Спад российской экономики в году. Инвестиции в основной капитал

Москва. 30 декабря. сайт – Политические реалии последних двух лет полностью вытеснили на периферию экономическую повестку: сейчас уже кажется, что проблемы в российской экономике начались в 2014 году вместе с Украиной и санкциями, а в 2015 году продолжились на фоне существенного падения цен на нефть.

Поэтому может сложиться обманчивое впечатление, что если санкции рано или поздно снимут, а цены на нефть чуть подрастут, то экономика весело побежит наверстывать упущенное.

К сожалению, это не так. Российская экономика еще в 2013 году выросла лишь на 1,3% при кажущихся сейчас фантастическими $108 за баррель, в 2014 году рост составил уже 0,6% - при недосягаемых ныне $98.

Падение по итогам 2015 года ожидается экспертами (согласно консенсус-прогнозу "Интерфакса", подготовленному в конце декабря) на уровне 3,9% при среднегодовой цене на нефть в $52 за баррель. В 2016 году вероятно продолжение рецессии - спад при тех же ценах в $52 прогнозируется на уровне 0,2%. При этом очевидно, что вариант с ценами на нефть в районе $50 в 2016 году выглядит очень оптимистично на фоне текущих котировок Urals в $35 за баррель.

Упорные оборонительные бои

Экономика вошла в период длительного застоя - десятилетие с 2009 года по 2018 год будет полностью потерянным с точки зрения роста. В среднем за декаду прирост превысит 0,5% в год только при исключительно успешной заключительной трехлетке.

Правительство и ЦБ с относительным успехом занимаются в основном краткосрочной тактикой - с помощью антикризисных мер стараясь не допустить пожара в банковском или реальном секторах экономики.

В 2015 году, в отличие от кризиса 2009 года, удалось не допустить двузначного падения промышленности и инвестиций, но это было достигнуто за счет девальвации рубля, поддержавшей конкурентоспособность российской продукции.

Заплатило же за девальвацию население страны через высокую инфляцию в 13% - максимальный показатель с 2008 года - и падение реальных доходов. Если в кризис 2009 года доходы даже выросли в реальном выражении на 3% за счет господдержки и индексации зарплат бюджетников и пенсий, то в 2015 году реальные доходы снизятся на 3,5%, а зарплата в реальном выражении упадет примерно на 9%.

Все это привело к рекордному падению потребительского спроса в 2015 году, который по итогам года составит почти 10% при снижении на 5,1% в 2009 году.

Минэкономразвития в своих ежемесячных мониторингах о состоянии экономики уже с сентября пишет, что "население перешло на сберегательную модель поведения". При этом снижение доходов в реальном выражении с большой вероятностью продолжится и в 2016 году. Правительство уже приняло решение проиндексировать пенсии с 1 февраля 2016 года лишь на 4% при фактической инфляции по итогам 2015 года в 13%. Заморозка накопительной части пенсий даст правительству и Госдуме опцию сделать хорошую мину при плохой игре и перед парламентскими выборами повторно проиндексировать пенсии за счет замороженных средств. Но понятно, что принципиально картину это не поменяет - уровень жизни пенсионеров существенно снизится в 2016 году.

По идее, столь невеселая картина должна стимулировать открытую дискуссию в правительстве и обществе о необходимости реформ, но опять-таки за политической завесой и срочным латанием дыр в экономике ее почти не слышно.

Тем не менее, реальная угроза второго подряд года рецессии, падение уровня жизни, значительный рост числа бедных в стране, скорее всего, активизируют разговоры о структурных и институциональных преобразованиях.

Страсти по институтам

В конце октября в Москве прошла не слишком раскрученная в СМИ, но насыщенная по своему внутреннему содержанию конференция к 25-летию Института Гайдара.

В самом конце Гайдаровских чтений, которые модерировал экс-министр финансов Алексей Кудрин, ее посетил первый вице-премьер Игорь Шувалов. И бывший, и действующий чиновник - фигуранты периодически возникающих слухов о новых властных конфигурациях. Оба - как их потенциально ключевые участники, что само по себе делает дискуссию между Кудриным и Шуваловым интересной и показательной.

Объяснять, почему российская экономика не выдержала испытания падением цен на нефть (если у кого-то это вызвало удивление), почему упал рубль, и как долго российская экономика будет находиться в рецессии, можно долго и нудно. Но скрытый подтекст спора Кудрина и Шувалова многое говорит о различиях во взглядах на развитие институтов, доверии в обществе и дальнейшем развитии правил игры в экономической сфере и отчасти в политических сферах.

Вопрос приехавшему к середине пленарной сессии Шувалову Кудрин предварил фразой "вот и до вас волна (дискуссии - ИФ) дошла, надеюсь, она вас не накроет". Дискуссия в этот момент шла о качестве институциональной среды, уровне доверия общества к судебной системе, неизменности правил игры.

"Не накроет. Вы знаете, все-таки нет, я не на этой волне", - Шувалов успел застать только часть дискуссии, но как искушенный юрист сразу подстраховался.

"Я узнал вас… - А… это не я! - Это ж вы говорили: "А судьи кто?" - Я про судей ничего такого не говорил…- Говорили, говорили, это ж вы играли Чацкого? - А, Чацкого. Я. Я совсем забыл! - А теперь мы вместе с вами будем играть в одном спектакле. - Я очень рад! - Я тоже!", - чем-то обмен репликами между Шуваловым и Кудриным напомнил диалог главных героев фильма "Берегись автомобиля", цитатой из которого украсил свою речь на Петербургском форуме еще один творец экономической политики Алексей Улюкаев.

"Хотя я застал только конец дискуссии, вот вы говорите - о восстановлении доверия. Какое восстановление? А что, когда-нибудь у нас существовало реальное доверие? А то как будто оно было, потом потерялось, а сейчас вы пытаетесь его найти. О чем вы говорите, я не знаю", - попытался абстрагироваться от дискуссии о доверии общества государству Игорь Шувалов.

"Это хорошее начало", - одобрил Алексей Кудрин комментарий первого вице-премьера. "Какие институты в вашем понимании сейчас востребованы, но не удалось достроить, кроме института доверия?", - постарался остаться в плоскости обсуждения институциональных преобразований Кудрин.

"Знаете, доверие - это какая-то такая вещь, размазанная совсем тонким слоем. Ну что такое доверие?", - Шувалов продолжил рассуждать философски. "Конечно же, наверное, у нас нет такого доверия, как нам хотелось бы, в судебной системе и в защите права собственности. Но возникают ли институты и реальное доверие? Конечно, возникают", - добавил он, приведя в пример создание независимого регулятора финансовых рынков, институт стабильной бюджетной политики (тогда еще бюджет не стал из трехлетнего вновь однолетним), качественное налоговое администрирование.

Тогда Кудрин зашел с другой стороны: "Правительству принадлежит ключевая роль в устанавливании правил игры. Вы считаете, что они стабильны?".

Подтекст этого вопроса был достаточно очевиден. Правительство как раз недавно приняло решение о заморозке накопительной части пенсий на 2016 год, хотя до этого полгода всех уверяло, что накопительный элемент необходим с точки зрения "длинных инвестиций" для стимулирования роста экономики. В конце сентября в статье для журнала "Вопросы экономики" премьер Дмитрий Медведев писал, что внутренние инвестиции должны стать "важнейшим источником инвестиций". "В таком контексте мы будем рассматривать и вопрос об эффективном использовании пенсионных накоплений. Пенсионная, а затем и страховая система - главный источник формирования "длинных денег" в экономике", - говорилось в статье премьер-министра за несколько дней до принятия решения о "заморозке" накопительной части.

"Нет, правила игры нестабильны. И, конечно, за это несет ответственность федеральное правительство. Приходится сейчас подстраиваться под жесткость ситуации. Мы эти правила меняем, каждый день обсуждаем… Иногда нам предлагают правила, каждый день предлагают, которые непредсказуемость вносят в наше поведение. Они будут давать дурные сигналы. Но вы не думайте, что мы там сидим и сами для себя что-то придумываем. Приходят люди и говорят: у нас, знаете, в транспортном машиностроении возникли серьезные проблемы, мы можем похоронить отрасль. А чтобы не похоронить, нужно сделать "раз, два, три". Но если это сделать, то тогда нужно будет похоронить и потребителей, и грузоотправителей. Всегда должен быть некий баланс", - вроде бы согласился Шувалов с тезисом о нестабильности правил.

