиционеров и т. п.), в Японии " средне- и толстолистового проката, потребляемого в больших количествах в судостроении. В конечной продукции черной металлургии Германии и Японии до 90-х годов была относительно велика доля труб и трубных заготовок, производимых по экспортным заказам.

Общемировое производство труб в 1990"1991 гг. составляло 66"70 млн т в год, из которых несколько более 2/3 приходилось на сварные трубы (15% " большого диаметра) и около 1/3 " на цельнотянутые. Крупнейшим их производителем до недавнего времени был Советский Союз (более 1/4 мирового производства), за которым следовали Япония (1/6), КНР, Германия и США. Резкое сокращение заказов на трубы государствами " преемниками СССР и странами Восточной Европы и рост экспорта труб из них нанесли серьезный урон традиционным производителям труб в странах Западной Европы. Это привело к закрытию большого числа трубных предприятий и агрегатов в Германии, Великобритании, Италии, стимулировало переориентацию фирм, производящих трубы (например, фирмы "Маннесман" в Германии), на иные виды деятельности.

Мировая торговля черными металлами

Мировой экспорт полуфабрикатов и готовой продукции черной металлургии намного превышает 200 млн т в год (в 1994 г. " около 224 млн т). Основная часть торговли этой продукцией (главным образом прокатом и трубами) осуществляется между промышленно развитыми капиталистическими странами, на которые приходится более 3/5 их суммарного экспорта и более половины (в 1994 г. " 54%) их импорта. Крупнейшие среди зарубежных стран экспортеры полуфабрикатов и готовой продукции черной металлургии " Япония (20"35 млн т в год), Германия (до 20 млн т и более), Бельгия с Люксембургом (около 15 млн т), Франция, Италия; в число крупнейших экспортеров стали вышла также Бразилия (в 1994 г. более 11 млн т). Более 2/5 всего мирового экспорта готовой продукции и полуфабрикатов черной металлургии дает Европейский Союз, поглощающий в то же время около половины их мирового импорта. Экспорт стали из стран ЕС (составляющий до 90 млн т и более) наполовину направляется в другие страны самого ЕС и наполовину в третьи страны, больше всего в США " крупнейший в мире импортер стали (в 1994 г. " 27,5 млн т). Многие важные экспортеры стали являются одновременно ее импортерами, что свидетельствует о наличии глубокого внутриотраслевого международного разделения труда. В Европейском Союзе торговля сталью в большой мере сбалансирована (вывоз сопоставим с ввозом). Лишь Бельгия с Люксембургом вывозят в другие страны Союза примерно в 3 раза больше стали, чем ввозят из них. В Германии, для которой черная металлургия издавна является одной из отраслей специализации в международном разделении труда и на которую приходится примерно 8"9% мирового экспорта стали и четверть ее экспорта из стран ЕС, экспорт лишь ненамного больше импорта (в 1994 г., соответственно, около 20 млн и более 17 млн т), а специализация проявляется, в частности, в том, что страна имеет актив (в весовом выражении) по торговле листовым прокатом и пассив " сортовым.

Фактически же специализация гораздо глубже: речь идет о многочисленных разных спецификациях как листового проката, так и сортового. У Японии экспорт больше импорта почти в 4 раза, у Бельгии с Люксембургом " более чем в 2,5 раза, у группы постсоциалистических стран Европы, в том числе и всей группы государств, возникших на территории Советского Союза (экспортирующих до 30 млн т готовых стальных изделий и полуфабрикатов в год), " почти в 6 раз, а у Бразилии, превратившейся в одного из крупнейших экспортеров стали, " в десятки раз (в 1994 г. из нее экспортировано более 11 млн т этой продукции при импорте лишь 0,2 млн т). У США и КНР, наоборот, импорт многократно больше экспорта: в 1994 г. у США " почти в 8 раз, а у КНР " в 10,5 раза (экспорт " 2,4 млн т, а импорт " 25,5 млн т). В отличие от КНР у Южной Кореи значительный экспорт (в 1994 г. " более 9,5 млн т) в основном сбалансирован с импортом стали (около 8,5 млн т), что, по-видимому, свидетельствует об успешно развивающемся внутриотраслевом разделении труда в черной металлургии с Японией.

