Великобритания (сельское хозяйство). Промышленность и сельское хозяйство великобритании

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. импортирует 4Д сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята У5 сельскохозяйственных земель, в горных районах Англии и Уэльса – 1/3, а в Шотландии – часть земель.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем . Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. и растениеводство дают соответственно 65 и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритания. Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец – вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней – теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства – разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона – красные девонские коровы, а севернее – светлые, с большими рогами, в Дорсете – черно-белые. Специально выведены мясные породы – знаменитая герфордширская, шортхорн (короткорогая) и абердин-ангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как , так и получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. настоящего времени - – председатель лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на . В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и ходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи. Поскольку Великобритания – островное, все ее внешние перевозки и связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской , в том числе 1/10- на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – , Саутгемптон, Ливерпуль, и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами . Львиная перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз» – одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также , и – обеспечивают % всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами ( – и Харидж – ), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает и во столько же раз – . В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов британских железных дорог составляла не-сколькоболее 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то время нее еще мало современных автострад, а остаются самыми перегруженными в мире – 39 автомобилей на 1 км дорог.

Хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной , удвоился , с другой – быстро растут иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый ». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. В настоящее время вывозится у3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.Штаты Америки, на которые приходится У7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширяет торговлю с социалистическими странами.

Меняется также состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г. общая импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышает стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Хотя Великобритания все еще остается крупнейшим в мире импортером продовольствия, за 20 последних лет доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составляет теперь 15%. Страна продолжает ввозить (в основном ), натуральный каучук, почти все цветные и редкие , более половины железной руды. Однако в зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива уменьшится в ближайшие годы, по мере увеличения добычи североморской нефти.

. Великобритания относится к высоко-развитых государств мира . По объемам. ВНП она занимает седьмое место в мире. Доминирующую роль в национальном хозяйстве страны играет частный капитал. Однако в некоторых отраслях, особенно в низкорентабельных и убыточных, веришь решающий значение имеет государственный сектор. Прежде всего, это касается угольной, судостроительной, авиационной, военной промышленности, частично транспортного машиностроения. Большую роль в экономике. Великой. Б ритании играют американские монополии, которые в отдельных отраслях промышленности занимают господствующее положение. С другой стороны, государство играет важную роль в международной экономике, валютно-финансовых опера цияраціях.

Великобритания имела в первой половине XX в огромные колониальные владения, из которых интенсивно вывозила сырье. После. Второй мировой войны она постепенно потеряла почти все свои колонии. Медленные

структурные изменения в экономике обусловили определенное отставание от других развитых стран

Ведущее место в отраслевой структуре экономики. Великобритании приходится на промышленность, на которую приходится около 5% промышленного производства высокоразвитых стран. Отмечается она также интенсивным сельским хозяйством.

В структуре промышленности. Ведущей отраслью является машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. Заметно сократилась во второй половине XX в доля традиционных отраслей промышленности. Велико й. Британии - горнодобывающей и текстильноої.

Промышленность

Угольная промышленность является традиционной отраслью экономики. Однако добыча значительно сократился и сегодня страна превратилась из экспортера угля в его импортера. Снижение объемов добычи ву угилля вызывает уменьшение удельного веса его в топливном балансе, рост удельного веса в нем нефти, газа, ядерного топлива. Великобритания имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность (более 20 предпри приятийтв).

всего электроэнергии в. Великобритании производят мощные. ТЭС. Значительную часть дают. АЭС, а удельный вес. ГЭС очень мала

В металлургическом комплексе государства наблюдается падение объемов добычи железной руды и переориентация на импортное сырье. Объемы выплавки стали, осуществляется только кислородно-конверторным и электроплавильным способами, заметно сократились. Металлургические предприятия преимущественно размещаются в прибрежных городах, расположенных в устьях рек. Среди отраслей цветной металлургии лидируют м идна, свинцово-цинковая (по выплавке свинца более 320 тыс т - третье место в мире), алюминиевая. Предприятия по выплавке цветных металлов сосредоточены в основном в портовых городах, а также вблизи. ГЭС в. Шотландии и. Уэльсельсі.

Среди отраслей машиностроения преобладает производство технологического оборудования, сельскохозяйственных машин, тракторов, электротехнических и электронных приборов и станков, автомобилей, судов, тепло овозо-и электровозостроения тощ.

Продукция британского машиностроения является конкурентоспособной, но дорогой, что негативно сказывается на экспортных возможностях государства

Многоотраслевая химическая треть продукции поставляет на экспорт. Ведущую роль играют производства, химии органического синтеза и нефтеперерабатывающей промышленности, которые концентрируют ься в портовых городах. Предприятия, производящие минеральные удобрения, ориентируются на потребителя. Крупными центрами химической промышленности является. Лондон (многоотраслевая химия и фармацевтика),. Фоли (нафтохими я) и другие города центральной части. Англии и шотландодії.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности также сосредоточены преимущественно в портовых городах, ориентируясь на привозном древесину

Легкая промышленность является традиционной отраслью специализации. Великобритании. Среди отраслей легкой промышленности ведущей является текстильная, которая сейчас находится в состоянии депрессии. Страна постепенно превратилась из экспортера хлопчатобумажных тканей на их импортерра.

Сельское хозяйство

. Большая часть сельскохозяйственных угодий в. Великобритании сосредоточена в фермерских хозяйствах , имеющих площадь более 100 га. Сельское хозяйство страны является одним из самых продуктивных и найоснащениших в мире. Оно обеспечивает потребности населения государства в продуктах питания на 75%. Основная отрасль ь сельского хозяйства - животноводство, которое дает 70% продукцииції.