Кудрин сразу же попытался расширить брешь в обороне оппонента, поинтересовавшись, означает ли это, что правительству не удается удерживать стабильность правил игры в текущей кризисной ситуации.

"Нет, Алексей Леонидович, мне как раз представляется, что нам удается. Потому что если бы нам не удавалось, вы бы уже жили в полном маразме", - ловко обошел ловушку Шувалов.

"Вот это оптимистично", - удивился Кудрин такому повороту рассуждений.

"Я не оправдываюсь, конечно, потому что действительно мы с парламентом не удерживаем, наверное, планку стабильного бизнес-климата и предсказуемости определенной. Но в такое время, когда спад, кризис, всегда просыпаются вот эти дурные энергии. Точно так же как люди на фоне кризиса бегут в игорные заведения, так и люди, которые могут в определенном состоянии все время генерировать нечто новое, как им кажется… Вы знаете, сколько у нас сейчас идей создать таких новых "Газпромов"? Как когда-то Черномырдин прошел эту свою историю преобразования министерства в корпорацию, у нас есть предложение, например, ликвидировать Минсвязи и создать госкорпорацию. Люди ходят и предлагают это серьезно. И много всего другого", - посетовал Шувалов на внешние обстоятельства, сопровождающие работу правительства.

Интересная дискуссия на форуме развернулась и вокруг тематики исполнения норм Конституции. Анатолий Чубайс, в частности, обратил внимание на разницу между содержанием Конституции и тем, как основной закон претворяется в жизнь.

Шувалов не согласился с такой постановкой вопроса. "Вот говорят про политическую реформу. Анатолий Борисович говорит о соблюдении Конституции и политических реформах. Слушайте, но вот это услышать, например, десять лет назад, когда не было интернета и такой самоорганизации граждан, и сейчас… Понимаете, жизнь очень быстрая, она диктует совсем другие стандарты. И даже в пределах нашей Конституции, того, как устроена наша политическая модель - самовыражение и влияние на высшую власть происходит даже при тех ограничениях, которые пытается кто-то навязать. Никакие рестрикции в СМИ, никакие рестрикции политические (этого не отменяют - ИФ)", - уверял присутствующих первый зампред правительства.

"Я никогда не считал, что институты являются такой вещью, которая, безусловно, нас приведет к какому-то процветанию. Мы русские. Мы люди со своей историей. Мы и не Восток, и не Запад. Мы с этим историческим багажом. Он не хороший - и не плохой. С одной стороны, это наши достижения, а, с другой стороны, надо понимать, что это несет определенные ограничения", - призывал не зацикливаться на институциональной теме Шувалов.

"Мне кажется, все-таки основная наша проблема сегодня не в политическом устройстве, не в невыполнении Конституции или необходимости ее редактировать и не в недостатке институтов", - высказал мнение первый вице-премьер.

"Мне кажется, что у нас резко расслоились повестки. У нас есть высокая политическая повестка, повестка глобального позиционирования вовне, отстаивания своих интересов. И мне представляется, что у президента действительно большая глобальная повестка. И у нас, к сожалению, значительными порядками ниже экономическая повестка и социальная. Это мы сами виноваты. Мы ковыряемся в каких-то ежедневных вопросах и не видим, какими мы должны быть через 20 лет. А от того, что мы не видим, какими мы должны быть через 20 лет, в мире уже ездят на беспилотных такси, а мы до сих пор обсуждаем, почему у нас такие плохие дороги", - разделил политическую и экономическую повестки Шувалов.

"Поэтому мой запрос - на формирование такой критической массы, которая выдвинет запрос на другой стандарт поведения. Потому что желание жить по-другому - огромное. Но желать жить по-другому и что-нибудь сделать для этого - вещи разные. Вы можете, конечно, оформить это множественностью институтов, а можете просто обозначить как необходимость трансформации общественного сознания. Есть ли у нас сейчас базовые институты и базовый размер экономики для того, чтобы добиться этого значительного "шифта", быстрого изменения? Я уверен, что есть", - сказал первый вице-премьер, к сожалению, не пояснив, что он подразумевает под формированием критической массы и как именно она выдвинет запросы на другие стандарты поведения.

Конечно, выступая перед публикой, даже высокопрофессиональной, настоящий политик не раскроет всех карт. Но все же представление о том, какое видение текущей ситуации и путей решения накопившихся проблем у куратора финансово-экономического блока правительства, и какую повестку выдвигает для обсуждения Алексей Кудрин, слухи о возможном назначении которого в правительство или администрацию президента резко активизировались за последний месяц, эта дискуссия дает.

А теперь по традиции попытаемся с помощью экономистов ответить на часто возникающие вопросы: были ли антикризисные меры правительства в 2015 году эффективными, в какой точке сейчас находится российская экономика, продолжится ли спад в 2016 году, какие расходы бюджета целесообразно будет резать при сохранении нефтяных цен на нынешнем уровне, и может ли рубль стоить один цент.

Антикризисные меры. Население "вне игры"

Основным отличием антикризисной программы 2015 года от 2009 года стала концентрация усилий на поддержке банков и промышленности и обделение этой поддержкой населения.

На фоне рекордной за последние семь лет инфляции правительство не спешило увеличивать зарплаты бюджетникам и военным, а индексация пенсий не поспевала за ростом цен. Но правительство пошло на это непопулярный шаг осознанно - если в 2009 году кризис был коротким и все ждали отскока, который и произошел в 2010 году, то рецессия конца 2014 года - 2015 годов рискует затянуться и на 2016 год с дальнейшей стагнацией в 2017 году.

Поэтому наращивать расходы на социальные обязательства со стороны правительства было бы откровенным популизмом. Поддержка населения происходила косвенно - с точки зрения льготных ипотечных кредитов на покупку новостроек и льготного автокредитования, но было понятно, что и здесь речь, прежде всего, идет о поддержке спроса в сфере строительства и автопроизводства.

Сергей Дробышевский (директор по научной работе, Институт экономической политики имени Гайдара): По нашему мнению, в целом можно говорить о том, что антикризисный план правительства оказался достаточно успешным. Этот вывод основан на том факте, что экономические итоги года оказались лучше, чем ожидания, которые превалировали в начале года, несмотря на сохранение негативных внешних факторов - цены на нефть так и остались на низком уровне, возобновив дальнейшее падение осенью, санкции не только не ослабли, но и возник новый конфликт с Турцией и т.д. Тем не менее, итоговые показатели по масштабам падения ВВП и промышленного производства, инвестиций в основной капитал, инфляции, ситуация в банковском секторе лучше прогнозов. Это если и не свидетельствует об эффективности антикризисного плана правительства, то, по крайней мере, говорит о том, что правительство в уходящем году не сделало каких-либо серьезных ошибок, ухудшающих ситуацию. Я думаю, что в 2016 году, с одной стороны, нет смысла продолжать говорить о сохранении антикризисного плана, но, с другой стороны, мне представляется, что все имеющиеся в нем меры могут продолжать существовать в режиме stand-by, чтобы в случае (маловероятном) негативного развития событий можно было действовать оперативно, не тратить время на принятие нового антикризисного плана.

Александр Исаков (главный экономист "ВТБ Капитала" по России): Меры правительства и Банка России свидетельствуют о том, что опыт, накопленный в 2008-09 гг., был достаточно хорошо проработан и учтен. Правительством, с одной стороны, были развернуты программы поддержки спроса, которые включали рекапитализацию банковского сектора, субсидирование процентных ставок по ипотеке и автокредитованию, использование средств ФНБ для поддержки инфраструктурных и других стратегически значимых проектов. С другой стороны, учитывалась и необходимость сохранения устойчивости фискальной политики. Очевидно, что экономическая политика не всесильна, даже оптимальные решения, принятые в текущих условиях, не создают условий для роста, который наблюдался на фоне более благоприятных условий прошлых лет.