  • 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

    Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

    На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.

    Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

    Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 / 3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

    Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

    Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

    В 50-60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.

    К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.

    В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

    Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.

    С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

    Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50-70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).

    Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

    В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.

  • Черная металлургия включает добычу и подготовку (обогащение и пр.) сырья, производства чугуна, стали, проката и ферросплавов.

    В зависимости от полноты завершенности основного цикла (выплавка чугуна, стали и проката) в составе черной металлургии выделяют металлургические комбинаты (включающие в себя все три передела), предприятия передельной (без выплавки чугуна) и малой (цеховой) металлургии. Особо выделяют предприятия с электротермическим производством стали и ферросплавов.

    Исходным сырьем для черной металлургии служат железная, марганцевая и хромовая руды.

    В целом в мире ежегодно добывается примерно 1 млрд. т железной руды, из них более половины мировой добычи приходится на три страны -- Китай (23%), Бразилию (17%) и Австралию (13%). Добыча железной руды в этих странах быстро растет. В большом количестве железную руду добывают также Россия, Украина, США, Индия, Канада, Венесуэла, Франция, Казахстан и др. Крупнейшие ее экспортеры - Бразилия и Австралия, обеспечивающие около 60% мирового экспорта. Многие страны мира, в том числе добывающие железную руду - США, Великобритания, Италия, Китай и др., ее импортируют. Крупнейшие импортеры -- Япония, ФРГ, Республика Корея. Комбинаты, несмотря на определенные структурные изменения, происшедшие в отрасли, остаются основным типом предприятий черной металлургии большинства развитых стран. Черная металлургия полного цикла отличается высокой материалоемкостью производства, т. е. высоким расходом используемых материалов по отношению к весу готовой продукции. Особенно велик расход железной руды, несколько меньше -- коксующегося угля. На выплавку 1 т чугуна расходуется не менее 1,5--2 т железной руды (чем богаче руда железом, тем меньше ее расход), от 1-1,2 т коксующегося угля, а всего 4--5 т сырья и топлива. В связи с этим идеальными местами для развития черной металлургии всегда считались страны и районы, богатые и железной, и марганцевой рудами и топливом. Например, Индия, Китай, Казахстан, Австралия, Донецко-Приднепровский район Украины отличаются сочетанием ресурсов железных и марганцевых руд, коксующегося угля. Но столь благоприятное для черной металлургии сочетание природных ресурсов встречается нечасто, поэтому многие металлургические районы и центры возникли или вблизи разработок железной руды (например, в Лотарингии во Франции, на месторождениях Великих озер в США, в Альпах Италии, в Швеции, Бразилии), или в местах добычи каменного угля (например, район Рура в ФРГ, Пенсильвании в США, Донбасса на Украине, Кузбасса в России и др.).

    Дополнительную и весьма крупную по размерам сырьевую базу черной металлургии составляют ресурсы металлического лома (амортизационный лом, отходы металлургического производства и пр.). С переработкой металлического лома связано превышение выплавки стали над чугуном, из лома выгоднее (дешевле) сразу выплавлять сталь, минуя доменное (чугунолитейное) производство.

    По мере накопления ресурсов вторичного сырья во все большем числе стран мира первичные стадии металлургии (доменное производство) были заменены использованием собственного или импортируемого металлолома. В США почти половина стали, производится не из чугуна, а из лома (в основном на новых заводах, расположенных на территории Запада и Юга). Примерно такое же положение в других развитых странах, новых индустриальных странах (особенно азиатских) и в России.

