«Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов - цель.» А.Декурсель (ЕГЭ обществознание). Виды обмена

Урок обществознания 7 класс

Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели урока :

    Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.

    Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.

    Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.

Оборудование : карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.

Понятия , которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.

Ход урока:

    Орг.момент. 2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!

    Активизация знаний учащихся. 3 мин.

Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».

Откроем учебник параграф 13, тетрадь.

Запишем тему урока : «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели : В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.

Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.

(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)

Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?

    Виды обмена. 5 мин.

Обмен – это слово знакомо всем.

С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.(запись в тетрадь)

Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.

(шаг1 – 8 …..Итак, деньги – это символы благ)

Виды обмена

    Натуральный

    Натурально-денежный

    Денежный

    Деньги, их сущность и функции 5 мин.

Вопрос: зачем люди придумали деньги? (для облегчения и ускорения обмена)

Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.

Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)

Вопрос : Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг

Откроем на стр. 107 учебника

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)

Какие виды денег существуют в наше время?

Физкультминутка 2 мин.

Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.

Конкурс « Разминка» 3 мин.

    Пословицы и поговорки

    Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ : Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

    Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ : Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.

    Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

    Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ : Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Проверь себя - практический модуль (до свойств) 5 мин.

Обсудим вместе. Учебник стр. 105

Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.

    Что же такое деньги? Добро или зло?

    Что нельзя купить на деньги? 3 минут

Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Закрепление 3 мин.

- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не

нужно все добывать и делать самому.

Как деньги стали деньгами.

Что такое деньги?

Какую роль они играют в жизни общества?

Основные функции денег.

Оценки (комментировать) дом.задание п. 13. Доклад

Андриан Декурсель – французский драматург, живший в 18 веке считал, что деньги для некоторых являются конечно целью, а для некоторых лишь средством для достижения своих целей. И тех, кто воспринимает деньги как средство, можно считать умными людьми. Я согласен с мнением Декурселя, его высказывание особенно актуально в наше время, так как обозначенная государством ценность современных банкнот намного выше их себестоимости и, следовательно, в чистом виде они не представляют обозначенной ценности. И вся проблема в том, что многие люди не понимают или не знают этой простой истины. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Исторически выделяют 4 основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные. Товарные деньги представлены определенным товаром, номинал которых соответствует реальной стоимости.

Обеспеченные деньги – деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены на определенное количество товара. Фиатные деньги представлены на сегодняшний день банкнотами, монетами или безналичными деньгами, находящимися в банке. То есть это деньги, номинал которых несоразмерен с их стоимостью. Кредитные деньги – это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц долг. Такие деньги могут быть выражены, например, чеком. Деньги проявляют себя через функции. Выделяют такие функции как: мера стоимости, средство платежа, средство накопления, средство обращения, мировые деньги.

Примером человека, использующего деньги, как средство, может являться американский предприниматель, первый долларовый миллиардер – Джон Девидсон Рокфеллер, который, заработав по найму несколько сотен долларов пустил их в оборот, тем самым заставляя работать деньги на него. Но несмотря на его финансовые успехи, его состояние не было представлено в виде денег. Его богатство было выражено в его постоянно работающих фирмах, заводах, компаниях. Но существуют и такие люди, которые всё же предпочитают большую часть своей жизни накапливать деньги, не вкладывая их ни в какие проекты, идеи, или просто в покупку желаемых вещей, а лишь только пытаясь сохранить их для того, чтобы потом оставшуюся часть жизни их просто тратить и жить в своё удовольствие. Бывают и такие, кто в итоге даже не решается их тратить, накопив желаемую сумму, желая оставить их для своих детей или внуков. Но ни те, ни другие не думают о том, что любые деньги со временем обесцениваются, и в лучшем случае, часть из них они потеряют из-за инфляции. Не нужно воспринимать деньги, как конечную цель. Также не стоит тратить существенную часть своей жизни на накапливание потенциального богатства, ведь никакая сумма денег не может быть сопостовлена с прожитыми годами.

Обновлено: 2018-02-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Задания ЕГЭ по теме «Банки»

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «методы денежной реформы»

1) дефляция; 2) деноминация; 3) диверсификация; 4) дифференциация; 5) девальвация; 6) ревальвация. Найдите два термина, выпадающих из ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

9 . Банк С. Кредитует освоение нововведений, внедрение н-т. достижений. Выберите из предложенного списка характеристики этого банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сберегательный банк 2) Центральный банк 3) инновационный банк

4) специализированный банк 5) кредитно-финансовая организация

6) страховая компания

8. Установите соответствие между ценными бумагами и видами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ценные бумаги Виды ценных бумаг

А) приватизационный ваучер 1) свидетельство о займе

Б) вексель 2) свидетельство о собственности

В) облигация

Г) акция

Д) сберегательный сертификат

9. Банк Л представляет финансирование и долгосрочное кредитование, вкладывая капитал в промышленность , строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги. Выберите из приведенного списка характеристики этого банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ипотечный банк 2)кредитно-финансовая организация 3)инвестиционный банк 4) сберегательный банк 5) специализированный банк 6) страховая компания

1. Запишите слово, пропущенное в фрагменте таблицы .