Дмитрий Полевой (главный экономист ING по РФ и СНГ): По нашему мнению, в том числе основанному на анализе исполнения антикризисной программы правительства и ЦБ, наиболее эффективными и реализованными оказались меры поддержки банковского сектора, позволившие предотвратить системный банковский кризис. В остальном правительство в целом действовало несколько сумбурно при отсутствии какого-то явного вектора движения, и выделить можно лишь Минфин, который позволил держать под контролем бюджетные риски.

Второе дно

Надежды правительства на достижение пресловутого "дна" в экономике в июне оказались преждевременными - после четырех месяцев неотрицательной динамики очищенного от сезонности ВВП, в ноябре, по расчетам Минэкономразвития, экономика России снизилась на 0,3% к октябрю.

Таким образом, снижение цен на нефть в конце года, очередная волна ослабления рубля, рекордное падение потребительского спроса не позволили властям спокойно отчитаться в конце года об адаптации экономики к новым реалиям.

Встречать Новый год придется уже без розовых очков, в которые еще недавно удавалось рассмотреть "дно", с высокой долей неопределенности в отношении нефтяных котировок в 2016 году и вероятной необходимостью уже в январе корректировать в худшую сторону базовый экономический прогноз, который был заложен в бюджет на 2016 год. Что, в свою очередь, повлечет и новый виток ожесточенных дискуссий об урезании расходных частей бюджета.

Вероятность продолжения рецессии в 2016 году в последний месяц значительно повысилась.

Мария Помельникова (макроэкономист, Райффайзенбанк): Если цена на нефть останется на уровне $35-40 за баррель, то о возможности выхода экономики на темпы роста в 2016 г. придется забыть. В таком случае падение ВВП продолжится, хотя и меньшими темпами, чем в 2015 г. Данный сценарий сулит новое ослабление рубля, сохранение повышенной инфляции и относительно высокой стоимости заимствований. Потребуются меры бюджетного секвестирования, чтобы не допустить исчерпания Резервного фонда, а это может нанести новый удар по экономике, и без того не вышедшей из фазы спада.

Олег Кузьмин (главный экономист "Ренессанс Капитал"): Сейчас экономика пребывает в неопределённости после адаптации к внешнему шоку, связанной с неясностью относительно перспектив изменения внешнеэкономической конъюнктуры в следующие 12 месяцев. Падение может продлиться, если последнее снижение цен на нефть окажется устойчивым. Если же цены на нефть в следующем году вернуться ближе к диапазону $50-60 за баррель, то Россию, по нашему мнению, ожидает некоторая макроэкономическая стабилизация с окончанием рецессии.

Дробышевский: Я бы говорил все-таки о рецессии в экономике России и в 2015, и в 2016 году. По нашему представлению, при наиболее вероятном диапазоне изменения цен на нефть ($30-50 за баррель) не только не появятся условия для возобновления роста, но и маловероятна стабилизация экономики в нижней части делового цикла (т.е. стагнация). При ожидаемом уровне цен на нефть и остальные сырьевые товары российского экспорта (в том числе не энергоресурсы) доходов компаний достаточно для поддержания текущей безубыточности, но у них нет ресурсов для осуществления новых инвестиций в модернизацию или расширению производства, повышение зарплат, привлечения новых заемных средств. Иными словами, с точки зрения и потребительского, и инвестиционного спроса следующий год будет по-прежнему неблагоприятным. Девальвация рубля делает наши товары более конкурентоспособными, но заметное расширение их сбыта на внутреннем рынке сдерживается сокращением реальных доходов населения, а экспорт - также ухудшением ситуации в экономиках наших торговых партнеров (например, в странах СНГ), либо необходимостью, помимо ценовых преимуществ, повышения качества (в страны дальнего зарубежья), а это трудно реализовать без доступа к современным технологиям и иностранным инвестициям.

Полевой: Пока это рецессия, причем есть риски того, что восстановление будет отложенным и очень медленным, не позволяющим получить положительные темпы роста по итогам 2016 года. Наш базовый сценарий предполагает, что ВВП продолжит падать (пусть и незначительно) в 2016 году, несмотря на возможное восстановление цен на нефть сугубо по структурным причинам. Причем основные риски, с нашей точки зрения, уже связаны не столько с уровнем цен на нефть, сколько с реакцией правительства на концептуально-новые внешние и внутренние условия. Изменить ситуацию к лучшему можно будет лишь в случае правильной и системной реакции на вызовы с четкими среднесрочными ориентирами.

Исаков: На наш взгляд, экономика России находится в процессе адаптации ко второй волне снижения цен на нефть. Подстройка может занять 1-2 квартал 2016 года, затем мы можем рассчитывать на возврат к определенному росту деловой активности. Если цена на нефть будет оставаться в диапазоне $35-45, вполне возможно, что в 2016 году уровень деловой активности окажется в среднем несколько ниже, чем в 2015.

Нефть. Падать нельзя расти

Писать о том, что главным риском для российской экономики в 2016 году остается динамика цен на нефть, уже как-то неловко. У аналитиков сейчас широкое поле для упражнений в построении различного рода сценариев при разных ценах на нефть.

Внешэкономбанк во главе со своим главным экономистом Андреем Клепачем в конце декабря представил сразу три сценария на 2016 год - при $50, $40 и $30 за баррель. И если при $50 ВЭБ ожидает рост экономики на символические 0,5% в 2016 году, то при $40 прогнозирует снижение на 0,5%, а при $30 - падение на 1,9%.

При этом прогнозы Внешэкономбанка выглядят еще достаточно оптимистично на фоне расчетов ЦБ и Минэкономразвития.

Консенсус-прогноз, подготовленный "Интерфаксом" в конце декабря по динамике ВВП на 2016 год, равняется минус 0,2% (при ожиданиях цен на нефть в $52 за баррель) и продолжает отражать споры между ЦБ с одной стороны и Минэкономразвития и Минфина - с другой, но постепенно сдвигается ближе к оценке ЦБ.

ЦБ ожидает, что экономика РФ в 2016 году при базовом варианте цены на нефть в $50 за баррель продолжит снижаться на 0,5-1%, прогноз Минэкономразвития и Минфина - рост на 0,7%. При этом текущие нефтяные котировки переводят сценарии ЦБ и Минэкономразвития при $50 за баррель из категории базовых в оптимистичные.

А, например, консервативный прогноз Минэкономразвития, рассчитанный при $40 за баррель, предполагает снижение ВВП на 1%. Рисковый же сценарий ЦБ, рассчитанный при $35 за баррель, в 2016 году предполагает падение ВВП на 2-3%.

Дробышевский: Мы ожидаем, что в 2016 году цены на нефть будут колебаться в диапазоне $30-50 за баррель (более глубокое падение маловероятно, но на несколько дней могут опускаться не глубже $25), с выходом в среднем по итогам года на $45-50 за баррель. Скорее всего, до конца года тренд на постепенное повышение цен в 2016 году еще не сформируется. Тем не менее, с учетом сохранения достаточно низкого курса рубля, по нашим оценкам, ситуация с доходной частью бюджета будет относительно спокойная и дефицит удастся удержать в районе 3% ВВП, не прибегая к новому секвестру.

Полевой: Наши стратеги по-прежнему ожидают постепенного восстановления цен на нефть до $45 в 1 квартале 2016 года и далее до $60 к концу 2016г. В случае же реализации пессимистичного сценария их сохранения близко к текущим уровням, расходы бюджета должны быть пересмотрены. Логично, что основными претендентами на сокращение должны быть те статьи, которые оказались раздуты за последние несколько лет, а это оборона, правоохрана, общегосударственные расходы, хотя резервы придется искать и по другим статьям. Наконец, необходимо будет пересмотреть основные цели в майских указах президента, которые легли на плечи региональных бюджетов, где ситуация в случае реализации пессимистичного сценария может быть очень сложной.

Кузьмин: Главный внешний риск - сохранение низкой цены нефти ($35-40 за баррель) на протяжении большей части следующего года или ее дальнейшее снижение. На этом фоне меркнут все остальные факторы, влияющие на российскую экономику в 2016 году. Другие риски - отсутствие почвы для улучшения геополитической обстановки в обозримой перспективе; решение отдельных проблем с помощью мер, негативных для финансовых рынков и долгосрочных перспектив развития экономики; дальнейшее откладывание необходимого сокращения бюджетных расходов и состояние региональных бюджетов. Если цены на нефть вырастут до $50-60 за баррель, то дефицит бюджета с высокой вероятностью должен уложиться в 3% ВВП. В противном случае, конечно, хотелось бы, чтобы снижение дефицита осуществлялось за счёт сокращения расходов на национальную оборону и бюджетных субсидий.

