Человека от животного отличает вариант 1. Человека от животного отличает

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1 . Человека от животного отличает

А2 . К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

А3 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

А4 . К категориям нравственности относятся понятия

А5 . Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

А6 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

А7 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

А8 . Государственный бюджет - это планируемые государством на год

А9 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

А11 . Что является характерным признаком нации?

А12 . В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

А14 . Что является отличительным признаком демократического режима?

А15 . В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

А17 . Право в отличие от морали

А18 . Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

А19 . Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

А20 . Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

Часть 2 .

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

В2 . Найдите в приведенном ниже списке отрасли науки и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ________________

В3 . Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С.1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С 1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.
С1
С2
С3
С4 . Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите* как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
С5 . По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.

Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
С6 . В.тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли. вы с, таким ^подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ключи Вариант 1

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

3

А11

1

А2

1

А12

3

АЗ

3

А13

2

А4

1

А14

3

А5

3

А15

2

А6

3

А16

2

А7

1

А17

3

А8

2

А18

2

А9

4

А19

3

А10

2

А20

1

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: два балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок. Правильно выполненное задание В4 оценивается одним баллом.


№ задания

Ответ

В1

2413

В2

125

ВЗ

231

В4

3

Часть 3

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ответ:




Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) значение всеобщих выборов

2) принципы предвыборной кампании

3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах - право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1



0

Максимальный балл

2

С2 . В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.


Указаны три позиции

2

Указаны две позиции

1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3 . Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть названы следующие принципы:

1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании


Названы три принципа

2

Названы два принципа

1

Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4 . Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний;

2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.


Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

3

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

2

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5 . По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

Всеобщие выборы;

Референдум;

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.


Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

2

Названы две формы избирательной активности -

1

Ответ неверный или отсутствует.

0

Максимальный балл

2

С6 . В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

В этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

Отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

В условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет;

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)


Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Вариант 1. Часть 1. А1. Человека от животного отличает 1) наличие инстинктов 3) наличие сознания 2) приспособление к природным условиям 4) поведенческая активность А2. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.? 1) традиционному 3) информационному 2) индустриальному 4) постиндустриальному А3. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми. Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. К категориям нравственности относятся понятия 1) честь и достоинство 3) природа и культура 2) комфорт и удобства 4) здоровье и успех А5. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий? 1) полное (среднее) образование 3) высшее профессиональное образование 2) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование А6. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему. Б. В произведениях искусства используются художественные образы. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. К основным факторам (ресурсам) производства относится 1) капитал 2) цена 3) торговля 4) спрос А8. Государственный бюджет — это планируемые государством на год 1) объемы промышленного производства 3) народнохозяйственные пропорции 2) расходы и доходы 4) показатели роста экономики А9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики 1) традиционной 2) командной 3) кризисной 4) рыночной А10. Верны ли следующие суждения об инфляции? А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных. Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. Что является характерным признаком нации? 1) общность исторической памяти 3) конкурентоспособность 2) наличие политической системы 4) наличие аппарата управления А12. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества 1) социально-классовую 3) социально-территориальную 2) профессиональную 4) социально-этническую А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи. Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. Что является отличительным признаком демократического режима? 1) федеративное устройство 3) гарантии прав и свобод граждан 2) право на взимание налогов 4) наличие публичной власти А15. В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву 1) равному 2) всеобщему 3) прямому 4) пропорциональному А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политические партии появились вместе с возникновением общества. Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. Право в отличие от морали 1) является видом социальных норм 3) поддерживается силой государства 2) регулирует поведение людей 4) обращено ко всему обществу А18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет 1) Государственная Дума 3) Совет Федерации 2) Правительство РФ 4) Общественная палата А19. Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством? 1) административное право 3) гражданское право 2) трудовое право 4) налоговое право А20. Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе? А. Права человека присущи всем людям от рождения. Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2. В1. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) развитие промышленности 3) признание прав и свобод граждан 2) наличие норм общественной жизни 4) создание культурных ценностей Черты сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке отрасли науки и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. 1) математика 2) психология 3) образование 4) искусство 5) физика Ответ: ________________ В3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ ДОХОДОВ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА А) зарплата 1) земля Б) прибыль 2) труд В) рента 3) капитал Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная структура общества. 1) класс, 2) сословие, 3) партия, 4) каста, 5) страта. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ: ________ ВАРИАНТ 2 Часть 1 А1. Отличительной тенденцией развития современного общества является 1) механизация 3) модернизация 2) индустриализация 4) глобализация А2. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как 1) личность 3) интеллигентного человека 2) администратора 4) профессионала А3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти. Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Что относится к видам искусства? 1) живопись 2) литературоведение 3) история 4) искусствознание А5. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области 1) науке 2) искусству 3) образованию 4) морали А6. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации? А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование. Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. В рыночной экономике, в отличие от командной 1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства 2) устанавливается твердый курс официальной валюты 3) ведущие позиции занимает государственная собственность 4) складываются хозяйственные пропорции А8. К косвенным налогам относится 1) налог на прибыль 3) подоходный налог 2) акциз 4) налог на имущество А9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы — 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о 1) сохранении плановых начал в экономике 3) дефиците государственного бюджета 2) увеличении налоговых поступлений 4) падении курса рубля А10. Верны ли следующие суждения о частной собственности? А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией. Б. Частная собственность является основой командной экономики. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. И класс, и нация 1) обладают суверенитетом 2) являются элементом социальной структуры 3) характеризуются определенным местом в системе производства 4) осуществляют публичную власть А12. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют: 1) социально-классовую структуру 3) сословный строй 2) государственное устройство 4) социально-территориальную структуру А13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса. Б. Человек в семье выполняет различные роли. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. Отличительным признаком политической партии является 1) объединение людей с общими интересами 2) создание разветвленной организации 3) право законодательной инициативы 4) стремление участвовать в осуществлении политической власти А15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были 1) неравными 3) непрямыми 2) ограниченными 4) многостепенными А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. Что относится к социальным правам человека? 1) право на труд 3) избирательные права 2) право на жизнь 4) право собственности А18. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является 1) Правительство РФ 3) Общественная палата 2) Федеральное Собрание РФ 4) Конституционный Суд А19. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля? 1) конституционного права 3) гражданского права 2) административного права 4) финансового права А20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах? А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан. Б. Правовые нормы исходят от государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) является областью духовной культуры 2) использует художественные образы 3) требует точности и обоснованности утверждений 4) создает духовные ценности Черт сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке доходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. 1) таможенная пошлина 4) прибыль государственных предприятий 2) государственные закупки товаров 5) зарплата чиновников госаппарата 3) акцизы Ответ: ___________________ В3. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ СИСТЕМ А) права и обязанности членов социальной группы закреплены 1) классовая юридически Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии 2) сословная В) принадлежность к группе не передается по наследству Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления». 1) конфедерация, 2) конституционная монархия, 3) республика, 4) абсолютная монархия, 5) ограниченная монархия. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ:_____________ ВАРИАНТ 4 Часть 1 А1. Глобальная экологическая проблема выражается в 1) организации заповедников и заказников 2) распространении наркоманий и алкоголизма 3) истощении природных ресурсов 4) угрозе новой мировой войны А2. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные- изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.? 1) традиционному 3) аграрному 2) индустриальному 4) информационному А3. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? А. Целью познавательной деятельности является получение истинного знания. Б. В процессе познания человек может использовать различные приспособления и инструменты. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Что отличает религию от других областей духовной культуры? 1) использование художественных образов 2) обращение к сверхъестественным силам 3) опора на представления о добре и зле 4) стремление объяснить, окружающую действительность А5. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван? 1) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 2) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование А6. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека. В. Искусство обращается к эмоциям человека. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. К расходной части государственного бюджета относится 1) обслуживание государственного долга 3) акцизный сбор 2) государственная пошлина 4) подоходный налог А8. Что относится преимущественно к экономической сфере общества? 1) потребление духовных ценностей 3) создание правовых норм 2) распределение материальных благ 4) обмен культурными достижениями А9. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики 1) рыночной 2) традиционной 3) командной 4) конкурентной А10. Верны ли следующие суждения о частной собственности? А. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики. Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. В современных западных странах наиболее распространена семья 1) многопоколенная 3) патриархальная 2) малая (нуклеарная) 4) неполная А12. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры 1) социально-территориальной 3) профессиональной 2) социально-классовой 4) возрастной А13. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве? А. Различие в доходах является одним из проявлений социального неравенства. Б. Социальное неравенство появилось при переходе общества в индустриальную фазу развития. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. Отличительным признаком федеративного государства является 1) избрание высших органов государственной власти 2) верховенство исполнительной власти 3) наличие органов местного управления 4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти А15. В Италии право избирать депутатов в Палату представителей имеют все совершеннолетние граждане. Это пример избирательного права: 1) пассивного 2) формального 3) всеобщего 4) равного А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя? 1) административное 3) гражданское 2) конституционное 4) уголовное А18. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации? 1) определение основных направлений внутренней политики 2) разработка и принятие законов 3) управление федеральной собственностью 4) разработка и исполнение бюджета РФ А19. Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, что бы заверить договор купли-продажи? 1) в юридическую консультацию 3) к нотариусу 2) к мировому судье 4) к адвокату А20. Верны ли следующие суждения о преступлении? А. Преступление — это тяжкое правонарушение. Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) возникает в догосударственный период 3) является элементом социальной структуры 2) относится к этническим общностям 4) основывается на кровном родстве Черты сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке принципы, присущие демократическим выборам, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны 1) многостепенность 2) всеобщность 3) открытое голосование 4) равенство 5) соревновательность Ответ: _____________ В3. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА А) права собственности 1) гражданское право Б) личные неимущественные отношения 2) административное право В) деятельность исполнительной власти Г) поведение в общественных местах Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество». ,1) социальная группа, 2) способ взаимодействия людей, 3) природа, 4) общие интересы, 5) связи между людьми. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ: ВАРИАНТ 3 Часть 1 А1. Что свойственно и человеку, и животному? 1) инстинкты и рефлексы 3) целенаправленная деятельность 2) сознательная активность 4) словесная речь А2. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества 1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной А3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира. Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей? 1) музей 2) театр 3) архив 4) фонд культуры А5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере 1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания А6. Верны ли следующие суждения о морали? А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека. Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. Доход в государственный бюджет приносит (ят) 1) обслуживание государственного долга 3) льготы общественным фондам 2) дотации предприятиям 4) таможенные пошлины А8. Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется 1) приватизацией 2) национализацией 3) модернизацией 4) социализацией А9. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики 1) традиционной 2) рыночной 3) командной 4) смешанной А10. Верны ли следующие суждения о государственной собственности? А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка. Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. Что относится к основным функциям семьи? 1) освоение новых технологий 3) повышение культурного уровня 2) поддержание политической стабильности 4) воспитание детей и подростков А12. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества 1) социально-классовый 3) социально-территориальный 2) профессиональный 4) этнический А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности? А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей. Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. В нашей стране подписывает и обнародует законы 1) глава правительства 3) Председатель Совета Федерации 2) Президент 4) Генеральный прокурор А15. Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется 1) верховенство парламента 3) унитарное государственное устройство 2) республиканская форма правления 4) разделение властей А16. Верны ли следующие суждения о политике? А. Любые властные отношения носят политический характер. Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. К специфическим правам ребенка относится (ятся) 1) право на жизнь 3) право собственности 2) право жить в семье 4) избирательные права А18. Президент Российской Федерации является главой 1) главой государства 3) главой законодательной власти 2) главой политической системы 4) главой судебной власти А19. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили? 1) гражданский проступок 3) административный проступок 2) дисциплинарный проступок 4) уголовное преступление А20. Верны ли следующие суждения о конституции? А. Конституция обладает высшей юридической силой. Б. Конституция является сводом всех законов государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) осуществляет сбор налогов 2) устанавливает цены на основные виды сырья 3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет 4) создает правовую базу для развития конкуренции Черты сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. 1) купечество 2) горожане 3) землевладельцы 4) рабочие 5) жители села Ответ: _________________________ В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ РЕЖИМОВ А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный В) официальная обязательная идеология Г) политический плюрализм Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство». 1) сословные 2) разделение 3) уважение прав 4) равенство перед привилегии властей человека законом 5) гражданское общество Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ: ___________