    Помимо старых, традиционных районов черной металлургии, возникших в отдельных странах мира либо на сочетании железной руды и каменного угля, либо отдельно на угле, железной руде или заменяющем их металлоломе, отрасль особенно в последние годы весьма активно развивалась в приморских районах. Такой вариант размещения черной металлургии обеспечивает возможность подвоза сырья и топлива и вывоза готовой продукции морским путем. При этом во многих случаях импорт железной руды (или лома) и каменного угля более выгоден, чем эксплуатация местных баз и месторождений. Например, в Японии практически все заводы расположены по побережью, что очень удобно для получения железной руды и каменного угля по морю (железную руду Японии поставляют Австралия, Индия, Бразилия, а уголь -- Австралия и Китай). Крупные металлургические комбинаты созданы в портовых городах Италии (Неаполь, Генуя, Таранто), Франции (Марсель, Дюнкерк), США (Балтимор, Филадельфия), Китая (Ухань), ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и других стран. Во всех этих случаях, как и в Японии, размещение металлургии определяется ориентацией на импортные железную руду и каменный уголь (для европейских стран железная руда поступает из Африки и Латинской Америки, уголь -- из США; для США железная руда идет из Бразилии, Венесуэлы и Канады).

    В мировом производстве стали (примерно 700-- 750 млн т) лидируют Китай, Япония, США, Россия, ФРГ, Республика Корея, Бразилия, Англия, Франция, Италия. Производство стали -- отрасль специализации хозяйства и ряда других стран -- Австралии, Канады, ЮАР, Швеции, Австрии, Испании, Украины, Польши, стран Бенилюкса.

    В мировой выплавке стали постоянно увеличивается удельный вес развивающихся стран (выплавляют около 40% стали), прежде всего новых индустриальных (Республика Корея, Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина и др.).

    Выплавка стали в странах-членах СНГ, в частности в России, в последние годы резко сократилась. Тем не менее, Россия является крупнейшим поставщиком черных металлов на мировой рынок (около 15% мирового экспорта). Больше всех импортируют черные металлы США.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортёры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

    Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами - чёрными и цветными металлами.

    Чёрная металлургия:

    Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.

    1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):

    а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.

    б) таким образом возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.

    Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.

    2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды.

    В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы и отчасти США начала всё более тяготеть к морским портам.

    3) ориентация на потребителя.

    Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.

    Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80 % её производства, а на развивающиеся - 20 %.

    Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн), Россия, США, Китай, Украина, Германия.

    Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.).

    Главные импортёры стали: Западная Европа, США.

    Цветная металлургия:

    Она производит 40 млн. тонн различных металлов.

    Это прежде всего алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:

    1-ое - получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;

    2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.

    Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма - Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия - США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.

    Производство меди:

    Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.

    Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.

    Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.

    Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.

    Производство свинца:

    По добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют - Перу и Мексика.

    Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.

    Металлургия и окружающая среда:

    Развитие металлургии сопровождается повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути, мышьяка и других металлов, что создаёт реальную угрозу для здоровья людей.

    По степени «вредности» металлургические предприятия - это одни из самых грязных производств.

    2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

    Возьмём, к примеру, ЮАР - Южно-Африканскую Республику.

    Государство Южной Африки.

    Площадь - 1221 тыс. кв. км.

    Столица - г. Претория.

    Экономико-географическая характеристика ЮАР:

    1) экономико-географическое положение:

    Страна находится на юге материка Африка.

    ЮАР - единственное на континенте экономически развитое государство.

    Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Лесото.

    Омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

    2) природные условия и ресурсы:

    · рельеф: Канские и Драконовы горы, на севере - равнины;

    · минеральные ресурсы: очень богаты и разнообразны - запасы каменного угля, медной руды, золота, алмазов, урановой, марганцевой, хромовых руд, платины.

    · климат: тропический и субтропический климатические пояса; температуры лета +8, зимы +24 градуса; осадков 1000-100 мм;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания - хлопчатника, кукурузы, табака, винограда, сахарного тростника.