Исаков: 2016 год вряд ли принесет значительные внешние шоки, внешние риски в большой мере реализовались в текущем году. Вызовом следующего года станет необходимость для правительства быстро вырабатывать общую позицию по корректировке фискальной политики с учетом более сложных, чем ранее представлялось, внешних условий. Это в первую очередь касается подстройки расходной части бюджета, приведение ее в соответствие с возможностью экономики генерировать налоговые доходы.

Будут ли за рубль давать цент?

Снижение цен на нефть уже привело к новому витку ослабления рубля. Всех теперь интересует вопрос - может ли доллар достичь отметки в 100 рублей и при каких ценах на нефть?

Аналитики допускают такой вариант событий даже без дальнейшего существенного падения цен на нефть.

Помельникова: Мы опасаемся, что временно таких уровней (100 руб. за доллар) курс может достигнуть даже при текущей цене на нефть, но только если девальвационные ожидания приобретут устойчивый характер и будет спровоцирован выход инвесторов из локальных бумаг. Помимо падения цены на нефть, серьезный риск для курса представляет переход банковской системы от структурного дефицита к профициту рублевой ликвидности на фоне больших объемов расходования средств из Резервного фонда (в следующем году около 2,5-3 трлн руб., по нашим оценкам). После сокращения рублевого рефинансирования перед ЦБ (сейчас около 3,7 трлн руб.) абсорбировать излишки вливаний из бюджета будет затруднительно, что может оказать сильное дополнительное давление на курс и затруднить реализацию целей ЦБ.

Дробышевский: Может. Для этого даже не обязательно ценам на нефть падать до какого-то конкретного уровня. Достаточно совершить несколько непродуманных действий со стороны ЦБ или других официальных лиц в части управления процентной ставкой, предоставления ликвидности банкам или публичных заявлений, чтобы в результате атаки на валютном рынке курс рубля резко упал.

Полевой: Простейший ответ - может, но для этого нефть, вероятно, должна упасть до уровней $20 за баррель или ниже, поставив в тупик правительство и ЦБ. Это, с нашей точки зрения, маловероятно, учитывая уже произошедшую адаптацию платежного баланса к низким ценам на нефть и санкциям, сокращению платежей по долгам, отсутствие у населения свободных средств для поддержания устойчивого спроса на валюту, а также наличие у ЦБ инструментов для стабилизации ситуации в виде валютного репо, интервенций и повышения базовой ставки. Поэтому, несмотря на популярность этих страхов среди населения, реалистичность этого сценария рассматривается нами как невысокая.

Мечты о трех процентах

Разговоры о нахождении дна и длительности пребывании в рецессии заслоняют собой не менее важную повестку - а что, собственно, нужно делать и когда российская экономика сможет опять начать расти хотя бы среднемировыми темпами в 3-4% в год?

Экономисты пока не видят каких-то позитивных перспектив по этому поводу в среднесрочной перспективе.

Дробышевский: В принципе выход экономики России даже на темпы роста 1-2% в год - сейчас это перспектива не ранее 2018-2019 годов, так что нужно приложить усилия даже для достижения этих цифр. Для еще более высоких темпов роста необходим прорыв по всем направлениям, включая и внутренние, и внешние условия. Т.е. это может быть только результат преодоления всех ограничений: внешних - повышение цен на нефть и другое сырье, отмена санкций и возвращение российских компаний на мировой рынок капитала, а со стороны иностранных компаний - активизация прямых инвестиций в Россию, устойчивый экономический рост странах-импортерах российских товаров; внутренних - снижение инфляции, стабилизация курса рубля, возобновление роста реальных доходов населения, институциональные (улучшение делового климата) и экономические (благоприятные ожидания развития экономики и спроса) условия для развития малого и среднего бизнеса.

Кузьмин: Ускорение темпов роста до 3-4% в среднесрочной перспективе требует повышения пенсионного возраста и принятия целого ряда мер, которые могли бы способствовать устойчивому росту инвестиционной активности в России, включающих снижение уровня инфляции и процентных ставок, повышение качества функционирования институтов и бизнес-климата, развития внутренних финансовых рынков, снижения доли государства в экономике и прочее. То есть необходим комплекс изменений, в чём-то напоминающий трансформацию, осуществленную в начале 2000-х годов.

Полевой: Даже устойчивый рост на 2% при текущей структуре экономики может быть недостижим, если не удастся реализовать структурные реформы, о которых говорится много лет, улучшить доверие российских инвесторов и бизнеса, попытаться вернуть иностранный капитал. ЦБ для этого нужно следовать текущей политике инфляционного таргетирования, однако надо понимать, что ее эффективная реализация осложняется шоками, которое идет со стороны правительства. Поэтому и политику приходится проводить более осторожную с более высокими ставками, чем они могли бы быть в случае отсутствия этих шоков (продовольственное эмбарго, санкции против Турции, система "Платон", отсутствие бюджетной консолидации и т.д.). И, как бы это банально ни звучало, - либерализация в политической сфере.

Новая реальность

Итоги 2015 года показывают, как опасно успокаиваться в так называемой "новой реальности" - длительном периоде низкого сырьевого цикла и при этом высокой волатильности на рынках.

"Успокоение" у правительства в 2015 году наступало дважды - первый раз весной, когда падение экономики в первом квартале оказались "вполне приличным" - лишь на 2,2% на фоне мрачных ожиданий конца 2014 года.

Второй раз относительное успокоение наступило в середине осени, когда экономика, казалось бы, адаптировалась к ценам на нефть в $50 за баррель и на протяжении четырех месяцев с июля по октябрь не снижалась, а в начале осени даже и демонстрировала робкий рост, и был сделан целый ряд заявлений, что пик кризиса пройден.

Текущая волатильность на рынке нефти показывает, что правительству пора уже отказаться от "заговаривания" экономики и перейти к реальным реформам и стимулирующим мерам.

Вопрос заключается в том, сможет ли правительство в нынешней геополитической ситуации урезать, к примеру, оборонные расходы и повысить - на науку, образование, медицину, проводить структурную перестройку в экономике и повышать доверие у бизнеса и населения.

Серьезно говорить о новой "гонке вооружений" между Россией и США сейчас, конечно, не приходится - хотя бы по той причине, что не может экономика с номинальным объемом ВВП чуть более $1 трлн долго конкурировать в этой гонке с экономикой размером свыше $17 трлн.

Обретение баланса между политической и экономической повестками и станет главным вызовом для властей в ближайшее время

Экономические показатели России по итогам 2015 года

  1. Население: 142 470 272 (июль 2014 г.)
  2. Площадь территории, общая: 17 098 242 кв. км;
  3. Площадь суши: 16 377 742 кв. км;
  4. Площадь водной поверхности: 720 500 кв. км Природные ресурсы: широкий спектр природных ресурсов, включая крупные месторождения нефти, природного газа, угля и многих стратегических полезных ископаемых, запасы редкоземельных элементов, древесины;
  5. Климат, рельеф местности и огромные расстояния препятствуют полной и эффективной эксплуатации природных ресурсов;
  6. Столица: Москва (географические координаты: 55 45 N, 37 36 E);
Россия претерпела значительные изменения с момента распада Советского Союза, переходя от глобально-изолированной, центрально-плановой экономики к рыночной и глобально интегрированной экономики. Но реформы не завершены, в настоящее время экономика частично реформирована, большая доля государственных предприятий с высокой концентрацией капитала в руках чиновников. Экономические реформы, проведенные в 1990 - х годах позволили приватизировать большую часть промышленности, с определенными исключениями в энергетической и оборонной отраслях экономики.
Защита прав собственности все еще остается слабой, а частный сектор остается объектом интенсивного вмешательства со стороны государства, но правительство работает над решением этого вопроса и результаты отражаются в росте мест в различных международных рейтингах. Россия является одним из ведущих мировых производителей нефти и природного газа, а также является топ экспортером металлов, таких как сталь и первичный алюминий. Производственный сектор в России, как правило, неконкурентоспособный на мировых рынках и ориентирован на внутреннее потребление. Зависимость России от экспорта сырьевых товаров делает ее уязвимой к циклам спадов цен.
Экономика, в среднем показывала 7% роста в течение 1998-2008 гг. во время периода роста цен на нефть.
Российская экономика сильно пострадала от мирового кризиса 2008-09 годов. Тогда цены на нефть упали, а иностранные кредиты были менее доступны.