Обществознание

5 - 9 классы

Вариант 1.
Часть 1.
А1. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
3) наличие сознания

2) приспособление к природным условиям
4) поведенческая активность

А2. К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному
3) информационному

2) индустриальному
4) постиндустриальному

А3. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А
3) верны оба суждения

2) верно только Б
4) оба суждения неверны

2) комфорт и удобства
4) здоровье и успех

А5. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование
3) высшее профессиональное образование

2) среднее профессиональное образование
4) дополнительное образование

А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.
Б. В произведениях искусства используются художественные образы.
1) верно только А
3) верны оба суждения

2) верно только Б
4) оба суждения неверны

А7. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) капитал
2) цена
3) торговля
4) спрос

А8. Государственный бюджет - это планируемые государством на год
1) объемы промышленного производства
3) народнохозяйственные пропорции

2) расходы и доходы
4) показатели роста экономики

А9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной
2) командной
3) кризисной
4) рыночной

А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) верно только А
3) верны оба суждения

2) верно только Б
4) оба суждения неверны

А11. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти
3) конкурентоспособность

2) наличие политической системы
4) наличие аппарата управления

А12. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества
1) социально-классовую
3) социально-территориальную

2) профессиональную
4) социально-этническую

А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.
1) верно только А
3) верны оба суждения

2) верно только Б
4) оба суждения неверны

А14. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
3) гарантии прав и свобод граждан

2) право на взимание налогов
4) наличие публичной власти

А15. В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву
1) равному
2) всеобщему
3) прямому
4) пропорциональному

А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.
Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.
1) верно только А
3) верны оба суждения

2) верно только Б
4) оба суждения неверны

А17. Право в отличие от морали
1) является видом социальных норм
3) поддерживается силой государства

2) регулирует поведение людей
4) обращено ко всему обществу

А18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет
1) Государственная Дума
3) Совет Федерации

2) Правительство РФ
4) Общественная палата

А19. Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?
1) административное право
3) гражданское право

2) трудовое право
4) налоговое право

А20. Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?
А. Права человека присущи всем людям от рождения.
Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.
1) верно только А
3) верны оба суждения

2) верно только Б
4) оба суждения неверны