    · воды: реки - Оранжевая, Лимпопо, Вааль;

    · водные ресурсы: размещены неравномерно, обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения невелика - 0.5-2.5 тыс. кубометров за год.

    · почвы: коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые;

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пастбища, лишь на юге и востоке страны - обрабатываемые земли.

    · леса: на юге - жёстколистные вечнозелёные;

    · лесные ресурсы: леса занимают очень малую площадь и сильно вырублены, т.е. страна плохо обеспечена.

    3) население:

    а) численность - 38 млн. человек;

    б) плотность населения - от 1 до 10 (на юге - до 100) человек/кв.км;

    в) тип воспроизводства - II; рождаемость - 30-35, смертность - 5-10, естественный прирост - 25 человек на 1000 жителей;

    г) большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей;

    д) женщин больше, чем мужчин;

    е) национальный состав - африканцы (72 %), выходцы из Европы (16 %), выходцы из Азии (индийцы); до недавнего времени проводилась политика расового апартеида;

    ё) религии - протестантизм, приверженцы местных верований;

    ж) уровень урбанизации - до 60 %;

    з) уровень квалификации трудовых ресурсов - высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).

    4) экономика:

    ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого).

    На долю ЮАР приходится только 4 % территории, около 6 % населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента.

    Хозяйственный облик страны определяют:

    · горнодобывающая промышленность (см. природные ресурсы), которые интенсивно вывозятся на мировой рынок;

    · чёрная металлургия, работающая на собственном сырье;

    · машиностроение;

    · химическая промышленность.

    Сельское хозяйство:

    Его основа - животноводство (овцеводство - шерстное и каракулевое, ангорские козы, крупный рогатый скот).

    Растениеводство: выращивают - цитрусовые, выноград, сахарный тростник, кукурузу и др.

    5) внутренние различия:

    · экономически развитый район Витватерсранд («Африканский Рур»), его центр - Йоханнесбург;

    · менее развитые районы - бандустаны, где проживает коренное население.

    6) внешние экономические связи:

    ЮАР входит в состав ОАЕ (Организации африканского единства).

    Страна активно сотрудничает не только с развивающимися странами Африки, но и имеет крепкие контакты с государствами Европы, Азии и Америки.

    На мировой рынок ЮАР поставляет: золото, алмазы, платину, сельскохозяйственную и пищевую продукцию, руды цветных металлов, продукцию чёрной металлургии.

    3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).

    На этот вопрос можно ответить по нижеприведённому плану.

    Сравним южные районы Канады и Индии.

    Источники информации: карты - «Сельское хозяйство мира», «Экономика» (Канада; Индия), «Агроклиматические ресурсы».

    Во-первых: определяем экономико-географическое положение сельскохозяйственного района:

    · юг Канады: граничит с США, наличие густой транспортной сети (сухопутной, речной, озёрной);

    · юг Индии: омывается Индийским океаном; транспортная сеть реже, чем в Канаде.

    Во-вторых: находим природные факторы:

    · для юга Канады:

    Умеренный климатический пояс;

    Сумма активных температур (выше +10 градусов) составляет 1000-2000 градусов;

    Осадки за год превышают испаряемость, коэффициент увлажнения выше единицы;

    · для юга Индии:

    Тропический пояс;

    Сумма активных температур более 8000 градусов;

    Осадки местами меньше испаряемости, и тогда слабозасушливые условия с коэффициентом увлажнения ниже единицы, на юго-западе и крайнем юге - района осадки превышают испаряемость, здесь коэффициент увлажнения выше единицы.

    В-третьих: определяем степень интенсивности ведения сельского хозяйства:

    · на юге Канады: технически хорошо оснащённое, с высокой урожайностью и продуктивностью, с применением новых агротехнических способов ведения сельского хозяйства; широкое применение наёмного труда;

    · на юге Индии: менее технически оснащённое, с низкой урожайностью, применяются устаревшие способы агротехники и т.д.