Медленное снижение цен на нефть за последние несколько лет и трудности привлечения прямых иностранных инвестиций способствовали заметному замедлению темпов роста ВВП. В конце 2013 года Минэкономразвития России снизил прогноз роста до 2030 года в среднем лишь до 2,5% в год, по сравнению с предыдущим прогнозом от 4,0 до 4,2%. В 2014 году, после введения санкций и дальнейшего падения цен рост ВВП показал отрицательное значение. Правительство начало программу импортозамещения и усиленное развитие сельскохозяйственного сектора. После двух лет (2015-2016 год) отрицательного роста ВВП, в 2017 году ожидается стабилизация экономики и положительное значение роста ВВП.

Таблица с экономическими данными России по итогам 2015 года:

№ п.п.
Для России в 201 Показатель Значение
1 Рост ВВП (в постоянных ценах, национальная валюта) минус 3,746%
2 ВВП (в текущих ценах, национальная валюта) 80 412,50 млрд рублей.
3 ВВП (в текущих ценах, в долларах США) US $ 1 324,73 млрд
4 Дефлятор ВВП 178,878 (индекс, базовый год в соответствии со счетами страны = 100)
5 ВВП на душу населения (в постоянных ценах, национальная валюта) RUB 307 272,36 .
6 ВВП на душу населения (в текущих ценах, национальная валюта) RUB 549 641,15
7 ВВП на душу населения (в текущих ценах, в долларах США) US $ 9 054,91
8 ВВП (по ППС), в долларах США US $ 3 717,62 млрд
9 ВВП на душу населения (по ППС), долларах США US $ 25 410,92
10 Доля ВВП в общемировом ВВП (по ППС) 3.28%
11 Коэффициент конверсии ППС 21,63
12 Инвестиции (% от ВВП) 18,386%
13 Валовые национальные сбережения (% от ВВП) 23,353%
14 Индекс потребительских цен (индексированный по 2000 год) 1 410,97 (индекс, базовый год 2000 = 100)
15 Инфляция (средняя потребительская цена, изменение,%) 15,532%
16 Инфляция, конец года (индекс до 2000 года) 1 418,62 (индекс, базовый год 2000 = 100)
17 Инфляция (на конец года изменение,%) 12,91%
18 Объем импорта всех товаров, включая товары и услуги (процентное изменение) минус 28,261%
19 Объемы импортных только товаров (процентное изменение) минус 28,491%
20 Объем экспорта всех товаров, включая товары и услуги (процентное изменение) минус 4,096%
21 Экспорт объемы только товаров(процентное изменение) 2,56%
22 Уровень безработицы (% от трудовых ресурсов) 5,575%
23 Население 146,3 млн
24 Общий доход государства (национальная валюта) Руб 26 494,09 миллиарда
25 Общий доход государства (% от ВВП) 32,948%
26 Органы государственного управления - общие расходы (национальная валюта) Руб 29 307,78 миллиарда
27 Общие государственные общие расходы (% от ВВП) 36,447%
28 Чистое кредитование / заимствование правительства (национальная валюта) Рублей -2 813,69 миллиара
29 Чистое кредитование / заимствование правительства (% от ВВП) минус 3,499%
30 Сектор государственного управления -баланс (национальная валюта) минус 1 941,21 млрд руб.
31 Сектор государственного управления - баланс (% от потенциального ВВП) минус 2,371%
32 Валовой внутренний продукт, в текущих ценах Руб 80 412,50 миллиарда
33 Сальдо счета текущих операций (в долларах США) US $ 65,8 млрд
34 Сальдо счета текущих операций (% ВВП) 4,967

МОСКВА, 31 декабря. /Корр. ТАСС Мария Бобарева/. Ожидания российских властей и аналитиков о затяжном спаде российской экономики в 2015 году во многом оправдались. С начала года ежемесячно фиксировалось динамичное снижение ВВП, что давало повод постоянно пересматривать годовой прогноз социально-экономического развития. И, к сожалению, пересматривать почти всегда в отрицательную сторону.

Только в официальных прогнозах Минэкономразвития ожидания по спаду ВВП менялись несколько раз. Так, в начале года прогнозировалось снижение на уровне 0,8%, потом - 2,8%, позже - 3,9%. Последние ожидания, заявленные министерством, составляют 3,7-3,8%.

Нестабильные цены на нефть, которые заметно снизились в конце года, свели на нет наметившуюся летом стабилизацию в экономике.

При этом ряд аналитиков и власти склонны считать, что ситуация могла быть и хуже, но экономика проявила способность к адаптации в условиях низких сырьевых цен и санкционного режима. В результате следующий год может охарактеризоваться скромным восстановительным ростом.

Дно и водолазы

Неизменным в 2015 году оставался поиск дна кризиса российской экономики, к которому российские экономические власти приступили еще в конце 2014 года. Тогда замминистра экономического развития Алексей Ведев заявлял, что экономика в середине 2015 года может найти его и "оттолкнуться".

За эти поиски глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров назвал министра экономического развития Алексея Улюкаева водолазом, который "раз в два месяца надевает водолазный костюм, выныривает и сообщает: дно достигнуто!". Комментируя такое сравнение в интервью "Комсомольской правде", Улюкаев посчитал его хорошим, отметив, что "задача водолаза - видеть рифы, мели, опасности, которые мешают кораблю".

Выступая в декабре в Совете Федерации, министр все же отчитался о том, что не носит "розовые очки" и экономика действительно преодолела нижнюю точку спада в середине 2015 года. В июле-октябре ежемесячно наблюдался рост ВВП с очищенной сезонностью от 0 до 0,3%.

"Стабилизация ситуации (в июле-октябре) была вызвана как достаточно хорошим годом с точки зрения агропромышленного комплекса, а также с точки зрения импортозамещения в тех отраслях, где это можно было сделать довольно оперативно без больших капитальных затрат", - полагает главный экономист Газпромбанка Максим Петроневич. При этом он уверен, что низшая точка не пройдена.

Данные мониторинга Минэкономразвития за ноябрь констатировали возврат в область отрицательных значений - падение ВВП с очищенной сезонностью составило 0,3% к предыдущему месяцу. После положительной динамики в июле-октябре снизилось промышленное производство, усилился спад в сельском хозяйстве, строительстве, розничной торговле, платных услугах населению, отмечало МЭР.

Основное влияние на макроэкономические показатели в 2015 г. помимо падения цен на нефть оказал закрытый внешний рынок капитала, отмечает Петроневич. Эти факторы привели к существенной девальвации рубля. "Девальвация рубля вкупе с другими ограничителями привели к существенной инфляции и серьезному падению покупательской способности населения", - пояснил эксперт.

Большое беспокойство

Главные драйверы экономики - потребительский спрос и инвестиции - впали если не в депрессию, то в глубокую меланхолию. При этом потребительский сектор вызывает самое большое беспокойство властей, в отличие от инвестиций, отмечал Улюкаев.

По его словам, изначально ожидался инвестиционный спад на уровне 10%. По итогам января-ноября он составил 5,5%. Улучшения по этим показателям дали вложения топливно-энергетического комплекса, отметил министр.

По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, отчасти это может быть объяснено проектами "Силы Сибири", отчасти - тем, что в середине лета была проведена индексация тарифов естественных монополий. "Динамика инвестиций не меняет, на мой взгляд, картины роста, потому что сейчас основной вопрос связан с динамикой потребления, насколько будет быстрым ухудшение в динамике потребления. Или наоборот, может быть, это ухудшение может быть купировано какими-то действиями правительства", - полагает аналитик.