Специализированные банки

8. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы, к которым они относятся : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции Уровни банковской системы

А) кредитование предприятий 1) Центральный банк

Б) денежная эмиссия 2) коммерческие банки

В) рассчетно-кассовое обслуживание клиентов

Г) мобилизация свободных денежных средств населения

Д) хранение золотовалютных резервов страны

2 . В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий . Запишите это слово (словосочетание).

Сберегательный банк; ипотечный банк; специализированный банк; инвестиционный банк, инновационный банк.

7 . Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2)Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части его прибыли, называют акцией.

3) Ценные бумаги бывают именными и на предъявителя.

4) Облигация предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получении дивидендов.

5) Вексель дает владельцу право требовать его погашения в установленные сроки.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие банковская система? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях банковской системы, и одно предложение, раскрывающее структуру банковской системы стран с развитой экономикой.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые нужно вставить на место пропусков.

«Фондовая _________ (А) представляет собой место, где происходит купля – продажа ценных бумаг. Ее деятельность в развитых странах находится под жестким контролем со стороны _________(Б). Из средней __________(В) заключенных на ней сделок складывается _____________(Г) ценных бумаг (акций и __________ (Д), выпущенных отдельными __________(Е)».

Список терминов:

  1. Курс 2) контракт 3) цена 4) государство 5)компания 6) инфраструктура

7) биржа 8)информация 9) облигация

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

«Монетарная политика - это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и ____________ (А), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь экономике в достижении такого уровня ______________(Б), который обеспечит полную ____________(В) и отсутствие (Г). Операции на открытом рынке проводит ЦБ, который продает государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий _________(Д), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного __________(Е)».

Список терминов: 1) процент 2) дефицит 3) занятость 4) депозит 5) производство 6)кредит 7) ипотека 8) инфляция 9) модернизация

7. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном финансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учетную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлении займов.

Ответы:

3)-3,4

9)-3,4,5

25)Б.С. совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. 1) Б.С. регулирует инфляцию, платежный баланс, обеспечивает экономический рост. 2) В странах с развитой экономикой сложилась двухуровневая система: ЦБ и коммерческие банки и кредитно-финансовые организации.

8)21121

9) 235

1)ипотечный

8) 21221

2) специализированный банк

7) 235

20) 743195

20) 653812


Для начала определим термин ДЕНЬГИ?

Напомню, что каждую разбор каждой темы кодификатора ЕГЭ следует начинать с ключевого определения. В данном случае понятно, что тема связана с (денежными средствами) и (учреждениями, работающими с деньгами). Следовательно, ключевой термин занятия – ДЕНЬГИ.

ДЕНЬГИ – это финансовый актив, служащий для совершения сделок.

Возможны и иные определения, связанные с признаками ДЕНЕГ. Так, одним из свойств всех финансовых активов является их ЛИКВИДНОСТЬ.

ЛИКВИДНОСТЬ – возможность превращения активов в ценность (деньги).

Таким образом, ДЕНЬГИ – это абсолютной ликвидности (деньги сами по себе деньги).

Потренируемся! Например, что обладает большей , акции или земельный участок? Очевидно, что акции легче превратить в деньги, продав на фондовой , чем продать землю. Итак, – актив большей ликвидности!

Известно две основных системы обмена – денежный и безденежный

Рассматриваем блок экономика. Функции денег.

При обмене деньги являются:

  • Средством обмена (посредником при покупке любого товара или Это основная функция денег.
  • Средством платежа (средством оплаты отложенных платежей). Например, для оплаты через банк посещения детского сада.
  • Мера стоимости (измеритель всех товаров и услуг). Все ценники в магазинах выражены в денежных единицах.
  • Средство накопления. Например, положенные в БАНК деньги позволяют получить
  • Мировые деньги. Это разных стран, применяющиеся в международном и

МОНЕТЫ и БУМАЖНЫЕ деньги (купюры, банкноты, ассигнации, кредитные билеты). Так, ассигнации в России появились в правление императрицы Екатерины II. В современной информационной экономике остальные виды денег вытесняют ЭЛЕКТРОННЫЕ – безналичные банковские переводы с помощью пластиковых карт.

Возможна и иная классификация денег. Выделяют ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ (они сами по себе товар). Например, из ЗОЛОТА можно сделать ювелирное украшение. ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ – за которые можно получить обеспечение в виде драгметалла, например, русский рубль по финансовой реформе С.Ю. Витте был обеспечен золотом и обменивался на него в любом банке мира. КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ – чек, вексель, обеспеченные платежным документальным подтверждением. Наиболее распространены по данному подходу ФИАТНЫЕ деньги – сами по себе не являющиеся ценностью (например, бумажные), но принимающиеся государствами в качестве налоговых платежей и официальной ВАЛЮТЫ .

Например, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, официальной денежной единицей является российский рубль, введение иных денег не допускается.

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

1.“ Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества…”
2. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Постановка целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)

Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером . Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.

Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.

2. Выступление учащихся на тему “История денег”.

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.

И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).

Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.

Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:

Переход от натурального хозяйства к товарному;

Разделение труда и возникновение специализации;

Трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;

Выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.

IV. Работа над новым материалом

.

А) Что такое деньги.

Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.

(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?

(Выступление ученика)

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

Б) Функции денег.

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена (обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения (мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. ?
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. ?
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. ?
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. ?
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. ?
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. ?

2. Упражнение “Деньги потерялись”.

Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).

VI. Итог урока.

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.