    В-четвёртых: выявляем сельскохозяйственную специализацию районов:

    · для юга Канады характерно:

    Преобладание растениеводства, выращивают: пшеницу, рожь, овёс, ячмень, картофель, овощи, фрукты;

    Из отраслей животноводства - свиноводство, крупный рогатый скот молочного направления;

    · для юга Индии:

    Резко преобладает растениеводство, выращивают: просяные культуры, кофе, хлопчатник, рис, арахис, кунжут, рапс, кокосовые пальмы.

    Билет № 24

    Люди обеспечены материалами, служащими для сооружения различных конструкций во многих технологических сферах. До 70-х годов прошлого столетия металлургическая промышленность развивалась с ускоренными темпами, но затем наступило некоторое снижение активности, связанное с уменьшением производственных металлоемкостей. На сегодняшний день металлургия взяла курс развития в следующих направлениях:

    • нацеленность на потребительские запросы;
    • повышенный интерес в развитии транспортных путей вместо экспорта сырья.
    • предпочтение развитию предприятий с малыми и средними мощностями;
    • уклон на развитие отрасли в развивающихся государствах.

    Металлургическая отрасль подразделяется на производство черных и цветных металлов.

    Развитие чёрной металлургии в мире

    Черная металлургия подразумевает следующие этапы:

    • разработка рудных месторождений;
    • сырьевая подготовка;
    • выплавка таких материалов, как чугун, сталь, прокат и ферросплавы.

    Черная металлургия использует в качестве руду с содержанием таких металлов как железо, хром и марганец. Помимо этого, многие предприятия работают со вторсырьем, таким как амортизационный лом и отходы металлургии.

    Использование лома позволяет значительно удешевить производство, поскольку пропускается этап литья чугуна, и сразу идет процесс получения стали. В качестве топлива для чугунного производства используется коксующийся уголь.

    Черная металлургия полного цикла в каждой стадии выпускает свой продукт. В зависимости от этого существует несколько видов предприятий, таких как:

    • заводы малых мощностей;
    • предприятия передельной металлургии;
    • полноцикличные комбинаты;
    • предприятия по получению ферросплавов;
    • электросталеплавильные заводы.

    В соответствии с расположением каменноугольных или железорудных бассейнов черная металлургия зачастую была непостоянна в своей локализации. В нынешний период научно-технического прорыва ориентиры сместились в сторону топливно-сырьевых грузопотоков.

    Благодаря этому размеры строящихся предприятий уменьшаются, а их географическое расположение не зависит от месторождений. Например, металлургические комбинаты западноевропейских стран и Японии теперь располагаются в районах с выходом в морской порт.

    Главные страны в добыче железной руды

    Месторождения разрабатывают разные страны, тем не менее, далеко не все. До 40-х годов прошлого столетия основные разработки железорудных месторождений проводились Германией, Францией, США, Великобританией и Швецией. В послевоенные годы эти страны уступили свое первенство ЮАР, Австралии, Канаде и СССР. Сегодня ситуация несколько поменялась, и в этой области лидируют следующие страны:

    • Китай;
    • Бразилия;
    • Индия;
    • Австралия.

    Больше 40 государств в мире занимаются разработкой месторождений руды, а общее количество добытого полезного ископаемого составляет почти 1 млрд т. Примерно 70% от общей добытой руды приходится на такие государства, как Китай (23%), Бразилия (17%), Австралия (13%), Россия (9%), Индия (8%).

    Несмотря на внушительные объемы, далеко не все из этих стран экспортируют данный вид сырья. Австралия и Бразилия - важнейшие экспортеры, которые обеспечивают больше половины мирового экспорта.

    Некоторые государства, экспортирующие железорудные ресурсы, занимаются и ее импортом. К таким странам относятся Китай, США, Италия и Великобритания, поскольку на их территории находятся полноцикличные предприятия, отличающиеся повышенной производственной материалоемкостью.

    В этом случае расход используемого сырья и топлива превосходит количество полученного чугуна в 4–5 раз по массе. Особенно значительны затраты на по сравнению с коксующимся углем.