Причиной падения потребительского спроса МЭР в своем ноябрьском мониторинге называет сокращение реальной зарплаты, рост цен и, как следствие, переход на избирательно-сберегательную модель текущего потребления. Оборот розничной торговли в ноябре к соответствующему периоду прошедшего года снизился на 13,1%.

"Я связываю то, что происходит, с новым раундом санкций теперь против Турции. Заместить зимой турецкое продовольствие достаточно сложно, поэтому основной эффект санкций краткосрочный, во всяком случае, он материализовался в виде инфляционного шока", - сказала Орлова.

Могло быть и хуже

По мнению Петроневича, все же глубина падения могла быть и больше. Потребление в какой-то степени поддерживалось ростом доходов населения в номинальном выражении, отметил он.

Эксперт считает, что потребительский спрос какое-то время еще будет падать. Существенным фактором замедления падения могло бы стать возобновление потребительского кредитования. "Банки сейчас проходят нижнюю точку и морально готовятся к возобновлению потребительского кредитования, которое падало весь год", - полагает он.

Эксперт видит и повод для оптимизма в показателях по спаду ВВП в 2015 году, вспоминая 2009 год, когда падение составило 8%. "2015 год был достаточно тяжелым, потому что цены продолжают штурмовать новые низшие отметки. Но учитывая то, что при этом мы в отличие от 2009 года находимся в режиме закрытого для нас рынка капитала, тот факт, что российская экономика по итогам года сократится на 3,7-3,8%, - это в какой-то степени большой успех. Условия гораздо хуже, чем в 2009 году, а результаты в два раза лучше", - считает Петроневич.

Это говорит о том, что экономика РФ при всех ее недостатках показывает "огромную" устойчивость в условиях турбулентности. "Иные экономики перенесли бы эти ограничения с гораздо большими потерями", - добавил аналитик.

Опять нефть

Цены на нефть продолжат быть одним из определяющих рисков для российской экономики в 2016 году. Некоторые эксперты склонны полагать, что стоимость сырья может быть еще ниже, чем в 2015 году. Улюкаев заявил, что в своем прогнозе на 2016 году Минэкономразвития может пересмотреть этот показатель в сторону понижения.

Пессимистичную оценку цены нефти дал министр финансов РФ Антон Силуанов. По его мнению, в 2016 году она будет стоить $40 за баррель. При этом, по словам министра, у российских властей есть понимание, как действовать в таких условиях. Министерство подготовило ряд мер на этот случай - это работа с доходами, приватизация и консолидация расходной части бюджета. Финансовые власти готовы скорректировать бюджет уже в конце первого квартала следующего года в случае реализации такого сценария.

"Если мы говорим о дальнейшем падении цен на нефть, то это будет связано, скорее всего, с недостаточным спросом, который мог бы создавать Китай. Если в Китае будет кризис, это выльется не просто в падение цен на нефть, но и в удешевление других видов ресурсов. Этот риск может привести к затяжному периоду низких цен", - полагает главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин.

По мнению Петроневича, цены на нефть уже упали на достаточно низкий уровень, что создает риски для бюджета РФ, в котором заложена цена, если считать в рублевом выражении, на уровне 3 тыс. 100 рублей при нынешних ценах на уровне ниже 3 тыс. рублей. "Это создает дополнительный бюджетный риск на уровне 1 трлн рублей, который в принципе можно профинансировать из Резервного фонда в этом году, но опять возникнет жесткий вопрос, что делать с бюджетом в следующем году", - отмечает он.

Ситуация в финансовой сфере также может оказать более существенное влияние на остальные сектора экономики, нежели чем в 2015 году, полагает Надоршин. "И здесь вопрос - будет ли Центральный банк принимать меры, на которые он не готов? Например, меры, которые могут повлиять на цели по инфляционному таргетированию", - указывает эсперт.

Проблемы может создать и возможное повышение ставки ФРС в связи с восстановлением роста экономики США и для борьбы с инфляцией. "Не очень материален риск, но ФРС может начать повышать ставку быстрее, чем собиралась. Это окажет давление на ту же самую нефть через изъятие горячих денег с финансовых рынков быстрее, чем к этому готовились", - считает Надоршин.

Зыбкий восстановительный рост

В 2016 году власти рассчитывают на небольшой восстановительный рост российской экономики. В последнем прогнозе Минэкономразвития ожидается показатель на уровне 0,7%. Однако после сильного снижения цен на нефть в конце года Улюкаев сообщил, что основания для ухудшения этого прогноза существуют, и в целом анонсировал пересмотр прогноза на 2016-2018 годы в январе 2016 года. Действующие ожидания министерства предусматривает инфляцию на уровне 6,4%, среднегодовой курс доллара на уровне 63,3 рубля, цену на нефть - $50 за баррель.

Мнение о возможном восстановительном росте разделяет Орлова. "Не думаю, что картина (итоги января-ноября 2015 года) может отсрочить восстановительный рост. У меня концепция роста 0,3%", - сказала она.

Аналитик обосновывает свой прогноз тем, что бюджетная политика со второго полугодия 2016 года будет носить стимулирующий характер перед выборами. "То есть будут дополнительные расходы, которые так или иначе должны дать эффект", - отметила Орлова. Кроме того, она рассчитывает на готовность граждан снова брать кредиты, что будет способствовать восстановлению потребительского спроса.

Показатели 11 месяцев 2015 года говорят о том, что временной отрезок, в который можно было бы ждать восстановления экономики, откладывается на более поздний срок, считает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. По его мнению, необходимы внутренние драйверы для восстановления, которые пока отсутствуют.

Пока не стабилизируются показатели по оптовой и розничной торговле, инвестициям, говорить о том, что экономика вышла из фазы снижения рано, поясняет Петроневич. "Поэтому экономика, на мой взгляд, на траектории небыстрого, но все-таки снижения", - добавил он.

Не ожидает восстановительного роста и Надоршин. "В 2016 году не будет роста потребления. Все что мы могли сделать в импортозамещении, большая часть из этого произошла или происходит. Этого недостаточно, чтобы компенсировать резкое снижение внутреннего спроса, в первую очередь со стороны домохозяйств", - полагает аналитик.

Прожила сложный год под знаком санкций и падения цен на нефть. Насколько хорошо власти и бизнесу удалось справиться с основными проблемами российской экономики? И что нас ждет дальше?

В 2014 году можно было услышать рассуждения оптимистов двух категорий:

  • говорящих о том, что цена на в обозримом будущем не упадет существенно;
  • говорящих о том, что зависимость российской экономики в целом и курса рубля от нефти — не критична, и поэтому падение цен на нефть не окажет существенного влияния на экономику РФ.

К сожалению, оба оптимистических прогноза не оправдались. Если до лета 2014 года цена на баррель нефти марки «Brent» достаточно долго колебалась в районе отметок 100- 110 долларов, то начиная с середины 2014-го началось драматическое падение, на сегодняшний день — почти в 3 раза. После обвала конца 2014-го - начала 2015-го (почти до 45 долларов) весна принесла надежду и повод для оптимизма: цена на нефть снова начала расти, лишь немного не дотянув до 70. Но радость была преждевременной. Новый спад «прижал цену к земле» до 7-летнего минимума — почти 36 долларов.

Нужно сказать, что сегодня большая часть экспертов ожидает «затяжного» роста цен на углеводороды, начиная уже с 2016 года (еще недавно они были более пессимистичны — многие прогнозировали спад по 2019 год). Теперь же практически все уверены, что рост будет, и продлится он на десятилетия. Вопрос только в том, насколько он будет быстрым.

Есть жизнерадостные предсказания — типа 80 долларов уже в этом году, но звучат они откровенно сказочно. Я бы сказал, что стоит прислушаться к экспертам , говорящим о том, что скорость роста цен на нефть будет составлять в районе 5 долларов в год. Хотя все это, конечно, очень и очень приблизительно.

В любом случае строить свои планы на основании оптимистического прогноза — никогда не стоит. Поэтому России нужно на всякий случай учиться жить в условиях сравнительно невысоких цен на углеводороды. Как? К этому мы еще вернемся.