Среди зерновых культур в растениеводстве ведущими являются пшеница, рожь, ячмень. Важную роль среди технических культур играют сахарная свекла. Великобритания входит в десятку крупнейших в мире производителей картофельлі.

Большую роль в производстве высокотоварных культур играют пригородные хозяйства, специализирующиеся на выращивании овощей, ягод, фруктов, цветов, хмеля. Они размещены на южном побережье острова ва, в долинах ричок.

Высокопроизводительное животноводство базируется на выращивании кормовых культур, а также природных лугах и пастбищах, задействованных круглогодично. Развитое в государстве скотоводство, особенно мясного направления, свинарст тво, овцеводство (многочисленное поголовье овец в. Европе), птицеводствоо.

Отдельные районы. Великобритании имеют свою узкую специализацию (для склонов гор и возвышенностей характерно разведение молодняка, на производстве молока специализирующихся. Юго-Запад и др.)

Транспорт

Транспорт. Великобритании обеспечивает связь с ее основными торговыми партнерами. Поэтому ведущую роль в грузообороте играет морской транспорт

Железнодорожный транспорт выполняет лишь 20% грузооборота внутри страны. Протяженность пути заметно сократилось до 17 тыс км с 29 тыс км в 1960 году. Автомобильный транспорт занимает ведущее место в внутреннего шныешніх

перевозках (75% грузооборота). Страна имеет густую сеть автомобильных дорог. Главная автомагистраль - это. Лондон -. Бирмингем -. Манчестер -. Глазго. Подводный туннель через пролив. Ла-Манш дает возможность сухопутной связи с материкомком.

В последние годы особую роль играет трубопроводный транспорт, подает нефть и газ из скважин. Северного моря до потребителей. Многие трубопроводов проложены по морскому дну

Водный транспорт работает только на реках. Темза и. Северн, а также на. Манчестерском канале. Другие реки и озера имеют рекреационный характер

Аэропорт"Хитроу"близ. Лондона является одним из крупнейших аэропортов мира, где пересекается очень много международных воздушных путей. Внутреннее значение воздушного транспорта, незначительное

Внешнеэкономические связи

По 2001-2005 гг удельный вес. Великобритании в мировой торговле снизилась более чем вдвое. Среди видов внешних связей первое место занимает вывоз капитала и его вложения в отрасли, щ обеспечивающих экономику страны сырьем и продовольствиеом.

В структуре экспорта почти 40% занимают машины и оборудование, оружие. Важными статьями экспорта также химические товары (1/3 продукции этой отрасли экспортируется), продукция сельского хозяйства. В. В структуре импорта основными являются машины и оборудование (около 40%), готовые изделия, полуфабрикаты, химические товары, продовольствие, уголь и другое минеральное сырьена.

Основными партнерами. Великобритании являются страны. ЕС,. Япония и. США, а в последние годы страна начала ориентироваться на рынок постсоциалистических стран. Центральной и. Восточной. Европы

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Сельское хозяйство Англии развито на высоком уровне и входит в топ-10 лучших среди стран Европы. Почти 80% всех земель Туманного Альбиона — это угодья площадью 18,5 млн гектаров. Сельское хозяйство активно поддерживает правительство страны, а из бюджета ЕС каждый год выделяется значительная сумма на развитие и поддержание отрасли. Благодаря такому подходу более половины фермеров ведут бизнес за счет субсидий от Европейского Союза. При этом только 40% британских фермеров работают на земле, которая принадлежит им лично — остальные арендуют участки у лендлордов.

Согласно данным статистики, только несколько процентов коренного населения страны работает в сфере сельского хозяйства, но, не смотря на это, страна без проблем производит три четверти необходимого объема продукции, покрывая продовольственные нужды британцев. В основном это зерновые, мясо, молоко и яйца. Например, количество пшеницы, ячменя, овса и свинины превышает объем потребления внутри страны, потому продукция также отправляется на экспорт. А вот сахар, молоко, говядина и некоторые другие необходимые продукты Англии приходится закупать у соседей.

Животноводство Великобритании

Животноводство всегда являлось гордостью Англии и по сей день приносит стране 65% дохода от общей прибыли всей сельскохозяйственной сферы. Популярным бизнесом среди фермеров считается разведение коров и свиней. Молоко и мясо этих животных пользуется популярностью как на внутреннем рынке, так и для экспорта. Фермы, на которых разводят скот, находятся в основном в западной части Англии, где климат более влажный.

Примечательно, что с давних времен Британия считалась главным поставщиком овечьей шерсти — товар имел огромную популярность по всему миру. Но сейчас экспорт шерсти значительно сократился — фермеры восточной Англии, Шотландии и Уэльса разводят в основном овец ради мяса ягнят, которое также продается в другие страны.

Зерновые культуры и растениеводство

Главными зерновыми культурами для Великобритании можно назвать пшеницу и ячмень, так как они необходимы для производства пива и виски, а также в качестве корма для скота.

Любимая культура англичан, как и многих других странах Европы — картофель. Наиболее благоприятные условия для выращивания картофеля сформировались в Северной Ирландии, на востоке Англии и Шотландии.

Отдельное внимание среди других отраслей растениеводства в Англии занимают цветы. В разных частях Соединенного королевства, в зависимости от особенностей климата, выращивают нарциссы, тюльпаны и гиацинты.

В целом, не смотря на хорошее развитие данной сферы, животноводство остается в три раза прибыльнее растениеводства. При этом Великобритания и сегодня остается в списке государств, где сельское хозяйство наиболее развито.