    По этой причине самым экономически выгодным местом расположения полноцикличных комбинатов являются территории, богатые сырьем и топливом одновременно. Представителями таких государств являются Украина, Индия, Китай, Австралия. В остальных случаях центры черной металлургии возникли рядом с железорудными или каменноугольными месторождениями.

    Локализация металлургических центров в приморских зонах дает альтернативу в качестве морских поставок угля и железной руды. Порой эксплуатация импортного сырья и топлива является более прибыльной, чем разработка собственных месторождений.

    В частности, Индия и Латинская Америка перевозят по морю железорудное сырье на прибрежные заводы Японии, а Австралия и КНР - энергетическое сырье. В государства ЕС уголь поставляется таким же образом из США, а руда поставляется Бразилией и ЮАР.

    Производство чугуна

    Основной промежуточный продукт в процессе производства черных металлов - чугун, посредством которого получают 50% общей стали в мире. В последнее время объемы чугунной промышленности медленно снижаются, поскольку это экономически невыгодно и загрязняет атмосферу. С начала 90-х годов прошлого столетия лидирующую позицию в чугунном производстве занимает Китай, до этого первенство было у СССР.

    Лидирующие в производстве стали

    Сталеплавильное производство считается важным процессом в черной металлургии.

    Обычно чугун поставляется в роли первичного сырья для получения стали, но все чаще доменное производство заменяется на использование вторсырья в виде металлического лома. Благодаря научно-технической революции современные технологии практически вытеснили прежние способы получения стали.

    Электротермический и способы затрачивают меньше ресурсов, сокращают энергозатраты и длительность выплавки. Новая методика получения стали путем переработки металлизированных окатышей позволила отказаться от классического чугунного производства и сооружать сталеплавильные заводы вне зависимости от расположения железорудных месторождений.

    Главными странами-производителями черной металлургии являются:

    • Япония;
    • Российская Федерация;
    • Германия;
    • Южная Корея;
    • Бразилия;
    • Индия;
    • Италия.

    Прокатное производство

    Самым востребованным товаром в производстве черных металлов является прокат, представляющий конечный продукт полного цикла. Сталь стоит в несколько раз меньше проката, из которого производится около 30 тыс. видов изделий в смежных промышленных областях.

    Перечень государств, выпускающих качественный прокат:

    • Япония;
    • страны ЕС.

    Лидирующие в производстве цветных металлов страны

    Цветная металлургия подразделяется на две крупные отрасли: тяжелую (производство Pb, Cu, Zn, Sn, Ni) и легкую (производство Al, Mg, Co, Ti, Li, Be и других металлов). По своим производственным масштабам металлургия черных металлов превосходит цветные приблизительно в 20 раз.

    Обычно комбинаты цветной металлургии сооружаются в зависимости от локализации месторождений, поскольку количество ценного металла в руде незначительное.

    Другие факторы, влияющие на локализацию заводов цветной металлургии:

    • энергетический;
    • потребительский;
    • транспортный.

    Начальные производственные стадии , подразумевающие добычу и обогащение руды, локализованы в странах третьего мира. Государства, не обладающие большими медными запасами, ориентированы на окончательные продукты производственного цикла.

    Лидирующие позиции в получении меди занимают следующие страны:

    • Чили;
    • Индонезия;
    • Канада;
    • Россия.

    Перевозка алюминиевой руды более рентабельна, чем сырья для тяжелых металлов, поскольку содержание алюминия в бокситах составляет около 50%. Суммарное расстояние транспортировки бокситов по морю составляет больше 7 тыс. км, поскольку основные их месторождения расположены в регионах с тропическим и субтропическим климатом.

    Государства, добывающие самые большие объемы алюминиевой руды:

    • Австралия;
    • Гвинея;
    • Ямайка;
    • Бразилия.

    В алюминиевом производстве первенство занимают США, Германия, Япония, Норвегия, Россия, Канада.