На фоне того, что делается с ценами на нефть, вполне ожидаемыми оказались кульбиты, выделываемые курсом рубля. Процитируем расчеты «Коммерсанта» (только статистика, никакой политики):

«Год начался с того, что за доллар на российском валютном рынке давали 56,25 руб.; 15 января - 66,09 руб.; 28 февраля - 61,07 руб.; 12 марта - 62,27 руб.; 27 марта - 56,42 руб.; 16 апреля - 50,52 руб.; 21 мая - 49,21 руб.; 9 июня - 56,04 руб.; 29 июля - 60,22 руб.; 20 августа - 65,72 руб.; 25 августа - 70,74 руб.; 9 сентября - 68,79 руб.; 18 сентября - 65,36 руб.; 20 октября - 61,44 руб.; 29 октября - 65,31 руб.; 17 ноября - 66,46 руб.; 5 декабря - 67,60 руб.; наконец, 16 декабря - рекордные 70,83 руб.».



К счастью, уровень инфляции и роста потребительских цен не позволял себе подобных акробатических упражнений.

В ходе своей большой пресс-конференции президент России Владимир Путин по состоянию на 7 декабря констатировал инфляцию на уровне 12,3% (в ноябре она ускорилась по сравнению с октябрем с 0,7 до 0,8%). Это, конечно, весьма неприятно, но совершенно не критично. И не идет ни в какое сравнение с некоторыми соседями, у которых наблюдается настоящая экономическая катастрофа.

Падение уровня реальной зарплаты в октябре 2015 года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года составило 10,9%. Однако в ноябре этот показатель уже составлял 9%. Если в декабре разрыв сократится еще больше — мы уже смело сможем говорить о некоей устойчивой позитивной тенденции.

Что же касается базового показателя — ВВП, то в этом году он пока снизился на 3,7%. Показатель болезненный, но не критичный. Есть страны, у которых дела обстоят в разы хуже.

Владимир Путин на пресс-конференции заявил о том, что пик кризиса уже пройден. И обосновал свои слова статистикой. Даже на фоне кризиса уже проявляются серьезные позитивные моменты.

Со II квартала текущего года наблюдаются признаки стабилизации деловой активности. На основании чего мы делаем такой вывод? В сентябре–октябре прирост ВВП (уже прирост) составил соответственно 0,3–0,1% к предыдущему месяцу. Начиная с мая перестал сокращаться и объём выпуска промышленной продукции. В сентябре–октябре зафиксирован небольшой, но всё-таки рост промышленного производства: 0,2–0,1%. Кстати говоря, на Дальнем Востоке зафиксирован рост промышленного производства – 3,1%.

Положительную динамику демонстрирует сельское хозяйство, рост там составит не менее трёх процентов. И это говорит о том, что мы правильно и своевременно всё делаем по поддержке сельского хозяйства. И урожай зерновых у нас второй год подряд выше, чем 100 миллионов тонн, – 103,4. (…)

Устойчивая ситуация наблюдается на рынке труда: уровень безработицы колеблется около 5,6%. Сохраняется положительное сальдо торгового баланса. У нас общий объём товарооборота упал, а положительное сальдо сохраняется, причём на достаточно серьёзной величине – 126,3 миллиарда долларов.

Международные резервы составили 364,4 миллиарда, они немножко сократились, но всё-таки это очень солидная величина. Снизился внешний долг Российской Федерации на 13 процентов по сравнению с 2014 годом. Существенно сократился отток капитала. Более того, в III квартале текущего года отмечен чистый приток. (…) Несмотря на сложную ситуацию, продолжает развиваться и ТЭК. Добыча нефти, угля, электроэнергии увеличилась.

По итогам года будет введено в строй более 4,6 гигаватта новых генерирующих мощностей. (…) Вся морская портовая инфраструктура России получила прирост мощности в объёме 19,5 миллиона тонн. Кстати говоря, обращаю внимание вот на что: за январь–сентябрь объём перевалки грузов в российских портах увеличился на 3%. Путин Владимир Владимирович.

Важным аспектом развития российской экономики в кризисный период стало импортозамещение. Это — отдельная большая тема, но все же, говоря об экономике в целом, нельзя не упомянуть и его.

Согласно докладу Центробанка, импорт продуктов в Россию сокращается, а собственное производство, напротив, растет.

Производства картофеля и говядины выросло на 25%, свинины — на 18%, творога и сыра — на 15%, птицы — на 11%, овощей — на 3%. Немного сократилось производство колбасы и рыбы.

Однако при этом, к сожалению, наполнить рынок и полностью компенсировать сокращение импорта у российских производителей не вышло. Предложение той же говядины сократилось на 42%, овощей — на 10% и т.п. И это — все еще очень серьезная проблема.

Что касается производства в целом, то тут, к несчастью, еще царит неопределенность. После четырех месяцев роста, в ноябре 2015 года, промпроизводство упало на 0,6%. Будем надеяться, что в декабре в подобном ключе динамика развиваться не будет.

Возвращаясь к внешней торговле, вынужден буду констатировать, что здесь тенденции пока не утешительны. Экспорт в январе-октябре 2015 года составил порядка 288,7 миллиардов долларов или 68,2% к показателям января-октября 2014-го. Причем почти 185 миллиардов (около 64%) составил экспорт топливно-энергетических товаров. Экспорт машин, оборудования и транспортных средств составил чуть больше 19 миллиардов (около 6,6%), что является не самым радостным показателем.

Импорт упал больше экспорта и составил к аналогичному периоду 2014 года лишь 62%.

Крупнейшими внешнеторговыми партнерами оказались Китай, Германия, Нидерланды, Италия, Беларусь, Турция.

О чем мы можем сказать, подводя итоги? «Всё пропало» кричать нельзя. Есть достаточное количество экономических показателей, демонстрирующих позитивную динамику. Там, где динамика по итогам года получилась негативная, «минусовые величины» совсем не критичны и вполне преодолимы.

Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в , чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.

Ещё об

Финансы без романсов
Экономические итоги 2015 года / Новогодние праздники. Основные достижения года

«Русская планета», подводя итоги своей работы за год, решила в рубрике «Новогодние праздники. Основные достижения года» в серии материалов показать, чем завершается 2015 год и для России и мира и с чем мы пойдём в год новый... Ещё в


___

Эльвира Набиуллина. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС; Туризм в Египте. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС; Крым. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС; Су-24М. Фото: ТАСС

2015 год начался с экономического шока: Центробанк резко поднял ключевую ставку под предлогом необходимости затормозить падение рубля. Рубль действительно перестал дешеветь и даже немного отыграл осенние потери, зато российский бизнес практически лишился кредитного финансирования как такового.
Как экономика пережила это нелегкое время и с чем мы подходим к году 2016? «Русская планета» подводит экономические итоги года и вспоминает все самые значимые события в мире финансов.

Итог №1. Критическое падение промышленного производства. Сомнительное «лекарство» от Центробанка откликнулось реальным падением производства не менее чем на 4% только по официальным цифрам. Последние на данный момент данные - минус 3,7% по итогам октября, минус 3,8% по итогам ноября.

Итог №2. Антикризисное сокращение бюджетных расходов. Догадавшись, что что-то пошло не так, правительство России начало год с решительного шага - опубликовало свою антикризисную программу. Идеология этого документа - экономия: сокращение большинства категорий расходов бюджета на 10%, ежегодное сокращение расходов бюджета в течение трех лет на 5% и общее сокращение расходов на функционирование органов госвласти. Отзывы экспертов о данном плане уже в момент его появления (в январе 2015-го) оптимизма не внушали.

Итог №3. Ставка: как бы пониженная, а как бы и нет. Вдохновившись упомянутым документом, Центробанк 30 января приступил к постепенному снижению заоблачной ключевой ставки: с 17% она уменьшилась до 15%. Хотелось бы сказать, что кредиты стали доступнее, но это не так: по указанному проценту могут кредитоваться только банки, да и то на очень короткие сроки. Бизнес не мог получить деньги дешевле, чем под 25–30%. При этом - важный момент - Центробанк отложил на полгода ограничение максимального размера розничных кредитных ставок до 4/3 от средней ставки рынка. И проценты по кредитам понеслись вверх на лихих конях экономического Армагеддона.

Итог №4. Невыполненные планы. Февраль-март прошли в попытках осмысления происходящего. Цены на нефть пошли в рост с середины января - с 48 долларов за баррель Brent до 61 доллара; новый мягкий спад начался лишь в конце февраля, а через месяц цены вновь выросли. На этом умеренно благоприятном фоне чиновники подвели первые итоги выполнения своего антикризисного плана: за полтора месяца удалось выполнить лишь 11% программы вместо намеченных 55%. Поистине, пока гром не грянет, мужики на служебных «лексусах» не перекрестятся.

Итог №5. Временное валютное «отрезвление». В целом весной люди вздохнули с некоторым облегчением. Несмотря на высокие цены в магазинах, укрепление рубля чувствовалось, национальная валюта приблизилась чуть ли не к докризисному уровню, и - в это трудно сейчас поверить - люди стали расставаться с долларами и евро, чтобы купить побольше рублей! Но уже к концу года все вернулось на круги своя: граждане снова стали скупать иностранные дензнаки, да еще и с таким рвением, что объем рублевой наличности на руках россиян сжался до жалких 17 млрд руб. - из 6,7 трлн руб., находящихся в обороте.


Валюта / Фото: Сергей Бобылев


Итог №6. Восточные партнерства. Лето этого года стало периодом относительного если не процветания, то как минимум явного движения вперед для российской экономики. Нефть была по 65, доллар по 49. В Донбассе наконец воцарился пусть неспокойный, но все-таки мир, и Россия получила возможность спокойно работать над «поворотом на Восток» - активно разрабатывать торговые соглашения с Китаем и Кореей. Большой пакет документов по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса «Шелковый путь» еще в начале мая - и, как говорится, понеслось.

Итог №7. Мы нужны Западу, но Запад не нужен нам. Очевидно, что подобное положение вещей устраивало далеко не всех. Западные санкции фактически не работали, Россия успешно провела посевную кампанию, подписала соглашения о поставке теплолюбивых культур со странами Азии и Латинской Америки и, в общем-то, стало очевидным, что примерной порки не получилось, что унтер-офицерская вдова едва ли не сама себя высекла. И тогда западные партнеры стали искать новые уязвимые точки российской экономики. Очередное охлаждение отношений началось с активных действий по исполнению решения ЕСПЧ по так называемому «делу акционеров ЮКОСа»: с первых дней лета Европа принялась выискивать российские активы и накладывать на них арест. И без того пошатнувшееся взаимное доверие сошло на нет.

Итог №8. Лобби сильнее народных избранников. Тогда же, в июне, стало очевидным, что Федеральная антимонопольная служба при нынешнем законодательстве неспособна контролировать цены. Преодолевая мощное сопротивление лоббистов, Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий беспредел ритейлеров в отношении поставщиков. Увы, до второго чтения дело так и не дошло: торговая мафия оказалась сильнее совести и здравого смысла.

Итог №9. Хорошо поговорили. Последним событием периода стабильности стал Петербургский международный экономический форум: на редкость успешный комплекс мероприятий, собравший свыше 10 тыс. человек. Только в рамках форуме было заключено 205 контрактов на общую сумму 293,4 млрд руб., к тому же невозможно сосчитать, сколько начавшихся там переговоров также нашли потом свое логическое завершение в виде подписанных договоров. Правда, благоприятная мировая конъюнктура закончилась примерно через день после закрытия форума, в воскресенье 22 июня, когда Евросоюз объявил о продлении антироссийских санкций. Стало окончательно понятно, что, несмотря на петербургские улыбки и рукопожатия, Запад намерен разговаривать с Россией языком силы.

Итог №10 (показательный). Награда нашла своего героя. Эльвира Набиуллина была названа лучшим главой Центробанка в мире по версии журнала Euromoney. На фоне падения рубля, экономического коллапса и мертвым грузом лежащих в США денег национальных фондов России этот «успех» напомнил о временах Гапона и Азефа. В целом это событие можно считать «собирательным образом» всего того идиотизма, что творился в сфере управления финансами в России в последние годы.

Итог №11. Продовольственный бунт. Что ж, санкции - так санкции, согласились в Кремле. В начале августа Владимир Путин подписал указ об уничтожении продукции, поставленной в обход продовольственного эмбарго. Сама по себе мера абсолютно стандартная, но применять ее кинулись с животным энтузиазмом: информационные телепередачи наперебой показывали кадры уничтожения вполне качественной пищи, а в интернете появились ролики, демонстрирующие, как люди выискивают в раздавленной бульдозерами массе что-то более-менее съедобное. Так рутинная процедура позором.

К счастью, еду в России не только уничтожали, но и выращивали. В условиях продовольственного эмбарго хороший урожай оказался как нельзя более кстати: рекорды 2014 года побить не удалось, но в целом село отработало страду более чем достойно.

Итог №12. Чиновник слушает, да ест… Когда настала пора вернуться к антикризисному плану и проверить, насколько эффективно снизили себе зарплаты чиновники, оказалось, что… Упс. Несколько нехитрых комбинаций опытных шулеров - и доход некоторых слуг народа повысился аж в два раза. А что? Кризис же, надо как-то выживать и семьи кормить!

Итог №13. Банкрот, банкрот, еще банкрот. К концу года последствия экономических санкций, то есть отсутствия дешевых западных кредитов, стали ощущать все больше предприятий. Наиболее чувствительными стали банкротство второго авиаперевозчика страны «Трансаэро» и коллапс ВЭБа, банка с едва ли не вековой историей.

Итог №14. Конец египетского туризма. Начало военных действий в Сирии серьезнейшим образом отразилось на туристической отрасли России: сначала из-за взорванного пассажирского самолета было закрыто египетское направление, потом из-за сбитого военного - турецкого. На эти страны приходилось свыше 80% российского пляжного туризма. Более того, с Турцией вообще были приостановлены экономические отношения, что еще не раз аукнется экономикам обеих черноморских держав.


Боевое дежурство солдат сирийской армии / Фото: Валерий Шарифулин


Итог №15. Бизнес и власть вступили в «диалог»… Что до внутренней экономики, то закономерным венцом года стало выступление двух бизнесменов на Московском экономическом форуме: Павел Грудинин и Дмитрий Потапенко на секции МЭФ по экономической безопасности, с некоторым трудом подбирая цензурные выражения, объяснили, что такое делать бизнес в России в условиях постоянного роста налогов, новых изощренных запретов и давления коррумпированных инспекторов. Присутствовавшие на секции депутаты Госдумы смогли лишь промычать, что сейчас зато дома не взрываются. Через несколько дней в Волгограде от двух взрывов обрушился жилой дом.

Итог №16. Выживаем вопреки. При всем этом страна продолжала жить, работать, двигаться. 10 декабря первый ток дал принципиально новый реактор на Белоярской ГЭС - БН-800 на «быстрых нейтронах» станет прообразом недорогих и эффективных коммерческих реакторов будущего. А 15 декабря выпущены первые пластиковые карты «Мир» - платежной системы, независимой от капризов мировых монстров. Особенно важно, что «Мир» будет действовать в том числе и в Крыму, где невозможно пользоваться картами Visa и Mastercard.

Продолжая тему Крыма, надо вспомнить, что после начала стихийной энергоблокады полуострова России удалось в рекордные сроки наладить энергомост с «большой земли», показав тем самым, что если со стратегией у нас проблемы (можно было подстраховаться раньше), то в критической ситуации мы действуем быстро, слаженно и эффективно.

Итог №17. Пора трезветь. Ну а невольным символом этого сложного, неприятного и, возможно, переломного года стало замечательное раздолбайство Росалкогольрегулирования, которое под самые новогодние праздники решило заставить все бары и магазины подключиться к системе ЕГАИС на шесть месяцев раньше оговоренного. Даже на момент написания этого дайджеста невозможно сказать, законной ли будет продажа спиртного в барах, начиная с 1 января. Будем надеяться, что хорошие чиновники заставят плохих сдвинуть срок реализации своих хотелок хотя бы на полмесяца.
***

Борьба здравого смысла с поиском личной выгоды, абстрактных хороших чиновников с конкретными плохими обещает быть лейтмотивом экономической жизни в наступающем 2016 году. И давайте в новогоднюю ночь поднимем тост за то, чтобы первые наконец пересажали вторых. Потому что никакие иные методы, как видно из написанного выше, уже не действуют.